Руководства, Инструкции, Бланки

книги про классное руководство img-1

книги про классное руководство

Рейтинг: 4.1/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Классное руководство - Все для студента

Классное руководство

Edutopia.org, 2013. — 14 pages. How to improve student engagement and build a positive climate for learning and discipline. We'Ve all heard this about students: "If they are engaged, they are managed." And this is absolutely the truth. But we still need rules, routines, trust, and student ownership to make a classroom run smoothly and effectively. This guide will address.

  • 3,87 МБ
  • скачан 19 раз
  • добавлен 14.04.2015 05:32
  • изменен 15.04.2015 21:00
  • будет удален через 14 дней

Second Edition - Paul H. Brookes Publishing Co. Inc. 2014 - 153 pages. ISBN: 978-1-59857-402-9 Teachers give the highest marks to this bestselling classroom management guide - and now it's better than ever! Developed by Tim Knoster, a behavior expert and former teacher whose in-demand workshops have inspired thousands, this new edition is the friendly how-to book educators.

  • 1,56 МБ
  • скачан 11 раз
  • добавлен 04.12.2015 07:59
  • изменен 05.12.2015 00:45
  • будет удален через 14 дней

Estover Road, Plymouth PL6 7PY, United Kingdom, 2011. — 133 p. Приблизительный перевод названия книги: Воспитатель или надзиратель? Как справиться с классом. Educator or Bully? offers a comprehensive approach to classroom management for both novice and veteran teachers who are interested in examining their current classroom management performance, especially with respect to.

  • 5,44 МБ
  • скачан 27 раз
  • добавлен 12.01.2013 14:19
  • изменен 12.01.2013 22:38
  • будет удален через 14 дней

2008-2009. — 103 p. How to get the most from the worst kids in school. This is one of the best and most fun-to-use books on classroom management that I have ever seen. Rob Plevin creatively teaches teachers how to successfully manage their classrooms and have fun doing it.

  • 1,59 МБ
  • скачан 61 раз
  • добавлен 26.07.2012 14:37
  • изменен 26.07.2012 14:56
  • будет удален через 14 дней

Cambridge. Cambridge University Press, 2012. — 315 p. — (Cambridge Handbooks for Language Teachers). — ISBN 978-0-52174185-9. Overall winner of the 2012 HRH The Duke of Edinburgh ESU English Language Book Award, Classroom Management Techniques offers a huge range of practical techniques to help teachers make the most of their teaching space and get students working in more.

  • 142,94 МБ
  • скачан 256 раз
  • добавлен 14.11.2014 18:09
  • изменен 14.11.2014 20:28
  • будет удален через 14 дней

The natural condition of any classroom is harmonious, satisfying, and productive, so why do so many teachers struggle with problems of apathy, hostility, anxiety, inef? ciency, and resistance? In this groundbreaking book, education expert John Shindler presents a powerful model, Transformative Classroom Management (TCM), that can be implemented by any teacher to restore the.

  • 2,88 МБ
  • скачан 23 раза
  • добавлен 22.12.2011 04:36
  • изменен 25.12.2011 19:56
  • будет удален через 14 дней

Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 320 с. — (Сердце отдаю детям). Деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Авторы, зная эту особенность профессиональной деятельности учителя, постарались представить в данном практическом пособии разнообразный материал по различным аспектам деятельности классного наставника. В книге представлены рекомендации по организации.

  • 7,51 МБ
  • скачан 157 раз
  • добавлен 17.02.2014 11:31
  • изменен 22.02.2014 18:04
  • будет удален через 14 дней

Подробный анализ-разбор плана воспитательной работы классного руководителя 7 "а" класса за 2011-2012 учебный год, включающий в себя характеристику класса, анализ классного коллектива. Перечислены основные воспитательные задачи и направления воспитательной работы. Дан подробный анализ содержания плана, приведены рекомендации по совершенствованию в планировании воспитательной работы.

  • 30,34 КБ
  • скачан 87 раз
  • добавлен 26.04.2012 15:14
  • изменен 28.04.2012 08:55
  • будет удален через 14 дней

Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007. - 64 с. - ISBN 966-692-8. Посібник містить сценарії та розробки виховних заходів і батьківських зборів, створених з урахуванням особливостей психіки дітей підліткового віку, і адресований керівникам п'ятих класів

  • 9,38 МБ
  • скачан 54 раза
  • добавлен 21.04.2013 19:46
  • изменен 21.04.2013 20:06
  • будет удален через 14 дней

2-е изд. — Мозырь: Белый Ветер, 2006. — 76, [4] с. Пособие включает описание технологий французских мастерских интерактивной игры и развития критического мышления с разработками классных часов по каждой технологии.

  • 228,39 КБ
  • скачан 57 раз
  • добавлен 22.07.2014 23:36
  • изменен 23.07.2014 12:12
  • будет удален через 14 дней

X. Вид. група «Осно­ва», 2009.— 288 с. ISBN 978-966-333-527-8 У посібнику в зрозумілій та лаконічній формі представлені теоретичні засади й практичні рекомендації стосовно усіх напрямів роботи класного керівника. Класним керівникам, вихователям, кураторам, заступникам директора з ви­ ховної роботи.

  • 5,41 МБ
  • скачан 21 раз
  • добавлен 18.08.2013 13:44
  • изменен 19.09.2013 04:33
  • будет удален через 14 дней

Мозырь: Содействие, 2009. — 287 с. Конспекты занятий: День белорусской письменности. Всемирный день красоты. День библиотек. Международный день озонового слоя. День работников леса. Всемирная акция "Очистим планету от мусора". Международный день туризма. Всемирный день защиты животных. Международный день почты. День матери. День ООН. Всемирный день морей.

  • 75,88 МБ
  • скачан 31 раз
  • добавлен 13.03.2014 02:36
  • изменен 17.03.2014 09:09
  • будет удален через 14 дней

Отчет составлен классным руководителем по итогам работы за учебный год. В отчете 7 страниц. Отчет представлен в виде ответов на 16 вопросов. В нем имеется полный анализ воспитательной работы за год и поставлены задачи на будущий учебный год.

  • 22,39 КБ
  • скачан 58 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.03.2011 01:05
  • будет удален через 14 дней

Примерный план учебно-воспитательной работы классного руководителя 7 класса. В содержание входит: основные цели и задачи, анализ воспитательной работы, социальный паспорт класса, психолого-педагогическая характеристика и план работы.

  • 65,38 КБ
  • скачан 50 раз
  • добавлен 15.03.2013 18:00
  • изменен 28.03.2016 19:03
  • будет удален через 14 дней

Другие статьи

Книга по теме: Настольная книга классного руководителя

Книга по теме:
Настольная книга классного руководителя
Предварительный просмотр:

Образование - это общение плюс воспитание, однако решить в полном объеме проблемы воспитательной работы без классного руководителя не представляется возможным. Именно поэтому фигура классного руководителя весьма значима в воспитательном процессе. Необходимо помнить, что классный руководитель - это прежде всего воспитатель. Современный воспитатель отличается от прежнего. Чем? Труд его все более включает в себя элементы исследования, то есть основной принцип - принцип личностного подхода. О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучать, исследовать. Это значит работать много и кропотливо.

1. Классный руководитель является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе.

2. Должен знать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, изучать индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса.

3. Формирует классный актив, его самостоятельность.

4. Должен осуществлять контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса.

5. Правильно и своевременно оформлять школьную документацию и сдавать необходимые сведения зам. директора.

6. Держать оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания.

7. Организовывать творческую работу в каникулярное время.

8. Организовывать в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе.

9. Активно взаимодействовать с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе.

10. Активно взаимодействовать со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива.

11. Проводить психолого-педагогические консилиумы по своему классу.

12. Участвовать с классом во всех школьных делах.

13. Обязан посещать семинары классных руководителей, педсоветы.

14. Классный руководитель несет персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. Несет персональную ответственность за качество преподавания.

Имеет право обращаться в аттестационную комиссию по вопросу присвоения более высокой категории.

Имеет право свободного выбора форм воспитательной работы.

Имеет право обращаться через зам. директора по воспитательной работе к директору и главному бухгалтеру по вопросу финансирования творческих дел.

1. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

5. Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делай своевременные замечания.

7. Оценивай поступок, а не личность.

Основные задачи воспитательной деятельности педагога,

диктуемые базовыми потребностями растущего человека

• Организация разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников («потребности в творческой деятельности»).

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников («потребности быть здоровым»).

Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена («потребности в защищенности, безопасности»).

Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников («потребности в уважении, в признании»). Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания («потребности в смысле жизни»).

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни («потребности в самореализации»).

Воспитание чувств. Привитие оптимистического мировосприятия, научение (в том числе собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты. Сделать школу «школой радости» (В.А.Сухомлинский: «. потребности в удовольствии, в наслаждении, в радости»).

Классный руководитель как административное лицо обязан:

1. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе. Обязательным при этом является посещение пяти уроков в неделю.

2. Нести ответственность за состояние классного журнала.

3. Нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета.

4. Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка. При этом обязательным является посещение учащихся на дому (6-8 человек в месяц), а также проведение одного тематического родительского собрания в четверть.

5. Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами.

6. Осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности. При этом обязательным является ведение на каждого ученика психолого-педагогической карты, запись в которой производится один раз в 6 недель, не менее 4 раз в год.

7. Фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки.

8. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогические карты на каждого ученика, педагогический дневник.

Критерии оценки работы классного руководителя

Основным документом для оплаты классного руководителя является педагогический дневник, в котором день за днем отражены посещения уроков, посещения учащихся на дому, изучение личности воспитанника и ведение психолого-педагогических карт, индивидуальная работа с учащимися, организация коллективных дел.

Контроль ведения педагогических дневников осуществляется директором школы и его заместителем по внеклассной работе.

Основным критерием оценки работы классного руководителя являются рост повышения воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.

Критерием оценки служат и меры развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.

Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель - это профессионал - педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности.

Основное назначение классного руководителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Ведущие цели классного руководства:

непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника;

содействие созданию самых благоприятных условий для формирования личности;

осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания;

организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе;

координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.

Исходя из этих целей, следует принять основные задачи воспитателя:

создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;

коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.

Функции и содержание работы классного руководителя:

Основными функциями классного руководителя являются:

изучение индивидуальности учащегося,

анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности,

анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка,

анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.

организация и стимулирование разнообразной деятельности детей,

установление связи школы с семьей,

работа с «малым» педколлективом,

индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив - субъект этой деятельности,

обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.

регуляция межличностных отношений между детьми,

установление оптимальных взаимоотношений «ученик - учитель»,

содействие общему благоприятному психологическую климату в коллективе,

помощь ученикам в установлении отношений с людьми.

Формы работы классного руководителя с детьми

Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические, позволяющие ребенку осознавать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Работу классного руководителя может облегчить специальная картотека так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта. Обязательным является проведение не менее двух тематических классных часов в месяц и одного-двух дел в четверть.

Полномочия классного руководителя

Классный руководитель как административное лицо должен: получать регулярно

информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса, контролировать учебные успехи каждого ученика, координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм (один малый педсовет в четверть), посещать уроки учителей в своем классе с целью наблюдения за учащимися и осуществления перечисленных выше обязанностей.

Классный руководитель имеет право: вносить на рассмотрение администрации, методического совета или совета школы согласованные с коллективом класса предложения, приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекцию по делам несовершеннолетних, советы содействия семье и школе на предприятиях, в другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений, определять свободно режим индивидуальной работы с детьми, вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности, выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку, апеллировать к совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, его результатов, уровня нравственной воспитанности учащихся.

Программа изучения школьников

Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.

Нравственность, общественная и трудовая активность.

Отношение к учению, познавательная активность.

Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.

Интеллектуальное развитие, темы усвоения материала.

Навыки учебного труда, умение рационально учиться.

Эстетическое развитие, культурный кругозор.

Сознательность дисциплины, поведения.

Воспитательное влияние семьи.

Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.

По каким предметам надо улучшить успеваемость.

Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.

ЩАДЯЩИЙ ОХРАНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Разработана психологом, медработником, валеологом

1. В совершенстве знай спецпсихологию.

2. Создавай в классе благоприятный психологический климат.

3. Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики.

4. Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.

5. Помни: максимум поощрения, минимум наказания.

6. Требуя, учитывай реальные возможности ученика.

7. Каждому ребенку - индивидуальный подход (индивидуально дозируй темпы и объем работ).

8. Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку.

9. Упражняй! Упражняй! Упражняй!

10. Учи ребенка посильным приемам регуляции поведения.

11. Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы.

12. Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.

13. Соблюдай все гигиенические требования к уроку.

14. Работай в тесном контакте с врачом, психологом, валеологом.

Характеристика классного коллектива

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1. Количество учащихся.

2. Из них мальчиков.

3. Из них девочек.

4. Возрастной состав.

5. Число второгодников.

6. Были ли слияния с другими классами.

7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников.

3. Требования к ним классного руководителя, класса.

5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает?

6. Отрицательные моменты в учебной работе.

7. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

1. Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию.

2. Участие класса в общешкольной жизни.

3. Общественно полезный труд в школе, классе.

4. Проявление сознательной дисциплины.

5. Влияние на класс родительской общественности.

6. Работа педотряда, инициативной группы.

IV. Руководство классным коллективом и его организации.

1. Актив класса, его работа.

2. Характеристика активистов, помощь отстающим.

3. Участие в школьных мероприятиях.

4. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.

5. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности.

2. Ценностно-ориентированное единство класса.

3. Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи.

4. Наличие или отсутствие группировки.

5. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

6. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.

7. Социально-неблагополучные семьи.

VI. Общие выводы.

1. Уровень развития коллектива.

2. Характер общего эмоционального климата в коллективе.

4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

Рекомендации по составлению характеристики для учащихся

Составляя характеристику ученика, следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание общественной и личной значимости учения.

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи;

умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;

умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно;

уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность.

3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, указать, как реализуются интересы и склонности в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода учреждениях, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе.

4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются.

5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.

6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.

7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, мещанства, честность, порядочность.

8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.

9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.

Психологическая характеристика ученика

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

1. Фамилия, имя__________________________

2. Дата рождения_________________________

4. Специализация школы

Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___

2. Хронические заболевания (какие) ___________

3. Особенности функционирования нервной системы:

• быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

• быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

• преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

1. Занятия общественно-полезным трудом (каким) _____

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких)

4. Занятия спортом (каким)

5. Занятия организационной работой (какой)

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка

на учебную деятельность,

на трудовую деятельность,

на художественно-эстетическую деятельность,

на достижения в спорте, туризме,

на отношения между людьми.

Отношение к делу:

1. Общественная активность

Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Отказывается участвовать в общественных делах.

Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

Редко охотно берется за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Всегда хорошо и в назначенные срок выполняет любое порученное

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело.

Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Почти никогда сам не начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.

Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело».

9. Честность, правдивость

Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно.

Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

Склонен всегда говорить неправду.

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Не добивается справедливости.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Как правило, с удовольствием общается с людьми.

Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы п отдыха.

13. Чувство товарищества

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам.

Помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

Почти не умеет сочувствовать другим.

Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичность

Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Часто бывает невежлив и нетактичен.

Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе

Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

Сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях и достоинствах.

Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Часто хвастается еще несделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе

Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания, дела.

20. Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

В большинстве случаев отступает перед силой.

Всегда отступает перед силой, трусит.

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

Часто не может подавить нежелательные эмоции.

Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в школе

26. Авторитет в классе

Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.п.).

Пользуется авторитетом у остальных учащихся.

В классе авторитетом не пользуется.

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

В классе ребята относятся к нему с симпатией.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

Пользуется симпатией у отдельных ребят.

В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях

Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания, ____).

Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компа-н и я,_________).

Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений ( в спортшколе, клубе, ______________).

Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется ( спортшкола, клуб, _____________ ).

Не является членом никакого внешкольного объединения.

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональны и тонус

Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. а Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. а Эмоционально уравновешен.

Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Примечания: Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, ученику, родителям, учителю необходимо подчеркнуть присущую степень выраженности этого качества. (Ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке карандашом, родители - синим стержнем, учитель - зеленым.)

Основные воспитательные задачи

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ