Руководства, Инструкции, Бланки

типовая инструкция по охране труда водителя электропогрузчика img-1

типовая инструкция по охране труда водителя электропогрузчика

Рейтинг: 4.9/5.0 (1839 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ТИ Р М-010-2000 «Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков»

ТИ Р М-010-2000 «Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков» УТВЕРЖДКНО

Заместитель министратруда
и социального развития
Российской Федерации

Типоваяинструкция
по охране труда для водителей
электропогрузчиков

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельному управлению электропогрузчикомдопускаются люди не моложе 18 лет, обученные по программе для водителейэлектропогрузчиков, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управленияпогрузчиком.

1.2. На рабочем месте работник получает первичныйинструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку на данном транспортномсредстве под наблюдением опытного водителя; проверку знаний в объеме II группыпо электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасныхспособов работы.

1.3. Перед началом обучения каждому водителю должнабыть выдана (под расписку) настоящая инструкция.

1.4. Водители электропогрузчика обязаны соблюдатьправила внутреннего трудового распорядка.

Курить в производственных и вспомогательных помещенияхи ни территории предприятий разрешается только в специально отведенных для этойцели местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствамипожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком.

1.5. В процессе работы на водителя возможновоздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы; перемещаемые и складируемые грузы; повышеннаязапыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздухарабочей зоны; опасное напряжение в электрической цепи; не огражденныевращающиеся элементы оборудования.

1.6. Водитель должен быть обеспечен спецодеждой,спецобувью и средствами индивидуальной защиты. Рекомендуемые нормыбесплатной выдачи средств индивидуальной защиты:

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка и брюки хлопчатобумажные, на утепляющейпрокладке.

1.7. Водитель обязан знать и соблюдать правиладорожного движения.

1.8. Водитель во время работы должен иметь при себеталон предупреждений. У водителя, нарушившего при работе требования правилтехники безопасности, делаются просечки в талоне предупреждений. Притрехкратном нарушении одного и того же требования правил безопасности талонпредупреждений изымается и водитель направляется на проверку знаний техникибезопасности или в квалификационную комиссию. После сдачи экзамена по техникебезопасности или после квалификационной комиссии талон выдается вновь.

При наличии в талоне предупреждений трех просечек заразличные нарушения водитель направляется в квалификационную комиссию дляпереаттестации.

1.9. Электропогрузчики, выпускаемые на линию, должныиметь номерной знак и исправные тормоза, рулевое управление, электрическийзамок и звуковой сигнал.

1.10. При переводе водителя на машину другойконструкции, с которой работник не знаком, он должен пройти практическоеобучение по управлению машиной данной конструкции в течение не менее однойрабочей смены.

1.11. Не допускать к управлению электропогрузчикамипосторонних лиц.

1.12. Водитель должен знать и соблюдать правила личнойгигиены.

1.13. Водитель должен уметь оказать первую помощьпострадавшему при несчастном случае.

1.14. Обученный и проинструктированный водитель несетполную ответственность за нарушение требований инструкции по охране трудасогласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водительэлектропогрузчика должен: проверить исправность средств индивидуальной защиты,если по условиям работы требуется их применение;

осмотреть дороги, проезды, по которым предстоитперевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинныммаслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загряз-

нений. В зимнее время дороги должны быть очищены отснега, а при гололедице - посыпаны песком или шлаком.

2.2. Произвести ежесменное техническое обслуживаниеи проверить:

крепление рычагов управления;

состояние тормозной системы;

наличие и исправность плавких предохранителей;

исправность грузоподъемника (отсутствие поврежденийцепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т. п.). Убедитьсяв работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

крепление колес, состояние шин;

работу звукового сигнала и световой сигнализации(освещения);

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

2.3. Проверить соответствие рабочего местаследующим требованиям:

отсутствие посторонних предметов;

сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест,выступающих пружин, провалов и острых углов, пол на рабочем месте должен быть висправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работы по перемещению грузов производить подруководством должностного работника, в распоряжение которого выделен погрузчик.

3.2. При движении соблюдать Правила движения дляводителей транспорта.

Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках ствердым и ровным покрытием, очищенным в зимнее время от снега и льда, а пригололеде - посыпанным песком.

3.3. Соблюдать установленные скорости движения взависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы.Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов впроизводственные помещения.

3.4. Не превышать на территории предприятия скорость 5км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на поворотах, при движениимимо ворот, дверей, штабелей 3 км/ч.

3.5. При встрече с пешеходами по пути движенияпредупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если пешеходыне сходят с дороги, остановить погрузчик.

3.6. При перевозке груза без тары следить за тем,чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности путидвижения.

3.7. Подавать предупредительный звуковой сигнал передначалом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всехслучаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.

3.8. При подаче погрузчика задним ходом, особенно вузких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.

3.9. Соблюдать дистанцию во избежание наезда привнезапной остановке. Расстояние до идущего спереди транспорта должно быть не менее10 м, а на уклонах - не менее 20 м.

3.10. Учитывать габариты проема при въезде и выездечерез ворота, двери.

3.11. Хранить при себе ключ от главного выключателя икоробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.

3.12. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов,не допускать их разряда ниже допустимых норм.

3.13. Прежде чем перейти на задний ход, необходимозатормозить погрузчик до полной остановки.

3.14. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первойпередаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, скользкой дороге.

3.15. Подъезжать вилочным захватом под тару или грузна малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно ихравномерно.

3.16. Подводить вилы грузового захвата под поддонследует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона изячейки стеллажа и наоборот.

3.17. Укладывать длинномерные грузы спареннымипогрузчиками под руководством специально выделенного лица.

3.18. Производить захват груза вилочным захватом принаклоне рамы «от себя», поднимать груз - при наклоне рамы «на себя».

3.19. Производить наклон вилочного захвата с грузоммедленно, плавно перемещая рычаг управления.

3.20. Подхватывать и оставлять груз только приобеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочногозахвата.

3.21. Перед подъемом и опусканием груза предварительноосмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.

3.22. Поднимать и транспортировать груз в соответствиис грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилахэлектропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

3.23. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклонсвыше 3° только на заднем ходу и с малой скоростью.

3.24. При транспортировании груза поднимать его навысоту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника «на себя»производить не полностью.

3.25. Соблюдать осторожность при транспортировке грузав узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте.

3.2.6. Ставить погрузчик перед подъемом и опусканиемгруза на стояночный тормоз.

3.27. Устанавливать ящики в штабель по одному илиготовыми пакетами.

3.28. Во время работы не допускается:

работать на машине со снятым щитком, закрывающимпанель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

укладывать груз краном непосредственно на захватноеустройство погрузчика;

производить подъем и перемещение груза с помощьютолько одного захвата погрузчика;

прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам иэлектрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода,лежащие на земле;

опускать груз на газо- и паропроводы, электрическиекабели, временные перекрытия;

поднимать и перевозить груз, масса которого неизвестна, поднимать зажатый и примерзший груз;

поднимать, опускать и перевозить людей на вилочномзахвате погрузчика;

допускать присутствие людей под поднятым грузом;

перевозить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном,на боковых или торцовых стенках;

выезжать на уклоны свыше 14° и допускать резкоеторможение погрузчика;

работать вблизи линий электропередач и под ними;

находиться и проезжать под поднятым грузом;

оставлять погрузчик включенным, ставить его в местахДвижения автомобилей и на полотне железной дороги;

покидать пост управления при поднятом грузе. Еслинеобходимо отлучиться от погрузчика, то: опустить вилочный захват, вынуть ключиз электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.

3.29. Прекратить работу, если по какой-либо причинекаретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захватне опускается и не поднимается, и сообщить об этом работнику, в ведениекоторого выделен погрузчик. Эти неисправности устранять самому водителю неразрешается.

3.30. В случае потери электропогрузчиком устойчивогоположения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опуститьгруз вниз.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки или неисправностиэлектропогрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окружающихлюдей (особенно неисправности тормоза, рулевого управления и звуковогосигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственномуруководителю или должностному лицу, в распоряжение которого выделенэлектропогрузчик.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить электропогрузчик на место стоянки.

5.2. Опустить в нижнее положение вилочный захват илисменить рабочее приспособление.

5.3. Поставить погрузчик на стояночный тормоз.

5.4. Разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнездавыключателя.

5.5. Произвести осмотр электропогрузчика дляподготовки к следующему рабочему дню (очистить его от грязи, пыли, проверитькрепление болтов, отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т. п).

5.6. Обо всех замеченных неисправностях необходимосделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины,сообщить работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин висправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика

Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. На основании настоящей Инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика с учетом условий его работы в конкретной организации.

1.2. К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и получившие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.3. Перед допуском к работе работнику необходимо пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение по охране труда и стажировку на данном транспортном средстве в течение 2 - 14 смен под руководством опытного водителя; пройти проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных практических навыков безопасного выполнения работ по управлению электропогрузчиком при подъеме, транспортировке и укладке товаров.

1.4. Работнику необходимо содержать и эксплуатировать погрузчик в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по эксплуатации погрузчика данного типа.

При переводе водителя на электропогрузчик другой конструкции, с работой которого он не знаком, ему следует пройти практическое обучение по управлению погрузчиком данной конструкции.

1.5. Работнику необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.

1.6. Во время работы на водителя электропогрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы; неустойчивые штабели перемещаемых и складируемых товаров; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; пониженная температура воздуха рабочей зоны при выполнении ремонтных работ на улице в холодное время года и работе в охлаждаемых камерах; повышенный уровень вибрации на рабочем месте; повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны; прямая и отраженная блесткость, недостаточная освещенность места проведения работ; острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях деталей, инструмента; токсическое воздействие паров электролита; возможность ожога электролитом; высокое напряжение в цепи систем привода электропогрузчика; неогражденные вращающиеся элементы погрузчика; повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса; нервно-психические перегрузки.

1.7. В соответствии с действующим законодательством водителя электропогрузчика необходимо обеспечить специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми отраслевыми нормами.

1.8. Водитель должен извещать своего непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.9. Работнику, имеющему контакт с пищевыми продуктами, следует:

оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

перед началом работы надевать чистую специальную одежду, менять ее по мере загрязнения;

мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, загрязнения рук смазочными маслами, электролитом, соприкосновения с загрязненными деталями, ветошью;

не принимать пищу на рабочем месте.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водителю электропогрузчика следует:

проверить исправность средств индивидуальной защиты, надеть и застегнуть спецодежду так, чтобы не осталось свисающих ее концов;

осмотреть пути проездов и транспортирования грузов, потребовать уборки снега, пролитых жидкостей, красок, масел и посыпки дороги противоскользящими материалами при гололеде.

2.2. Провести ежесменное техническое обслуживание и проверить:

наличие и исправность плавких предохранителей;

состояние тормозной системы;

исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т.п.). Убедиться в исправной работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

крепление колес, состояние шин (давление в пневматических шинах);

работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

исправность аккумуляторов. Аккумуляторная батарея должна быть чистой, по норме заряженной, надежно закрепленной, не иметь течи электролита, иметь плотные и неокисленные соединения клемм с электрической сетью. Крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.

2.3. По необходимости (не реже 1 раза в пять дней) осматривать и смазывать механизм рулевого управления, трущиеся части контроллера, тормозные рычаги и т.п.

2.4. Проверить рабочее место и убедиться в отсутствии посторонних предметов, а также в том, что сиденье и спинка сиденья не имеют рваных мест, выступающих пружин, провалов, острых углов, пол на рабочем месте в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

2.5. К работе не допускаются электропогрузчики, имеющие следующие основные дефекты:

неотрегулированные и неисправные тормоза;

неисправные звуковые и световые сигналы;

трещины в сварных швах рамы и каретки грузоподъемника, вилочном захвате и др.;

цепи с дефектами или износом сверх установленных норм браковки;

шум, треск, скрежет при работе гидросистемы погрузчика;

ослабление креплений противовесов и их некомплектность;

течь в соединениях маслопроводов, гидросистемы и аккумуляторах;

ослабление крепления цепей к раме и каретке грузоподъемника;

отсутствие вращения хотя бы одного катка рамы и каретки;

ослабление крепления звездочек грузовых цепей;

ненадежное крепление пальцев цилиндров;

понижение давления в шинах, наличие на них пробоин, порезов, разрывов и обнажения корда;

другие неисправности, препятствующие нормальной работе электропогрузчика.

2.6. При обнаружении неисправностей, которые невозможно устранить собственными силами с соблюдением всех правил безопасности, установленных для ремонта и технического обслуживания электропогрузчика, сообщить о них непосредственному руководителю или работнику, ответственному за безопасное выполнение работ.

Не приступать к работе на непроверенном и неисправном электропогрузчике.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работы по перемещению грузов производить под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.

3.2. При движении по территории организации необходимо соблюдать Правила движения для водителей транспорта. Эксплуатировать погрузчик следует на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенных в зимнее время от снега и льда, а при гололеде - посыпанных противоскользящим средством.

3.3. Работы производить при хорошем освещении, требовать замены перегоревших электроламп в местах производства складских и погрузочно-разгрузочных работ.

3.4. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у входов и выходов из производственных помещений.

3.5. Не превышать в помещениях организации скорости 5 км/ч; а в узких, загроможденных местах помещений и на поворотах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей - 3 км/ч.

3.6. При появлении людей на пути движения погрузчика, на расстоянии от них не менее 5 м необходимо подавать предупредительный сигнал, а если они не сходят с пути движения, остановить погрузчик.

3.7. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пола (дороги).

3.8. При ограниченном обзоре или плохой видимости осуществлять движение электропогрузчика следует по командам работника, находящегося вне транспортного средства и визуально наблюдающего за обстановкой в зоне движения (маневра) погрузчика.

3.9. При переработке тарно-штучных грузов:

транспортировку мелких штучных грузов производить только в специальной таре, уложенной на поддоны, дающие возможность свободно подводить под них вилы подъемника, или в ящичных поддонах, при этом тару следует загружать не выше уровня бортов;

при переработке крупногабаритных грузов необходимо применять специальные удлинители, надеваемые на стандартные вилы погрузчика, следить, чтобы масса груза не превышала грузоподъемность погрузчика, а удлинители надежно фиксировались на захвате;

применять универсальный захват-кантователь при переработке грузов круглой формы (бочки, рулоны бумаги, барабаны и т.п.);

переработку грузов, имеющих сквозное отверстие (рулоны, бухты, шины и т.п.), осуществлять погрузчиком со штыревым захватом;

применять погрузчики с многоштыревыми захватами для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонах, уложенных горизонтально, легковесных грузов, имеющих отверстия для ввода штырей.

3.10. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед движением вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда существует опасность неожиданного наезда на человека.

3.11. При движении погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничто не мешает.

3.12. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.

3.13. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать его посторонним лицам.

3.14. Постоянно следить по вольтметру за состоянием аккумуляторной батареи, не допускать ее разряда ниже допустимых норм.

3.15. Прежде чем перейти на задний ход, затормозить погрузчик до полной остановки.

3.16. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и на мокрой, скользкой дороге. Постоянно следить за состоянием тормозной системы.

3.17. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался равномерно относительно левой и правой сторон захвата.

3.18. Подводить под поддон вилы грузового захвата следует осторожно. Не производить одновременно подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.

3.19. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного работника.

3.20. Производить захват груза вилочным захватом при наклоне рамы "от себя", поднимать груз - при наклоне рамы "на себя".

3.21. Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.

3.22. Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем выполнить свободный вход и выход вилочного захвата.

3.23. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз, и куда он будет опускаться.

3.24. Подъем и складирование груза производить при условии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной поверхности.

3.25. Необходимо поставить погрузчик на стояночный тормоз перед подъемом и опусканием груза.

3.26. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилы электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

3.27. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон более 3° следует только на заднем ходу и с малой скоростью.

3.28. При транспортировании груза следует поднимать его на высоту не более 200 - 300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника "на себя" производить не полностью.

3.29. Соблюдать осторожность при проезде в узких местах, не задевать штабели грузов при поворотах.

3.30. Во время работы не допускается:

работа на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, со снятой крышкой аккумуляторного ящика;

разрядка аккумуляторной батареи свыше 50% во избежание "залипания" контактов, включающих двигатель, так как это может привести к неуправляемому движению погрузчика;

укладка груза выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения груза;

укладка груза краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

производство подъема и перемещения груза при помощи только одной стороны захвата погрузчика;

прикосновение к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезд на электрические провода, лежащие на земле;

опускание груза на трубопроводы, электрические кабели, временные перекрытия;

подъем и перевозка груза, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;

подъем, опускание и перевозка людей на вилочном захвате погрузчика;

присутствие людей под поднятым грузом;

перевозка грузов в неисправной таре, ящиках, уложенных вверх дном, на боковых или торцевых стенках;

выезд на уклоны более 14°;

резкое торможение погрузчика;

работа вблизи линий электропередачи и под ними;

нахождение (проезд) под поднятым грузом;

передача управления погрузчиком работникам, не имеющим соответствующего удостоверения, или посторонним лицам;

оставлять погрузчик включенным;

оставлять погрузчик в местах движения автомобилей и на полотне железной дороги;

оставлять пост управления погрузчиком при поднятом грузе. Перед тем как отлучиться на короткое время, необходимо опустить вилочный хват и принять меры, исключающие самопроизвольное движение электропогрузчика (установить контроллер в нейтральное положение, вынуть ключ из электрического замка, затормозить погрузчик стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, подложить под колеса специальные упоры).

3.31. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам, и вилочный захват не опускается и не поднимается, сообщить о неполадках работнику, в распоряжение которого выделен погрузчик. Самому водителю эти неисправности устранять не разрешается.

3.32. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При поломке (неисправности) погрузчика, угрожающей безопасности водителя и находящихся рядом работников (особенно при неисправности тормоза, рулевого управления, звукового сигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному работнику, в распоряжение которого выделен погрузчик.

4.2. При возникновении на погрузчике пожара немедленно вызвать пожарную охрану, поставить в известность руководство организации и приступить к тушению огня имеющимися средствами.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться за медицинской помощью, о происшедшем несчастном случае сообщить руководству.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. В конце смены работнику необходимо:

поставить погрузчик на место стоянки, опустить вилочный захват в нижнее положение;

поставить погрузчик на стояночный тормоз;

разомкнуть штепсельный разъем и вынуть ключ из гнезда выключателя оперативной цепи;

провести техническое обслуживание погрузчика (очистить его от грязи, пыли, проверить крепление болтов, отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т.п.). В случае необходимости, закрепить болты, подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона рамы и т.д.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях сделать запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить о них работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

5.3. Вымыть руки теплой водой с мылом, по возможности, принять душ.

ТИ Р М-010-2000 «Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков»

Заместитель министра труда
и социального развития
Российской Федерации

Типовая инструкция
по охране труда для водителей
электропогрузчиков

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельному управлению электропогрузчиком допускаются люди не моложе 18 лет, обученные по программе для водителей электропогрузчиков, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку на данном транспортном средстве под наблюдением опытного водителя; проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

1.3. Перед началом обучения каждому водителю должна быть выдана (под расписку) настоящая инструкция.

1.4. Водители электропогрузчика обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Курить в производственных и вспомогательных помещениях и ни территории предприятий разрешается только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком.

1.5. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы; перемещаемые и складируемые грузы; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; опасное напряжение в электрической цепи; не огражденные вращающиеся элементы оборудования.

1.6. Водитель должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты. Рекомендуемые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты:

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка и брюки хлопчатобумажные, на утепляющей прокладке.

1.7. Водитель обязан знать и соблюдать правила дорожного движения.

1.8. Водитель во время работы должен иметь при себе талон предупреждений. У водителя, нарушившего при работе требования правил техники безопасности, делаются просечки в талоне предупреждений. При трехкратном нарушении одного и того же требования правил безопасности талон предупреждений изымается и водитель направляется на проверку знаний техники безопасности или в квалификационную комиссию. После сдачи экзамена по технике безопасности или после квалификационной комиссии талон выдается вновь.

При наличии в талоне предупреждений трех просечек за различные нарушения водитель направляется в квалификационную комиссию для переаттестации.

1.9. Электропогрузчики, выпускаемые на линию, должны иметь номерной знак и исправные тормоза, рулевое управление, электрический замок и звуковой сигнал.

1.10. При переводе водителя на машину другой конструкции, с которой работник не знаком, он должен пройти практическое обучение по управлению машиной данной конструкции в течение не менее одной рабочей смены.

1.11. Не допускать к управлению электропогрузчиками посторонних лиц.

1.12. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.13. Водитель должен уметь оказать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

1.14. Обученный и проинструктированный водитель несет полную ответственность за нарушение требований инструкции по охране труда согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель электропогрузчика должен: проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загряз-

нений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололедице - посыпаны песком или шлаком.

2.2. Произвести ежесменное техническое обслуживание и проверить:

крепление рычагов управления;

состояние тормозной системы;

наличие и исправность плавких предохранителей;

исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т. п.). Убедиться в работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

крепление колес, состояние шин;

работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

2.3. Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:

отсутствие посторонних предметов;

сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов, пол на рабочем месте должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работы по перемещению грузов производить под руководством должностного работника, в распоряжение которого выделен погрузчик.

3.2. При движении соблюдать Правила движения для водителей транспорта.

Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенным в зимнее время от снега и льда, а при гололеде - посыпанным песком.

3.3. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения.

3.4. Не превышать на территории предприятия скорость 5 км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на поворотах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей 3 км/ч.

3.5. При встрече с пешеходами по пути движения предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если пешеходы не сходят с дороги, остановить погрузчик.

3.6. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.

3.7. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.

3.8. При подаче погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.

3.9. Соблюдать дистанцию во избежание наезда при внезапной остановке. Расстояние до идущего спереди транспорта должно быть не менее 10 м, а на уклонах - не менее 20 м.

3.10. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.

3.11. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.

3.12. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм.

3.13. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо затормозить погрузчик до полной остановки.

3.14. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, скользкой дороге.

3.15. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно их равномерно.

3.16. Подводить вилы грузового захвата под поддон следует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.

3.17. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного лица.

3.18. Производить захват груза вилочным захватом при наклоне рамы «от себя», поднимать груз - при наклоне рамы «на себя».

3.19. Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.

3.20. Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата.

3.21. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.

3.22. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилах электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

3.23. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон свыше 3° только на заднем ходу и с малой скоростью.

3.24. При транспортировании груза поднимать его на высоту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника «на себя» производить не полностью.

3.25. Соблюдать осторожность при транспортировке груза в узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте.

3.2.6. Ставить погрузчик перед подъемом и опусканием груза на стояночный тормоз.

3.27. Устанавливать ящики в штабель по одному или готовыми пакетами.

3.28. Во время работы не допускается:

работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

производить подъем и перемещение груза с помощью только одного захвата погрузчика;

прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;

опускать груз на газо- и паропроводы, электрические кабели, временные перекрытия;

поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;

поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате погрузчика;

допускать присутствие людей под поднятым грузом;

перевозить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках;

выезжать на уклоны свыше 14° и допускать резкое торможение погрузчика;

работать вблизи линий электропередач и под ними;

находиться и проезжать под поднятым грузом;

оставлять погрузчик включенным, ставить его в местах Движения автомобилей и на полотне железной дороги;

покидать пост управления при поднятом грузе. Если необходимо отлучиться от погрузчика, то: опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.

3.29. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом работнику, в ведение которого выделен погрузчик. Эти неисправности устранять самому водителю не разрешается.

3.30. В случае потери электропогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки или неисправности электропогрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окружающих людей (особенно неисправности тормоза, рулевого управления и звукового сигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному лицу, в распоряжение которого выделен электропогрузчик.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить электропогрузчик на место стоянки.

5.2. Опустить в нижнее положение вилочный захват или сменить рабочее приспособление.

5.3. Поставить погрузчик на стояночный тормоз.

5.4. Разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнезда выключателя.

5.5. Произвести осмотр электропогрузчика для подготовки к следующему рабочему дню (очистить его от грязи, пыли, проверить крепление болтов, отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т. п).

5.6. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: обследование зданий, контроль качества строительства, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.

ТИ Р М-010-2000 Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков - скачать бесплатно

ТИ Р М-010-2000 Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков

Заместитель министра труда
и социального развития
Российской Федерации

Типовая инструкция
по охране труда для водителей
электропогрузчиков

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельному управлению электропогрузчиком допускаются люди не моложе 18 лет, обученные по программе для водителей электропогрузчиков, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку на данном транспортном средстве под наблюдением опытного водителя; проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

1.3. Перед началом обучения каждому водителю должна быть выдана (под расписку) настоящая инструкция.

1.4. Водители электропогрузчика обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Курить в производственных и вспомогательных помещениях и ни территории предприятий разрешается только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком.

1.5. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы; перемещаемые и складируемые грузы; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; опасное напряжение в электрической цепи; не огражденные вращающиеся элементы оборудования.

1.6. Водитель должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты . Рекомендуемые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты:

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка и брюки хлопчатобумажные, на утепляющей прокладке.

1.7. Водитель обязан знать и соблюдать правила дорожного движения.

1.8. Водитель во время работы должен иметь при себе талон предупреждений. У водителя, нарушившего при работе требования правил техники безопасности, делаются просечки в талоне предупреждений. При трехкратном нарушении одного и того же требования правил безопасности талон предупреждений изымается и водитель направляется на проверку знаний техники безопасности или в квалификационную комиссию. После сдачи экзамена по технике безопасности или после квалификационной комиссии талон выдается вновь.

При наличии в талоне предупреждений трех просечек за различные нарушения водитель направляется в квалификационную комиссию для переаттестации.

1.9. Электропогрузчики, выпускаемые на линию, должны иметь номерной знак и исправные тормоза, рулевое управление, электрический замок и звуковой сигнал.

1.10. При переводе водителя на машину другой конструкции, с которой работник не знаком, он должен пройти практическое обучение по управлению машиной данной конструкции в течение не менее одной рабочей смены.

1.11. Не допускать к управлению электропогрузчиками посторонних лиц.

1.12. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.13. Водитель должен уметь оказать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

1.14. Обученный и проинструктированный водитель несет полную ответственность за нарушение требований инструкции по охране труда согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель электропогрузчика должен: проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загряз-

нений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололедице - посыпаны песком или шлаком.

2.2. Произвести ежесменное техническое обслуживание и проверить:

крепление рычагов управления;

состояние тормозной системы;

наличие и исправность плавких предохранителей;

исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей. правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т. п.). Убедиться в работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

крепление колес, состояние шин;

работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения );

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

2.3. Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:

отсутствие посторонних предметов;

сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов, пол на рабочем месте должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работы по перемещению грузов производить под руководством должностного работника, в распоряжение которого выделен погрузчик.

3.2. При движении соблюдать Правила движения для водителей транспорта.

Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенным в зимнее время от снега и льда, а при гололеде - посыпанным песком.

3.3. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения.

3.4. Не превышать на территории предприятия скорость 5 км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на поворотах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей 3 км/ч.

3.5. При встрече с пешеходами по пути движения предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если пешеходы не сходят с дороги, остановить погрузчик.

3.6. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.

3.7. Подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.

3.8. При подаче погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.

3.9. Соблюдать дистанцию во избежание наезда при внезапной остановке. Расстояние до идущего спереди транспорта должно быть не менее 10 м, а на уклонах - не менее 20 м.

3.10. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.

3.11. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.

3.12. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм.

3.13. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо затормозить погрузчик до полной остановки.

3.14. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, скользкой дороге.

3.15. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно их равномерно.

3.16. Подводить вилы грузового захвата под поддон следует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот.

3.17. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного лица.

3.18. Производить захват груза вилочным захватом при наклоне рамы «от себя», поднимать груз - при наклоне рамы «на себя».

3.19. Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.

3.20. Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата.

3.21. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.

3.22. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилах электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

3.23. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон свыше 3° только на заднем ходу и с малой скоростью.

3.24. При транспортировании груза поднимать его на высоту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника «на себя» производить не полностью.

3.25. Соблюдать осторожность при транспортировке груза в узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте.

3.2.6. Ставить погрузчик перед подъемом и опусканием груза на стояночный тормоз.

3.27. Устанавливать ящики в штабель по одному или готовыми пакетами.

3.28. Во время работы не допускается:

работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

производить подъем и перемещение груза с помощью только одного захвата погрузчика;

прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;

опускать груз на газо- и паропроводы, электрические кабели, временные перекрытия ;

поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;

поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате погрузчика;

допускать присутствие людей под поднятым грузом;

перевозить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках;

выезжать на уклоны свыше 14° и допускать резкое торможение погрузчика;

работать вблизи линий электропередач и под ними;

находиться и проезжать под поднятым грузом;

оставлять погрузчик включенным, ставить его в местах Движения автомобилей и на полотне железной дороги;

покидать пост управления при поднятом грузе. Если необходимо отлучиться от погрузчика, то: опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.

3.29. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом работнику, в ведение которого выделен погрузчик. Эти неисправности устранять самому водителю не разрешается.

3.30. В случае потери электропогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки или неисправности электропогрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окружающих людей (особенно неисправности тормоза, рулевого управления и звукового сигнала), немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или должностному лицу, в распоряжение которого выделен электропогрузчик.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить электропогрузчик на место стоянки.

5.2. Опустить в нижнее положение вилочный захват или сменить рабочее приспособление .

5.3. Поставить погрузчик на стояночный тормоз.

5.4. Разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнезда выключателя.

5.5. Произвести осмотр электропогрузчика для подготовки к следующему рабочему дню (очистить его от грязи, пыли, проверить крепление болтов. отсутствие подтекания масла из гидросистемы и т. п).

5.6. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

Еще документы скачать бесплатно Интересное