Руководства, Инструкции, Бланки

курсовая работа образец по культурологии img-1

курсовая работа образец по культурологии

Рейтинг: 4.8/5.0 (1912 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рефераты, курсовые и дипломы по культурологии

Культурология

Культурология - дисциплина, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Рефераты по культурологии раскрывают тему исследования феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в культурных текстах философии, религии, искусства, права. Рефераты по культурологии рассматривают методы культурологических исследований: логический метод - исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими, исторический метод - направлен на изучение того, как данная культура возникла, генетический метод направлен на обнаружение генезиса. Курсовые по культурологии дают описание основных школ, таких как расово-антропологическая школа, показывающая решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие, социологическая школа, в центре внимания которой находится само общество, его структура и социальные институты, символическая школа, все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются как чисто коммуникационные, смыслогенетическая школа утверждает, что культура представляется субъектом, самоорганизующейся системой.

Все работы можно отфильтровать по категориям, например, показать только рефераты по культурологии. отдельно курсовые, контрольные или дипломные работы.

Скачать рефераты по культурологии можно бесплатно (некоторые из представленных).

За 14 лет работы Реферат Банка

было скачано рефератов, курсовых, дипломных работ более 9.7 млн. раз. РефератБанк предоставляет возможность рефераты скачать бесплатно. Более 5 тыс. раз люди сообщили РефератБанку об успешной сдачи рефератов, курсовых, дипломных работ из нашей коллекции.

Другие статьи

Курсовая работа - по Культурологии 3 - Культура и искусство

Курсовая работа: по Культурологии 3

Введение: Культурология как наука о культуре.

1.Понятие культуры. Современные подходы к определению культуры.

2.Структура культуры.

3.Функции культуры.

Введение: Культурология как наука о культуре.

Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Впервые термин «культурология» предложил американский антрополог Л. Уайт (1900-1976). Он заявил, что культура должна исследоваться в рамках специальной науки о культуре, поскольку представляет собой совершенно особую и независимую от других сфер область жизни человека, которая функционирует по своим собственным закономерностям. Л. Уайт определял культуру как мир символического, опосредующего взаимодействие человека с объективной реальностью. Культура не происходит от биологических, психических и социальных факторов, но программирует саму себя. Различия в образе жизни народов задаёт небиологически наследуемая культурная традиция. Например, тибетцы, рождённые в тибетской языковой традиции будут разговаривать и мыслить по-тибетски, но не по-английски.

Несмотря на все старания учёного, на Западе культурология так и не выделилась в отдельную науку, а культура как исследовалась, так и исследуется в основном в рамках культурной (социальной) антропологии. Однако культурология как отдельная дисциплина прочно закрепилась в России со времён перестроечных лет. В нашей стране её популярность была обусловлена принципиальной неидеологичностью дисциплины, предоставляющей тем самым полную свободу творчества. К тому же, для культурологии Л. Уайта был характерен привычный для советской науки эволюционный подход.

Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Социальные науки, науки об обществе (социология, экономика, антропология и др.), методологически ближе к естествознанию. Они опираются на точные, чувственно фиксируемые (эмпирические) факты. Для них характерны методы статистической и математической обработки фактов, описание предмета исследования, лишённое ценностного и субъективного отношения. Всё это связано с типичностью и стандартностью явлений, которые они исследуют. Гуманитарные науки, науки о человеке (история, философия, психология и др.), исследуют явления индивидуальные, неповторимые, ценностно-окрашенные. Поэтому они оперируют нестрогими моделями и оценочными суждениями. Культурология представляет собой междисциплинарную науку, интегрирующую воедино знания о культуре, добытые методами как социальных, так и гуманитарных наук. Структурно она состоит из двух блоков:

1. История культуры – исследование конкретных культур и культурных фактов. В этом разделе культурология оперирует научным материалом, открытым историей, археологией, этнологией, культурной (социальной) антропологией и социологией. В данном разделе задача культуролога, опираясь на проверенные факты, дать объективное описание исторического развития культуры социальных групп, отдельных стран, регионов, человечества в целом.

2. Теория культуры – это теоретико-философский уровень, на котором ставятся такие задачи как определение сущности культуры и её универсальных черт, описание структуры культуры и её функций, разработка типологии культур на основе обобщения множества историко-культурных фактов и их сравнения. В данном разделе культурология близко смыкается с философией культуры, исследующей духовные основы культуры и наиболее фундаментальные черты и закономерности культурного процесса.

1. Понятие культуры. Современные подходы к определению культуры.

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души». В широкий философский оборот понятие стало входить только на рубеже XVII-XVIII вв. в среде западноевропейских философов и просветителей (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Н. Кондорсе, И.Г. Гердер, И. Кант). Окончательное становление «культуры» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIXв.

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение «натура» и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Так, например, порода собак, специально выведенная в питомнике, представляет собой часть культуры. То же можно сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тейлора.

Как можно заметить, антропологический подход проистекает из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. В связи с этим обнаруживается его существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации.

2.Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.

Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид). Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает намдеятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень инаправленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.

Будучи тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

Среди знаково-символических определений культуры наиболее известны символическое определение Л. Уайта, а также целый ряд семиотических определений, сложившихся в рамках науки о знаках (семиотики). Семиотическое понимание культуры очень родственно символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, связанные со сферой символического, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии: в семиотике структурной единицей культуры считается «текст» (система знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Новгорода.

Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии признана сложность и многомерность культуры, среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения культуры в рамках только одного методологического подхода. В качестве рабочего определения для данного учебного пособия хотелось бы предложить формулировку известного русско-американского социолога П.А. Сорокина: культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения»[1].

Данное определение выгодно тем, что соединяет в себе положительные стороны нескольких подходов (аксиологического, знаково-символического и антропологического). Считая ценности фундаментом любого типа культуры, оно включает в сферу культуры помимо ценностей любые значения и смыслы, пронизывающие социальные отношения между людьми. Идеи, представления, ценности, выражающие внутренний мир человека, как правило, материализуются в конкретных объектах (объективируются) и тем самым становятся всеобщим достоянием (социализируются). Поэтому культура – это и «совокупность носителей» значений и смыслов в виде искусственно созданных вещей. В этом заключается истина антропологического подхода. Данная трактовка подразумевает также проведение границы между культурой и обществом. Если общество строится на основе разнообразных социальных отношений между людьми (объединение и разделение на группы, кооперация, эксплуатация, управление, подчинение) и формирует структуру совместной жизнедеятельности, то культура наполняет социальные формы ценностными ориентирами, смысловыми значениями, нормативными предписаниями упорядочивая социальное взаимодействие, создавая единый язык общения и понимания между людьми.

2.Структура культуры.

Структура культуры – это совокупность базисных элементов или форм культуры, включённых в общую систему устойчивых взаимосвязей друг с другом. Если следовать наиболее распространённой модели культуры, в ней можно выделить две крупные части: материальную и духовную культуру. Духовная культура – это деятельность человека в сфере мысли и творчества. В качестве проявлений духовной культуры рассматривают всё, имеющее неосязаемую природу: нормы, правила, ценности, ритуалы, модели поведения, традиции, обычаи, символы, идеи. Духовная активность человека может объективироваться, отображаться в материальном виде, превращаясь в артефакты. Совокупность артефактов формирует материальную культуру общества. Артефакты – это искусственные предметы, выполняющие какую-либо функцию и несущие определенное символическое значение в конкретном обществе или группе людей. Разновидностями артефактов являются орудия труда, технические изобретения, жилой дом, храм, одежда, книга и т.д. В той мере, в какой эти предметы служат выражению какого-либо смысла, имеют символическую и ценностную нагрузку, в той мере они принадлежат культуре. Если же артефакт несёт минимальное символический смысл, но имеет исключительно практическое назначение, его следует отнести к достижениям цивилизации. Комбайн, например, есть искусственное изобретение, но предназначен он исключительно для утилитарной цели: удобства и быстроты сборки урожая.

Область духовной культуры принято подразделять на ряд составляющих. Среди её основных элементов, как правило, выделяют мифологию, религию, искусство, науку и философию. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство. Но в ходе исторического развития культуры каждый из элементов приобрел самостоятельность.

Мифология представляет собой самую древнюю форму духовной культуры, первый способ осознания и освоения мира. Мифологическое постижение мира несёт в себе не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Потому важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Если элементарной единицей научного понимания мира является понятие (слово, аккумулирующее в себе общие признаки множества вещей), то единицей мифологического сознания является конкретно-чувственный образ. Мифологические представления формируются не в результате логического анализа, но на основе ассоциативно-психологической связи, непосредственно чувствуемой сопричастности явлений друг другу. Коллективная мифология была доминирующим типом мировосприятия в первобытном обществе. Однако и современный рационально мыслящий человек не свободен от мифологии. Мифы сохраняются не только в сказках и служат источником художественного вдохновения. Мифологическим мирочувствованием пронизана вся повседневность. Более того, даже самые современные научные теории содержат в себе элементы мифологического мышления. Мифологический тип сознания органически присущ человеку, поскольку выражает психологическую потребность в чувстве внерационального родства с миром.

Религия также одна из древнейших форм духовной культуры. Изначально она составляла неразличимое единство с мифологией. Став независимой частью культуры, она пережила эволюцию от ранних (анимизм, фетишизм, тотемизм) и языческих разновидностей к мировым религиям. Религия в отличие от научного осмысления мира основывается на вере. Однако определённого рода вера присуща также учёным и атеистам. Это вера-доверие авторитету, вера в естественные события или явления, которые человек на своём опыте не испытывал. Религиозная вера есть вера в сверхъестественное, чудесное. Она разделяет всё бытие на мир земной, профанный и мир сверхчувственный, божественный. Поклонение Богу или божествам и составляет суть религиозной веры. Религия как культурный феномен состоит из трёх элементов: вероучения, культа и социальной организации. Вероучение – это оформленные в систематизированном виде знания о предмете религиозной веры. Развитые религиозные системы, такие как монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), содержат в себе ряд догматов, чётко сформулированных истин своей веры. Вероучение предлагает ответы на вечные вопросы бытия человека и тем самым закладывает духовно-ценностный ориентир в жизни верующего. Культ – упорядоченная совокупность обрядов, с помощью которых человек мистическим образом приобщается к миру сакральному, общается с Богом. Одним из наиболее важных элементов культа является молитва. Если вера и вероучение составляют внутренние убеждения человека, то культ выражает их внешнюю реализацию. Третьим элементом любой религии является организационное объединение верующих в церковь, общину.

Если религия хранит духовные и нравственные ценности, то искусство несёт в себе в первую очередь эстетические ценности. Искусство не просто отображает мир (иначе оно было бы наукой), оно осваивает его художественными средствами, преобразует реальность символически. Искусство представляет собой единственную форму культуры, предоставляющую полную свободу творчества и самовыражения. Но истинным предназначением искусства всегда остаётся хранение и передача духовного, нравственного, психологического опыта в художественных формах.

Наука и философия – сравнительно более поздние формы культуры, представляющие собой, прежде всего разновидности рационального знания. Научные знания основаны на объективности, чувственной и логической достоверности. Наука лишена оценочного, субъективного начала в отличие от философии. Она движется от конкретных фактов к обобщениям и теориям. Наука предназначена для изучения естественных природных закономерностей в целях материально-практического освоения окружающего мира. Научные знания и умения закладывают предпосылки для цивилизационного прогресса. Философия дополняет научные исследования рациональным постижением тех вопросов, которые порой не доступны для изучения эмпирическими методами (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Это предельно теоретические вопросы, имеющие человеческое измерение: о смысле жизни, границах познания, основах и цели бытия. Философия может изучать те же вопросы, что и религия, но основываясь не на вере, а на сомнении и вопрошании. Философия не просто развивает интеллект и открывает какие-то знания, но формирует целостное мировоззрение, отношение к миру и самому себе.

Если рассматривать культуру как теоретическую модель, то она будет состоять из выше раскрытых элементов. Реально же существующие культуры конкретных стран и регионов, как правило, состоят из разного рода смешения элементов культуры и их особой конфигурации в образе жизни конкретных групп и социальных слоёв. По этому критерию можно выделить несколько типов культур, которые сосуществуют друг с другом в одном обществе: официальную культуру, субкультуру и контркультуру.

Официальная культура (доминирующая, общенациональная) представляет собой общепринятые ценности, нормы и модели поведения. Как правило, она транслируется сверху, закрепляется на государственном уровне. В отдельных социальных группах, формирующихся по профессиональному, этническому, половозрастному признаку, или по общности интересов, функционируют собственные субкультуры. Субкультура – это тип культуры, не противостоящий официальной культуре, но имеющий яркие локальные особенности. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения (движения по музыкальным и спортивным интересам, культура «байкеров»). Отдельные маргинальные группы, выпавшие из общекультурного пространства, могут создавать и пропагандировать собственный образ жизни, являющийся оппозицией официальной культуре (контркультура). В качестве таковых выступали культуры битников, хиппи и левых радикалов Европы в 1960-х. Современные тоталитарные секты представляют собой не что иное как яркий образец деструктивных процессов в национальной культуре, т.е. контркультуру.

3. Функции культуры.

Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям.

Человекотворческая функция. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т.е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность.

Адаптационная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т.д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу.

Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт, как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом.

Коммуникативная функция. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению.

Регулятивная (нормативная)функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации.

Интеграционная и разграничивающая функции культуры заключаются в том, что каждый конкретный тип культуры объединяет людей в одну национальную, этническую или субкультурную общность, но разделяет различные народы или социальные группы.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы культуры — это народные массы и личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении, ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть — это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, — это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: «Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее».

1. Арнольдов А.И. «Культуралогия: наука познания человека и культуры». М.,1995.

2. Голенков С.И. «Культура, смысл, сознание». Самара.1996.

3. Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры». М. 1987.

4. Чучин-Русов А.Е. «Природа культуры//Общественные науки и современность №6». 1995.

Курсовая работа образец по культурологии

Культурология — реферат

1. Сущность понятия «культура» 5

2. Подходы к определению культуры 7

Библиографический список 16

Понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

Понятие «культура» необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий «общественная практика» и «деятельность», связывающих между собой категории «общественное бытие» и «общественное сознание», «объективное» и «субъективное» в историческом процессе.

В современной культурологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этой дисциплины. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие «гравитация» для физики или понятие «эволюция» для биологии. Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500.

Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т. д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).

В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов.

Цель работы – изучить понятие «культура» и подходы к его определению.

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Сущность понятия «культура»

Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков.

Не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.) насчитывает уже 250 определений.

По мнению П. С. Гуревича, прежде всего причина такой ситуации в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи. Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами.

И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А. А.): [6]

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является СЕМИаспектным понятием. Т. е. культура представляет собой:

Способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)

И, наконец, система.

2. Подходы к определению культуры

Изучение культуры имеет давнюю традицию. Начиная с ХXIII века философы пытались философски объяснить различие культурных позиций, особенности духовной жизни человека природу нравственности и религии. Мыслители эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гердер, Лессинг, Гете, Шиллер, Гегель) видели свою задачу в таком философском обосновании статуса культуры, которое имело бы просветительски-воспитательное значение. В культуре видели воплощение могущества познающего разума, совокупности знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности. Таким образом, в рамках культуры эпохи Просвещения складывается историко-просветительский подход к определению культуры. Человек культурный – это человек, живущий в условиях определенной исторической и этнографической общности, это человек просвещенный, приобщенный к основам научного знания, образованный. [1]

Историко-просветительский подход к пониманию культуры оптимистически устремлял человека к прогрессу, укреплял веру в то, что непознанное сегодня будет познано и постигнуто наукой завтра, в то, что свет разумности рассеет мрак невежества, в то, что нравственные пороки –порождение незнания и невоспитанности. Культура как путь к разуму и порядку, как рост просвещенности и образованности, как проявление стремление «сеять разумное, доброе, вечное» – вот та доминанта, с которой начинается философская традиция в понимании сущности и назначения культуры.

В ХXIII – ХIХ веках складывается и вторая традиционная линия трактовки культуры – историко-этнографическая. Археологические открытия, достижения этнографии, попытка сравнить и сопоставить с наличной данностью цивилизации культуру так называемых «диких», «варварских» племен, не дошедших до порога цивилизованности, но дающих примеры оригинальности, самобытности достаточно экзотических ритуалов, обрядов, выявила возможности сравнительного анализа. Историко-этнографическая традиция обогатила культурологию яркими, замечательными исследованиями первобытной и традиционной культуры (труды Леви-Брюля, Моргана, Тейлора).

Рефераты по Культурологии на заказ

Рефераты по Культурологии

В процессе изучения такой социальной науки, как Культурология, студентам ВУЗов не раз приходится писать по этой дисциплине рефераты. Однако это дело может оказаться вовсе не таким простым, каким оно кажется на первый взгляд. Ведь качественные, хорошо осмысленные рефераты по Культурологии подразумевают то, что студент досконально разбирается в изучаемом им предмете.


Темы рефератов могут быть различны: от культурного наследия прошлого, до современной культуры общества той или иной страны. Также нередки случаи, когда требуется описать жизнь той или иной исторической личности, которая повлияла на развитие культуры общества. А потому рефераты по Культурологии требуют:


• изучения большого количества литературы
• аналитических заключений
• наличия свободного времени.

Закажите написание этой работы:

Срок выполнения: 3-5 рабочих дней


Если с первыми двумя пунктами у студентов проблем не возникает, то времени у любого учащегося попросту нет. Ведь кроме написания различных рефератов, требуется готовиться к зачетам, экзаменам, писать контрольные и курсовые работы. В такой ситуации многие студенты решаются на подлог. Скачивают выложенные в интернете рефераты по Культурологии. совершенно не задумываясь над тем, какие возможны последствия.


Однако такая не дальновидность зачастую влечет не только гнев преподавателя, но и неаттестацию по предмету. Ведь практически все представленные в интернете рефераты содержат массу ошибок, а та малая часть, которая еще могла бы считаться грамотной, известна преподавателям чуть ли не наизусть. Даже если вам повезет, и вы скачаете самую свежую работу, то нет никакой гарантии, что ваш коллега (однокурсник) не принесет эту же работу.

Пример выполнения Реферата по Культурологии

(первые 5 страниц работы)


Чтобы избежать подобной ситуации и не потерять кредит доверия у преподавателя, обращайтесь за написанием рефератов к нашим сотрудникам, которые качественно и своевременно предоставят вам готовую работу за символическое вознаграждение. Все рефераты по Культурологии, которые пишутся нашими сотрудниками, имеют ряд преимуществ:

• В работе содержится только достоверная информация, которая полностью раскрывает тему реферата.
• При изготовлении реферата учитываются все новейшие сведения и факты, которые периодически становятся известны.
• Вся информация перепроверяется несколько раз, а потому в работе отсутствуют даже описки, не говоря уж об ошибках.
• Оформление работы производится в полнейшем соответствии с предъявляемыми требованиями.

Заказ написания реферата, контрольной, курсовой, дипломной работы

Скачать бесплатно реферат по культурологии

“Общество потребления” и постсоветский контекст. Говорить об «обществе потребления», которое является детищем капиталистического общества и которое наиболее полно проявляется в странах позднего капитализма, в контексте ситуации постсоветкого пространства, на мой взгляд, является достаточно сложным.

“Третья” культура в Древней Руси Среди уже называвшихся переводных произведений, бытовавших в Древней Руси, обращает на себя внимание довольно большой пласт литературы, который невозможно считать христианской, поскольку официальная церковь ее не признавала, хотя и не отвергала полностью.

В XIV веке Русь стала весьма активно преодолевать свое отставание, вызванное, татаро-монгольским гнетом и это в свою очередь вызвало оживленный интерес к передовому византийскому, южнославянскому, даже западноевропейскому искусству. Приток новых эстетических

…3 2. Семь чудес света….4-16 2.1. Египетские пирамиды….4-7 2.2. Висячие сады Семирамиды…8-9 2.3. Храм Артемиды в Эфесе… 9-11 2.4. Статуя Зевса в Олимпии… 11-12 2.5. Галикарнасский мавзолей…12-13 2.6. Колосс Родосский….14-15 2.7. Александрийский маяк…15-16

Архитектурно-строительный раздел Изм. Лист Подпись Дата Дипломник Молчанова ТА Стадия Лист Листов Консульт. Дудина МА У Руководит. Пронягин ПГ Н.Контр. Заф.каф. Основания и фундаменты Изм. Лист Подпись Дата Дипломник Молчанова ТА Стадия Лист Листов Консульт.

ЮЖНО-Сахалинский Лицей Экономики И Права Экзаменационная Работа по английскому языку За курс средней полной школы California LOS Angeles Places OF Interest Работу выполнила Ученица 11 технического класса Нуреева Виктория Алексеевна Руководитель Учитель

Introduction VladicavcasianHumanitarian Lyceum THE Report OF THE Pupil OF THE 7 FORM UruimagovKazbek Vladicavkas2004. IntroductionThis summer Hasan Boroev, my uncle s disciple, became the best wrestlerin the Greek-Roman class, in the world. And I decided to write a report on thistheme.

Urals State Technical University - UPI Foreign language department Thesis Cultural Values Student Zaitseva S.V. Group PП-4 Supervisor Hramushina Zh.A. Ekaterinburg 2004 Table of contents Summary 3 Key words 4 Introduction 5 1. Definitions beliefs, values

1 2 1.Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. 2 6 2.Религия и наука в естественно-научных знаниях. 6 14 3.Отражение в религиях и науке знаний об обществе. 14 18 4.Нравственные проблемы религии и науки. 18 23 5.Эстетические проблемы религии и науки.

История праздника Хеллоуин (halloween) Хеллоуин, который еще совсем недавно широко праздновался лишь в США, теперь приобретает все большую популярность в России. Что мы знаем об этом празднике, откуда он берет свое начало. Является ли хеллоуин чем-то

Holidays and traditions in English speaking countries. I. Britain round the calendar. Public Holidays AND Celebrations There are only six public holidays a year in Great Britain, that is days on which people need not go in to work. They are Christmas

С 90 - х гдов на территории бывшего Советского Союза стали организовываться библиотечные объединения, ставившие своей задачей решение определенных библиотечных проблем. Но дело в том, что такая попытка решения проблем появилась еще в конце прошлого - начале нового столетия.

Библиотека 5баллов конецформыначалоформыNavruz - ACelebration of Life. Public holidays in Uzbekistan Navruz also called Noruz, Nowruz, and Nawruz. the spring NewYear holiday, has been celebrated for more than 2,500 years, perhaps foras long as 5,000 years.

Данная статья длинная, но она имеет наверно ответы на все ваши вопросы про панков. Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира Мера за меру. В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым - шестеркам.

Ахтмескаягимназия Реферат о Д мина Юрия 9Б Английская рок-группа. Была образована в 1959 в Ливерпуле Великобритания. В ее состав входили Джон Леннон полное имя Джон Уинстон Леннон 9 октября 1940, Ливерпуль 8 декабря 1980, Нью-Йорк вокал, гитара, гармоника,клавишные

КУРСОВАЯ РАБОТА - Телевидение и культура - Работы по культурологии - Примеры работ - Дипломные и курсовые для студентов

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов Примеры работ

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ 6

1.1.Особенности современной информатизации общества 6

1.2.Современное телевидение в пределах экранной культуры 10

Глава 2. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 15

2.1. Телевидение глазами телезрителей 15

2.2.Массовая культура -портрет современного человека 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Прежде чем рассматривать культурно-просветительскую функцию, которую выполняет телевидение в современном обществе, необходимо определить само понятие культуры.

Культура, по определению Ю.М. Лотмана, — «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения» [4; с.24]. Перечень существующих определений понятия «культура» можно было бы продолжить.

Известный культуролог Г. Кнабе отмечал: «Двадцать лет назад существовало свыше 250 определений культуры, и за истекшие годы число их, по-видимому, еще возросло» [1. С. 26].

Сегодня телевидение стало необходимым техническим средством информации, его функции многообразны: информирование, воспитание, просвещение, образование, развлечение. Все эти функции телевидение реализует в своих ежедневных программах, воздействуя на человека и систематически влияя на его формирование, общую культуру. Поэтому актуальность рассматриваемой проблемы прежде всего связана с желанием проанализировать деятельность телевидения постсоветской России в реализации его культурной функции, выявить плюсы и минусы, связанные в первую очередь с его коммерциализацией.

Цель исследования: изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества.

выявить особенности современной информатизации и недочеты на современном этапе развития и выработать рекомендации для оптимизации популяризации культуры посредством телевидения, в условиях быстро возрастающей активности общественно-политической жизни страны.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ

1.1.Особенности современной информатизации общества

Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

В настоящее время процесс информатизации охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны.

Следовательно, становление информационного общества является закономерным этапом развития цивилизации, происходящим в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на культуру, социальную структуру, экономику, право, государство. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального общества к информационному, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

Можно сказать, что формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, так как культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.

1.2.Современное телевидение в пределах экранной культуры

Тенденция к снижению общего объема телевизионной аудитории прослеживается в российской отрасли электронных СМИ уже не один год, однако телевидение по прежнему остается ключевым СМИ в информировании населения. Еще в 2009 г. в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) «Телевидение в России 2009» отмечалось, что, по данным Аналитического центра «Видео Интернешнл», среднесуточный охват аудитории в 2005 г. составлял 75 %, в 2009 г. – уже 71 % [6; c .19]. При этом время, затрачиваемое россиянами на эфирное ТВ, остается практически неизменным (по данным «TNS Россия», время телесмотрения в среднем составляет 5 ч 21 мин/сут.), но сокращается общее количество людей перед экранами. Это связано с тем, что сегментирующаяся российская аудитория предпочитает телевидению другие типы массмедиа.

Поэтому и поиск нового «телевизионногоязыка» наземному эфирному телевидению следует вести в контексте совокупности и взаимозависимости своих основных направлений развития – технологического, экономического, пространственного, профессионального и культурного, придавая при этом особое и приоритетное значение вектору культурному. И потому, что телевидение как социальный институт само является частью культуры, и в связи с тем, что производимый им экранный продукт, наполненный культурологическими смыслами и общепризнанными ценностями, будет служить обществу, способствуя социальной эволюции.

Глава 2. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Телевидение глазами телезрителей

Сегодня телевидение занимает одно из ведущих мест не только в системе средств массовой коммуникации, но и в системе искусств, превосходя все остальные виды искусства, прежде всего по охвату аудитории.

Единственным островком культуры является специализированный телевизионный канал «Культура». Основной упор здесь делается на высокие образцы культурного творчества, на знакомство с шедеврами мирового и отечественного искусства.

Прежде всего нужно обратить внимание на телевизионные тексты и сценарии, которые сегодня изобилуют стилистическими ошибками, жаргонизмами, сленгом и просторечными словами, что способствует снижению культуры речи, небрежному отношению к родному языку.

2.2.Массовая культура -портрет современного человека

Телевидение сегодня— это часть жизни современного человека, большая его часть. Оно оказывает гораздо большее воздействие на человека нашего времени, чем искусство, религия, идеология или вся традиционная культура. Можно сказать, что телевидение трансформировала все эти стороны социально-культурной жизни в собственный товар, являющийся средством манипуляции общественным сознанием, в изменение ментальности и реальности.

Рисунок 8. Выбор познавательной передачи

Ментальный портрет современного человека — это, прежде всего, портрет современного зрителя. Мы то, что мы смотрим.

Итак, в ходе исследования проанализированы основные теоретические подходы к трактовке понятия «информационное общество», выявлено его культурфилософское содержание и определены основополагающие характеристики.

Проведенное исследование позволяет заключить, что.

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. –М. 2005.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд. испр. и доп. — М. Аспект Пресс, 1996, С. 458.

3. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003. № 9. СС. 3 - 16.

4. Кармин А.С. и др. Культурология. –СПб. 2005.

5. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие / Под ред. К.ф.н. проф. В.В. Дибижева. – М. Юриспруденция, 2009.

6. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2007.

7. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.А. Радугина. -М. 2006.

8. Литвинцев А.Э. Канал «Культура» на перекрестке телевизионных традиций. Ч. 1. —М. 2007.

9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М. Кучково поле, 2007. — 464 с.

10. Мукерджи Ч. Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру // Полигнозис. Проблемный научно-философский и культурологический журнал, 2000, №№ 2, 3; 9.

11. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. — М. 2003.

12. Муратов С.А. ТВ-эволюция нетерпимости. — М. 2001.

13. Новый энциклопедический словарь. — М. Большая Российская энциклопедия, 2004.

14. Телевидение в России 2009. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; под ред. А. Ю. Романченко, Е. Л. Вартановой, В. П. Коломийца. М. 2009. С. 120, 122.

15. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011: Отраслевой доклад / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; под ред. Е. Л. Вартановой. М. 2011. С. 58.