Руководства, Инструкции, Бланки

образец уведомление об изменении нагрузки учителя на следующий учебный год img-1

образец уведомление об изменении нагрузки учителя на следующий учебный год

Рейтинг: 4.0/5.0 (1901 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сокращение часов - Форум учителей об образовании в России и мире

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Но ведь есть документ (не помню название), согласно которому.

Этот документ называется ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. П.66.

66. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854)

Но в Вашем случае он работать не будет. Директор в два счета докажет, что имело место быть изменение организационных условий труда. (ст.74 ТК РФ)

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Декретный отпуск сотрудника закончился?
Если да, то имеют право сократить часы.

И не только. Вполне законное основание для увольнения. Ведь договор-то на время декретного отпуска основного работника.

Но обращение к профессиональному юристу, конечно, лучше всего.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Как правильно оформить уведомление о смене нагрузки педагога

Голосование: Как правильно оформить уведомление о смене нагрузки педагога

образец уведомления при изменении условий труда

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уважаемый (-ая) _________________________________________________________
В соответствии с приказом по ТОО «___» от _________ 200_ года № ____, а также согласно пункту 2 статьи 48 Трудового кодекса Республики Казахстан предупреждаем Вас о том. что с _____ 200_ года условия труда в ТОО «__» будут изменены, а именно:

(условия оплаты, нормирования труда, режима рабочего времени и времени отдыха, порядок совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, безопасности и охраны труда, технические, производственно-бытовые условия, а также иные по согласованию сторон условия труда);
Предлагаем перевести Вас на работу ______________, соответствующую Вашей квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы — на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую Вы можете выполнять с учетом квалификации и состояния здоровья
В случае отказа от продолжения работы в новых условиях, с переводом иную работу, с Вами будет расторгнут индивидуальный трудовой договор № ___ от ____ года, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 59 Трудового кодекса Республики Казахстан.

Ознакомлен (-а) ____________ «____» _____________ 2003 г.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

если между Вами и сотрудником заключен трудовой договор, то необходимо не менее чем за месяц предупредить его об изменении условий труда письменно. образец уведомления наверху. затем по истечении месячного срока заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. в 2-х экземплярах. 1 - в личное дело после соответствующей регистрации, 2- сотруднику.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Уважаемая (ый) Нурсулу!

Не надо российским кадровикам про казахское трудовое законодательство. Пожалуйста. Там и сроки другие уведомления.

Добрый день!
У педагога с 01.09.2013 уменьшается нагрузка в связи с тем, что в школе не будет 10 класса.Как правильно оформить уведомление? Оформляете не менее чем за 2 месяца уведомление об изменении условий трудового договора в части уменьшения нагрузки, указываете причину изменения (соблюдаем требования ст.74 ТК)

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

как скажете Натали. всего доброго!

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

« Первая ← Пред. 1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться .

© 2006—2016, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

Учебная нагрузка

Может ли быть в трудовом договоре указана нагрузка меньше 18 часов?

Может ли ставка меняться в период действия трудового договора?

Включается ли работа при неполной нагрузке (меньше ставки) в трудовой стаж?

Распределение часов и оплата труда пенсионеров (отдавать ли предпочтение молодым?)

Может ли молодой специалист требовать себе полную ставку за счет часов пенсионера?

Может ли пенсионер передать часть своих часов молодому учителю?

Перераспределение часов между учителями.

Сокращают нагрузку – можно ли с этим бороться?

Сокращают нагрузку – требуют подписать заявление о согласии, иначе грозятся уволить.

Снимают нагрузку и сообщают об этом с опозданием (31 августа) – обязаны ли сохранить прежнюю зарплату еще 2 месяца?

Имеет ли право работодатель сократить число тарифицированных часов в середине года задним числом?

Не хватает часов до полной ставки, педагог отказывается работать на неполную нагрузку, ему дают факультативы, но не тарифицируют их (называют дополнительной пед. работой).

Чем директор может заменить (дополнить) часы до ставки?

Объем учебной нагрузки

В российском законодательстве учебная нагрузка является единственной количественной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора.

При заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки[1] .

Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении[2] объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96[3] тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

Распространенное среди учителей мнение о том, что в трудовом договоре нельзя указывать учебную нагрузку меньше ставки, к сожалению, не соответствует истине. С письменного согласия работника объем нагрузки может быть любым. Возможно, путаница в этом вопросе связана с тем, что от нагрузки зависит право на пенсию по выслуге лет. Начиная с 1 сентября 2002 г. периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы[4] .

Изменение учебной нагрузки

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе работодателя, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. Только и случаи можно отнести к «причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда»[5]. Эта норма относится и к ситуации уменьшения нагрузки на следующий год.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки, а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Это обозначает, что руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в т.ч. молодых специалистов и учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки в связи с приемом на работу других учителей (в том числе - совместителей). Нельзя также произвольно перераспределять учебную нагрузку между учителями, либо предоставлять преподавательскую работу лицам, выполняющим ее помимо основной работы в той же школе (прежде всего это касается школьной администрации).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за два месяца до его начала.

Наиболее рациональным является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск.

Временное увеличение нагрузки

Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего учителя является временным переводом на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами[6] .

Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года

Для учителей устанавливаются следующие гарантии[7] :

1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

Администрация обязана догрузить таких учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, проведение кружков и факультативов, индивидуальных занятий на дому, замена отсутствующих учителей, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверка письменных работ, внеклассная работа и другая педагогическая работа.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

2. Учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

С этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работ ники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Основная правовая проблема заключается в том, что право осуществлять расстановку кадров отнесено к компетенции образовательного учреждения[8]. то есть (как правило) директора. В российском законодательстве нет никаких нормативов для определения числа учителей различных специальностей, количество учителей устанавливается исходя из объема учебной нагрузки по специальности. Именно на это ссылается работодатель, приглашая на работу новых учителей (хотя часы можно было бы распределить и среди старых работников), произвольно меняя учебную нагрузку и провоцируя этим зависть и недоверие между работниками.

Но трудовые отношения регулируются не одной 32-й статьей закона «Об образовании». Есть нормы Трудового кодекса, есть Постановление Правительства РФ № 191 и другие нормативные акты, о которых шла речь выше. Так что главное – научиться эффективно применять их при защите своих прав.

С этой точки зрения нам особенно важна ст. 135 ТК РФ, в соответствии с которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (например, первичной профсоюзной организации или специальной комиссии, выбранной на общем собрании трудового коллектива).

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Необоснованное перераспределение учебной нагрузки между учителями.

2. Необоснованное уменьшение учебной нагрузки в текущем учебном году.

3. Незаконное ограничение «потолка» учебной нагрузки школьной администрацией или органами управления образования.

4. При отсутствии свободной учебной нагрузки прием на работу других учителей путем незаконного уменьшения объема учебной нагрузки учителей данной школы.

5. Необоснованное и незаконное (без согласия работника) уменьшение учебной нагрузки учителям, получающим трудовую пенсию по выслуге лет.

6. Нарушение гарантий отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка.

7. Нарушение гарантий учителей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года уменьшается учебная нагрузка.

1. Профилактика нарушений.

Главное – не провоцировать работодателя на нарушение ваших прав. Самый простой способ – с самой первой встречи четко определить правила игры. Если перед вами честный человек, он не обидится на ваши справедливые требования. Если директор - потенциальный нарушитель ваших прав, он поймет, что в данном случае ему придется иметь дело с юридически грамотным человеком. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи не всегда сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

Прежде всего вам необходимо внимательно прочитать и внести необходимые вам изменения и дополнения в трудовой договор[9] и в должностную инструкцию (если она есть), в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей, в первую очередь – ваша учебная нагрузка. Так вы впервые зафиксируете устраивающее вас количество часов, обезопасите себя от произвольного изменения нагрузки.

Если инструкции нет, работодатель должен понять, что вы обратили внимание на это нарушение.

2. Психологическая подготовка.

Что мешает учителю спокойно указать работодателю на незаконность его действий? Несколько распространенных мнений.

Во-первых, «неприлично» учителю думать о часах и зарплате – положено бесплатно гореть на работе.

Во-вторых, школа – наш родной дом, мы – одна семья, а с главой семьи (директором) не принято разговаривать на языке закона.

В-третьих, бороться бесполезно - все равно ничего не добьешься, начальство всегда будет право.

В-четвертых, никто из коллег не поддержит, учителя не способны ни на какие формы солидарности и самоорганизации.

До тех пор пока вы не признаете, что все эти утверждения - не более чем распространенные в учительской среде стереотипы, вам не следует думать о каких-либо реальных действиях по защите своих трудовых прав.

Единственный серьезный вопрос, который вам необходимо обдумать перед тем, как вы начнете бороться за необходимые вам часы, - это вопрос о том, грозит ли вам (при самом плохом развитии событий) реальная безработица. Ответ зависит от многих факторов: вашего профессионального статуса, отношений в коллективе, уровня учительской безработицы в вашем населенном пункте (регионе). Еще несколько лет назад можно было спокойно говорить, что уж в городе-то учитель без работы не останется, но с внедрением НСОТ и пормативно-подушевого финансирования ситуация резко изменилась. Главное теперь - поддержат ли вас ваши коллеги?

3. Защита - индивидуальная и коллективная.

Если вы считаете, что имеет место какое-либо из вышеперечисленных нарушений, вы должны действовать следующим образом:

А). Убедиться в достоверности информации. Например, ваш коллега рассказал вам на переменке, что в новом учебном году директор планирует взять на работу трех совместителей, сократив для этого всем постоянным учителям часы до ставки. Пока что это еще не факт, а высказанное одним человеком мнение, которое необходимо проверить. Ни в коем случае не начинайте с громких заявлений, не торопитесь вывести директора на чистую воду.

Б). Точно квалифицировать нарушение (см. выше перечень наиболее частых нарушений) и изучить соответствующие нормативные акты. На администрацию не производят впечатления общие рассуждения о несправедливости – нужны точные формулировки законов.

В). Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Если у вас в школе есть реальная (то есть готовая отстаивать права работников!) профсоюзная организация, обратиться к профоргу.

Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Далее следует:

Г). Поговорить (обязательно в присутствии свидетелей) с директором. Объяснить, что ваша цель – найти решение, устраивающее обе стороны: и администрацию, и работников. Например, если директор уверен, что без прихода новых педагогов школа не сможет развиваться, можно пытаться найти компромисс и по их количеству, и по учебным часам.

Д). Провести собрание трудового коллектива (профсоюзное собрание), на котором выбрать комиссию для переговоров с директором о распределении нагрузки и принятии на работу совместителей. Если коллеги не захотят вас поддержать, вам придется сразу обращаться в Трудовую инспекцию и в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении).

Е). Если директор не захочет обсуждать проблему с представителями трудового коллектива, профорг должен обратиться с жалобой в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении). На этом этапе совершенно необходимо найти сочувствующего вам юриста – его помощь вам, возможно, понадобится.

Ж). Если прокуратура не поддержит ваших справедливых требований, придется одновременно действовать в трех направлениях:

  • Писать в вышестоящую инстанцию жалобу на работника прокуратуры, не решившего ваше дело по существу (см. образец заявления в Приложении).
  • Обсудить с коллегами, к каким способам защиты они готовы прибегнуть (вплоть до различных вариантов забастовок).
  • Вынести конфликт за порог школы, сделать проблему общественно важной.

Судя по результатам учительских протестных выступлений прошлого учебного года[10]. при сильной поддержке СМИ и сформированного СМИ общественного мнения учителя могут защитить свои трудовые права.

Прокуратура …. района …. области

Я работаю в должности преподавателя школы № … г…. По имеющейся официально неподтвержденной информации, администрация школы планирует со следующего учебного года принять на работу преподавателей …. предметов по совместительству.

Такие действия администрации неизбежно приведут к сокращению учебной нагрузки (а следовательно, заработной платы и иных социальных гарантий) для уже работающих педагогов, что безусловно нарушает их и мои, в том числе, права.

Кроме того, принятие на работу совместителей в данном случае будет противоречить пункту 2 Постановления Совмина СССР от 10.12.1959 № 1367 "Об ограничении совместительства по службе" (в редакции Постановления Совмина СССР от 10.08.1990 № 800 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам совместительства"). поскольку, во-первых, принимаемые на работу лиц не обладают большим опытом и высокой квалификацией, а во-вторых, указанная работа может быть выполнена уже работающими педагогами, не занятыми на другой работе.

Прошу принять меры прокурорского реагирования.

Прокурору …. области (края, республики и пр)

Прошу Вас пересмотреть решение, принятое прокуратурой …. района по вопросу сокращения моей нормы учебной нагрузки на …..\ … учебный год.

Полагаю, что решение администрации школы противоречат действующему законодательству, поскольку сокращение нагрузки произошло вследствие приема на работу совместителей, что не допускается, когда существующий объем трудовых обязанностей может быть выполнен штатными работниками.

Приложение: копия ответа прокуратуры района

[1] п. 6 ст. 55Закона «Об образовании», ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ

[2] Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196

[3] Письмо Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"

[4] ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781

[6] ч. 2 ст. 72.2. ТК РФ

[7] Постановление Правительства РФ № 191

[8] ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

[9] см. главу «Трудовой договор»

[10] Наиболее известные – забастовки в Астрахани и Ульяновске, акции протеста в Братске, в Республике Алтай.

Изменено 12.08.2011 13:03

Уведомление о сокращении учебной нагрузки образец - Новые файлы

Уведомление о сокращении
  • Просмотров: 5920 | Читателей: 84 | Автор: #90562

Спасибо вам большое за предоставленную возможность пополнять знания бесплатно! Я работаю бухгалтером, практически новичок, эти книги очень мне помогают, пришла на новое место работы, там в кадрах вообще беспорядок, вот при помощи книг я действительно навожу порядок в кадрах. Сведения обэтих документах указываются вдополнительном соглашении, приказе опереводе, личной карточке работника.

Пусть будут здоровы вы, ваши родные и близкие! Нравится еще тем, что приводятся образцы заполнения приказов, примеры из рабочей и судебной практики. Пока что это еще не факт, а высказанное одним человеком мнение, которое необходимо проверить. Хотелось бы пожелать вам работать в том же духе и не останавливаться на достигнутом! Если у вас в школе есть реальная (то есть готовая отстаивать права работников!) профсоюзная организация, обратиться к профоргу.

Определение свердловского
  1. Вы делаете очень полезное и хорошее дело!
  2. Прекрасно, что подписчик получает и приложения, посвященные только одной теме, где она изложена досконально и раскрыта в пошаговом режиме.
  3. Меня, школьного учителя предметника, уведомили о сокращении нагрузки на следующий учебный год до 6 часов в неделю в связи с уменьшением контингента учащихся.

Пожалуйста, будьте взаимовежливы журналы регистрации и учетаправила оформления и веденияобразцы с комментариями журнал универсальный. Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования выплатить у. На этом этапе совершенно необходимо найти сочувствующего вам юриста его помощь вам, возможно, понадобится. Очень нравится наличие образцов различных документов и примеры их заполнения.

Пообщему правилу, работодатель водностороннем порядке неможет уменьшить оклад сотрудника, внеся соответствующие изменения только вштатное расписание.
  • Снижение размера заработной платы, которое расценивается какизменение работодателем условий трудового договора, всоответствии сост.
  • Согласно приложению 1 кэтому приказу, общая недельная нагрузка учителя у.
  • Крыма, а работодатели уже требует знание трудового законодательства рф и кадровое делопроизводство.
Работа ей ранее в20082009 учебном году оплачивалась израсчета размера ставки 18 часов внеделю. Рейтинг: 61 / 100
при: 38 голосах.

Другие новости по теме:

  • Предварительный текст договора
  • Образец отказа от встречного иска
  • День без сохранения заработной платы заявление
  • Справка по личному составу образец
  • Решение единственного учредителя о продаже доли образец
  • Номер заявления на патент

Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей, Письмо Общероссийского Профсоюза образования от 11 мая 2012 года №113

Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей


Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

от 11 мая 2012 года N 113

Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей

В ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ по-прежнему поступают обращения профсоюзных организаций, а также, учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и среднего профессионального образования, по поводу неправомерных действий руководителей образовательных учреждений при установлении им учебной нагрузки на новый учебный год.

Из поступающих обращений следует, что руководители образовательных учреждений допускают ежегодное необоснованное перераспределение учебной нагрузки между учителями, преподавателями, ссылаясь на статью 32 Закона РФ "Об образовании" . в соответствии с которой право осуществлять расстановку кадров отнесено к компетенции образовательного учреждения. Кроме того, с учетом происходящих процессов оптимизации сети образовательных учреждений в регионах руководители считают, что учебная нагрузка устанавливается только на один учебный год и поэтому они имеют право ее ежегодно изменять. В отдельных случаях установление учителям и преподавателям учебной нагрузки только на один учебный год неправомерно предусматривается непосредственно в нормативных правовых актах субъектов РФ, органов, осуществляющих управление в сфере образования, что дублируется локальными нормативными актами образовательных учреждений.
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 31. - С.12-78. - Ред.


Наряду с этими нарушениями руководители образовательных учреждений при отсутствии свободной учебной нагрузки осуществляют прием на работу других учителей и преподавателей путем незаконного уменьшения объема учебной нагрузки учителей и преподавателей данного общеобразовательного учреждения. Допускается также необоснованное уменьшение без их согласия учебной нагрузки на том основании, что они получают трудовую пенсию, назначенную досрочно.

Кроме того, работодателями не всегда обеспечиваются гарантии по оплате труда в размере ставки заработной платы в полном объеме, установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников " . принятым взамен постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 . для отдельных учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, а также учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года.
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 7. - С.13-18. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2003. - N 12. - С.67-71. - Ред.


Допускаются и другие нарушения, связанные с установлением учебной нагрузки учителей и преподавателей.

В целях оказания практической помощи профсоюзным организациям, специалистам и руководителям, осуществляющим работу по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей, а также контролю за правильностью ее установления, подготовлены рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и среднего профессионального образования. основанные на законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Надеемся, что указанные рекомендации будут полезны в деятельности организаций Профсоюза по защите социально-трудовых прав работников образования, а также при принятии необходимых мер по недопущению нарушений прав учителей и преподавателей в вопросах установления им учебной нагрузки и обеспечению гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.

Приложение. Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и среднего профессионального образования

Приложение
к письму ЦС Профсоюза
от 11 мая 2012 года N 113

I. Нормативно-правовая основа по установлению учителям и преподавателям учебной нагрузки


Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при установлении учебной нагрузки учителям и преподавателям образовательных учреждений, в которых реализуются общеобразовательные программы и образовательные программы начального и среднего профессионального образования (далее - учителя, преподаватели), являются:

II. Объем учебной нагрузки как обязательное условие трудового договора

Это означает, что при заключении трудового договора учитель или преподаватель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать им предусмотренный в трудовом договоре объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции учителя и преподавателя, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями (изменение только по соглашению сторон трудового договора, за исключением перечисленных ниже случаев).

Если трудовой договор с учителем и преподавателем в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует либо в нем не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель и преподаватель работают с тем объемом учебной нагрузки, который им был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу, а изменение учебной нагрузки в текущем учебном году или на последующий период по инициативе работодателя допускается только в тех случаях, которые указаны в разделе IV настоящих Рекомендаций.

Комплектование кадров учителей, а также преподавателей образовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы начального и среднего профессионального образования, имеет характерную особенность, которая заключается в том, что ни используемые ранее в качестве примерных типовые штаты, ни самостоятельно утверждаемые штатные расписания учреждений не предусматривают нормативов для определения числа учителей и преподавателей различных учебных предметов, специальностей (курсов, дисциплин).

В каждом образовательном учреждении, осуществляющем обучение по общеобразовательным программам, а также по образовательным программам начального и среднего профессионального образования, количество учителей и преподавателей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место при определении числа служащих, в любом учреждении, в том числе в образовательных учреждениях при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по учебному предмету (математике, истории, русскому языку и литературе, географии и т.д.), специальности, дисциплине и т.д.

Такая особенность обусловлена тем, что учителям и преподавателям устанавливаются не должностные оклады за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а ставки заработной платы за определенную норму часов преподавательской работы в неделю (в год), являющиеся расчетными величинами при определении их месячной (среднемесячной) заработной платы в зависимости от фактического объема установленной им учебной нагрузки. Исходя из этого численность учителей и преподавателей при одном и том же общем количестве часов преподавательской работы, подлежащем оплате в пределах одного и того же фонда оплаты труда, может быть различной.

Так, если в образовательном учреждении фактический объем преподавательской работы каждого учителя, преподавателя превышает установленную за одну ставку заработной платы норму часов преподавательской работы (18 часов в неделю, 720 часов в год соответственно), то в таких образовательных учреждениях численность этих работников снижается. В то же время если при таком же общем количестве часов по учебному плану учебная нагрузка каждого учителя и преподавателя будет соответствовать норме или определяться в объеме менее установленной законодательством нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, то их количественный состав будет увеличиваться.

Ежегодно на начало учебного года приказом руководителя образовательного учреждения по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации учителям и преподавателям в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяется объем их учебной нагрузки, с учетом которого определяется заработная плата за преподавательскую работу. Сведения о заработной плате учителей и преподавателей за преподавательскую работу, а также об иных видах выплат заносятся в тарификационные списки.

При установлении объема учебной нагрузки учителей и преподавателей следует учитывать порядок и условия регулирования верхних пределов учебной нагрузки, изложенные в разделе III настоящих Рекомендаций.

III. Верхний предел учебной нагрузки


Возможность ограничения верхним пределом учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре в соответствии со статьей 333 ТК РФ. а также пунктом 6 статьи 55 Закона РФ "Об образовании". может устанавливаться в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что Типовое положение об общеобразовательном учреждении случаев, связанных с какими-либо ограничениями при установлении учителям учебной нагрузки, не предусматривает, тогда как, например, в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543. и в Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования. утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521. определено, что учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов.

Необходимо учесть, что учебная нагрузка в объеме 1440 часов в год для преподавателей указанных образовательных учреждений соответствует двум ставкам заработной платы, поскольку норма часов преподавательской работы за одну ставку заработной платы составляет 720 часов преподавательской работы в год.

Из этого следует, что решения органов, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов исполнительной власти, предусматривающие какие-либо ограничения учебной нагрузки для учителей, а также ограничения учебной нагрузки преподавателей в пределах до 1440 часов в год, являются неправомерными.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 постановления Минтруда России N 41 педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не является совместительством. При этом каких-либо ограничений такой работы также не установлено, поскольку, как было отмечено выше, случаи, когда учебная нагрузка может ограничиваться верхним пределом, определяются только соответствующими типовыми положениями, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем отсутствие нормативной основы для установления верхнего предела учебной нагрузки, которая может выполняться учителями в одном и том же образовательном учреждении, а также наличие верхнего предела учебной нагрузки для преподавателей в объеме 1440 часов в год не означает, что не может быть установлено предельного объема учебной нагрузки при работе указанных педагогических работников по совместительству в других образовательных учреждениях, поскольку педагогическая работа для этих категорий работников в том же образовательном учреждении в соответствии с подпунктом "з" пункта 2 постановления Минтруда России N 41 совместительством не считается.

Регулирование работы по совместительству, в том числе педагогических работников, осуществляется ТК РФ. Так, согласно статьям 282. 284 ТК РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам продолжительность рабочего времени не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день. В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Для учителей продолжительность рабочего времени по совместительству в другом образовательном учреждении не должна превышать 9 часов в неделю, а для преподавателей, для которых нормы часов за ставку заработной платы установлены исходя из количества часов преподавательской работы в год, - 360 часов в год.

Следует также учесть, что предусмотренная абзацем седьмым подпункта "б" пункта 1 постановления Минтруда России N 41 продолжительность работы по совместительству, составлявшая для педагогических работников 16 часов в неделю, применяться не должна, как противоречащая статье 284 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ .

IV. Порядок установления и изменения учебной нагрузки


а) Особенности установления и изменения учебной нагрузки учителей


В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность предметов в классах.

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.

По сложившейся практике определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, производится один раз в год раздельно по полугодиям.

Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращением количества классов.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в письменной форме трудового договора, либо по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки), а также изменение характера работы возможны только по взаимному согласию сторон.

б) Особенности установления и изменения учебной нагрузки преподавателей


В целях сохранения для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования, стабильности правового регулирования вопросов установления учебной нагрузки, а также исчисления в зависимости от фактического объема учебной нагрузки их заработной платы особенности установления учебной нагрузки указанных преподавателей закреплены в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012-2014 годы, заключенном между Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским профсоюзом образования 22 февраля 2012 года (приложение 1 ).

Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения, который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником. Распределение учебной нагрузки осуществляется с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации.

Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора, не может быть без его согласия уменьшен по инициативе работодателя на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (обучающихся) и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Преподавателям, находящимся в ежегодном отпуске после начала учебного года (например, в случаях, когда в летний период осуществлялась работа в приемной комиссии), учебная нагрузка устанавливается из расчета ее объема на полный учебный год, с учетом которого определяется средняя месячная заработная плата, с последующим применением условий ее уменьшения.

До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля).

Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата выплачивается из расчета установленной преподавателю месячной ставки заработной платы.

При повышении размера ставки заработной платы средняя месячная заработная плата определяется путем умножения нового размера часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленный в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.), в случае нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней - за неполный месяц.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее и т.п.), не производится.

Если в образовательном учреждении учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Преподавателям учреждений среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

в) Основания и порядок уменьшения учебной нагрузки учителей и преподавателей на следующий учебный год


Как было отмечено выше, объем учебной нагрузки учителей и преподавателей, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год может быть уменьшен по инициативе работодателя только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращением количества классов (групп), т.е. по основаниям, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, как это установлено статьей 74 ТК РФ .

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение учителям и преподавателям объема учебной нагрузки на новый учебный год необходимо осуществлять до ухода их в отпуск, с тем чтобы они знали, с какой учебной нагрузкой будут работать в новом учебном году.

Если на новый учебный год учителям и преподавателям устанавливать учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после выхода их из отпуска, то при невозможности обеспечения им в новом учебном году по указанным выше причинам прежнего объема учебной нагрузки работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (т.е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).

В других случаях, т.е. по основаниям, не связанным с нормами статьи 74 ТК РФ. любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей и преподавателей объема учебной нагрузки по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в письменной форме трудового договора, либо по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки), а также изменение характера работы возможны только по взаимному согласию сторон.

Таким образом, руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей и преподавателей допускать уменьшение их учебной нагрузки, например, в связи с приемом на работу других учителей и преподавателей, в том числе по совместительству, либо путем перераспределения учебной нагрузки между ними, либо при предоставлении преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей, их заместителей и других работников).

V. Установление учебной нагрузки учителям и преподавателям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет


В соответствии со статьей 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Поскольку выполнение трудовой функции по должности учителя и преподавателя характеризуется наличием установленного им определенного объема учебной нагрузки, то обеспечение сохранения на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет места работы (должности) возможно только путем установления учителям и преподавателям на общих основаниях объема учебной нагрузки на очередной учебный год, которая затем может быть передана для выполнения другим учителям и преподавателям на период нахождения работников в соответствующем отпуске.

Предоставление учителям и преподавателям другой педагогической работы (к примеру, учителям - работы в должности воспитателя группы продленного дня, педагога дополнительного образования) взамен ранее имевшейся учебной нагрузки по учебному предмету (предметам), курсам, учебным дисциплинам равноценной заменой не является, а также не обеспечивает соблюдение работодателем норм статьи 256 ТК РФ .

VI. Установление учебной нагрузки учителям и преподавателям на определенный срок


Учебная нагрузка на определенный срок, в том числе только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

- для выполнения учебной нагрузки на период нахождения учителей и преподавателей в отпуске по уходу за ребенком;

- для выполнения учебной нагрузки учителей и преподавателей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

- для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем или преподавателем, с которым прекращены трудовые отношения и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника. О временном характере выполнения работы будет свидетельствовать формулировка приказа о том, что преподавательская работа в соответствующем объеме возлагается на работника на период до принятия на этот объем учебной нагрузки постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учителю или преподавателю учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего работника в связи с изменениями, внесенными в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ . фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. В соответствии с частью 1 статьи 72.2 ТК РФ такой временный перевод требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 27, 28. - Ред.


Таким образом, действовавшее ранее в ТК РФ положение, в соответствии с которым работодатель мог без согласия работника на период до одного месяца "по производственной необходимости" привлекать работника для замещения отсутствующего работника, в настоящее время ограничено только случаями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых указан в части 2 статьи 72.2 ТК РФ .

VII. Учебная нагрузка учителей, обучающих детей на дому, а также проводящих занятия по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе


При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

Уменьшение учебной нагрузки учителей, осуществляющих указанную работу, по инициативе работодателя возможно только по причинам, установленным пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, с соблюдением порядка и сроков предупреждения, предусмотренных статьей 74 ТК РФ .

Наступление каникулярного периода для детей, обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда медицинское заключение об обучении ребенка на дому выдано только по 31 мая, поскольку выданная справка соответствует лишь окончанию учебного года, который заканчивается для всех обучающихся тоже.

В случае если у учителя, осуществляющего в соответствии с медицинским заключением обучение ребенка на дому, учебная нагрузка по независящим от него причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, установленной при тарификации (например, обучающийся направлен в специализированное учреждение или не продлен срок его обучения на дому на последующий период), то на такого учителя распространяются гарантии, о которых пойдет речь в разделе IX настоящих Рекомендаций.

VIII. Гарантии отдельных учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме


Для учителей в соответствии с приказом Минобрнауки России N 2075 (примечание 4 к приложению. утвержденному указанным приказом) устанавливаются следующие гарантии.

Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

- учителям I-IV классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

- учителям I-IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

- учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Например, если в I-IV классах передача преподавания учителям-специалистам количества часов, предусмотренных учебным планом для проведения уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры, привела к уменьшению учебной нагрузки учителей начальных классов, а оставшаяся учебная нагрузка составляет менее 18 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов (т.е. до 18 часов в неделю) иной педагогической работой.

В данном случае догрузка учителей I-IV классов другой педагогической работой не связана с применением к ним на этот период условий оплаты и нормирования труда, установленных по выполняемой в счет догрузки педагогической работе, поскольку учителям гарантируется выплата в полном размере их собственной ставки заработной платы.

Так, если формой догрузки учителей начальных классов до установленной недельной нормы часов служит педагогическая работа в группе продленного дня (далее - ГПД), то для сохранения за ними полной ставки заработной платы, установленной по должности учителя, эта работа не должна превышать количества часов в неделю, которого не достает до 18 часов, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.

Если, к примеру, у учителей I-IV классов, не ведущих преподавание отдельных учебных предметов (из числа вышеперечисленных учебных предметов), оставшийся объем учебной нагрузки в неделю составит 14 часов, то работодатель для обеспечения гарантии выплаты учителям ставки заработной платы в полном размере вправе догрузить их другой педагогической работой лишь в объеме, не превышающем 4 часов в неделю.

В том случае, когда учителя начальных классов в качестве воспитателя ГПД (с их согласия) будут выполнять педагогическую работу в объеме, превышающем количество часов, необходимое для догрузки их до установленной нормы часов в неделю за ставку заработной платы, то дополнительно отработанное ими время в качестве воспитателя ГПД (т.е. сверх 4 часов в неделю, которые в приведенном примере учитель должен был отработать без дополнительной оплаты в счет догрузки до 18 часов) подлежит дополнительной оплате в порядке и на условиях, установленных для воспитателя ГПД, имея в виду, что ставка заработной платы воспитателей ГПД устанавливается за 30 часов в неделю.

Если в школе не создана необходимая материальная база для осуществления преподавания перечисленных выше предметов учителями-специалистами или такие учителя-специалисты отсутствуют, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в том числе с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 18 часов в неделю.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается, поскольку оплата труда учителей начальных классов в таких случаях будет осуществляться без учета предусмотренного на этот предмет количества часов.

IX. Гарантии учителей и преподавателей при уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года


Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением образовательных учреждений педагогической направленности, применяющих норму 720 часов преподавательской работы за ставку заработной платы), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

- заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

- заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Гарантии сохранения заработной платы за учителями и преподавателями в указанных случаях фактически означают, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Особый уровень гарантий при уменьшении учебной нагрузки предусмотрен для преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

Пунктом 6 примечаний к приложению. утвержденному приказом Минобрнауки России N 2075, установлено, что преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

X. Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении учебной нагрузки учителям и преподавателям


Объем учебной нагрузки учителей и преподавателей является основой для определения размера оплаты их труда и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к которому относится первичная профсоюзная организация.

Установление учебной нагрузки на новый учебный год осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта определен статьей 372 ТК РФ. в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ. другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (при принятии, например, локального нормативного акта об установлении учителям и преподавателям объема учебной нагрузки, от которого зависит размер их заработной платы), перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ .

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 23, август 2012 года

Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей