Руководства, Инструкции, Бланки

пигров к.к руководство хором img-1

пигров к.к руководство хором

Рейтинг: 4.1/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Распевание как составная часть работы хормейстера над развитием певческих навыков

Распевание как составная часть работы хормейстера над развитием певческих навыков

Автор: Седлецкая Инна Константиновна

Одной из главнейших задач в работе хорового коллектива является привитие певцам-хористам певческих навыков. Коллектив, не овладевший хотя бы элементарными приёмами певческих навыков, не в состоянии петь легко, чисто, свободно красивым звуком. Такой коллектив, при всём своём желании, не может выразить те мысли и чувства, которые заложены в исполняемом произведении и потому не имеет успеха у слушателей. И в связи с этим опытные руководитель хоров придают работе над певческими навыками в хоре большое значение и уделяют ей много времени.

Приёмы певческой техники прививаются как при помощи специальных упражнений, так и в процессе работы над хоровым произведением. Прививать и развивать у хористов певческие навыки необходимо повседневно, систематически в процессе всей творческой работы хорового коллектива.

Весь процесс вокальной работы начинается с распевания хора и далее продолжается при работе над хоровыми произведениями.

Общеизвестно, что правильно проведённое распевание хора является залогом успеха при разучивании хорового репертуара и исполнении хоровых произведений в концерте. При этом совершенно необходимо помнить, что результаты ощутимы лишь в том случае, если распевание проводится правильно и не формально.

Придавая большое значение главнейшим вокально-хоровым навыкам (чистота интонирования, ансамблевость звучания, звукообразование, дыхание, дикция и др.), мы считаем необходимым раскрыть значение распевания как важной составной части в работе над развитием певческих навыков.

Распевание хора проводится в начале репетиции или перед выступлением в течение 30 – 35 минут. Весь процесс делится на 3 периода:

I. Приведение певческого аппарата в рабочее состояние (разогревание связок).

II. Распевание голосового аппарата по всему диапазону. Сюда же входит и отрабатывание певческих приёмов.

III. Настройка коллектива.

Первым упражнением должно быть такое, которое поможет разогреть связки. Начальное упражнение певцов должно состоять из короткой и простой попевки. Лучше, если его петь сверху вниз т.к. пение сверху более активирует всю певческую систему. Практика показывает, что при первых упражнениях желательнее употребить слог «ни ». Сонорная согласная «Н » при утрированном произношении (ннн ) направляет звук в верхний резонатор (в маску), а буква «И » помогает найти высокую позицию звука. Пение лучше начинать с удобно поющихся нот (примарных), которые находятся в среднем регистре. Сила звучания средняя (mf ), но с некоторым усилением и уменьшением.

Если при пении первого упражнения сразу обратить внимание на все компоненты хоровой звучности (чистота интонации, звук и т.д.), то это вызовет нежелательный психологический результат. После замечаний руководителя по поводу неправильного пения певцы, особенно начинающие, начнут или «стараться» петь, что может вызвать напряжённость и надсадность, или наоборот будут бояться издавать звук вообще. Лучше, если первое упражнение они споют свободно, как могут. В данном случае руководитель обязан быть терпеливым.

Второе упражнение также «разогревающего» типа – движение по хроматизму вверх, поднимая тональности. При его исполнении силу звучания можно немного прибавить. Затем упражнение поётся вниз до исходных тональностей (низкая группа хорового коллектива в нисходящем движении может спеть упражнение несколько ниже исходной тональности). При переходе со слога «НИ» на слог «НО» нужно следить, чтобы поющие не уходили с позиции буквы «И». Нужно напоминать также и о резонированном звуке.

Третье упражнение предназначается для распевания по всему диапазону. Упражнение рекомендуется исполнять по 2 раза в каждой тональности. Это необходимо по следующей причине: если первый раз певцы могут пропеть не очень уверенно, то при повторении, уже ощутив нужную позицию, споют упражнение гораздо увереннее.

Следующим упражнением полезно выбрать такое, которое способствует навыку пения «сверху» широкого интервала (сексты), а также высокого интонирования нисходящей после скачка вверх мелодии. Высокие голоса могут петь упражнение как можно высоко, но в пределах возможного. Полезно напомнить певцам, что при пении нисходящей мелодии у них должно быть ощущение, что они поют мелодию вверх. Это поможет им избежать понижения.

Подобное упражнение требует высокой позиции и хорошей опоры на дыхание. Основание упражнения нужно петь вполголоса, но очень собранным звуком и активно. Звук слегка филируется (т.е. немного усиливается и ослабляется). Верхнюю ноту интервала нужно взять легко, вполголоса, а затем усиливать. При этом нужно следить, чтобы верхний звук был спет «сверху». Нисходящее движение мелодии, которая следует после верхней ноты, нужно спеть с ощущением интонирования вверх и очень активно, в то же время убирая постепенно силу звучания. В случае низкого интонирования интервала сексты, следует применить слог «НИ», после чего подставлять слог «НО», причем этот интервал можно спеть, несколько раз применяя разные слоги, чтобы поющие смогли установить правильную позицию. Использовать слог «НИ» желательно только в среднем регистре. Если возникает необходимость использовать данный слог и в верхнем регистре, то букву «И» нужно петь в сочетании с буквой «Е» / ИЕ / т.е. с повышением регистра букву «И» петь в положении буквы «Е».

После распевания всего диапазона голосов, можно переходить к упражнениям, носящим характер «выстраивания» хора. Например, отрабатывать навык унисонного звучания хоровых партий, или навык постепенного изменения силы звучания. Рекомендуется напомнить поющим о постоянном подтягивании вверх повторяющихся звуков, а также о гладком связном переходе со слога на слог.

Очень полезно в распевании уделить внимание умению чисто интонировать один из трудных интервалов – «секунду». В своё время известный мастер хорового пения профессор К.К. Пигров высказал мысль, что если певцы научились чисто петь интервал большой секунды, то они будут чисто интонировать любое произведение. Упражнение можно петь как открытым, так и закрытым звуком, а лучше чередуя и тот и другой приём звукоизвлечения.

Очень полезно к окончанию распевания спеть какую-либо мелодию с текстом. При пении знакомой мелодии с текстом окончательно выверяется, готов ли хор к занятиям, т.к. певцы будут стараться применить все разученные на предыдущих упражнениях вокальные приёмы.

Также к концу распевания полезно использовать упражнение, выполняющее функцию гармонической (аккордовой) настройки хора. Например, хоровые партии поочерёдно вступают на свои ноты. Сила звучания – вполголоса. Лучше использовать буквы «У», которая является наиболее удобной для тихого пения. По желанию руководителя сила звучания изменяется в сторону увеличения и уменьшения как постепенно, так и внезапно тихо. Можно также менять звук (У, О, А и т.д.)

Рекомендуем помнить о нескольких обязательных правилах при распевании:

  • при пении закрытым звуком звук не должен быть трескучим или гнусавым,
  • гортань и мышцы лица не должны напрягаться и зажиматься,
  • звук нужно посылать в лобовую часть лица, чуть выше переносицы; при этом должна ощущаться некоторая вибрация (дрожание) в области лба и губ,
  • при сомкнутых губах зубы должны быть разжаты, чтобы между ними свободно проходил кончик языка,
  • нижняя челюсть должна быть свободно опущена,
  • при пении нельзя вытягивать шею или отклонять голову назад; при таком положении гортань находится в неестественном положении и издаваемый звук неприятен, трескуч (лучше держать голову прямо или слегка наклонить вперёд, в таком положении звук легче послать в область верхних резонаторов),
  • при пении выдох должен быть ровным, без толчков и активным,
  • звук нужно брать мягко (верхний звук берётся несколько тише, а затем усиливается),
  • распевки должны быть по всему диапазону.

При этом необходимо учитывать, что поставленные вокальные требования довольно трудно выполнить сразу, тем более, если руководитель имеет дело с начинающими певцами. В данном случае от руководителя требуются такие качества, как терпеливость, настойчивость и чуткость. Чуткость должна выражаться в том, чтобы руководитель сумел определить и подсказать певцам приемы пения, которые необходимы им в данный момент. Нужно всегда учитывать эмоциональное и физическое состояние певцов. Певцы-хористы должны получать удовольствие от пения, и, проявляя настойчивость в преодолении какой – либо трудности (например, добиваясь чистой интонации), не «доходили» до изнеможения.

В завершении статьи считаем целесообразным напомнить о том, в каком случае мы можем говорить о неправильном распевании. В чём заключается неправильность распевания?

  1. Если начальные упражнения поются тихим звуком.
  2. Если мелодии попевок для распевания сложны и трудно запоминаются.
  3. Иногда в качестве первого упражнения используются шипящие звуки, в частности, звук «х». Используя этот звук в сочетании с «А», некоторые руководители просят своих певцов делать длинный выдох. Они объясняют, что такой приём способствует выравниванию выдоха и заодно усвоению начала «мягкой» атаки звука. Результатом такого упражнения является «широкий» звук, который в пении не рекомендуются.
  4. Если начальные упражнения поются не унисонно, а аккордом, и при малой силе звучания чередуются закрытый и открытый звук.
  5. Если хормейстер при распевании увлекается сложными гармониями в аккорде с филированием звука.
  6. Если не ведётся работа непосредственно над образованием звука, т.е.:

- звук не округляется

- не используются резонаторы

- не достигнута высокая позиция звучания

7. Если процесс распевания хора занимает не более 10-15 минут и носит характер выстраивания хоровых партий в аккорде, в основном, на малой звучности. После такого распевания хор может стройно петь произведения малой звучности, но стоит звучность прибавить или спеть произведение большой динамической насыщенности, как «картина» резко меняется. Звук становится сиплым, интонация нечистой и, как правило, низкой; поющие быстро устают. А в задачи хорового коллектива входит исполнение произведений различного характера.

Список использованной литературы

  1. Пигров, К. К. Руководство хором / К.К. Пигров. – М. Музыка, 1998 – 215 стр.
  2. Струве, Г. А. Школьный хор / Г. А. Струве. – М. Просвещение, 2004 – 191 стр.
  3. Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. – М. Музыка, 1997 – 150 стр.

Другие статьи

Понятие о хоре - Студопедия

Понятие о хоре

В музыковедческой литературе при характеристике испол­нительства принято вычленять три его составляющих: ком­позитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта — музы­кальный инструмент, с помощью которого исполнитель реа­лизует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отно­шения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соот­ветствии с художественными вкусами и критериями хормей­стера — мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразлич­ным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство свя­зано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамб­ля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапа­зон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафикси­рованы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жан­ре является не только исполнителем, но и автором инструмен­та (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (по­добно настройщику фортепиано).

52 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

В истории отечественного хороведения давалось много оп­ределений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамб­ля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .

«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено коли­чественное и качественное соотношение голосов, обеспечиваю­щее владение всеми элементами хоровой звучности, необходи­мое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .

«Хор — это организованный коллектив певцов. В пони­мании советского слушателя хор — творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого — идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .

«Хором называется такой коллектив, который в достаточ­ной мере владеет техническими и художественно-выразитель­ными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые за­ложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .

«Хор — певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .

«Хор — это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М. 1961. — С. 25—26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. — Л.; М. 1951. — С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. — М. 1957. — С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. — М. 1964. — С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. — 2-е изд.—М. 1983. — С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М. 1980. — С. 124.

представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .

Как видим, в каждом из этих определений акцент делает­ся либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав во­едино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следу­ющую обобщающую формулировку: хорэто вокально организованный исполнительский коллектив, основу ко­торого составляет ансамбль интонационно, динамичес­ки и темброво слитных групп, обладающих художествен­но-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, дос­таточно точно устанавливает отличительные признаки поня­тия, его содержание и границы.

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория — хоры мальчиков — требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5—6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. — М. 1969. — С. 81—82.

54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Пигров к.к руководство хором

Т. И. Позднякова. Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре

В настоящее время среди хормейстеров, работающих с детскими и молодежными хоровыми коллективами, преобладает культивирование так называемого «инструментального» пения, которое выражается в искусственной нивелировке тембров певческих голосов, отсутствии вибрато, ограниченности динамики.

Хормейстеры противопоставляют эту искусственную, так называемую «хоровую» манеру пения естественному звучанию певческого голоса, основными качествами которого в академической манере пения являются ненапряженность, звонкость, полётность, округлость, объемность и «вибратность». Только развивая эти качества в голосе хористов, можно говорить о совершенствовании певческого голоса в процессе хорового пения, иначе хормейстер, решая свои исполнительские задачи без вокального фундамента в хоре, будет только эксплуатировать свой живой музыкальный инструмент, насаждая манеру «напевания», результатом которого чаще всего является горловое пение или пение «на связках».

Человеческий голос – самый выразительный музыкальный инструмент, поэтому сознательное или неосознанное ограничение возможностей этого инструмента в хоре приводит, так сказать, к «общехоровому» его звучанию, к исполнительской усредненности и безликости в пении разностилевой и разножанровой хоровой музыки. Многие недостатки в звучании детских и любительских молодежных хоровых коллективов объясняются именно таким «общехоровым» звуковым фоном, в основе которого лежит горловое пение, приводящие к форсированному звучанию при повышении тесситурных условий, неразборчивости дикции, узкому диапазону нюансировки.

Многолетний опыт работы с учебными хорами позволяет мне говорить о том, что руководитель хора – это, прежде всего, настройщик своего живого инструмента (хорового коллектива) в соответствии со своими вокально-слуховыми и тембровыми представлениями. Руководитель хора является в первую очередь педагогом, решающим проблемы вокального воспитания хористов. Для того чтобы привить хористам эталон певческого академического звука, руководитель-хормейстер должен быть сам достаточно умелым певцом, управляющим своим голосом в зависимости от поставленных художественных задач и умеющим эмоционально-образно воздействовать на поющих в хоре. Хормейстеру необходимо владеть слуховыми, вибрационными и мышечными ощущениями в процессе показа голосом, иметь хорошо развитый вокальный слух.

Руководителю учебного хора не приходится рассчитывать на яркие голоса-тембры. В его задачу входит их воспитание в процессе обучения в хоровом классе. «В тех случаях, когда хор организуется из людей, совсем не певших или певших в хорах невысокой квалификации, хорошо и правильно поставленная систематическая профессиональная учеба певцов приносит отличные результаты» (Пигров, 1964, с. 170).

Какой же методикой должен владеть дирижер-хормейстер для того, чтобы проводить вокальную работу в хоре с наибольшей пользой для голосов хористов и художественного исполнительства? Что поможет ему добиться красоты и мощности звучания хора без чрезмерного перенапряжения голосового аппарата хористов?

Наш опыт говорит об эффективности резонансной техники пения. научно обоснованной профессором В. П. Морозовым.

Теория резонансного пения, профессора В. П. Морозова, изложенная в его новой книге «Искусство резонансного пения», несет в себе очень важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории – принципе максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего (Морозов, 2002).

Являясь первым основным и путеводным принципом резонансного пения, он открывает пути достижения его и в последующих принципах данной теории: принципе озвученного резонирующего дыхания, принципе нецелесообразности использования «связочно-гортанной» терминологии и предпочтительности косвенного воздействия на работу гортани и голосовых связок, принципе использования эмоционально – образных метафорических представлений о резонансных механизмах голосообразования и принципе целостности голосового аппарата.

Резонансная техника пения хористов обеспечивает значительно более высокие эстетические качества хорового звучания. Теория резонансного пения открывает новые горизонты для вокальной педагогики как в сольном, так и в хоровом пении.

Техника резонансного пения имеет в коллективном звучании свою специфику. Раскрывая ее, профессор В. П. Морозов акцентирует внимание на том, что:

1. В хоре необходимо обеспечивать резонансное звучание собственного голоса и согласовывать его со звучанием других голосов. Это зависит от звуковысотного совпадения не только основных тонов голоса отдельных певцов, но и от их обертонов, т. е. обуславливается своеобразным резонансом обертонового состава голоса хористов.

2. Ввиду значительной маскировки голоса каждого из хористов голосами других певцов, возрастает роль внутренних ощущений певцом собственного процесса звукообразования. Вибрационные резонансные ощущения обеспечивают певцу хороший контроль голоса в условиях затрудненного слухового самоконтроля.

Исходя из этой специфики, основными задачами вокальной организации хора для хормейстера будет тренировка хористов в слиянии тембров на основе совпадения обертонов голосов и специальная ориентация их на собственные вибрационные ощущения, на развитие виброчувствительности.

Под вокальной организацией хора мы понимаем не просто распевание, тренировку голосовых связок и разогрев голосового аппарата хористов, а настрой их голосового аппарата на активизацию резонаторной системы. Мы акцентируем внимание в первую очередь на включение в голосообразование хористов верхних и нижних резонаторов, используя при этом фонетический и эмоционально-образный методы.

Процесс вокального настроя хора условно делим на 3 этапа.

1. Настройка на головное резонирование, способствующая появлению в голосе высокой певческой форманты, обеспечивающей вокальному звуку высокую позицию, полётный, несущийся в зал звук. Головное резонирование связано с верхними резонаторами, расположенными над связками (полости глотки, рта, носа и его придаточные пазухи). Управление подвижными резонаторами (полости рта и глотки или ротоглоточный рупор) связано с изменением их формы и объёма. Это так называемый певческий зевок или купол, способствующий увеличению объёма ротовой полости и входа в глотку. В основу вокальных понятий, используемых при настройке на головное резонирование, мы вводим эмоционольно-образную терминологию резонансного пения (близкий звук, близкая позиция, головное звучание, высокая позиция, опора звука, опора дыхания и т. д.). Все эти специфические термины связаны с процессом резонирования (резонаторные ощущения или вибрационные). Настройку на головное резонирование производим в тесситуре выше средней и высокой (от си-бемоль 1 октавы до соль-ля 2 октавы у женщин и на октаву ниже у мужчин).

Используем данную тесситуру, потому что на этой высоте вибрационные ощущения локализуются в области лба и головы.

Для проявления резонаторных или вибрационных ощущений в области головы используем сочетание «певческого зевка» или «купола», обеспечивающего положение нёба и глубокую дыхательную основу, с близкой вокальной позицией и с формированием согласных на кончике языка и губ. В качестве инструмента овладения резонансной техникой пения используем эмоциональный настрой, пробуждаем воображение, которое опосредованно воздействуют на певческую установку. Углублению певческого дыхания и натяжению диафрагмы с помощью нижних ребер во время вдоха способствует настрой на состояние лёгкого удивления, восхищения, радостного изумления, вдыхание аромата цветка. Короткое, «острое» звучание в штрихе стаккато способствует вибрационным ощущениям в голове и является наиболее простым в звукообразовании. Для проявления близкой вокальной позиции используем йотированную гласную «ю», слоги «зи», «кви», «ква». В пении по нисходящему трезвучию особое внимание уделяем тембральной ровности звучания, переносу высокой позиции на нижние звуки.

Создаём образ посыла звука в одну точку.

Очень эффективным упражнением в настрое на головное резонирование является пение закрытым звуком с открытым ртом, при хорошо сформированном куполе, и дальнейшем переводе закрытого звука на гласные «а» и «и» в нисходящем движении на легато. В процессе настроя хористов на головное резонирование применяем сонорные согласные «н», «м», «л». В сочетании с гласными «и», «а» они во многом решают проблему возникновения вибрационных ощущений в области передней части твёрдого нёба, а также в полости носа и его придаточных пазух. Одновременно этими упражнениями решается и технология пения сонорных согласных, влияющая на дикцию хора.

Возможно использование упражнений по трезвучию в поступенном нисходящем движении на «ма», «на» с распевом гласной. Вопросительная интонация исполнения этих упражнений помогает удержать перенос резонаторных ощущений с верхнего тона на нисходящие. Затем поём упражнения в восходящем движении, настраивая нижний звук на позиционное ощущение верхних тонов («со лба»).

2. Настройка на грудное резонирование.

К нижним резонаторам относятся (грудная клетка, трахея и бронхи). Для эмоционального настроя используем образ торжественности, пафоса, суровости, величественности и т. п. В динамике mf поём на слоги «ро», «ре», «ри», «ра», «ды», «ди» от ми первой октавы в нисходящем движении у женщин (на октаву вниз у мужчин) по основным ступеням трезвучия и в поступенном движении с распевом гласных в штрихе нон легато и маркато. Используем данную тесситуру, потому что на этой высоте вибрационные ощущения локализуются в области груди. В движении вниз возможны ограничения у высоких голосов (первое сопрано и тенора) до соль малой октавы у женщин (октавой ниже у теноров). Очень важно при активизации резонаторных ощущений в груди стараться удержать и головные вибрационные ощущения.

3. Настройка на смешанное резонирование в разных тесситурных условиях. Для этого используем упражнения в восходящем движении по основным звукам развёрнутого трезвучия и в поступенном восходящем движении в штрихе стаккато и легато. Применяем динамику mf на слоги «ро», «ра», «мо», «ма». Степень превалирования грудных и головных резонирующих ощущений напрямую связана с тесситурными условиями и индивидуальными особенностями певческих голосов.

В процессе вокальной организации мы унифицируем индивидуальные особенности поющих, приводя их к общему знаменателю. В восходящем движении упражнений от малой октавы у женщин (на октаву ниже у мужчин) превалирование грудного резонирования возможно до ми-фа 1 октавы, а далее до ля первой октавы (октавой ниже у мужчин) стараемся сохранять грудные и головные вибрационные ощущения. Пение в более высоких тесситурных условиях связываем с усилением ощущений головного резонирования, увеличением» купола» и опорой дыхания. Воображением рождаем образ «пружины внутри поющего» или образ «поддерживающего груз человека, крепко опирающегося на ноги под его давлением», или «дерева, корнями прорастающего вглубь земли». Все эти образы создают направленность опоры звука вниз, рождают ощущения звука по вертикали, по всему туловищу, от головы до ног.

Разумеется, этими образами-представлениями не ограничивается арсенал многообразных средств воздействия дирижера на формирование резонансной техники пения. У каждого дирижера могут быть и другие образные представления. Важно только, чтобы они способствовали овладению хористами резонансной техникой, что в конечном итоге открывает новые возможности и для решения художественно-исполнительских задач хорового искусства.

В результате поэтапной вокальной организации хора на основе резонансного пения рождается звук, приближенный к эталону академического певческого тона: звонкий, полётный, округлый, объёмный, «вибратный», ровный по всему диапазону и ненапряженный, за чем надо постоянно следить!

Учитывая особенности поступающего студенческого контингента в хор (женские голоса в большинстве сопрано, а мужские – баритоны), комплектация партий в учебном хоре проводится не всегда с учётом природы голоса.

Зачастую в партии альтов поют сопрановые голоса, а в тенорах баритоны, и если им не предоставлять возможность в процессе вокальной организации петь в высокой и низкой тесситуре, то можно затормозить их певческое развитие, поскольку партия альтов не способствует развитию диапазона вверх, а партия теноров – вниз. Поэтому в вокальном настрое участвуют одновременно все партии с ограничениями только на крайних нотах общехорового диапазона, как внизу так и вверху.

Мы понимаем вокальную организацию в хоре как сознательное формирование дирижёром резонансной техники пения у хористов, степень совершенства в овладении которой является основным показателем вокальных возможностей хорового коллектива и служит базой для всех основных компонентов хоровой звучности и художественного исполнительства.

Мы считаем, что вокальное воспитание в учебном хоре может продуктивно осуществляться только тогда, когда поющие в хоре студенты являются сознательными созидателями качества звучания (уменье управлять резонаторной системой своего голосового аппарата) и творческая установка руководителя подкрепляется их художественно осознанной волей.

Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально-образные представления – это эффективный путь воспитания оптимальной певческой техники, прежде всего – особой психологии пения, которая как воздух необходима каждому хормейстеру в вокальной работе с хоровым коллективом.

Морозов В. П. Вокальный слухи голоса. М.-Л. Музыка, 1965.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М, 2002.

Пигров К. К. Руководство хором. М. 1964.

Позднякова Т. П. Взаимодействие вокальной и мануальной технологии дирижёра в процессе распевания учебного хора (из опыта работы) // Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании: Сборник научно-методических трудов. Иркутск: ИГПУ, 2003.

Сафонова В. П. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора) // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Научно-методические материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка». М. 1999.

Читать книгу Резонансная техника пения и речи

Текст книги "Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь - Коллектив Авторов "

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .

Мы понимаем вокальную организацию в хоре как сознательное формирование дирижёром резонансной техники пения у хористов, степень совершенства в овладении которой является основным показателем вокальных возможностей хорового коллектива и служит базой для всех основных компонентов хоровой звучности и художественного исполнительства.

Мы считаем, что вокальное воспитание в учебном хоре может продуктивно осуществляться только тогда, когда поющие в хоре студенты являются сознательными созидателями качества звучания (уменье управлять резонаторной системой своего голосового аппарата) и творческая установка руководителя подкрепляется их художественно осознанной волей.

Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально-образные представления – это эффективный путь воспитания оптимальной певческой техники, прежде всего – особой психологии пения, которая как воздух необходима каждому хормейстеру в вокальной работе с хоровым коллективом.

Литература

Морозов В. П. Вокальный слухи голоса. М.-Л. Музыка, 1965.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М, 2002.

Пигров К. К. Руководство хором. М. 1964.

Позднякова Т. П. Взаимодействие вокальной и мануальной технологии дирижёра в процессе распевания учебного хора (из опыта работы) // Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании: Сборник научно-методических трудов. Иркутск: ИГПУ, 2003.

Сафонова В. П. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора) // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Научно-методические материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка». М. 1999.

Т. И. Позднякова. Вокально-педагогические взгляды профессора Б. Г. Крестинского в свете резонансной теории пения

В апреле 1986 года, ровно 20 лет назад, я проходила стажировку на кафедре хорового дирижирования в Горьковской консерватории. Одной из наиболее интересующих меня тем была тема вокальной работы в хоре. Все разговоры с дирижерами кафедры о вокале увязывались с именем профессора Крестинского Евгения Григорьевича, который был в то время легендарной личностью в консерватории.

Мне посчастливилось встретиться с Евгением Григорьевичем на мастер-классе, где он рассказывал о своих вокально-педагогических методах. После мастер-класса я попросила Евгения Григорьевича дать мне переписать тезисы его лекционного материала, которые у него были в печатном виде. Я переписала все дословно, поскольку очень заинтересовалась его методами вокальной работы и была под впечатлением от результатов его педагогического мастерства. Отличительной особенностью студентов его вокальной школы был свободный, объемный, полнокровный, льющийся певческий звук, который не имел на своем пути никаких преград.

В процессе своей практической деятельности многое из вокально-педагогических методов Е. Г. Крестинского становилось мне все более понятнее и доступнее. Я руководствовалась его методами вокальной работы как в индивидуальной форме обучения взрослых любителей пения и детей (вокальная народная самодеятельная студия «Мелодия»), так и в групповой форме (учебные и любительские хоровые коллективы).

На тот период времени вокально-педагогические взгляды Е. Г. Крестинского, как и многих других выдающихся вокальных педагогов, использующих в своей практике веками наработанные эмпирическим путем методы, не были подкреплены научной теорией, помогающей осознать «тот особый мир субъективных представлений об объективно происходящих в голосовом аппарате резонансных процессах» (Морозов, 2001, с. 14 ).

Не могу передать своего рода творческий восторг, который я почувствовала, когда прочитала информационные материалы о новой книге для вокалистов В. П. Морозова «Резонансная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов». Эта брошюра послужила для меня импульсом к прохождению стажировки в 2004 г. у автора этой книги профессора В. П. Морозова, после которой я получила «ключ» к разгадке вокальных методов Е. Г. Крестинского и других выдающихся вокальных педагогов, создавших особую эмоционально-образную профессиональную терминологию и психологию резонансного пения.

Резонансная теория искусства пения – это новая психофизиологическая концепция профессионального певческого голосообразования, основанная на научно-экспериментальном доказательстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата в формировании высоких технических и эстетических качеств голоса, а также на обобщении опыта выдающихся мастеров вокального искусства – певцов и вокальных педагогов.

Резонансная теория искусства пения объясняет возможность достижения при минимальных физических напряжениях органов голосообразования большой силы певческого голоса, красоты тембра, звонкости, полётности звука, высоких фонетических качеств вокальной речи – дикции, легкости и неутомимости голосообразования.

Теория резонансного пения профессора В. П. Морозова, изложенная в его книге «Искусство резонансного пения», несет в себе очень важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории – принципе максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего (Морозов, 2002).

Являясь первым основным и путеводным принципом резонансного пения, он открывает пути достижения его в последующих принципах данной теории: принципе озвученного резонирующего дыхания, принципе нецелесообразности использования «связочно-гортанной» терминологии и предпочтительности косвенного воздействия на работу гортани и голосовых связок, принципе использования эмоционально – образных метафорических представлений о резонансных механизмах голосообразования и принципе целостности голосового аппарата.

Практический аспект теории резонансного пения заключается в том, что она возникла из практики выдающихся певцов и вокальных педагогов.

Педагогические взгляды Е. Г. Крестинского очень созвучны основным принципам резонансного пения, в чем можно убедиться, познакомившись с ними. Хочу привести тезисы его лекционного учебного материала.

«Стереотип правильного певческого голосообразования:

1. Сочетание высокой позиции и низкой опоры дыхания с «близким словом».

2. Умелое использование трех резонаторов (головного, грудного, гортани).

3. Особый «певческий зевок», который позволяет с одной стороны, обеспечить высокое положение неба, а с другой – глубокую дыхательную опору и, как следствие, освобождение гортани от зажатия (гортань займет удобное для данного голоса положение).

Упругое выпрямление спины, вдох низко «в спину», на уровне поясницы, и задержка дыхания. Преимущества: невозможность форсирования звука, экономный расход воздуха при выдохе, ощущение внутреннего резонирования в груди, певец дышит незаметно и бесшумно.

Каждый певческий звук брать одновременно как бы «сверху» и у «корней зубов». Звук берется как бы «сверху» с «точки надо лбом», нёбо приподнимается, образуя некий «купол». Поднимается мягкое нёбо, но по ощущениям «купол» образует как бы твердое нёбо. «Купол» должен начинаться с «точки надо лбом», по ощущениям прилегать как бы изнутри к носу и щекам, т. е. к тому, что итальянцы называют «маской». Именно на этой части «купола» певец должен ощущать звук.

Прием, способствующий нахождению точного места, куда посылается звуковая струя, – это пение «немым» звуком с обязательно открытым ртом. Пение «немым» звуком с открытым ртом – прием, наталкивающий на точное ощущение головного резонирования. Ощущение твердого неба снимает лишнюю нагрузку со связок и регулирует экономный выдох.

Пение с «закрытым» ртом не только бесполезно, но и рискованно, оно приводит к зажатию вокального аппарата.

Исходя из этого, становится понятной несвоевременность требования «близкого» звука на раннем этапе обучения, когда еще не сформировалось ощущение «купола», иначе звук будет плоским, горловым, необъемным.

Соединению купола с диафрагмой способствует певческий «зевок», который, с одной стороны, позволяет точнее почувствовать небо, как нечто подвижное, а с другой – создает ощущение «внутренней пустоты», глубины опоры и освобождения гортани от зажатия.

«Зевок» играет служебную роль. На средних тонах певческого диапазона «зевок» должен ощущаться как легкое удивление, «улыбка в горле». С увеличением высоты звука, требующей более высокого ощущения «купола» и ощущения более низкой опоры, должен, соответственно, увеличиваться и «зевок».

В оформлении каждого певческого звука участвуют головной и грудной резонаторы. Огромная роль головного резонирования: не будет «купола» – не будет и правильного эластичного дыхания. Звук в голове всегда должен оформляться «узко», а в горле – «широко». Это означает, что в вершине «купола» певец всегда представляет звук «уже» того, который поет: в горле «а» – во лбу «о», в горле «о» – во лбу «у» и т. д.

Принцип исполнения упражнений: при каждом ходе мелодии вверх нужно постепенно увеличивать «зевок» и «опирать звук на диафрагму», а при каждом ходе мелодии вниз – сохранять «зевок», т. е. состояние положения вдоха, удержать высокую позицию до конца упражнения, не забывая при этом о глубокой дыхательной опоре и медленном выдохе.

Есть совершенно определенное правило: мужские голоса при переходе в верхний головной регистр «зауживают» звуки в головном резонаторе (о-у, а-о, э-и), женские голоса «округляют» верхние звуки в головном резонаторе и, переходя в грудной, должны умело пользоваться смешанным резонироваанием «головы с грудью».

При подходе к переходным звукам я «прикрываю» голос ученика раньше. Уметь петь переходные звуки и открытой, и крытой манерой обогащает звуковую палитру певца.

У женщин возрастает роль головного резонирования и зевка. Крайние верхние звуки диапазона у женщин берутся особым приемом, при этом купол достигается предельной высоты, зевок становится больше, затылок как бы «отодвигается назад», верхние зубы как бы «идут вперед» (туда и направляется активно звук, рот открывается больше, шире, опора при этом низкая).

Филирование считается одним из признаков вокального мастерства. Тот, кто не филирует, не является обученным певцом-музыкантом. При филировании необходимо удерживать «грудную опору» звука и «низкую опору» дыхания, сохраняя при этом предельно высокую точку головного резонирования, во избежание так называемого «петуха» – срыва.

Особое место занимают упражнения для развития колоратурной техники. Мелкие морденты, форшлаги, трели исполняются специальным приемом – не «куполом» и не на глубокой дыхательной опоре, а гортанью, которой певец издает нечто вроде звука h (латинская), используя придыхание. Следующий за украшением протяжный звук берется как обычно, на более глубокой опоре.

Суть вокально-педагогических методов Е. Г. Крестинского, не без чувства юмора, выразил в стихотворной форме ко дню рождения учителя его ученик Юрий Шкляр, впоследствии солист Ленинградской оперы:


Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощущайте точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться,
Вздох короткий как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опирать,
Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать,
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы»,
Не рычите, словно зверь,
Открывайте мягко дверь.
Что такое верх прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти.
Надо к «е» приблизить «и».
«А» – где «о», а «о» – где «у»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите, —
И не слушать никого,
Кроме деда одного. [59] 59
Шкляр, 2010.

Вокально-педагогические методы профессора Е. Г. Крестинского, по сути, указывают путь к оптимальной настройке певческого голоса и раскрывают технологический процесс резонансного пения. Они предназначены для взрослых певцов, но могут быть адаптированы и использованы в работе с детьми, с учетом их возрастных особенностей.

Литература

Морозов В. П. Резонансная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов. М. 2001.

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М. 2002.

Шкляр Ю. Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста. СПб. Композитор, 2010.

Яковенко С. Б. Парадоксы вокальной школы // Музыкальная жизнь. 1993. № 12.

В. П. Морозов. Г. М. Сандлер – выдающийся хормейстер и вокальный педагог[60] 60
По материалам статьи: Морозов В. П. Григорий Моисеевич Сандлер – выдающийся мастер хорового bel canto // В кн. Рыцарь хорового bel canto: Воспоминания о Григории Сандлере / Сост. Е. Г. Родионова. СПб. Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2011. С. 130–153.

Я хочу, чтобы мой студенческий хор Ленинградского университета не отличался по качеству от моего профессионального хора Ленинградского радио и телевидения.

Дорогой Маэстро! Сегодня передавали по радио Ваш. концерт хора студентов Ленинградского университета. Прежде всего, это не самодеятельность, а высокий профессионализм, наличие большой вокальной культуры… Петь хором час и нигде не «угикнуть» открытым, вульгарным, обнаженным звуком, не прибегая к частушкам, а исполняя большой и разнообразный репертуар a capella, интонационно безукоризненно, где мысль читается и форма не нарушается, – это хорошо. Это восхитительно!

С уважением, И. Козловский, нар. арт. СССР, 26.03–1955

(фрагмент письма Г. М. Сандлеру)

В мои студенческие годы в Ленинградском университете (1950–1955) мне довелось и посчастливилось петь в университетском хоре под руководством Григория Моисеевича Сандлера. Я не ошибусь, если скажу, что для всех нас, кто пел в хоре Сандлера, – это были удивительно радостные, поистине золотые дни нашей юности. Это была замечательная резонансная (как я сейчас уже могу сказать) школа пения в дополнение к нашему университетскому образованию.

Что касается лично меня, то встреча с Сандлером фактически предопределила мою судьбу как профессионального исследователя певческого голоса и именно – его резонансной природы, чему в науке о певческом голосе не уделялось должного внимания.

Вместе с тем Г. М. Сандлер, как выдающийся мастер обучения резонансной технике пения, добился, казалось бы, недостижимых, фантастических результатов – наш студенческий хор Ленинградского университета, по отзывам крупнейших музыкантов (см. эпиграф и ниже), достиг высокого профессионального уровня.

Рис. 1. Выступление университетского хора Г. М. Сандлера в Большом зале Ленинградской филармонии (1954). Выступления хора на такой престижной сцене, как Большой зал Ленинградской филармонии, концертный зал «Эстония» в Таллине (рис. 2) были для всех нас вдохновляющей наградой (В. П. Морозов – шестой справа во втором ряду сверху и в первом ряду на рис. 2. Солист – Олег Сорокин. Фотоаппаратом автора снимали по моей просьбе П. Боровой и А. Юнгхейт).

Я держу в руках один из четырнадцати дисков с записями исполнения хором Сандлера двух труднейших хоровых произведений – Мессы ля мажор классика французской музыки Сезара Франка (1858 г.) и кантаты Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» (1884) на слова поэмы А. К. Толстого «Иду в неведомый мне путь…», посвященной композитором памяти Н. Г. Рубинштейна. Трансляционная запись Петербургской студии грамзаписи из зала Государственной академической капеллы (1989 г.), звукорежиссер Феликс Гурджи и запись трансляции из Большого зала Санкт-Петербургской филармонии (1968 г.) из архива Григория Сандлера.

На вкладке к диску с фото Г. М. Сандлера – краткая аннотация-характеристика его хора. Предоставим слово автору аннотации.

«Перед вами записи уникального коллектива – хора студентов Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета, основанного в 1949 году выдающимся мастером хорового искусства Григорием Моисеевичем Сандлером.

Этот коллектив, деятельность которого поддерживали все современные ему ректоры университета (А. Д. Александров, К. Я. Кондратьев, С. П. Меркурьев, Л. А. Вербицкая), завоевал не только всесоюзную, но и международную славу, выступая на различных престижных фестивалях страны и Европы в 1950–1980-е гг. покоряя слушателей содержательностью программ, убедительностью трактовок, эмоциональностью, безупречностью интонации, слитностью и красивым неповторимым звучанием. Фундаментом всех достижений хора была тщательная вокальная работа с исполнителями одаренного педагога-вокалиста Григория Сандлера.

Уникальность университетского хора в том, что, хотя каждый год по естественным причинам происходило обновление его состава, он при этом не терял высочайшего профессионализма и с успехом выступал в ответственейших филармонических концертах, в том числе и с оркестрами Ленинградской филармонии. Хор под бессменным руководством Григория Сандлера в течение 45 лет исполнил около 2000 произведений a'capella русской и зарубежной классики, народных и современных песен, монументальных шедевров вокально-симфонической музыки и по праву может считаться национальным достоянием. Его искусство высоко оценили такие выдающиеся музыкальные деятели, как К. Орф, И. Козловский, Г. Эрнесакс, К. Зандерлинг, К. Элиасберг, К. Иванов, Г. Рождественский, И. Маркевич, Г. Свиридов, Д. Китаенко, Е. Светланов, Ю. Темирканов и многие другие, сотрудничавшие с хором Ленинградского университета.

По статусу самодеятельный, а по сути это был высокопрофессиональный коллектив, который мог исполнять хоровые сочинения любой трудности, будь то народные песни или труднейшие акапельные произведения Баха, Танеева, Рахманинова или Шостаковича. На данном компакт-диске запечатлены раритеты хорового репертуара – Месса ля мажор Франка и кантата "Иоанн Дамаскин" Танеева. Сочинение Франка исчезло из концертных репертуаров почти на столетие. Хор студентов Ленинградского университета под управлением Г. Сандлера возродил Мессу для слушателей и стал единственным из отечественных хоров, который включил Мессу в свой репертуар и сделал ее запись.

Исполнение кантаты Танеева требует от его участников не только высочайшего профессионализма, но и глубокого проникновения в ее содержание. Хор студентов Ленинградского университета под руководством Григория Сандлера превосходно справляется с этими задачами. И вновь он едва ли не первый, кто после более чем полувекового перерыва обратился к этому шедевру русской музыки.

Представленные на этом компакт-диске записи убеждают, что существование университетского коллектива во главе с таким музыкантом – золотая страница в музыкальной культуре не только нашего города, но и всей России». Андрей Петропавлов.

Рис. 2. Выступление студенческого хора Ленинградского университета в Концертном зале «Эстония», Таллин, 1954 г. Зал и хор аплодируют Г. М. Сандлеру. См. также подпись к рис. 1

Студенческий хор ЛГУ на профессиональной сцене – данный феномен, для многих удивительный, требует объяснения. Тем более что состав хора не был постоянным, а каждый год обновлялся почти на 30 %; на смену окончивших ЛГУ хористов приходили новые студенты. «Голоса у вас не шаляпинские, – говорил Сандлер новичкам, – но вы должны петь не хуже Шаляпина! В консерватории учат петь пять лет, а мы должны с вами научиться за три-пять месяцев. Нас ждет сцена!» Столь быстрое превращение студентов – физиков, математиков, биологов в профессионально звучащий хор казалось немыслимым, но Сандлер добивался этого. После обещанного перерыва хор выступал уже в частично новом составе.

Причины (объяснение) такого чудесного превращения наших «не шаляпинских» голосов в профессионально звучащий хор состояла в том, что Сандлер, во-первых, сам великолепно владел резонансной техникой пения, знал ее сущность, а во-вторых – умел научить резонансному пению каждого из хористов, в том числе и свою дочь Елену Сандлер, о чем она пишет в своих воспоминаниях об отце (см. ее статью в данном издании).

В мае 2010 года Елена Григорьевна сообщила мне, что готовится книга воспоминаний к 100-летию со дня рождения Г. М. Сандлера и просила «…научно разобрать методику работы Сандлера с хором. Ведь он добивался чистейшего и наполненного звука хора именно требованием петь в резонатор и на дыхании», – пишет она не без оснований, так как пропела в хоре Сандлера 20 лет.

Феномен Санлера как выдающегося хормейстера и педагога, его огромное творческое наследие, – а это тысячи звукозаписей его хоров и тысячи воспитанников, прошедших под его руководством школу резонансного пения, среди которых немало профессиональных хормейстеров и солистов, – несомненно, нуждается в научном исследовании с позиций разных музыковедческих, гуманитарных и естественных наук.

В данной статье я кратко коснусь «творческой родословной» Сандлера как мастера резонансной техники, т. е. его замечательных учителей, объективных акустических особенностей звучания его хоров и эмоционально-образных методов его работы с хором (с психофизиологических позиций).

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .

Читаешь книги? Зарабатывай на этом!

Пиши комментарии, отзывы на книги и получай по 7 рублей за комментарий.

1. Комментарии/отзывы длиной не менее 30 слов.
2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах .
Уникальность должна быть от 85% и выше.
3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.
4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.
5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

1. Оплата после 10 комментариев.
2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.
3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

1. Комментируйте новые книги (2015/2016 года издания).
2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.
3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

Пишите администратору группы - Сергею Макарову - написать