Руководства, Инструкции, Бланки

вмф россии руководство img-1

вмф россии руководство

Рейтинг: 4.1/5.0 (1815 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Черноморский флот ВМФ России - это

Черноморский флот ВМФ России это: История до 1917 года

Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к России Крыма. Первым пунктом его базирования стала Ахтиарская бухта. расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова. Здесь был заложен город Севастополь .

Флот развивался и рос быстрыми темпами, и уже в 1787 году насчитывал в своем составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

В 1787 году Турция. не смирившаяся с потерей Крыма. предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война. в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанес турецкому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.

В 1798—1800 гг. флоту предстояло воевать с Францией. Под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля. А Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море. усилив свое господство в этом регионе.

Благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоит 18-пушечный бриг «Меркурий » (который впоследствии одним из первых будет награжден кормовым Георгиевским флагом), а также 14 парусных линейных кораблей, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов, 6 фрегатов и др.

Во время Крымской войны 1853—1856 гг. эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте. разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

К осени 1917 года Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию и превратился в серьезную боевую силу на юге России.

История с 1917 по 1991 годы

Моряки Черноморского флота в начале 1918 года совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем участвовали в борьбе с наступающими германскими войсками. Часть кораблей была переведена в Новороссийск. а затем затоплена по приказу большевиков, чтобы не допустить их захвата немцами. Севастополь покинули более 130 кораблей. Для Черноморского флота наступает «черная полоса» — восстановить его получится лишь после освобождения Севастополя в 1920 году.

В 1929—1937 гг. Черноморский флот активно вооружается — были построены более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна », крейсеры «Красный Крым », «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы. Севастополя. Керченско-Феодосийская десантная операция. оборона Кавказа. освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

Конечно, главная заслуга в победах Черноморского флота принадлежит его мужественным бойцам. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. 54766 человек были награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.

Новейшая история

Самым серьёзным ударом по Черноморскому флоту СССР стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи.

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот РФ и Украины. для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота .

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг .

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года. на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии. Новороссийске и временно — в Николаеве. где идёт постройка и ремонт российских судов.

В 1997 году Россия и Украина заключили базовый договор, в котором чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе арендная плата в размере 98 млн долл. [2]. а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года .

По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года. в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче ) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции   [3]. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:

«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.

Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года. и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.

Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.

Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8—10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, — прокомментировал он заявление украинской стороны».

Хроника политического противостояния

По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко. который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

Президент Украины Виктор Ющенко 17 апреля 2005 года заявил, что у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.

Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк после своего назначения на этот пост в феврале 2005 года заявлял, что не думает, что пребывание в Крыму Черноморского флота РФ мешает европейской интеграции Украины, поскольку в ЕС и НАТО этот вопрос считают проблемой двусторонних отношений Украины и России. Обязательства Украины, касающиеся Черноморского флота РФ, будут выполнены — но то же самое должна сделать и Россия .

17 апреля 2005 года Виктор Ющенко заявил, что статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре, в то время как Борис Тарасюк выразился ещё более ясно: пребывание российского флота в Севастополе, которое, согласно договорённостям, ограничено 2017 годом. продлеваться не будет. Александр Турчинов. возглавлявший в то время Службу безопасности Украины. высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины.

23 марта 2005 года большой десантный корабль «Николай Фильченков» начал высадку морских пехотинцев, базирующихся в Темрюке (Россия), на военном полигоне в районе горы Опук на юго-восточном побережье Крыма (в 70 км от Керчи ). Когда высадка была практически окончена, в районе учений появились украинские пограничники, которые информировали российских военных о незаконности их действий, поскольку они не получали уведомления о предстоящих учениях — а кроме того, морские пехотинцы, базирующиеся на российской территории, не имеют права без согласования высаживать десант на полигоне в Крыму, который арендует Россия. Таким правом пользуется только морская пехота Черноморского флота, базирующаяся на украинской территории [4] .

Кроме того, Украина предъявляет России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения ЧФ РФ, требует передачи Украине средств навигационно-гидрографического оборудования безопасности мореходства на побережье Крыма, выражает недовольство нарушениями законодательства Украины об охране окружающей среды.

В декабре 2005 года Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским ЧФ [5]. Эти действия совпали по времени с конфликтом между Россией и Украиной в отношении цен на российский газ, поставляемый на Украину.

Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года. передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.

13 января 2006 года руководство ВМФ России обвинило Украину в захвате ялтинского маяка, используемого ЧФ (руководство ялтинского порта не допустило к маяку его начальника). Главком ВМФ Владимир Масорин назвал события в Ялте провокацией, недружественным актом и нарушением соглашений по Черноморскому флоту, согласно которым ялтинский маяк является объектом ЧФ России [6]. В ответ Украина назвала обвинения Москвы провокацией и дезинформацией, подчеркнув, что все навигационные объекты в Крыму — законная собственность Украины, а во всех документах отмечается, что ответственность за безопасность судов в регионе несёт только Украина.

15 января представители организации «Студенческое братство» попытались проникнуть на территорию радионавигационной станции гидрографической службы ЧФ «Марс-75» в районе Геническа. 24 августа члены той же организации предприняли попытку проникнуть на территорию маяка «Сарыч», находящимся на одноимённом мысе [7] .

В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр. Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка — «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» — вооружённые подразделения морских пехотинцев [8]. В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста .

Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года. когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе. общая площадь которых около 3 км?, едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.

Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины». [9]

Корабли Черноморского флота ВМФ России.

5 мая 2008 года Украина заявила «о неприемлемости осуществления во время празднования 225-й годовщины Черноморского флота парада кораблей ЧФ РФ, военно-спортивного праздника и показа военной техники и вооружений частей пехоты» [10] .

МИД Украины 24 мая 2008 года заявило, что договор о базировании продлеваться не будет, флот обязан быть полностью выведен к 28 мая 2017 года [11] .

10 августа МИД Украины заявило, что «украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей и судов ЧФ России, которые могут принять участие в операции по принуждению Грузии к миру » [12] .

20 августа В Севастополе украинским флотом была проведена акция, в ходе которой ракетный катер «Каховка» (УМФ) должен был не пустить на базы Черноморского флота РФ ракетный катер «Мираж », до этого участвующий в принуждении Грузии к миру. Акция провалилась в силу непредвиденных обстоятельств — у «Каховки» сломался дизель, из-за чего блокировка не удалась. [источник не указан 303 дня ]

25 августа ракетный крейсер «Москва » покинул Севастополь и направился по официальной версии российских военных в Новороссийск. 27 августа корабль встал на якорь в районе столицы Абхазии  — Сухума [13] .

9 сентября Посольство России в Киеве получило из МИД Украины технологическую схему пересечения соединениями Черноморского флота РФ государственной границы Украины. Этот документ устанавливал разрешительный порядок пересечения государственной границы Украины соединениями Черноморского флота, отменённый в 2000 году по просьбе российской стороны [14] .

В декабре были преданы огласке планы Минобороны Украины по передислокации войск к украинско-российской границе [15]. однако после решения проблем с транзитом газа через территорию Украины и ценой на газ для Украины эти планы были забыты.

23 июня украинские милиционеры задержали служебный автобус Черноморского флота с 30 матросами, которые следовали на гору Опук к месту обучения морпехов. Проверка документов продолжалась более 20 часов и завершилась составлением протоколов об административном правонарушении по статье «Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания на Украине» и попаданием одного из военнослужащих в военный госпиталь с тепловым ударом [16]. До этого подобные случаи также имели место [17]. Сотрудники украинской милиции ссылались на выполнение ими указа президента Украины № 705/2008 от 13 августа 2008 года «О ситуации вокруг перемещений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины». При этом командование флота направило протест в Управление МВД Украины в Севастополе. В документе ЧФ РФ требует от милиции «немедленно прекратить противоправные действия» в отношении моряков-черноморцев [17] .

В июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию Украины, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года. нарушает законодательство Украины [18]. 10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины [19]. выполнив требование СБУ.

Министр обороны Украины Михаил Ежель представил руководящему составу флота нового командующего Военно-морских сил страны вице-адмирала Виктора Максимова [20]. С 2004 года В. Максимов был первым заместителем главы украинского флота. Накануне президент Украины Виктор Янукович подписал указ о назначении В. Максимова командующим украинских ВМС. Ранее бывший командующий ВМС адмирал Игорь Тенюх, которого называли идеологом «недружественных акций в отношении российского Черноморского флота», подал в отставку, мотивируя свое решение «морально-этическими причинами» [20]. 17 марта 2010 года В. Янукович подписал указ о его увольнении [20]

В апреле 2010 года глава МИД Украины Константин Грищенко сделал заявление, что базирование Черноморского флота Российской Федерации в Крыму не несёт угрозы Украине, о чём говорили предыдущие «оранжевые » власти на Украине: «Я думаю, что всё зависит, прежде всего, от того, как мы выстраиваем эти отношения. База (Черноморского флота) сама по себе не может быть угрозой как таковой потому, что она существовала исторически. Это место, где Черноморский флот был уже столетиями» [21] .

21 апреля президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года ) с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042—2047 годов [22] .

27 апреля Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет [23]. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева [24] .

29 апреля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». [25]. Аналогичный закон «О ратификации Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины» подписал 29 апреля президент Украины Виктор Янукович. [26]

Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма от 2 августа этого года, маяки Черноморского флота России должны были изъять украинские судебные исполнители. В частности, судебные исполнители должны были вернуть Украине две станции радионавигационной системы РС-10, расположенные в Евпатории и на территории Тарханкутского маяка, также изъятию подлежат 6 маяков, 9 навигационных знаков и другое оборудование, расположенное вдоль крымского побережья [27] .

21 августа активисты молодежной организации «Студенческое братство» начали гражданскую акцию с целью активизации деятельности исполнительной службы по возвращению Украине крымских маяков: они проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили таблички «Объект министерства инфраструктуры Украины» [28]. 8 человек были задержаны моряками Черноморского флота и переданы в руки прибывшей украинской милиции [29]. 23 августа активисты той же молодежной организации выставили пикеты в Севастополе у маяка Черноморского флота «Херсонесский» с требованием его передачи Украине [30]. В МИД Украины отметили, что негативно относятся к попыткам представителей общественных организаций проникнуть на территорию ЧФ России в Крыму, поскольку это может привести к трагическим последствиям [29] .

19 октября Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые [31]. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации [32] .

6 марта министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков попросил взять на баланс Севастополя 440 квартир Черноморского флота РФ. Причиной была заявлена высокая цена на газ. [33]

20 апреля российская сторона попросила Украину упразднить 15 000 000 долларов налогов на грузы поступающее в страну для Черноморского флота РФ. При этом Россия обещает направить освободившееся средства на содействие социально-экономическому развитию Севастополя и других населённых пунктов, где дислоцируется Черноморский флот РФ. [34]

Командующие флотом

Здесь указаны командующие Черноморским флотом РФ. Списки командующих Черноморским флотом Российской империи и Черноморским флотом ВМФ СССР  — см. в соответствующих статьях.

Современное состояние Списочный состав Краснознамённого Черноморского флота (2011) Организационный состав Краснознамённого Черноморского флота (2011) Корабельные соединения ЧФ

11-я бригада противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164), два больших противолодочных корабля проекта 1134 «Керчь» и «Очаков» (последний не в строю) и сторожевые корабли «Сметливый» (проект 61М), «Ладный» и «Пытливый» (оба — проект 1135). 197-я бригада десантных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Фильченков», «Орск» (не в строю) и «Саратов», а также проекта 775 и 775М «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал».

166-й дивизион малых ракетных кораблей Базируется в Севастополе (бухта Куриная). Состоит из ракетных кораблей на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум», а также малых ракетных кораблей проекта 12341 «Мираж» и «Штиль». 295-й дивизион ракетных катеров Базируется в Севастополе (бухта Карантинная). Включает в себя ракетные катера Р-71 (проект 12411Р), Р-109, Р-239, Р-60 и Р-334-Ивановец (проект 12411).

247-й отдельный дивизион подводных лодок

Базируется в Севастополе. Состоит из двух дизельных подводных лодок: Б-871 «Алроса» и Б-380 «Святой князь Георгий» (последняя — в ремонте).

68-я бригада кораблей охраны водного района

400-й дивизион противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре малых противолодочных кораблей: МПК-49 «Александровец» (проект 1124), МПК-118 «Суздалец» и МПК-134 «Муромец» (проект 1124М), МПК-220 «Владимирец» (проект 11451). 418-й дивизион тральщиков Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре морских тральщика проекта 266М: «Иван Голубец», «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист» и «Ковровец».

422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ Базируется в Севастополе, б. Южная. Суда пр.861 (гс «Челекен»),862/II (ГС «Створ» и гс «Донузлав»),872/II (мгс «ГС-402»), плюс большие и малые гидрографические катера. Последний командир дивизиона — капитан 2 ранга Чижов Дмитрий Иванович. В феврале 2012 года в связи с проводимыми в ВС РФ оргштатными мероприятиями, 422 однгс перестал существовать. Вместо него создана группа судов, групповым капитаном которой назначен Погребняков Алексей Васильевич - http://www.kvvmku.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=2087&sid=52e0119e4ce8c03fca0a8c74bf03c1cd. Кроме того, управление лсужбы ОАО "Славянка" выгнала из здания по Суворова,4. Теперь они ютятся по Гоголя,37.

Береговые войска ЧФ

11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада ЧФ РФ

Базируется в Анапе.

810-я бригада морской пехоты ЧФ РФ

Базируется в Севастополе.

Базируется в Темрюке.

1096-й отдельный зенитный ракетный полк ЧФ РФ

Базируется в Севастополе.

431-й морской разведывательный пункт

Базируется в Туапсе

Морская Авиация ЧФ

7057-я смешанная авиабаза ЧФ РФ

Базируется аэродром Кача.

Штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ

Учения Черноморского флота

3  — 4 ноября 2007 года в акватории юго-восточной части Чёрного моря с целью проверки боеготовности прошли мероприятия подготовки разнородных сил Черноморского флота. В учениях приняли участие большие десантные корабли «Ямал», «Цезарь Куников », сторожевой корабль «Ладный », спасательный буксир «Шахтер». [41] [42]

Боевые операции ЧФ РФ

В августе 2008 года корабли ЧФ РФ принимали участие в операции около побережья Абхазии. В ней были задействованы следующие корабли:

  • ракетный крейсер «Москва»
  • сторожевой корабль «Сметливый»
  • большие десантные корабли «Цезарь Куников », «Саратов» и «Ямал»
  • малые противолодочные корабли «Касимов», «Муромец», «Александровец», «Ейск» и «Суздалец»
  • ракетный корабль на воздушной подушке «Самум»
  • малый ракетный корабль «Мираж»
  • малый разведывательный корабль «Экватор»
  • морские тральщики «Жуков» и «Турбинист»

10 августа 2008 года группа российских кораблей в составе БДК «Цезарь Куников » (флагман), БДК «Саратов», МРК «Мираж» и МПК «Суздалец» приняла морской бой с четырьмя (по другим данным с пятью) грузинскими катерами, в ходе которого «Мираж» потопил один катер (ракетой противокорабельного комплекса «Малахит ») и повредил ещё один (ракетой зенитного комплекса «Оса »).

Базирование ЧФ на Украине

Россия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал, яхт-клуб.

На аэродромах Кача и Гвардейское базируются 18 самолетов Су-24М и 4 тактических самолёта-разведчика Су-24МР. 4 противолодочных самолёта-амфибии Бе-12 а также до 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолётов-постановщиков помех Ми-8. а также некоторые другие летательные аппараты [44] .

Общая численность ЧФ в Крыму — около 14 000 [45] чел.

В марте 2005 министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота России как минимум до 2017 года. Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске. переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется. В 2010 году между Россией и Украиной были подписаны так называемые Харьковские соглашения. по которым базовое соглашение об аренде мест базирования кораблей в Севастополе продлено до 2042 года с правом дальнейшего продления ещё на 5 лет. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в $98 млн в год и оплачивается поставками российского газа.

Ввод в строй новых кораблей 15 мая 2012 г. В Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема военно-морского флага на катере специального назначения «Грачонок» проекта 21980. 2011 г.
  • Рейдовый буксир пр.90600  :Рейдовый буксир «РБ-389» был заложен в Санкт-Петербурге на ОАО "Ленинградский судостроительный завод «Пелла» в 2010 году (заводской № 925), спущен на воду в июле 2010 г.02.03.2011 г. на рейдовом буксире «РБ-389» в Новороссийске был поднят флаг вспомогательного флота ВМФ. Несмотря на свои небольшие размеры, судно обладает широкими возможностями, на нём внедрено множество технических новинок. Полное водоизмещение судна — 417 тонн. Скорость полного хода составляет 12 узлов, её обеспечивают два мощных двигателя. Сила тяги на буксирном гаке около 25 тонн. Буксир оборудован современной радиоэлектроникой, управление судном полностью компьютеризировано. Экипаж буксира — 12 человек. Буксир будет входить в состав бригады вспомогательных судов Черноморского флота. В июне текущего года планируется прибытие на флот еще одного судна аналогичного проекта.
2007—2009 г.
  • Десантный катер проекта 11770, шифр «Серна»ДКА-144 :Построен в 2007 году на ОАО "Судостроительный завод «Волга», и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. 19 февраля 2008 года поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации. Зачислен в соединение охраны водного района Новороссийской ВМБ. Бортовой номер — «575».
  • Морской тральщик пр.02668, шифр «Аквамарин»Вице-адмирал Захарьин :Создан по проекту конструкторского бюро «Алмаз» и является опытным экземпляром, на котором отрабатываются новейшие технологии — логическое продолжение тральщиков пр.266МЭ. Заложен на Средне-Невском ССЗ в 1994 году. Первоначально строился по проекту 266МЭ (заводской № 879) для ВМС Вьетнама, но в 2000 году начата переделка по новому пр.02668. Спущен на воду 26.05.2006 г. В настоящий момент проходит государственные испытания с базированием на Ленинградскую военно-морскую базу (Ломоносовская гавань).
Летом 2008 года МТЩ «Вице-адмирал Захарьин » совершил переход внутренними водными путями из поселка Понтонный Ленинградской ВМБ в Новороссийск. Приказом Главнокомандующего ВМФ назначена комиссия для проведения государственных испытаний, после проведения которых корабль будет принят в боевой состав ВМФ и на нем будет поднят Андреевский флаг. «Это принципиально новый и пока единственный представитель тральщиков, оснащенный системой поиска мин пятого поколения», — сообщил представитель ЧФ РФ. 17 января 2009 года зачислен в состав Черноморского флота ВМФ России. См. также Ссылки

Другие статьи

ВМФ России стратегия развития - Бедретдинов и Ко - Издательский Дом

ВМФ России стратегия развития

В одной из своих предвыборных статей, опубликованной в «Российской газете» и посвященной проблемным вопросам национальной безопасности нашего государства (статья «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России»), Владимир Путин отмечал, что российский Военно-Морской Флот (ВМФ) уже «возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана, в том числе и в Средиземном море. Такая демонстрация «российского флага» теперь будет постоянной». При этом он особо подчеркивал – одной из главных и первостепенных задач России на обозримую перспективу должно стать «возрождение в полном смысле «океанского» Военно-морского флота». В этой связи небезынтересным будет рассмотреть современное состояние и основные направления развития отечественного ВМФ.

Флот как инструмент политики

Специалисты, занимающиеся вопросами военного строительства и обеспечения национальной безопасности государства, доподлинно знают, что Флот – это наиболее эффективный и универсальный инструмент внешней политики практически любого государства, имеющего выход к морю или, тем более, океану (океанам): военный флот – это силовой элемент внешней политики и важное средство обеспечения национальной безопасности, а коммерческий (гражданский) флот – инструмент экономический, обеспечивающий защиту национальных экономических интересов на внешней арене.

Как только один из флотов – военный или коммерческий – слабеет влияние государства – обладателя флота на международной арене падает, а в системе его военной или экономической безопасности появляется брешь. Если же в упадке находятся оба компонента, и военный флот, и гражданский, то позиции этого государства в международных политических и экономических отношениях в буквальном смысле рушатся, а его система безопасности оказывается не способна противостоять внешним и даже внутренним вызовам.

В качестве примера можно привести ситуацию, возникшую после распада Советского Союза. В течение нескольких лет некогда могучий советский Военно-Морской Флот и многочисленный коммерческий флот оказались либо в полном забвении и на «голодном пайке» недофинансирования, либо же, как морские пароходства, растащены по «национальным квартирам» и частным компаниям, в результате чего «усохли» до размеров, более присущих странам «третьего мира», чем державе мирового уровня, коей фактически является Россия.

При этом необходимо отметить, что и Императорская Россия, и Советский Союз, и Россия современная на протяжении последних нескольких столетий безусловно входили в ограниченное число мировых держав, чье величие и процветание были самым непосредственным образом – как говорится прямо пропорционально – связаны с развитием национальных военного и коммерческого флотов.

Адмирал флота Иван Матвеевич Капитанец, командовавший двумя флотами, Балтийским и Тихоокеанским, а в 1988-92 гг. занимавший пост первого заместителя Главнокомандующего ВМФ, в своей книге «Сильный флот – сильная Россия» отмечал:

«Развитие военно-морского флота шло не равномерно. Подъему могущества страны способствовала сильная государственная власть…, а после сменялись длительными периодами застоя. Так было в послепетровскую эпоху, в послереволюционный период и после развала СССР. В период упадка флот не справлялся с задачей надежной защиты Отечества с морских направлений, терял важнейшее качество инструмента государственной морской политики. Отставание России и ее морского вооружения в военно-технической сфере обернулось для нее поражением в Крымской войне. Разгром тихоокеанских эскадр у Порт-Артура и о. Цусима предопределил исход Русско-японской войны и несостоятельность русской морской школы в новых условиях ведения войны на море…

К сожалению, узость мышления ряда государственных и военных деятелей в морской политике, в развитии флота, недопонимание его места в войне на море, противопоставление флота – армии и, наконец, непонимание той непреложной истины, что только гармоническое развитие всех видов вооруженных сил и владение морем гарантирует защиту неприкосновенности и национальной безопасности, - нанесли и наносят большой ущерб России в XXI веке».

Именно узость мышления «отдельных руководителей», а не периодическое недофинансирование программ военно-морского строительства, как думают многие, препятствует обретению Россией положенного ей статуса великой морской державы. Ведь если часть военно-политического руководства не уверена в «полезности флота», как военного, так и гражданского, и не знает, в каком направлении их развивать, то, как могут действовать подчиненные? В этой связи полезно рассмотреть наиболее живучие в нашей стране «мифы о флоте».

Избавление от мифов

Миф первый. Принято считать, что Россия – континентальная, сухопутная держава. Принимая во внимание огромную площадь территории (17098,2 тыс. кв. км – самая большая в мире) и ее грандиозную протяженность, тезис данный – верный, но за одним лишь исключением: эта сухопутная держава с севера и востока имеет полностью морскую границу, с запада по морю проходит значительная часть государственной границы, а на юге российская территория проходит по двум морям и нескольким рекам. Только вдумайтесь – протяженность морских границ России превышает 37 тыс. км, тогда как протяженность сухопутной границы – менее 21 тыс. км.

Особенно важны северное и восточное направления:
  • северное направление, где находится Северный Ледовитый океан, протяженная морская граница пока «прикрыта» арктическими льдами, но ввиду прогнозов о стремительном таянии последних и наличии в Арктике как разведанных, так и еще скрытых от нас запасов полезных ископаемых, приобретает чрезвычайно высокую значимость для обеспечения национальной — военной и экономической — безопасности России. Защитить российские интересы в Арктике сможет только Флот;
  • на востоке же, где Россия имеет огромное побережье, которое в буквальном смысле открыто бескрайним просторам Тихого океана, в случае войны баталии будут разыгрываться не на суше, а именно в акватории океана и воздушном пространстве над ним. Если же обратиться к экономической стороне вопроса, то особенности географического положения России на Дальнем Востоке не оставляют нам иного выбора, кроме как в полной мере использовать водное пространство Тихого океана для активного развития Дальнего Востока и страны в целом.

Основные виды деятельности на морских направлениях – вылов морских биоресурсов и использование морских линий коммуникаций. Обе эти задачи без Флота решить не возможно просто по определению. Не будете же вы, в самом деле, ловить самолетами рыбу или краба. Нужен пример? Пожалуйста. По данным ФТС России, только экспорт рыбы и морепродуктов в 2010 г. превысил 2,8 млрд. долларов, не считая внутреннего потребления.

И вот в результате небольшого «урока географии» континентальная или даже, как говорят иногда, «сугубо континентальная» держава превращается в государство, чья национальная безопасность равно зависит от защиты, как с сухопутных, так и морских направлений. Вывод, который следует из этого, сделал еще первый российский император – Петр Великий: нашей стране необходима как сильная армия, так и мощный флот.

«Освоение пространства и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в XXI веке, - подчеркивает адмирал флота Иван Капитанец. – В мировом сообществе Россия была и остается великой морской державой в силу пространственного размаха, наличия полезных ископаемых (30% мировых запасов), научно-технического потенциала и стратегического ядерного оружия».

Миф второй непосредственно вытекает из первого. Якобы, у нас даже военный флот был не всегда «на высоте», а уж коммерческий и вовсе влачил жалкое существование. Как безапелляционно заявил один из «специалистов» - торгового флота у России никогда не было, нет сейчас, да и не нужен он ей вовсе, поскольку все, что нам надо, находится «на континенте».

Начнем с военной компоненты.

Доктор технических наук Владислав Никольский и кандидат технических наук Николай Новичков в статье «ВМФ России: состоится ли возрождение» («ВПК», №27, 2012 г.) приводили следующие сравнительные данные по количеству построенных СССР и США в период 1945-91 гг. боевых кораблей: всего ПЛ – 663 (СССР) / 175 (США), в том числе ПЛАРБ – 91 / 53, торпедные и ракетные АПЛ – 142 / 109, неатомные ПЛ – 430 / 13; всего боевых надводных кораблей основных классов – 392 (СССР) / 290 (США), в том числе авианосцев – 5 / 14, крейсеров – 47 / 55, эсминцев и эсминцев УРО – 156 / 92, а фрегатов и СКР – 184 / 129. Общий тоннаж построенных кораблей для ВМФ СССР составил 3970 тыс. т, а для ВМС США – 3704 тыс. т.

Огромный задел, полученный флотом в советский период и тот факт, что большая часть кораблей после распада СССР досталась России, позволили в последующие два десятилетия хаоса и безденежья сохранить боевой потенциал ВМФ России на уровне, достаточном для обеспечения национальной безопасности государства. Хотя, по большей части, это оказалось возможным только благодаря наличию мощной морской компоненты стратегических ядерных сил, которой российское военно-политическое руководство всегда уделяло приоритетное внимание, бросив едва ли не на произвол судьбы морские силы общего назначения (их состояние рассмотрим далее).

Теперь о коммерческом флоте.

По состоянию на 1990 г. СССР по тоннажу морского торгового флота занимал 4-е место в мире после Либерии, Панамы и Японии, но после его распада России досталось всего 800 судов дедвейтом 10,6 млн. т, что составило немногим более половины флота Минморфлота CCCР. Кроме того, в 1980-90 гг. в СССР наблюдался серьезный рост грузооборота морских портов – с 392,6 млн. т в 1980 г. до 456,0 млн. т в «пиковом» 1984 г. и 403,4 млн. т в 1990 г.

Сегодня ситуация существенно изменилась, но все равно Россия держится в первой двадцатке. Так, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на 1 января 2012 г. Россия занимала 17-е место в мире по тоннажу (дедвейту) торговых судов, оперирующих под национальным флагом – на указанный момент под флагом России оперировали 1336 судов общим дедвейтом 5410,6 тыс. т, а еще 451 судно суммарным дедвейтом 14957,6 тыс. т работало под иностранным флагом. Таким образом, совокупный тоннаж российского торгового – исключая пассажирские суда – флота составлял 20,4 млн. т.

Да, в общемировом объеме это всего 1,46% (хотя мы даже обогнали Великобританию с 1,32% и Францию с 0,8%), но для российской экономки – весьма важный фактор, поскольку, к примеру, по данным ФТС России, в последние годы экспорт водных транспортных услуг превышает 3 млрд. долл. ежегодно (в 2010 г. – 3,37 млрд. долл.). Кроме того, на морской транспорт приходится весьма значительная часть экспорто/импортных перевозок Российской Федерации. По данным Росстата, за 2010 г. грузооборот морского транспорта в международном сообщении превысил 87,7 млрд. тонно-километров. По январю с.г. можно привести и такие показатели, свидетельствующие о высокой роли коммерческого флота в экономике России: перевозки по внутренним путям и каботаж в январе с.г. составили 0,7 млн. т, перевозки в заграничном плавании – 2 млн. т, а общий оборот рыболовной отрасли достиг 8 млрд. руб.

Весьма активно развивается и портовое хозяйство России. В частности, Россия располагает 882 портовыми комплексами мощностью около 800 млн. т, расположенными в 63 морских портах, входящих в Реестр морских портов. При этом за последние 10 лет объем переработки грузов в российских портах вырос более чем в два раза и впервые в истории превысил 500 млн. т в год (2010 г.). За 2002-2009 гг. грузооборот российских морских портов вырос на 47,4% - до 496,4 млн. т, а в 2011 г. он достиг отметки 535,4 млн. т. И это при том, что порты Арктического бассейна задействованы всего на 49,9%, Балтийского – на 63,6%, а Дальневосточного – на 76,4%.

Приведенные данные свидетельствуют – эксплуатация Мирового океана является жизненно необходимой для России, без нее экономическая мощь государства будет подорвана. Однако все это немыслимо без обладания океанским Военно-Морским Флотом, способным как демонстрировать флаг, так и защищать национальные интересы своей страны.

Итак, мы пришли к пониманию того, что Россия – не столько континентальная держава, как ошибочно утверждают представители «сухопутного лобби», сколько государство, для которого важно наличие контроля не только над огромной территорией в евразийском пространстве, на котором она расположена, но и над теми морями и океанами, на которые она выходит.

В этой связи России, безусловно, нужны мощные и мобильные Сухопутные войска, равно как и достаточные по численности и боевому потенциалу Военно-воздушные силы, а также РВСН, Космические войска и многое другое. Но это не означает, что российский Военно-Морской Флот должен оставаться на вторых позициях и выступать в роли какого-то «пасынка». Флот должен развиваться в гармонии с другими видами и родами войск, а также в соответствии с общими направлениями развития государства и его экономики.

При этом необходимо особо подчеркнуть – благодаря стремительному развитию военно-морских вооружений и техники одним из важнейших, может быть самым главным качеством современных военно-морских сил стала их универсальность – способность практически равно эффективно решать своими силами совершенно разноплановые задачи. Для понимания этого достаточно перечислить те задачи, которые сегодня военно-политическое руководство России возлагает на Военно-Морской Флот:

  • сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении России;
  • защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря (на последнее обратите особое внимание — обеспечить свободу открытого моря без океанского флота невозможно!);
  • создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;
  • обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;
  • обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

Вот почему основная задача – обеспечить ВМФ эту самую универсальность. А решить ее можно лишь одним способом – создав сбалансированный флот.

В труде «Морская мощь государства» Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков указывал, что «сбалансированность флота заключается в том, чтобы все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, постоянно находились в наиболее выгодном сочетании, при котором флот может полностью реализовать такое свое качество, как универсальность, то есть способность выполнять различные задачи как в условиях ядерной, так и любой возможной войны».

В настоящее время ВМФ России, представленный почти исключительно «остатками» доставшегося ему в наследство огромного советского флота, не может считаться сбалансированным и способен решить лишь задачи ядерного сдерживания и нанесения ядерного удара, а также прикрыть наиболее важные участки морской границы и оказать содействие армейским группировкам на приморских направлениях в случае возникновения локального конфликта (войны малой интенсивности).

Силы общего назначения под угрозой

Сбалансированное развитие флота, конечно, может предполагать преимущественное развитие в определенный исторический период тех его родов сил, которые способны наиболее эффективно решать основные задачи, поставленные военно-политическим руководством государства перед флотом. К примеру, на протяжении последних двух десятилетий таким преимущественным направлением в развитии ВМФ были морские стратегические ядерные силы (МСЯС), что было обусловлено необходимостью обеспечения стратегического сдерживания и скудным бюджетом флота, который еще и регулярно «секвестировался».

Адмирал флота Владимир Куроедов, занимавший должность Главкома ВМФ России в 1997-2005 гг. приводил следующие цифры: финансирование российского ВМФ в период с середины 1990-х по начало 2000-х годов, в целом более 10 лет, осуществлялось на уровне порядка 12-14% от совокупного бюджета Минобороны России. Причем даже при таком мизерном уровне финансирования флот в период 2001-2006 гг. недополучил более 60 млрд. руб. запланированных средств.

Сегодня, когда страна может выделить средств больше, чем нужно на поддержание боеготовых МСЯС, необходимо перенести приоритет на развитие МСОН. В том числе и потому, что без развитых и мощных МСОН невозможно полноценное обеспечение боевой устойчивости МСЯС, в интересах которых они осуществляют действия по обеспечению развертывания (доразверытвания) РПЛСН и создания защищенных районов боевых действий ракетоносцев во время кризисных ситуаций и в угрожаемый период, а также обеспечивают боевую устойчивость РПЛСН в военное время.

«Морские силы общего назначения – «рабочая лошадка» флота, - подчеркивал в своей статье «Современные задачи МСОН и нужно ли что-либо изобретать?» («Национальная оборона», №12, 2007 г.) руководитель ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова академик РАН Валентин Михайлович Пашин. – Круг задач, которые решают корабли и соединения сил общего назначения, необычайно многообразен, соответственно велика и номенклатура сил и средств МСОН. Это авианосцы и десантные корабли, многоцелевые атомные и неатомные подводные лодки, ракетные крейсера, эсминцы, фрегаты и корветы, корабли противоминной обороны и катера противодиверсионной обороны, морская авиация и морская пехота и т.д.».

МСОН во взаимодействии с видами и родами войск ВС РФ играют важную роль в обеспечении национальной безопасности России в Мировом океане и защите страны от агрессии с морских направлений, а также вносят приоритетный вклад в защиту экономических интересов государства на море. По мнению специалистов, тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории России определяет необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа, что заставляет Россию «идти в океан».

И лишь МСОН способны обеспечить защиту территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России от любых посягательств, а также решить задачу по обеспечению защиты российских рыбаков и судовладельцев при осуществлении ими деятельности в удаленных районах Мирового океана. Чтобы не возникало у некоторых стран, возомнивших себя «сверхдержавами», желания безо всяких причин фактически захватывать российские суда, подвергая их экипажи диким «судилищам» в стиле Средневековья. Способны ли решить все эти задачи российские МСОН, насчитывающие ограниченное количество реально боеспособных боевых кораблей основных классов – вопрос сложный. Вероятнее всего, если и смогут, то в ограниченном объеме.

Вот почему необходимо срочно наращивать темп строительства атомных многоцелевых и неатомных ПЛ, кораблей классов «эсминец», «фрегат» и «корвет», а также уделить важное внимание модернизации отечественных сил противоминной обороны. Но «кавалерийским набегом» исправить ситуацию с МСОН не получится – постройка боевых кораблей основных классов имеет длительный цикл, а достаточно непростая ситуация на отечественных верфях пока не позволит каждой из них даже при оптимистичном сценарии сдавать флоту больше 1-2 кораблей в 1-2 года каждая.

«ВМФ, как вид Вооруженных Сил является наиболее наукоемким, - отмечает Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. – Его развитие требует продуманной кораблестроительной программы и непрерывной работы научного комплекса. Некоторые морские державы формулируют перспективы развития своих флотов вперед на 100 лет».

Ситуация усугубляется особенностью многих российских верфей – в отличие от большинства развитых стран мира, на наших судоверфях одновременно, зачастую на соседних стапелях, ведется постройка и боевых кораблей и гражданских судов, что серьезным образом ограничивает их «пропускную способность». К тому же некоторые верфи еще и привлекаются к ремонту кораблей и судов. Как представляется, целесообразно разделить военное и гражданское судостроение, назначить, как это сделали в свое время в США, ряд судоверфей, которые будут заниматься только военным кораблестроением по государственному оборонному и экспортному военному заказам.

Стратегия морской деятельности и кораблестроительная программа

Военно-морское строительство России и развитие ее Военно-Морского Флота осуществляются в соответствии с рядом стратегических документов, включающих Морскую доктрину России на период до 2020 г. и Госпрограмму вооружений на тот же период, а также «Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г.», утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205-р и определяющую стратегические цели, задачи и перспективные пути развития основных видов морской деятельности государства. Стратегия направлена на обеспечение интересов России в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине, повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом.

Одной из стратегических целей при этом определено повышение оперативных возможностей Военно-Морского Флота по обеспечению безопасности морской деятельности в важных для России районах морей и океанов, что намечается достичь за счет обновления и наращивания на долгосрочной основе МСОН, способных действовать как в морских зонах, так и в океанских районах; обеспечения военно-морского присутствия в районах морей и океанов, в которых осуществляется морская деятельность Российской Федерации, а также создания Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки в Мировом океане (ЕГСОНПО).

В области национальной безопасности Стратегия предусматривает
  • 50-процентный прирост к 2020 г. возможностей боеготового корабельного состава Береговой охраны ФСБ России;
  • доведения доли площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны России, охваченной физическими полями систем наблюдения ФСБ России, в общей площади акваторий до 100%;
  • увеличение объема выпуска продукции российского судостроения в денежном выражении в 7 раз;
  • доведение доли боеготового состава МСОН в общем составе сил до 60%;
  • доведение площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны России, охваченной физическими полями отечественных информационных систем, входящих в ЕГСОНПО, в общей площади этих акваторий до 60%.

Способствовать решению этих и других задач должна Госпрограмма вооружений на период 2011-2020 гг. в рамках которой предусмотрена постройка для МСОН около 100 боевых кораблей основных классов, включая такие новейшие проекты как: АПЛ проекта 885 (и модификации), фрегат проекта 22350 и корвет проекта 20380 (и модификации), а также корвет охраны водного района, противоминные корабли и различные боевые катера и суда обеспечения. Совокупные расходы ГПВ-2020 на флот, по словам Президента России Владимира Путина, составят около 4,7 трлн. рублей.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Викторович Чирков в недавнем интервью журналу «Национальная оборона» отмечал, что развитие корабельного состава МСОН в 2012-20 гг. будет направлено на «создание группировки сил стратегического неядерного сдерживания, повышение боевого потенциала подводных сил, наращивание состава и боевых возможностей надводных сил, создание морских сил оперативного реагирования».

По мнению Главкома ВМФ, основу группировки сил стратегического неядерного сдерживания в среднесрочной перспективе составят АПЛ проекта 885М и модернизированные АПЛ проекта 949М, а боевой потенциал подводных сил в целом будет повышен за счет модернизации многоцелевых АПЛ третьего поколения и строительства НАПЛ нового поколения с ВНЭУ. При этом повышение боевых возможностей МЦАПЛ и НАПЛ будет обеспечиваться за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов.

Кроме того, по мнению Виктора Чиркова, в составе ВМФ обязательно должны существовать морские силы оперативного реагирования, способные к ведению воздушно-наземно-морских операций и выполнению задач в составе сил быстрого реагирования в любой точке Мирового океана. «Ядро таких сил должны составлять авианесущие корабли, - подчеркнул адмирал Чирков. – Наряду с десантно-вертолетным кораблем доком иностранной постройки основой таких сил в перспективе должен стать авианесущий корабль нового поколения, то есть авианосец. В отличие от тяжелых авианесущих крейсеров предыдущих поколений, это должен быть принципиально новый универсальный боевой корабль большого водоизмещения».

По оценке Главкома, главным оружием перспективного авианосца станут пилотируемые и беспилотные (роботизированные) боевые средства, действующие в воздухе, на поверхности моря и под водой, а определяющий характер для эффективности применения таких кораблей будет носить наличие в составе их авиагруппы самолетов ДРЛОиУ и разведывательно-ударных БЛА.

При этом в рамках программы строительства авианосных сил ВМФ России предусматривается не просто проектирование и строительство авианосцев, а создание полноценного морского авианесущего комплекса, «в состав которого войдут помимо собственно кораблей, пункты базирования с необходимой инфраструктурой, летательные аппараты, центр подготовки экипажей кораблей и авиагрупп корабельной авиации, другие элементы». Основа для создания морского авианесущего комплекса должна быть создана, по словам адмирала Чиркова, в период до 2020 г.

Важное внимание уделяется и другим классам надводных кораблей, без которых немыслимо существование отечественных МСОН. В частности, основным боевым кораблем океанской зоны в среднесрочной перспективе станет эсминец нового проекта, отличительными особенностями которого будут больший по сравнению с предшественником ударный и оборонительный потенциал, особенно – по решению задач ПВО/ПРО. Что касается дальней и ближней морской зон, то здесь основу соединений МСОН российского флота составят современные фрегаты и корветы семейств 22350, 11356 и 20380, а в перспективе на смену им придут корабли модульной конструкции, оснащенные широкой номенклатурой робототехнических средств.

«Первым кораблем, реализующим эти подходы, станет перспективный корвет охраны водного района, - подчеркивает адмирал Чирков. – На корабль планируется возложить максимально полный комплекс задач, выполняемых в прибрежных районах кораблями и другими силами и средствами: противолодочных, противоминных, противокорабельных, противовоздушных, минно-заградительных, огневой поддержки войск десанта и сухопутных группировок на приморских направлениях».

При этом корвет ОВР рассматривается все же как «опытовый», для отработки технологических мероприятий с целью перехода к постройке кораблей модульной конструкции, имеющих большее водоизмещение. «В последующем подходы к модульности и комплексной роботизации боевых систем флота с корвета ОВР планируется распространить на другие корабли, формируя инновационный облик будущего флота», - отметил Главком ВМФ.

Не будут забыты и морская авиация, а также береговые войска и морская пехота. Летчики в период до 2020 г. должны получить первые серийные многофункциональные истребители корабельного базирования семейства МиГ-29К/КУБ (в текущем году ВМФ должен получить по два МиГ-29К и МиГ-29КУБ, в 2014 г. – восемь МиГ-29К и два самолета МиГ-29КУБ, а в 2015 г. – десять МиГ-29К) и патрульные самолеты нового типа, а также перспективные многоцелевые вертолетные комплексы берегового и корабельного базирования, плюс – предназначенные для них средства поражения классов «воздух – воздух», «воздух – поверхность (корабль)» и «воздух – ПЛ». На рубеже 2013-14 гг. в строй планируется ввести комплекс для подготовки летчиков-палубников и вертолетчиков авиации флота в Ейске. В более отдаленной перспективе, после 2020 г. на вооружение авиации флота должны поступить корабельные самолеты ДРЛОиУ и БЛА.

В свою очередь береговые войска получат дополнительное количество мобильных противокорабельных ракетных комплексов типа «Бал» и «Бастион» (возможно также «Клаб-М»), а соединения морской пехоты – новую бронетехнику (так, принято решение о создании «флотской» БМП, которая должна выйти на испытания в 2015-16 гг.), стрелковое оружие и оружие поддержки, а также новое снаряжение, которое позволит «черным беретам» более эффективно действовать в различных климатических условиях. После 2020 г. по словам адмирала Виктора Чиркова, на вооружение морской пехоты намечается принять высокомобильную амфибийную боевую машину для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в арктической зоне, а также приступить к созданию роботизированных боевых платформ морской пехоты, вооруженных оружием на новых физических принципах, использующих различные источники энергии для работы двигателя.

Не наступить на «грабли»

«История дает немало поучительных примеров, когда недооценка проблемы сбалансирования флота или пренебрежение ею, особенно в условиях ограниченных экономических возможностей, вследствие ошибочной военной доктрины или недальновидной внешней политики государств приводила либо к поражению флотов в войне, либо к чрезмерному перенапряжению экономики этих стран, вынужденных уже в ходе войны ликвидировать допущенные ранее просчеты», - подчеркивал Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков.

Сегодня, когда идет процесс разработки программы развития ВМФ на период до 2050 г. необходимо не допустить прежних ошибок, как это имело место в 1990-е годы. К примеру, в последние годы вновь раздаются голоса о том, что «флот нам не нужен», что это «дорогая игрушка» и «непозволительная роскошь для России». Необходимо пресекать такие тенденции, чтобы не наступить на грабли в очередной раз – слишком дорого прошлые «грабли» обошлись нашей стране и ее Флоту.

ВРЕЗКА

«Целью строительства и развития ВМФ РФ на период до 2050 г. должно являться создание сбалансированного по своему составу и боевым возможностям флота, способного совместно с другими видами и родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить стратегическое ядерное и неядерное сдерживание от агрессии и защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, военную безопасность страны с океанских и морских направлений».

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков.

Таблица 1 Состав ВМФ России на 14 июня 2013 года