Руководства, Инструкции, Бланки

тест ваш стиль руководства img-1

тест ваш стиль руководства

Рейтинг: 4.8/5.0 (1911 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

ТЕСТ «ВАШ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ» - Студопедия

ТЕСТ «ВАШ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»

Инструкция: вам необходимо объективно ответить на вопро­сы, касающиеся вашего характера, привычек, склонностей. От­веты можно давать в форме знаков + (да), если они соответству­ют вашему поведению и отношению к людям, или - (нет), если не соответствуют. Если вы ранее не сталкивались с такими ситу­ациями, постарайтесь представить, как бы вы могли повести себя в них,

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекослов­
но выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю
к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда сначала думаю о других, а по­том о себе.

5. Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хо­тел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений доказать что-либо.

9. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.

10. Мне приходится часто советоваться со своими помощника­ми, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точ­ны и справедливы.

13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблю­дения моих распоряжений.

14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошее, ни плохое.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаюсь другим в своих ошибках.

20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.

21. На грубость подчиненного я стараюсь дать ответ, не вызы­вающий конфликта.

22. Я делаю все возможное, чтобы подчиненные охотно выпол­няли мои распоряжения.

23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятель­ские отношения.

24. Я стремлюсь любой ценой всегда быть первым во всех начи­наниях.

25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллекти­ва, чем выступать против него.

27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже незначительное, достижение.

28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.

29. Мне чаще приходится просить, чем требовать.

30. Я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчинен­ных, эффективность моего руководства значительно бы повысилась.

32. Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.

33. Я предоставляю более опытным подчиненным больше са­мостоятельности в решении сложных задач, специально контроли­руя их.

34. Я часто анализирую и обсуждаю с подчиненными их про­блемы.

35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с частью моих функциональных обязанностей.

36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руковод­ством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений напе­
рекор обстоятельствам.

38. Самое трудное для меня - вмешиваться в ход работы людей,
требовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь поставить себя
на их место.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: под­
чиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности,
ни панибратства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем пробле­
мы подчиненных.

42. Мне часто приходится заниматься текущими делами, и я ис­
пытываю от этого большие эмоциональные и интеллектуальные
нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я
считал это неразумным.

44.Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45.Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотруд­ничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам
подчиненных.

47.Главное в руководстве - распределять обязанности.

48.Эффективность управления достигается тогда, когда подчи­ненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.

49. Подчиненные в массе своей - безответственные люди, поэто­
му их нужно постоянно контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность кол­
лективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для эффективности руководства нужно поощрять наиболее
способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правиль­ное решение.

53. Мне часто приходится объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.

54. Нарушители дисциплины должны строго наказываться.

55. В критике подчиненных я бываю беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в коллективе я - лишний человек.

57. Прежде чем делать выговор подчиненному, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчинен­ным.

60. Если бы мои подчиненные действовали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Ключ-таблица к тесту

В зависимости от полученных сумм ответов степень выражен­ности стиля будет различной: минимальной (0-7), средней (8-13), высокой (14-20).

Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль счи­тается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления.

Более предпочтительно сочетание авторитарного и демократи­ческого стилей управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

ТЕСТ «ВАШ СТИЛЬ И СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ»

Инструкция: ниже перечислены качества личности, которые вам присущи в большей или меньшей степени. Оцените их по трехбал­льной шкале:

• 3 балла - присущи в большей степени;

• 2 балла - присущи;

• 1 балл - присущи в меньшей степени.

При ответах на вопросы будьте предельно откровенны. Старай­тесь отвечать быстро, фиксируя в ответах те мысли, которые у вас возникли при первом прочтении вопроса.

1.1. Способность настоять на своем.

1.2. Независимость и оригинальность суждений.

1.3. Способность выступить с докладом. Сообщением.

1.4. Способность вести дискуссию.

1.5. Напористость и даже непримиримость.

1.6. Доброжелательность, отзывчивость.

1.8. Способность подчинить своей воле других.

1.9. Эмоциональность, непосредственность.

1.10. Рациональный подход к делу.

1.11. Способность проводить в жизнь свои идеи.

1.12. Доступность в общении.

1.13. Серьезность, обязательность.

1.14. Чувство юмора.

1.15. Способность обстоятельно инструктировать кого-либо.

1.16. Способность убедить собеседника в чем-либо.

1.17. Спокойное и даже безразличное отношение к конфликтам в коллективе.

1.18. Способность понять каждого, войти в его положение.

2. Представьте себе, что вы в компании друзей, хотя в
ней появились и новые для вас люди. Оцените по трехбалльной
шкале состояния и действия, которые наиболее характерны для
вас - 3 балла; присущи вам - 2; характерны в меньшей степе­
ни - 1 балл.

2.1. Новые в компании люди, как правило, вас не очень устраи­вают.

2.2. Вы, как правило, придумываете какое-то оригинальное раз­влечение.

2.3. Вы произносите солидную, обстоятельную речь в честь ви­новника торжества.

2.4. Вы беседуете с кем-то по душам.

2.5. Иногда в вас появляется агрессивность.

2.6. Вы добродушны и в равной степени доброжелательны ко всем.

2.7. Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, кото­рые предлагают другие.

2.8. Вас, как правило, выбирают тамадой.

2.9. Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится.

2.10. Вы стремитесь раньше уйти домой.

2.11. Вам приходится кое-кого достаточно строго «ставить на место».

2.12. Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культу­ры и образования.

2.13. На развлечения вам часто жаль времени.

2.14. Вы любите рассказывать смешные истории, анекдоты.

2.15. Вы предпочитаете вести деловые разговоры.

2.16. Вы стараетесь кому-то что-то внушить, кого-то убедить.

2.17. К конфликтам в компании, если они вас лично не касают­ся, относитесь равнодушно.

2.18. Почему-то именно вам пытаются излить душу.

3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается лучше и
эффективнее применять одни приемы и несколько хуже - другие.
Оцените по трехбалльной шкале те приемы (действия), которые вам

удается применить лучше всего в 3 балла, удается - 2 балла, менее

эффективно- 1 балл.

3.1. При разрешении конфликтной ситуации придерживаюсь

мнения большинства коллектива

3.2. Пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих способ разрешения конфликтной ситуации.

3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в

3.4. Аргументированно доказываю свою точку зрения.

3.5. Считаю, если конфликт принципиальный, лучше ни в чем

3.6. Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы

3.7. Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив.

3.8. Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать ру­ководитель.

3.9. Предпочитаю бурно и эмоционально реагировать, выражать

3.10. В случае конфликта не поддаюсь эмоциям, а стараюсь най­ти рациональное решение.

3.11. В случае конфликта провожу свою линию, доказываю свою

точку зрения до конца.

3.12. В случае конфликта привлекаю на свою сторону как мож­
но больше членов коллектива, чтобы через них воздействовать на

3.13. Конфликт- дело серьезное, а потому я не превращаю его в

3.14. Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, исполь­зуя шутку и юмор.

3.15. В условиях возникновения конфликта отдаю предпочтение тому, чтобы собрать исчерпывающую информацию о конфликту­ющих сторонах, чтобы убедиться, кто прав, а кто виноват.

3.16. В условиях разрешения конфликта делаю ставку на то, что­бы убедить оппонента.

3.17. Стараюсь не вникать в конфликт, если он меня не касается.

3.18. Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным человеком возможна конфликтная ситуация.

Полярная шкала качеств личности

9 баллов - очень высокий уровень 5 - средний уровень,

развития способностей, 4 - чуть ниже среднего,

8 - высокий уровень, 3 - ниже среднего,

7 - значительно выше среднего, 2 - низкий уровень,

6 - чуть выше среднего, 1 - очень низкий уровень.

Подсчет результатов по каждому качеству осуществляется про­стым суммированием оценок (баллов), которые вы себе выставляе­те в ответах на вопросы первой позиции (1.1. + 2.1. + З.1.), далее по второй (1.2. + 2.2. +3.2.) и т. д.

Полярная шкала оценок

При суммировании баллов по каждому качеству на вопросы теста вы можете набрать минимально 3, максимально 9 баллов. Способности (качества)

987654321 0 123456 789 9876543210123456789

На основе выявления наиболее развитого качества можно сде­лать заключение и о стиле общения личности. Например, может доминировать «доброжелательный» стиль общения или, наоборот, «агрессивный». Но самое главное - вы сможете выявить свои силь­ные и слабые качества среди коммуникативно-лидерских способ­ностей и далее на этой основе строить программу самосовершен­ствования, саморазвития.

ДИ «ПОДБОР И ОТБОР ПЕРСОНАЛА»По книге «Управление персоналом организации»

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Диагностика стилей руководства (А

Gurutestov.ru

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция к тесту

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике – по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Тест

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
1. централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
2. руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
3. четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
4. ожидает указаний сверху или даже требует их;
5. централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
1. в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
2. критические ситуации не изменяют его способов руководства;
3. в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
4. сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
5. в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
1. недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
2. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
3. умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
4. старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
5. общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
1. в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
2. коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
3. исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
4. продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
5. в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
1. сам обращается за советом к подчиненным;
2. не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
3. подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
4. руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
5. если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
1. контролирует работу от случая к случаю;
2. всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
3. контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
4. контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
5. нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
1. его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
2. решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
3. в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
4. больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных. заданий;
5. когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
1. приказывает так, что хочется выполнять;
2. приказывать руководитель не умеет;
3. просьба руководителя не отличается от приказа;
4. приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
5. его приказы вызывают у подчиненных недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
1. на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
2. критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
3. не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
4. принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
5. не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
1. сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
2. если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
3. можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;
4. когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
5. если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:
1. складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
2. ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
3. всю ответственность возлагает только на себя;
4. нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;
5. бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:
1. старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
2. добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
3. руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
4. осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
5. не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:
1. исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
2. с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
3. отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
4. вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
5. сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
1. для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
2. всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
3. часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
4. часто делает подчиненным замечания и выговоры;
5. его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
1. всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
2. по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
3. в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
4. создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
5. характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
1. руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
2. нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
3. управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
4. бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
1. руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
2. не может влиять на дисциплину;
3. руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
4. дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;
5. руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
1. общается с подчиненными только по деловым вопросам;
2. заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
3. часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
4. инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
5. нередко руководителя трудно понять в общении с ними.
19. Характер принятия решений по руководству коллективно:
1. руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
2. редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;
3. старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
4. решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения;
5. берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
1. в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
2. старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
3. в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
4. люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
5. в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
1. способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
2. иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
3. исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
4. исполнители предоставлены самим себе;
5. предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
1. регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками;
2. советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
3. обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
4. с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
5. советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
1. инициатива подчиненных руководителем не принимается;
2. считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
3. руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
4. он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
5. инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
1. его любимый лозунг: «Давай- давай!»;
2. он требователен, но одновременно и справедлив;
3. о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
4. пожалуй, он не очень требовательный человек;
5. руководитель требователен к себе и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
1. наверное, он консервативен, потому что боится нового;
2. охотно поддерживает целесообразные нововведения;
3. поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
4. у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
5. нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
1. в своей работе широко опирается на общественные организации;
2. многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
3. екоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
4. большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
5. руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
1. руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
2. никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
3. считает себя незаменимым в коллективе,
4. увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
5. руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.

Вариант а b c d e
1. Д-3 П-2 К-3 П-3 К-2
2. Д-3 К-2 П-1 К-3 П-3
3. П-1 К-2 Д-2 К-1; П-2 К-2
4. Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
5. К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2
6. П-3 Д-3 К-3 Д-3 Д-2
7. Д-1 К-1 П-2 П-1; К-1 К-1
8. К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-3
9. К-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 П-2
10. Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; К-2
11. П-2 К-2 Д-2 Д-1; П-2 Д-2; П-1
12. К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-3
13. Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2
14. П-3 Д-3 К-3 Д-2 К-3
15. К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2
16. К-2 Д-1; П-1 Д-1; П-2 П-3 —
17. Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-3
18. Д-3 К-3 П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1
19. Д-3 П-2 К-3 П-3 П-3
20. Д -1 К-1 П-1 К-2 Д-2
21. К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
22. К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2
23. Д-2 П-2 К-2 П-2 П-3
24. Д-3 К-3 Д-2 П-3 К-2
25. П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2
26. К-2 К-3 П-3 Д-3 К-3
27. П-1 К-2 Д1 К-2 Д-3

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П – попустительский) в соответствии с ключом к тесту.

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10 баллов.

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

Д-1-1 директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
1-1-Л либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

Д-К-1. директивно-коллегиальный (например, 7-8-4.6-7-3 и т. д.);
1-К-Л. коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
Д-1-Л. директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);
Д-К-Л. смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

• одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей ;
• одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя ;
• одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип руководителя.

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и стиля руководства:

Стиль руководства Профессиональные характеристики Профессиональная компетентность Организаторские качества
Директивный (Д-1-1) Низкая Средние
Коллегиальный (1-К-1) Высокая Высокие
Либеральный (1-1-Л) Низкая Низкие
Директивно-коллегиальный (Д-К-1) Низкая Средние
Директивно-либеральный (Д-1-Л) Низкая Высокие
Коллегиально-либеральный (1-К-Л) Низкая Низкие
Смешанный (Д-К-Л) Средняя Высокие

Стиль руководства Воспитание Морально-психологические качества коллектива (общение)
Директивный Низкое Низкое
Коллегиальный Высокое Высокое
Либеральный Низкое Среднее
Директивно-коллегиальный Среднее Среднее
Директивно-либеральный Среднее Среднее
Коллегиально-либеральный Высокое Высокое
Смешанный Высокое Высокое

Источники

Тест ваш стиль руководства

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже.

Порядок проведения тестирования

Тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе.

Тестирование может проводиться как всем коллективом, так и каждым индивидуумом в отдельности. В первом случае результаты теста будут более убедительными, так как в большей степени будут лишены субъективности.

Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?

  1. продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;
  2. издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;
  3. потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.
  • Представьте себе, что вы работаете на автомобильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модеренизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:

    1. примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;
    2. отдаст распоряжение о разработке новой идеи соответствующему персоналу;
    3. прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразности модернизации выпускаемого вами автомобиля.
  • На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из возникших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, которое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:

    1. поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;
    2. будет отстаивать свою точку зрения;
    3. проведет опрос сотрудников, который поможет прийти к единому мнению.
  • Ваш коллектив проделал большую трудоемкую работу, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:

    1. попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированны персонал;
    2. обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем;
    3. попытается найти виновных в неудаче (не справившихся с работосотрудников.
  • В вашу организацию пришел журналист, работающий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные качества вашего руководителя, то какие бы из них вы назвали в первую очередь:

    1. квалифицированность, требовательность;
    2. осведомленность обо всех затруднениях, возникающих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;
    3. одинаковое отношение ко всем сотрудникам, умение идти на компромисс.
  • Один из сотрудников допустил в своей работе незначительный промах, однако для того, чтобы его устранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руководитель?

    1. сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;
    2. сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;
    3. не придаст этому событию большого значения.
  • На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников предприятия. Действия вашего руководителя:

    1. предпочтет, чтобы достойный претендент будет выбран коллективным голосованием;
    2. он будет назначен самим руководителем;
    3. прежде, чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми членами коллектива.
  • Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан непосредственно с деятельностью всего предприятия?

    1. все решения принимаются только руководителем предприятия;
    2. на нашем предприятии приветствуется личная инициатива сотрудников;
    3. принимая, самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обязательно посоветоваться с руководителем;
  • В целом, оценивая деятельность вашего руководителя, вы можете сказать, что он.

    1. полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;
    2. относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудниками должны быть ровные, демократические отношения;
    3. ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по определенной схеме, не стремится совершенствоваться в малоизвестных ему областях.
  • Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:

    1. говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п. при этом именно он задает основной тон беседе;
    2. предпочитает оставаться в тени, для того чтобы предоставить возможность собеседникам, коллегам по работе, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать, занимательный эпизод из их жизни;
    3. принимает активное участие в разговоре, не навязывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разговора точку зрения.
  • Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:

    1. тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;
    2. выполню эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;
    3. постараюсь уложиться в сроки, предложенные руководителем, однако не гарантирую высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное – выполнить работу в намеченное время.
  • Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему несколько дней придется поработать в вашем кабинете, что вы при этом будете чувствовать?

    1. вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его присутствии.
    2. буду этому очень рад, так как это лишняя возможность обменяться опытом работы с опытным, интересным человеком;
    3. присутствие руководителя никак не отразится на моей работе.
  • Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут действия вашего руководства?

    1. обязательно заинтересуется тем, что ему пока неизвестно, подробнее расспросит вас о других нововведениях;
    2. не придаст этому факту никакого значения;
    3. предпочтет, чтобы вы обратились к его личному опыту выполнения подобных поручений, то есть посоветует выполнить порученное задание так, как ему бы этого хотелось.
  • От 0 до 10 баллов. Руководитель вашего предприятия предпочитает самостоятельно принимать все решения, до конца отстаивает свою точку зрения, все идеи, исходящие от сотрудников, им тщательно обдумываются, однако он не всегда к ним прислушивается. Он всегда действует по одной и той же схеме, которая, по его мнению, подходит для всех случаев жизни, поэтому все новшества воспринимаются ими неохотно, с некоторой настороженностью. В своей управленческой деятельности он руководствуется принципом: критика одного сотрудника - стимул для активной работы других работников.

    От 11 до 20 баллов. "Коллектив превыше всего!" - таков девиз вашего руководителя, поэтому главное для него - доброжелательная атмосфера в коллективе. Он всегда прислушивается к мнению своих сотрудников, к обсуждению вопросов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий, избранием работников на новые должности, активно привлекаются все члены трудового коллектива. Ваш руководитель охотно идет на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, при возникновении всевозможных производственных проблем обращается только к ним.

    От 21 и выше. Ваш руководитель наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. При возникновении производственных проблем он не боится обращаться за советом к остальным сотрудникам, охотно соглашается с их мнением, если оно представляется ему наиболее разумным и рациональным. К числу его безусловных достоинств руководителя относится требовательность, объективность, умение критиковать сотрудников, не задевая их самолюбия.

    Тест самодиагностики стиля управления

    Тест самодиагностики стиля управления Инструкция

    Перед вами 18 вопросов с тремя вариантами ответов. Выделите тот ответ, который, по вашему мнению, соответствует вашему поведению и отношению с подчиненными. Поставьте в бланке ответов в соответствующую ответу ячейку крестик или галочку.

    Тестовое задание

    1. При принятии важных решений вы: а) советуетесь с коллективом; б) стремитесь не брать на себя ответственность за принятие решения; в) принимаете решение единолично.

    2. При организации выполнения задания: а) предоставляете свободу выбора способа выполнения задания подчиненным, оставив за собой только общий контроль; б) не вмешиваетесь в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо; в) регламентируете деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

    3. При осуществлении контроля деятельности подчиненных: а) жестко контролируете каждого из них; б) доверяете осуществление контроля самим подчиненным; в) считаете, что контроль не обязателен.

    4. В экстремальной для коллектива ситуации: а) советуетесь с коллективом; б) берете все руководство на себя; в) полностью доверяете решение лидерам коллектива.

    5. Строя взаимоотношения с членами коллектива: а) оказываете помощь подчиненным в их личных делах; б) общаетесь в основном, если к вам обратятся; в) поддерживаете свободу общения между вами и подчиненными.

    6. При управлении коллективом: а) оказываете помощь подчиненным в их личных делах; б) читаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться; в) интересуетесь личными делами подчиненных скорее из вежливости.

    7. В отношениях с членами коллектива: а) стараетесь поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым; б) поддерживаете только деловые отношения; в) стремитесь поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

    8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива: а) не допускаете замечаний в свой адрес; б) выслушиваете и учитываете замечания; в) относитесь к замечаниям безразлично.

    9. При поддержании дисциплины: а) стремитесь к беспрекословному послушанию подчиненных; б) поддерживаете дисциплину без напоминания о ней подчиненным; в) учитываете, что поддержание дисциплины – это не ваш конек, и не оказываете давление на подчиненных.

    10. В отношении того, что о вас подумает коллектив: а) вам безразлично; б) стремитесь всегда быть хорошим для подчиненных, не идете на обострение; в) вносите коррективы в свое поведение, если оценка негативная.

    11. Распределив полномочия между собой и подчиненными: а) требуете, чтобы вам докладывали обо всех деталях; б) полагаетесь на исполнительность подчиненных; в) осуществляете только общий контроль.

    12. При возникновении затруднений при принятии решения: а) обращаетесь за советом к подчиненным; б) не советуетесь с подчиненными, так как все равно отвечать за все придется вам; в) принимаете советы подчиненных, даже если их не просили.

    13. Контролируя работу подчиненных: а) хвалите исполнителей, отмечаете их положительные результаты; б) ищете в первую очередь недостатки, которые надо исправить; в) осуществляете контроль от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

    14. Руководя подчиненными: а) приказываете так, что задания выполняются беспрекословно; б) в основном используете просьбу, а не приказ; в) вообще не умеете приказывать.

    15. При недостатке знаний для принятия решения: а) сами решаете – ведь вы же руководитель; б) не боитесь обратиться за помощью к подчиненным; в) стремитесь отложить решение: может, все образуется само собой.

    16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: а) строги, даже придирчивы; б) требовательны, но справедливы; в) не очень требовательны.

    17. В отношении нововведений: а) скорее консервативны (как бы чего не вышло); б) если они целесообразны, то охотно их поддерживаете; в) если они полезны, добиваетесь их внедрения в приказном порядке.

    18. Вы считаете, что в нормальном коллективе: а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя; б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится; в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

    Бланк ответа