Руководства, Инструкции, Бланки

приказ о штрафных санкциях в организации образец img-1

приказ о штрафных санкциях в организации образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказы о штрафах образцы > - заявления на учебу

Приказ о штрафных санкциях


Д с вычетом штрафа из заработной платы. Некие способности системы не будут работать. Контроль за исполнением приказа возложить. Вопросцы бухучета и налогообложения, 308. И указать размеры такового депремирования. Сбыт и маркетинг, 101, вэд. Я имел с сиим дело в собственной практике. Труд и заработная плата, 699. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям. о упорядочивании режима, за периодические опоздания на работу в размере, в согласовании с правилами внутреннего трудового распорядка ооо, а также с целью упорядочивания режима рабочего времени, приказываю: установить штраф за нарушение трудовой производственной дисциплины, рабочего времени. Объясняю что это не правомерно. Ценообразование и ценовая политика. Главные и оборотные фонды. Анализ прибыли, планирование, анализ и организация производства, 1470. Переменные и прямые издержки. Материально - производственные запасы. Главные и вспомогательные производства. По закону мы вообщем не можем штрафовать персонал, таковой нормы просто нет. Анализ рентабельности и эффективности производства. Это можно обойти: выпускается, где указывается за какое нарушение сколько снимается с зарплаты в процентах, распоряжение о понижении расценок. Просьба не слать сюда все попорядку. Все не так просто как кажется. Произнес для внутреннего использования. Опоздание - 10%, прогул - 100%. Себестоимость и ценообразование, 894. Муниципальная регистрация прав на недвижимость; земельное право, разграничение гос, земляные платежи. Форум экономистов и финансистов. Дискуссируются юристами теоретические, глобальные юридические препядствия, требующие долгого и детализированного осмысления. Может у кого форма приказа есть. Инспектору по кадрам ознакомить с приказом под роспись всех работников. В конце месяца эти средства просто не выплачиваются должносное лицо подает на имя директра служебную записку с фамилией, может быть, нарушениями, суммой дипримирования. У вас отключен JavaScript.

Приказы о штрафах образцы

Приказы о штрафах образцы

Группа: Пользователь
Сообщений: 10
Регистрация: 04.08.2012
Пользователь №: 14000
Спасибо сказали: 5 раз(а)

Все протоколы эк регистрируются в одном массиве с присвоением порядковых номеров в пределах календарного года, независимо от рассматриваемых вопросцев документов. Согласно правилам акт о выделении к уничтожению документов утверждается управляющим организации, предварительно согласовывается экспертной комиссией. Датой протокола указывается словесно - цифровым методом постоянно является дата заседания, даже ежели оформление документа проводилось позже. А ежели мы указываем поначалу должность, а опосля.

30.03.2015, 13:40
автор: popop1991

Послав же в адресок поставщика официальное письмо - жалобу, вы действуете в рамках заключенного контракта. Цифрус веб магазин - отзывы. Решить задачи с поставщиком в договорном порядке намного выгоднее всем участникам сторон.

Другие статьи

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г.Москвы (с изменениями от 04.06.93г.) (утратило силу на основании распоряжения мэра Москвы от 14 февраля 1995 года N 76-РМ)

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г.Москвы (с изменениями от 04.06.93г.) (утратило силу на основании распоряжения мэра Москвы от 14 февраля 1995 года N 76-РМ)

Распоряжение Мэра Москвы

Документ опубликован не был

19 февраля 1993

Дата начала действия:

19 февраля 1993

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г.Москвы

от 19 февраля 1993 года N 97-РМ


О введении системы штрафов
за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка г.Москвы

Утратило силу
на основании распоряжения мэра Москвы
от 14 февраля 1995 года N 76-РМ

В целях обеспечения строгого соблюдения работниками предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Москвы правил и норм, регламентирующих их деятельность, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 334 "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы" ввести систему ответственности за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г. Москвы:

1. Утвердить порядок наложения штрафов (приложение N 1).

2. Установить размеры штрафов, взыскиваемых с предприятий, осуществляющих торговую деятельность в г. Москве, за нарушение правил и норм, регламентирующих их деятельность (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу пункт 2 постановления правительства Москвы от 28.08.92 N 542 "О мерах по упорядочению работы предприятий сферы потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание) в г. Москве".

4. Поручить заместителю премьера правительства Москвы, руководителю Департамента потребительского рынка и услуг Малышкову В.И. подготовить предложения по созданию в городе эффективной системы контроля, обеспечивающей улучшение обслуживания населения предприятиями потребительского рынка.

5. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Никольского Б.В.

Приложение 1. Порядок наложения штрафов за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г.Москвы

Приложение 1
к распоряжению мэра Москвы
от 19 февраля 1993 г. N 97-РМ

1. Органы управления административных и муниципальных округов, Департамент потребительского рынка и услуг, соответствующие контролирующие организации вправе: (Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.).

1.1. Проводить на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Москвы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (в дальнейшем именуемых предприятия), у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере потребительского рынка (в дальнейшем именуемых гражданами - предпринимателями), проверки выполнения правил и норм, регламентирующих их деятельность, а также документов, подтверждающих право осуществления деятельности на данной территории.

1.2. Запрашивать и получать у должностных лиц предприятий, граждан - предпринимателей необходимые материалы, объяснения, справки по вопросам, возникающим при указанных в п. 1.1 проверках.

1.3. Составлять по результатам проверок справки (акты) с указанием конкретных нарушений.

1.4. Налагать на предприятия потребительского рынка за допущенные его работниками нарушения правил и норм, регламентирующих их деятельность, а также за действия, препятствующие осуществлению контроля, или уклонение от него штрафы в размере от 1 до 10 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. (Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.).

В таких же размерах налагаются штрафы за указанные нарушения на допустивших их работников потребительского рынка, граждан-предпринимателей, решения о чем принимают по материалам в отношении них административные комиссии, действующие на территории совершения правонарушения. (Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.).

1.5. Применять к указанным предприятиям за неисполнение в добровольном порядке в десятидневный срок предписания контролирующего органа о наложении штрафа либо повторные в течение года нарушения, перечисленные в п. 1.4, экономические санкции в виде безакцептного взимания с их расчетного счета штрафа в размере от 10 до 100 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. (Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.).

2. Права контролирующих органов, предусмотренные пунктами 1.1 1.3 настоящего порядка, предоставляются должностным лицам этих органов, а права, предусмотренные пунктами 1.4 - 1.5, префектам административных, супрефектам муниципальных округов, руководителю Департамента потребительского рынка и услуг, начальнику Мосгосторгинспекции, а также руководителям иных контролирующих служб в соответствии с их компетенцией.

3. Должностные лица контролирующих органов осуществляют проверку деятельности предприятий при предъявлении служебного удостоверения.

4. Справка (акт), составляемая по результатам проверки, должна содержать сведения о профиле и организационно - правовой форме предприятия, его адрес, телефон и фирменное наименование, дату и время проверки, характер выявленных нарушений, состав проверяющих.

5. Справку (акт) подписывают все участники проверки, руководитель проверенного предприятия. В случае его отказа подписать справку (акт) в ней делается соответствующая запись. К справке (акту) прилагается объяснение руководителя предприятия, гражданина предпринимателя.

6. Первый экземпляр справки (акта) проверки передается проверяющим (не позднее следующего рабочего дня) руководителю контролирующего органа, по поручению которого проводилась проверка, второй - руководителю проверенного предприятия, третий - в подразделение префектуры административного округа, координирующее деятельность по защите прав потребителей.

7. Предписание контролирующего органа о наложении штрафа на предприятие потребительского рынка направляется по его юридическому адресу. (Пункт в редакции распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.).

8. Действия должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы в вышестоящем органе, а затем в суде.

9. Пункт утратил силу на основании распоряжения премьера правительства Москвы N 1013-РП от 04.06.93г.

10. Должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну проверяемых предприятий, граждан - предпринимателей.

11. Направлять взимаемые в соответствии с пп. 1.4 и 1.5 штрафные санкции в "Фонд финансовых ресурсов для социальной защиты населения г. Москвы".

12. В соответствии с решениями органов управления административных и муниципальных округов, Департамента потребительского рынка и услуг, Мосгосторгинспекции, других контролирующих органов о применении в безакцептном порядке штрафных санкций городская налоговая инспекция обеспечивает своевременное изъятие соответствующих сумм с расчетных счетов предприятий (граждан - предпринимателей).

Приложение 2. Размеры штрафов за нарушение правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий потребительского рынка г.Москвы

Приложение 2
к распоряжению мэра Москвы
от 19 февраля 1993 г. N 97-РМ

1. Изменение товарного профиля и 10
специализации предприятий (на
площадях, превышающих пределы,
установленные правительством
Москвы)

2. Несоблюдение утвержденного ми- 1 позиция 1
нимального ассортиментного пе-
речня товаров, меню по вине
торгового предприятия, наруше-
ние установленного порядка
приема стеклопосуды

3. Отсутствие документа, удостове- 1 позиция 5
ряющего качество товаров, имею-
щихся в продаже

4. Продажа несовершеннолетним вин- 1 случай 10
но - водочных изделий, пива, та-
бачных изделий, товаров, имеющих
и требующих предостережения при
их использовании и хранении (ток-
сичные, взрывоопасные и др.)

5. Нарушение порядка пользования 1 случай 3
весоизмерительными приборами
(неисправное состояние, непра-
вильная установка весов, несоб-
людение сроков клеймения приборов)

6. Осуществление расчетов с покупа- 1 случай 5
телями за товары без контрольно -
кассовых машин

7. Отсутствие вывески с указанием 1 случай 3
профиля и форм организации дея-
тельности предприятия, его фир-
менного наименования, режима ра-
боты, юридического адреса (место-
нахождение собственника предпри-
ятия)

8. Отсутствие информации о товаре, 1 случай 3
предусмотренной Законом "О защи-
те прав потребителей", в том чис-
ле о цене и сроке службы (годности)

Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г.Москвы (с изменениями от 04.06.93г.) (утратило силу на основании распоряжения мэра Москвы от 14 февраля 1995 года N 76-РМ)

О введении системы штрафов за нарушения в работе предприятий потребительского рынка г.Москвы (с изменениями от 04.06.93г.) (утратило силу на основании распоряжения мэра Москвы от 14 февраля 1995 года N 76-РМ)

Как можно законно наказать нерадивых работников

ЕСЛИ НЕ ШТРАФ, ТО ЧТО?

Штрафы сотрудников запрещены законодательством. Как можно законно наказать нерадивых работников? Можно ли это сделать с помощью депремирования и отражено ли оно в законодательстве?
Как повлиять на поведение сотрудника, по отношению к которому невозможно применить систему премирования/депремирования (скажем, он ценен сейчас для организации, а условие труда - фиксированный оклад)?
Какое наказание предусмотрено для организации при обнаружении факта наложения штрафов на сотрудников? Правильно ли то, что этот момент зафиксирован в ст. 5.27 КоАП? Ведь она общая для разных нарушений. Какой административный штраф (в каком размере) будет наложен на организацию в случае применения штрафных санкций к сотрудникам? Применяется он к должностному лицу или организации?

Применение к работникам наказаний в виде штрафов противоречит действующему трудовому законодательству РФ. Удержания из заработной платы работника могут быть осуществлены только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Поскольку такой вид удержания, как штраф за невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей, не оговорен ни ТК РФ, ни иными федеральными законами, применение его запрещено.

Согласно ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в состав заработной платы (оплату труда работника). Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Правовой статус локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определен ст. 8 ТК РФ. В частности, названной статьей установлено, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, предприятие вправе ввести систему премирования, определив основания выплаты премии (показатели премирования), а также порядок определения размеров и порядок начисления премий. Как правило, система премирования вводится путем утверждения такого локального нормативного акта, как положение о премировании. При его принятии и утверждении необходимо соблюсти требования ст. ст. 8 и 372 ТК РФ. Кроме того, в трудовых договорах с работниками и (или) коллективном договоре должны быть сделаны соответствующие ссылки на положение о премировании.
Соответственно, устанавливая систему премирования, можно предусмотреть случаи, когда начисление премии не производится, например в отношении работников, подвергнутых дисциплинарному взысканию.
Однако самой простой с точки зрения минимизации оформления является разработка конкретных показателей, при достижении (выполнении) которых работникам начисляется премия в определенном размере. Соответственно, недостижение сотрудниками установленных показателей автоматически будет достаточным основанием для неначисления и невыплаты премии за соответствующий период.
Обращаем ваше внимание на то, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Согласно ст. 22 ТК РФ одной из основных для работодателя является обязанность обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности. Соответственно, поскольку премии как выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы, работодателю необходимо соблюдать указанный принцип трудового права и при выплате работникам премий. То есть в случае уменьшения размера премии работнику в соответствии с положением о премировании, по нашему мнению, необходимо документально подтвердить совершение работником виновного действия, которое рассматривается в качестве показателя снижения и (или) невыплаты премии. Иначе работодатель, незаконно и необоснованно лишивший работника премии, может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о труде.
Так, согласно Определению ВС РФ от 06.06.2003 N 48-Г03-5 при решении вопроса о законности депремирования сотрудника суду необходимо проверять наличие оснований для лишения работника премии, а также соблюдение работодателем порядка лишения работника премии, установленного локальным нормативным актом.

О дисциплинарных взысканиях

Естественно, если на предприятии не установлена система премирования, применять депремирование как меру воздействия на провинившихся сотрудников невозможно. Уменьшение за проступки оклада работников, фактически - штрафование, как мы уже отметили, незаконно. Соответственно, единственный способ воздействия на работника, нерадиво отнесшегося к своим обязанностям, - дисциплинарное взыскание.
Статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Состав дисциплинарного проступка образуют действия и (или) бездействие работника, представляющие собой неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. Причем для квалификации негативного поведения в качестве дисциплинарного проступка необходимо установить вину работника в совершении неправомерных действий (бездействия).
Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ N 2 <1>, дисциплинарным проступком является неисполнение работником трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника (без уважительных причин) возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

<1> Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

В частности, в Определении Московского областного суда от 28.08.2003 N 33-7039 указано, что при рассмотрении дела необходимо исследовать, каким именно пунктом должностной инструкции работника установлена обязанность, за нарушение которой налагается дисциплинарное взыскание по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
До применения дисциплинарного взыскания необходимо потребовать от работника письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Достаточно распространены ситуации, когда провинившийся работник отсутствует на рабочем месте, поэтому затруднительно получить от него объяснения проступка. В этом случае, по мнению автора, требование дать письменное объяснение о факте и причинах совершения дисциплинарного проступка нужно направить отсутствующему сотруднику заказным письмом или телеграммой с уведомлением о вручении. Тогда уведомление о вручении почтового отправления или телеграммы работнику будет являться доказательством выполнения работодателем законодательного установления об истребовании письменных объяснений работника.
Если по истечении двух рабочих дней с момента получения работником такого требования указанное объяснение работником не представлено, работодателю необходимо составить соответствующий акт. Законодательство не содержит особых требований к форме или порядку составления таких актов, однако, исходя из судебной практики по трудовым спорам, можно выработать определенные рекомендации по этому вопросу. Целесообразно, чтобы акт был подписан непосредственным руководителем сотрудника и еще несколькими (желательно - не менее чем двумя) сотрудниками предприятия. Причем каждое лицо, подписавшее акт, должно быть свидетелем сделанного работнику предложения представить письменные объяснения по поводу проступка, а также его отказа дать такие объяснения или фактического непредставления объяснений в установленный законом срок.
При наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ст. 192 ТК РФ).
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (если работник является членом профсоюза). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ).
О применении к работнику дисциплинарного взыскания издается приказ, в котором описывается допущенное работником дисциплинарное нарушение, даются ссылки на положения законодательства, трудового договора, должностной инструкции работника, локальных нормативных документов работодателя, которые были нарушены работником по его вине, указывается форма применяемого дисциплинарного взыскания. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
В случае отсутствия работника на рабочем месте уведомление о том, что на него наложено дисциплинарное взыскание (с указанием причины, реквизитов приказа о применении дисциплинарного взыскания), содержащее требование явиться в место нахождения организации для ознакомления под роспись с указанным приказом, должно быть направлено работнику заказным письмом или телеграммой с уведомлением о вручении. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением), то составляется соответствующий акт (с учетом рекомендаций, изложенных выше).
Работник считается имеющим дисциплинарное взыскание до его погашения (снятия) (ст. 194 ТК РФ). Так, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
После того как работника подвергли дисциплинарному взысканию в вышеописанном порядке и до момента его снятия, последующее неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей будет являться основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в форме увольнения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Мы не рекомендуем увольнять работника, если организация заинтересована в продолжении трудовых отношений с ним, однако, по нашему мнению, сам факт наложения дисциплинарного взыскания и возможность увольнения в случае совершения новых дисциплинарных проступков должны являться действенной мерой побуждения работника к надлежащему исполнению своих должностных обязанностей.
Коротко опишем порядок применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В приказе о применении к работнику дисциплинарного взыскания в форме увольнения на основании названной нормы помимо описания допущенного работником дисциплинарного нарушения и ссылок на положения трудового договора, должностной инструкции работника, локальных нормативных документов работодателя, которые были нарушены работником, необходимо указать также и все предыдущие дисциплинарные взыскания, наложенные на работника, с указанием дисциплинарных проступков, формы примененных взысканий и реквизитов приказов о наложении дисциплинарных взысканий.
При увольнении необходимо учитывать следующее (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 2):
- не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ);
- не допускается увольнение беременных женщин (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) (ст. 261 ТК РФ);
- расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ);
- увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
В других случаях расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя на этом основании производится в соответствии с общим порядком применения дисциплинарных взысканий. Однако суды, как правило, встают на сторону работника в спорах о восстановлении на работе, поэтому позиция работодателя, расторгающего трудовой договор по своей инициативе, должна быть безупречной с точки зрения соответствия законодательству и документального подтверждения всех совершаемых действий. Более того, на работодателе в данном случае лежит бремя доказывания законности не только решения об увольнении работника по названному основанию, но и наложения на работника всех дисциплинарных взысканий, которыми работодатель обосновал приказ об увольнении.
Также работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), поведение работника, его отношение к труду.
В частности, Определением ВС РФ от 06.12.2006 N 77-В06-25 отмечено, что увольнение работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ признается законным и обоснованным в случае наличия оснований (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), при условии соблюдения работодателем порядка наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренного ст. 193 ТК РФ. Согласно Определению ВС РФ от 15.08.2003 N 11-В03-17 работодатель обязан доказать законность наложения всех дисциплинарных взысканий, которыми он обосновал приказ об увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде

Применение к сотрудникам такой меры наказания, как штраф (осуществление удержаний из заработной платы при отсутствии законных на то оснований), является нарушением действующего трудового законодательства.
Работник, чьи права будут нарушены такими действиями работодателя, имеет право требовать от него:
- во-первых, выплаты ему неправомерно удержанной части заработной платы;
- во-вторых, уплаты процентов (денежной компенсации) за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ);
- в-третьих, возмещения морального вреда (ст. 237 ТК РФ).
Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде:
- наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
- наложения административного штрафа на юридические лица в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Для привлечения к административной ответственности по данной статье достаточно наличия в действиях виновного лица любого нарушения требований трудового законодательства, установленного и подтвержденного материалами дела об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в административном правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к названной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Пунктом 10 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2006 г. <2> разъяснено, что в силу ст. 2.4 КоАП РФ руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам предприятия), является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ. Причем прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

<2> Постановление Президиума ВС РФ от 27.09.2006.

Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также установлении вины предприятия-работодателя и (или) руководителя предприятия-работодателя в совершении этого правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ, п. 1 Положения о Роструде <3> Федеральная инспекция труда является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, в том числе за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ.

<3> Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5.1.1 Положения о Роструде).
Федеральной инспекции труда предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев основанием для проверки служат обращения в трудовую инспекцию сотрудников организаций, считающих, что работодатели нарушили их права и интересы в сфере трудовых отношений.
Согласно ст. 356 ТК РФ Федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях в области трудового законодательства.
Анализ арбитражной практики по делам об оспаривании постановлений инспекций труда о привлечении работодателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность. Причем размеры штрафов, налагаемых инспекцией труда, не всегда зависят от количества выявленных на предприятии нарушений и в большинстве случаев варьируются от 30 000 до 40 000 руб. (см. например, Постановления ФАС МО от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12174-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06, ФАС ЦО от 21.03.2006 N А08-10945/05-21, ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5021/2007(36614-А81-29), ФАС ПО от 19.04.2007 N А55-18385/2006).
Таким образом, установление системы штрафования сотрудников, по нашему мнению, чревато привлечением как предприятия-работодателя, так и его руководителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как правильно оформить внедрение штрафных санкций?

Как правильно оформить внедрение штрафных санкций? Вопрос

Добрый день! На предприятии хотим внести штрафную систему за нарушение дисциплины: не выполнение стандартов обслуживания, разговоры по телефону, использование жевательной резинки на рабочем месте во время обслуживания клиентов и т.п. Как правильно оформить внедрение штрафных санкций? Можно ли прописать применение штрафов в правилах трудового распорядка? Спасибо!

Ответ

К сожалению, введение штрафной системы в качестве меры наказания работников не возможно и может быть причиной привлечения работодателя к административной ответственности.

В соответствии с частью первой статьи 192 Трудового кодекса РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение по соответствующим основаниям.

Частью второй этой же статьи определенно, что для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных действующим законодательством, по отношению к работникам прямо запрещено частью четвёртой статьи 192 Трудового кодекса РФ.

Обращаю Ваше внимание, что такое дисциплинарное взыскание как штраф ни одним нормативным актом не предусмотрено. Таким образом применение штрафа к работникам, либо внесение возможности применения штрафа в локальные нормативные акты организации является нарушением трудового законодательства.

За это работодателя могут привлечь к административной ответственности. За нарушение трудового законодательства привлекают к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа. Штраф могут наложить только на должностное лицо, или только на юридическое лицо, либо одновременно и на должностное и на юридическое лицо. На должностное лицо штраф предусмотрен от 1 000 до 5 000 рублей, на юридическое – от 30 000 до 50 000 рублей.

Таким образом, введение штрафных санкций по отношению к работникам, либо закрепление подобной возможности в правилах внутреннего трудового распорядка, не может быть нами рекомендовано. За указанные в вопросе нарушения трудовой дисциплины, Вы можете привлечь работников к таким видам ответственности как замечание и выговор, а также в исключительных случаях к увольнению по соответствующему основанию.

При разработке Положения о премирования работников и выработке критериев эффективности вы можете те негативные явления, с которыми наметили борьбу, указать в качестве оснований для снижения размера премии работнику. При этом в Положении должно четко быть определено. в каком порядке и кем должно быть зафиксировано то или иное нарушение. Обратите внимание, что требования к этичности поведения работников необходимо прописать в Правилах внутреннего распорядка или в другом акте (например, Кодекс корпоративной этики компании), если данный документ принят в соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса, с учетом мнения профкома. а каждый работник с ним ознакомлен под роспись, за нарушение корпоративных правил поведения работника можно будет привлечь в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как применить дисциплинарное взыскание.

Виды дисциплинарных взысканий

За дисциплинарный проступок организация может наказать сотрудника, применив к нему одно из следующих взысканий:

увольнение по соответствующим основаниям.

Такие виды взысканий приведены в части 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ.

Перечень дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ закрыт. Но для отдельных категорий сотрудников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды наказаний ( ч. 2 ст. 192 ТК РФ ). Например, к гражданским служащим в дополнение к общему перечню применяются и такие взыскания:

Взыскания, не предусмотренные законодательством, назначить сотрудникам нельзя ( ч. 4 ст. 192 ТК РФ ). Например, такой меры, как строгий выговор, в Трудовом кодексе РФ нет. Он предусмотрен лишь в специальных положениях о дисциплине, в частности, в Уставе. утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 708. который регламентирует дисциплину работников рыбопромыслового флота. Следовательно, применить строгий выговор можно лишь к тем работникам, на которых такие уставы (положения) распространяются. Также организация не вправе утверждать систему штрафов за опоздание, курение в неположенном месте и т. п.

Основания применения увольнения

Работодатель вправе применить увольнение в качестве крайней меры дисциплинарного взыскания лишь при наличии строго определенных, установленных законом оснований. Такими основаниями являются:

совершение дисциплинарного проступка сотрудником, уже имеющим хотя бы одно неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной, в т. ч. разглашение персональных данных другого сотрудника), ставшей известной сотруднику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

совершение по месту работы хищения (в т. ч. мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение сотрудником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо создало реальную угрозу наступления таких последствий;

принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

совершение виновных действий сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты к нему доверия, если виновный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей;

совершение сотрудником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, если виновный проступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей;

повторное в течение одного года грубое нарушение сотрудником-педагогом устава образовательного учреждения;

спортивная дисквалификация сотрудника-спортсмена на срок шесть и более месяцев;

нарушение спортсменом (в т. ч. однократное) общероссийских и (или) международных антидопинговых правил, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.

Такие правила установлены частью 3 статьи 192 Трудового кодекса РФ.

Ответственность за неправомерные взыскания

Если трудовая инспекция установит, что работодатель применяет незаконную систему наказаний (дисциплинарных взысканий), то организацию и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности ( ст. 5.27 КоАП РФ ).

Инспекторы могут обнаружить нарушение трудового законодательства в ходе проверки организации или узнать о нем из жалобы сотрудника.

Также сотрудник может обратиться в суд с просьбой признать дисциплинарное взыскание незаконным ( ст. 391 ТК РФ ). Если суд займет сторону работника, то дополнительно он может обязать организацию компенсировать работнику моральный вред (см. например, апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24 июля 2013 г. № 33-2255 ). Сумму компенсации определяет суд и указывает ее в своем решении. При этом судья должен учесть характер вреда, нанесенного сотруднику, и степень вины организации ( п. 63 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 ).

Общий подход к назначению взыскания

Дисциплинарное взыскание должно быть справедливым. Например, увольнение сотрудника за однократное опоздание на работу (по уважительной причине или при отсутствии на рабочем месте менее четырех часов подряд без уважительных причин) будет расценено как увольнение, не соразмерное всей тяжести проступка. В этом случае сотруднику можно объявить выговор или сделать замечание. Кроме того, взыскание – это право, а не обязанность работодателя. Организация может и не наказывать сотрудника, приняв во внимание его хорошую предыдущую работу, личные обстоятельства и т. п. Это следует из положений части 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ.

Не являются дисциплинарными проступками:

отказ сотрудника выполнять работу, которая опасна для его жизни или здоровья ( ч. 7 ст. 220 ТК РФ );

отказ сотрудника выполнять не предусмотренные трудовым договором тяжелые или вредные работы ( ч. 7 ст. 220 ТК РФ );

участие в забастовке (за исключением случаев неисполнения сотрудниками обязанности прекратить незаконную забастовку) ( ч. 2 ст. 414. ч. 6 ст. 413 ТК РФ).

За один дисциплинарный проступок можно назначить только одно наказание ( ч. 5 ст. 193 ТК РФ ).

Внимание: наказывая сотрудника за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, учтите, что эти обязанности должны быть действительно возложены на него и закреплены в трудовом договоре, должностной инструкции и т. п. ( ст. 56 ТК РФ ).

В противном случае сотрудник может обжаловать дисциплинарное взыскание, сославшись на то, что в круг его трудовых обязанностей не входила работа, которую он якобы не исполнил. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см. например, апелляционные определения Архангельского областного суда от 24 июля 2013 г. по делу № 33-4030/2013. Московского городского суда от 30 июля 2013 г. № 11-24137 ).

Процедура наложения дисциплинарного взыскания предусмотрена в статье 193 Трудового кодекса РФ. Прежде чем наложить дисциплинарное взыскание, нужно документально подтвердить сам факт нарушения трудовой дисциплины.

Для подтверждения отсутствия сотрудника на работе сделайте отметку в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или № Т-13 (применяется при автоматизированной обработке данных), утвержденными постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. или по самостоятельно разработанной форме .

В том случае, когда неизвестна причина отсутствия сотрудника на рабочем месте, в табеле поставьте буквенный код «НН». Если в дальнейшем сотрудник представит документы, подтверждающие болезнь, или будет признан факт прогула, табель нужно уточнить. В нем буквенный код «НН» исправьте на код «Б» – временная нетрудоспособность (болезнь) или «ПР» – прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин). Условные обозначения явок и неявок приведены на титульной стороне табеля по форме № Т-12. утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Если организация применяет самостоятельно утвержденную форму табеля, то необходимые условные обозначения она также может утвердить сама.

Если речь идет о неисполнении трудовых обязанностей, понадобятся доказательства неудовлетворительной работы сотрудника – жалобы клиентов, планы и графики работы, технические задания и т. п. Таким подтверждением может быть служебная записка непосредственного руководителя и (или) акт. составленный в присутствии двух и более свидетелей.

После выявления проступка потребуйте от сотрудника написать объяснительную записку. В ней он должен изложить причины и обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка. Причины нужно внимательно проанализировать и установить, являются они уважительными или неуважительными. Если по истечении двух рабочих дней объяснение сотрудник не представил, нужно составить акт об отказе дать объяснение за подписью двух или более свидетелей. Имея на руках такой акт, организация может наложить дисциплинарное взыскание и без объяснений сотрудника. Такой порядок предусмотрен в частях 1 и 2 статьи 193 Трудового кодекса РФ.

Следует отметить, что дисциплинарное взыскание можно применить сразу после того, как сотрудник отказался давать объяснение. и до истечения двухдневного срока. При этом такой отказ также нужно зафиксировать актом. Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика (см. например, апелляционное определение Брянского областного суда от 25 июля 2013 г. № 33-2316/2013 ).

Внимание: если работодатель не затребовал объяснительную записку у сотрудника до наложения взыскания, то дисциплинарное взыскание могут признать незаконным ( ст. 193 ТК РФ ).

Приказ о наложении взыскания

Когда все доказательства вины сотрудника будут собраны, оформите приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Если взысканием является замечание или выговор, то приказ оформите в произвольной форме. А если в качестве взыскания организация уволит сотрудника, оформите приказ о прекращении (расторжении) трудового договора по унифицированной форме № Т-8 ( постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 ) или по самостоятельно разработанной форме. Издавать дополнительный приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в этом случае не требуется. Вместе с тем, и издание двух приказов не считается нарушением трудового законодательства. Аналогичные разъяснения приведены в письме Роструда от 1 июня 2011 г. № 1493-6-1 .

В течение трех рабочих дней (не считая времени отсутствия сотрудника на работе) после издания приказа с ним нужно ознакомить сотрудника под подпись. Если сотрудник откажется это сделать, составьте акт об отказе (в произвольной форме). Об этом сказано в части 6 статьи 193 Трудового кодекса РФ.

Если взысканием является замечание или выговор, то в трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносите. В личную карточку такие сведения вносить также не обязательно. Однако при необходимости (например, для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить, например в разделе X «Дополнительные сведения» формы № Т-2.

Если же взысканием является увольнение, то в трудовую книжку внесите запись о прекращении трудового договора, а личную карточку закройте в общем порядке ( п. 5.3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69. указания. утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 ).

Срок для взыскания

Применить к работнику дисциплинарное взыскание можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Течение этого срока приостанавливается на период:

времени, необходимого на учет мнения профсоюза ( при его наличии в организации ).

Об этом сказано в части 3 статьи 193 Трудового кодекса РФ.

При этом к отпуску, прерывающему течение месячного срока. следует относить все отпуска: ежегодные (основные и дополнительные), учебные, без сохранения зарплаты. Отсутствие сотрудника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока. Об этом говорится в подпунктах «в». «г» пункта 34 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

В то же время с момента совершения проступка не должно пройти больше шести месяцев. Исключение – проступки, которые обнаружил ревизор, аудитор или другой проверяющий. Тогда наказать сотрудника можно, если с момента совершения проступка прошло не более двух лет. Это относится к тем проступкам, которые обнаруживаются не сразу после совершения, а через какое-то время (например, хищение, растрата денежных средств организации). В шестимесячный (двухлетний) срок не включают время производства по уголовному делу. Однако время болезни или отпуска течения этого срока не приостанавливает. Если проступок был обнаружен более чем через шесть месяцев (два года) с момента его совершения, привлечь сотрудника к ответственности нельзя. Данное положение предусмотрено в части 4 статьи 193 Трудового кодекса РФ. Аналогичную позицию занимают и суды (см. например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 12 августа 2013 г. по делу № 33-10143 ).

Ограничение на увольнение за проступок

Уволить за дисциплинарный проступок, даже если для этого есть основания, можно не каждого сотрудника. Процедура расторжения трудового договора с отдельными категориями сотрудников усложнена. Например, беременных женщин вообще нельзя уволить по инициативе работодателя. Исключение – случаи ликвидации организации или истечения срока действия трудового договора, заключенного на срок отсутствия основного сотрудника (если нет подходящей вакантной должности) (ч. 1 и 3 ст. 261 ТК РФ). Члена профсоюза нельзя уволить за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без учета мнения профсоюза ( ч. 2 ст. 82 ТК РФ ). Несовершеннолетнего сотрудника нельзя уволить за дисциплинарный проступок без согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних ( ст. 269 ТК РФ ). Если вы проведете увольнение без учета этих норм, сотрудник при обращении в суд будет восстановлен на работе ( ст. 394 ТК РФ ).

В трудовом законодательстве предусмотрено погашение дисциплинарных взысканий. То есть с момента погашения считается, что у сотрудника нет проступка и наказания. Это возможно, если в течение года после привлечения к ответственности сотрудник не будет привлечен к дисциплинарной ответственность вновь. Об этом говорится в части 1 статьи 194 Трудового кодекса РФ.

Однако дисциплинарное взыскание можно снять с сотрудника и ранее. Например, по инициативе работодателя, просьбе самого сотрудника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа трудового коллектива. Об этом сказано в части 2 статьи 194 Трудового кодекса РФ.

Просьба о снятии дисциплинарного взыскания может быть выражена в заявлении (если просит сам сотрудник), служебной записке (если просьба исходит от непосредственного руководителя), ходатайстве профсоюза или другого представительного органа. Если руководитель организации согласен досрочно снять с сотрудника взыскание, он ставит на этом документе положительную резолюцию. После этого нужно оформить приказ о снятии дисциплинарного взыскания. Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено, поэтому приказ можно составить в произвольной форме .

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Ответ. Можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, который оскорбляет и некорректно ведет себя с клиентами и заказчиками

Да, можно, если обязанность вежливого и бесконфликтного поведения предусмотрена трудовым договором, локальным актом или должностной инструкцией сотрудника.

Трудовой кодекс РФ предусматривает меры дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих трудовых обязанностей ( ст. 192 ТК РФ ). Если обязанности по корректному и бесконфликтному поведению с клиентами (заказчиками, поставщиками, партнерами и т. п.) закреплены локальным актом (например, кодексом корпоративной этики или правилами общения с клиентами), должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором сотрудника, представляющего организацию-работодателя во внешних отношениях, за оскорбление или некорректное поведение в отношении них сотрудника можно привлечь к дисциплинарной ответственности. В таком случае работодатель вправе с учетом всех обстоятельств проступка привлечь такого сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора ( ст. 193 ТК РФ ). Более того, за неоднократное некорректное поведение такой сотрудник может быть уволен по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в случае если он уже имеет неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание и продолжает совершать оскорбительные или иные некорректные поступки.

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением, Иванников Игорь,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»,