Руководства, Инструкции, Бланки

труд краткое руководство к красноречию принадлежит перу img-1

труд краткое руководство к красноречию принадлежит перу

Рейтинг: 4.5/5.0 (1854 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Работы на 5 для РФЭИ

1. Тест по риторике для специальности 032900 – Русский язык и литература.

Назначение: итоговый контроль знаний

Время выполнения: 90 минут

Количество заданий: 162

Тип заданий: открытый, закрытый

2. Форма тестовых заданий

Тест состоит из заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных, заданий с выбором нескольких вариантов ответов из четырех предложенных, заданий на соответствие, заданий с пропуском слова.

- за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;

- за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.

3. Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС специальности032900 – Русский язык и литература.

39. Проксемика как наука изучает

а) зрительный контакт между собеседниками

в) дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах

г) коммуникативно-значимые движения и позы участников речевого события

40. К кооперативным речевым стратегиям не относится

а) сообщение о положении дел

б) выяснение межличностных отношений

41. К некооперативным стратегиям не относятся

г) уклонение от ответа

42. В речевом акте: А. - Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие… А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь…

Б. - Каким образом?

А. - Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании - использован намек через

б) апелляцию к интересам

43. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику

б) просьбы о помощи

в) предложения собственной помощи

г) личных вопросов собеседнику

44. Искусство комплимента, намека, шутки связывают со следующими тактиками речевого воздействия

45. Работа «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к выводу, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению поступка, принадлежит

в) В.В. Виноградову

46. Речевой акт включает в себя действия следующих типов

а) произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие

б) планирование высказывания, подбор языковых единиц, произнесение высказывания, контроль за произнесением высказывания

в) подготовка высказывания, произнесение высказывания, контроль за его произнесением

г) определение цели высказывания, планирование высказывания, произнесение высказывания, реакция на высказывание

47. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером

б) прямого речевого акта

в) косвенного речевого акта

г) речевой ситуации

48. К видам речевой деятельности не относится

49. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это

50. Вставьте пропущенное слово.

«Текст - это произведение … речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин).

51. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи

г) повествованием с элементами описания

52. Для текста не характерна

53. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги

г) повествование с элементами описания

54. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал

а) научный текст

г) рекламный текст

55. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки

г) описание с элементами рассуждения

56. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь

б) телефонный разговор

в) разговор в семье

г) политическая речь

57. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание

а) деловая переписка

в) рецепт приготовления торта

г) любовная записка

58. Определите жанр диалогической речи

г) адвокатская речь

59. Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит

г) М.В. Ломоносову

60. Определение речевого жанра как «относительно устойчивой и нормативной формы высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями» принадлежит

а) В.В. Виноградову

в) Ю.В. Рождественскому

61. Жанр разговора отличается от жанра беседы

62. Жанр истории отличает от жанра рассказа

а) монологический характер изложения

б) целостность передаваемой информации

в) большая степень краткости, лаконичности изложения

г) опора на память

63. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица. Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый) принадлежит к жанру

64. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности

а) инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио

б) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио

в) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио

г) инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акцио

65. Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи

г) произнесение (исполнение) речи

66. Факты играют важнейшую роль в следующем типе выступлений

а) Как устроить домашний уют?

б) Серебряный век русской поэзии

в) Что случилось с динозавром?

г) Мое отношение к детективной литературе

67. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики

68. Этому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы (если дана такая возможность), определение основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана)

69. Самым неудачным названием темы выступления является

а) Ваши домашние питомцы

б) Забота о здоровье

в) Как прожить сто лет… и оставаться здоровым, сильным, молодым

г) Кобель вместо мужа (речь о домашних животных в доме)

70. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи

71. Речевое сообщение включает следующие компоненты

а) вступление, основная часть, заключение

б) зачин, введение, основная часть заключение, концовка

в) вступление, сообщение темы, доказательство, заключение

г) вступление, сообщение темы, сообщение цели речи, развитие темы, доказательство, опровержение, заключение

72. Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения

73. Заключению речевого сообщения не свойственна задача

а) обобщение сказанного

б) указание перспектив

в) краткое повторение основных проблем

г) изложение цели выступления

74. Для основной части речевого сообщения не характерно

а) сообщение информации

б) призыв к непосредственным действиям

в) обоснование собственной точки зрения

г) убеждение аудитории

75. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления

в) основная часть

76. Параллельный, хронологический, логический способы организации материала свойственны такой части выступления как

б) основная часть

77. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» - использован тип аргумента

б) от абсурдного

78. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» - использован тип некорректного аргумента

г) из народного единодушия

79. Ниже представлен следующий вид плана

Что такое риторика

Кому нужна риторика

Учебная дисциплина «Риторика»

Другие статьи

Информационная речь

/ информационная речь

Приветствую вас уважаемые слушатели!

Сегодня я хотел бы предоставить вашему вниманию свой доклад на тему «Рождение риторики в античности».

Наверно каждому интересно узнать когда и где зародилась эта дисциплина.

Безусловно, данная тема достаточно обширна и поэтому я хотел бы рассказать вам только о том. когда и кем была создана риторика ; кто такие софисты. Кроме того мне кажется, весьма полезным знать вклад Аристотеля, Платона и Сократа в развитие риторики и историю русской риторики.

Итак когда же родилась риторика ?

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М. 1969. — С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми. Мы обратимся к лучшим страницам истории риторики, к именам тех, кто внес в ее развитие неоценимый вклад. На первых порах она была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.

Перейдем к рассмотрению софистов

Софисты. Их роль в становлении риторики. Кто же такие софисты и почему рождение риторики связывают именно с ними? На второй вопрос нам ответил русский философ А. Ф. Лосев. «Хотя греки всегда любили поговорить, — пишет А. Ф. Лосев, — и славились своими проникновенными речами, как до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. Ответ на первый вопрос будем искать, обратившись к истории слов софист, софизм, софистика. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и т.д. «Так что же рассуждать? — спрашивает софист Протагор. — Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного…» Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать. 2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого. 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.

Перейдем к рассмотрению роли Сократа, Платона и Аристотеля.

В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но хочу уточнить что. его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику — Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге «Пир» устами юного Алкивиада: «Этот Марсий (древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе) приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место — в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно». Риторический идеал Сократа можно определить как: «1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения…, 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена» Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову». Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика — искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля — это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Ведь ее дело «не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения», т.е. убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное — для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной» (Аристотель. Риторика: Книга первая. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских.

Переходя к истории русской риторики подмечу ,что из истории русской риторики, История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества.

Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками». Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие – обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия — торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика — торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде. Образцы вполне светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение к князьям Святослава. Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия. Полагаю вам будет интересно узнать ,что в становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г). Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Из многочисленных отечественных риторик наиболее известна «Общая риторика « Н. Ф. Кошанского (1829). Цель риторики как науки и учебного предмета Кошанский видит в том, чтобы, «раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному» (там же). Заканчивая свою речь хочу отметить. что до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.

На этом у меня всё ,надеюсь всем было интересно. Спасибо за внимание!

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию - Книги - Русская литература

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию

а Рит. корр.; Рит. 1748; Соч. 1759 вступлению предшествовало следующее посвящение: Е. и. в. пресветлейшему государю, великому князю Петру Федоровичу, внуку государя императора Петра Великого, высокому наследнику Всероссийския империи, наследнику норвежскому, владеющему герцогу голстеин-шлезвигскому, стормарнскому и дитмарсепскому, графу олденбургскому и делменгорстскому и прочая, милостивейшему государю. Пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь! Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу? Того ради всевышняя премудрость к дарованию разума присовокупила человеку и слова дарование, в котором остроумные люди уже в древние времена приметили, что оное искусством увеличено и тем с вящею пользою употреблено быть может, и для того многое старание и неусыпные труды полагали, чтобы слово свое учением возвысить и украсить, в чем они великие успехи имели и в обществе показывали знатные услуги. В нынешние веки хотя нет толь ^великого употребления украшенного слова, а особливо в судебных делах, каково было у древних греков и римлян, однако в предложении божия "слова, в исправлении нравов человеческих, в описании славных дел великих героев и во многих политических поведениях коль оное полезно, ясно показывает состояние тех народов, в которых словесные науки процветают. 3 Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. 4 И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предприял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались. О успехах сего дела весьма не можно сумневаться, когда уже купно с прочими и словесные науки, великим в. и. в. дедом основанные, ныне божественным благодеянием августейшия дщери его, всемилостивеишия монархини нашея, умножены и обогащены. О сем настоящем счастии радость нашу умножает твердая и о будущем надежда, которую превосходные в. в. дарования в сердцах наших возбуждают, ибо не токмо пространныя Российский империи, но и высоких Петровых добродетелей наследником в. в. по единой крови и по природным высоким свойствам почитаем. Взирая на мужественную в. в. бодрость, купно с летами возрастающую, завистники благополучия нашего трепещут. Но мы радостию восхищаемся, имея в особе в. в. дражайший залог России, от вышнего данный в уверение о непременных его к ней щедротах. Благополучны многочисленные народы, которым державою в. в. в свое время управляемым и защищаемым быть щедрая судьба определила. Благополучны возрастающие в России науки, к которым сам будущий их расширитель, подражая великому оных основателю, собственным своим примером поощряет сынов российских. Благополучно российское слово, которое, под тению милости Петровой отрасли произрастая, великие дела его живыми цветами изобразить достойно будет. Коль благополучно и краткое сие о красноречии учение, по мере малого моего таланта с возможным рачением сочиненное и в. в. со благоговением приносимое, когда милостивейшего принятия не лишено будет! Всесильная вышнего десница да покроет и укрепит дражайшее в. в. здравие к умножению благополучия в наследной империи, к украшению и защищению всего севера и к увеселению человеческого рода и да утвердит Петрово семя на всероссийском престоле вовеки, от искреннего усердия желаю, пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь, в. и. в. всенижайший и всеусерднейший раб Михайло Ломоносов.

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

К приобретению оного требуются пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третие - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук. 2

Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо <Рит. рук. 1747 дарования, а особливо вместо зачеркнутого ум, память.> остроумие и память <Рит. рук. 1747 зачеркнуто рассуждение, которое.> к получению сего искусства толь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. И для того Аполлоний Алабенденский, славный в древних временах красноречия учитель, по свидетельству Цицеронову, тех, которые от родителей своих к нему в училище присылались, в самом начале учения природную остроту прилежно рассматривал и которых приметил к тому быть неспособных немедленно назад отсылал, чтобы они напрасными трудами себя не изнуряли. 5 Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении <Соч. 1759 было добавлено общенародного.> слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый <Соч. 1759 сановитый.> вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно.

Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третие, удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия и для способнейшего своих примеров против оных сочинений. Мы будем стараться, чтобы в настоящем нашем предприятии поступить по сим требованиям.

Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Всяк знает, что и в художествах того миновать нельзя, например: <Рит. рук. 1747; Рит. корр.; Рит. 1748 наприклад.> кто учится живописству, тот старается всегда иметь у себя лучшие рисунки и картины славных <Соч. 1759 великих.> мастеров и, к ним применяясь, достигнуть совершенства в том художестве. Красноречие коль много превышает прочие искусства, толь больше требует и подражания знатных авторов. Но о сем пространнее предложено будет на конце сея книги <Соч. 1759 сего руководства.> особливо.

Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возрасло красноречие древних великих авторов <Соч. 1759 витий.>, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли, ибо генералы, сенаторы и сами консулы, как Ирций и Панса, будучи на высочайшем степени римския власти, у Цицерона приватно в красноречии обучались и в домах своих в произношении слова упражнялись. 6 Азиний Поллион, славный генерал римский, презрев печаль о умершей своей дочери, в четвертый день после ея смерти обучался в произношении слова. 7 Отсюду воспоследовало, что таковые трудолюбивые люди не готовясь говорили публично прекрасные речи. Сие прежде началось у греков, а потом уже в Риме возвысилось на самый высочайший степень. Такие речи, без приготовления пред народом произнесенные, назывались божественными, ибо оне казались быть выше сил человеческих. Того ради надлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одне правила и чтение авторов, ежели при всяком случае и о всякой материи готовы быть желают к предложению слова.

Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете, откуду явствует, что, ежели кто имеет большее познание настоящих и прешедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. <Рит. рук. 1747 сладкоречию.> Итак, учащиеся оному великое будут иметь в своем искусстве вспоможение, ежели они обучены по последней мере истории и нравоучению.

Слово двояко изображено быть может - прозою или поэмою. Проза есть слово, которого части не имеют точно определенной меры и порядка складов, ни согласия, в произношении точно назначенного, но все речения располагаются в нем таким порядком, какого обыкновенный чистый разговор требует. Поэма состоит из частей, известною мерою определенных, и притом имеет точный <Рит. рук. 1747 слово точный отсутствует. Рит. корр. добавленослово точный.> порядок складов по их ударению или произношению. Первым образом сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим составляются имны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи.

Но хотя проза от поэмы для отменного сложения разнится, а потому и в штиле должна быть отлична, однако в рассуждении общества материи весьма с оною сходствует, ибо об одной вещи можно писать прозою и стихами. Итак, оба сии красноречия <Рит. рук, 1747 сладкоречия.> роды имеют в себе купно обоим общее и особливо каждому отменное.

Мы предлагаем здесь вкратце руководство к обоему красноречию и для того, поступая по натуральному порядку, показываем, во-первых, учение о красноречии вообще, поколику оно до прозы и до стихов касается, и затем при правилах полагаются в нем примеры прозою и стихами. Потом сообщаем наставление к сочинению речей в прозе и примеры присовокупляем прозаичные из славных авторов. Наконец, предлагается о стихотворстве учение с приложенными в примеры стихами.

Сии три учения составляют три книги сего руководства: <Рит. рук. 1747 книги сего руководства вместо зачеркнутого главные части сея книги.> Риторику, Ораторию и Поэзию.

КРАТКОГО РУКОВОДСТВА К КРАСНОРЕЧИЮ КНИГА I, СОДЕРЖАЩАЯ а РИТОРИКУ

а Соч. 1759 Разделение первое, содержащее.

Риторика есть учение о красноречии вообще. Имя сея науки происходит от греческого глагола ῥέω, что значит: говорю, лью или теку. Оттуду же произведено и речение ῥήτωρ (ритор), которое хотя на греческом языке значит витию или красноречивого человека 9 и в российский язык в том же знаменовании принято, однако от новейших авторов почитается за именование писателя правил риторических.

В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение.

О ИЗОБРЕТЕНИИ ВООБЩЕ

Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме изображаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую.

Идеи суть простые или сложенные. Простые состоят из одного представления, сложенные из двух или многих, между собою соединенных и совершенный разум имеющих. <Рит. рук. 1747 слова и совершенный разум имеющих отсутствуют. > Ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того что соединятся пять идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о трудах и о покое.

Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения. <Рит. рук. 1747 сравнения.>

Родом называется общее подобие особенных вещей. Такое подобие видим Невы с Двиною, Днепром, Волгою и другими в моря протекающими великими водами и оное называем однем словом - река, которая есть род, а Нева, Двина, Днепр, Волга, Висла и прочие суть виды оного. <Соч. 1759 вместо второго предложения Такое подобие есть милости с любовию, кротостию, благочестием и другими добрыми делами, и оное общим именем называется - добродетель, которое есть род, а милость, любовь, кротость и прочие суть виды.>

Целое есть то, что соединено из других вещей, а части называются оные вещи, которые то составляют, например, город есть целое, а стены, башни, домы, улицы и прочая суть его части.

Свойства материальные суть те, которые чувствительным вещам животным и бездушным приписуются, <Рит. рук. 1747 вещам соединены вместо вещам. приписваются.> как величина, фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, теплота, стужа, внутренние силы.

Жизненные свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых, во-первых, суть главные душевные дарования: понятие, память, совображение, рассуждение, произволение. Второе - страсти: радость и печаль, удовольствие и раскаяние, честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние, <Рит. рук. 1747 возношение и стыд, надежда и отчаяние, отвага и страх вместо честь. отчаяние. Рит. корр. исправлено на честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние.> гнев и милосердие, любовь и ненависть, удивление и гнушение, <Рит. рук. 1747 гнушательство.> желание и отвращение. Третие - добродетели: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность. Четвертое - пороки: безумие, нечестие, роскошь, нечистота, лютость, скупость, неблагодарность, <Соч. 1759 было добавлено гордость.> малодушие, нетерпеливость, лукавство, злоба, лицемерство и ласкательство, продерзливость, непостоянство, леность, сварливость, упрямство, грубость, самохвальство. Пятое - внешнее состояние: благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие, власть и безвластие, вольность и порабощение. Шестое - телесные свойства и дарования: возраст, век, пол, сила, красота, здравие, проворность. Седьмое - чувства: зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание.

Имя есть свойственное или приложенное. Свойственное <Рит. рук. 1747 Собственное.> есть, которым что обыкновенно называют, как: небо, Москва, август и прочая. Приложенные имена даются сверх свойственных, что бывает следующим образом: 1) когда имя иностранное с другого языка на природный переведено будет, например: Мельхиседек с еврейского по-российски - царь правды, Андрей с греческого - мужественный, Квинт с латинского - пятый; 2) когда по особливым делам или свойствам дано кому будет проименование, так: Александр от великого мужества назывался великий, Аттила от строгости - бич божий; 3) когда чрез преложение письмен, имя составляющих, будет составлено <Соч. 1759 сложено.> речение, другое знаменование имеющее, например: Рим чрез преложение письмен может назваться мир; 4) когда слово будет взято в знаменовании другой вещи, ежели она сходное <Соч. 1759 то же.> имя имеет, наприклад: речение свет (вселенная <Рит. рук. 1747 было добавлено мир.>) принято будет в знаменовании света, чрез который мы видим; 5) когда к имени приложено будет речение, от которого <Соч. 1759 разложены будут наречения, из которых вместо приложено. которого.> оно происходит, например: Владимир назовется <Соч. 1759 называется.> владетель мира.

Действие и страдание есть всякая перемена, которую одна вещь в другой производит. Перемену производящее называется действующим, а то, в чем перемена производится, страждущим, Например: сильный ветр море волнует - сильный ветр есть действующее, а море есть страждущее. Самое волнование есть действие в рассуждении ветра, страдание в рассуждении моря. С действием и страданием совокуплены бывают инструменты, вспоможения, воспящения, удобность или неудобность, возможность или невозможность, пристойность или непристойность, польза или вред, угодность или неугодность, честность или гнусность, <Рит. рук. 1747 слова пристойность. гнусность отсутствуют; Рит. корр. добавлено честность или гнусность.> также действие имеет иногда свое воспоследование и удачу, а иногда уничтожение свое и неудачу.

Время есть указательное и количественное: указательное познавается чрез вопрошение когда? Например: плоды собираются в осень. Количественное время познавается чрез вопрошение коль долго? Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок четыре года.<Рит. рук. 1747 пятьдесят лет; Рит. корр. исправлено на сорок четыре года.>

Место разделяется на одержимое и проходимое. Первое назначается вопрошением где? Например: остров Сицилия лежит<Рит. рук. 1747 стоит.>на Посредиземном море. Второе показано бывает на вопрошение по чему? Например: молния блещет по воздуху. При месте наблюдать должно оного пространство, близость, далекость, вышину, низкость, стороны и прочая, также и наречия и предлоги: куда, откуда, доколе, вне, внутрь, у, за, пред, против, под, над, около, вплоть, до и прочие, до места надлежащие. Сюда принадлежит <Рит. рук. 1747 зачеркнуто вещи, в которых другие включаются.> содержащее и содержимое, например: город есть содержащее, а люди, в нем живущие, - содержимое. Содержимое может иногда быть купно и содержащее, так: река в рассуждении животных и судов, в ней плавающих, есть содержащее, а в рассуждении берегов есть содержимое.

Происхождение есть начало, от которого что другое происходит и свое бытие имеет, например: металлы происходят отземли, мед - от пчел, бесславие и казни - от худых дел; земля, пчелы и худые дела суть происхождение металлов, меда, худых дел.

Причина есть конец, для которого всякая вещь есть или бывает, наприклад: <Рит. рук. 1747 зачеркнуто дождь землю и кропит, и солнце землю согревает. отчего дерева, травы и плоды произрастают. Кропление дождем и солнечная теплота.>земледелец пашет землю и насевает, чтобы получить себе хлеб на пищу. Получение хлеба на пищу земледельцу есть причина орания и насевания земли.

Предыдущее есть что пред вещию необходимо бывает, последующее - что оной последует, так: весна предходит лету, которому осень последует; и потому весна есть в рассуждении лета предыдущее, а осень - последующее; так: младенчество и старость суть мужеского возраста предыдущее и последующее.

Признаком называют что другую вещь показывает, когда она сама чувствам не подвержена. Вещи отдаляются от чувств местом или временем, прошедшим или будущим, и посему признаки суть трех родов: 1) которые показывают вещь настоящую, так: дым показывает сокровенный огонь, шум дерев изъявляет ветр; 2) которые показывают вещь будущую, как: находящие густые тучи предвещают дождь, заря утренняя предсказывает восхождение солнца; 3) которые объявляют прошедшую вещь: обагренная кровью Тициева шпага, бледное его лице, отдаление от людейи бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного им убийства. К сему месту принадлежат пророчества, предзнаменования и свидетельства. <Рит. рук. 1747 слово предзнаменования отсутствует. >

Обстоятельства суть те вещи, которые хотя с данною вещию не соединены, однако имеют к ней некоторую принадлежность; так, встречающиеся путнику звери, около пути лежащие места, по реке плавающие суда и птицы, пчела, на розе седящая, суть обстоятельства путника, реки и розы.

Подобие риторическое есть снесение <Рит. рук. 1747 снесение вместо зачеркнутого сходство.> двух вещей в свойствах или действиях. Сердце человека, гневом возмущенного, уподоблено быть может волнующемуся морю, скорое течение острых мыслей - стреле. Подобие разделяется на простое и сложенное; в простом сносится только одно свойство или действие одной вещи с однем же свойством или действием другой, как скорость мыслей со скоростию стрелы. В сложенном подобии сносятся два или многие свойства либо действия одной вещи с двумя или многими свойствами либо действиями другой, например: как подсыхает ветвь, подъеденная от червя, так печалью сокрушенное сердце ослабевает. Здесь сердце с ветвию, печаль с червем, ослабение с подсыханием сносится.

Противными называются те вещи, которые вдруг быть не могут вместе, как день и ночь, зной и стужа, богатство и убожество, любовь и ненависть. Несходственные вещи бывают, когда вместо одной противной вещи полагается то, что от ней происходит, например: любить и обидеть (вместо ненавидеть), не бояться неприятеля и от него бегать (вместо бояться), ибо обида от ненависти, а бегство от боязни происходит.

Уравнение есть снесение двух вещей, одну другой за равную, большую или меньшую почитая. Пример первого: Иулий Цесарь завидовал славе Александра Великого, равно как Александр - славе отца своего Филиппа. Пример второго: Фридерик-цесарь несчастливее был в реке Цидне, нежели Александр Великий, ибо сей, умывшись в ней, только разболелся, а оный живота лишился.<Рит. рук. 1747 зачеркнуто третие удобнее словом изобразить, нежели произнести.> Пример третиего: войну удобнее начать, нежели к концу привести.

Сие описание риторических мест показано здесь вкратце только для одного истолкования оных; употребление и польза их предлагается в следующих главах. В правилах риторических причитается обыкновенно к местам изобретения определение, которое я оттуду выключил, для того что логические точные <Рит. рук. 1747 и строгие.> определения состоят из рода и свойств главных самой определяемой вещи, которые показаны бывают в местах риторических того имени, и, следовательно, такое определение не можно почесть за особливое место, но за идею, сложенную из идей, происшедших от рода и свойств. Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в иных риториках за особливое место признается. Риторические определения надлежат до украшения, и для того о том предлагается в третией части Риторики. <Рит.рук. 1747 зачеркнуто внешние места касаются до судебных речей, особливо что во второй книге сего руководства показано, которые так обыкновенно в риторических правилах называются. Примеры суть одне с уравнением и добавлено Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в риториках за особливое место признается.> Примеры от уравнениев не разнятся. Молва людская надлежит к жизненным свойствам (§ 9 и 5), свидетели - до признаков (§ 17), закон, присяга, пытка надлежат особливо до судебных речей, о чем смотри в книге второй. <Соч. 1759 в разделении втором.> Сии шесть последние называются от некоторых авторов внешними местами без довольного основания. <Рит. рук. 1747 слова Примеры от уравнениев. довольного основания отсутствуют; Рит. корр. эти слова тоже отсутствуют; вместо них набрано и вычеркнуто Внешние места касаются до судебных речей особливо, что во второй книге сего руководства показано; внизу страницы написано рукой Ломоносова Imprimatur Lomonosof [Печатать Ломоносов].>

О ИЗОБРЕТЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем - бурю, с бурею - волны, с волнами - шум в берегах, с берегами - камни и так далее. Сие все действуем силою совображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие.

Отсюду видно, что чрез силу совображения из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. Сие душевное дарование хотя многие имеют от природы велико, однако оно не всегда и не во всяком случае надежно, для того в споможение оного должно здесь предложить некоторые правила.

Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление. Предлоги и другие вспомогательные части слова за термины не почитаются.

От терминов темы произведены быть могут чрез силу совображения (по § 23 и 24) многие простые идеи, которые мы разделяем <Соч. 1759 разделяю> на первые, вторичные и третичные. Первыми называем <Соч. 1759 называю.> те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются. Например, в предложенной (§ 25) теме неусыпность есть термин, от которого рождаются непосредственно первые идеи: 1) утро, в которое <Соч. 1759 что.> неусыпный человек рано встает; 2) вечер и ночь, в которые он не спя в трудах упражняется. Вторичные идеи, которые от первой - утро - происходят, суть: заря, скрывающиеся звезды, восходящее солнце, пение птиц и прочая. Третичные идеи, которые от вторичной - заря - рождаются суть: багряный цвет, сходство с некоторою округлою дверью и прочая.

Чтобы в собирании первых, вторичных и третичных идей <Рит. рук. 1747 было добавлено правильно.> не по одной совображения силе поступать, для того должно наблюдать следующие правила: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) к каждому термину приискать первые идеи из мест риторических и приписывать к ним особливо одну от другой в нарочитом расстоянии, чтобы вторичным и третичным места осталось; 3) к первым идеям приискивать и приписывать вторичные, к вторичным, ежели надобно, третичные из тех же мест; 4) ежели которое место в рассуждении какого термина неплодно, то можно миновать, как в неусыпности материальные свойства и знаменование имени; 5) должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены по правилам следующия главы, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи. Для лучшего изъяснения <Рит. рук. 1747 зачеркнуто понятия.> сих правил предлагаем в пример вышепомянутую тему: неусыпный труд препятства преодолевает<Рит. рук. 1747 превосходит.> с изысканием и присовокуплением к каждому термину идей первых и вторичных из мест риторических. Третичные ради краткости оставляются.

К первому термину - неусыпность - первые идеи присовокупляются: 1) от жизненных свойств - надежда о воздаянии, послушание к начальникам, подражание товарищам, богатство, которого неусыпный желает, или честь, которая его побуждает, 2) от времени - утро, вечер, день, ночь, 3) от подобия - течение реки, которому неусыпность подобна, 4) от противного - леность, 5) от несходственного - гульба. Ко второму термину - труд - первые идеи прилагаются: 1) от жизненных дарований - сила, 2) от действия - начало, средина и конец труда; 3) от последующего - пот, упокоение; 4) от подобия - трудолюбие пчел. К третиему термину - препятства: 1) от жизненных свойств - страх, 2) от времени - зима, война, 3) от места - горы, пустыни, моря. К четвертому термину - преодоление: 1) от жизненных свойств - радость, 2) от предыдущих <Соч.1759 от последующих.> - воспоминание прежних трудностей.

К сим первым идеям присовокупляются вторичные - к надежде: 1) от рода и вида другие страсти, как любовь, желание; 2) от действия - ободрение; 3) от последующего - исполнение; 4) от противных - отчаяние; 5) от подобия - сон. К богатству: 1) от частей - золото, камни дорогие, домы, сады, слуги и прочая, 2) от знаменования имени - что от слова бог происходит, 3) от действия - что друзей много достает, 4) от происхождения - что от своих трудов происходит, 5) от противных - убожество. К чести: 1) от действия - свободный доступ к знатным, 2) от жизненных свойств <Рит. рук. 1747 слова от жизненных свойств отсутствуют; зачеркнуто от признаков - ордены.> - власть, похвала. К утру: 1) от действия - возбуждение людей, скрытие звезд, 2) от частей - заря, восхождение солнца, 3) от обстоятельств - пение птиц. К вечеру: 1) от свойств материальных - темнота, холод, 2) от обстоятельств - роса, звери, из нор выходящие. Ко дню: 1) от материальных свойств - теплота, свет, 2) от обстоятельств - шум, взирание на праздных. К ночи: 1) от жизненных свойств - дремота, 2) от обстоятельств - молчание, луна, звезды. К течению реки: 1) от свойств материальных - быстрина, жидкость, прозрачность, 2) от содержимого <Соч. 1759 от содержащего.> - берега, от содержащего <Соч. 1759 от содержимого.> - суда, рыбы, 3) от действия - омытие, напоение. К гульбе: 1) от жизненных свойств - веселие, 2) от времени - весна, ясные дни, 3) от места - сады, луга, 4) от обстоятельств - игры, свидание с приятельми. К силе: от уравнения - Сампсон, Геркулес. <Рит. рук. 1747 зачеркнуто к устали 1) от следующих - частое дыхание, 2) от подобия.> К пчелам: от действия - летание по цветам, собирание меду. К страху: 1) от материальных свойств - бледность, трясение членов, 2) от подобия - трепещущиеся листы в осень от бури. К зиме: 1) от свойств материальных - снег, мороз, град, 2) от действия - дерева, лишенные листов и плодов, 3) от происхождения - отдаление солнца. К войне: 1) от свойств жизненных - лютость неприятелей, 2) от действия - инструменты, мечи, копья, огонь, разорения, 3) от следующих - слезы разоренных. К горам: 1) от свойств материальных - вышина, крутизна, расселины, пещеры, 2) от обстоятельств <Рит. рук. 1747 зачеркнуто трясение земли, которое в гористых.> - ядовитые гады, животные, которые в горах бывают. К пустыням: 1) от частей - лесы, болота, пески, 2) от жизненных свойств - скука, 3) от обстоятельств - разбойники, звери. К морям: 1) от действия - непостоянство, волнение, <Рит. рук. 1747 зачеркнуто от обстоятельств - места, камни.> 2) от места содержащего - камни, пучины. <Рит. рук. 1747 зачеркнуто жерла.> К радости: 1) от действия <Рит. рук. 1747 зачеркнуто смех.> - восклицания, плескания, 2) от подобия - прохлаждение после зноя. К воспоминанию: от обстоятельств - извещение приятелям и увеселение оных, печаль недругов и зависть.

Все сии идеи для яснейшего понятия представляются в следующей таблице: