Категория: Инструкции
Коротко
Можно сказать что это пробабушка современных байдарок. Это судно и по сей день остается очень популярным, из-за своей огромной вместителтности и фантастической устойчивости. Не знаю выпускает ли их ещё завод "Салют" Но этих неспешащих гигантов можно часто встретить на реках.
Байдарка "Таймень", сконструированная Валентином Алексеевичем Строгановым, давно уже снискала добрую славу у любителей водного туризма.
Она легка, надежна и приспособлена в том числе для длительных сложных маршрутов. Путешествуют на ней в светлое время суток.
Байдарка для водных путешествийВот уже более тридцати лет эта лодка успешно эксплуатируется на участках рек Южного Буга, Карпат, Северного Кавказа, Алтая, Саян, Карелии 1-3-й категорий сложности. Байдарки туристические "Таймень" среди туристов имеют своих ярых поклонников, которые принципиально не путешествуют ни на чем другом.
Относительно небольшой вес и возможность сборки-разборки позволяют туристам на сложных для сплава участках (4-6-й категорий сложности) обносить опасные участки по берегу. Для 5-й и 6-й категорий используются специальные гребные суда: плоты, катамараны.
Впрочем, на продолжительных маршрутах предпочтительнее для туристов все-таки является байдарка “Таймень”. Отзывы путешественников свидетельствуют о том, что на открытом водном плесе ею легче управлять, чем вышеупомянутыми спортивными судами: она при волне и ветре лучше держит курс, т. е. не “рыскает”. Кроме того, в силу лучшей гидродинамики (байдарка все-таки) лодка плывет быстрее.
Опытные уристы путешествуют по маршруту со скоростью 7 км/час. При слаженной гребле наиболее быстрой является трехместная лодка. Ее средняя скорость - 8 км/час.
Об изготовителе “Тайменя”Данную лодку второго поколения начала выпускать промышленность СССР еще в конце 70-х гг. Конструкция получилась экономичной и оптимальной. Исключительно надежна и служит в среднем 30 лет байдарка “Таймень”. Производитель - завод ФГУП ММПП "Салют" - выпускает данную байдарку второго поколения и в наше время. Покупать новую лодку рекомендуем в фирменном московском магазине "Мотоблоки" по проспекту Буденного, 14.
Байдарка, состоящая из сборного каркаса и "шкуры" (оболочки из полихлорвинила (ПВХ)), обладает отменным запасом плавучести и хорошей грузоподъемностью.
Кроме того, легко можно купить подержанную лодку. Есть целые сообщества владельцев данной байдарки. Запчасти к ней приобрести - не проблема.
МодификацииИзготавливается три базовые модели байдарки: одноместная "Таймень-1”, двухместная “Таймень-2”, трехместная “Таймень-3”.
Подготовка к сборке каркасаДля эффективной сборки важно правильно произвести подготовку к сборке основного каркаса.
Итак, у нас отдельно лежат:
Сборка байдарки “Таймень” осуществляется согласно инструкции. Впрочем, мы специально для читателей-новичков внесем некоторые комментарии в порядок сборки, не отягощая их терминологией. Просим не считать нижеизложенное полноценной инструкцией (она обязательно должна присутствовать при сборке).
Собирая первый раз байдарку “Таймень” методом проб и ошибок, мы сочли следующие этапы принципиальными:
За 30 лет пользования байдарками “Таймень” их собственниками накоплен определенный опыт и составлены рекомендации, обеспечивающие безопасное плавание. Изложим некоторые советы:
Подготовка лодки “Таймень” к походу - дело серьезное. В нем нет мелочей. Неудобное весло или скамья, мешок для багажа, который подтекает - все это может испортить радость от общения с природой.
Имеет ли недостатки байдарка каркасная “Таймень”? Если таковым является достаточно неудобная упаковка для транспортировки высотой более 1,5 метра и весом более 30 кг, то да. Рекомендуем заранее спланировать ее беспроблемное перемещение к месту старта путешествия.
Также туристам-профессионалам, путешествующим по речным маршрутам второй и третьей квалификации сложности, обязательно следует доработать "шкуру", проклеить ее под кильсоном и стрингерами, воспользоваться водонепроницаемым фартуком, юбками и заглушками.
Надеемся, что наши рекомендации будут полезны и новичкам, и уже путешествовавшим на байдарке “Таймень”.
Байдарка Салют 2 Инструкция загрузить бесплатно
Интересуют байдарки моделей таймень, салют, щука, Доставка по России Байдарки Продам Таймень - 2 бу В хорошем состоянии с веслами, Продам 25000 В комплекте, весла, инструкция по сборке,гермомешок. Москва.
Байдарка « Салют М-4,7» с оболочкой из резины и брезента. Салю?т 2 Особенности байдарок « Салют » по сравнению с аналогичными байдарками.
Байдарка СВИРЬ Байдарка Ладога Долгожданный большой FAQ по байдарке Таймень- 2 от Дмитрия Тараканова. Сокращения. С3 - Салют 3. С2 - Салют 2. клеим ленты на лодку, соблюдая инструкцию по применению клея.
Байдарка Салют - 2 представляет собой разборный деревянный или металлический каркас, который обтягивается оболочкой, с днищем из водонепроницаемой ткани. Вся конструкция обеспечивает прочность байдарки, а также маневренность и ходовые качества. Для более легкого управления байдарка снабжается рулем, педалями и штуртроссом. Вес байдарки оставляет желать лучшего, да и габариты в упакованном виде тоже, однако в то время, когда это судно было в моде, считалось.
Байдарка Салют - 2 представляет собой разборный деревянный или металлический каркас, который Байдарка Салют. Описание. Схема. Сборка.
Мы приглашаем Вас в водные походы на байдарках по рекам и озерам нашей родной страны. Водные походы на байдарках – это отличная возможность вырваться с. »
Наверное, ни о каких байдарках не было бы и речи, если бы в 1907 году немецкий сапожник Иоганн Клеппер не получил лицензию на изготовление складных лодок. »
Насколько успешной окажется деятельность Вашей компании на рынке зависит, прежде всего, от коллектива, а точнее от его дружности и слаженности в работе. Наличие команды в. »
Инструкция по сборке байдарки «Таймень-3» НазначениеТрехместная разборная байдарка «Таймень-3» предназначена для туристических походов и прогулок в светлое время суток по рекам, озёрам и водохранилищам с удалением от берега до 500м и высотой волны не более 0,15м.
Технические данныеРисунок 1. Байдарка «Таймень-3»
Требования по технике безопасностиПользоваться байдаркой могут только люди, умеющие плавать. Те туристы, которые не умеют плавать обязаны во время сплава находиться в спасательном жилете.
Перед спуском на воду осмотрите байдарку и убедитесь в отсутствии повреждений.
Во избежание крена байдарки и неправильного ее хода по воде, вещи необходимо по бортам раскладывать равномерно, то есть старайтесь положить на правый и левый борт примерно одинаковое количество вещей по весу.
Важно: в 3-местной байдарке 2 человека сидит спереди, потом грузовой отсек, 1 человек сидит сзади! Это надо знать для правильного выбора и установки шпангоутов.
СборкаПеред тем, как собирать байдарку, внимательно изучите эту инструкцию и строго соблюдайте её. Поверьте, так собрать байдарку гораздо быстрее, чем Вы будете выдумывать свой порядок ее сборки.
Место для сборки и разборки байдарки необходимо выбрать ровное, без песка, камней, высокой травы и острых предметов. Песок может забиться в элементы каркаса и в конце похода Вам будет очень трудно разобрать байдарку, особенно стрингера-пистолеты (с выдвижной пружинной втулкой).
При установке следите чтобы при установке шпангоутов №1 и №2 отгиб скоб (ушей) был направлен в нос байдарки, а шпангоутов №3 и №4 -в корму.
Поскольку отгибы определить не всегда получается можно ориентироваться по спинкам – у них один край прямой, а другой полукруглый, спинка должна располагаться полукруглым краем вниз.
Теперь перейдём непосредственно к сборке.
Штевень (2) соедините с кильсоном носовым (7) и зафиксируйте винтом (рисунок 2).
Рисунок 2. Фиксация штевня с кильсоном винтом.
Установите шпангоут №1 (маленький без спинки) – (3) на штевне (2), зафиксировав нижнюю скобку шпангоута винтом. Следите за разворотом шпангоута. Часто бывают ошибки на 180 градусов. Критерий правильности – скоба-паз, расположенная сверху на шпангоуте для фиксации верхнего стрингера, должна быть развернута к носу (рисунок 3).
Рисунок 3. Фиксация шпангоута на штевне винтом.
Установите привальные брусья (20)-(длинные толстые) и стрингеры (21,22)- (длинные тонкие) – просунув их через уши шпангоута и вставив в соответствующие трубки штевня (толстые вставляем в толстые, тонкие – в тонкие). Толстые трубки располагаются сверху – рисунок 4.
Рисунок 4. Фиксация брусьев привальных и стрингеров на скобах шпангоута.
Установите на пластине носового кильсона (8) шпангоут №2 (4). При установке шпангоута №2 (следите за тем, чтобы спинка смотрела вперед) на пластину кильсона заведите один из нижних фиксаторов шпангоута в отверстие с поперечным пазом так, чтобы проточка фиксатора вошла в паз, но не до упора, приподнимите шпангоут так, чтобы зазор между вторым нижним его фиксатором и плоскостью пластины был не более 1 мм. Затем, вращая шпангоут на первом фиксаторе, заведите второй фиксатор в отверстие продольного паза так, чтобы проточка фиксатора находилась в продольном пазе, и задвиньте шпангоут до упора (рисунок 5).
Рисунок 5. Установка шпангоута № 2 на кильсон.
После фиксации шпангоута №2 установите привальные брусья (толстые короткие) (23) и стрингеры (тонкие короткие) (25), просунув их через скобы шпангоута, одновременно нарастив привальные брусья (20) и стрингеры (21,22) – соответственно толстые – в толстые и тонкие – в тонкие. Носовая сборка готова.
Аналогично собирается кормовая половина каркаса, при этом последовательно установите штевень (2), кильсон кормовой (10), к которому присоедините кильсон средний (9), шпангоут №4 (6), брусья привальные (20), стрингеры (21, 22), шпангоут №3 (5), брусья привальные (20а) и стрингеры (22а), шпангоут № 2а (7), привальные брусья 24 и стрингеры (26). При установке шпангоута № 3 (без спинки) следите за тем, чтобы отгиб скоб был направлен в сторону штевня – оси должны сходиться к корме. Одновременно с фиксацией шпангоута №4 (6) на штевне (2) чтобы присоединить сиденье следует винт пропустить через отверстия в кронштейне кормового сидения (28).
Собранные таким образом носовую и кормовую части каркаса вставьте в соответствующие концы оболочки (разрез в деке для кормовой части шире, чем для носовой части). Вставляйте оконечности максимально далеко до упора, затем наступите на оболочку внутри байдарки, поставив ноги между кильсоном и стрингерами, и вставьте оконечности каркаса в оболочку до края деки, упираясь в шпангоуты №1 или №4 и придерживая оболочку ногами, фото 1. Вставляйте части плавно, ровно, как можно глубже и без перекосов, так как в ином случае каркас расположится в байдарке с перекосами, и Вы будете неровно идти по воде.
Приподнимите носовую и кормовую части каркаса и совместите шипы на конце носового кильсона (8) с отверстиями на конце кормового кильсона (9) – рисунок 6.
Рисунок 6. Стыковка центральной части кильсона и сборка каркаса в оболочке .
Плавно опускайте каркас, следя за тем, чтобы оконечности оболочки ровно, без перекосов, располагались относительно каркаса. Не допускайте выскакивания шипов кильсона носового из соответствующих отверстий кормовой части кильсона. Поправляйте стрингеры и привальные брусья средние носовые и кормовые внутрь оболочки, чтобы не сломать или не согнуть их в случае, если они зацепятся за оболочку или упрутся торцами друг в друга, следите также, чтобы рычажки подпружиненных выдвижных втулок были обращены внутрь байдарки, чтобы случайно не повредить оболочку. Опустив каркас вниз, ни в коем случае его не отпускайте! Иначе он может выскочить вверх и ударить Вас.
После того, как он ляжет на дно оболочки, заприте кильсоны между собой с помощью четырёх винтов. Сначала вставляются те, которые входят легко. Потом, путем перемещения кильсона в пределах упругой деформации – остальные.
Соедините соответствующие концы брусьев привальных (23) и (24) и стрингеров (25) и (26) начиная с ближайших к кильсону с помощью подпружиненных выдвижных втулок. Убедитесь перед этим, что торцы всех трубок – стрингеров и привальных брусьев примыкают к кницам – скобам всех шпангоутов плотно, без зазоров. Для удобства соединения можно слегка отводить стыкуемые концы трубок вверх, как показано на фото 3 и рисунке 7.
Рисунок 7. Соединение концов привальных брусьев и стрингеров с помощью выдвижных втулок.
Установку фальшбортов (13 – 18) следует начинать с носовых (изогнутых) фальшбортов. Установите фальшборт, просунув верхнюю скобу шпангоута №1 (3) в отверстие в фальшборте и зафиксируйте его с помощью крючка. Продольный паз на фальшборте между трубкой и приклёпанной к ней пластиной должен располагаться сверху. Заправьте в паз фальшборта кромку деки оболочки в носовой части, для чего немного отведите наружу от байдарки незафиксированную кормовую часть фальшборта и заложите утолщённую кромку деки в паз, фото 4.
По мере продвижения к корме, придвигайте незафиксированную кормовую часть фальшборта к байдарке, тем самым, натягивая заправленную в паз фальшборта часть деки (фото 5).
Заправляя в паз фальшборта кромку деки, последовательно устанавливайте фальшборт на скобы шпангоутов, начиная со шпангоута №2 (4) (кромка деки должна огибать скобу снизу), и закрепляйте его крючками, аналогичную операцию проделайте со шпангоутами № 3, № 4, № 2а (фото 6).
Устанавливать фальшборта лучше по очереди – сначала передний справа, потом передний слева, потом средний справа и средний слева, затем задний справа и задний слева. После этого наденьте на скобы шпангоута №4 фальшборт кормовой (бумеранг, треугольник) (19) – поверх уже надетых на скобы шпангоута №4 фальшбортов левого и правого борта и зафиксируйте его крючками.
Для сборки весла утопите фиксаторы (2) в их гнёзда, введите цевьё весла (3) в лопасть (1) и проследите чтобы фиксаторы (2) попали в отверстия лопасти – рисунок 8.
Рисунок 8. Сборка весла
Для увеличения срока службы оболочки желательно под места соединений штевней с кильсонами и кильсонов между собой винтами, подложить куски коврика.
Разборка и просушка байдаркиПо окончании похода байдарку необходимо в собранном состоянии промыть от грязи и водорослей, а также хорошо просушить.
Место для разборки байдарки необходимо выбрать ровное, без песка, камней, высокой травы и острых предметов. Старайтесь разбирать байдарки на расстоянии 3-5 метров друг от друга, чтобы не перепутать детали байдарок.
После просушки разберите байдарку в такой последовательности:
1. Разберите фальшборт, открывая крючки (для этой цели можно использовать плоскогубцы).
2. Разберите состыкованные между собой стрингера (25,26) и привальные брусья (23,24), оттягивая руками или плоскогубцами выступающий рычажок – рисунок 9.
Рисунок 9. Разбор стрингеров и привальных брусьев с помощью петельки из веревки (можно использовать плоскогубцы).
3. Выньте стрингера и привальные брусья из шпангоутов и достаньте их из лодки.
4. Разъедините составные части кильсона (были соединены винтами). При этом обращайте внимание на то, чтобы средние носовые и кормовые стрингеры и привальные брусья не попали под оболочку при расстыковке носовой и кормовой частей каркаса, чтобы не сломать или не согнуть их.
5. Плавно и аккуратно приподнимете вверх носовую и кормовую часть байдарки и затем вытяните их из лодки.
6. Разберите части байдарки в последовательности, противоположной сборке байдарки. Не используйте для этой цели топоры, камни, ветки и т.п. предметы.
После разборки и просушки байдарки протрите оболочку сухой тряпкой, металлические узлы и детали очистите от песка и грязи и тоже протрите сухой тряпкой. Укладывайте детали своей лодки только в свои упаковочные чехлы.
Перед отъездом с места окончания похода, обязательно тщательно проверьте место стоянки на предмет забытых вещей.
Байдарка упаковывается в два упаковочных мешка – рюкзак и карандаш.
Упаковка частей байдарки в рюкзакРасстелите оболочку байдарки на сухом и чистом месте без песка. Вначале оболочка складывается вдоль по всей своей длине вдвое. После этого начинаем укладывать шпангоуты. Делается это так – сначала вдоль на оболочку кладем один маленький шпангоут, заворачиваем его оболочкой, потом следующий малый, обратно заворачиваем его оболочкой, потом первый большой шпангоут, заворачиваем его оболочкой, потом второй большой шпангоут, заворачиваем его оболочкой, и наконец, третий (самый большой шпангоут) и заворачиваем его оставшейся оболочкой. Затем сверху ложем сидения (лицевой стороной вниз). Все это ложиться на расстеленный заранее рюкзак, закрывается с каждой стороны боковинами рюкзака и крест-накрест стягивается веревкой.
Упаковка в карандашПри упаковке частей каркаса сначала берутся два длинных кильсона и кладутся друг на друга таким образом, чтобы между ними оставалось свободное пространство, затем это пространство заполняется стрингерами и привальными брусьями (все длинные, средние и короткие трубки). Далее эти кильсоны укладываются в карандаш, потом поочередно кладется короткий кильсон, штевни, фальшборта, лопасти и цевья весел, транец. После укладки перечисленных составных частей байдарки затяните и завяжите горловину карандаша.
Байдарка "Салют - 2" представляет собой разборный деревянный или металлический каркас, который обтягивается оболочкой, с днищем из водонепроницаемой ткани. Вся конструкция обеспечивает прочность байдарки, а также маневренность и ходовые качества. Для более легкого управления байдарка снабжается рулем, педалями и штуртроссом. Вес байдарки оставляет желать лучшего, да и габариты в упакованном виде тоже, однако в то время, когда это судно было в моде, считалось, что ее габариты не велики и она легко транспортируется. От части это действительно так.
Схема байдарки "Салют-2"
Перед тем как приступить к распаковке и сборке байдарки, необходимо внимательно изучить общий вид каркаса, дабы знать как он должен выглядеть, а также неплохо было бы ознакомьтесь сназваниями узлов, деталями и их расположением (картинка ниже), так как спешная сборка может послужить причиной поломки некоторых деталей. Лучше запомнить расположение узлов и деталей в упаковке, чтобы сборка и запаковывание не вызывало у Вас проблем. По мере накопления опыта байдарку Салют-2 можно собрать за 20-25 минут.
Сборка байдарки "Салют-2"
1—накладка, 2— шпангоут, 3— фиксатор шпангоута, 4— отверстие с поперечным пазом, 5— отверстие с продольным пазом.
1—сопрягаемая часть стрингера или привального бруса, 2—кронштейн шпангоута. 3—вставка, 4—планки гибкой связи
1—конец стрингера или привального бруса носовой секции каркаса, 2— выдвижная втулка, 3— конец стрингера или привального бруса кормовой секции каркаса.
1—шпангоут, 2—крючок фальшборта, 3—фальшборт, 4—оковка фальшборта, 5— расчалка, б— фиксатор шпангоута
1 —дека оболочки, 2—фальшборт
Установка руля на байдарку Салют - 2
1—штуртрос для подъема пера руля, 2—кормовые обрамления, 3—ось руля, 4—перо руля, 5— штуртрос для поворота руля, 6—монетка. 7—румпель, 8—шарнир
К проушине пера привязываем ленту (шнур) для поднятия и пропускаем его через отверстие в баллере.
Инструкция + По Сборке Байдарки Вуокса
ИНСТРУКЦИЯ по сборке байдарки "ВУОКСА - 3" байдарка "Салют-2", " Таймень-2" · << Домой Список литературы >>. Хостинг от uCoz.Собрал я Вуоксу очень быстро, к счастью я уже имел дело с тритоновскими детищами: Снаряжение: Заводская инструкция по сборке байдарки.
Классическое определение байдарки · Регистрация маломерных судов, права и по байдарке "Таймень" от Алекса Корчмара; Инструкция по сборке лодки (Тритон ЛТД) · Разборная байдарка " Вуокса " (2,3) (Агентство Венгрова).
Снаряжение: Заводская инструкция по сборке байдарки Два года ходили по Вуоксе и в Ладогу и в 2002 на Волгу. Описание можно посмотреть на.
Разбпрная байдарка аБувкса-З» предназначена для тур матчына: гшшдс-в, _____ 13 Прама сборки одним человеком, “ч Нщщнг бытта И?Паненка фартука. 13. 5. Б) ааклейте место нолреждениа согласно инструкции но.
Общее положение дел. Многое уже было сказано и написано на форумах сайта о байдарке Вуокса. К сожалению, вебмастер сайта грохнул все наши форумы, и я снова попытаюсь рассказать о плюсах и минусах этого судна и дать несколько рекомендаций. Личные впечатления Купил я Вуоксу-3 в 2001 году, стоила она тогда 400$. Радости моей не было предела. Собрать ее дома я не смог - слишком она длинная, ни в одну комнату не влезала, и я отложил первую сборку на ближайший поход. Собрал я Вуоксу очень быстро, к счастью я уже имел дело с тритоновскими детищами: собирал не раз Ильмень. Сборка Вуоксы показалась мне легкой по сравнению со сборкой Ильменя. Во время сборки потрескались и потом сломались три детали. Руль пару раз приходилось вправлять топором, впоследствии мне пришлось купить новый (улучшенный). Но самое неприятное, с чем мне пришлось столкнуться во время первого спуска на воду байдарки, это с травящими баллонами. Я, как всякий порядочный человек, отправил шкуру в Тритон, она ведь еще была на гарантии. Через пару месяцев мне ее вернули с заверениями, что со шкурой все в порядке, дырок не было и нет. Каково же было мое удивление, когда на моих глазах только что накачанные баллоны медленно спустились. Подручными средствами мне все-таки удалось найти дырку, через которую травило. Это оказалось крепление шланга к баллону. Советы по эксплуатации. Очень осторожно обращайтесь со шлангами баллонов, не дергайте за них. После сборки байдарки обязательно проложите кусочками пенки места контакта шкуры со шпангоутами, если эта процедура будет пропущена, то скоро речные камушки проделают приличные дыры в вашей шкуре. Самое больное место в тритоновских детищах - это пластиковые детали. Правда, в последнее время они стали делать детали из нового пластика (как они заявляют, более качественного материала). Новые детали от старых отличаются цветом (были белые - стали черные) и вроде у нового пластика другая структура. Теперь, при установке деталей руки сразу окрашиваются в черный цвет. При замене пластиковых деталей разогрейте их сначала, лучше это делать в кипящей воде, после этой несложной операции детали очень легко ставятся. На место старых срезанных клепок ставьте нормальный крепеж. Когда-нибудь вам опять придется менять эту деталь, а в полевых условиях гораздо проще открутить гайку, чем срезать клепку (если конечно есть чем срезать. )). При вылетании верхних замков на шпангоутах не пытайтесь поставить их сразу на место, спустите сначала баллоны. источник
Ирина Викторовна. 05.07.2016 в 00:49
Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться по ссылке http://www.anacron.ru/ Извините за беспокойство.
Ирина Викторовна. 27.07.2016 в 20:05
Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться по ссылке http://www.anacron.ru/ Извините за беспокойство.
часть 1, каркасные.
  Вопрос. а какую байдарку выбрать, возникает регулярно, не только среди знакомых но и на многочисленных форумах в сети. Казалось бы принципиально все понятно, для спокойных отдыхающих походов лучше подходят каркасные суда, они вместительней, имеют жесткую правильную форму, а значит лучше держат курс. ну а на категорийные маршруты с белой водой предпочтительней надувные и каркасно-надувные. Если ожидается жестокий шкуродер, то лучше брать цельнонадувную, она будет облизывать камни и вам гораздо реже придется выбираться из лодки чтобы провести ее ногами. Современные надувнухи делают с отливными отверстиями по дну так, что даже не страшно нахвататься в пороге воды, хотя конечно и приходится сидеть все время с водой, но те кто были в таких походах знают, что это и так неизбежно. Помимо этого сама техника прохождения препятствий на полностью надувной лодке отличается и требует большой привычки. Нос такой байдарки не может как следует разрубить вал и матросов изрядно болтает. Все они плохо держат курс и медленны в ходе, что является значительным затруднением на длительных переходах, особенно если в группе имеются экипажи на каркасных и каркасно-надувных судах. И все же те, кому приходилось тащить на себе тяжелый таймень, ломая ноги вести его в сбивающем потоке, на рваной в лапшу и заклеенной скотчем шкуре выходить в штормовое озеро, и каждый ходовой день заканчивать большим и малым ремонтом, на такие недостатки не обратят внимания. Наверно универсальный вариант для обоих случаев каркасно-надувные суда, которые имеют в себе пожалуй больше характер каркасных, в смысле также бьются на порогах об камни, но имеют поддержку баллонов по бортам.
Это так сказать принципиальный вопрос направления выбора. А вот если выбор сделан, то какую именно байдарку брать. Какие они вообще есть и в чем различаются между собой помимо уже указанных основных отличий. Со времен оных, когда выбор сплавсредств ограничивался Салютом, Тайменем и самодельными изделиями, мы шагнули колоссально вперед. В ассортименте современного туриста большой выбор разных по цене и устройству судов отечественного производства. Решив для себя хорошенько разобраться в этом вопросе предлагаю общий сравнительный лист с перечнем и характеристиками существующих байдарок.
1. Салют – Первая отечественная байдарка массового выпуска, говорят слизанная с какой-то немецкой модели. Как всякие хорошие начинания того времени, да и не только хорошие, производство налаживалось на уже существующих площадках полувоенных заводов, в данном случае легендарном ММЗ "Салют" выпускающего авиадвигатели. В частности на изделии завода 18-20 июня 1937 года был совершен «беспосадочный перелет В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова на самолете АНТ-25 с мотором АМ-34 из Москвы через Северный полюс в Портленд (США), дальность по прямой 8504 км, продолжительность полёта 63 ч 25 мин..»
И вот в 1967 году первый выпуск байдарок двухместной «Салют М-4,7» и трехместной «Салют М-5,2». Цифры соответственно указывают длину судна.
Ну что сказать, тоже байдарка, на воде держится, если грести то движется вперед. Собственно это главное что требуется и человек впервые столкнувшийся с таким видом речных судов наверно будет вполне доволен. Но для всех кто имел возможность оценить и другие лодки, понятны ее неудобства и недостатки.
Во-первых очень странная форма капли с расширением к носу, при этом очень длинная часть кормы, таким образом матросы сидят слишком близко друг к другу, при и так недлинной байдарке общая их посадка смещена вперед. Поразмыслив я пришел к мнению что сделано это было для категорийных участков, чтобы расширенный нос на сливе или при прорубании вала имел большую выталкивающую силу, а сдвинутая вперед посадка облегчала маневренность судна (спорный момент). Не знаю насколько это близко к правде, но других объяснений не нахожу. Возможно в пороге такая форма носа помогает, но на спокойной воде становится гораздо труднее рассекать воду и ход значительно затрудняется. Этот недостаток настолько заметен, что сейчас распространена посадка экипажа и движение наоборот, кормой вперед. Сближенная посадка очень строга к синхронной гребле, так что матрасники привыкшие работать по внутреннему вдохновению будут звонко фехтовать веслами. К тому же грузовой отсек между пассажирами получается коротким.
Особые нарекания вызывает сборка этого судна. Во-первых, кильсон в большинстве случаев деревянный хотя как мы видим встречается и алюминиевый. Потом стрингера между собой объединены на шарнирах, что по замыслу должно облегчать сборку, на деле же только усложняет ее. Алюминиевые соединения постоянно гнуться и грозят поломаться (ломаются), жерди путаются и мешают друг другу. Самой главной проблемой для нас стала шкура. Я так до конца и не разобрался, она действительно севшая или так и было задумано. Вложив каркас внутрь нам не хватало минимум сантиметров пяти для того чтобы сведя кильсоны замкнуть стрингера. Очень долго мы выполняли с байдаркой упражнение на растяжку то застегивая, то отпуская деревянные части, пока наконец не поломали их. Зато когда непонятным чудом удалось застегнуть стрингера и установить фальшборт, шкура натянулась как самый упругий барабан и вся лодка приобрела необыкновенную жесткость.
Прилагаю заводскую инструкцию по сборке. хотя и сомневаюсь, что она действительно поможет. Терпение, старательность, упорство, внимательность, интуиция и железобетонное спокойствие.
На данный момент байдарка уже не производится, но запчасти для нее еще можно найти, а шкуры шьются из ПВХ в большинстве на заказ. Пакуется все в нелепейший рюкзак-портянку для шкуры и брезентовый пенал для железа.
Подводя оценку данному изделию: Ходовые качества- минус. маневренность- средняя, поведение на курсе- плюс, сборка- минус, транспортировка-минус, объемная грузовместимость- минус. Но если вам предложат эту байдарку в подарок или за какие-то малые деньги, то берите смело, потому как двигаться вперед на ней можно, а слабые части конструкции легко ремонтируемы. И если не быть таким придирой, то вас ждет такое же наслаждение от путешествия как и на других байдарках.
Технические данные:
Модель М-4,7, (двойка)
Длина 4,7 м
Ширина 0,90 м
Высота 0,40 м
Вес в упаковке до 35 кг
Грузоподъемность 250 кг
2.Таймень – Как у автомата Калашникова, несмотря на то что его производила целая промышленность, есть автор, как у ракеты Восток-1 на которой полетел Юрий Гагарин одно имя- Королев, так и самая известная байдарка страны имеет своего создателя.
Строгонов Валентин Алексеевич родился в городе Москва, окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, работал в оборонной промышленности конструктором и инженером-испытателем, в том числе, по теме подводных ракет "Шквал". Перейдя работать на уже известный завод ММЗ "Салют" начал разработку вполне мирного изделия, и в 1975 году им была представлена туристическая байдарка Таймень – 1, 2 и 3. Она оказалась настолько удачной, что в дальнейшем уже не модернизировалась, а сам автор стал начальником отдела испытаний туристического оборудования при ВНИЛТЭ ЦСТЭ, с которым согласовывалось все, что выпускалось в стране для туристов. Именно он «проводил эксплуатационные испытания парусно-гребных судов: байдарки "Ласточка" на Кавказе, парусные катамараны "Альбатрос" на Байкале, "Просторы" на Азовском море и др. Получил 15 авторских свидетельств на изобретения в области разборных судов, отличающихся за счет оригинальных решений: малым весом, простотой и быстротой сборки, транспортабельностью».
Вот так вот. Ну а поскольку Строгонов действительно увлекался водным туризмом, в том числе категорийными (экстремальными) сплавами, то и байдарка у него получилась такая как надо. Если проводить аналогию с уже упоминаемым автоматом Калашникова, то о ней можно сказать те же слова, «он хорош не тем, что у него есть какие-то исключительные преимущества, а тем, что у него нет недостатков».
Короче, в двух словах, Таймень прост, вместителен, достаточно ходок, остойчив, хорошо держит курс. Собирается интуитивно и легко даже человеком который вообще никогда не собирал байдарки. Минимум слабых изгибающихся узлов и сложных конструктивных сочленений. Количество вещей и полезного груза который мы ухитрялись поместить в него заставляет думать, что он безразмерный. Расстояние между гребцами располагает к гребле по желанию. При необходимости дополнительно комплектуется фартуком.
Недостатки. Доставшаяся в наследство от Салюта упаковка. Cтоковая резиново-брезентовая шкура имеет значительный вес. В середине байдарки, в месте соединения кильсона, слабое на излом место, на категорийных участках крайне необходима дополнительная обвязка веревками от носа к корме. Неудобные и жесткие деревянно-пластмассовые сидухи. На резиновых шкурах нет усиления по стрингерам, необходимо дополнительная проклейка, и желательно прокладка ковриков по днищу. Но все это только для сложных маршрутов, а на них, как уже говорилось, лучше использовать надувные или каркасно-надувные суда. По сравнению с современными спортивными байдарками маневренность хуже, но при достаточном опыте экипажа вполне удовлетворительная.
В общем мы имеем отличную рабочую лошадку заточенную под конкретные нужды, но все же вполне универсальную и не имеющую ярко выраженных слабых мест. При комплектовании ПВХ шкурой с усилением вообще не уступит современным каркасным образцам. Потому и цена ее, несмотря на такой возраст, находится на их уровне.
И хотя заводская инструкция имеет место быть, нужда в ней невелика. Разве что не растеряться в первые секунды от обилия вываленых на землю трубок.
Выводы: ходовые качества- средние, маневренность- средняя, поведение на курсе- плюс, сборка- однозначно плюс, транспортировка-минус, объемная грузовместимость- большой плюс. В любом случае мои рекомендации. К сожалению, ММПП "Салют" планирует прекратить выпуск байдарок "Таймень" в связи с убыточностью их производства.
Длина: 5 м
Ширина: 0.85 м
Грузоподъемность: 250 кг
Вес: 32 кг
3.Нэрис украина Целая серия байдарок имеющих некоторые конструктивные отличия.
Валькирия позиционируется как спортивное судно для походов повышенной категорийности и морских маршрутов, хотя удлиненный корпус по идее должен затруднять маневренность. Шпангоуты в центре Valkure-2 не замкнутые - можно сидеть в лодке как удобно, однако изготавливаются они из дерева. Боковые стрингера спаренные, деревянные шпангоуты без книц, крепятся к верхним стрингерам болтиком, а нижний вставляется в специальный паз. Передняя и задняя части каркаса распираются и соединяются между собой, на нижних стрингерах шпингалеты. Все алюминиевые части выглядят крепко и надежно. Шкура к фальшборту имеет усложненную схему привязки. Не считаю набор мелких дополнительных крепежных деталей преимуществом, даже если они упрощают процесс сборки.
По сути алу клон Тайменя почти по всем параметрам, значит маневренность должна быть такая же, грузоподъемность тоже. Дюралевые шпангоуты NERIS Alu-2 замкнуты. Рассадка матросов удаленная, классическая. Остается надеятся, что качество производства также не уступает предшественнику.
Оболочка байдарки славится своей прочностью и изготавливается из износостойкого лодочного ПВХ материала плотностью 1100 г/м2. Днище проклеено по стрингерам и кильсону протектором. Лодка комплектуется двумя регулируемыми надувными сидушками и спинками, дополнительно можно приобрести фартук, юбки. Отзывы о байдарках в основном благожелательные, особенно акцентируется внимание на скорость и простоту сборки-разборки судов, удобную упаковку.
Как и у всякой новой байдарки еще не расшатанный каркас и хорошо если лет через двадцать останется еще таким надежным как у дедушек Тайменей. В общем типичный средний класс каркасников, но цены выше, от 65000 ру за Valkure-2 Expedition до 45000 за NERIS Alu-2 Standart. Можно вполне рекомендовать к покупке, при этом моим личным предпочтением будет Алу с алюминиевыми закрытыми шпангоутами.
Подведя итоги, ходовые качества- плюс, маневренность- средняя, поведение на курсе- плюс, сборка- плюс, транспортировка-плюс, объемная грузовместимость- плюс.
Технические характеристики alu-2: Длина: 5,0 м
Ширина: 0,84 м
Грузоподъемность: 250 кг
Вес: 27кг
Технические характеристики Valkure-2: Количество мест: 2
Длина: 5.4 м
Ширина: 0.84 м
Грузоподъемность: 250 кг
Вес: 27 кг
Рюкзак: 50х90х23 cм
Пенал: 150х24х24cм
4.Нева, фирма Тритон. Распространенная лодка в туристской братии, по многим данным может напомнить Таймень, однако со значительными изменениями.
Все пользователи отмечают улучшенную маневренность и ходовые качества за счет правильных обводов лодки при вместимости такой же, как у тайменя. Равно как и остойчивости. Отлично держит курс, пригодна как для спокойных рек и озер, так и для порожистых маршрутов. Хорошо натягиваемая на каркас шкура придает лодке исключительную жесткость. Однако затрудненная сборка не позволяет использовать ее для прогулки выходного дня. Сиденья не закреплены и выпадают. Пластмассовые части могут потребовать через какое-то время ремонта.
Здесь мы снова встречаем незамкнутые шпангоуты, но не деревянные, как у Нэриса, а дюралевые с пластмассовыми элементами. Для усиления трубка двойная, применена хитрая система обеспечивающая поперечное натяжение оболочки, что является одной из конструктивных особенностей данной байдарки по идее должная облегчить сборку. Однако по отзывам не многие рады такому усовершенствованию, опять же наличие пластика в принципиальных местах. Шкура мягкая,прочная, защищенная по штевням и кильсону усилением. В комплекте фартук на «липучке». Укладывается все в удобный рюкзак и весит вся каких-то 25 килограммов.
Имея цену в 35 тыр получаем вполне бюджетный вариант хорошей байдарки для всех случаев. Итог: ходовые качества- плюс, маневренность- плюс, поведение на курсе- плюс, сборка- минус, транспортировка- большой плюс, объемная грузовместимость- большой плюс.
Технические характеристики: Длина: 4.82 м.
Вес, кг: 25
Габариты: 4,82х0,85х0,4
Размер упаковки: 0,4х0,25х1,2
Грузоподъемность: 250
5.Вьюн, фирма Тритон. Чисто спортивное судно для порожистых рек. и для своего класса заслужило очень благоприятные отзывы. Выпускается как каркасный, так и каркасно-надувной вариант. Поскольку оно не универсальное выбирать его следует под конкретную задачу.
Рассмотрим для начала особенности спортивных судов как таковых. Все они должны отличаться повышенной вертлявостью, то есть маневренностью. Сверх обтекаемая форма также должна увеличить скорость. А вот остойчивость ниже чем у стандартных тайменеобразных тяжелых братьев поэтому необходимо уметь делать корпусом крен. Опять же из-за маневренности лодка хуже держит курс на прямых участках. Приближенная посадка гребцов, закрытая дека, общие размеры, разумеется, снижают ее объемную грузовместимость. Таким образом использование таких байдарок в сплавных матрасно-отдыхательных походах не имеет смысла.
Но в своем классе, повторюсь, этой байдарке дают самые благоприятные отзывы. Не зарывается в вал, а рубит его. Исключительная маневренность позволяет быстро реагировать на ситуацию, но придает ей некоторую вертлявость. Для своего класса нормальная остойчивость, хорошо спланированные оболочка и каркас. Шпангоутов аж 6 штук, с пластмассовыми кницами.
Сборка усложнена, некоторое затруднение вызывает выпадание стрингеров из незамкнутых книц, но учитывая особенности судна в общем к этому нужно быть готовым. Всего две линии стрингеров, собственно стрингер и привальный брус.
Не будучи специалистом в спортивных байдарках сделаю общий вывод: ходовые качества- плюс, маневренность- исключительная, поведение на курсе- среднее, сборка- минус, транспортировка- большой плюс, объемная грузовместимость- средняя. Но, как говорилось сравнивать такие суда с обычными спортивно-туристическими не следует.
Технические данные
Длина: 4,9 м.
Ширина 0.8 м.
Вес: 22 кг.
Грузоподъемность: 250 кг.
6.Свирь, фирма Тритон .Еще одна спортивная байдарка от той же фирмы. Отличается теми же особенностями, но чуть меньшей маневренностью чем Вьюн в связи с тем, что обводы корпуса ближе к классическим. Выпускается в каркасном и каркасно-надувном исполнении. Думается, что если уж выбираешь байдарку такого плана, то имеет смысл брать сразу с надувными баллонами, даже не смотря на некоторую потерю вместительности. В настоящий момент на сайте производителя они так и идут в разделе «для бурной воды», поэтому нужно учитывать, что покупая их б/у будут они, наверно, изрядно поюзанные. И тем не менее отношение туристов к ним весьма благожелательно-одобрительное, немало описаний походов по быстрым карельским речкам.
Из болезней можно отметить такую же непростую сборку, в основном из-за выпадающих из книц шпангоутов стрингеров, почему и советуют сразу обматывать их в местах соединения скотчем. Пластмассовые части склонны со временем разрушаться, зато в собранном виде лодка имеет отличную жесткую конструкцию. Что очень удобно, упаковывается в один рюкзак, при ее весе легко транспортируется одним человеком. Вспоминая, как бывало приходилось бежать по перрону с двумя наинеудобнейшими рюкзаками Тайменя и забрасывать громыхающий пенал на верхние полки вагона, такая особенность очень полезна. Некоторые отмечают недостаточную прочность алюминиевых деталей, но это как и с пластиком, у кого-то разрушается, а кто-то вполне доволен. В любом случае для бурных рек до третьей категории включительно байдарка показывает себя очень хорошо.
Таким образом: ходовые качества- плюс, маневренность- плюс, поведение на курсе- средняя, сборка- минус, транспортировка- большой плюс, объемная грузовместимость- средняя.
Технические данные:
Длина: 5 м.
Ширина: 0,85 м.
Высота: 0,35 м.
Упаковка: 0,40х0,25х1,2 м.
Вес: 22 кг.
Грузоподъемность: 250 кг.
7.Снаряжение и Форель, фирма Тритон Байдарка одноименной торговой марки Снаряжение известной и популярной своими изделиями. Еще одна спортивная байдарка с закрытой декой. Как и у других лодок этого типа можно отметить хорошую маневренность и в следствии этого некоторую вертлявость на курсе. Все это можно понять из стандартных обводов свойственных всем спортивным байдаркам для бурных рек. Причем на сайте производителе указывается ее категория до пятой байдарочной включительно, а для лодки без надувных частей это смелое заявление. Впрочем, идти или нет препятствие всегда решают не паспортные данные судна, а сами матросы или руководитель группы. Ведь все категорийные реки Советского Союза изначально были пройдены на Салютах и Тайменях. Конечно туристская голь была хитра на выдумки и набивала в нос надувные мячи, а по бортам прокладывала самодельные баллоны.
Но не суть. В данном случае мы имеем еще и не усиленную по стрингерам шкуру, так что купившие эту байдарку люди спешат самостоятельно проклеить ее. Чтобы защитить дно фирма включает в комплект набор пенок которые нужно проложить между каркасом и шкурой. То есть вместо правильного усиления протектором узаконено было повсеместное туристское изобретение. Это минус, но нам, привыкшим доделывать, переделывать и ремонтировать в общем не большая проблема. В связи с большим количеством деталей, одних шпангоутов шесть штук, сборка может затянуться и вызвать некоторое затруднение. Вообще в конструкции мелкий деталей каркаса есть слабые места, после каждого использования рекомендуется провести инспекцию частей байдарки.
В остальном это вполне рабочее судно имевшее определенное распространение в среде туристов за счет легкости и сравнительной дешевизны, хотя и получившее множество скептических отзывов. В итоге: ходовые качества- плюс, маневренность- плюс, поведение на курсе- средняя, сборка- минус, транспортировка- большой плюс, объемная грузовместимость- средняя. Но нужно учитывать, что если позволяют средства лучше выбрать новую модификацию этой байдарки, где ,как утверждается, учтены все недостатки предыдущей модели- Форель. Хотя и тут дно также осталось незащищенным.
Технические данные:
Длина: 4,95 м.
Ширина: 0,79 м.
Высота: 0,32 м.
Вес: 19,5 кг.
Грузоподъемность: 250 кг.
8.Колибри, совсем уже экзотическая, с каркасом изготовленным полностью из дерева, байдарка. Позиционируется как гоночная, но используемая туристами в походах. Что от нее ждать можно понять без отзывов на форумах и краш тестов. Понятно, что никто в здравом уме не потащит ее в Карелию или на Урал, хотя в ее описании указывается, что можно использовать до третьей категории включительно. Тут надо отметить, что лодка сделана на основе немецкого прототипа, и тогда становится ясно, что там в Германии за тройки. К шкуре, управляемости, остойчивости, ходкости претензий, учитывая ее конструктивные особенности, нет. Однако лодка короче, седоки расположены близко, значит много груза туда не запихнешь и на удобство расположения рассчитывать не приходится.
На самом деле если сосед вдруг в куче мусора обнаружит этот экземпляр и, зная о вашем увлечении, предложит ее вам, просто чтобы не выбрасывать, то зачем же отказываться. Вы получите массу необычного удовольствия и веселых эмоций от прогулки с детьми по спокойному озеру, но естественно обязательно с соблюдением всех этих дурацких мер безопасности, на которых так настаивает служба ГИМС. И вообще, большая просьба, не удаляйтесь от берега далеко.
Даже не стану делать заключения по данному экземпляру, но на всяких случай приведу
Технические данные:
Длина: 4.5 м
Ширина: 0.76 м
Вес: 26 кг
Грузоподъемность: 180 кг
Здесь рассмотрены только каркасные байдарки, в том числе такие, которые имеют свои каркасно-надувные двойники. Имеются конечно и исключительно гибридные суда. Совершенно отдельным и своеобразным типом байдарок будут надувные лодки. Об их особенностях уже немного сказано, но все же рассмотреть их следует отдельно.