Категория: Бланки/Образцы
Шрифт — графическая форма знаков алфавита и цифр. Он выполняется и воспринимается как единое художественно целое. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта. Конструкция шрифта складывается из графических признаков: размера пропорций букв, толщины штрихов и т.д. Хорошо нарисованный шрифт легко читается, отличается четкостью всех форм, отсутствием лишних элементов, ритмичностью чередования элементов в каждой букве и строке.
Виды шрифтов. По технике исполнения современные шрифты делятся на типографские, рисованные и рукописные. Типографские шрифты имеют наиболее установившееся начертание, поэтому их нужно принимать за образцы. Рисованные шрифты выполняют кистью или другими инструментами по предварительному карандашному рисунку. Рукописные шрифты пишутся без предварительной прорисовки сразу кистью, плакатными перьями или другими инструментами. Рукописные шрифты наименее трудоемки и находят самое широкое применение в изобразительных средствах, в экспозициях, на выставках.
По характерным графическим признакам типографские шрифты делятся на семь групп. Однако для оформительского искусства важно выделить и изучить две довольно многочисленные группы шрифтов: рубленые (типа гротеск) и контрастные (типа антиква).
Рис. 9. 9. Положения плакатного пера при начертании «рубленых» букв
Курсив контрастный выполняют по-разному. Можно по карандашному рисунку обводить контур пером, середину закрашивая пером или кистью. Можно всю работу выполнять острой кистью из мягкого волоса.
Рис. 9. 10. Положения плакатного пера
Опытный оформитель может видоизменять курсив, но шрифт при этом должен сохранять стройность, единство в начертании букв. В нем не должно быть вычурности и надуманности.
Библиотечный почерк. Библиотечный почерк (рис. 9.11) близок к печатному шрифту. Применяется он не только для написания каталожных карточек, разделителей, книжных формуляров в библиотечной работе, но и в других оформительских работах. Почерк отличается легкой читаемостью и простотой исполнения.
Знаки почерка пишутся линией одинаковой толщины. Для каталожных карточек высота строчных букв 2 мм, цифр — 3 мм, прописных букв — 4 мм. По ширине строчные буквы почти все вписываются в квадрат, кроме так называемых широких, которые занимают 3 мм. Цифры занимают 2 мм, прописные буквы — 3 мм (широкие — 4—5 мм). Выполняется библиотечный почерк так называемыми ученическими перьями (лучше брать перо с отогнутым «мягким» кончиком), перьевыми авторучками и т.д.
В оформительских работах применяются довольно крупные раз-. меры букв (5—10 мм высотой). Ими пишутся подтекстовки и тексты. Буквы высотой 5—10 мм пишут перьями «рэдис», фломастером, стеклянным рейсфедером (трубочкой).
Шрифт для трафаретов. Особенность шрифтов для трафаретов состоит в том, что при вырезании трафарета сохраняются перемычки, удерживающие внутренние контуры в рисунке буквы (например, в букве О) или усиливающие лист трафарета (например, в букве Н).
Шрифтовые трафареты повышают качество работы, позволяют тиражировать надписи и выполнять их там, где кистью выполнять не удобно из-за стекания краски и т.п. Трафаретят пастообразной краской с помощью тампона или поролона.
Советы по работе красками.
1. Наливайте краску в открытую посуду, чтобы видеть, насколько перо или кисть погружаются в краску (от излишка краски получаются кляксы).
2. Тщательно подбирайте густоту краски. Слишком густая краска плохо стекает с пера или кисти, слишком жидкая быстро сливается с инструмента, ложится неровно, получаются кляксы. Для кисти краску берут не сколько гуще, чем для плакатного пера. Правильно разведенная гуашь или темпера ложится ровным непросвечивающим слоем.
Старайтесь не применять цветную тушь и акварель для шрифтовых работ, так как эти краски даже при тщательном нанесении не дают ровного непрозрачного слоя.
Рис. 9. 11. Выполнение «библиотечного почерка»
3. Следите за чистотой инструмента; загустение краски приводит к тому, что плакатное перо перестает писать и его приходится чистить. Мойте кисти и перья немедленно после работы до высыхания на них краски.
4. Работайте так, чтобы ваш глаз все время находился над тем знаком, который вы пишете.
5. Лист кладите параллельно краю стола.
6. При проведении длинных штрихов (линий) не работайте кистью руки. Перемещайте всю руку, которая должна удобно лежать на листе. Если положить руку на лист нельзя, используйте муштабель (палочка для опоры пишущей руки).
7. Чаще проверяйте качество работы с расстояния, так легче заметить недостатки.
Если краска пропитывает бумагу и плохо счищается, делают заклейку. Заклейка меньше заметна, когда ее края совпадают с краями букв. Заклеивать лучше всего крахмальным клейстером.
Аккуратнее выглядит заплата-вставка. Под ошибочно написанный знак подкладывают чистый лист такой же бумаги, на какой написан текст. Затем вырезают знак-ошибку. Вырезанный одновременно кусочек чистой бумаги из подложенного снизу листа вставляют в образовавшееся «окно» и приклеивают к плакату с обратной стороны третьим, большим куском бумаги. На вставке делают поправку. Стык листа плаката и вставки можно закрыть белой гуашью.
На белой бумаге можно исправлять ошибки белой кроющей краской (гуашью или темперой).
Размещение текста. Оформителю всегда приходится размещать текст в тех или иных границах, зависящих от размера листа или длины строки. Это можно сделать двумя способами.
Способ проб. Предварительно текст набрасывается карандашом на листе в отведенных для него пределах. В процессе работы стараются сделать пробелы между буквами на глаз одинаковыми. Этот способ всегда дает хороший результат при достаточном навыке.
Способ расчета дает худшие результаты (так как не учитывает особенностей рисунка букв и нарушает зрительную равномерность пробелов между ними), но экономит много времени, что очень важно для простых работ (афиша, призыв и т.д.). Его удобнее применять при размещении рубленого и других упрощенных шрифтов.
Рис. 9. 12. Расчет размещения текста
1. Текст разбивают на строки так, как он будет написан в плакате. Например, текст «Плакат и выставка — виды наглядной агитации» может быть разбит на две-три строки и больше (рис. 9.12).
Предположим, что нам нужно написать его на листе форматом 100 х 25 см. При таком удлиненном листе лучше разбить текст на 2 строки, близкие по длине.
Возможны два варианта разбивки:
Плакат и выставка — виды наглядной агитации.
Плакат и выставка — виды наглядной агитации.
Лучшей будет всегда такая разбивка, при которой каждая строка является законченной смысловой частью текста.
В данном случае лучше второй вариант.
2. Подсчитывают число одинарных и широких букв и просветов между словами в наиболее длинной строке (во второй):
букв одинарных — 20, широких — 1;
просветов между словами — 2, между буквами — 18.
Одинарные буквы в упрощенном рубленом шрифте имеют ширину, равную ширине трех перьев (частей, клеток). Широкие буквы равны ширине пяти перьев.
Ширина просветов между словами равна трем перьям, а между буквами — одному перу.
Таким образом, в нашем примере длина строки определяется следующим образом:
(20 х 3) + (1 х 5) + (2 х 3) + (18 х 1) = 89, т.е. длина строки равна 89 перьям (частям, клеткам).
Чтобы узнать, какой ширины требуется перо для размещения и написания данного текста в строке, надо длину строки разделить на полученное количество перьев. У нас длина бумаги 100 см. Надо принять во внимание, что на боковые поля должно быть оставлено по 5 см (не менее). Тогда на текст остается 90 см.
Ширина пера будет приблизительно 1 см, а текст займет 1 см х 89 = 89 см.
Высоту буквы (строки) примем равной 5 частям. В нашем случае это будет 1 см х 5 = 5 см.
Две строки займут высоту 10 см, а оставшиеся 15 см распределяются на междустрочия и поля.
Удачным будет такое распределение:
верхнее поле — 5 см;
1-я строка — 5 см;
междустрочие — 4 см;
2-я строка — 5 см;
нижнее поле — 6 см.
Если будем писать по клеточкам, то каждую строку по высоте нужно разбить еще на 5 частей. В нашем случае по 1 см.
Приступим к размещению строк. Возьмем вспомогательную полоску бумаги длиной 25 см и отложим карандашом по ее краю размеры полей, строк и междустрочий. Положим полоску на левый вертикальный край листа и перенесем с нее размеры на лист. Затем то же сделаем на правом краю листа. (Не забывать о том, что расстояние до первой отметки от верхнего края листа слева и справа должно быть одинаковым.)
С помощью метровой линейки проведем все 12 горизонтальных линий.
Приступим к размещению букв. По краю метровой вспомогательной полоски бумаги нанесем 89 отрезков, равных ширине пера. В нашем случае по 1 см. Если будем писать без клеточек, то откладываем на полоске бумаги ширину букв и пробелов в соответствии с текстом: на одинарные буквы — 3 см, на широкие — 5 см, на пробелы между буквами — 1 см, на пробелы между словами — 4 см.
В этом случае можно несколько сдвигать и раздвигать открытые и закрытые буквы: пробелы между открытыми и полуоткрытыми буквами сокращать, а между закрытыми — увеличивать, не нарушая общей длины строки. В результате расстановка букв улучшится.
Положим полоску на лист к линии второй строки (так как она длиннее первой и по ней ведется расчет). Установим полоску так, чтобы 1-й и 89-й отрезки оказались на равном расстоянии от краев листа (симметричная композиция), и перенесем все отметки на линию строки (вспомогательную бумажную полоску при этом желательно укреплять кнопками).
С помощью линейки и угольника через эти отметки проведем вертикальные линии, которые, пересекаясь с горизонтальными, образуют сетку, или прямоугольники, для написания букв (см. рис. 9.12) на нижней, длинной, строке.
Сравним верхнюю строку с нижней. В верхней строке у нас 16 букв + 2 пробела, т.е. 18, а в нижней — 21 + 2 = 23 буквы.
Первая строка короче второй на 23 — 18 = 5 букв. Следовательно, при симметричной композиции первую строку следует размещать и писать, отступив от начала второй строки на 2,5 буквы (10 клеточек), тогда и справа верхняя строка окажется на 2,5 буквы короче длинной (при соблюдении одинаковой ширины букв и пробелов в верхней и нижней строках).
Расчетом в обратном порядке, заранее выбрав перо, можно определить длину строки, а значит, и размер листа.
Предположим, что перо мы выбрали шириной 2 см, тогда длина строки будет 2 см х 89 = 178 см. Следовательно, размер листа бумаги должен быть не менее 198 см (178 + 20 см на поля= 198 см).
Аппликативные надписи. В оформительском деле можно использовать не только рисованные, но и вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и других материалов буквы. Такие буквы при необходимости можно окрасить или вырезать из цветного материала. Надписи, выполненные из резных букв, выглядят четче, рельефнее рисованных.
Для выполнения резных букв их предварительно рисуют. Повторяющуюся в тексте букву рисуют только раз, вырезают, а затем пользуются ею как шаблоном. Можно заготовить шаблоны на весь алфавит.
Буквы окрашивают до или после вырезания. Если заранее красить материал, то при вырезании можно повредить окраску. Если красить после вырезания, то картонные и бумажные буквы от окраски могут сильно покоробиться и их будет трудно укреплять на фон. Поэтому вопрос окраски решается в зависимости от сорта материала и краски.
Для прикрепления букв к основе используют сильный клей (казеиновый, столярный) или гвоздики с мелкой шляпкой. Буквы располагают на основе и только после того, как все вопросы размещения решены, начинают смазывать клеем и наклеивать. Наклеенные буквы следует плотно прижать, используя какой-либо груз: несколько книг, подшивку газет и т.д. При прикреплении букв гвоздиками следует закрасить шляпки последних.
Очень красивы резные буквы из пенопласта. Их наклеивают резиновым, столярным или другим клеем.
Григорьев Юрий Владимирович. Библиотечный почерк. практические указания для библиотекарей/ Ю. В. Григорьев; предисл. Л. Б. Хавкина. - 2-е изд. доп. - М. Издание Института Библиотековедения Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1927. - 19 с. 3 рис.
(Отрывки из книги)
"Задача библиотечного почерка – достигнуть того, чтобы разные лица писали одним и тем же почерком и чтобы, таким образом, в результате работы многих лиц получался каталог, состоящий из единообразных по написанию карточек.
Пионером в деле создания такого почерка был знаменитый изобретатель Т. А. Эдиссон, в своё время много занимавшийся вопросами почерка в целях применения его в телеграфном деле.
Эдиссон пришел к выводу, что при рукописном почерке легче воспринимается такой текст, в котором отдельные буквы между собою не связываются штрихами, но располагаются каждая отдельно, как это мы видим в печатном тексте. Отсутствие штрихов, связывающих буквы, значительно увеличивает четкость почерка.
Однообразие и четкость библиотечного почерка могли быть достигнуты лишь при условии простого и четкого написания букв, без вычурности и добавочных штрихов.
Родиной библиотечного почерка явилась библиотечная школа штата Нью-Йорк в Олбени, основанная в 1887 году Мельвилем Дюи.
Для библиотечного письма Дюи взял, в подражание Эдиссону, шрифт весьма близкий к печатному. У нас в литературе до сих пор можно встретить указания, что писание библиотечным почерком состоит из копирования обычного типографского шрифта, что библиотечный почерк есть письмо печатными буквами. Это не совсем правильно, так как в библиотечно почерке можно указать целый ряд букв, написание которых значительно проще, чем написание соответственных букв в печатном шрифте.
Буквы в библиотечном почерке, подобно буквам обыкновенного печатного шрифта, строго вертикальны, лишены всякого наклона. Библиотечный почерк – прямой почерк.
Литература по библиотечному почерку очень невелика. Русская библиотечная литература до сих пор не имела отдельно изданных руководств по библиотечному почерку. Прописи и коротенькие к ним инструкции были опубликованы лишь в «Руководстве для небольших библиотек» Л. Б. Хавкиной (4 изд.- М.,1925. – С. 171 – 172) и в «Наглядном пособии по библиотечной технике» (ГПП. – М.,1925. – С. 20)."
КатегорииДоброе время суток, друзья! Давненько я не выкладывал русские шрифты в блоге! Я собирал интересные шрифты, складывал их в папки, убирал с рабочего стола, чтобы как будет время залить их на сайт, но руки никак не доходили! И вот сегодня настал тот день, когда я все таки добрался до них, отобрал русские кириллические шрифты, которые действительно являются именно русскими шрифтами, а не какими-то непонятными символами. Отбирал я в ручную! Сначала залил все шрифты, которые у меня есть на сайте, установил к себе на винду (в который раз открываю для себя прелесть моей же сборки Русские кириллические шрифты - там есть офигенные шрифты, которые мне нравятся). Потом сделал изображения-превью для каждого шрифта, объединил файл ttf с картинкой в архив и залил к себе на сервер.
В данной сборке русских шрифтов представлены только кириллические шрифты с русской раскладкой! Всего здесь представлено 120 шрифтов, некоторые из которых содержат в себе не только классическую раскладку шрифта Regular, но и Bold, Italic, Decor и Bold-Italic. Смотрите, выбирайте, скачивайте, радуйтесь :))
Стильный техно шрифт 20_db Декоративный русский шрифт a_AlgeriusNr Странный шрифт a_AlternaCmD Мягкий русский шрифт a_AlternaSw Кириллический шрифт a_AlternaTitulB с полузаливкой Классический шрифт с засечками a_AntiqueTitulGr Стильный русский шрифт a_AssuanBrk Прозрачный шрифт a_AvanteCpsL без зачечек Декоративный шрифт a_BentTitulDcFr с полоской внизу и наверху Жирный шрифт a_BighausTitul без засечек Рисованный русский шрифт a_BighausTitulBrkHil Русский шрифт a_BighausTitulOtlDr с точками Легко-декоративный шрифт a_BosaNovaCp Приятный кириллический шрифт a_BosaNovaDcFr в стиле римских заголовков Русский шрифт a_BosaNovaOtl с обводкой Декоративный жирный русский шрифт a_BraggaOtl Разновидность предыдущего шрифта с верхней тенью a_BraggaOtlSh Декоративный кирилличекий шрифт a_BraggaStrip Наклонный русский шрифт a_BraggaTitul Галантерейный сдержанный шрифт a_Bremen Русский шрифт a_BremenCaps в стиле русских сказок Разновидность предыдущего шрифта a_BremenCapsNr Предыдущий шрифт, только с полоской внизу и наверху под названием a_BremenDcFr Спортивный русский шрифт a_CampusGrav Шрифт в полоску a_CampusMarine Кириллический спортивный шрифт a_CampusOtl Декоративный жирный шрифт a_CampusPrLy Тот же шрифт, только с тенью a_CampusPrsp Русский шрифт a_CampusStrip в полоску Рисованный кириллический шрифт a_ConceptoTit Нарисованный шрифт a_ConceptoTitulNrFy Русский шрифт a_DiscoSerif в кружочек Русский шрифт a_DiscoSerifDbl с двойным кругом во круг букв Наклонный русский шрифт a_Empirial без засечек Русский шрифт a_EmpirialCmDn с фоном Русский шрифт a_GildiaLnBk по типу Вестерн Очень жирный шрифт a_GlobusLnBk Наклонный жирный шрифт a_GlobusOblique Трафаретный жирный русский шрифт a_Groto Трафаретный русский шрифт a_GrotoGr с обводкой Декоративный рисованный шрифт a_LatinoTitulBrРусский техно шрифт a_LCDNova3DCmObl как на часах
Русский шрифт a_LCDNovaObl как на электронных часах Кириллический шрифт a_MachinaOrtoDgStr с косыми полосками Русский шрифт без засечек a_MachinaOrtoSht с рисункой паутины Декоративный шрифт юез засечек a_MachinaOrtoSls Еще один шрифт a_ModernoDcFr в стиле древнего Рима Прикольный шрифт a_PlakatTitulHlStr Русский шрифт a_RombyGr, у которого буквы в ромбике с фоном Русский шрифт a_RombyOtl, у которого буквы в ромбике (без фона) Интересный русский декоративный шрифт a_RombyRndOtl Классический шрифт a_SeriferTitul с засечками Спорт шрифт a_Simpler2Otl с обводкой Креативный русский шрифт a_SimplerBrk Приятный прозрачный шрифт с обводкой a_SimplerClg Играющий русский шрифт a_SimplerFnt Еще один вид спорт шрифта a_SimplerGr Классный креативный русский шрифт a_StamperBrk Классический шрифт AleksandraC с элементами декора Трафаретный шрифт без засечек Archive Классический русский шрифт без засечек Arsenal Рукописный кириллический шрифт BadScript Жирный шрифт без засечек BananaBrick Рукописный русский шрифт BetinaScriptCTT Предыдущий шрифт, только пожирнее BetinaScriptExtraCTT Прикольный жирный шрифт Brava Русский шрифт без засечек Casper Стильный простой шрифт Comfortaa Тонкий русский шрифт Cony Русский кириллический шрифт Cuprum Жирный декоративный шрифт Dan Очень классный шрифт Days (напоминает жирный calibri) Классический шрифт без засечек Eurofurence Рукописный наклонный шрифт Flow Шрифт с тенью FuturisShadowC без засечек Приятный русский шрифт GardensC Кириллический шрифт с прямыми засечками HaginCapsMedium Простой жирынй шрифт Intro Русский шрифт Ivan Русский шрифт IzhitsaC из русских сказок Рукописный шрифт JakobCTT Русский рукописный шрифт Jikharev Кириллический шрифт Kaori с шумом Небрежно- отрисованный шрифт London Шрифт из русских сказок Megen Толстый шрифт с маленькими прямыми засечками Metro Очень толстый шрифт Mod Вытянутый русский шрифт Montblanc Приятный русский шрифт для заголовков Movavi Известный шрифт Neucha в русской раскладке Трафретный тезно шрифт New_Zelek Классный русский шрифт Pacifica Декоратвный шрифт PaladinPCRus в стиле заголовков из русских сказок Простой русский шрифт с небольшими засечками Philosopher Классический шрифт без засечек Play Русский шрифт PTSans Разновидно последнего шрифта PTSansCaption Небезызвестный шрифт PTSerif в кириллической раскладке Классический шифрт Scada Распространенный в Европе шрифт SegoeWP Русский шрифт, стилизованный под японские иероглифы SheruPro Декоративный старославянский шрифт Slavjanic Настоящий спортивный русский шрифт SportsWorld Стильынй кириллический шрифт Sreda Декоративный шрифт SS_Adec_initials Классный шрифт SS_Adec_main Разновидность прошлого шрифта под названием SS_Adec_text Рукописный декоративный шрифт TkachenkSketch Старорусский шрифт Torhok Классический рукописный шрифт UkrainianDecor Наклонный русский шрифт с прямыми засечками XeniaWesternC Простой рукописный шрифт Zapf-ChanceC Веселый мультяшный шрифт ITCBeeskneesCyrillicСборка получилась большой, но я не стал разбивать на две статьи. Также вы можете тут скачать русские шрифты. А также все эти 120 шрифтов вы можете скачать одним архивом тутv
Похожие статьиПодписаться на Вконтакте Подписаться на twitter
В этом разделе собран список ресурсов, где можно скачать бесплатные шрифты.
Список составляется на основе темы В поисках шрифта. постоянно обновляется и пополняется.
Все вопросы о поиске, обмене и определении различных шрифтов принимаются в выше указанной теме.
Огромное спасибо Olka за приведение в порядок содержания темы.
Группа: Почетные граждане
Сообщений: 1935
Регистрация: 28.10.2006
Из: Одесса
Пользователь №: 1330
просто кошка
ГалереяБлог
То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Увлеклась рукоделием, бываю не часто.
Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях. Много внимания уделено правильному подбору шрифта к задаче, шрифтовым композициям и типографике в городской среде. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
"Эта книга, являющаяся результатом многолетнего изучения шрифтовых форм, будет долго служить источником материала для шрифтовиков, графиков, литографов и художников других смежных областей. Отобранные для нее шрифты отвечают самым строгим критериям, поэтому хочется надеяться, что они выдержат суд грядущих десятилетий. В альбоме есть шрифты знаменитые и неизвестные, готовые для немедленного использования и те, что служат для вдохновения, шрифты для школяров и для мастеров. Они должны помочь развитию настоящей культуры шрифтов и их применения".
Из предисловия автора
Образцы русифицированных шрифтов
3) моношрифты -символы имеют одинаковую ширину (семейство monospace )
Шрифт
По стилю различают шрифт:
Прямой (Roman), Курсивный (Italic), Полужирный (Bold), Нормальный (Regular, отличается от прямого меньшей толщиной штриха), Узкий (Narrow), Широкий (Wide).
По ширине символов шрифты делят на моноширинные (как на старой печатной машинке) и пропорциональные.
Например, буква «I» будет намного уже, чем «W».
В CSS — моноширинный шрифт выбирается или с помощью конструкции font-family: monospace, и/или указанием названия конкретного моно-шрифта.
Параметр font-family определяет список семейств шрифтов.
Названия шрифтов перечисляются через запятую.
Если название семейства шрифта состоит из нескольких слов, оно должно быть помещено в кавычки.
Список шрифтов начинается с желаемого шрифта и заканчивается названием общего семейства.
Если указанные по порядку шрифты не будут найдены на компьютере (не установлены), то браузер выберет доступный шрифт из общего семейства.
"Times New Roman" - шрифт по умолчанию в Window