Руководства, Инструкции, Бланки

анонимное анкетирование военнослужащих бланк img-1

анонимное анкетирование военнослужащих бланк

Рейтинг: 4.3/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анкета иностранного военнослужащего: образец, бланк, шаблон

Анкета иностранного военнослужащего

Приложение N 4 к Инструкции об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях вооруженных сил Российской Федерации (п. 35)

Примечание. Анкета заполняется должностным лицом на основе именных списков, паспортных данных и устного опроса иностранных военнослужащих. Пункты 15 - 17 заполняются по мере их уточнения в ходе образовательного процесса.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Анкета»:

Договоры по группам

Договоры по тегам

Если вы работаете в офисе

В чем состоит сложность собеседования?

  • Продуктивность против трудоголизма

    Если бы можно назад воротить совершенное, - лучше Было бы не начинать, - но начатое должно докончить! (Овидий)

    © 2016 Все-документы.ру. Образцы договоров и документов.
    Сайт-помощник по составлению различных договоров. Шаблоны и бланки. Всё готово, от вас - вставить в редакторе свои данные и распечатать. Если у вас есть шаблон, который бы вы хотели разместить здесь, воспользуйтесь обратной связью.

  • Видео

    Другие статьи

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА - ОПРОС

    Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании в целях изучения вопросов, связанных с противодействием коррупции в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.
    Ваше мнение поможет установить реальное положение дел в военной организации государства и будет способствовать принятию конкретных мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части установления и реализации конкретных мер по противодействию коррупции.
    Отвечая на поставленный вопрос, выберите, по Вашему мнению, правильный ответ, обведя ручкой (карандашом) номер ответа или обозначив ответ (да или нет). При отправке анкеты по е-mail возможен иной способ выделения правильного ответа.
    Вы можете дополнительно пояснить или прокомментировать Ваш ответ. При ответах на вопросы 1 – 23 можно выбрать несколько вариантов ответов.
    Анкеты можно направлять письмом с пометкой "СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА" на адрес редакции журнала "Право в Вооруженных Силах" (117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 40, РОД «За права военнослужащих») или на е-mail - vpravo@mail.ru
    Анонимность гарантируется. Благодарим Вас за участие!

    1. Коррупция - это:
    1) использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
    2) использование любым военнослужащим (не обязательно должностным лицом) своих служебных полномочий (в том числе временных или основанных на субординационных отношениях) и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
    3) иное (Ваш вариант): ____________________________________________________________________________________

    2. Личная выгода применительно к коррупционным проявлениям имеет:
    1) материальный характер (получение денег, подарков, оказание услуг и подобное);
    2) морально-материальный характер (внеочередное присвоение воинского звания или классного чина гражданским госслужащим, повышение по службе, перемещение по службе и т.д.);
    3) моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (поощрение, в том числе государственной наградой и др.)

    3. Коррупция проявляется в:
    1) совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
    2) совершении административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, предусмотренные КоАП РФ);
    3) совершении дисциплинарных правонарушений, т.е. использование своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (если «да», приведите примеры)
    __________________________________________________________________________________
    4) совершении запрещенных гражданско-правовых сделок (н-р, принятие в дар или дарение подарков на сумму выше 3 тыс. руб. оказание услуг госслужащему третьими лицами и подобные деяния);
    5) затрудняюсь ответить.

    4. Как Вы считаете, относятся ли к коррупционным проявлениям:
    1) совершение коррупционных правонарушений (преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений);
    2) поведение военнослужащего, которое может привести к совершению коррупционного правонарушения;
    3) издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы;
    4) покровительство военнослужащему или лицу гражданского персонала со стороны должностного лица;
    5) совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности);
    6) иные проявления (укажите какие): ___________________________________________________________________________________

    5. Признаками совершения коррупционных правонарушений являются:
    1) несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством;
    2) материальное положение, не соответствующее уровню доходов военнослужащего (лица гражданского персонала);
    3) поведение (образ жизни) во внеслужебное время (культурный досуг, отдых и подобное);
    4) закрытость открытой информации и пресечение возможности выявления коррупционных проявлений;
    5) иные (укажите конкретно какие)_______________________________________________
    _____________________________________________________________________________.

    6. Выявление коррупционных проявлений это:
    1) деятельность компетентных органов (н-р, органов прокуратуры, органов ФСБ, командования и иных) по их установлению;
    2) жизненная позиция любого военнослужащего, способствующая установлению ставших известных ему коррупционных проявлений;
    3) иное (Ваш вариант): ____________________________________________________________________________________

    7. В каких формах может и должно осуществляться выявление коррупционных проявлений:
    1) в процессе целенаправленной активной деятельности компетентных органов;
    2) в пассивной форме (реагирование на поступившие сигналы о совершении коррупционных правонарушений);
    3) сочетание активных и пассивных форм выявления;
    4) иные варианты ____________________________________________.

    8. Какие организационные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
    1) отсутствие соответствующей нормативной правовой базы;
    2) отсутствие легального закрепления обязанности военнослужащих и гражданского персонала уведомлять (сообщать) о ставших им известных случаях коррупционных проявлений;
    3) отсутствие специальных организационных структур, ответственных за выявление коррупции в Вооруженных Силах (иных воинских формированиях);
    4) иные Ваши варианты ____________________________________________________________________________________

    9. Какие методические проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
    1) отсутствие разработанной и апробированной методики выявления коррупционных проявлений;
    2) отсутствие специальных познаний у военнослужащих и лиц гражданского персонала;
    3) иное (укажите какие)_______________________________________________________________________________.

    10. Какие иные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
    1) преобладающая ментальность военнослужащих, характеризующаяся правовым нигилизмом, круговой порукой и иными неправовыми проявлениями;
    2) Ваши варианты ______________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    11. Какие области военно-служебных отношений наиболее подвержены коррупционным проявлениям:
    1) материальное обеспечение военнослужащих (указать в %):
    - денежное довольствие и иные выплаты;
    - жилищное обеспечение военнослужащих;
    - вещевое обеспечение военнослужащих;
    - продовольственное обеспечение военнослужащих;
    - медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих;
    - иные (указать какие): ________________________________________;
    2) материально-техническое обеспечение воинских частей (военных организаций);
    3) участие военных учреждений (организаций) в отношениях по закупкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд обороны;
    4) дисциплинарные отношения с участием военнослужащих;
    5) обеспечение прохождения военной службы (перемещение по службе; плановая замена и т.д.);
    6) иное _______________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________

    12. Кто должен выявлять коррупционные проявления в деятельности военных учреждений (организаций), военнослужащих:
    1) органы прокуратуры;
    2) органы ФСБ;
    3) иные правоохранительные органы;
    4) воинские должностные лица (командир воинской части, начальник учреждения, их заместители, руководитель структурного подразделения);
    5) ведомственные контрольно-надзорные органы;
    6) каждый военнослужащий или лицо гражданского персонала;
    7) общественные организации или иные институты гражданского общества;
    8) иные варианты____________________________________________________________________________________.

    13. Зависит ли коррупциогенность воинских отношений от вида военной службы (по призыву или по контракту):
    1) да;
    2) нет;
    3) не знаю.

    14. Сталкивались ли Вы в своей служебной деятельности со случаями ущемления прав, свобод и законных интересов военнослужащих и решением своих проблем после «стимулирования» должностного лица, в ведении которого находится решение вопроса, путем дачи ему взятки, дарения подарка, оказания услуги?
    1) нет;
    2) да, но с единичными случаями;
    3) да, очень часто;
    4) да, практически постоянно.
    Если Вы ответили да, приведите конкретные примеры ____________________________________________________________________________________

    15. Как Вы поступите, в случае выявления коррупционного проявления:
    1) сообщите по команде;
    2) сообщите по команде в зависимости от формы коррупционного проявления;
    3) сообщите по команде, если это не будет затрагивать Ваших интересов;
    4) ничего делать не буду;
    5) не знаю.

    16. Были ли у Вас случаи, когда Вы сообщали о коррупционных проявлениях компетентным должностным лицам (органам), а по сообщению никаких мер не принималось:
    1) в органы прокуратуры: да; нет
    2) органы ФСБ: да; нет
    3) должностным лицам воинской части (учреждения): да; нет
    4) иным органам (указать каким): да; нет

    17. В чем Вы видите причины проблемности выявления коррупционных проявлений:
    1) латентный (скрытый) характер;
    2) командный принцип формирования органов военного управления и кадровой политики, когда каждый вновь назначенный руководитель приводит с собой «команду», назначая «своих» людей на ключевые должности;
    3) пассивность, неактивная жизненная позиция;
    4) правовой нигилизм (неверие в силу закона, в том числе в вопросах неотвратимости юридической ответственности);
    5) менталитет конкретного человека;
    6) отсутствие антикоррупционного общественного сознания;
    7) иные варианты (укажите какие)___________________________________________________________.

    18. Как Вы оцениваете уровень коррупционных проявлений в вашей воинской части (учреждении):
    1) высокий;
    2) средний;
    3) низкий;
    4) не знаю.

    19. Как Вы оцениваете уровень выявления коррупционных проявлений в вашей воинской части (учреждении):
    1) высокий;
    2) средний;
    3) низкий;
    4) ничего не делается.

    20. Как Вы считаете, существует ли целенаправленная работа руководства ведомства, в котором Вы проходите службу, направленная на выявление и противодействие коррупционным проявлениям:
    Да
    Нет
    Не знаю

    21. Противодействие (выявление) коррупции в вашем ведомстве носит следующий характер:
    1) формальный;
    2) содержательный (направлено на результат);
    3) не осуществляется;
    4) не знаю.

    22. В чем Вы видите повышение результативности в выявлении коррупционных проявлений:
    1) установление соответствующей отчетности;
    2) стимулирование по результатам выявления коррупционных проявлений;
    3) правовое воспитание, разъяснение, повышение уровня правосознания;
    4) жесткая политика руководства (сверху до низу) в выявлении и противодействии коррупционным проявлениям;
    5) иное (укажите конкретно).

    23. Как искоренить коррупцию в Вооруженных Силах (иных воинских формированиях):
    1) кардинально повысить денежное довольствие;
    2) регламентация всех сторон жизнедеятельности и не только, связанных с обслуживанием вооружения и военной техники;
    3) тотальный контроль и надзор за коррупциогенными областями деятельности и отношений;
    4) повысить строгость наказания за совершение коррупционных правонарушений;
    5) иное (укажите конкретно).

    24. К какой категории военнослужащих Вы относитесь?
    1) рядовой и сержантский состав (матросы и старшины), проходящие военную службу по контракту;
    2) прапорщик (мичман);
    3) младший офицер;
    4) старший офицер;
    5) высший офицерский состав;
    6) нахожусь в запасе;
    7) рядовой и сержантский состав (матросы и старшины), проходящие военную службу по призыву;
    8) курсант военного образовательного учреждения.

    25. Профиль деятельности:
    1) командный;
    2) инженерно-технический;
    3) юридический;
    4) воспитательный
    5) иной обеспечивающий.

    26. Ваш возраст?
    1) До 20 лет;
    2) 20-30 лет;
    3) 31-40 лет;
    4) 41-50 лет;
    5) Более 50 лет.

    Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива - Студопедия

    Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

    Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочета­ние и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются:

    • анализ документов (биографический метод);

    • опрос (беседа, анкетирование);

    • наблюдение и тестирование.

    Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предваритель­ное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослу­жащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

    1) выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологи­ческих качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

    2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, ак­тивности различных психических процессов, об устойчивости определен­ных интересов, ценностных ориентации, черт характера.

    Предметом изучения являются:

    а) социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

    Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 105

    б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе,
    производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

    в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и
    доступной ему информации;

    г) основные события его биографии.

    Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных професси­онально важных качествах военнослужащего можно получить из карты професси­онального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологиче­ского обследования в период приписки и призыва.

    Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с воп­росами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе яв­ляются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью оп­роса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно по­лучить довольно быстро и от большого количества людей.

    Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свобод­ные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

    1) анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают;

    2) анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих дей­ствий в конкретных жизненных ситуациях;

    3) анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

    Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обрабо­таны.

    Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контак­та с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.

    Основными диагностическими блоками необходимой информации о военно­служащем могут и должны быть следующие сведения:

    1) биографические данные;

    2) состав, условия жизни членов семьи;

    3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

    4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

    5) увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверст­никами;

    106 _________ i _______ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

    6) нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.);

    7) перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;

    8) наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, от­ношение к трудностям армейской жизни;

    9) отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкрет­ной воинской специальностью;

    10) успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

    11) участие в общественной жизни подразделения;

    12) взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

    Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важ­ными признаками, характеризующими личность военнослужащего, являются:

    • внешний вид во время беседы;

    • чувствительность и пр.

    Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе ко­торого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуаль­ных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направ­ленности, влиятельности, взаимосвязях.

    Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разго­вору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и тре­бует соблюдения определенных условий проведения. Ими являются:

    • четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

    • непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность воп­росов;

    • исключение каких-либо записей во время беседы;

    • позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

    Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 107

    Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку ак­тивно используется метод групповой беседы. В ходе разговора офицер, проводя­щий беседу, стремится расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей соз­дания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непри­нужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпе­ливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи. Фикси­руются не только содержательные аспекты высказываний, но и их обращенность к членам коллектива, эмоциональный тон, частота высказываний. После собесе­дования офицер осмысливает его результаты, обобщает их для себя письменно, фиксируя структуру взаимных зависимостей воинов, существующие в коллекти­ве микрогруипы и их характеристики.

    В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного со­поставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаи­моотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.

    Социометрическая методика. Как способ психологического изучения соци­ометрия представляет собой совокупность методических приемов для количе­ственной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии—антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода яв­ляется возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.

    Метод социометрии позволяет:

    • выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;

    • определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;

    • определить наличие и состав микрогрупи, взаимоотношения между ними;

    • дать оценку групповой сплоченности.

    Суть метода социометрии состоит в выборе каждым членом группы из ее со­става партнера для совместных действий и общения в различных предполагае­мых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индиви­дуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по опреде­ленному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональ­ному, ролевому).

    Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно

    — С кем из членов группы вы хотели бы выполнять ответственные боевые за-

    108 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

    дачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром (деловой критерий)?

    —С кем бы вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т. п.) (эмоциональный критерий)?

    —У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужа­щих вы бы не согласились (нравственный критерий)?

    —С кем бы вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время (коммуникативный критерий)?

    Основным условием эффективности применения социометрического теста выс­тупает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь. Эта установка фик­сируется в виде положительного или отрицательного выбора на специальном блан­ке (рис. 1.15). Ход выполнения задания следующий. Испытуемый регистрирует на листе выборы, руководствуясь следующей инструкцией: «Подумайте, кого бы Вы из своего коллектива выбрали для совместного проведения досуга. Кого бы не выб­рали ни при каких обстоятельствах? Выбор тех лиц, которые Вам симпатичны, обо­значайте знаком (+), а отношение к лицам, к которым Вы испытываете антипатию, регистрируйте знаком (-)».

    Фамилии всех членов группы

    Рис. 1.16. Вариант социоматрицы

    Социометрический статус военнослужащего характеризуется суммой выбо­ров, полученных данным членом группы от других военнослужащих. С учетом положительных и отрицательных выборов и их общей суммы различаются соот­ветственно положительный, отрицательный и общий (популярность) социомет­рический статус военнослужащего.

    Количество симпатий + Количество антипатий

    Численность группы -1

    Индекс сплоченности коллектива определяется по специальной формуле с учетом суммы взаимных положительных выборов в группе. Аналогично, с уче­том суммы отрицательных выборов определяется индекс конфликтности груп­пы. Наглядное представление данной информации отображается с помощью со-циограммы (рис. 1.17).

    Представленный вариант социограммы отражает взаимные выборы военно­служащих отделения. Как видно из рисунка, наибольший социометрический ста­тус имеет военнослужащий 4 (общая сумма выборов его другими военнослужа­щими равняется 5, из них 3 — положительные выборы, 2 — отрицательные). Кроме того, в подразделении просматриваются устойчивые микрогруппы, харак­теризуемые положительными взаимными выборами (первая группа: военнослу­жащие 4, 6,8; вторая группа: военнослужащие 3, 5,7). Взаимные антипатии испы­тывают по отношению друг к другу военнослужащие 2 и 7, 1 и 8, 4 и 7. Причем, можно увидеть, что военнослужащие 4 и 7, проявляющие негативный выбор по отношению друг к другу, являются лидерами двух микрогрупп и обладают самым высоким статусом в коллективе. В этой связи следует ожидать известную напря-

    110 _________________ Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время

    женность между этими двумя микрогруппами. В то же время, «соединяющим зве­ном» в этой диспозиции межличностных отношений может являться военнослу­жащий 3, который пользуется уважением лидера (военнослужащий 4).

    Располагая достоверной картиной неофициальной структуры воинского кол­лектива, офицер получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения воинской дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях воинов в коллективе, принять меры в целях ликвидации его негативных последствий, возможности повторения или усугубления.

    В настоящее время разработан ряд модификаций «классической» социометри­ческой процедуры. Приведем примеры некоторых из них.

    1. Модульный социотест Анцупова (МСА) 1 .

    Данный социотест имеет модульную структуру, включающую базовые и не­сколько дополнительных измерительных шкал (модулей). Базовые модули поз­воляют оценивать отношение к сослуживцам каждого из членов коллектива. Ос­новные достоинства данной методики связаны с рядом его особенностей. С его помощью:

    • учитываются все взаимоотношения в группе, что повышает объективность оценки;

    • достаточно «тонкая» 10-балльная шкала повышает точность оценок;

    • определение степени анонимности ответов осуществляется самим опраши­ваемым, что повышает их достоверность;

    • все взаимоотношения оцениваются количественно, что позволяет стандар­тизовать получаемые данные.

    В первом модуле «Мое отношение» (МО) опрашиваемым предлагается оце­нить их собственное отношение к каждому члену своего коллектива. Иначе, им предлагается воссоздать образ конкретного человека (его характер, особенности поведения и пр.). ситуации взаимодействия с ним и на этой основе дать оценку по

    1 Анцупов А. Я. Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллекти­вов: Учебно-методическое пособие. — М. 2001.

    Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 111

    шкале от +5 до -5 своего субъективного отношения к данному человеку. Данный подход позволяет зафиксировать в числовых показателях мнения, отражающие чувства респондента, которые тот испытывает к своему сослуживцу. При ответе на второй модуль «Отношение ко мне» (ОМ) актуализируются социально-пер­цептивные способности данного члена коллектива, его способность не только вос­принимать различные оттенки отношения другого человека, но и определять их совокупное значение по предлагаемой шкале.

    Данная социометрическая методика позволяет выявить такие показатели, как: общий уровень взаимоотношений в группе; уровень и адекватность субъективно­го восприятия испытуемыми отношения к ним со стороны сослуживцев и группы в целом; наличие микрогрупп; индивидуальный статус в группе и др.

    2. Аутосоциометрическая методика. Методика, являющаяся одной из моди­фикаций «классического» социометрического теста, разработана Я. Л. Коломин-ским, К. Е. Данилиным. Она предназначена для диагностики рефлексивных структур и взаимоотношений членов группы, позволяет определить различные параметры межличностных отношений и межличностного восприятия (точность, адекватность и др.), рефлексивные показатели восприятия индивидом собствен­ного положения, статуса в группе. Процедура исследования заключается в том, что, кроме содержащихся в социометрической инструкции пунктов, каждому ис­пытуемому предлагается определить, кто был указан в ответах остальных членов группы. На основе полученных выборов строится ряд индивидуальных и группо­вых аутосоциоматриц, вычисляется ряд количественных показателей [162].

    3. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методика основана на использовании 8-цветового теста Люшера и варианта социометрической методики. ЦТО базирует­ся на предположении о том, что существенные характеристики отношений и по­рожденных ими состояний коррелируют с цветовой гаммой, а цветоассоциации позволяют выявить скрытые линии взаимоотношений коллектива, минуя иска­жающие, защитные механизмы сознания [200].

    В ЦТО использован набор цветовых стимулов из 8-цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается компактностью, простотой и удобством применения. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цве­та спектра. Применяются цветовые карточки размером 3x3 см, предъявляемые при естественном освещении на белом фоне. ЦТО не может дать объективный ре­зультат при выраженных нарушениях цветового восприятия (дальтонизм и т. п.).

    Экспериментальная процедура заключается в том, что все члены обследуемой группы оценивают с помощью теста Люшера себя, остальных членов группы, а также свое представление об «идеальном сослуживце» и т. д. Анализ матрицы раскладок и сопоставление различных ее параметров позволяет произвести коли­чественную оценку межличностных отношений, содержательная интерпретация отдельных раскладок — качественную оценку. Методика позволяет получить раз­ностороннюю информацию, характеризующую межличностные отношения в группе.

    Работа с ЦТО строится следующим образом. Проводящий исследование раскла­дывает перед испытуемым в случайном порядке цветовые стимулы. Затем дается инструкция: «Просим вас подобрать к каждому члену коллектива подходящие цве­та, т. е. кого бы вы каким цветом обозначили?» При возникновении вопросов сле­дует разъяснить, что цвета должны подбираться в соответствии с ассоциативны-

    Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

    ми представлениями о личностных и профессиональных качествах сослуживцев, а не ориентации на цвет глаз или волос. После завершения этой процедуры испы­туемому предлагается произвести ранжирование цветовых карточек по мере лич­ного предпочтения каждого цвета («Вам какой цвет нравится в первую очередь, во вторую очередь. » и т. д. в порядке предпочтения). Полученный результат за­носится в таблицу изучения взаимоотношений.

    Аналогичным образом проводится опрос всего коллектива и на основе полу­ченных данных составляется сводная таблица. Анализ результатов следует про­водить следующим образом. Лица, обозначенные цветами, занимающими первые два места в личном выборе предпочитаемых цветов, относятся преимущественно к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает положительно и удовлетво­рен их отношением к нему. Таким лицам в социометрическом выборе присваива­ется положительный выбор (+).

    Лица, обозначенные цветами, занимающими последние два места в ранжиро­вании цветных карточек, относятся в основном к сослуживцам, которых испы­туемый воспринимает негативно, эмоционально их отвергает. Таким лицам в социометрическом выборе присваивается отрицательный выбор (-). Все осталь­ные лица, обозначенные цветами, занимающими 3, 4, 5 и 6 место, относятся к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает в основном нейтральным об­разом (0).

    При интерпретации полученных результатов следует учитывать заложенное в тесте соотношение цвета со следующими личностными характеристиками:

    • синий (№ 1) — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, спо­койный;

    • зеленый (№ 2) — черствый, самостоятельный;

    • красный (№ 3) — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, су­етливый, уверенный, сильный, деятельный;

    • желтый (№ 4) — разговорчивый, безответственный, открытый, энергичный;

    • фиолетовый (№ 5) — несправедливый, неискренний, эгоистичный;

    • коричневый (№ 6) — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный;

    • черный (№ 7) — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, враждебный, нелюдимый;

    • серый (№ 0) — нерешительный, вялый, несамостоятельный, пассивный.

    Итоговая таблица позволяет анализировать внутригрупповые отношения. Оп­ределение статуса и места членов коллектива во взаимоотношениях производится простым сложением по горизонтали положительных и отрицательных выборов цветовых стимулов в отношении него с последующим сравнением результатов с аналогичными данными других членов группы.

    Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действитель­ности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризо­вать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужа­щих, социально-психологические особенности воинского коллектива.

    Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 113

    Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок про­явить те качества, которые необходимо у него оценить.

    При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивиду­ально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успеш­ного прохождения военной службы.

    Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирова­ние и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблю­дение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

    Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведе­ния лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою пси­хологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

    Таблица 1.6Систематизация данных наблюдения

    План-конспекты занятий и рефераты

    План-конспекты занятий и рефераты План-конспекты занятий и рефераты Анонимное тестирование: Наркотики | Дедовщина | В части

    Для поиска наиболее эффективных путей борьбы с неуставными взаимоотношениями, оказание конкретной помощи каждому из Вас просим ответить на вопросы анкеты. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы анкеты и обведите (отметьте любым знаком) порядковые номера ответов, отражающих Ваше мнение.

    Ваши объективные ответы во многом помогут изжить неуставные взаимоотношения в подразделении, Вашей воинской части, соединении.

    (Гарантируем анонимность опроса и сохранения в тайне Ваших личных ответов)

    1. 1.Удовлетворены ли Вы моральной атмосферой и состоянием воинской дисциплины в подразделении?
    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
    1. 2.Кто из офицеров, прапорщиков и солдат пользуется авторитетом? (напишите фамилии)
    1. 3.К кому из офицеров, прапорщиков, сержантов Вы обратитесь за помощью, советом? (напишите фамилии)

    4.Над кем из военнослужащих чаще издеваются или поругивают?

    1. 5.Кто из военнослужащих способствует «казарменным хулиганам» в поддержании неуставных взаимоотношений в подразделении? (напишите фамилии)
    1. 6.В чем проявляются неуставные взаимоотношения в подразделении (в воинской части)?
    • В моральном унижении
    • В физическом оскорблении
    • В отборе денег
    • В принуждении выполнять различные прихоти военнослужащих (или работать на них)
    • В подъемах по ночам без служебной необходимости
    • В других видах
    1. Куда чаще бьют правонарушители?
    • Голень
    • Руки
    • Живот
    • Другие части тела
    • Пах
    • Грудь
    • Почки * или не бьют.
    1. Бывали ли случаи, когда Вам или сослуживцам не довали есть в столовой? (если можете назовите фамилии кто)
    • Да
    • Нет
    1. 9.Отнимают ли у Вас посылки или другие виды передач от родных, друзей?

    (если можете назовите фамилии кто)

    1. 10.Заставляют ли вас оплачивать чужие разговоры по сотовому телефону ?
    • Да
    • Нет
    1. 11.Получаете ли вы вскрытые письма?
    • Да
    • Нет
    1. 12.Какие методы издевательства применяют наиболее часто?
    • Поднимают ночью
    • Не дают спать в наряде в отведенное время
    • Отжимание от пола, стула и т.п.
    • Бесчинства в туалете
    • Не дают есть в столовой
    • Бьют за малейшую ошибку
    • Унижают личное достоинство
    • Заставляют выполнять их личные прихоти
    • Другие
    1. 13.В какой период наиболее часто происходят неуставные взаимоотношения? ( Пожалуйста, отметьте два основных периода).
    • От подъема до начала занятий
    • В период проведения занятий до обеда
    • В обеденный перерыв
    • От самоподготовки (чистки оружия) до завершения ужина
    • После ужина до отбоя
    • В первой половине ночи
    • Во второй половине ночи
    1. 14.В какие дни недели наиболее часто происходят глумления над военнослужащими?
    • В рабочие (подчеркните: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница)
    • В субботу
    • В воскресенье
    • В праздничные дни
    1. 15.Ваши вопросы, просьбы, предложения командованию
    1. Методическая разработка для проведения занятия с курсантами командно – инженерного факультета по дисциплине: « Общевоинские уставы ВС РФ» Методическая разработка для проведения занятия с курсантами командно – инженерного факультета по дисциплине: « Общевоинские уставы ВС РФ» Военнослужащие Вооружённых сил и взаимоотношение между ними. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчинённые, старшие и младшие. Приказ (приказание) порядок его отдачи и выполнения. О воинской вежливости и поведении военнослужащего. Инициатива военнослужащего. Права и.
    2. Военнослужащие Вооруженных сил и взаимоотношения между ними. О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Опрос военнослужащих. Воинское приветствие. Воинские ритуалы Методическая разработка для проведения занятия с курсантами командно-инженерного факультета по дисциплине: “ Общевоинские уставы ВС РФ ” Военнослужащие Вооруженных сил и взаимоотношения между ними. О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Опрос военнослужащих. Воинское приветствие. Воинские ритуалы 1.Учебные и воспитательные цели: Изучить правила воинской вежливости и поведении военнослужащих. Изучить порядок.
    3. Признаки суицидальных поступков военнослужащих в воинских частях Признаки суицидальных поступков военнослужащих в воинских частях Решение о постановке военнослужащего на динамическое наблюдение принимать командиру воинской части на основании рапортов командиров подразделений. Заместителям командиров по воспитательной работе обобщать информацию командиров подразделений для доклада командиру воинской части и организовать сопровождение этих военнослужащих. Командирам подразделений докладывать о необходимости постановки военнослужащих на.
    4. Помощь начальнику караула | Особенности подбора караула | Подготовка караула Помощь начальнику караула | Особенности подбора караула | Подготовка караула Командиры воинских частей (подразделений), от которых назначаются караулы, отвечают за подбор личного состава караулов и подготовку его к несению службы. Подбор и подготовка военнослужащих к несению службы в караулах начинается после зачисления их в списки воинской части и постановки на.
    Комментарии
    1. План конспект | Урока | Занятия | На тему – 10 Дек 2011 в 18:49

    […] проведенному анонимному анкетированию, по изучению социально-психологической обстановки в […]

    Оставить комментарий