Руководства, Инструкции, Бланки

образец внутреннего сообщения к правилам внутреннего контроля img-1

образец внутреннего сообщения к правилам внутреннего контроля

Рейтинг: 4.0/5.0 (1896 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правила внутреннего контроля Юридические услуги г

Правила внутреннего контроля 2014


В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлен список организаций, которым необходимо встать на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО правила внутреннего контроля и направлять в Росфинмониторинг (г. Москва) сообщения об операциях, подлежащих контролю.

Обратитесь к нам и Закажите Правила внутреннего контроля и получите

бумажный экземпляр по почте

и в электронном вырианте.

Стоимость ЭЦП (Электронно-цифровой подписи) для Росфинмониторинга 3000 руб.

Отчетность для Росфинмониторинга в соответствии с действующим законодательством РФ отправлять возможно только в электронном виде.

Пакет документов СДЛ (Специального должностного лица) позволяет максимально эффективно организовать систему внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (включает необходимую и актуальную на информацию и документы).

В ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ СДЛ (ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ) ВХОДИТ:

  1. Приказ об утверждении Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  2. Должностная инструкция ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  3. Форма журнала учета прохождения вводного инструктажа
  4. Форма журнала учета прохождения дополнительного инструктажа
  5. Форма внутреннего сообщения
  6. Образец отчета по результатам внутренней проверки выполнения и организации правил внутреннего контроля, требований федерального закона и иных нормативных правовых актов
  7. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  8. Приказ об утверждении плана проверки внутреннего контроля
  9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма
  10. Программа внутреннего обучения
  11. Анкеты

Данный перечень содержит все необходимые документы для соблюдения требований Росфинмониторинга РФ и ФЗ-115

Стоимость разработки Пакета документов СДЛ - 8000 рублей. Срок исполнения до 5 рабочих дней.

К организации, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые организации и лизинговые компании;

организации федеральной почтовой связи;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

операторы по приему платежей;

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитные потребительские кооперативы.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Борьба с отмыванием денег: установлены новые требования к правилам внутреннего контроля.
Некоторые организации, осуществляющие операции с деньгами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля. Цель - противодействовать отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Устанавливаются новые требования, которые должны соблюдаться при разработке указанных правил организациями (кроме кредитных, в т. ч. являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг). Рекомендации по данному вопросу, ранее утвержденные Правительством РФ, утрачивают силу.
В правила внутреннего контроля включаются следующие программы: его организации (прежде не выделялась); идентификации; оценки риска; выявления операций; документального фиксирования информации; по приостановлению операций (сделок); подготовки и обучения сотрудников; проверки осуществления внутреннего контроля; хранения информации. Перечень программ определен исчерпывающим образом. Ранее в правила включались иные программы по усмотрению организации.
Указано, какие сведения нужно приводить во внутреннем сообщении, которое составляется сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю.
Перечислены меры, сроки и порядок принятия которых должны предусматриваться программой по приостановлению операций (сделок). Ранее конкретные требования по данной программе не определялись.
Необходимо регулярно, но не реже 1 раза в полугодие проводить внутренние проверки выполнения в организации упомянутых правил, требований законодательства в соответствующей сфере.
Информация и документы должны храниться таким образом, чтобы их можно было использовать как доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
Правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу новых требований, должны быть приведены в соответствие с ними в течение 1 месяца.

© 2010-2015 ИП Тархова Елена Алексеевна
Разработка сайта - megagroup.ru

Другие статьи

Образец приказа о введении - Правил внутреннего контроля

Образец приказа о введении "Правил внутреннего контроля. "

____ июля 2013 г.

В связи с вступлением в силу с 1.07.2013 г. дополнений в Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» введенных ст. 14 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ:

1. Утвердить Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) пайщиками доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в отношении финансовой взаимопомощи, организуемой Кредитным потребительски кооперативом (граждан) «__________» и смежных операций с денежными средствами и иным имуществом» в редакции от ___07.2013 г. согласованной с дополнениями, введенными в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

2. Ввести в действие «Правила. » с ____07.2013 г.

3. В соответствии с п. 9.5 «Правил. » ответственному лицу _______________ в срок до 30.07.2013 г. провести дополнительный инструктаж сотрудников кооператива по разъяснению изменений и дополнений в новую редакцию «Правил»

4. Утвердить отчет по результатам проведения проверки осуществления в кооперативе внутреннего контроля за первый квартал 2013 г.

Директор (председатель правления)

Главная Библиотека Кредитная кооперация Документы Правила внутреннего контроля

Образец правил внутреннего контроля - Это нужно знать

Образец правил внутреннего контроля

Приложение N 3 к правилам внутреннего контроля ООО МФО Агентство "Партнер" Сведения, устанавливаемые в целях идентификации индивидуального предпринимателя и фиксируемые в анкете клиента 1. Этапы построения работы организации в рамках требования ФЗ РФ «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем» Правила внутреннего контроля, должны соответствовать требованиям 115-ФЗ, и содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. Сообщение передается специальному должностному лицу для принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации. Использование в качестве средств платежа поддельных расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами поддельные кредитные карты, поддельные "бонусные" карты, жетоны и т. Поручение заемщика микрофинансовой организации перечислить предоставляемый ему заем на банковский счет, открытый в подразделении кредитной организации, действующей в регионе, отличном от места регистрации заемщика п. Программа организации внутреннего контроля 2. Приобретение или продажа физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет 16. Однако даже беглый анализ примечаний в Правилах самого Росфинмониторинга и сопоставление их иных положений с позволяют сделать неутешительные выводы о необходимости организациям самостоятельно существенно дорабатывать данный проект документа и, в связи с этим, о его сомнительной практической пользе. Осуществлять иные права в соответствии с документами организации о внутреннем контроле. Организация реализации правил внутреннего контроля. Снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах организации в установленном в организации порядке. Сведения о степени уровне риска, включая обоснование оценки риска.

Принятие решения по переданным ему сотрудниками организации сообщениям об операциях, о целесообразности их представления руководителю организации.

Библиотека образцов документов

Подозрение в использовании в качестве средств платежа поддельных банкнот Центрального банка Российской Федерации или иностранной валюты использование поддельных наличных денежных средств 35. Сайт ваш изу­чал и про­дол­жаю изу­чать» 18. Бонус: статья «Является ли фотография на копии паспорта участника носителем его биометрических данных? Получать объяснения от сотрудников, касающиеся реализации правил. ООО МФО Агентство "Партнер", при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Помогите с примерной формой правил внутреннего контроля для микрофинансовой огранизации. Со своей стороны хотим обратить внимание организаторов лотерей и стимулирующих лотерей на выявленные нами упущения и необходимые доработки в приведенных примерных ПВК, как указанные Росфинмониторингом в его примечаниях, так и по каким-то неизвестным причинам обойденные его вниманием: - в Программе организации внутреннего контроля отсутствуют описание системы внутреннего контроля в организации и филиалах и порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации ПВК; - в Программе идентификации отсутствуют перечень устанавливаемых сведений в отношении представителя клиента, а также порядок обновления сведений информации. получаемых организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей; - в Программе оценки риска отсутствуют процедура оценки риска и присвоения степени уровня риска клиенту с учетом требований к его идентификации в ходе обслуживания клиента по мере совершения операций сделок. а также порядок и периодичность осуществления мониторинга операций сделок в целях проведения оценки степени уровня риска и последующего контроля за его изменением; - в Программе выявления операций отсутствуют описание процедур выявления операций сделок. подлежащих обязательному контролю согласно и документальному фиксированию в порядке. и необычных операций сделок. в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, а также порядок информирования сотрудником организации, выявившим операцию сделку. подлежащую контролю, специального должностного лица; - в Программе документального фиксирования информации отсутствуют форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу на основании ; - в Программе приостановления операций сделок отсутствуют сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на приостановление операций сделок клиента, в том числе на дополнительный срок, на основании в случае получения постановления Росфинмониторинга или решения суда о таком приостановлении; - в Правилах отсутствует раздел с описанием мер обеспечения конфиденциальности информации, полученной в результатате примененения ПВК в соответствии с законодательством РФ, за исключением возложения функций по обеспечению таких мер на специальное должностное лицо, о чем указание в примерных ПВК имеется. Операции с денежными средствами или иным имуществом, совершенные лицом, вновь включенным в очередную редакцию Перечня до его повторного включения в Перечень 5. В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления. Перечень признаков повышенной степени уровня Риска приведен в Приложении N 7 к настоящим Правилам.

Разработка Правил внутреннего контроля по Росфинмониторингу

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem.

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел. +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

Разработка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об эт ом читайте ЗДЕСЬ .

О казываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ .

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ .

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ .

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Руководство нашей компании, совещание в Росфинмониторинге, 2016 г.

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ): практические советы эксперта по финансовому мониторингу, специалиста по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ Павла Смыслова по разработке ПВК по ПОД/ФТ

(статья для ювелирных организаций, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по приему платежей)

Важнейшим документом, регулирующим порядок и осуществление внутреннего контроля в организации и у предпринимателя являются правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК в целях ПОД/ФТ). Правила внутреннего контроля – это практический документ, регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего контроля, который должен быть разработан в каждой организации и у каждого предпринимателя, на которых распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в т.ч. в ювелирных организациях, агентствах недвижимости, лизинговых и факторинговых организациях, у операторов по приему платежей.

Требования, которые должны соблюдаться при разработке правил внутреннего контроля вышеуказанными организациями и предпринимателями, установлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в профессиональной среде оно сокращенно упоминается как Постановление №667 от 30.06.2012 г.)

Постановлением Правительства РФ №667 от 30.06.2012 установлены четкий перечень программ, включаемых в новые правила внутреннего контроля, и требования к их содержанию.

В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство РФ в области ПОД/ФТ в 2011-2012 гг. правила внутреннего контроля согласованию в Росфинмониторинге или инспекции пробирного надзора не подлежат. Этот документ достаточно утвердить руководителем организации.

Правила – это документ, без проверки которого не обходится ни одно надзорное мероприятие в сфере ПОД/ФТ. Сотрудники надзорных органов очень любят проверять этот документ. Ведь за его несоответствие нормам действующего законодательства организация или предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях с наложением на них штрафа в размере до 100 000 рублей. А если в ходе проверки проверяющими будут установлены также еще и факты непредставления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также сведений о необычных операциях, факты представления в Росфинмониторинг недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю – размер штрафа может составить уже до 400 000 рублей (по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Сложилось три традиционных способа разработки правил внутреннего контроля:

1. Самостоятельная разработка правил внутреннего контроля;

2. Разработка ПВК по ПОД/ФТ с помощью специалистов-практиков, в т.ч. с помощью автора настоящей статьи;

3. Скачивание типового шаблона правил внутреннего контроля или образца правил внутреннего контроля из Интернета или различных информационно-правовых баз.

Если Вы решили самостоятельно разработать этот документ, то мы советуем Вам обратить внимание на следующие аспекты при его разработке:

1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ должны быть разработаны исключительно на основании действующего законодательства РФ. Они составляются с учетом требований, указанных в Федеральном законе №115 от 07.08.2001 г. постановлениях Правительства РФ, приказах Росфинмониторинга. При составлении этого документа мы рекомендуем также пользоваться информационными письмами и сообщениями Росфинмониторинга, в которых содержится много полезной и нужной информации для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

2. Правила внутреннего контроля должны регламентировать в компании или у предпринимателя организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля, определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

3. Правила внутреннего контроля должны включать в себя все без исключения программы осуществления внутреннего контроля, установленные действующим законодательством. Мы рекомендуем изложить текст ПВК в четкой последовательности тому порядку и той структуре, как это приведено в Постановлении Правительства №667 от 30.06.2012 г. Названия программ в ПВК должны точно соответствовать названиям программ, указанным в нормативном акте. Четкое и последовательное описание предусмотренных программ и порядков в ПВК будет удобным для использования правил и их восприятия как самими сотрудниками организации или предпринимателя в своей повседневной работе, так и для проверки правил надзорными органами. «Размытая» структура правил внутреннего контроля может создать у проверяющего впечатление незаконченности документа, в ПВК будет тяжело ориентироваться, может сложиться необоснованное мнение, что в правилах внутреннего контроля не в полном объеме изложены все необходимые положения.

4. Прави ла внутреннего контроля должны учитывать специфику деятельности Вашей организации. Однако при адаптации правил внутреннего контроля к своей специфике необходимо проявлять определенную разумность. Известны случаи, когда организации и предприниматели настолько увлекались адаптацией ПВК к своей деятельности, что исключали из них важнейшие положения, предусмотренные законом. Например, ошибочно полагая, что если они работают только с физическими лицами, то все процедуры по ПОД/ФТ, связанные с юридическими лицами, из правил внутреннего контроля необходимо полностью убрать.

5. В ПВК по ПОД/ФТ должны быть установлены полномочия, а также указаны обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. ПВК по ПОД/ФТ также составляются с учетом особенностей структуры Вашей организации и штатной численности работников. Одним из наиболее распространенных нарушений при разработке ПВК является случай, когда организация или предприниматель излагают в них лишь требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», требования 667 Постановления Правительства и иных нормативных актов без конкретизации и описания действий сотрудников организации или предпринимателя на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Мы также рекомендуем как можно подробнее раскрывать порядок действий сотрудников при проведении тех или иных процедур внутреннего контроля

6. В ПВК по ПОД/ФТ должно быть предусмотрено обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате их применения, а также мер, принимаемых организацией при их реализации.

7. Правила внутреннего контроля отражают наличие обособленных подразделений или филиалов Вашей организации, а также порядок осуществления внутреннего контроля в них.

8. Целесообразно составлять правила с учетом субъективных и сложившихся требований проверяющих из Вашего регионального отделения Росфинмониторинга, инспекции пробирного надзора, прокуратуры к содержанию ПВК (так Вам будет легче пройти проверки надзорных органов).

9. Не включайте в ПВК по ПОД/ФТ положений, не предусмотренных законодательством: чем больше обязанностей, не установленных законом, вы на себя возложите, вписав их в правила, тем больше усилий Вам нужно будет прилагать для их выполнения. Помните, что при грамотном и профессиональном составлении правил, они получаются необъемным документом, а проводимые Вами процедуры внутреннего контроля будут несложными и не займут у Вас много времени.

10. Типовые шаблоны ПВК и образцы правил, полученные Вами из различных источников, в т.ч. даже вызывающих доверие, для использования в разработке ПВК по ПОД/ФТ малопригодны (более подробно об этом мы расскажем Вам чуть ниже).

11. После разработки ПВК по ПОД/ФТ продолжайте следить за изменениями в законодательстве и своевременно вносите изменения в Ваши правила. Весьма распространенными нарушениями, допускаемыми организациями и предпринимателями при составлении правил внутреннего контроля, являются случаи, когда они упоминают в тексте правил нормативные акты, более на них не распространяющиеся, и излагают на основании них отдельные подразделы правил внутреннего контроля. Также часто организации и предприниматели неточно или сокращенно воспроизводят в правилах внутреннего контроля нормы законодательства в сфере ПОД/ФТ, что приводит к искажению смысла положений № 115-ФЗ или иных нормативных актов, что, конечно, надзорные органы посчитают грубым нарушением.

12. Много недостатков в правилах внутреннего контроля организаций и предпринимателей связано с тем, что некоторые из них не имеют полного представления о своих правах и обязанностях, возникающих в процессе реализации законодательства в сфере финансового мониторинга. Например, есть случаи обобщения в правилах внутреннего контроля таких понятий как «приостановление операции клиента» и «блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества клиента», что приводит к объединению в составе ПВК процедур внутреннего контроля, связанных с этими понятиями. В таких случаях организации и предприниматели составляют правила внутреннего контроля без учёта того, что в действительности указанные процедуры различны, а меры, связанные ними, должны излагаться в отдельных разделах правил. Иногда организации и предприниматели также не различают между собой такие процедуры, как «идентификация клиента» и «изучение клиента», не понимают чем отличается выгодоприобретатель от бенефициара, не знают в чем различие операции, подлежащей обязательному контролю, от необычной операции. Это в итоге также приводит либо к объединению в составе ПВК процедур внутреннего контроля, связанных с этими понятиями, либо вообще к упущению описания положений, связанных с ними.

13. Обязательно выполняйте все те положения и обязанности, которые Вы для себя установили, вписав их в ПВК.

Некоторые организации и предприниматели пренебрегают самостоятельным изучением требований к правилам и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и пытаются для своей работы использовать типовые правила внутреннего контроля, либо найти и скачать образец ПВК в Интернете.

Не секрет, что в сети Интернет можно найти и скачать правила внутреннего контроля. Новые ПВК по ПОД/ФТ скачать можно в том числе и из различных популярных информационно-правовых баз. Образец правил внутреннего контроля размещен даже на официальном сайте Росфинмониторинга. Однако такой подход к организации внутреннего контроля является самой распространенной ошибкой организаций. Бездумное скачивание этого документа из Интернета – залог дальнейших больших проблем. Как часто нам, как профессионалам в области организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, приходится сталкиваться с ситуациями, когда такой подход означает игнорирование специфики деятельности той или иной организации. Например, компании нужны были правила внутреннего контроля ювелирной организации, а были скачаны правила внутреннего контроля агентства недвижимости. Или же берется образец правил внутреннего контроля, который вообще не учитывает никакой специфики деятельности. А ведь, например, правила внутреннего контроля ювелирной организации и ПВК оператора по приему платежей весьма существенно различаются.

Также весьма распространены случаи, когда организации и предприниматели внедряли в свою работу устаревшие правила, составленные много лет назад, но до сих пор находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Значительное число организаций и предпринимателей, обратившихся к нам за услугами по разработке правил внутреннего контроля или их обновлению проходили через самостоятельные неудачные попытки внедрения и использования в своей работе типовых документов, предварительно скачанных из Интернета.

Хотим обратить Ваше внимание, что даже при совпадении видов деятельности Вашей организации и организации, чьи правила внутреннего контроля для образца были взяты или скачаны, нет никакой гарантии того, что этим документом можно пользоваться без каких-либо неблагоприятных последствий. Ведь, во-первых, этот документ мог быть разработан достаточно давно и в настоящее время уже не учитывает новые требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Во-вторых, не известно, не была ли привлечена организация или предприниматель, разместившие в интернете правила внутреннего контроля к административной ответственности за нарушение порядка осуществления внутреннего контроля, выразившегося в неправильном составлении этого документа. В третьих, в ходе осуществления надзорными органами проверки выполнения Вами требований законодательства в сфере ПОД/ФТ может выясниться, что типовой шаблон правил внутреннего контроля, скаченный из Интернета, по каким-то причинам не отвечает требованиям действующего законодательства, на основании чего Вы можете быть оштрафованы (к слову, в настоящее время штрафы за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма доходят до одного миллиона рублей).

Зачастую непрофессионализм и шаблонность в разработке Правил внутреннего контроля приводит к тому, что принимаемые организациями и предпринимателями меры и процедуры по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, выявлению, документальному фиксированию и предоставлению в уполномоченный орган информации об установленных операциях и прочие действия являются настолько сложны и запутаны, что организация и предприниматель просто не в силах выполнять все требования, которые они к себе и предъявили путем утверждения чрезвычайно сложных правил внутреннего контроля.

Запомните: правила внутреннего контроля – это не шаблонный документ, для каждой организации он должен быть индивидуален и разрабатывается с учетом не только специфики её деятельности, но также с учетом таких, казалось бы мелочей, как, например, наименование должности руководителя, численность сотрудников, место хранения документов и прочее. Кроме того, различные региональные отделения надзорных органов предъявляют свои специфичные требования к содержанию правил внутреннего контроля.

Мы не устаем повторять читателям и слушателям наших семинаров о том, что правила внутреннего контроля – это не статичный документ, он может постоянно меняться и требовать обновлений из-за внесения изменений в законодательство. Если вы, например, в последний раз обновили свои правила внутреннего контроля в 2015 г. а сейчас у вас их запросил надзорный орган – можете быть практически уверенными в том, что по результатам этой проверки вам будет сделано замечание, что ПВК по ряду позиций не соответствуют действующему законодательству. Напомним, в начале 2016 г. вступило в силу несколько важных изменений в № 115-ФЗ. Согласно рекомендациям Росфинмониторинга в случае внесения в Федеральный закон №115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ изменений организациям и предпринимателям рекомендуется в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносить в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения (Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 №20).

Нужно обратить внимание читателей на то, что в нашей стране отсутствует единообразный подход надзорных органов к оценке правил внутреннего контроля организаций и предпринимателей. В одних регионах сотрудники надзорных органов весьма снисходительно проверяют правила внутреннего контроля и делают замечания к ним только тогда, когда находят в них откровенные несоответствия и противоречия нормам действующего законодательства. В других регионах, наоборот, какие бы хорошие и полные правила внутреннего контроля не были бы представлены на проверку, к ним будет сделана масса различного рода замечаний, в том числе и носящих субъективный характер, основанных на мнении отдельно взятого проверяющего.

Тем не менее, в независимости от того, каким бы мягким или, наоборот, строгим был бы Ваш проверяющий, в заключение нашей статьи мы хотим пожелать организациям и предпринимателям со всей ответственностью и вниманием подойти к своим правилам внутреннего контроля, еще раз ознакомиться с ними с целью обеспечения в своей деятельности полного выполнения установленных положений и требований. Формальное отношение организации и предпринимателя к правилам внутреннего контроля – практически наверняка обрекает его на последующие проблемы с надзорными органами, которые могут закончиться для него весьма болезненными мерами административного воздействия. Знание своих внутренних документов, практическое их внедрение в свою работу – залог как минимум того, что вы сможете достойно выдержать любую проверку надзорных органов, и при необходимости дать возражения проверяющим, в том числе и на их субъективную оценку правил внутреннего контроля, которая, к сожалению, иногда имеет место быть.

Со своей стороны мы всегда готовы предложить для Вас свои профессиональные услуги и опыт по разработке правил внутреннего контроля, их обновлению, внесению в них изменений, при этом неважно в каком регионе РФ вы находитесь. Этими услугами мы стали заниматься одними из первых в России, что подтверждается договорами, заключенными нами на разработку правил внутреннего контроля, еще в середине 2000-х гг. За это время мы накопили весьма значительный опыт в области подготовки правил внутреннего контроля и их внедрению в работу организаций.

Ниже предлагаем Вам изучить примерную структуру правил внутреннего контроля 2016 года ювелирной организации, агентства недвижимости, факторинговой организации, лизинговой компании, оператора по приему платежей, индивидуальных предпринимателей.

Примерная структура (содержание) правил внутреннего контроля *.

1. Общие положения;

2. Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;

4. Программа идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;

5. Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

6. Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7. Программа документального фиксирования информации;

8. Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;

9. Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

10. Программа проверки осуществления внутреннего контроля;

11. Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

12. Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;

13. Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

14. Программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

15. Порядок обеспечения конфиденциальности информации, полученной в результате применения ПВК по ПОД/ФТ, а также мер, принимаемых при реализации ПВК по ПОД/ФТ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16. Порядок представления информации в Росфинмониторинг;

Приложение 1. Критерии выявления и признаки необычных сделок;

Приложение 2. Анкета клиента – физического лица (бенефициарного владельца);

Приложение 3. Анкета клиента – индивидуального предпринимателя;

Приложение 4. Анкета клиента – юридического лица;

Приложение 5. Анкета клиента – иностранной структуры без образования юридического лица, выгодоприобретателя – иностранной структуры без образования юридического лица;

Приложение 6. Анкета выгодоприобретателя – физического лица;

Приложение 7. Анкета выгодоприобретателя – юридического лица;

Приложение 8. Перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Приложение 9. Внутреннее сообщение об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделке);

Приложение 10. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;

Приложение 11. Внутреннее распоряжение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

Приложение 12. Журнал учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества;

Приложение 13. Акт проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

Приложение 14. Внутреннее распоряжение о приостановлении операции;

Приложение 15. Журнал учета информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

Приложение 16. Распоряжение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

Приложение 17. Журнал отказов от выполнения распоряжений клиентов о совершении операций;

Приложение 18. Форма журнала учета лиц, прошедших вводный инструктаж;

Приложение 19. Форма журнала учета лиц, прошедших дополнительный инструктаж

* В связи с отсутствием единообразного подхода проверяющих органов к правилам внутреннего контроля, содержание ПВК по ПОД/ФТ, размещенное в настоящей статье является лишь примерным ориентиром того, как правила могут выглядеть. Во многих регионах надзорные органы предъявляют специфичные требования к ПВК по ПОД/ФТ (их Вы можете уточнить в своих надзорных органах). Именно поэтому правила, сделанные для одного региона, могут серьезно отличаться, к примеру, по составу приложений, от правил внутреннего контроля в другом регионе.

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

Вы можете ознакомиться с образцами наших правил внутреннего контроля 2016 г.

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ ювелирной организации, агентства недвижимости, факторинговой организации, лизинговой компании, оператора по приему платежей, индивидуальных предпринимателей;

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива, управляющей компании);

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации (страховой компании, негосударственного пенсионного фонда, общества взаимного страхования, профессионального участника рынка ценных бумаг, иных НФО, не относящихся к категории малых и микропредприятий).

Для некредитных финансовых организаций ( ломбарды, микрофинансовые и страховые организации, кредитные потребительские кооперативы, страховые брокеры, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д.) правила внутреннего контроля разрабатываются на основании Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для иных организаций (агентства недвижимости, лизинговые компании, операторы по приему платежей, факторинговые организации) ПВК разрабатываются на основании Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667 (в ред. от 21.06.2014 г.)

Если Вас интересуют наши вышеуказанные услуги просим Вас связаться с нами по телефону:

Контактное лицо по вопросам Правил внутреннего контроля и организация внутреннего контроля Смыслов Павел Александрович.

- Мы в контакте (форум по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, вопросы эксперту по финансовому мониторингу)

Мы готовы помочь в подготовке и разработке следующих Правил внутреннего контроля:

1. Правила внутреннего контроля лизинговой компании;

2. Правила внутреннего контроля ломбарда (в зависимости от специфики деятельности ломбарда могут быть разработаны правила внутреннего контроля автоломбарда, правила внутреннего контроля ломбарда, работающего с ювелирными изделиями или иным ценным имуществом и др.) ;

3. Правила внутреннего контроля лотерейной организаций, правила внутреннего контроля тотализатора, правила внутреннего контроля букмекерской конторы и т.д.

4. Правила внутреннего контроля агентства недвижимости (правила внутреннего контроля организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ) ;

5. Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей;

6. Правила внутреннего контроля факторинговой компании (правила внутреннего контроля коммерческой организации, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов) ;

7. Правила внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива (в том числе правила внутреннего контроля сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) ;

8. Правила внутреннего контроля микрофинансовой организации ;

9. Правила внутреннего контроля ювелирной компании (правила внутреннего контроля организации, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий);

10. Правила внутреннего контроля страховой организации;

11. Правила внутреннего контроля страхового брокера;

12. Правила внутреннего контроля общества взаимного страхования;

13. Правила внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда, имеющего лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

14. Правила внутреннего контроля оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;

15. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя. являющегося страховым брокером;

16. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя. осуществляющего скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

17. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя. оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

18. Правила внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.

Хотите быть в курсе всех новостей по финансовому мониторингу, ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и получать информации еще больше, чем на нашем сайте? Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация. Издается с 2016 года. Нас читают более 4000 подписчиков!

Дополнительные наши статьи по этой теме: