Руководства, Инструкции, Бланки

объявление о видеонаблюдении образец img-1

объявление о видеонаблюдении образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о видеонаблюдении в организации: образец, бланк, шаблон

Положение о видеонаблюдении в организации

____________________________
(подпись, должность, Ф.И.О.)
М.П.
"___"________ ____ г.

Положение о видеонаблюдении в организации 1. Общие положения

1.1. Положение о видеонаблюдении в организации ____ "______________" (далее - "Организация" и "Положение") определяет порядок использования видеоаппаратуры и организации системы видеонаблюдения в Организации.

1.2. Видеонаблюдение в Организации финансируется за ее счет в целях более эффективного использования имеющихся ресурсов для оперативного решения вопросов производственной деятельности.

1.3. Настоящее Положение обязательно для работников и посетителей Организации. Каждый такой работник подлежит ознакомлению с Положением под роспись в журнале учета пользователей сотовой связи. Выписки из Положения подлежат размещению на видных местах, доступных для посетителей Организации.

1.4. Локальные нормативные акты Организации и условия трудовых договоров с работниками, регламентирующие видеонаблюдение, в обязательном порядке согласовываются со службой безопасности, бухгалтерией и юридическим отделом.

2. Основные понятия и сокращения

В настоящем Положении применяются следующие основные понятия и сокращения:

2.2. Аналоговая система охранная телевизионная - система, в которой видеосигнал от видеокамер до видеомонитора и/или видеорегистратора передается в аналоговом виде, не подвергаясь аналого-цифровому преобразованию.

2.3. Криминальная безопасность - состояние объекта защиты, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы.

2.4. Несанкционированные действия (НСД) - преднамеренные действия, направленные на нарушение правильности функционирования системы.

2.5. Обнаружитель (детектор) движения - устройство или функция охранной сигнализации, формирующие сигнал извещения о тревоге при обнаружении движения в поле зрения видеокамеры.

2.6. Противокриминальная защита сотрудников, посетителей, объектов и имущества - деятельность, осуществляемая с целью обеспечения криминальной безопасности Организации.

2.7. СОТ - система охранная телевизионная. В Организации используются следующие СОТ:

2.8. Пункт видеонаблюдения - помещение или часть помещения, в которых расположена приемная аппаратура СОТ и дежурные операторы СОТ.

2.9. Иные термины и определения используются в смысле действующего законодательства, в т.ч. "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51558-2008", утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 N 429-ст, "ГОСТ Р 22.1.12-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2005 N 65-ст.

3. Цели и задачи видеонаблюдения. Объекты и параметры контроля

3.1. Объекты соответствующих категорий оборудованы информационно сопряженными с автоматизированными системами безопасности и управления ВДСМ для предупреждения возникновения и оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами в помещениях и на территории Организации.

3.2. Задачами ВДСМ являются:

отслеживание, фиксация, своевременная передача изображений и данных объектов в целях недопущения убытков Организации, ущерба здоровью людей, минимизации материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов;

информационная поддержка принятия решений органами управления Организации;

предоставление информации по запросам соответствующих служб и государственных органов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3.3. ВДСМ должны обеспечивать:

- видеоверификацию тревог (подтверждение обнаружения проникновения) - подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зоне охраны и выявление ложных срабатываний;

- прямое видеонаблюдение оператором (дежурным) в зоне охраны;

- запись видеоинформации в архив для последующего анализа состояния охраняемого объекта (зоны), тревожных ситуаций, идентификации нарушителей и других задач;

- прогнозирование и предупреждение противоправных действий на объектах, аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу оперативной информации об объектах, состоянии их технологических систем и изменении состояния их инженерно-технических конструкций в дежурные и диспетчерские службы Организации;

- передачу оператору видеонаблюдения (в случае получения извещения о тревоге) изображения из охраняемой зоны для определения характера, места нарушения, направление движения нарушителя с целью определения оптимальных мер противодействия;

- автоматизированное оповещение работников и посетителей о произошедших авариях, чрезвычайных ситуациях, необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное оповещение соответствующих служб, отвечающих за безопасность объектов;

- документирование и регистрацию противоправных действий, аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов;

- программирование режимов работы;

- совместную работу с системами управления доступом и охранной сигнализации;

- автоматический вывод изображений с телекамер по сигналу технических средств охраны, детектора движения СОТ, заданному расписанию;

- разграничение полномочий доступа к управлению и видеоинформации с целью предотвращения несанкционированных действий;

- воспроизведение ранее записанной информации;

- оперативный доступ к видеозаписи и видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телекамеры.

3.4. Органы управления Организации в части обеспечения безопасности объектов с использованием ВДСМ решают следующие основные задачи:

- получение от ВДСМ информации о текущем состоянии объектов;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до руководства Организации;

- обработка и анализ данных о состоянии объектов, о чрезвычайных ситуациях, определение их масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на чрезвычайные ситуации;

- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка по обстановке заранее разработанных вариантов решений по ликвидации каждой чрезвычайной ситуации;

- постоянное информирование сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за каждые сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- разработка прогнозов возникновения чрезвычайной ситуации;

- предложение мер по недопущению чрезвычайной ситуации.

3.5. Объектами постоянного мониторинга с использованием ВДСМ являются подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- система связи и оповещения;

- системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом, досмотровые средства;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Кроме того, объектами контроля являются сами системы видеонаблюдения, безопасности, охраны, сигнализации, а также основания, строительные конструкции зданий и сооружений; сооружения инженерной защиты, зоны возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта.

3.6. ВДСМ должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов (параметры контроля):

- незаконного проникновения посторонних лиц, животных или чужеродных предметов, аппаратов, тел на объекты;

- антропогенного, физического, химического, электромагнитного воздействия на сами ВДСМ или на объекты;

- нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений;

- нарушения работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты;

- сооружений инженерной защиты;

- изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.

4. Структура и общие требования к системе видеонаблюдения

4.1. ВДСМ разработана с учетом требований ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.602, ГОСТ 34.603.

4.2. Средства СОТ Организации включают следующие основные группы:

- видеокамеры (ВК) с объективом;

- устройства коммутации видеосигнала (УКВС);

- подсистема хранения аналоговых и цифровых данных;

- устройства аналого-цифрового преобразования видеосигнала (УАЦПВС);

- программное обеспечение (ПО) цифровых СОТ;

- датчики выявления и передачи определенных параметров;

- системы передачи, преобразования и обработки поступивших с датчиков сигналов;

- системы оповещения операторов, персонала и посетителей о различных видах угроз.

В состав СОТ могут входить другие дополнительные средства: источники электропитания, устройства крепления и поворота видеокамер, кожухи для видеокамер, устройства освещения и инфракрасной подсветки, аппаратура передачи видеосигнала по различным каналам и другие средства, предназначенные для обеспечения работы СОТ.

В состав СОТ могут входить также аппаратно-программные средства - средства вычислительной техники (СВТ) общего назначения (компьютерное оборудование, оборудование для компьютерных сетей, общее программное обеспечение).

4.3. В Организации используются следующие видеокамеры:

- по виду выходного сигнала - аналоговые, цифровые, сетевые;

- по цветности изображения - черно-белые, цветные;

- по виду применения - наружной установки, внутренней установки;

- по разрешающей способности - низкого разрешения (разрешение до 200 ТВЛ), обычного разрешения (разрешение 200 - 380 ТВЛ), высокого разрешения (разрешение 381 ТВЛ - 570 ТВЛ), специальные (свыше 570 ТВЛ);

- по конструкции - стационарные, поворотные, купольные, специальные.

4.4. В Организации используются следующие видеомониторы:

- по цветности изображения - черно-белые, цветные;

- по типу индикатора - электронно-лучевые, жидкокристаллические, плазменные, прочие.

4.5. В Организации используются следующие устройства коммутации и обработки видеосигнала:

4.6. В Организации используются следующие видеорегистраторы:

- цифровые автономные видеорегистраторы;

- цифровые видеорегистраторы на базе компьютера.

4.7. В Организации используются следующие УАЦПВС:

- бескорпусные платы аналого-цифрового преобразования для установки в компьютер;

4.8. ВДСМ построена на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг криминальных и других дестабилизирующих факторов антропогенного, природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы управления Организации об угрозах и фактах возникновения нарушения безопасности объектов, беспорядка, аварии, чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.9. Требования к структуре и функционированию ВДСМ:

- обеспечивает автоматический и автоматизированный мониторинг дестабилизирующих факторов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- имеет модульную структуру, использует открытые стандартные протоколы цифровой периферии и технологии для передачи данных;

- обеспечивает возможность сопряжения с другими автоматизированными системами.

4.10. Требования к надежности в соответствии с ГОСТ 27.002 и ГОСТ 27.003:

Срок службы ВДСМ должен составлять не менее ___ (не менее 8 лет) лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонентов. Гарантийный срок - ___ мес. с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ ВДСМ - не менее _____ (не менее 10000) ч.

Среднее время восстановления работоспособного состояния - ____ (не более 0,5) ч.

Дополнительные требования надежности - ______________________.

Среднее время восстановления работоспособности ВДСМ - не более ___ мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

4.11. Требования к безопасности:

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала.

Система должна иметь средства документирования действий операторов ВДСМ.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03.

Входящие в состав ВДСМ компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

4.12. Эргономические требования:

Видеокамеры и датчики, в т.ч. резервные и скрытые, размещаются в труднодоступных местах с учетом их функциональной надежности и возможности технического обслуживания, ремонта, оперативной замены.

Оборудование ВДСМ должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места операторов, диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 x 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

4.13. Требования к защите информации:

Информационная защита ВДСМ - по нормативному документу.

4.14. Требования к защите от влияния внешних воздействий:

Оборудование ВДСМ должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

4.15. Требования к стандартизации и унификации:

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

4.16. Требования к совместимости:

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

4.17. Требования охраны окружающей среды:

Компоненты, входящие в ВДСМ, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в ВДСМ, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в ВДСМ, и компоненты, входящие в ВДСМ после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.

4.18. Конструкторская и текстовая документация на ВДСМ и средства СОТ Организации соответствует требованиям Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Эксплуатационные документы должны соответствовать ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.610.

4.19. Требования к функциональным характеристикам средств СОТ:

4.19.1. Техническая документация на видеокамеры содержит следующие основные параметры:

- рабочий диапазон освещенности;

- угол зрения по горизонтали и вертикали;

- параметры выходного видеосигнала;

- габаритные размеры и масса;

- вид климатического исполнения;

- параметры, связанные с особенностями применения и эксплуатации, показатели безопасности, надежности, электромагнитной совместимости и другие необходимые параметры.

4.19.2. Видеорегистраторы в составе СОТ обеспечивают (в зависимости от режимов работы):

- непрерывную запись в реальном времени;

- запись по сигналам срабатывания датчиков и/или извещателей охранной сигнализации;

- запись по командам управления оператора;

- запись по сигналам видеодетектора.

(При необходимости: Видеорегистраторы обеспечивают возможность записи звукового сигнала вместе с изображением.)

В цифровых видеорегистраторах обеспечивается "предтревожная запись" - функция, обеспечивающая просмотр фрагмента видеозаписи до момента времени регистрации события.

При просмотре видеоинформации видеорегистраторы обеспечивают поиск видеоданных по времени записи, номеру видеокамеры (видеоканала), просмотр в ускоренном и замедленном режимах, просмотр отдельных кадров.

Видеорегистраторы не должны ухудшать основные характеристики видеосигнала при записи и воспроизведении более чем на 20%.

4.19.3. Дополнительные функциональные характеристики СОТ указываются в технической документации изделий конкретного типа.

4.19.4. ВДСМ и средства СОТ должны быть устойчивы к следующим воздействиям:

- разрушающим механическим НСД;

- несанкционированному доступу к программному обеспечению СОТ.

Требования по устойчивости к разрушающим механическим НСД распространяются на:

- кожухи и поворотные устройства видеокамер;

- шкафы для размещения устройств записи, управления и коммутации и т.д. Степень устойчивости компонентов СОТ к НСД Организации - нормальная (или повышенная, или высокая).

4.19.5. Основное электропитание ВДСМ и средств СОТ осуществляется от сети переменного тока частотой 50 Гц номинальным напряжением 220 В.

ВДСМ и средства СОТ работоспособны при допустимых отклонениях напряжения сети от минус 15% до плюс 10% номинального значения и частоты (50 +/- 1) Гц.

Электропитание отдельных средств СОТ допускается осуществлять от других источников с иными параметрами выходных напряжений, требования к которым устанавливают в нормативных документах на средства СОТ конкретных типов.

ВДСМ и средства СОТ должны иметь резервное электропитание при пропадании напряжения основного источника питания. В качестве резервного источника питания может использоваться резервная сеть переменного тока или источники питания постоянного тока.

Номинальное напряжение резервного источника питания постоянного тока составляет: 12 (или 24) В.

Переход на резервное питание должен происходить автоматически без нарушения установленных режимов работы и функционального состояния СОТ и средств СОТ.

СОТ и средства СОТ работоспособны при допустимых отклонениях напряжения резервного источника от минус 15% до плюс 10% номинального значения.

Резервный источник питания обеспечивает выполнение основных функций СОТ при пропадании напряжений в сети на время не менее 0,5 ч при условии устранения неисправности основного электропитания в течение этого времени.

4.20. Устанавливать видеокамеры в местах хранения и операций с ценностями, в туалетных комнатах запрещается.

5. Режим видеонаблюдения Организации

5.1. Видеонаблюдение в Организации ведется постоянно.

5.2. О видеонаблюдении сотрудники и посетители оповещаются надписями и символами установленного типа на видных местах.

5.3. Места размещения, перечень, вид и тип устанавливаемых видеокамер, в том числе резервных и скрытых, режим видеонаблюдения отдельных объектов утверждаются приказами Организации.

Работники, права которых могут затрагиваться скрытым видеонаблюдением, знакомятся с приказами о местах такого видеонаблюдения под роспись.

5.4. При необходимости изменения режима видеонаблюдения сотрудник вправе обратиться к руководству Организации со служебной запиской.

Приложения к документу:

Другие статьи

Какие меры ответственности существуют за отсутствие табличек - ведется видеонаблюдение?

Какие меры ответственности существуют за отсутствие табличек "ведется видеонаблюдение"?

Мария Святобог Ученик (134), закрыт 2 года назад

В организации (сфера услуг) в холле и коридорах здания установлены камеры видео наблюдения. Обязательно ли предупреждать посетителей о наличии данных средств обеспечения безопасности? Обязательна ли табличка на входе в здание? Необходимо ли при наличии таблички на входных дверях здания дублировать также их на этажах? Какими нормативными актами регламентируется обязательность информирования об установлении видеокамер в местах общего пользования? И каковы меры ответственности в случае отсутствия информации?

Вика Гуру (3286) 3 года назад

молодец, Мария, грамотно ставишь вопросы:))))

в судебной практике, если люди не предупреждены о том, что в отношении них ведется запись. то такая запись автоматически не является доказательством в суде

С 1 января любые объекты (в том числе бизнес-центры, офисы, рестораны и кафе, магазины, цеха и пр. помещения), в которых осуществляется видеонаблюдение или введен пропускной режим, должны иметь специальные предупредительные надписи, сообщает Фонтанка.

Согласно вступившему в силу федеральному закону от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, персонал и посетители охраняемых объектов должны быть проинформированы об оказании охранных услуг (в том числе с использованием видеонаблюдения).

Соответствующие плакаты (вывески, табло или иные носители) следует размещать до входа на охраняемую территорию в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время. Информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Правда, закон не предусматривает прямой ответственности за отсутствие обязательных предупреждений. В то же время, оказание частных охранных услуг с нарушением установленных законом требований влечет наложение административного штрафа на самих охранников и руководителей организаций.

Источник: так что, Мария, вешай везде, откуда ведешь наблюдение, иначе в суде ничего не докажешь

Евгений Валериевич Казаков Искусственный Интеллект (141388) 3 года назад

Вводим систему видеонаблюдения на предприятии

Вводим систему видеонаблюдения на предприятии

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 8

ВВОДИМ СИСТЕМУ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Хочется безопасности, держать руку на пульсе, из первоисточников знать о нарушениях работниками трудовой дисциплины и иметь возможность вовремя пресекать противоправные действия? Система видеонаблюдения на предприятии поможет в этом. Однако для ее введения нужно знать о некоторых важных тонкостях.

Примечание. О том, как бороться с мошенниками на работе, читайте на с. 78.

Довольно большой процент организаций устанавливает на своих объектах системы видеонаблюдения. Однако необходимость слежения оправдана далеко не всегда. В целом работодателей, которые это делают, можно условно разделить на четыре категории:

1. Те, кому установка видеонаблюдения предписана ведомственными нормативными актами. К их числу, например, относятся:

- предприятия топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");

- суды. Временная норма была введена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.06.2009 N 127 "О введении в действие временных норм обеспечения материально-техническими средствами судов общей юрисдикции Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок";

- Федеральная служба судебных приставов (Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов");

- высокоскоростной железнодорожный транспорт - с 26.07.2012 (Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 533 "Об утверждении Технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта");

- объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения: здания учебно-воспитательного назначения, здравоохранения и социального обслуживания населения, сервисного обслуживания, здания и сооружения для культурно-досуговой деятельности и религиозных обрядов, временного проживания. Данные требования опосредованно вытекают из Приказа Минрегиона России от 05.07.2011 N 320 "Об утверждении Свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" (вместе с СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования") и др.

2. Те, для кого установка системы видеонаблюдения не обязательна, но полезна в силу специфики сферы деятельности:

3. Те, кому видеонаблюдение не нужно, но лишним не будет: "офисные" организации - компании, оказывающие услуги, страховые и транспортные компании. Система вводится в основном для охраны имущества работодателя и его сотрудников, поскольку офисы чаще всего рассчитаны на работу с посетителями.

4. Те, для кого установка видеонаблюдения - напрасная трата денег и времени. Например, излишним и неокупаемым окажется видеонаблюдение на предприятиях, занимающихся растениеводством (дендрарий), животноводством (инкубатор), а также на предприятиях преимущественно научного направления, где не происходит никаких химических опытов (например, в обсерватории). Устанавливать видеокамеры только для наблюдения за дисциплиной труда также нецелесообразно ввиду более свободного графика работы сотрудников указанных видов организаций.

Какие выводы следует сделать? Посмотрев на соседнее предприятие, сплошь и рядом "напичканное" камерами видеонаблюдения, или зайдя в любой супермаркет и увидев то же самое, руководитель организации вне зависимости от сферы деятельности может задаться вопросом: "А не ввести ли аналогичную систему у себя на предприятии?". И работодателю спокойнее, и работники с посетителями чувствуют себя скованнее, лишний раз не допустят неодобряемых действий. Воплощение решения ввести у себя систему видеонаблюдения охватывает две стороны - практическую и юридическую.

Практическая сторона вопроса

С практической стороны необходимо предпринять ряд действий для воплощения идеи в жизнь:

- найти и заключить договор купли-продажи с фирмой, торгующей сертифицированным оборудованием видеосистем для предприятий;

- заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги по монтажу и обслуживанию систем видеонаблюдения. Практика показывает, что данным специфичным видом деятельности, как правило, занимаются компании, специализирующиеся на установке, монтаже и обслуживании пожарно-охранных сигнализаций;

- заключить договор с охранной фирмой на охрану помещений предприятия с включением условия об осуществлении охраны, в том числе при помощи видеонаблюдения. Отметим, что, если ваша цель не охрана имущества, а борьба за дисциплину труда, можно обойтись и без услуг охранного предприятия;

- технически установить систему видеонаблюдения, оборудовать место просмотра видеозаписей (кабинет охраны);

- установить в видимых местах таблички о ведении на территории и в офисе предприятия видеонаблюдения.

Юридическая сторона вопроса

И если практическая сторона вопроса довольно ясна, то с юридической все намного сложнее. Законодатель предусмотрел много ограничений, касающихся установки видеокамер. Для удобства восприятия и охвата всех видов ограничений приведем их в таблице.

Не требуется разрешения, уведомления работников в ситуации ведения в отношении их следственных действий. В этом случае правоохранительные органы получают лишь соответствующее судебное решение о допуске к ведению видеонаблюдения с целью сбора доказательств по уголовному делу. Все это ничуть не противоречит нормам, указанным в таблице. Данные исключения следуют из положений гл. 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ).

Формулировки в документах

Как же в нужных документах правильно прописать использование системы видеонаблюдения? От точности формулировок зависит правомочность наличия видеокамер в офисе. Кроме того, правильная фраза минимизирует вероятность оспаривания данных видеосъемки при использовании их в качестве доказательств по гражданско-правовому спору, а также уменьшит риск признания видеозаписи недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона. Итак, сформулируем варианты соответствующих пунктов ниже.

В разделе "Условия труда" наряду с указанием режима работы, фактического места работы можно указать: "Работник осведомлен и согласен с использованием работодателем системы видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности работника и работодателя".

В раздел "Обязанности работника" нужно добавить пункт: "Работник обязуется выполнять требования Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов работодателя, устанавливающих внутриобъектовый режим и порядок его соблюдения".

В раздел "Прочие условия" или "Конфиденциальность" следует включить норму следующего содержания: "Работник предоставляет право представителям организации, осуществляющей охрану объектов работодателя на договорной основе, получать, обрабатывать и при необходимости передавать свои персональные данные, полученные при помощи систем видеонаблюдения, установленных на территории работодателя, с целью обеспечения безопасности сторон трудового договора и выявления нарушений законодательства РФ и локальных нормативных актов работодателя".

Локальные акты в организации могут быть различными. Предлагаем несколько вариантов формулировок. Например, в акте "О внутриобъектовом режиме" можно указать, что "на объекте используется сертифицированная система видеонаблюдения, данные которой контролируются охранным предприятием, осуществляющим охрану объекта на договорной основе".

В Правилах соблюдения системы видеофиксации мероприятий с денежными средствами (применяется в кассах организаций) следует предусмотреть норму о том, что "при осуществлении расчетов денежными средствами кассир осуществляет пересчет, проверку и выдачу денежных знаков в прямом развернутом виде, с пересчетом полистно в квадрате осуществления сверхточной видеосъемки кабины кассира".

И, наконец, в положении "О конфиденциальной информации" необходимо прописать: "Производимая на предприятии видеосъемка системой видеонаблюдения является конфиденциальной информацией, не подлежащей распространению, кроме случаев, установленных законом и локальными нормативными актами предприятия".

Указанные формулировки и перечень актов являются примерными и могут быть расширены или дополнены каждым работодателем по своему усмотрению.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Мы установили видеокамеру и запустили ее в тестовом режиме. В документах с работниками использование видеонаблюдения мы обговорить не успели. Ночью (в ходе теста) камера зафиксировала, что один из работников склада вынес три коробки товара. Можем ли мы его уволить и написать заявление в полицию? Или "незаконное использование видеонаблюдения" лишает нас такого права?

Действительно, несоблюдение юридических тонкостей оформления введения видеонаблюдения на предприятии лишает вашу видеозапись признака допустимости, то есть возможности ее использования в качестве доказательства совершения работником хищения. Однако согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ только суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Права уволить работника за утрату доверия в случае доказанности такой утраты или по иному избранному вами основанию вас никто не лишает. Не забывайте, что увольнение в качестве дисциплинарного взыскания не может и не должно основываться только на данных видеонаблюдения. Вы же будете проводить служебную проверку, брать объяснения у расхитителя и его коллег. Конечно, установить вину зафиксированного на видеопленке работника в похищении имущества другими способами, нежели данными видеонаблюдения, будет намного труднее, но все-таки возможно. Рассмотрим варианты дальнейших действий работодателя:

1. Если вы будете использовать данные видеонаблюдения. Применяя их, необходимо составить соответствующий акт анализа данных видеонаблюдения, провести проверку, истребовать письменные объяснения и пр. Произведя все действия, предусмотренные для процедуры наложения взыскания (ст. 193 ТК РФ), можно уволить работника по избранному основанию. Затем следует ознакомить его с приказом, произведя расчет и выдав трудовую книжку. В течение месяца следует ожидать появления иска в суде. В случае отсутствия такого иска - считать задуманное исполненным, а риски - отсутствующими. В случае появления иска в суде - отстаивать свою позицию, не особо надеясь на успех, поскольку использование в качестве основания для применения взыскания в виде увольнения недопустимого доказательства, скорее всего, будет служить основанием для удовлетворения судом требований работника.

Имейте в виду, что подобрать основание для увольнения в данном случае тоже непросто. Использовать основание, предусмотренное пп. "г" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора в случае совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях), нельзя. Дело в том, что на момент расторжения трудового договора в подобной ситуации основание для увольнения еще отсутствует. В случае спора работник будет восстановлен на работе.

Если сотрудник является материально ответственным лицом, его можно уволить по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя), доказав утрату доверия. В противном случае работника, на которого не возложена полная материальная ответственность, уволить нельзя, т. к. субъект не будет соответствовать основанию, указанному в законе.

По какому основанию уволить сотрудника, не являющегося материально ответственным лицом, совершившего хищение в организации и вообще впервые нарушившего дисциплину, вопрос отдельной темы разговора, но повод задуматься уже сейчас.

2. Если вы не будете использовать данные видеонаблюдения:

- иными способами доказать проступок работника и уволить его по результатам проверки. При соблюдении процедуры наложения взыскания и наличии иных неопровержимых доказательств факта проступка и вины работника - уволить его по подходящему основанию. В этом случае шансы работника на успешное оспаривание увольнения или формулировки увольнения будут уже невелики;

- найти иное основание для увольнения, никак не связанное с фактом хищения, и применить его;

- разрешить ситуацию мирным путем (соглашение сторон, увольнение по собственному желанию, возмещение вреда работодателю с увольнением или без него и т. д.).

Интересна возможность ведения скрытого видеонаблюдения. У проверяющих в этом случае возникнет резонный вопрос о целях видеосъемки. В случае ведения открытого видеонаблюдения цель ясна и понятна, соответствует обоснованию, указываемому работодателем в трудовых договорах и локальных актах: для обеспечения безопасности, пресечения преступлений, иных правонарушений, дисциплинарных проступков работников. То есть цель превентивная.

А вот скрытое, негласное собирание информации - из области расследования преступлений или оперативно-разыскной деятельности (ОРД). Однако ОРД могут заниматься только органы, перечисленные в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), в том числе негласно проводить оперативно-разыскные мероприятия (ст. 15). Негласное видеонаблюдение производится специальными техническими средствами <1>, предназначенными для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности. Перечень таких спецсредств был утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" (далее - Постановление N 214). Таким образом, работодатель, не являясь органом внутренних дел или иным специализированным субъектом, указанным в Законе об ОРД, заниматься скрытым видеонаблюдением при помощи спецсредств не имеет права.

<1> Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" (далее - Постановление N 770).

Однако и в данном случае вопрос не является до конца решенным. Ведь под скрытым видеонаблюдением можно понимать и видеосъемку обычной камерой (не относящейся к спецсредствам), но с такого ракурса или расстояния, при которых сама видеокамера не будет видна работнику (или посетителю работодателя). Такое видеонаблюдение, по сути, является открытым (имеются информационные таблички, документально зафиксировано), но визуально неопределенным для лица, которого снимают. Тогда видеонаблюдение можно назвать скрытым, но не негласным.

То есть под скрытым наблюдением понимается ситуация, в которой сама видеокамера работнику может быть не видна из-за специфики потолочного покрытия или самого помещения, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность. Например, видеокамера может быть расположена на высоте 10 метров на стройплощадке, что визуально с такого расстояния ввиду малых размеров видеокамер не определяется. Или установлена в лаборатории за зеркальным потолком ввиду невозможности нарушать герметичность помещения. Однако при наличии соответствующих табличек и юридическом оформлении согласия работника такая скрытая видеосъемка будет также являться законной, так как разрешение на нее будет получено гласно, с согласия работника, при надлежащем его информировании. Просто в этом случае предупреждающая информация будет указывать на то, что видеонаблюдение является скрытым.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

В нашей компании для устрашения работников (и клиентов) сделаны надписи о том, что мы ведем скрытое видеонаблюдение. Однако фактически оно не осуществляется. Нет о нем упоминаний и ни в одном из локальных нормативных актов. Нарушаем ли мы тем самым закон? Не могут ли проверяющие "придраться" к нам из-за этого в случае жалобы работника или, например, в ходе внеплановой проверки?

Подобная ситуация встречается сплошь и рядом. Не желая тратиться на дорогостоящее оборудование, руководители организаций рассчитывают на русский "авось" и психологию законопослушных граждан. Ведь, если обычный гражданин будет считать, что за ним наблюдают, он будет еще строже контролировать свое поведение, не позволяя себе лишнего. Однако на человека, единожды или многократно преступившего закон, такие надписи не окажут должного влияния, и он найдет способ осуществить задуманное противоправное деяние. В этом заключены основные риски.

А вот риска наказания работодателя за такой "невинный" обман не существует. На вопрос проверяющего органа всегда можно ответить, что, выполняя требования законодательства, вы уже заказали и развесили соответствующие таблички о ведении видеонаблюдения, но либо материальная сторона вопроса, либо юридическая удлинила период введения данной системы. Поскольку за работниками никто реально не наблюдает, их права, предусмотренные Конституцией РФ и ТК РФ, не нарушаются. Судебный спор по данному вопросу, затеянный работниками, также обречен на провал, т. к. факта нарушения прав работников судом установлено не будет.

Это могут быть кража, присвоение вверенного имущества. Причем зафиксированные противоправные действия могут быть совершены как сотрудником предприятия, так и его клиентом. От этого будут зависеть и дальнейшие действия руководства: в отношении сотрудника могут быть проведены проверка, строгая беседа и последующее увольнение или же все вышеперечисленное, но с передачей соответствующего заявления и материалов видеосъемки в правоохранительные органы.

В отношении клиента организации ситуация также может быть разрешена или мирным путем (отпустили восвояси, не требуя заведения уголовного дела о покушении на кражу), или же с привлечением правоохранительных органов для разбирательства с целью возбудить уголовное дело в отношении такого преступного клиента, а затем наказать его по всей строгости закона. Но это будет уже не в компетенции работодателя. Следует отметить, что в силу ст. 81 УПК РФ видеозапись может являться вещественным доказательством по уголовному делу, если такое доказательство получено с соблюдением требований закона.

нарушение работником трудовых обязанностей

Установив видеокамеры на территории предприятия, работодатель с легкостью сможет отследить, кто опаздывает на работу, а кто любит уйти пораньше. Легко выяснить, кто на работе не соблюдает требования охраны труда, не надевает сертифицированную спецодежду, игнорирует страховочные мероприятия. Нетрудно будет посчитать и рабочее время, реально отработанное работником, а не потраченное на разговоры и перекуры с коллегами. Такую негативную сторону систем видеонаблюдения работник начинает ощущать на себе, когда работодатель привлекает его к дисциплинарной ответственности. В этом случае фиксацией нарушения, конечно, будет являться не сам диск или флэш-карта, а акт служебной проверки, в котором производится анализ данных, полученных с видеопленки.

Примечание. Как уволить работника за опоздание, читайте на с. 20 журнала N 3, 2012.

При обнаружении дисциплинарного проступка, совершенного работником, работодатель может, соблюдая требования к процедуре наложения дисциплинарного взыскания, установленной ст. 193 ТК РФ, привлечь работника к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения при наличии основания. Конечно, наказывать работника - это право, а не обязанность работодателя. Однако чаще всего установка видеокамер преследует не только благие цели обеспечения безопасности работников и сохранности их имущества, но и обнаружение нарушений трудовой дисциплины. Поэтому в большинстве случаев работодатель, наоборот, использует данные видеосъемки для наказания работника. Что работникам, конечно же, не очень нравится. В каких-то случаях они пытаются оспорить действия работодателя по основанию недоказанности самого нарушения. Дескать, видеозапись не доказывает факт прогула (иного нарушения) или же является фальсификацией. Между тем в соответствии со ст. 55 ГПК РФ видеозапись признается доказательством в гражданско-правовом споре, если она получена в предусмотренном законом порядке. Поэтому при соблюдении работодателем всех условий, указанных в таблице, а также соблюдении процедуры наложения взыскания вероятность успешного оспаривания работником примененной к нему меры дисциплинарного воздействия будет близка к нулю.

нахождение на объекте работодателя посторонних лиц

При отсутствии на предприятии системы сигнализации, тревожной кнопки оператор (охранник), зафиксировавший проникновение на объект (в нерабочее время или с нарушением пропускного режима), может вызвать спецподразделение охранной организации (усиление) или же обратиться в органы полиции о нападении.

Кроме того, в случае последующего обнаружения пропажи личных вещей сотрудников данные видеозаписи могут быть использованы в качестве вещественного доказательства по уголовному делу о краже.

аварийную ситуацию с оборудованием или работником

В любом из вышеуказанных случаев первым делом осуществляются эвакуация работников с места аварии, вызов спецслужб, оказание первой помощи пострадавшим.

Примечание. См. статью "Фиксация несчастного случая на производстве: от "а" до "я" на с. 12 журнала N 2, 2012.

Если произошла авария оборудования (без пострадавших), то принимаются меры внутреннего характера с целью нераспространения аварийной ситуации на иные объекты инфраструктуры предприятия (локализация аварии). Если есть пострадавшие, то данные видеозаписи помогут восстановить картину произошедшего. Указанные записи будут иметь большую ценность при расследовании несчастного случая на производстве, при установлении причин аварии.

Если работодатель нарушает закон

Работодателям в их стремлении контролировать все и вся следует помнить, что ответственность за незаконное видеонаблюдение на предприятии лежит в плоскости уголовного права.

Во-первых, ст. 137 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) устанавливает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Данный вид ответственности наступает за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Под указанный состав может попасть и видеосъемка работника, осуществленная без его согласия. За совершение этого преступления виновное лицо может быть лишено свободы на срок до двух лет.

Во-вторых, ст. 138.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Преступник может лишиться свободы на срок до четырех лет. Многие, неправильно трактуя данную норму, приходят к выводу, что установка камер в офисе чревата привлечением к уголовной ответственности. Однако это не так. Заметьте, что объективная сторона преступления - это незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, можно найти в Постановлении N 214. К данным средствам относятся только закамуфлированные (скрытые) видеокамеры. Обычная видеокамера, о нахождении которой в офисе сообщают специальные информационные таблички, к ним не относится. Поэтому приобретение в специализированном магазине комплекса открытого видеонаблюдения не будет образовывать состава преступления.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

В "курилках" у нас установлена аудиотрансляция в кабинет шефа. Записи нет, но есть возможность в любой момент подключиться и послушать, о чем говорят сотрудники. Законно ли это? Надо ли предупреждать об этом работников? В случае наличия микрофонов в местах для курения аналогичны ли правила установки и введения правилам для видеонаблюдения?

Для начала давайте разберемся, что же происходит в вашем случае - трансляция или прослушивание? Гласное или негласное получение информации? Исходя из понятий, данных словарями, трансляция - это передача информации. В большинстве случаев понятие "трансляция" связано с теле - и радиоканалами и предназначена она для неограниченного круга получателей информации (потребителей). Прослушивание же связано с конкретным единичным объектом, которого гласно или негласно прослушивают.

В соответствии с определениями, данными в словарях, гласность - открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц. Гласное получение информации - это открытое получение информации, в том числе открытая видеосъемка или аудиотрансляция. В том же случае, если гражданин не знает, что его снимают или слушают, происходит негласное получение информации. Правом на получение такой негласной информации обладает строго определенное количество органов. Если в вашем случае прослушивание комнаты для курения лишь результат слухов, нигде не зафиксировано и не объявлено, что в данной комнате происходят аудиотрансляция и конференц-мероприятия, и при этом микрофоны не обнаруживаются при поверхностном наблюдении, знайте: работодателем, скорее всего, применяются спецсредства (перечисленные в Постановлении N 770) для негласного получения информации. Да и сам сбор информации в силу его негласности грубо нарушает права курящих (работников и иных посетителей).

Если же о факте аудиотрансляции работникам сообщено, это зафиксировано юридически, нарушений нет. Правила введения аудиозаписи на предприятии те же, что и для введения видеонаблюдения. Однако доказать факт нарушения работодателем прав курящих в комнате людей будет нелегко, так как (как вы сообщаете) не существует записи с носителей информации. Ведь установка оборудования не означает автоматического его использования. В любом случае вопросы квалификации действий работодателя будут лежать уже в плоскости уголовного права.

Что ж, подведем итоги. Во-первых, работодатель должен помнить о том, что подглядывать нельзя! Видеокамеры устанавливаются с законной целью, а не для наблюдения за частной жизнью работника. Установка видеокамер в раздевалках, туалетных комнатах и везде, где работник может оказаться раздетым, является прямым нарушением ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и будет унижать его честь и достоинство.

Во-вторых, для установки системы видеонаблюдения необходимо соблюсти некоторые юридические тонкости: получить согласие работников на видеосъемку, уведомить о ведущемся видеонаблюдении. Все это достигается включением особых пунктов в трудовые договоры с работниками и в локальные акты работодателя. Всеобщее уведомление достигается размещением соответствующих табличек с информацией "Внимание! Ведется видеонаблюдение!".

В-третьих, применяемое оборудование должно быть сертифицированным и не должно входить в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В противном случае должностных лиц работодателя ждет привлечение к уголовной ответственности по ст. 138.1 УК РФ.

В-четвертых, видеонаблюдение может быть скрытым (но не спецсредствами). В этом случае предупреждающая информация будет указывать на то, что видеонаблюдение является скрытым.

В-пятых, видеозапись может помочь в доказывании вины преступника - в уголовном процессе или вины работника в нарушении трудовой дисциплины - в делах по трудовым спорам. Однако в качестве доказательства видеозапись может использоваться только в том случае, если она получена в полном соответствии с требованиями закона (см. таблицу). В противном случае суд признает видеозапись недопустимым доказательством.

В-шестых, нарушение правил установки видеокамер и юридического оформления введения системы видеонаблюдения может повлечь как успешно выигранные работниками трудовые споры, так и привлечение должностных лиц работодателя к ответственности.

Подписано в печать 20.07.2012