Руководства, Инструкции, Бланки

объяснение правонарушителя образец img-1

объяснение правонарушителя образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1894 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Объяснение (образец заполнения): образец, бланк, шаблон

Объяснение (образец заполнения) Объяснение

28 февраля 201* г.
11 час. 30 мин.

Старший дознаватель Советского РОВД г. Энска майор полиции Понина В.С, осуществляя проверку заявления о преступлении Маликовой Т.И. руководствуясь ч. 1 ст. 86 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ, опросила гражданку:

По существу заданных мне вопросов я могу показать следующее: 20 февраля 201* года около трех часов дня я зашла к Ермилову Николаю, с которым знакома несколько лет.

У Ермиловых находился мужчина с именем Алексей и прозвищем "Пута". Ближе к вечеру, точно время не помню, он попросил довести его до дома по адресу: г. Энск, Ленинградский переулок, д. 10. Дойдя до Ленинградского переулка, Алексей попросил меня постоять у дома N 2, а сам зашел внутрь. К кому он заходил и зачем, я не знаю. Минут через 10 он вышел и пригласил зайти к нему домой, предупредив, что дома нет света. По дороге домой он предложил мне выпить. Войдя в дом, я сняла пальто и стала играть с собачкой, присев на диван. Примерно через полчаса пришел не знакомый мне парень. Алексей меня с ним не знакомил. Увидев его, я стала одеваться, так как хотела уйти из-за того, что, войдя в комнату, незнакомый парень сказал Алексею: "Ты сказал, что привел Тамару, а привел кого-то другого". Мужчина подошел и сел рядом со мной на диван, ничего не говоря, он ударил меня кулаком по животу. Я спросила: "За что, миленький?" Он ответил: "Какой я тебе миленький?" и рукой ударил меня по глазам. У меня из носа пошла кровь, я хотела встать, но мужчина меня не пустил, приказал, чтобы я осталась сидеть. После этого наотмашь рукой он ударил меня по зубам. Я сидела и плакала, но на помощь никого не звала. Этот мужчина всю ночь меня избивал. Под утро я спросила Алексея, за что меня бьют. На это Алексей ответил: "Он тебя убьет". От ударов мужчины у меня на лице и теле остались синяки и ссадины, и до настоящего дня болит голова. 28.02.201* г. я обратилась в больницу.

Когда стало рассветать, я им сказала, что мне нужно умыться, так как я вся в крови. Воды в доме не было, поэтому я сделала вид, что иду за водой, а сама пошла домой.

Спиртное с Алексеем и мужчиной я не пила. Бил меня только неизвестный мужчина, его я хорошо запомнила и сразу узнаю. Он на вид 30 - 35 лет, среднего роста, крепкого нормального телосложения. Волосы коротко подстриженные, темные. Лицо круглое, лоб скошенный. Нос и губы большие. На одном из передних зубов сверху слева зубной протез из желтого металла. На запястье правой руки мужчины татуировка "Вова".

С моих слов записано правильно, мною прочитано.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Объяснение»:

Договоры по группам

Договоры по тегам

Если вы работаете в офисе

В чем состоит сложность собеседования?

  • Продуктивность против трудоголизма

    Наверняка есть местечко, где нам будет житься лучше, но пока - то мы здесь. (Немецкая пословица)

    © 2016 Все-документы.ру. Образцы договоров и документов.
    Сайт-помощник по составлению различных договоров. Шаблоны и бланки. Всё готово, от вас - вставить в редакторе свои данные и распечатать. Если у вас есть шаблон, который бы вы хотели разместить здесь, воспользуйтесь обратной связью.

  • Другие статьи

    КоАП РФ, Статья 26

    Главная Документы КоАП РФ, Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

    Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016)

    КоАП РФ, Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

    1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

    2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

    Открыть полный текст документа

    Нужна очень помощь! ) образец объяснения по административному делу?

    нужна очень помощь!) образец объяснения по административному делу.

    Терпкая Знаток (448), закрыт 6 лет назад

    Калыбаха Просветленный (32552) 6 лет назад

    Объяснение по административному делу составляется легко. С начала указывается где и когда оно взято, затем фраза с тем, что человек дающий объяснение ознакомлен со ст. 51 Конституции РФ, смысл статьи ему разъяснен и понятен (данная статья дает право человеку не свидетельствовать против себя и своих близких родственников). Под этой фразой подпись ознакомленного. Далее поехали (если человек не захотел воспользоваться ст. 51), по заданным мне вопросам поясняю следующее и. бла-бла-бла.
    На каждой странице с текстом - внизу роспись объяснителя. В заключении человек пишет фразу: " с моих слов написано верно, мною прочитано, жалоб и замечаний не имею" или "написано собственноручно, жалоб и замечаний не имею" или указываются жалобы и замечания. Роспись и расшифровка росписи.
    Далее. "объяснение получил. роспись, должность, звание, фамилия и инициалы.

    Источник: дорогу осилит идущий.

    mustang777 Оракул (67165) 6 лет назад

    Юрий написал всё верно, однако забыл указать один немаловажный момент. Из-за которого гаишники имели однажды бледный вид на суде. В объяснении нужно писать, что гражданин, дающий его, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний предупреждён.
    В моём случае гайцы объяснения у тракториста взяли, а предупредить его об ответственности не удосужились. До суда мы поработали со свидетелем и он изменил мнение на противоположное. Первоначальное его объяснение суд не принял к сведению и суд мы выиграли.

    Письменное объяснение - Бесплатный архив юридических документов

    Письменное объяснение

    Произошло дорожно-транспортное происшествие - столкновение 2-х транспортных средств. О чем составлен протокол об административном правонарушении, где указано, что заявитель управлял транспортным средством и при повороте налево, не уступил другому водителю. Заявитель с данным фактом не согласна. Заявитель просит рассмотреть ее объяснение в установленном порядке и проверить законность действия сотрудников.

    В 2 РОВД ПС ЮЗАО
    ________________________
    от ________________________
    ________________________

    _____________ года в ______ произошло дорожно-транспортное происшествие- столкновение 2-х транспортных средств.
    О чем ______________ года составлен протокол об административном правонарушении, где указано, что водитель управлял транспортным средством по ____________ улице от улицы _________ и при повороте налево, не уступил водителю ____________.
    Я, ____________ с данными фактами не согласна.
    Я управляя автомашиной ___________ ,поворачивала на лево через встречную полосу. На данной дороге всего две полосы, одна в одну сторону, другая в другую. На встречной полосе была пробка и они двигались очень медленно. Машины в один ряд меня пропускали, я стала поворачивать и в этот момент по обочине на большой скорости двигался автомобиль __________ марки. Водитель вышеуказанного транспортного средства въехал в автотранспортное средство ______________, что повлекло столкновение 2-х транспортных средств. ______________ была признана виновной в административном правонарушении по ч.3 ст. 12 14 КОАП, а именно Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
    При столкновении он не только меня ударил, но и протащил по дороге, что видно из извещения о дорожно - транспортном происшествии. На схеме четко указанно кто и где находился. Если бы он не нарушил правила дорожного движения, никакого столкновения не было бы.
    Согласно ст. 25.1:
    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
    2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
    3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
    4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

    На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.

    ПРОШУ:
    1.Рассмотреть мое объяснение в установленном порядке.
    2.Проверить законность действий сотрудников

    О результатах рассмотрения заявления уведомить меня в письменном форме в установленный законом месячный срок.
    Ответ на данное заявление прошу выслать по месту жительства, а именно: _________________________________

    КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

    Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

    В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

    После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

    Объяснение по делу об административном правонарушении, случаи представления

    Объяснение по делу об административном правонарушении

    Медицинская или фармацевтическая организация, как и любое другое лицо, привлекаемое к административной ответственности. вправе попытаться повлиять на исход дела, используя при этом механизмы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Одним из таких механизмов является представление объяснений по делу об административном правонарушении. которым посвящена настоящая статья.

    Разработка и составление объяснения по делу об административном правонарушении

    Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

    Согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме .

    В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ объяснения по делу об административном правонарушении выступают в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и могут играть как положительную, так и отрицательную роль в процессе принятия решения по делу.

    «Готовые решения» разработки медицинской и иной организационно-распорядительной документации

    Сборник юридических документов для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от органов надзора»

    • Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
    • Готовые инструкции по выполнению различных мероприятий медицинским персоналом
    Случаи обязательного представления объяснений

    Так, медицинская/фармацевтическая организация, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют объяснения, включаемые в протокол об административном правонарушении. в протокол об обеспечении мер и протокол о рассмотрении дела.

    Обычно такие объяснения даются при самом возбуждении или рассмотрении дела – тогда, когда у организации (ее представителя ) нет возможности основательно обдумать те или иные обстоятельства, имеющие отношение к делу. Соответственно, такие объяснения могут быть использованы как в пользу организации, так и против нее.

    Обращаем внимание, что на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении заслушивание объяснений, данных организацией, также является обязательной процедурой (часть 2 статьи 29.7 КоАП РФ).

    Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!

    • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
    • Ответы специалистов по всем интересующим вопросам «жизни» медицинской организации;
    • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
    Случаи представления объяснений по инициативе организации

    Однако в настоящей статье нам бы хотелось рассказать об объяснениях по делу об административном правонарушении, которые могут быть представлены организацией самостоятельно, по своей инициативе, не потому, что этого требует закон.

    Как известно, в административном производстве действует презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: это означает, что в случае, если в отношении организации возбуждено дело об административном правонарушении, она считается невиновной до тех пор, пока ее вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    Вместе с тем, организация, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, как никто другой, заинтересована в доказывании своей невиновности и может использовать для этого механизм представления объяснений по делу об административном правонарушении, если не согласна с вынесенным в отношении нее протоколом об административном правонарушении.

    Такие объяснения готовятся организацией как отдельный документ и представляются лицу, рассматривающему дело (судье или должностному лицу органа надзора) с целью повлиять на его исход.

    Юридические консультационные услуги по всем вопросам медицинского права

    Фактическое содержание объяснений лица, привлекаемого к ответственности

    Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержать субъективное описание обстоятельств дела, указание на факты, которые могут свидетельствовать об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности, а также факты (сведения), которые могут служить основанием для исключения ответственности лица. Одним из таких факторов, например, может быть неверная, по мнению организации, квалификация правонарушения .

    Кроме того, допускается оценка деятельности того или иного должностного лица, проводившего, например, административное расследование по делу об административном правонарушении.

    В любом случае, цель представления объяснений – формирование у судьи или должностного лица, рассматривающих дело, объективного представления о расследуемом правонарушении и прекращение производства по делу об административном правонарушении.

    Представление интересов в суде

    Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств

    Когда имеет смысл представлять объяснения по делу

    Объяснения по делу об административном правонарушении имеет смысл представлять тогда, когда организация не согласна с составленным в отношении нее протоколом об административном правонарушении и желает хоть как-то повлиять на исход рассмотрения дела об административном правонарушении.

    Вместе с тем, практика показывает, что более реальным в оспаривании факта привлечения организации к административной ответственности является механизм обжалования действий/бездействия должностных лиц или обжалование уже вынесенного решения по делу (постановления по делу об административном правонарушении), которые осуществляются в соответствии с главами 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно.

    Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам

    Оформление одного из документов по обжалованию: возражения против акта проверки; обжалования действий (бездействий) лиц, проводивших проверку; обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении

    Любое копирование и размещение информации на сторонних интернет-ресурсах возможно только при установке прямой индексируемой текстовой ссылки на www.kormed.ru,
    в прочих сторонних источниках - только с письменного разрешения ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА. По этим вопросам необходимо обращаться по адресу info@kormed.ru.
    Любые нарушения будут рассматриваться и преследоваться согласно статье 146. Уголовного Кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав".

    ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» Алабяна 13к1
    125252, Москва
    Российская Федерация
    Партнеры

    Режим работы:
    пн-пт - с 10:00 до 19:00
    сб - выходной
    вс - работает Консультант сайта

    Образец документа

    К учетно-профилактическому делу приобщаются:

    1. Постановление о заведении дела.

    2. Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет несовершеннолетнего правонарушителя.

    3. Справка об установочных данных несовершеннолетнего.

    4. Акт обследования семейно-бытовых условий.

    5. План индивидуальной профилактической работы.

    6. Объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным правонарушений.

    7. Справка о первичной беседе руководителя горрайоргана с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями.

    8. Лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния.

    9. Лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях.

    10. Информация из информационного центра о наличии судимостей.

    11. Характеризующие материалы (характеристики с места жительства, работы, учебы).

    12. Лист учета профилактических мероприятий.

    13. Постановление о прекращении ведения учетно-профилактического дела.

    Примечания. 1. Результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним отражаются в листе учета профилактических мероприятий инспектором ПДН ежемесячно, участковым инспектором и оперуполномоченным уголовного розыска - ежеквартально.

    2. Информация о наличии судимостей запрашивается инспектором ПДН 2 раза в год.

    3. Характеризующие материалы запрашиваются инспектором ПДН ежегодно.

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Студопедия

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    Сборник образцов служебных документов,

    составляемых сотрудниками ОВД в профессиональной деятельности

    г. Ижевск 2015 год

    Преподаватель Цикла тактико-специальной подготовки Центра профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции А.Л. Широбоков

    1. Начальник Отдела организации применения административного законодательства МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции Е.В. Пониткина.

    2. Начальник Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции Н.Н. Мерзляков.

    Главная цель учебного пособия «Сборник образцов служебных документов,

    составляемых сотрудниками ОВД в профессиональной деятельности» является овладение комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющих эффективно анализировать и в полном объеме документировать состав того или иного правонарушения.

    В пособие вошли типичные ситуации, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам полиции в своей служебной деятельности.

    Для более глубокой проработки рассматриваемых ситуаций, необходимо дополнительно обращаться к учебной, методической и научной литературе. Учебное пособие будет полезно как при подготовке к занятиям, так и для применения в практической деятельности.

    Рассмотрено на заседании Цикла тактико-специальной подготовки Центра профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике.

    Протокол № 6 от 25.06.2015.

    Рекомендовано для использования в учебном процессе.

    1.Стилистика составления процессуальных документов∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4стр.

    1.1 Проведение личного досмотра, досмотра вещей. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙5стр.

    1.2 Изъятие вещей и документов. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7стр.

    1.4 Административное задержание∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙9стр.

    1.5 Оформление рапорта∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10стр.

    1.6 Получение объяснений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙11стр.

    1.7Оформление протокола об административном правонарушении∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙15стр.

    1.8 Макет ч.1ст.6.24∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙18стр.

    1.9 Макет ч.1ст.20.11∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙35стр.

    2.0 список литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙40 стр.

    1.Стилистика составления процессуальных документов .

    В своей деятельности сотрудники полиции вправе применять в отношении граждан меры принуждения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые часто связаны с вторжением в сферу их конституционных прав и свобод[1]. Меры принуждения могут применяться только при наличии для этого законных оснований, а судить о законности, можно только тогда, когда решение об их применении будет объяснено и мотивировано в соответствующем процессуальном документе.

    При подготовке документов, разрабатываемых в подразделениях МВД России, необходимо пользоваться правилами оформления, которые изложены в ГОСТ Р 6.30-2003.

    Все документы должны отвечать определенным общим требованиям:

    1. Процессуальный документ должен соответствовать тому закону, которым предусмотрено его составление (по наименованию, форме, содержанию).

    Если в законе указаны реквизиты процессуального документа, их включение в составленный документ обязательно. Соответствие процессуального документа закону предполагает также ссылки на правовые нормы, предусматривающие составление данного документа[2].

    2. Содержания процессуального документа должно соответствовать фактическим обстоятельствам.

    Это означает, что обстоятельства, имеющие отношение к вопросу, который разрешается данным документом, должны получить в нем отражение[3].

    3. Процессуальный документ должен быть логичным, кратким и ясным.

    Все вопросы должны излагаться последовательно, чтобы каждое новое положение следовало из предыдущего, или было логически связано с ним, чтобы не встречались противоречия и не вытекающие из текса документа выводы. В нем не должно быть лишних слов. Единообразное написание отдельных наименований, слов и словосочетаний обеспечивают однозначное понимание смысла документа.

    4. Лексические и стилистические ошибки. Культура оформления процессуального документа.

    Документ должен быть изложен грамотно не только в общепринятом смысле, с соблюдением грамматики и синтаксиса, но и юридически грамотно, т.е. в соответствии с современным уровнем правовых знаний.

    4.1. Неправильное использование слов и терминов отдельные термины и профессиональные жаргонные слова бывают, известны лишь узкому кругу лиц определенной профессии, поэтому требуется обязательная расшифровка их в тексте. Использование же разговорных слов и оборотов речи вообще неуместно в официальных документах[4].

    4.2. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов. Это стремление придать тексту большую значимость, выразившись «покрасивее», объясняется иноязычными словами[5].

    При использовании иностранного слова необходимо знать точно его смысл.

    4.3. Текст должен быть написан разборчиво. Недопустимо сокращение слов[6], а также исправления и помарки.

    Общим правилом является требования указывать в документе:

    1) Кто (какой орган, должностное лицо) его составил, место, время процессуального действия, данные о лицах, участвующих в его производстве, содержании процессуального действия в том порядке и посредственности, в каких оно осуществлялось, заявление, сделанные участниками;

    2) Документ подписывается лицами, участвующими в производстве соответствующего действия. Все внесенные изменения, дополнения и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

    В случае отказа правонарушителя подписать протокол, сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями понятых.

    Лицу, отказавшемуся подписать документ, должны быть представлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный документ.

    Если гражданин в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление лица с … этого документа производится в присутствии понятых, которые подтверждают своими подписями содержание текста и факт невозможности его подписания.

    1.1 Проведение личного досмотра, досмотра вещей.

    В русском языке досмотр означает проверочный осмотр, и личный досмотр можно понимать как проверочный осмотр физического лица.

    Досмотр – это одна из мер административного принуждения, которая широко применяется полицией в правоприменительной практике.

    В настоящее время сотрудник полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством, личный досмотр граждан и находящихся при них вещей при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. При обнаружении вышеуказанных предметов, сотрудники полиции имеют право изъять их, если отсутствуют законные основания для их ношения или хранения.

    Кроме того, сотрудники полиции имеют право принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

    В соответствии со ст. 27.7, п. 1 ст. 27.2, п.1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[7] личный досмотр осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях.

    Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола.

    Необходимо отметить, что в п. 266 «Устава патрульно-постовой службы» в зависимости от складывающихся обстоятельств, закреплен наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, который проводится немедленно или в наиболее удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Наружный досмотр отличается от личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, урегулированных ст. 27.7 КоАП, тем, что при наружном досмотре отсутствуют понятые, и он может проводиться должностным лицом полиции любого пола, а не обязательно одного пола с доставляемым. Основное назначение личного досмотра – обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в период препровождения доставляемого лица к месту составления протокола об административном правонарушении.

    Типичные ситуации проведения личного досмотра :

    − когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

    − при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде подозреваемого в совершении административного правонарушения лица или его вещах;

    − когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее правонарушение;

    − когда имеются показания технических средств контроля;

    − когда досмотр прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации[8].

    Личному досмотру может быть подвержен как непосредственно правонарушитель, так и лицо, подозреваемое в совершении либо в соучастии совершения административного правонарушения.

    В соответствии со ст. 27.7 КоАП о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.

    В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей с применением фото- и киносъемки, видеозаписи и т.д. прилагаются к соответствующему протоколу.

    Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа от подписи, в протоколе делается соответствующая запись.

    1.2 Изъятие вещей и документов

    Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, производится в присутствии двух понятых.

    Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения, документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, а так же находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, и соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 КоАП, производится в присутствии двух понятых (ст. 27.10 КоАП).

    В соответствии со ст. 27.10 КоАП об изъятии вещей и документов составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения делается запись в протоколе об административном правонарушении.

    В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, виде, количестве, иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, виде и количестве боевых припасов.

    В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации доказательств. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

    Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

    В соответствии со ст. 27.2 КоАП под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

    Доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствие со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (полиция). Кроме того при административных правонарушениях, по делам о которых в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях составляет полиция, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

    Доставление осуществляется в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления, сельского поселения.

    Срок доставления не регламентирован, но должен быть осуществлен в возможно короткий срок.

    О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

    1.4 Административное задержание

    Административное задержание регулируется главным образом КоАП. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении[9].

    Основания административного задержания идентичны основаниям доставления. Кроме этого сотрудники вневедомственной охраны при органах внутренних дел имеют право осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба, охраняемым ими объекту или вещам, либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.

    Административно-задержанные помещаются в помещения для задержанных лиц[10].

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кротчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

    Если административному задержанию подвергнуто несовершеннолетнее лицо, то необходимо незамедлительно уведомить его родителей или иных законных представителей.

    Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, который предусмотрен ст. 27.4 КоАП.

    В протоколе об административном задержании указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего данный протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

    В случае если задержанное лицо отказывается подписывать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному к лицу по его просьбе[11].

    Срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением следующих случаев:

    1.Если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

    2.Если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания, административный арест.

    Данные категории граждан могут быть подвергнуты задержанию на срок не более 48 часов.

    Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП, а лица находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

    Необходимо отметить, что не подлежат административному задержанию депутаты всех уровней, прокуроры, судьи, иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел.

    1.5 Оформление рапорта

    Рапорт – это служебное сообщение, донесение, доклад младшего по званию старшему военному начальнику[12].

    Все сотрудники полиции, при письменном обращении к начальнику, должны оформлять данное обращение рапортом, независимо, что оно содержит: элементы заявления, предложения или жалобы. В форме рапорта также может представляться отчет о проделанной работе, либо о совершенных действиях.

    Рапорт должен содержать сведения о лице, которому он подается. Рапорт, содержащий информацию служебного характера, адресуется только начальнику органа внутренних дел. Информацию в рапорте излагается в свободной форме.

    Как правило, рапорт состоит из трех частей: лаконичного введения, основной части и краткого заключения.

    Рапорт, адресованный начальнику, следует начинать рекомендуемыми формулированиями: «прошу Вас…» либо «докладываю Вам…».

    Другие формулировки не допустимы.

    В основной части излагается существо обстоятельства (проблемы). Важно, чтобы аргументация осуществлялась последовательно, полно, без повторов и нарушения логической связи.

    Заканчиваться рапорт должен сведениями о лице, его написавшем (должность, звание, фамилия и инициалы), а также указывается дата составления рапорта и подписывается лицом, который его составил.

    Отдельно необходимо останавливаться на недостатках, которые встречаются в практической деятельности.

    Ряд сотрудников при оформлении рапорта по факту нарушения допускают максимальное сокращение описания произошедшего события. Это негативное обстоятельство приводит к тому, что лицо, принимающее решение по делу, не может в полном объеме представить всю обстановку совершенного правонарушения, степень общественной опасности деяния, что в свою очередь отражается на необоснованном ослаблении ответственности правонарушителя.

    В связи с этим, при написании рапорта о выявленном правонарушении и проделанной работе рекомендуется достаточно подробно излагать всю информацию о правонарушителях, его и своих действиях, обстановке происшествия и т.п.

    Рекомендуемая информация, содержащаяся в рапорте:

    1. Дата (число, месяц, год и время);

    - при несении службы по охране общественного порядка;

    - при проведении рейдовых мероприятий или выполнении указаний должностных лиц;

    3. Место несения службы (указывается пост, маршрут);

    4. Совместно с кем осуществлялось несение службы[13];

    5. Место обнаружения правонарушения с привязкой к местности;

    6. Кем оно допущено[14];

    7. Фабула совершения правонарушения;

    8. Отношение правонарушителя к содеянному и реакция на законные требования сотрудников полиции (агрессивность, дерзость, неповиновение, оскорбления и т.п.). Применялось ли физическая сила и специальные средства, а если применялись то какие именно и результаты их применения;

    9. Куда нарушитель доставлен и кому передан (должность, звание, фамилия с инициалами);

    10. Установленные данные свидетелей и очевидцев правонарушения;

    11. Список материалов, приложенных к рапорту.

    По окончании рапорта указывается должность и данные лица, составившего указанный документ и дата составления.

    1.7 Получение объяснений

    Объяснение – это письменное или устное изложение в оправдание чего ни будь[15].

    В соответствии со ст. 26.3 КоАП объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются на отдельном бланке и приобщаются к делу.

    Поскольку не всегда протоколы составляются на месте правонарушения, а очевидцы и свидетели иногда не имеют возможности проследовать в ОВД, в таких случаях у них отбираются объяснения на месте происшествия на стандартный, заранее подготовленный бланк объяснения или на чистый лист бумаги в произвольной форме, но с указанием всех необходимых данных.

    Объяснение – это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику полиции в ответ на его вопросы по поводу каких – либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если необходимо получить объяснение в письменной форме, то гражданин может написать его собственноручно. Если же объяснение записывается сотрудниками полиции со слов гражданина, то необходимо дать прочитать его гражданину, либо вслух прочитать самому. Объяснение подписывается опрашиваемым, а так же лицом, его получившим и в соответствии с п. 2 ст. 26.2 КоАП является доказательством по делу об административном правонарушении.

    В своей повседневной деятельности сотрудники полиции получают объяснения у потерпевших, свидетелей, правонарушителей.

    В соответствии со ст. 25.2 КоАП потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 25.6 КоАП, может быть опрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства дела, подлежащие установлению. В качестве свидетеля могут быть опрошены потерпевший, законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) лица, привлекаемого к административной ответственности, либо потерпевшего, если они являются несовершеннолетними, либо лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. В качестве свидетелей могут быть опрошены лица, не достигшие 14-летнего возраста, но в этом случае при опросе должны присутствовать педагог или психолог, а при необходимости родители, либо лица, их замещающие. В качестве свидетеля могут быть опрошены сотрудники полиции или другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали правонарушителя, либо совершили иные процессуально значимые действия.

    Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

    Свидетель обязан так же сообщить об источниках получения информации, обстоятельствах, которые он сам не воспринимал. Однако, в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации он имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков). Он вправе давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП[16].

    Понятые могут быть опрошены об обстоятельствах производства личного досмотра, досмотра вещей и документов, иных действий, при производстве которых они присутствовали.

    Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано, но имеет право давать объяснение, поэтому сотрудники полиции должны всегда предоставлять ему эту возможность.

    В обязательном порядке мы его должны ознакомить со ст. 51 Конституции Российской Федерации о том, что он имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков), а так же со ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что он имеет право на защиту.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    При процессуальном оформлении объяснения в нем необходимо указывать: место оформления объяснения (населенный пункт); дату, должность, звание, фамилию и инициалы лица, получившего объяснение; фамилию, имя, отчество, дату и место рождения опрашиваемого; адрес и место его работы (учебы), должность; номера домашнего и служебного телефона; данные паспорта (серия, номер, когда и кем выдан) или другого документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.

    Объяснение следует начинать со слов: «По существу заданных мне вопросов могу сказать (пояснить) следующее».

    Текст объяснения пишется всегда от первого лица, например: «Я увидел», «Я сказал», «Я ездил».

    При получении объяснения необходимо его записывать такими словами и оборотами, которые употребляет опрашиваемый, исключая, естественно, нецензурные выражения.

    Объяснение может быть записано в форме свободного изложения опрашиваемым событий и фактов, в форме вопросов, задаваемых сотрудником полиции и ответов опрашиваемого, а также в смешанной форме, когда свободное изложение событий и фактов прерывается уточняющими вопросами сотрудника полиции.

    Опрашиваемый должен подписать каждую страницу текста. Исправления, зачеркивания слов оговариваются подписью опрашиваемого рядом или в конце объяснения[17].

    В конце объяснения, перед подписью опрашиваемого, необходимо написать: «С моих слов записано верно и мною прочитано». Если опрашиваемый по каким-либо причинам не смог сам прочитать текст объяснения, то заключительную запись необходимо изложить в следующей форме: «С моих слов записано верно и мне прочитано вслух, замечаний и дополнений не имею».

    В отдельных случаях опрашиваемый изъявляет желание лично написать объяснение, тогда оно должно заканчиваться записью: «Записано собственноручно верно».

    Если опрашиваемый сам не в состоянии подписать объяснение[18], тогда сотрудник полиции должен пригласить двух понятых и сделать следующую запись: «Записано с моих слов верно и мною прочитано, что удостоверяется понятыми»:

    1) Жуков Сергей Петрович, 1963 года рождения, проживающий: г. Ижевск, ул. Баранова, дом 2, кв. 69. Подпись.

    2) Жданова Ксения Ивановна, 1968 года рождения, проживающая: г. Ижевск, ул. Баранова, дом 2, кв. 68. Подпись.

    В заключении объяснение подписывается сотрудником полиции, его отобравшим.

    Поскольку в административном кодексе не даны образцы объяснений, мы рекомендуем, чтобы в каждом объяснении, отбираемом сотрудниками полиции от граждан, присутствовала следующая информация:

    1. отметка о разъяснении прав, обязанностей и ответственности лица, дающего объяснение;

    2. дата (число, месяц, год, время) и место противоправного события;

    3. обстоятельства, при которых гражданин стал свидетелем или очевидцем происшествия (совершил правонарушение и т.п.);

    4. какое именно правонарушение произошло;

    5. в чем оно выражалось (описать объективную сторону правонарушения);

    6. в отношении кого было допущено правонарушение, т.е. пострадавшего, с указанием Ф.И.О. других данных, или описать внешность;

    7. кем совершено правонарушение (Ф.И.О. лица, его совершившего, другие его данные, или описание внешности по признакам словесного портрета с приметами в т.ч. и особыми);

    8. какие для пострадавшего наступили последствия (ущерб);

    9. кто еще явился свидетелем или очевидцем происшествия;

    10. другие сведения по данному факту.

    Объяснение, записанное сотрудником полиции, должно быть прочитано лицом, его давшим с отметкой о точности записи, наличии замечаний и дополнений.

    В конце указывается: должность, звание сотрудника, фамилия, инициалы получившего объяснение и его личная подпись, а так же дата написания.

    1.8 Оформление протокола об административном правонарушении

    а) Документ, который удостоверяет какой-нибудь факт.

    б) Акт о нарушении общественного порядка[19].

    В соответствии со ст. 28.2 КоАП о совершенном правонарушении составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 28.4, ст. 28.6 КоАП. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, когда протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, осуществляются: экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат – проводится административное расследование.

    Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления незамедлительно после выявления факта совершения административного правонарушения.

    В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП.

    Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

    Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении отправляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

    Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

    В протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    В протоколе необходимо сделать отметку, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, ознакомлено со своими правами и обязанностями.

    Кроме этого в протоколе необходимо указать место (конкретный адрес) и время рассмотрения правонарушения.

    Необходимо также перечислить все документы и вещественные доказательства, другие изъятые предметы и вещества, прилагаемые к протоколу.

    Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, совершавшим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан так же и этими лицами.

    В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

    Бланки протоколов об административных правонарушениях считаются документом строгой отчетности и изготовляются по заказам органов внутренних дел Российской Федерации. Как правило, они имеют серию, порядковый номер и код региона.

    Заполнение бланков рекомендуется производить шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета).

    При изложении содержания правонарушения некоторые сотрудники полиции в фабулу пишут свои действия, например: «мною был задержан гражданин», что недопустимо. Необходимо описывать только деяния правонарушителя, и только те, которые имеют непосредственное отношение к данному правонарушению. Также необходимо обозначить смягчающие или отягчающие вину обстоятельства.

    Иногда сотрудники полиции неточно указывают место совершения правонарушения. Необходимо очень точно его указать, например, «возле дома № 15 по улице Ленина», «на перекрестке ул. М.Горького и Советской», «в трамвае маршрута № 4 между остановками «магазин «Океан»» и «переулок Широкий» по направлению в центр» и т.п.

    Составленные протоколы и другие материалы об административном правонарушении в течение суток необходимо регистрировать в журнале учета производства по делам об административных правонарушениях.

    Протоколы об административных правонарушениях, оформленные небрежно, с нарушением требований КоАП, нормативных актов МВД РФ, не проверенные по ИЦ МВД и по данным РАБ, рекомендуется к регистрации не принимать, а возвращать их для доработки в подразделения органа внутренних дел (должностному лицу), представившему указанные материалы.

    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в следующих случаях:

    1. составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

    2. неправильное составление протокола;

    3. неправильное оформление других материалов дела;

    4. неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    Таким образом, в первой части данного учебного пособия мы рассмотрели теоритическую часть рекомендуемого составления документов сотрудниками органов внутренних дел. Во второй части – мы представим несколько макетов административных дел и бланки процессуальных документов.