Руководства, Инструкции, Бланки

резолюция конференции образец img-1

резолюция конференции образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1880 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Резолюция конференции

Резолюция конференции

Резолюция
научно-практической конференции на тему: «Система социальной защиты и реабилитации инвалидов, имеющих заслуги перед отечеством. Современное состояние, проблемы, реализации» (на примере СЗФО РФ).

29 ноября 2013 года. Санкт-Петербург

Место проведения – «Профессионально реабилитационный центр» г. Санкт-Петербург, В.О. 26-я линия д. 9.

1. Принимая во внимание достижения в реализации Государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 гг.», участники конференции рассматривают систему мер государственной поддержки и защиты инвалидов, в том числе инвалидов войны, боевых действий и военной травмы, как свидетельство развития эффективной социальной политики государства.
2. Вместе с тем участники конференции считают, что имеющиеся у государства возможности наращивания усилий по социальной защите инвалидов и ветеранов боевых действий и военной травмы, имеющих особые заслуги перед Отечеством, задействованы далеко не полностью. По-прежнему в работе с данной категорией инвалидов не происходит их выделения в качестве особой социальной группы как граждан, обладающих особым статусом и нуждающихся в особой социальной системе защиты. Уровень медико-социальной реабилитации и социальной защищённости участников боевых действий, контртеррористических операций и других категорий граждан РФ, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, продолжает оставаться недостаточным. Существующая инфраструктура реабилитационных центров не позволяет предоставить восстановительное лечение всем нуждающимся в нем инвалидам и ветеранам. В течение ряда лет отклоняются предложения о создании федерального органа исполнительной власти и в субъектах РФ по правам инвалидов, ветеранов боевых действий.
3. В целях формирования и развития комплексной модели социальной защиты и реабилитации инвалидов и ветеранов, имеющих заслуги перед Отечеством, конференция рекомендует председателю Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:
- рассмотреть возможность распространения мер социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренных действующим законодательством, на ветеранов и инвалидов боевых действий, в том числе обеспечением автотранспортом, как техническим средством реабилитации;
- рассмотреть возможность создания по опыту ЦВТ им. М. А. Лиходея (г. Руза Московской обл.) учреждений медицинской реабилитации и социальной реабилитации инвалидов боевых действий на базе военных госпиталей и санаториев, передаваемых в федеральную собственность, расположенных в СЗФО РФ.
4. Одновременно необходимо отметить, что основной проблемой в рассматриваемой сфере реабилитации инвалидов войны остается недостаточная определенность статуса инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. В связи с этим недостаточная эффективность работы по социальной защите и психологической реабилитации ведет к низкому уровню жизни, снижению социального самочувствия и моральному неблагополучию значительного числа инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, что недопустимо в условиях развитого, суверенного, правового и социального государства.
Рекомендуем для реализации следующие меры.
Органам государственной власти РФ:
а) рассмотреть возможность создания Уполномоченного по правам инвалидов на федеральном уровне и в регионах;
б) руководителям субъектов РФ СЗФО рассмотреть возможность увеличения финансирования программ социально-психологической реабилитации, трудовой адаптации и интеграции инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, оказывать поддержку и помощь в развитии негосударственных учреждений социальной направленности, способствующих улучшению морального и материального благополучия инвалидов воины, военной травмы и ветеранов боевых действий;
с) рассмотреть возможность распространения мер социальной защиты для категорий гражданского персонала, обеспечивающих боевые действия – врачи, медсестры и др. гражданский персонал. По примеру других стран принять закон о статусе жертв террористических актов, чтобы получать адекватную медицинскую помощь и социальную защиту.
Региональным общественным организациям инвалидов и ветеранов боевых действий:
а) методами общественного контроля ввести постоянный мониторинг достаточности и действенности мер, принимаемых в регионе по обеспечению инвалидов, имеющих заслуги перед Отечеством, медицинскими реабилитационными услугами, социальной поддержкой и содействием в трудоустройстве;
б) разработать, представить предложения в субъектах РФ СЗФО и осуществить комплекс мероприятий военно-патриотического характера, проводимых в 2014 году:
- 70 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
- 25 лет вывода Советских войск из Афганистана;
- 69 лет Победы в ВОВ;
- проведение социального марафона «Сильные духом 2014» на территории СЗФО (август 2014 г.);
- 100-летие Первой мировой войны;
- 20 лет начала первой Чеченской компании;
- 35 лет со дня ввода Советских войск в Афганистан.

Резолюция принята участниками конференции 29 ноября 2013 года.

Другие статьи

Резолюция II Международной научно-практической конференции университетов

Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Эволюция права-2016»

Круглый стол "Соотношение экономики и права в процессах интеграции ЕАЭС"

International student conference "Carpe Scientiam"

Международная научная конференция, приуроченная к 110-летию со дня рождения академика А.Н. Тихонова «Современные проблемы математической физики и вычислительной математики»

Международная научная конференция, приуроченная к 110-летию со дня рождения академика А.Н. Тихонова «Современные проблемы математической физики и вычислительной математики»

II Всероссийский студенческий форум молодых управленцев "Ответственное поколение"

II Международная междисциплинарная конференция "В поисках границ фантастического: на пути к методологии"

Совместная XVII Международная научно-практическая конференция и XI Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» «Обеспечение прав и свобод личности в современном мире»

Международная научная конференция «Словенский язык, литература и культура в славянском и европейском контексте»

2-я Международная научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов»

Фотоконкурс «Наука среди нас»

Резолюция II Международной научно-практической конференции университетов

27-28 ноября 2003 года

Участники конференции отмечают, что в условиях современного развития, когда усиливается значение фундаментального образования, единства образования и науки, ускоряются процессы глобализации, роль университетов в обществе возрастает. Идеи сотрудничества становятся важнейшим императивом дальнейшего устойчивого развития классических университетов. Руководствуясь высокими идеалами развития образования и науки, осознавая роль и значение университетов в обществе, участники конференции считают необходимым:
  • Осуществлять последовательные действия, направленные на повышение роли университетов в жизни общества на основе улучшения качества фундаментального образования, усиления связи образования с научными исследованиями, координации совместной деятельности университетов Евразийской ассоциации университетов и укрепления их связей с университетами других государств. Рассматривать как важную задачу университетов их инновационную деятельность на основе фундаментальных исследований. Обеспечить ведущую роль университетов в формировании программ образования, охватывающих всю жизнь человека, включая довузовское образование.

  • Конференция поддерживает усилия Евразийских университетов по формированию единого образовательного и научного пространства стран Содружества и считает необходимым продолжать осуществление мер, направленных на выработку единых подходов университетов Содружества к содержанию и уровням образования, академической мобильности, контролю качества обучения, достижению единых образовательных стандартов.

  • Совету Евразийской ассоциации университетов разработать и внести в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ проект Соглашения о формировании программы академической мобильности для стран Содружества. Конференция считает необходимым активизировать деятельность в области совместных программ обучения в университетах и рекомендует шире использовать такие программы с выдачей дипломов университетов - участников этих программ; активно развивать разнообразные формы включенного обучения.

  • Развивать совместную научную и образовательную деятельность. Содействовать развитию и внедрению прогрессивных форм кооперации научных исследований университетов, других образовательных и научных центров, включая создание университетских центров коллективного пользования. Усилить взаимодействие в сфере трансфера инновационных технологий, в том числе информационных, дистанционном и дополнительном образовании. Решить вопрос о создании единой информационной сети Евразийской ассоциации университетов.

  • Усилить аналитическую и исследовательскую работу Ассоциации в сфере международного сотрудничества, образования и науки. Усилить сотрудничество с национальными центрами научных исследований, академиями наук. Создать исследовательские центры Ассоциации, общую координацию которых возложить на Исполком ЕАУ. Ввести в практику подготовку ежегодных аналитических докладов Ассоциации по актуальным проблемам развития образования и роли университетов. Решить вопрос об издании периодического научного журнала Евразийской ассоциации.

  • Повышать роль университетов в распространении культурных ценностей стран, их сохранения и обогащения с учетом высоких принципов российской культуры и взаимообогащении культур на Евразийском пространстве. Содействовать сохранению и расширению применения русского языка как международного средства общения, осуществления образовательной и исследовательской деятельности.

  • Осуществлять меры по координации деятельности, направленной на совершенствование качества образования, и по обмену опытом с другими международными ассоциациями университетов: Европейской ассоциацией университетов, Международной ассоциацией университетов и Ассоциацией университетов столиц Европы. Провести встречу руководства и университетов международных ассоциаций по обмену опытом и выработке общих позиций по вопросам развития университетов и образования.

  • Осуществлять активные усилия по изучению различных аспектов Болонского процесса. С целью ознакомления Евразийских университетов с основными принципами осуществления Болонского процесса провести научно-практический семинар по вопросам участия университетов в этом процессе.

  • Обмениваться опытом развития управления университетами в условиях рыночных отношений и активной международной деятельности университетов. Развивать систему самоуправления университетов. Осуществлять поиск форм межвузовской кооперации.

  • Развивать социальное партнерство, добиваться достойной заработной платы и системы социальной защиты профессорско-преподавательского состава и сотрудников университетов.

  • Продолжить активную профсоюзную и молодежную деятельность Ассоциации Евразийских университетов. Провести Форум молодежи Евразийских университетов.

  • Рассматривая подготовку к 250-летию МГУ как общественно значимое событие, направить усилия университетов на освоение, закрепление и развитие передовых университетских традиций. Обеспечить через научные библиотеки университетов обмен изданиями по истории и современной деятельности университетов. В связи с подготовкой к 250-летию МГУ осуществить в евразийских университетах специальные мероприятия, посвященные юбилею: выставки, научные конференции, встречи с выпускниками.

  • Участники конференции отмечают выдающуюся роль Московского университета в сохранении традиций духа университетов стран СНГ, в создании общего образовательного пространства. Конференция предлагает подготовить и подписать Московскую Декларацию об основных принципах фундаментального университетского образования.
  • Президент
    Евразийской ассоциации университетов
    Ректор Московского университета
    Академик

    Резолюция V конференции

    Резолюция V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

    V Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» прошла с 3 по 5 февраля 2010 года на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской». Научную координацию программы конференции осуществлял Московский педагогический государственный университет. Семинары были проведены в ГОУ Прогимназия № 1736, Лицей №1553 «Лицей на Донской», ГОУ СОШ №1373 с углубленным изучением иностранных языков, ГОУ СОШ № 1228 с углубленным изучением английского языка, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московском городком психолого-педагогическом университете.

    Учредителями конференции выступили Департамент образования города Москвы и Южное окружное управление Департамента образования города Москвы, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Российское психологическое общество и Московское региональное отделение Российского психологического общества, Московский педагогический государственный университет, Федерация психологов образования России, Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”», Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет и Университетский округ МГППУ, Московский институт открытого образования, НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

    Информационная поддержка осуществлялась журналами «Исследователь/Researcher» и «Развитие личности», порталом «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru. Интернет-сайтами www.oodi.ru. www.researcher.ru. а также www.rospsy. www.unokrug.ru. www.mgppu. журналами «Преподаватель. XXI век», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Народное образование», «Школьные технологии», «Дополнительное образование и воспитание», «Лицейское и гимназическое образование», газетами «Первое сентября», «Школьный психолог». Сайт конференции www.issl.redu.ru

    В V Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» приняли участие около 500 человек из 52 регионов России: Алтайский край, Амурская область, Белгородская область, Брянская область, Республика Бурятия, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Республика Карелия, Кемеровская область, Кировская область, Республика Коми, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Ленинградская область, Республика Марий Эл, Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Республика Татарстан, Томская область, Тюменская область, Республика Удмуртия, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Республика Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ; а также представители 7 стран: Республика Беларусь, Бельгия, Италия, Латвия, Республика Казахстан, Молдова, Украина.

    Была проведена III рабочая конференция Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», на которой присутствовали представители 30 региональных отделений Движения. Были анонсированы сетевые проекты Центрального совета, вручены грамоты наиболее активно действующим отделениям Движения.

    Главным лейтмотивом конференции, в контексте которого разворачивалась дискуссия, стала проблема подготовки педагога к исследовательским методам обучения. Участники конференции констатировали, что выработка навыков руководства исследовательской деятельностью учащихся у учителей и педагогов является одной из самых сложных задач. В большинстве педагогических вузов не осуществляется подготовка студентов по дисциплинам, обеспечивающим приобретение квалификации руководителя исследовательских работ школьников и использования исследования как педагогического метода работы в учебном процессе; в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров курсы, направленные на развитие навыков руководства исследованиями, представлены фрагментарно. Указанная проблема носит методологический характер, поскольку система подготовки педагогических кадров направлена, в основном, на освоение методик трансляции учебного материала, а не на освоение методов ведения и руководства исследованиями, внедрения исследования в пространство урока и других организационных форм построения образования.

    Чрезвычайно важным представляется развитие общего смыслового, понятийного и инструментального пространства исследовательской деятельности, которое необходимо для согласованных действий всех участников нашего движения. Это предполагает:

    • удержание норм и традиций проведения исследования в науке (как сферы, где они были впервые выработаны; существуют и развиваются ныне) и образовании (которое требует адаптации исследовательских методов в соответствии с задачами развития личности, учета возрастно-нормативных и индивидуальных особенностей учащихся);
    • развитие многообразного и разноуровневого программно-методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся разного возраста, склонностей, потребностей и т. д. как главного средства развития исследовательской деятельности с учащимися;
    • определение путей реализации исследовательской деятельности в новом нормативно-правовом поле – ФГОС начального и общего образования второго поколения, ФГОС третьего поколения высшего профессионального образования, Национальной инициативы «Наша новая школа», проекте Федеральной целевой программы развития образования. Поскольку эти документы активно оперируют понятием исследовательской деятельности, продвигая его в массовую образовательную практику, представляется очень важным развитие теоретически обоснованных и терминологически согласованных с этими документами направлений и форм реализации исследовательской деятельности.

    В этом аспекте представляется важным развитие организационных структур, позволяющих эффективно реализовывать исследовательскую деятельность. И здесь необходимо подчеркнуть значение общественной организации – Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», деятельность которого направлена на повышение роли институтов гражданского общества в управлении образованием, как обозначено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». На сегодняшний день работают 54 региональных отделения Движения, в программу включены более 150 различных мероприятий, в которых принимает участие более 50000 учащихся. Повышается авторитет Движения в регионах. По инициативе региональных отделений проводятся ученические и научно-методические конференции и конкурсы, курсы повышения квалификации и ученические профильные смены. Во многих регионах эти мероприятия стали значимым направлением развития образовательных систем. На данный момент мы видим главную задачу Движения в укреплении горизонтальных содержательных связей между регионами, развитие творческих обменов, прежде всего в форме взаимного посещения мероприятий.

    С целью удержания норм и традиций проведения исследования в науке и образовании, заданных предыдущими конференциями, а также развития разнообразного и разноуровневого программно-методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся разного возраста, склонностей, потребностей и т. д.; подготовки педагогов у исследовательским методам обучения участники конференции предлагают:

    В области информационного обеспечения учебно-исследовательской деятельности:

    • Продолжить публикации в журнале «Исследователь/Researcher», служащие выработке единого понятийного аппарата в области исследовательского подхода в образовании (что понимается под исследовательской деятельностью, исследовательскими умениями на уроке; чем отличается учебная задача «исследовать функцию» или «исследовать зависимость» от исследовательской деятельности в традиционно научном понимании и т.д.); раскрывающие вопросы управленческо-методического плана на тему исследовательской компетенции учителя (которая по новым квалификационным требованиям признается одной из ведущих для учителя), готовности учителей к приобретению этой компетенции в разных условиях (от сельской школы до лицея при университете) при равных требованиях к ученику (ЕГЭ). Подготовить специальные выпуски журналов по проблемам развития исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников; психологическому сопровождению исследовательской деятельности учащихся; исследовательской деятельности учащихся в области математики; исследованию в пространстве урока и др. Продолжить выпуск номеров, отражающий опыт региональных отделений ООДИ.
    • Создать базу данных по методам диагностики результативности учебно-исследовательской деятельности, в том числе средствами ИКТ (интернет-технологий).
    • Улучшить Интернет-поддержку конференции; размещать на сайте конференции презентации докладов участников, фотографии, отчет и резолюцию конференции.
    • Развивать дистанционные формы информационно-методической поддержки педагогов: консультации, WEB-семинары, On-line-мастер-классы, курсы повышения квалификации, а также организация On-line трансляции Конференции.
    • Способствовать формированию позитивного, престижного образа школьников-исследователей и их руководителей с использованием СМИ.
    • Развивать сетевое коммуникативное пространство на базе технологии самоорганизующегося сетевого сообщества.

    В области оценки качества учебно-исследовательской деятельности:

    • Обратить внимание на необходимость развития системы оценки качества и результативности учебно-исследовательской деятельности и предложить это сделать центральной темой следующей конференции.
    • Усилить работу по созданию методов диагностики и мониторинга психологической эффективности исследовательского подхода в образовании.

    В области эколого-биологического образования:

    • Для плодотворного развития применения исследовательской образовательной технологии в школьных биологических исследованиях целесообразно дальнейшее развитие банка методик для проведения детских эколого-биологических учебных исследований в виде открытого интернет-ресурса.
    • Особое внимание обратить на методологию и методы организации и проведения детских эколого-биологических учебных исследований на базе ООПТ. Считать это направление в организации школьных экологических исследований приоритетным. Такие исследования в период летней оздоровительной компании (и других каникул) будут способствовать созданию межрегиональных связей в сфере экологического образования и воспитания, усилению взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования с эколого-просветительскими отделами ООПТ, развивать практические взаимосвязи.
    • Одним из перспективных направлений в исследованиях на территории ООПТ считать разработку универсальных методик экспресс-работ, направленных на мониторинг состояния окружающей среды.
    • Способствовать развитию системы экспериментальной работы в области применения проектно-исследовательской образовательной технологии в экологическом образовании. Рассматривать экспериментальную деятельность как основу развития творческого потенциала педагогов и образовательных учреждений в целом.

    В области развития форм и методов ведения исследовательской деятельности:

    • Зафиксировать необходимость развития форм и методов обучения в рамках классно-урочной системы, способствующих расширению применения учебно-исследовательской деятельности и выработки у учащихся исследовательский умений.
    • Поддержать сеть учреждений дополнительного образования детей как доступное пространство развития творческой и исследовательской деятельности учащихся, их индивидуальных потенциалов; особо необходимо отметить опасность перевода этой работы на платную основу.
    • Рекомендовать Оргкомитету Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского расширять сеть региональных туров и делать публичным анализ представленных отчетов региональных туров для доступности их для изучения и обобщения опыта.

    В области подготовки педагогических кадров для развития исследовательского подхода в образовании:

    • Просить педагогические вузы усилить в подготовке бакалавров и магистров по направлениям педагогического и психолого-педагогического образования составляющую, направленную на подготовку к исследовательским методам обучения. Развивать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и профессорско-педагогического состава педагогических вузов по проблемам исследовательского подхода в образовании.
    • Просить институты повышения квалификации и переподготовки работников образования уделять большее внимание программам повышения квалификации в области исследовательского подхода в образовании и развития исследовательской деятельности учащихся.
    • Поддержать опыт развития исследовательской деятельности учащихся и подготовки педагогов к исследовательским методам обучения в рамках университетских округов.
    • Развивать такие формы повышения профессиональной готовности педагогов к исследовательским методам обучения как: стажировка в образовательных учреждениях, имеющих обширных опыт организации исследовательской деятельности учащихся; школа педагога-исследователя (в том числе начинающего автора методических разработок); выездные семинары учителей-предметников и др..
    • Проработать вопрос о проведение выездного заседания руководителей региональных отделений ООДИ для выработки межрегиональных научно-исследовательских и методических проектов по созданию учебно-методических разработок, направленных на реализацию исследовательского подхода в преподавание отдельных предметов, психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и др.

    В области управления и нормативного обеспечения исследовательской деятельности:

    • Просить Минобрнауки РФ направить в регионы письмо о необходимости поддержки работы экспертов конкурсов и конференций исследовательских работ школьников, в списках организаторов которых числятся органы управления образованием.
    • Для развития и координации работы со школьниками в области исследовательской деятельности, для организации системной работы с педагогами в этой сфере и их обучения исследовательским методам необходимо в школах, ориентированных на системную реализацию исследовательской деятельности учащихся, ввести ставки заместителей директоров по науке.
    • Выработать систему эффективного материального стимулирования руководителей исследовательских работ школьников в рамках новой системы оплаты труда, включая нормативную фиксацию размера денежных премий руководителям победителей конференций и конкурсов на уровне регионов.
    • Уделить приоритетное внимание проведению в регионах научно-методических конференций и семинаров по проблемам исследовательской деятельности учащихся.
    • Искать формы привлечения частного капитала для поддержки развития исследовательской деятельности учащихся.
    • Разработать программы предмета «Индивидуальный проект» на основе исследовательской деятельности учащихся для различных образовательных областей.

    В области сопровождения талантливой молодежи и школьников, занимающихся исследовательской деятельностью:

    • Содействовать адресной поддержке победителей предварительных туров Всероссийских конкурсов – выделять учащимся средства на проезд, питание, проживание для участия во Всероссийских финальных исследовательских конкурсах, конференциях. Необходимо предусмотреть систему стипендий талантливым детям и семьям этих детей для создания соответствующей обогащённой развивающей среды.
    • Предоставлять научные лаборатории для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью (центры коллективного пользования при вузах, научно-исследовательских институтах; школьные технопарки, оснащенные современным оборудованием).
    • Развивать и поддерживать систему научных обществ учащихся и малых академий наук, функция которых – учить добывать знания, обмениваться знаниями, порождать новое знание.
    • Создавать максимально благоприятные условия для поступления в вуз учащихся, увлеченных и проявляющих способности по выбранному направлению науки, по определённой специальности. В действующем законодательстве предусмотрены льготы для олимпиадников (победителей Всероссийских олимпиад и олимпиад школьников), но таких льгот нет для победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ, не предполагающих «олимпиадных заданий». Необходимо их уровнять в правах. Именно высокая продуктивной в исследовательская деятельность, а не столько способность решать олимпиадные задачи, будет способствовать развитию научного потенциала нашей страны.
    • Необходимо продолжение развития комплекса мер по поддержке престижа научной деятельности со стороны федеральных органов власти и СМИ: система мер по поддержке и поощрению молодых ученых; поддержка научных мероприятий информационными письмами, организационно и финансово; создание в СМИ образа успешного учёного, система мер по популяризации науки через лектории, фестивали науки и т.д.

    Резолюции Конференции

    Резолюции Конференции научных работников Академии наук СССР

    Резолюция конференции научных работников Академии наук СССР
    Резолюции секций
    Секция 1. Организация фундаментальной науки в России
    Секция 2. Правовые и уставные принципы, регулирующие деятельность научных учреждений
    Секция 3. Финансирование и собственность
    Секция 4. Миграция ученых и международное научное сотрудничество
    Секция 5. Права и социальная защита ученых
    Секция 6. Резолюция делегатов от институтов гуманитарного и социального профиля
    Наш комментарий

    Мы, участники Конференции научных работников Академии наук СССР, проходившей в Москве 10-12 декабря 1991 г.
    - выражая мнение делегировавших нас научных коллективов,
    - опираясь на опыт организации научной деятельности, накопленный в мировой практике,
    - учитывая реальные возможности развития научного сообщества в России,
    - развивая содержащееся в Указе Президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. "Об организации Российской Академии наук" представление о научном сообществе как самоуправляющейся организации,
    констатируем:
    Воссоздание Российской Академии наук произошло на основе научных структур и научных школ АН СССР, многие из которых имеют мировое признание.
    Российская Академия наук начинает действовать в условиях тяжелейшего кризиса во всех сферах жизни нашего общества, последствия которого непосредственно сказываются на жизни российских ученых - резко снижаются возможности материально-технического обеспечения исследований, ухудшаются условия труда ученых, катастрофически падает их жизненный уровень, снижается профессиональный престиж, социальная защищенность.
    [См. Прогноз]

    I. Конференция рекомендует Общему собранию РАН принять предложенный Комиссией по интеграции проект Устава РАН за основу и утвердить его на срок до одного года как временный Устав при условии внесения в него следующих поправок и дополнений:
    1. ввести положения об основных правах и обязанностях научных сотрудников РАН;
    2. ограничить срок деятельности всех выборных органов РАН сроком действия временного Устава;
    3. обеспечить равное представительство на общих собраниях отделений и Общем собрании РАН членов РАН и представителей институтов, избранных тайным голосованием в научных коллективах;
    4. переработать п.35 временного Устава - распределение всех бюджетных средств должно проходить в РАН гласно; полный бюджет и отчет о его исполнении должны публиковаться;
    5. включить в п.57 временного Устава положение о том, что НИИ и их филиалы, а также приравненные к ним другие научные учреждения имеют права юридического лица и счета в банках;
    6. Устав РАН не должен противоречить не только законам РСФСР, но и международным документам - Хартии права научных работников (1948 г.), Декларации прав научных работников (1969 г.), Хартии прав и обязанностей научных работников и др.

    II. Конференция предлагает:
    1. Считать, что РАН как высшее научное учреждение является центром интеграции фундаментальной и прикладной науки России. Для реализации этого следует поддержать создание ассоциаций академических институтов, в том числе с участием исследовательских групп и институтов неакадемической науки (включая вузовскую).
    2. Считать целесообразным проведение Конференции научных работников РАН до принятия Устава РАН в 1992 г.
    3. Выбрать рабочий орган Конференции, обеспечивающий выполнение ее решений, поручив ему:
    - созыв следующей Конференции
    - координацию деятельности рабочих групп секций;
    - осуществление взаимодействия с руководством РАН.
    4. Делегировать членов рабочего органа в состав Комиссии по разработке постоянного Устава РАН.

    III. 1. Конференция просит ВС РСФСР представить научному сообществу для обсуждения пакет законов о науке, как необходимую правовую основу либерализации академической жизни:
    - Закон о защите интеллектуальной собственности;
    - Закон о статусе научного работника
    - Закон о научной организации.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    2. Целесообразно разработать предложения, расширяющие права научных коллективов - получателей грантов (в том числе зарубежных), предусмотрев их в материальной, финансовой и правовой сферах, включая статус юридического лица.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    3. Конференция рекомендует руководству РАН организовать обсуждение Положения о контрактной системе.
    4. Конференция предлагает ближайшему Общему собранию включить в повестку дня вопрос об утверждении "Основных принципов организации и деятельности НИИ РАН", поскольку без этого институты не могут принять свои уставы и реализовать, согласно действующему законодательству права юридического лица.
    5. Конференция просит правительственные органы ускорить введение в действие пункта Указа Президента РСФСР, касающегося льготного налогооблажения и льготных пошлин.

    Мы, участники секции,
    Констатируем: Воссоздание Российской Академии наук произошло на основе научных структур и научных школ АН СССР, многие из которых имеют мировое признание. Российская Академия наук начинает действовать в условиях тяжелейшего кризиса во всех сферах нашего общества, последствия которого непосредственно сказываются на жизни российских ученых - резко снижаются возможности материально-технического обеспечения исследований, ухудшаются условия труда ученых, катастрофически падает их жизненный уровень, снижается профессиональный престиж и социальная защищенность.
    Мы обращаемся к руководству РСФСР с предложением о незамедлительной разработке с участием представителей науки Государственной программы спасения и развития российской науки, предусматривающей необходимые организационные и финансовые мероприятия.
    Поддерживая и разделяя положение Указа Президента РСФСР о самоуправлении Российской академии наук как основополагающем принципе ее отношений с государством, мы
    Предлагаем Общему собранию РАН:
    1. Принять предложенный Комиссией по интеграции РАН проект временного Устава РАН за основу и утвердить его как временный Устав РАН (на один год со дня утверждения) при условии внесения в него следующих изменений:
    1.1. ввести раздел о правах и обязанностях научных сотрудников научных учреждений РАН;
    1.2. ограничить деятельность всех выборных органов РАН сроком действия временного Устава РАН, т.е. сроком один год;
    1.3. обеспечить паритетное представительство на общих собраниях РАН и ее отделений членов РАН и представителей научных учреждений - равное число членов РАН и представителей научных учреждений, избранных тайным голосованием в научных коллективах;
    1.4. переработать п.35 проекта временного Устава РАН, дополнив его указанием мер, обеспечивающих открытость и подконтрольность всех источников финансирования;
    1.5. включить статью о праве РАН на законодательную инициативу;
    1.6. ввести ограничение продолжительности пребывания на руководящих (выборных) должностях периодом, не превышающим двух сроков;
    1.7. ввести возрастной ценз - лица старше 65 лет не могут занимать руководящие (выборные) должности.
    1.8. включить рекомендации о поддержке создания ассоциаций академических институтов с участием исследовательских групп и институтов неакадемической науки (в том числе вузовской);
    1.9. предусмотреть для Конференции ученых научных учреждений РАН статус регулярно проводимой конференции с целью обсуждения ключевых вопросов деятельности РАН.
    2. Включить в Комиссию по разработке постоянного Устава РАН участников Конференции научных учреждений РАН, избранных из числа делегатов этой конференции.

    Социально-политические изменения в стране поставили вопрос о реформировании организационных структур и принципов деятельности Академии наук. Указы Президентов СССР и РСФСР укрепили позиции научного сообщества, содействовали поиску и становлению новых форм его организации. Секция считает, что необходимо создать прочную и эффективную правовую базу, которая сможет обеспечить четкое юридическое регулирование деятельности научных учреждений Российской Академии Наук.
    1. Секция поддерживает демократические тенденции, нашедшие отражение в проекте Устава РАН. Вместе с тем, секция видит существенные его недостатки и высказанные на ней мнения передает Комиссии по разработке Устава РАН. Секция считает, что представители научных коллективов должны на основе равного с членами РАН представительства принимать участие в работе Общего собрания и отделений с правом решающего голоса по всем вопросам, кроме выборов в члены РАН. Это положение должно быть отражено в Уставе РАН.
    2. Секция поддерживает идею создания ассоциаций и обществ как формы самоорганизации научного сообщества.
    3. Секция убеждена, что демократические реформы в первую очередь необходимо провести на уровне институтов. Для эффективного функционирования институтов следует снять существовавшее ранее положение о прямом руководстве его деятельностью вышестоящими над ним органами. Институтам необходимо предоставить право самостоятельно определять темы, направления и стратегию фундаментальных исследований и решать другие вопросы, которые раньше были компетенцией вышестоящих органов. Следует определить экономическую основу деятельности институтов - базовое бюджетное финансирование, конкурсное финансирование научных программ и тем, средства от хоздоговорных работ, экономической и внешнеэкономической деятельности, соответствующей профилю институтов. Институтам следует предоставить право самостоятельно избирать своих представителей на съезды и конференции, делегировать ученых для участия в работе отделений и Общего собрания РАН.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    4. Секция считает, что Конференция должна просить Верховный Совет РСФСР в ближайшее время представить для обсуждения научному сообществу пакет законов о науке как необходимую правовую основу либерализации академической жизни:
    4.1. Закон о защите интеллектуальной собственности. Это один из ключевых законов в общем пакете, ибо единственный продукт, которым располагает ученый, это его научные результаты и интеллектуальный потенциал, которые в условиях рынка должны иметь надежные правовые гарантии их защиты.
    4.2. Закон о статусе научного работника. В нем должны найти отражение все вопросы, связанные с обеспечением достойного правового положения научных работников, должны быть гарантированы основные права и интересы ученых и предусмотрены их обязанности перед научным сообществом.
    4.3. Закон о научной организации должен зафиксировать ее специфический правовой статус, в том числе и права собственности. Закон должен четко регулировать взаимоотношения научной организации со всеми другими государственными и негосударственными образованиями, включая международные.
    4.4. Целесообразно принять акты, расширяющие права научных коллективов и сотрудников - получателей грантов (в том числе зарубежных), предусмотрев их в материальной, финансовой и правовой сфере, включая статус юридического лица.
    5. Секция считает, что Конференция должна предложить ближайшему Общему собранию включить в повестку дня вопрос о принятии "Основных принципов организации и деятельности НИИ РАН", поскольку без утверждения этого документа институты не смогут принять свои уставы и реализовать, согласно действующему законодательству, права юридического лица.
    6. Секция считает, что Конференция должна призвать правительственные органы ускорить введение в действие пункта Указа Президента РСФСР, касающегося льготного налогообложения и льготных пошлин применительно к научным учреждениям.
    7. Секция предлагает создать Рабочую группу по дальнейшей работе над правовыми документами, регламентирующими деятельность научного сообщества. Резолюция секции
    Финансирование и собственность
    Резолюция конференции | Секция 1. | Секция 2. | Секция 3. | Секция 4. | Секция 5. | Секция 6. | Наш комментарий

    1. Финансирование научных исследований осуществлять преимущественно в форме государственного базового финансирования. Наряду с этим всячески поощрять дополнительное финансирование из соответствующих фондов. Считать необходимым создание Российского научного фонда, как самостоятельной государственной организации, имеющей целью финансирование фундаментальной науки в России на конкурсной основе. Просить министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР осуществлять разработку Устава Российского научного фонда с участием представителей научной общественности. Средства на базовое финансирование институтов РАН выделять по установленным квотам на естественные, технические и гуманитарные науки. Базовое финансирование должно включать в себя средства для поддержания уникальных установок на современном уровне. РАН выступает инициатором осуществления национальных исследовательских программ и выделения средств на эти цели.
    2. Органы финансирования и планирования в РАН обязаны публиковать в двухнедельный срок после утверждения распределение всех бюджетных средств на соответствующих уровнях (по Отделениям, институтам и подразделениям), а также отчет о фактическом исполнении планов предыдущего периода по всем видам централизованных расходов.
    3. Считать целесообразным организовать прямое постоянное взаимодействие академического сообщества и представителей новых экономических структур.
    4. Рекомендовать научным организациям РАН предусматривать в их Уставах право коллектива исследователей, самостоятельно получившего целевое бюджетное финансирование, гранты, хозяйственные договора, образовывать структурные подразделения, обладающие необходимыми организационно-финансовыми правами.
    [ См. Рекомендации экспертов США]
    5. Специальной Комиссии РАН под контролем представителей Правительства РСФСР и Советов различных уровней инвентаризировать имущество, находившееся во владении и пользовании Академии наук СССР и переходящее под юридикцию РСФСР.
    6. Комиссии, составленной из представителей руководства РАН и представителей научных сотрудников РАН, с учетом мнения всех заинтересованных членов академического сообщества, определить неделимую общеакадемическую собственность как научно-производственного, так и социального назначения.
    7. Рекомендовать при обсуждении и принятии Устава РАН обсудить и включить в Устав права собственности научных учреждений РАН и их подразделений.
    8. Просить Государственный комитет имущества РСФСР установить по согласованию с РАН особый порядок владения землей, используемой в настоящее время Академией в научных целях, изъяв ее из ведения местных советов. При подготовке предложений к ВС РСФСР обсудить целесообразность передачи в собственность РАН земельных участков, находящихся сегодня в ее пользовании.
    9. Отмечая уникальность издательско-производственного объединения "Наука" и определяющее значение его деятельности для реализации продукции фундаментальной науки рекомендовать сохранить основные фонды объединения "Наука" и его подразделений в качестве общеакадемической собственности; организовать взаимодействие научных учреждений, а также отдельных авторских коллективов с издательством на договорной основе; распределять дотации на издание научной литературы через институты и другие подразделения Академии, авторские коллективы по грантам и через редакции научных журналов.

    Участники секции, обсудив проблемы внутренней миграции ученых и эмиграции научных кадров из России в переходный период
    - выражают глубокую озабоченность определившимися тенденциями ускорения этих процессов в условиях переходного периода и их влиянием на развитие науки и духовной культуры России;
    [См. Прогноз]
    - констатируют, что эти процессы развиваются до сих пор стихийно, без должного изучения их истории, современных факторов и возможных перспектив методами истории науки, социологии, социальной психологии и других общественных дисциплин, призванных изучать динамику социальных процессов и научной деятельности;
    - отмечают, что руководство Академии наук СССР как высшего научного учреждения страны не выработало и не осуществляло в данной области научной, социально-экономической и кадровой политики;
    - заявляют, что дальнейшее ускоренное стихийное развертывание этих процессов уже в ближайшее время приведет к далеко идущим последствиям для научного, культурного и экономического развития России.
    Прекращение подписки на иностранные научные журналы и закупки научной литературы за рубежом из-за недостатка валюты, а также затруднения с финансированием издания результатов фундаментальных исследований в условиях рынка вызывают глубокую озабоченность участников секции.
    Секция считает необходимым Конференции обратиться к руководству РАН, правительству и законодателям России с призывом безотлагательно рассмотреть эти вопросы в контексте перспектив развития научно-технического потенциала в России, а также в контексте обязательств науки России перед мировым научным сообществом.
    Секция считает необходимым создать в рамках исполнительного комитета Конференции рабочую группу по проблемам секции в следующем составе:
    Козлов Б.И.- ИИЕТ
    Лебедев Ю.О.- ИМБ
    Мирский Э.М.- ВНИИСИ
    Ходаковский И.Л.- ГЕОХИ
    Представители региональных отделений могут в любой момент войти в рабочую группу. Необходимо начать формирование сети коммуникаций для оперативного распространения информации о важнейших событиях научной жизни, международных программах, фондах, конкурсах и т.д.
    Секция поддерживает предложение, высказанное рядом гостей Конференции, о создании в Москве небольшого (2-4 чел.) Международного агенства для обмена организационной информации в области фундаментальной науки.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    Конференция считает, что главными условиями регулирования процесса миграции ученых и плодотворного участия ученых АН в международном разделении труда являются коренные реформы системы академических институтов, формирование четкой законодательной и нормативной базы, системы информационной поддержки, структуры институтов профессионального самоуправления научного сообщества.
    Только выполнение этих общих условий делает возможной реализацию шагов, направленных непосредственно на развитие эффективных форм международного сотрудничества. Первыми из таких шагов представляются следующие:
    1. Предоставление мировому сообществу постоянно обновляемой информации об исследованиях в АН (институтах, программах, проектах и т.п.), по своему объему, степени детализации и структуре соответствующей принятым в мире стандартам.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    2. Оперативное распространение среди подразделений АН информации о важнейших событиях научной жизни (конгрессах, конференциях, международных конкурсах, молодежных школах и т.п.), проводимых различными государственными и частными учреждениями, об условиях участия в этих событиях, а также оперативное распространение информации о зарубежных (международных, региональных и национальных) источниках поддержки фундаментальной науки.
    3. Обязательное внесение в законодательные и нормативные документы, определяющие деятельность институтов АН, положений, которые обеспечивают эффективное международное сотрудничество на всех уровнях: института, лаборатории, отдельного ученого, программы, проекта и т.д. Следует всячески поощрять и развивать имеющийся опыт создания совместных лабораторий и подразделений различного организационного статуса, обучения зарубежных аспирантов и стажеров, формирование исследовательских коллективов всех уровней. В частности, с этой целью необходимо срочно подготовить документы, конкретизирующие положения Указа Президента России о налоговых и валютных льготах для фундаментальной науки.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    4. Привести положение о длительных научных командировках (стажировках, курсах лекций, исследовательском сотрудничестве и т.д.) внутри России и бывшего СССР в соответствие с положением о международном научном обмене, т.е. нормативно и организационно закрепить возможности внутренней миграции ученых.
    5. Подготовить комплекс предложений об интернационализации исследовательских программ, связанных с уникальными научными объектами, имеющими глобальное значение, такими как сверхглубокая скважина, крупные ускорители, комплекс антарктических исследований и др.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    . Обратиться к международным организациям (ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ и др.) с предложениями о перенесении на территорию России международных учебно-научных центров в рамках глобальных программ для более эффективного использования научного потенциала отечественной науки.
    7. Обратиться к мировому научному сообществу и представляющим его институтам с просьбой оказать техническую, методическую и организационную помощь в создании на территории России системы профессиональных научных обществ современного типа, которые обеспечивают обмен информацией и коммуникации внутри дисциплинарных сообществ, регулируют процессы самоуправления и, что особенно важно, формируют институты общественного мнения сообщества - его постоянно действующую экспертизу.
    [См. Рекомендации экспертов США]
    8. Поручить Подготовительному комитету (или органу, выполняющему его функции) создать механизм для привлечения к реализации перечисленных шагов представителей научной общественности.

    О правах ученого. Поддерживая хартию прав научных работников (1948), Декларацию прав научных работников (1964), Манифест прав и обязанностей научных работников, секция считает необходимым присоединение России к Рекомендациям ЮНЕСКО о статусе научных работников (1974), международным конвенциям и рекомендациям Международной организации труда.
    Все правовые акты должны быть приведены в соответствие с указанными документами.
    О законодательных инициативах. Секция считает, что Конференции необходимо рекомендовать законодательным органам России:
    - учесть специфику интеллектуального труда в законодательстве о труде и зарплате, собственности, налогообложении, индексации доходов и т.д.;
    - принять в самое ближайшее время пакет законодательных актов, регулирующих научную, научно-техническую и научно-производственную деятельность, в том числе:
    - закон о государственной научно-технической политике,
    - закон о статусе научного работника,
    - закон о научном учреждении,
    - закон об интеллектуальной собственности;
    - предусмотреть законодательством особенности регулирования отношений собственности РАН (коллективной, корпоративной, индивидуальной и др.).
    Для контроля за соблюдением прав ученых Конференции необходимо образовать контрольную комиссию, подотчетную съездам (конференциям) ученых и переизбираемую каждым последующим съездом (конференцией).
    О профсоюзах. Секция считает целесообразным обсудить в институтах РАН концепцию профсоюзных организаций в системе РАН. Считая профсоюзные организации важным инструментом социальной защиты работников РАН, секция рекомендует Конференции просить Верховный Совет РСФСР ускорить разработку и принять закон о профсоюзах России с предварительным вынесением проекта закона на обсуждение трудовых коллективов.
    О защите прав ученого в период реорганизации. В процессе реорганизации АН СССР в РАН и до принятия постоянного устава РАН не допускается ликвидация научно-исследовательских учреждений и научных направлений.
    Секция считает, что внутренней реорганизации научно-исследовательских институтов должны предшествовать изменения статуса институтов и демократизация их научной жизни. В связи с этим структурные изменения, сокращения штатов и даже единичные увольнения, за исключением увольнений по собственному желанию, должны производиться только после принятия научными коллективами своих новых уставов, выборов Ученых советов и дирекции научными коллективами институтов.
    Реорганизация, влекущая за собой сокращение штатов или ухудшение условий труда, может происходить только лишь на основании заключения независимой комиссии из компетентных ученых с участием представителей профсоюза по итогам проверки научной деятельности этого научного учреждения. Выводы комиссии должны быть обсуждены на заседании Ученого совета проверяемого института. Необходимо также разработать и законодательно утвердить комплекс мер по социальной защите сокращаемых или досрочно выходящих (по сокращению) на пенсию сотрудников.
    Обязать руководство Академии содействовать организации биржи труда и служб переквалификации научных работников.
    Создать постоянно действующий независимый консультативный орган по юридическим и финансовым вопросам научной деятельности, доступный всем сотрудникам РАН.
    Предусмотреть публикацию в основных научных журналах РАН по главным разделам науки, объявлений о спросе и предложении рабочих мест для научных сотрудников, в том числе и работников высших учебных заведений.
    Секция считает, что в принимаемые институтами Академии уставы должны быть включены следующие положения:
    - Ученый совет и дирекция избираются научными коллективами институтов тайным голосованием. Совет наделяется широкими правами в управлении научной деятельностью института. (Перечень таких прав определяется научным коллективом. В указанный перечень рекомендуется включить вопросы структуры института, кадровые вопросы и финансирование. Следует обратить внимание на реализацию принципа сменяемости выборного руководства института. Председатель и секретарь Ученого совета не обязательно являются членами дирекции).
    - по вопросам научной деятельности научные сотрудники имеют право апелляции к Ученому совету. Его решения по таким вопросам в рамках института являются окончательными.
    Администрация института предоставляет коллективу полную информацию о финансовом положении, штатном расписании и его изменении.
    Вменить в обязанность администрации института решение социально-бытовых вопросов. Секция рекомендует создать общественные комиссии с правом контроля выполнения мер социальной защиты.
    Потребовать от научных журналов АН принимать к рассмотрению научные статьи без сопроводительных документов (письма институтов, акты экспертизы и т.д.).
    О социальной инфраструктуре. На период перехода к рыночной экономике разработать комплекс мер:
    - по обеспечению жильем сотрудников РАН, в том числе не подпадающих под действующие нормативные акты,
    - по защите интересов сотрудников РАН, проживающих в научных центрах и поселках РАН, ведомственных домах РАН, при процессах приватизации жилья.
    Сохранить и пополнить имеющиеся в настоящее время списки очередников на получение жилплощади в РАН и добиться их обеспечения жильем бесплатно в сроки, соответствующие срокам предоставления жилья по месту жительства.
    Законодательно подтвердить право научных сотрудников на обладание дополнительной площадью с оплатой в обычном размере в муниципальном фонде.
    Секция считает необходимым обращение Конференции к правительству РСФСР с предложением о предоставлении научным сотрудникам РАН долгосрочного кредита на льготной основе для жилищного строительства.
    Потребовать от муниципалитетов выполнения обязательств о выделении жилья для РАН.
    Немедленно начать жилищное строительство силами имеющихся инфраструктур РАН.
    Секция обращает внимание на тяжелое положение аспирантов РАН и считает необходимым принятие срочных мер (Постановление РАН) по улучшению их материальных и социально-бытовых условий.
    Секция считает необходимым сохранение и развитие сети медицинских, оздоровительных и детских учреждений.
    Секция считает недопустимой коммерциализацию работы этих учреждений АН, а также существование на их базе коммерческих предприятий, наносящих ущерб основной деятельности учреждений. В целях улучшения работы указанных учреждений и изыскания средств для их дополнительного финансирования секция считает целесообразным создание внутри Академии системы медицинского страхования.
    Секция считает, что объекты инфраструктуры являются корпоративной собственностью академического сообщества и решения об их аренде, приватизации и т.п. могут принимать лишь с участием рабочих органов, представляющих Конференцию.
    Секция считает, что Конференция должна образовать вместо ранее действовавших комиссий Президиума Академии специальную комиссию (из представителей руководства Академии, научной общественности, профсоюзов и специалистов по вопросам медицинского, санаторно-курортного обслуживания и других объектов инфраструктуры) по работе учреждений инфраструктуры и разработке соответствующих положений о них.
    Создание комиссии поручить рабочему органу конференции.
    О положении аспирантов Российской академии наук (Приложение к резолюции секции) Принимая во внимание важность подготовки научной смены, учитывая отрицательные последствия для страны массового выезда наиболее одаренных выпускников ВУЗов и молодых ученых за границу на постоянное жительство, секция считает необходимым поднять правовой статус аспиранта РАН:
    1. Профессиональные, социальные, жилищные права аспирантов РАН (очная форма обучения) те же, что и у научных работников РАН.
    2. Иногородние аспиранты РАН (семейные - с детьми) обеспечиваются общежитием в соответствии с санитарными нормами. Оплата за проживание в общежитии проводится централизованно из средств РАН или ее учреждений. Не допускается использование общежитий аспирантов для коммерческих целей. За институтами РАН в общежитиях закрепляются постоянные помещения.
    3. Дети аспирантов РАН могут пользоваться медицинскими, санаторно-курортными, оздоровительными и детскими учреждениями РАН.
    4. Секция считает необходимым Конференции призвать правительство России установить для аспирантов РАН минимальный размер стипендии в размере не ниже 130% прожиточного уровня и индексировать ее в связи с инфляцией. Аспиранты могут получать дополнительную оплату за выполнение исследований по грантам и хоздоговорам, премироваться по результатам работ и конкурсов без уменьшения размера стипендии.
    5. РАН и ее институты принимают меры к организации краткосрочных стажировок аспирантов РАН в зарубежных лабораториях.

    О поддержке развития гуманитарных наук. Делегаты находят необходимым специально обратить внимание на создание условий для развития гуманитарных и социальных наук. Эти науки наиболее всего испытывали давление политико-идеологических интересов. В то же время успех радикальных преобразований в экономике и общественной жизни, духовное обновление во многом зависит от развития гуманитарного знания и наук об обществе. Мировой опыт указывает на то, что именно культура является решающим фактором осуществления научно-технической и социально-экономической модернизации. Гуманитарные науки - жизненно важный импульс самообновления общества.
    Делегаты рекомендуют:
    1. Создать фонд финансирования гуманитарных и социальных наук. Довести пропорции государственных ассигнований на эти цели до 15% от общего фонда финансирования фундаментальных наук. Приоритетными направлениями деятельности фонда должны быть поддержка исследовательских программ, направленных на изучение процессов становления гражданского общества, формирования цивилизованных общественно-политических и экономических институтов, гуманизации межнациональных отношений, возрождение народов России, истории России в контексте мировой истории.
    2. Увеличить квоту публикаций институтов социально-гуманитарного профиля и создать систему поддержки некоммерческих научных изданий на основе целевого выделения средств на эти нужды. Предусмотреть бюджетное финансирование соответствующей деятельности издательства "Наука".
    3. Предусмотреть меры государственной поддержки обеспечения свободного доступа ученых-гуманитариев к статистическим, архивным и другим государственным и ведомственным первичным материалам и информации, а также специального финансирования для сохранения и использования музейных и архивных коллекций академических институтов, составляющих общенациональное культурное достояние.
    4. Обеспечить сохранение системы научной информации по социальным и гуманитарным наукам, формирование фондов периодики и необходимой литературы.
    5. Предусмотреть меры по расширению международного научного обмена в области социальных и гуманитарных наук, в особенности для молодых ученых.
    6. Делегаты поддерживают инициативу создания ассоциации академических институтов гуманитарного и социального профиля, которая ставит своей целью представление общих интересов ученых-гуманитариев, развитие междисциплинарных исследований на основе комплексных межинститутских программ с привлечением ученых и студентов гуманитарных факультетов в системе высшего образования, научных обществ и ассоциаций.

    Взвешенный взгляд на решения Конференции - дело нелегкое. Для членов Академии, входящих во ее властные структуры (Президиум, бюро Отделений) Конференция выглядела охлократической атакой на сложившиеся десятилетиями (даже веками) патриархальные порядки, с незыблемым правом иерархов выражать свою позицию как позицию "с точки зрения науки".
    Для исследователей, еще не обремененных званиями и высокими должностями, себя еще далеко не реализовавших, Конференция, напротив, выглядела чересчур робкой. По крайней мере, в выступлениях многих делегатов предлагались меры, намного более радикальные, чем те, что предлагались даже в первоначальных вариантах от имени секций.
    Окончательный текст резолюции Конференции был некоторым компромиссом. Осталось лишь то, без чего с Конференции уйти было просто нельзя - своего рода "согласие на шанс". Тем не менее, Общее Собрание РАН практически полностью проигнорировало предложения Конференции.
    Так, был категорическим образом отвергнут принцип паритетного представительства. На словах идея "двух палат" вроде бы получала поддержку, в том числе со стороны акад.А.А.Гончара. Но можно ли признать равноценной палатой 300 с небольшим делегатов от Институтов, организационно никак не оформленных, не имеющих даже и намека на те технические возможности, которыми наделен аппарат Президиума? Как правильно заметил один из делегатов, паритет нисколько бы не увеличил противостояния различных слоев Академии, а напротив, способствовал бы ее консолидации. Ведь поиск приемлемых для обеих сторон решений был бы сильнейшим стимулом взаимопонимания.
    То же касается и других пунктов, связанных с корректировкой Временного Устава РАН, с ограничением срока деятельности выборных органов РАН и т.д.
    Провозгласив незыблемыми многие явно отживающие свое время принципы организации Академии, члены Академии, сами того не желая, укрепили, если можно так выразиться, "международное недоверие" к ее официальным структурам. В рекомендациях американских экспертов, представленных помощнику Президента США по науке и технологии д-ру А.А.Бромли и касающихся принципов организации помощи ученым бывшего Советского Союза, прямо говорится: "необходимо действовать независимо от существующих бюрократических и управленческих структур". И далее: "Любая форма помощи должна оказываться непосредственно индивидуальным ученым и группам, но не передаваться администрации институтов и руководству Академии для ее дальнейшего распределения."
    Руководство Академии, однако, судя по имеющимся данным (может быть, и не очень точным, но такова академическая гласность) стремится только к такой финансовой помощи из-за рубежа, которая давала бы ему возможность предстать в роли великого спасителя российской науки. Показательно, что забрезжившие было шансы добыть такую помощь побудили одного из "столпов" Академии заявить: "Если теперь в моем Институте заведется еще хотя бы один демократ, он будет немедленно уволен".
    Наука едина. Много раз говорилось об условности ее подразделения на отдельные ветви. Но уж нет и подавно никаких оснований делить ее по кастовым принципам. Резолюция конференции | Секция 1. | Секция 2. | Секция 3. | Секция 4. | Секция 5. | Секция 6. | Наш комментарий