Руководства, Инструкции, Бланки

приказ о суммированном учете рабочего времени для водителей образец img-1

приказ о суммированном учете рабочего времени для водителей образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1812 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Суммированный учет рабочего времени водителей \ Консультант Плюс

Суммированный учет рабочего времени водителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Суммированный учет рабочего времени водителей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Суммированный учет рабочего времени водителей

Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15
(ред. от 13.10.2015)
"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094) 8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Суммированный учет рабочего времени водителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по кадровым вопросам. Рабочее время Для отдельных категорий работников суммированный учет рабочего времени устанавливается на основании нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Например, п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н), предусматривает, что для таких работников устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным одному году. Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170). Водителям при невозможности соблюдения нормы ежедневной (еженедельной) продолжительности рабочего времени устанавливается суммированный учет с учетным периодом, равным одному месяцу (п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15)).

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Приказ Минтранса РФ от N 15 - Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей - (с изменениями

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями и дополнениями)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации"* (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 пункт 4 изложен в новой редакции

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10. 11. 12 Положения.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 10 внесены изменения

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 12 внесены изменения

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299 пункт 13 изложен в новой редакции

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7. 9. 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 подпункт "г" изложен в новой редакции

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в подпункт "и" внесены изменения

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17. 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 18 внесены изменения

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 19 внесены изменения

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 21 внесены изменения

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в пункт 22 внесены изменения

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт "и" пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1 ,3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 в раздел III внесены изменения

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учётом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29. 6.4. 7.9. 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090**. водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52 (ч. 3), ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999, N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218, N 41, ст. 5194; N 52 (ч. 2), ст. 7173.

Устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Указанные особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Согласно Положению работодатели обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 10 ноября 2004 г. N 248, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 ноября 2004 г. N 45, в газете "Транспорт России" от 7-13 февраля 2005 г. N 6

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Режим труда и отдыха водителя автобуса

Режим труда и отдыха водителя автобуса

Вам нужно опираться не стольок на статью ТК РФ. а на Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (на водителя автобуса тоже распространяется). там подробно указан порядок учета рабочего времени и время отдыха, и в частности, что что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для работающих по пятидневки нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по шестидневке с одним выходным днем - 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Пункт 11 предусматривает, что водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Продолжительность ежедневного (междусменного) ОТДЫХА вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

И наконец, самое важное для Вас:

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

То есть Вы можете требовать такого графика, когда общее время работы не будет превышать 40 часов в неделю и как минимум раз в неделю этот отдых не должен быть меньше чем 42 часа. Определенного указания количества смен подряд не обозначено.

КРоме того, Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Кодексы: 2 февраля

Роструд рассказал работодателям о нормах охраны труда работников, занятых в холодное время в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе. В числе обязательных требований - организация регулярных перерывов для обогрева в теплых помещениях и обеспечение средствами индивидуальной защиты.

29 января

Минздрав России разработал новые требования к действующему порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. В числе изменений сокращение количества врачей-специалистов и единая классификация вредных производственных факторов.

14 января

Какие правила техники безопасности и охраны труда должны соблюдать производители пищевой продукции, разъяснили в приказе Минтруда. Большинство из них предпринимателям знакомы, но есть и некоторые нововведения.

28 декабря 2015

1 января 2016 года вступают в силу 784 документа. Среди них есть Федеральные законы, постановления Правительства РФ и приказы различных ведомств. В первой части обзора юридически значимых документов, вступающих в силу с 1 по 3 января 2016 года - наиболее важные документы, которые могут заинтересовать бизнесменов, юристов, финансистов, страховщиков и промышленников. Документы по налогам и бухгалтерскому учету ожидайте во второй части обзора.

22 декабря 2015

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о сохранении на 2016 год существующих 32 тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также без изменений оставлены все льготы по взносам "на травматизм".

4 мая

Владимир Путин подписал закон которым предусмотрены существенные изменения в проведении специальной оценки условий труда. Будет установлен государственный контроль за экспертами, введено декларирование соответствий условий труда нормативным требованиям и расширен перечень сведений об организациях, проводящих спецоценку.

21 апреля

В обзоре юридически значимых документов, вступающих в силу с 25 апреля по 1 мая 2016 года - новая особая экономическая зона промышленно-производственного типа, предоставление отсрочки владельцам грузовиков в системе "Платон", особенности охраны труда при производстве цемента, а также другие важные законы и нормативные акты.

Авторизация

Суммированный учет рабочего времени для водителей - Митрофанова Валентина

Митрофанова
Валентина

Если Вам требуется помощь ведущего российского бизнес-консультанта в области трудового права, то Вы нашли то, что искали, по 2-м причинам:

15 лет успешной практики.
Я специализируюсь на оказании не теоретической, а практической помощи. Мои клиенты ценят меня за оперативность, профессионализм и конфиденциальность. Из любой ситуации можно найти выход, опираясь на многолетний опыт. Я являюсь Учредителем группы компаний IPK Group – одной из самых динамично развивающихся и лидирующих компаний на российском рынке кадрового профессионального обучения, консалтинга, аудита, аутсорсинга. Моими постоянными клиентами являются крупнейшие российские и зарубежные компании.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Водители — это особая категория работников в любой компании. Бесспорно, свою специфику имеют транспортные компании, в которых водители — персонал, создающий основной продукт. Тем не менее в компаниях, где водитель осуществляет перевозку только работников или руководства, понимают, что подобная работа отличается от той, которая проходит на стационарном рабочем месте.

Поскольку водитель работает с источником повышенной опасности — автомобилем — на него, кроме Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), распространяются требования Приказа Министерства транспорта России «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 20.08.2004 № 15 (далее — Приказ № 15). Данным документом установлены отдельные требования к режиму работы и учету часов работы водителей.

Если водитель не является водителем рейсового транспорта, установить режим его работы в жестком фиксированном диапазоне чаще всего бывает просто невозможно. На дороге случаются и пробки, и поломки, и аварии. Поэтому, если водителю, который развозит груз, невозможно установить стандартную пятидневную рабочую неделю, ему устанавливают либо сменный, либо ненормированный, либо гибкий режим работы.

Сменный режим работы. Устанавливается в том случае, когда нужно организовать

работу водителя круглосуточно или более 8 часов в день.

Ненормированный рабочий день. Устанавливается, если водитель возит работников (как правило, руководство) у которых тоже ненормированный рабочий день.

Гибкий график работы . Устанавливается тогда, когда запланировать начало и окончание рабочего дня водителя очень сложно.

Как правило, все эти три режима сопровождаются установлением суммированного учета времени позволяет отклоняться от нормальной продолжительности рабочей недели, при условии соблюдения нормы за учетный период. Статья 104 ТК РФ, которая регламентирует порядок установления суммированного учета рабочего времени, позволяет определять учетный период до одного года и, конечно, чем больше учетный период, тем больше возможностей у работодателя «перекрыть» переработки одной недели или месяца «недоработками» другой недели или месяца.

Однако, в связи с тем, что водители работают с источником повышенной опасности, именно для них вышеуказанный приказ устанавливает ограничение по учетному периоду не более одного месяца (п. 8 Приказа № 15). Это снижает эффективность применения суммированного учета рабочего времени по сравнению с годовым учетным периодом, но, тем не менее, является выгодным для работодателя.

Если по результатам специальной оценки труда рабочее место водителя оценено как допустимое (класс 2), или вредное (класс 3), но со степенью 1 или 2 (то есть 3.1 или 3.2), то нормальной продолжительностью рабочей недели для такого водителя будет являться 40-часовая рабочая неделя. Если в эту продолжительность рабочей недели уложиться нельзя, например, у работника гибкий график работы и рабочие часы у него все время разные (когда в одну неделю у работника может быть фактическая переработка свыше 40 часов, а в другую неделю — фактическая недоработка менее 40 часов), есть смысл установить суммированный учет рабочего времени.

В случае, если работодатель принимает решение установить водителям суммированный учет рабочего времени сначала данная возможность должна быть прописана в правилах внутреннего трудового распорядка с указанием учетного периода — один месяц. Работник, соответственно, должен быть согласен на введение суммированного учета рабочего времени. И тогда, если все документы оформлены надлежащим образом и у работника фактические часы работы по месяцу превысили месячную норму, ему будет оплачена сверхурочная работа по итогам месяца.

При организации фактической работы необходимо также учитывать и другие требования, установленные Приказом № 15, а именно: «При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п. 9 Приказа № 15)».

То есть максимальный рабочий день водителя возможен в количестве часов не превышающем 10. Это необходимо контролировать по путевым листам и табелю учета рабочего времени. Исключение сделано для отдельных категорий водителей, которым разрешено устанавливать продолжительность рабочего дня до 12 часов. К этому исключению относится, в том числе и персональный водитель руководителя организации.

«Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (п. 12 Приказа № 15).

Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п. 16 Приказа № 15)».

Поэтому по нашему примеру водитель руководителя может работать 12 часов. При этом фактическое количество часов управления транспортным средством должно быть не более 9 часов. Это количество часов контролируется по путевому листу.

То есть у водителя есть две категории рабочего времени — само рабочее время (оплачиваемое) и время управления автомобилем.

При этом работодатель контролирует соблюдение норм по каждому времени водителя автомобиля. В пункте 15 Приказа № 15 прописано, что включается в рабочее время водителя.

Рабочее время водителясостоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах

при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 15 Приказа № 15)».

Таким образом, время управления автомобилем всегда меньше рабочего времени. И между ними не может быть равенства, поскольку, как минимум, в рабочее время водителя входят обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Поэтому и учет времени управления автомобилем и рабочего времени ведется отдельно.

Если бы в примере, который мы рассматриваем, водитель не был бы водителем руководителя, то на него распространялось бы ограничение, что продолжительность ежедневной работы не должна превышать 10 часов. При этом появилось бы еще одно ограничение, за которым работодатель обязан был следить — это непревышение общего количества часов работы за 2 недели подряд 90 часов.

«При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Приказа № 15)».

Итак, у водителя в нашем примере количество часов сверхурочной работы составило 12 часов по месяцу. Ограничения по количеству сверхурочных часов у водителей с суммированным учетом рабочего времени те же, что и для всех работников по статье 99 ТК РФ — это 120 часов в год.

«Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 ТК РФ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 23 Приказа № 15)».

Таким образом, так как в примере мы видим только итоговое количество часов сверхурочной работы по итогам одного месяца, задача работодателя контролировать, чтобы по итогам года суммарно сверхурочная работа не превысила 120 часов.

Если же водителю был установлен не гибкий график работы, при котором, как правило, графиков нет, а например сменный режим работы, то работодателю при установлении суммированного учета рабочего времени необходимо было бы еще разрабатывать графики сменности с учетом всех особенностей суммированного учета рабочего времени.

«Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 4 Приказа № 15)».

При разработке такого графика работодатель обязан был бы сделать его таким образом, чтобы согласно требованиям статьи 104 ТК РФ и Приказа № 15 в течение месяца работник отрабатывал норму часов, установленную по производственному календарю за этот месяц. То есть, если взять за основу указанный выше пример, работодатель должен был бы на этот месяц сделать график сменности с учетом нормы в 168 часов и не больше.

При этом, конечно, фактически работник может отработать больше того количества часов, которое запланировано в графике сменности, но это была бы уже работа либо в выходные дни работника, либо сверх дневной нормы, которая ему установлена. Поэтому если фактические часы работы превысили норму по графику сменности, сделанному на учетный период – месяц, работодатель также должен был бы оплатить ее как сверхурочную работу по статье 152 ТК РФ.

«Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письмен ному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (п. 29 Приказа № 15)».

Если же в организации установлен такой график работы, что организация работает непрерывно, включая праздничные дни, то работодатель может сразу в график сменности планировать работу водителя в нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 ТК РФ. Тогда такие запланированные часы войдут в норму за учетный период. То есть, при разработке графика сменности норма по производственному календарю все равно не может быть превышена и запланированная работа в праздничные дни, которые по закону являются нерабочими должна быть в пределах этой нормы.

«Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включаются в норму рабочего времени учетного периода (п. 29 Приказа № 15)».

То есть, если норма по производственному календарю 168 часов в месяц и при этом в данном месяце есть нерабочий праздничный день, при котором необходимо чтобы водитель работал, то все равно график делается с учетом нормы в 168 часов, куда уже входит запланированная работа в праздник.

Кроме всего вышеуказанного, на водителей распространяются и дополнительные ограничения, связанные со временем отдыха, которые работодатель при разработке графика также обязан учитывать.

Первое: в регламентации количества и времени на перерывы для отдыха и питания.

«Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24 Приказа № 15)».

Второе: в регламентации времени ежедневного (междусменного) отдыха.

«Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы (п. 25 Приказа № 15)».

Третье: в регламентировании порядка предоставления еженедельного непрерывного отдыха.

«Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 26 Приказа № 15).

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Приказа № 15).

Разработка режима и графика работы водителя, контроль за фактическими часами его работы требует особого внимания работодателя, поскольку все эти вопросы регулируются для водителей отдельно. Учитывая то, что водитель работает с источником повышенной опасности и в его работе не исключены аварии, соблюдение всех норм охраны труда водителя жизненно важно для каждой организации. Ведь как показывает практика, когда с водителем что-то случается во время работы, в отношении работодателя часто возбуждается уголовное дело по причине несоблюдения им норм режима работы этой особой категории.