Руководства, Инструкции, Бланки

протокол по профстандартам образец img-1

протокол по профстандартам образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1857 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как соответствовать профстандартам в 2016 году?

Консалтинг

Как соответствовать профстандартам в 2016 году?

Система профессиональных стандартов в нашей стране формируется и активно обсуждается с 2012 года. По данной теме было много противоречивых мнений и толкований. На данный момент уже можно говорить о том, что ответы на большинство основных вопросов мы получ.

Система профессиональных стандартов в нашей стране формируется и активно обсуждается с 2012 года. По данной теме было много противоречивых мнений и толкований. На данный момент уже можно говорить о том, что ответы на большинство основных вопросов мы получили. Последние изменения были введены Федеральным законом № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года. Он окончательно утвердил и разъяснил порядок применения профессиональных стандартов, которые вступают в силу с 01 июля 2016 года. Данная система призвана окончательно заменить устаревшие квалификационные справочники.

Понятие и область применения профстандартов

В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В профстандартах прописаны современные наименования должностей и профессий, трудовые функции и действия, требования к образованию, практическому опыту работы, умениям, знаниям и личным качествам специалиста, необходимые допуски. Применяться они будут при приеме на работу, аттестации сотрудников, формировании кадровой политики предприятия, разработке должностных инструкций и системы оплаты труда.

Что несет данное нововведение работодателям?

Профстандарты утверждаются Минтруда России и являются нормативными правовыми актами. Применение профстандартов носит обязательный характер для всех физических и юридических лиц, выступающих в роли работодателей, независимо от их организационно-правовой формы.

Приказом Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148-Н показателями уровней квалификации устанавливаются: Полномочия и ответственность, Характер умений, Характер знаний. Выделено в общей сложности девять квалификационных уровней. Чем выше уровень, тем выше предъявляемые требования.

Трудовой кодекс РФ (абзац 2 статьи 195.3) дает право работодателю самостоятельно формулировать квалификационные требования к работнику, используя профстандарт как основу, к примеру, взяв из него наименование должности и содержание трудовой функции.

Начиная с Уровня 4, законодательно устанавливаются требования к квалификации работника. Поэтому, если в профстандарте установлены квалификационные требования- Уровень 4, …, Уровень 9 — применение профстандарта является обязательным для организации любой формы собственности.

Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 КоАП.

Что необходимо сделать работодателям?

Важно помнить, что Федеральный закон № 122-ФЗ вступает в силу 1 июля 2016 года, поэтому в течение оставшегося времени нужно:

  • Обратиться к штатному расписанию организации и проверить, по каким должностям, профессиям уже приняты профстандарты.
  • Проверить, насколько сотрудники соответствуют требованиям профстандартов. Результаты проверки документально оформить. Для этого необходимо обратиться в независимый Центр Оценки Квалификации (ЦОК).
  • При выявлении несоответствий — разработать программы обучения работников, как того требует п.25 Постановления Правительства РФ № 23 от 22.01.2013 .

Центр Оценки Квалификации (ЦОК): основные требования

Требования утверждены решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10).

  • Центр оценки квалификаций (ЦОК) — юридическое лицо в форме НКО или его структурное подразделение, прошедшее отбор Советом по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификации.
  • Экзаменационный центр (ЭЦ) — структурное подразделение ЦОК или организации, на базе которой создан ЭЦ,
ЦОК: основные понятия и термины

Профессиональная квалификация — знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы физического лица, необходимые для выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональный экзамен — форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта.

Свидетельство о профессиональной квалификации — документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена.

Независимая оценка квалификации — подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенное центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о профессиональной квалификации.

Квалификационная комиссия — орган, формируемый центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена.

Эксперты ЦОК — специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями СПК, из состава которых формируется квалификационная комиссия.

Чем обеспечивается независимость оценки

Для формирования качественного оценочного материала и его актуализации, а также для обеспечения процедуры и организации тестирования требуется:

  • Формирование профессионального сообщества экспертов по профессиям.
  • Создание механизма получения оценочных материалов, актуализации процедуры и инструментов оценки квалификации от экспертных профессиональных сообществ.
  • Регулярное проведение анализа содержания и итогов оценки квалификации с учетом развития технологий и оборудования, научно-технического прогресса с целью регулярной актуализации профессиональных стандартов.

Официально признанной методикой по формированию оценочного материала и обеспечению его актуальности является методика международного движения WorldSkills. Первые Центры Оценки Компетенций, построенные с ее использованием, будут введены в действие в регионах России до 01.07.2016 г.

Другие статьи

Профессиональные стандарты в 2016 году: инструкция по применению

Онлайн журнал для бухгалтера Профессиональные стандарты: инструкция по применению

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года будет регулироваться положениями статьи 195.3 ТК РФ. Организации и ИП пока не знают, каких именно перемен им ждать. Положительные или отрицательные моменты для них несут профстандарты? Что именно изменится с июля? Придется ли полностью переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если окажется, что образование сотрудников не удовлетворяет новым, повышенным стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто будет все это контролировать? Профсоюзы? Инспекции по трудовым отношениям? Давайте разбираться. Также см. “Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать “.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, содержащего описание следующих норм:

  • трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью;
  • требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно Приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники, как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартов утвержденных Министерством труда внесены в особый Государственный реестр. Этот реестр размещен на официальной странице Минтруда России, в соответствующем разделе (См. http://profstandart.rosmintrud.ru/ ).

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты могут применяться и учитываться в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • для формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • для организации процессов управления;
  • для выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • для облегчения классификации тарифных разрядов;
  • для выработки собственных систем оплаты рабочего времени, с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения, или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании), беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этим вопросом.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий статьи 57 части 2 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упоминается такой важный документ, как трудовой договор. В частности разъясняется, что если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Пример:
Гражданин «П» по роду службы задействован в особо вредных и тяжелых работах. Льготой и компенсацией для граждан, занимающихся такой деятельностью, является досрочный выход на пенсию. Значит, чтобы после выхода на заслуженный отдых работник мог рассчитывать на получение положенных ему благ, в трудовом договоре его должность должна быть прописана точно так, как она числится в справочнике или профстандарте. При малейшем несоответствии сотрудник рискует лишиться своих законных привилегий. Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника, или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности. Административный кодекс в третьей части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться от 50 до 100 тысяч рублей для организации, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 5 до 10 тысяч для частных предпринимателей. Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дается краткое, но емкое определение квалификации работника. И поясняется, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом. Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандартов для бухгалтеров в 2016 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж работы по специальности «бухгалтерия» или «аудит» не менее трех лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если он устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должно бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящей в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, это решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах. В серьезных и крупных компаниях работодатель и владелец фирмы заинтересован в высоком уровне подготовки служащих. Для его проверки и подтверждения могут быть использованы международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Спорный момент: обязательно ли учится?

Насчет вышеназванных положений до сих пор существуют споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла. В результате некоторые считают, что применять профестандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя, и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже не однозначно реагируют на нововведения. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «специалист по кадрам». Следовательно, применимо к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные в 2016 году не использовать, но взять их за основу для облегчения составления документации. К примеру, приняв его за некий шаблон, можно грамотно определять названия должностей, функции, связанные с исполнением рабочего процесса работников в компании, выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию. То есть, данный документ, по сути, является фундаментальным, позволяющим работодателю находить «точки опоры» при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы после введения новой статьи

Все разночтения и толкования новой статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее новизной. Следовательно, уже сейчас возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен единый метод внедрения на предприятия профстандартов. Не установлена мера ответственности работодателя и работников, уже давно работающих в своих компаниях в случае, если последние не в состоянии на текущий момент им соответствовать. И совершенно не ясно, что делать с новыми, потенциальными, работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на благо предприятия. Рынок труда сейчас переполнен, но не все так однозначно. Это совершенно не означает, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.
Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу последних нововведений. Приведем лишь некоторые вопросы и ответы на них:

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям новых профессиональных стандартов, утвержденных в 2016 году?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

Увольнение работников

Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что по новым правилам он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатам проведенной аттестации.

Изменение трудовых обязанностей

Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

Изменение трудовых договоров

Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными, применимо к конкретной должности.

Оплата обучения

Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договора. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

Перевод на более высокую должность

Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям нового профессионального стандарта ей не соответствует?

Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании. Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

Также см. видео на тему профстандартов

Также:

Нормативные акты по принятию профстандартов

Нормативные акты по принятию профстандартов

1. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов (в частности, какие изменения вносить в локальные нормативные акты и должностные инструкции (квалификационные характеристики))?

Вопрос. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов?

Пока идет сам процесс принятия профессиональных стандартов, готовиться работодателям никак не надо. Необходимо контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в данной организации. Работодатель может принять участие в общественном обсуждении такого стандарта или уже принять его как данность после утверждения Минтрудом.

После выхода профессионального стандарта работодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

Вся эта информация необходима работодателю для корректировки должностных инструкций (при их наличии) или иных документов, которые у работодателя регулирую эти вопросы (например, положения о структурных подразделениях, положения по аттестации рабочих мест, положения по оплате и др.)

2. Последствия приема на работу в государственное учреждение работника, не соответствующего профессиональному стандарту.

Вопрос. Последствия приема на работу в государственное учреждение.

Если вопрос относительно того насколько жестко коммерческие организации могут придерживаться принятых профессиональных стандартов сейчас является дискуссионным (так как в коммерческой организации работодатель может придумывать самостоятельные наименования должностей и профессий, правда только при условии, что по ним нет государственных гарантий, ограничений, компенсаций), то в государственных учреждениях профессиональные стандарты будут применяться как обязательные для определения наименования должностей и прописания квалификационных характеристик.

В связи с принятием профессиональных стандартов согласно ст. 195.1. Трудового кодекса при необходимости вносятся корректировки в единые тарифно-квалификационные справочники (как например, уже произошло с такой должностью как «инженер по охране труда» которая исключена из ЕТКС) – которые как раз и являются обязательными для организаций, бюджетной сферы.

3. На сколько Профстандарты будут соответствовать ситуации названий должностей на рынке труда? Сейчас существует очень много менеджеров, чьих должностей нет в ЕТКС и ЕКС, соответственно трудовую функцию и соответствие занимаемой должности работодатели определяют с помощью должностных инструкций, что тоже выход. Решится ли эта ситуация с помощью новых Профстандартов или они будут опаздывать за изменениями, как ЕТКС?

Профессиональные стандарты определят требования к стандартизированным функциям, которые есть в подавляющем большинстве компаний, например, расчет заработной платы, подбор персонала, ведение кадровых документов и т.д. а новые прогрессивные позиции, как правило, появляются точечно, при появлении в работе неких новационных функций, поэтому ни профессиональные стандарты, ни ЕТКС не могут успеть за ними, так как последние выполняют описательную роль того, что уже существует на рынке и достаточно сильно распространено до уровня – типовых, стандартных функции.

Но так как у работодателя нет запрета на создание новых должностей, профессий, в связи с появлением новых задач, работ, функций – то соответственно профессиональные стандарты и ЕТКС, что очень важно, не вредят и не мешают их появлению.

4. Что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь работника и работодателя легче или труднее?

Вопрос. Что изменится с введением профстандарта?

В чем то станет легче, в чем то труднее. Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять квалификационные требования к работникам при приеме на работу, проводить оценку и аттестацию работников.

В чем станет сложнее, так это в первых организационных мероприятиях по приведению в соответствие внутренних кадровых документов требованиям принятых профессиональных станадартов.

5. Профстандарт четко устанавливает функции, которые обязан выполнять работник, требования к его квалификации, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
Соглашусь, что конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогут выявить пробелы в образовании кандидата на работу (ведь принимая на работу специалиста, мы прежде всего ориентируемся на документы, представленные кандидатами: диплом об образовании, документы о прохождении повышения квалификации и т.д.) или и в компетенциях уже работника организации. И тогда будет ясно, какая помощь кому требуется: стажировка, переподготовка, временный перевод на другую должность в период прохождения обучения и только в крайнем случае отстранение от должности (но тут нужна будет основательная мотивировка, создание аттестационной комиссии и др. процедуры).

Успокаивает то, что обещанное введение профстандартов – пролонгированный процесс, что через постепенное введение и применение профстандартов на практике будут выявляться пробелы, недочеты и выстраиваться методическая база обучающих центров и образовательных учреждений всех уровней для подготовки специалистов в соответствии и с профстандартами. Одно но: что недобросовестный работодатель предпримет с «неугодными» ему работниками, которые «как бы» не будут соответствовать профстандартам?

Так как прямого основания для прекращения трудового договора с таким работником Трудовой кодекс не устанавливает, все равно вот так вот просто уволить работника в связи с «несоответствие профессиональному стандарту» работодатель не сможет. Максимум через процедуру проведения аттестации работника, которая не такая уж простая и очень часто оспариваемая в судебном порядке.

6. Удивило (если не шокировало) следующее: «…для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью». Не слишком ли много для одного человека?
И будет ли объективным справедливым и законным отказать в работе человеку, который, по мнению аттестационной комиссии, не обладает некоторыми из них?
И вопрос: а являются ли таковыми специалистами и сами представители аттестационной комиссии. Риторический вопрос: «а судьи кто?»

Относительно «а судьи кто» меня так же очень интересует вопрос, на одном из последних заседаний В.В. Путин высказал намерение на создание специальных центров оценки профессиональному уровню. Это кстати, достаточно распространенная практика во многих западных странах. До создания таких центров оценку будут производить внутренние аттестационные комиссии работодателя и в случае дальнейшего конфликта между работником и работодателем одним из вопросов, скорее всего и будет касаться состава аттестационной комиссией.

При этом, аттестационная комиссия обязана производить оценку по квалификационным характеристикам, знаниям, умениям, а не личным характеристикам соискателя или работника. Поэтому, конечно, кто будет производить такую оценку – принципиально важный вопрос. В любом случае, любой работник или соискатель может оспорить решение аттестационной комиссии вынеся его на усмотрение комиссии по трудовым спорам, инспекции труда или суда, если не будет согласен с тем является ли решение комиссии объективным и достоверным.

Поэтому во многих отраслях сейчас и набирает обороты добровольная сертификация специалистов. В частности, наш Институт этот проект запускает в этом году и любой желающий сможет пройти такую сертификацию подтвердив свой профессиональный уровень.

В данном случае, понятно, что такая отраслевая сертификация будет производится именно теми, кто работает в данной сфере и вопрос некого «необъективизма» скорее всего будет минимизирован. Понятно, что спрос рождает предложение и наверное будут и те, кто будет производить эту сертификацию просто за деньги. Плати деньги – и ты сертифицирован. Вот тут то как раз по прошествии некого времени рынок и выстроит свое отношение к определнным сертификациям, кому верить, кому нет, некий «квотум доверия».

Мы в своей сертификации сразу задаем высокую планку, чтобы человек, имеющий наш сертификат действительно имел и подтвердил свой профессиональный уровень.

7. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

8. Я увидела, что Валентина Васильевна Митрофанова в составе рабочей группы по разработке проф. стандартов. Я обучаюсь как раз в ее Институте профессионального кадровика. Отсюда вопрос: будет ли котироваться на рынке труда наш диплом о переквалификации? И подходить под профстандарт кадровика?

Естественно будет. При этом, наш Институт профессионального кадровика входит в состав рабочей группы по профессиональному направлению «Управление персоналом» и по обобщенной трудовой функции «Кадровое делопроизводство» именно мы писали трудовую функцию и трудовые действия. Естественно, что наши учебные программы разрабатываются с учетом требований рынка и возможностей сразу на практике применять все полученные знания.

Если для занятия определенной должности необходимо будет иметь дополнительные программы профессиональной переподготовки (более 500 часов) – то наш диплом и закроет данные требования. Наше обучение является лицензированным и диплом о профессиональной переподготовке будет подтверждать наличие специального образования у работника и его соответствие квалификационным характеристикам.

Если для занятия определенной должности будет требоваться повышение квалификации (от 72 часов), то любой специалист сожжет пройти у нас обучение и получить удостоверение о повышении квалификации, либо пройти программу профессиональной переподготовки, которая по количеству часов превысит даже установленные требования профессионального стандарта о повышении квалификации.

9. Минтруда России прорабатывает подходы к созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На ваш взгляд, сколько таких центров будет создано в России? Как скоро они появятся в сфере образовании. Требования к такому центру достаточно жесткие. «При отборе организации целесообразно применение следующих основных критериев:

  • Участие в международных организациях, проектах, доступ к международным профессиональным стандартам, моделям компетенций и методикам проектирования образовательных программ.
  • Наличие положительного опыта работы с бизнесом, в том числе, опыта адаптации учебных программ под задачи бизнеса и опыта координации процесса обучения на конкретных кейсах.
  • Высокий уровень квалификации преподавательского состава, наличие преподавателей с практическим опытом работы на производстве в последние 5 лет.
  • Наличие действующей системы дистанционного обучения, а также опыта создания дистанционных курсов и проведения вебинаров.
  • Наличие соглашений с ведущими производителями промышленного и технологического оборудования.
  • Наличие апробированных бизнесом методик и опыта разработки диагностических материалов, профессиональных стандартов, моделей компетенций, регламентов оценки компетенций, рамок квалификаций.
  • Наличие широкого количества учебных программ и опыта их реализации по рабочим профессиям».


Замминистра Любовь Ельцова отметила создание « …системы эффективной оценки качества подготовки выпускников и добровольная сертификация квалификаций».

Что такое «добровольная сертификация квалификаций» - определение уровня квалификации специалиста-выпускника?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

10. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

Если в конкретной организации в связи с изменением классификатора профессиональной деятельности будут вводиться новые должности (профессии) и упраздняться существующие или они будут переименовываться, то да, естественно такая запись должна быть внесена в трудовую книжку в обязательном порядке. Эта запись будет внесена как запись о переводе.

Статьи

Протокол по профстандартам образец

МБОУ «БСОШ №1»

Состав временной рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в МБОУ «БСОШ № 1»

- Заморина С.Ю. - директор школы, руководитель группы

- Дорофеева Н.Е. - делопроизводитель, секретарь

- Хамматова М.О. - главный бухгалтер

- Зуева И.Г. - бухгалтер

- Колымагина О.М. - зам. директора по УВР

- Сарапульцева И.В. - зам.директора по УВР

- Поморцев О.В. - зам.директора по АХЧ

- Мусорина Г.В. - председатель СТК

Цель: Обеспечение поэтапного перехода школы на работу в условиях действия профессиональных стандартов с 1 июня 2016 г. по 31 декабря 2019г.

Iэтап: внедрение профстандартов для работников, по должностям и профессиям которых установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, а также для работников, если законодательством установлены требования к квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах (май-октябрь 2016);

IIэтап: внедрение для педагогических работников профстандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (2016-2017г.г.);

IIIэтап. внедрение профстандартов для работников иных категорий персонала (2018 -2019г.г.).

Протокол заседания №4 Управляющего комитета проекта разработки профстандартов ИТ-отрасли

Протокол заседания №4 Управляющего комитета проекта разработки профстандартов ИТ-отрасли

Дата: 4 июня 2007 г.
Место: г. Москва, Никоновский пер. д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Начало заседания: 10:00
Председатель: В. Никитин

  1. Артамонов Дмитрий, АП КИТ
  2. Гаврилов Александр, Microsoft
  3. Гудков Павел, «1С»
  4. Жеребина Ольга, «1С»
  5. Кипчатова Татьяна, IBM
  6. Комлев Николай, АП КИТ
  7. Лавренова Екатерина, «АйТи»
  8. Машукова Наталья, ГУ-ВШЭ
  9. Нежурина Марина, IBS
  10. Никитин Виктор, ГУ-ВШЭ
  11. Никитин Игорь, «Прогноз»
  12. Нуралиев Борис, «1С»
  13. Силантьев Альберт, IBS
  14. Шершульский Владислав, Microsoft
  15. Швецова Людмила, «Яндекс»

В.НИКИТИН (ГУ-ВШЭ) представил разработанные профессиональные стандарты.

Д. АРТАМОНОВ (АП КИТ) представил смету по проекту.

Н.КОМЛЕВ (АП КИТ). Для участников проекта необходимо опубликовать резуль-таты на закрытой части сайта.

М.НЕЖУРИНА (IBS). Это первая версия, требует доработки, актуализации.
Необходимо разработать программу продвижения стандартов, осуществить информирование ИТ-сообщества в регионах.

Б. НУРАЛИЕВ («1С»). Возможные способы продвижения: проведение пресс-конференции совместно с отраслевыми министерствами, рассылка информации в профильные вузы, УМО, обсуждение на конференциях.

В.НИКИТИН (ГУ-ВШЭ). ИТ-общественности целесообразно озаботиться созда-нием структуры, которая на регулярной основе будет заниматься актуализацией стандартов, собирать отзывы, критику.

Б.НУРАЛИЕВ («1С»). Стандарты необходимо в любом случае опубликовать. Допустим, до 25 июня, чтобы у вузов была возможность с ними ознакомиться.

В.ШЕРШУЛЬСКИЙ (Microsoft). Публикуем с правом тиражирования и использования, но без права модификации, со ссылкой на источник.

1. Утвердить следующие профессиональные стандарты:

1. Программист
2. Системный архитектор
3. Специалист по информационным системам
4. Системный аналитик
5. Специалист по системному администрированию
6. Менеджер информационных технологий
7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
8. Специалист по информационным ресурсам
9. Администратор баз данных

2. По профессиональным стандартам:

10. Специалист по цифровой технике
11. Специалист по сборке изделий цифровой техники
12. Специалист по ремонту изделий цифровой техники

установить срок окончания работ до 27 июля 2007 г.

3. Передать разработанные профстандарты на согласование в Департамент по стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ и на утверждение Министром информационных технологий и связи РФ.

4. Передать разработанные профстандарты на рассмотрение (согласование) в Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ.
Просить использовать профстандарты при разработке государственных образовательных стандартов и программ обучения учреждений высшего (ВПО), среднего (СПО) и начального (НПО) профессионального образования.
Просить информировать УМО и учебные заведения о созданных профстандартах. Рекомендовать профстандарты для использования в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

5. Опубликовать разработанные профессиональные стандарты на сайте АП КИТ и рекомендовать их к публикации на сайтах Мининформсвязи РФ. членов Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РФ. С правом открытого использования, но без права внесения изменений и дополнений.

6. До 10 июня 2007 г. разместить стандарты на рабочем сайте проекта для доступа участникам проекта.

7. Установить ориентировочный срок опубликования стандартов на сайте АП КИТ для открытого доступа 26 июня 2007 г .

8. Для продвижения профстандартов организовать информирование учебных заведений. УМО, ИТ-компаний, ассоциаций ИТ-индустрии. Провести пресс-конференцию совместно с заинтересованными ведомствами (пригласить Мининформсвязи и Минобрнауки), подготовить пресс-релиз.