Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция егэ по физике img-1

инструкция егэ по физике

Рейтинг: 4.0/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Элективный курс - Готовимся к ЕГЭ по физике

Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике". 10-й класс

Программа элективного курса, 34 ч (10-й класс) 1. Пояснительная записка

Одна из проблем профилизации старшей школы в сельской местности – малое количество учащихся, недостаточное для комплектования профильного класса. Наша школа, как и большинство школ в России, пошла по пути обучения детей в универсальных классах без определённого профиля, где физика изучается на базовом уровне. Удовлетворить в этих условиях запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне для сдачи ЕГЭ, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый. Эти курсы будут максимально эффективными, если повышение уровня обучения будет достигаться не столько расширением теоретической части курса физики, сколько углублением его практической стороны за счёт решения разнообразных задач.

1.1. Целью элективного курса является:

– обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике с целью получения аттестата о среднем образовании (эта часть программы предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровней).

Задачи элективного курса:

  1. Углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
  2. Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.
  3. Создать учащимся условия для более качественной подготовки к контрольным работам по физике и ЕГЭ по физике.
  4. Обеспечить преемственность и связи физики с другими учебными дисциплинами.
  5. Воспитание воли и аккуратности, настойчивости в достижении цели и преодолении трудностей.
  6. Развитие логики, абстрактного мышления, самостоятельности приёма решений.

В результате прохождения элективного курса к учащимся предъявляются ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, за­кон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внут­ренняя энергия, абсолютная температура, средняя кине­тическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механи­ки, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнит­ной индукции;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказав­ших значительное влияние на развитие физики;
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать вы­воды на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и экспери­менты являются основой для выдвижения гипотез и тео­рий, позволяют проверить истинность теоретических вы­водов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказы­вать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использо­вания физических знаний: законов механики, термо­динамики и электродинамики в энергетике;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащу­юся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электро­приборов;
  • оценки влияния на организм человека и другие орга­низмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окру­жающей среды.

1.2. Методические особенности изучения курса.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции же предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому они носят обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок. В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической моделей рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач: в стандартных ситуациях – для сдающих ЕГЭ с целью получения более высокого балла, а в изменённых или новых ситуациях – для желающих сдать экзамен на профильном уровне. При решении задач рекомендуется широкое использование аналогий, графических методов, физического эксперимента. Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. Распределение часов для изучения различных разделов программы может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

1.3. Формы и виды самостоятельной работы и контроля.

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения заданий. Объём задания должен составлять 7–10 задач (1–2 задачи повышенного уровня с кратким ответом, типа В. 1–2 задачи повышенного или высокого уровня с развёрнутым ответом, типа С. остальное – задачи базового уровня с выбором ответа, типа А ).

Оценивать динамику освоения курса учащимися и получать данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса следует, проводя:

– текущие десятиминутные мини-контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа;

– получасовые контрольные работы-тесты по окончании каждого раздела;

– итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Оценки учащимся выставляются в журнал по предмету «физика»

2. Содержание разделов программы.

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: сила тяжести, сила упругости, сила трения, сила гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли – приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

2.2. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч.).

Статистический и динамический подходы к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчёт КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

2.3. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (11 ч).

Электростатика. Напряжённость и потенциал электростатического поля точечного и распределённого зарядов. Графики напряжённости и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа. Шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Рекомендуемая литература Сборники задач
  1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М. Просвещение,
  2. Касьянов В.А. Мошейко Л.П. Ратбиль Е.Э. Физика. Тетрадь для контрольных работ. 10–11 кл. Базовый уровень. – М. Дрофа, 2005.
  3. Физика. Контрольные измерительные материалы. Единый государственный экзамен. – М. Просвещение, 2001–2012.
Учебники и учебные пособия
  1. Касьянов В.А. Физика. 10–11 кл. Профильный уровень.– М. Дрофа, 2009.
  2. Мякишев Г.Я. Физика 10–11 кл. – М. Дрофа, 2005-12 г.
  3. Сборники ФИПИ. Готовимся к единому государственному экзамену по физике.– М. Дрофа, 2004-12 годов издания.

© ИД «Первое сентября». 2003–2016
Цифровые технологии в образовании

Адрес: ул. Киевская, 24. Москва. Россия. 121165. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Другие статьи

Рабочая программа по физике (11 класс) на тему: Программа ИГЗ для 11 класса - quot; Подготовка к ЕГЭ - quot

Рабочая программа по физике (11 класс) на тему:
Программа ИГЗ для 11 класса "Подготовка к ЕГЭ"

Литература для учителя

  1. Орлов В. А. Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М. Просвещение, 2008.
  2. Орлов В. А. Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М. Просвещение, 2008.
  3. Вьюн В.И. Олимпиады по физике. Ханты – Мансийск, 2008
  4. Закурдаева С.Ю. Камзеева Е.Е. Практикум по подготовке к ЕГЭ-Москва:Вентана-Граф, 2006
  5. ЕГЭ -2010, ЕГЭ-2011, ЕГЭ – 2012, ЕГЭ – 2013, ЕГЭ -2014, ЕГЭ-2015, ЕГЭ-2016.
  6. Интернет-ресурсы.

Литература для учащихся

  1. Кабардин О. Ф. Орлов В. А. Зильберман А. Р.Задачи по физике. М. Дрофа, 2009.
  2. Закурдаева С.Ю. Камзеева Е.Е. Практикум по подготовке к ЕГЭ-Москва:Вентана-Граф, 2006
  3. ЕГЭ -2011, ЕГЭ-2012; ЕГЭ – 2014, ЕГЭ-2015, ЕГЭ-2016.
  4. интернет – ресурсы: http://ege.edu.ru ;. http://www.fipi.ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для подготовки уч-ся 11 кл. к ЕГЭ.

Цель курса: Подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку. Задачи курса: 1) Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по русскому языку, 2) Помощь.

p < margin-bottom: 0.21cm; > Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках.

Программа курса по выбору «Подготовка к ЕГЭ по математике. Систематизация материала по разделам математики» для обучающихся 11 класса (68 часов)

Программа курса по выбору 11 класс (68 часов).

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа.

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии

Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии», 34 часа.

Программа элективного курса - форма подготовки к ЕГЭ по биологии.Цель программы: Создать условия для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по билогии чере.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к ЕГЭ по математике» для 11 класса составлена в соответствии с тематикой заданий ЕГЭ, предусматривает повтор.

Единый государственный экзамен по физике

??_______?? __________________ 2003 ?.

Единый государственный экзамен по физике

Демонстрационный вариант 2004 ?.

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть 1 содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа? из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 5 заданий (В1 – В5), на которые следует дать краткий ответ в численном виде.

Часть 3 состоит из 5 заданий (С1 – С5), по которым требуется дать развернутый ответ.

При выполнении заданий частей 2 и 3 значение искомой величины следует выразить в тех единицах измерений, которые указаны в условии задания. В случае если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ). При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа? если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали вс?е варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. В случае если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, в случае если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понужнобиться вам при выполнении работы.

Единый государственный экзамен по физике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Единый государственный экзамен по физике" 2014, 2015. Читайте также

Демонстрационный вариант 2003 Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых. [читать подробнее] .

Демонстрационный вариант 2003 Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых. [читать подробнее] .

Руководитель Департамента Общего и дошкольного образования Минобразования России ______________________ А.В.Баранников «_______» __________________ 2003 г. Единый государственный экзамен по физике Демонстрационный вариант 2004 г. Инструкция по выполнению работы. [читать подробнее] .

А Как

Как подготовиться к ЕГЭ по физике?


Ты с детства мечтаешь управлять машинами и поездами? Возводить мосты и высотные здания? Любопытствуешь, каким же законам подчиняется неживая природа? Тогда, несомненно связывай себя с техникой! Поступай в технический ВУЗ! Становись инженером! Но как бы красиво не звучали твои желания, для выбора дальнейшей профессии нужно пройти очень ответственный этап в жизни – сдать экзамен. “ЕГЭ Сколько страха в этих трёх буковках” – шутит каждый ученик, сдающий Единый Государственный Экзамен. И действительно, этот этап один из самых важных и значимых в жизни каждого ученика. ЕГЭ – это билет в будущее, билет в любимую специальность, билет в жизнь. Как подготовиться к этому сложному и волнительному шагу? Как успешно сдать один из самых нелёгких предметов – физику? В этой инструкции я попробую вам помочь.

Инструкция

Уровень сложности: Сложно

1 шаг

Итак, все знают: физика – сложная, но очень интересная наука, объясняющая все закономерности, происходящие в неживой природе. Именно слово ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ключевое в этом понятии. Поэтому, вся наша физика существует в формулах и законах, которые обязательно надо знать. Именно от знаний формул зависит 80% успеха при сдаче ЕГЭ по физике. Повторяйте их хотя бы через 3 дня.

2 шаг


Для понимания физических явлений нужно обязательно иметь представление, как они происходят. Поэтому, готовясь к экзамену, недостаточно заучивать только формулы и законы, но и нужно обязательно читать параграфы, где предельно ясно объясняются все явления. При чтении параграфа никогда нельзя пренебрегать утерянным смыслом, непонятными словами и выражениями. Вернитесь вновь к непонятому абзацу, перечитайте. Найдите в интернете незнакомые слова. И вы пойдёте дальше по тексту с лёгкостью.

3 шаг


Начните готовиться к тестовой части уже за 2 – 1,5 года до итоговой аттестации – ЕГЭ. Купите специальные книжки по подготовке, или найдите хорошие сайты в интернете. Тесты должны быть обязательно из ФИПИ. Желательно решать прототипы заданий. Например, сегодня только А1, завтра А2 и т.д.

4 шаг


При решении тестов не заглядывайте в ключи. Проверьте себя. Определите свои слабые стороны и восполните их.

5 шаг


Не паникуйте! Вы не вундеркинды! Не у всех получается сразу всё и без ошибок. Пользуйтесь дополнительной литературой, интернетом. Смотрите видео уроки на YouTube и в группах по подготовке к ЕГЭ в соц. сетях. Обращайтесь за помощью к учителю. Не бойтесь его гнева. Учитель всегда поможет, если увидит, что вы стремитесь восполнить свои пробелы и получить новые знания.

6 шаг


По возможности просите помощи у студентов технических ВУЗов. Они уже прошли испытание ЕГЭ и с радостью вам помогут.

7 шаг


Не ленитесь! С этим человеческим качеством вы не добьётесь успеха в сдаче экзамена. Но и перегружать себя нельзя!

8 шаг


Отдыхайте! Даже компьютер выходит из строя от переизбытка информации. Всё должно быть в меру: работа и отдых.

9 шаг


Интенсивно готовьтесь на каникулах. Тратьте больше времени не на подготовку домашнего задания, а на тренировку тестовой части ЕГЭ.

10 шаг


Если вы достаточно сильный ученик, то за год до экзамена возьмитесь за часть С. Эта часть с заданиями, требующими высокого уровня подготовки. Наймите репетитора, сами можете не справиться. Не волнуйтесь, если по-началу ничего не поймёте. Задание С требует больших тренировок. С течением времени вы заметите сдвиг в ваших знаниях.

11 шаг


Теперь в вашей голове крепко закрепились все формулы и законы. Но за 2 ещё раз пробегите их глазами, убедитесь, что знаете их все. На экзамене не будет шансов подсмотреть.

12 шаг


За день до экзамена забудьте про книжки и тетрадки. Этот день для отдыха. Голова должна отдохнуть. Проведите этот день спокойно. Выспитесь. Если волнуетесь, примите перед сном успокоительное.

13 шаг


ЕГЭ 2015 по физике

Подготовка к ЕГЭ по физике

Назначение пособия "ЕГЭ 2015. физика. Типовые тестовые задания " – предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2015 г. по физике, а также о степени трудности заданий. Оно содержит:
  • 10 вариантов заданий
  • Разбор решений
  • Ответы

Типовые тестовые задания по физике содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2015 году.

В сборнике даны ответы на все варианты тестов, а также приводятся решения всех заданий одного из вариантов.

В состав авторского коллектива входят специалисты, имеющие большой опыт работы в школе и вузе и принимающие участие в разработке тестовых заданий для ЕГЭ.

Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по физике, а учащимся-старшеклассникам и абитуриентам — для самоподготовки и самоконтроля.

Единый государственный экзамен по физике. 5
Инструкция по выполнению работы. 5

ВАРИАНТ 1. 8
Часть 1. 8
Часть 2. 18

ВАРИАНТ 2. 22
Часть 1. 22
Часть 2. 32

ВАРИАНТ 3. 36
Часть 1. 36
Часть 2. 46

ВАРИАНТ 4. 49
Часть 1. 49
Часть 2. 58

ВАРИАНТ 5. 62
Часть 1. 62
Часть 2. 72

ВАРИАНТ 6. 75
Часть 1. 75
Часть 2. 85

ВАРИАНТ 7. 88
Часть 1. 88
Часть 2. 97

ВАРИАНТ 8. 101
Часть 1. 101
Часть 2. 111

ВАРИАНТ 9. 114
Часть 1. 114
Часть 2. 124

ВАРИАНТ 10. 127
Часть 1. 127
Часть 2. 136

РАЗБОР ВАРИАНТА 2. 141
Часть 1. 141
Часть 2. 159

ОТВЕТЫ. 167
Бланки ответов. 216


Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 235 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 32 задания.

К заданиям 1, 2, 8, 9, 13, 14, 19, 20 и 23 даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только 1. Обведите номер верного ответа.

В заданиях 6, 7, 11, 12, 17, 18, 22 и 24 ответ необходимо записать в виде набора из двух цифр. Ответ на задания запишите в указанном месте. В заданиях 3-5, 10, 15, 16, 21, 25-27 ответ в виде числа необходимо записать в указанном месте. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Обведенные номера ответов и записанные в тексте варианта ответы на задания перенесите в бланк ответов № 1 рядом с номером задания.

На задания 28-32 требуется дать развёрнутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Использованы материалы сайта fipi.ru

Тренировочный вариант №3 егэ по физике инструкция по выполнению работы

textarchive. ru

Задания С1–С6 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать в бланке ответов № 2. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Н а рисунке показана принципиальная схема электрической цепи, состоящей из источника тока с отличным от нуля внутренним сопротивлением, резисторов и измерительных приборов. Укажите, как изменятся показания вольтметра при замыкании ключа. Используя законы постоянного тока, проанализируйте эту схему и обоснуйте свой ответ.

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом ? = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится в 2 раза?

1 0 моль одноатомного идеального газа сначала охладили, уменьшив давление в 3 раза, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К (см. рисунок). Какое количество теплоты получил газ на участке 2 ? 3?

Э лектрон влетает в плоский конденсатор со скоростью ?0 (?0 << с ), параллельно пластинам (см. рисунок), расстояние между которыми d. На какой угол отклонится при вылете из конденсатора вектор скорости электрона от первоначального направления, если конденсатор заряжен до разности потенциалов ??? Длина пластин L (L >> d ).

Г оризонтальный проводящий стержень прямоугольного сечения поступательно движется с ускорением вверх по гладкой наклонной плоскости в вертикальном однородном магнитном поле (см. рисунок). По стержню протекает ток I= 4А. Угол наклона плоскости ? = 30°. Отношение массы стержня к его длине = 0,1 кг/м. Модуль индукции магнитного поля В = 0,2 Тл. Определите ускорение, с которым движется стержень.

Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·10 4 В/м. Какой путь пролетел в этом электрическом поле электрон, если он приобрел скорость = 3·10 6 м/с. Релятивистские эффекты не учитывать.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

Часть 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Решения заданий С1–С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

Н а рисунке показана принципиальная схема электрической цепи, состоящей из источника тока с отличным от нуля внутренним сопротивлением, резисторов и измерительных приборов. Укажите, как изменятся показания вольтметра при замыкании ключа. Используя законы постоянного тока, проанализируйте эту схему и обоснуйте свой ответ.

Образец возможного ответа (рисунок не обязателен)

При замыкании ключа показания вольтметра уменьшатся.

При разомкнутом ключе, согласно закону Ома для участка цепи, напряжение на внешнем участке цепи , где I – сила тока в цепи, а – общее сопротивление внешнего участка электрической цепи. Согласно закону Ома для полной цепи: 

Отсюда  и, следовательно, 

При замыкании ключа резистор R1 оказывается накоротко замкнутым. В результате сопротивление этого участка становится равным нулю. Следовательно, общее сопротивление цепи уменьшается.

Соответственно, согласно закону Ома для полной цепи, сила тока в цепи возрастает, а значит, возрастет значение произведения Ir в формуле . Таким образом, поскольку значение ЭДС постоянно, при замыкании ключа напряжение на внешнем участке цепи уменьшится, а значит, уменьшатся показания вольтметра.

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – п.1), и полное верное объяснение (в данном случае – п.2-4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – закон Ома для участка цепи и полной цепи, равенство нулю сопротивления участка цепи при замыкании ключа ).

Дан верный ответ и приведено обоснование, но имеется один из следующих недостатков:

– в объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы;

– рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты;

– указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

– приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ;

– приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан;

– представлен только правильный ответ без обоснований.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0

Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом ? = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится в 2 раза?

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Пусть m – масса куска пластилина, M – масса бруска, u0 – начальная скорость бруска с пластилином после взаимодействия.

Согласно закону сохранения импульса: Mvбр – mvпл = (M + m)u0.

По условию конечная скорость бруска с пластилином u = 0,5 u0.

По закону сохранения и изменения механической энергии:

= + ?(M + m)gS, и получаем:

S = ? = ? 0,22 (м).

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон сохранения импульса, закон сохранения, механической энергии, связь работы с изменением энергии );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.

— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – IНачало Термодинамики, уравнение Менделеева-Клапейрона, формула для расчёта внутренней энергии идеального газа, формула расчёта работы идеального газа );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ; при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

– в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;

– необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;

– не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде;

– решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

– представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;

– в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;

– в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнения кинематики, второй закон Ньютона, связь напряженности поля с разностью потенциалов );

2) проведены необходимые математические преобразования, приводящие к правильному ответу, и представлен ответ.

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

— В необходимых математических преобразованиях допущена ошибка.

— Необходимые математические преобразования логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный ответ в общем виде.

— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Г оризонтальный проводящий стержень прямоугольного сечения поступательно движется с ускорением вверх по гладкой наклонной плоскости в вертикальном однородном магнитном поле (см. рисунок). По стержню протекает ток I= 4А. Угол наклона плоскости ? = 30°. Отношение массы стержня к его длине = 0,1 кг/м. Модуль индукции магнитного поля В = 0,2 Тл. Определите ускорение, с которым движется стержень.

Образец возможного решения

1) На рисунке показаны силы, действующие на стержень с током:

– сила тяжести mg. направленная вертикально вниз;

– сила реакции опоры N . направленная перпендикулярно к наклонной плоскости;

– сила Ампера FA. направленная горизонтально вправо, что вытекает из условия задачи.

2) Модуль силы Ампера FA = IBL. (1)

где L – длина стержня.

3) Систему отсчета, связанную с наклонной плоскостью, считаем инерциальной. Для решения задачи достаточно записать второй закон Ньютона в проекциях на ось x (см. рисунок): max = – m gsin? + IBL cos?, (2) где m – масса стержня.

Ответ: a ? 1,9 м /с 2 .

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — выражение для силы Ампера и второй закон Ньютона );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.

— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·10 4 В/м. Какой путь пролетел в этом электрическом поле электрон, если он приобрел скорость = 3·10 6 м/с. Релятивистские эффекты не учитывать.

Образец возможного решения

Начальная скорость вылетевшего электрона . Формула, связывающая изменение кинетической энергии частицы с работой силы со стороны электрического поля:

Работа силы связана с напряженностью поля и пройденным путем:

Ответ: S ? 5·10 –4 м

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, формулы для изменения кинетической энергии частицы и для работы силы электрического поля );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.

— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.