Руководства, Инструкции, Бланки

образец требование о проведении собрания кредиторов img-1

образец требование о проведении собрания кредиторов

Рейтинг: 4.7/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сообщение о проведении собрания кредиторов: образец, бланк, шаблон

Сообщение о проведении собрания кредиторов Сообщение о проведении собрания кредиторов Уважаемый _______________________!

"___"_________ __ г. в ______ часов состоится собрание кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов к организации-должнику ___________________, расположенной по адресу: ___________________, на дату проведения собрания кредиторов.

Время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании, и их представителей - ___ часов.

Место проведения собрания находится по адресу: ____________________.

При себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, доверенным лицам также - доверенность на право присутствовать и голосовать на собрании.

1. О введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

2. Об утверждении и изменении плана внешнего управления.

3. Об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

4. Об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.

5. О выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий.

6. Об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

7. Об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражному управляющему.

8. О выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих-реестродержателей.

9. О заключении мирового соглашения.

10. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

11. Об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов.

12. Об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.

13. Об избрании представителя собрания кредиторов.

Кредитор (представитель кредитора) может ознакомиться с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, по адресу: ___________________, с ____ по ____ часов, включая субботу и воскресенье, при предъявлении ____________________.

Контактный телефон: ________________________.

Видео

Другие статьи

Собрание кредиторов и его проведение, решение, участие

Проведение собрания кредиторов: порядок, особенности и правила

Добавлено в закладки: 0

Во время проведения собрания кредиторов высказывать мнение смогут те кредиторы, занимающиеся финансовыми вопросами, сейчас людей называют конкурсными кредиторами. Кроме них еще подвержены это делать уполномоченные органы. В тот день, когда проходит такое мероприятие, как собрание кредиторов, обязательно делается запись в реестре требований, заносятся записи таким числом, которым проводилось мероприятие. Кроме этого, принять участие смогут люди, которые не имеют права на свой голос, это могут быть люди, работающие на том же предприятии, где и задолжавший, а также его учредитель и тот, кто предоставляет имущество. Еще могут присутствовать люди из некоммерческого учреждения, но по закону они должны являться профессиональным участником, который управляет данной деятельностью и, кроме того, обязательно необходимо их утвердить. Из органов по надзору сможет присутствовать только один человек.

Если на собрании присутствует один кредитор, то в этом случае решение будет принято этим участником, но не по всем пунктам, а лишь по тем, которые относятся к компетенции самого собрания. Собрание кредиторов проводят и организуют сами управляющие, а также несут ответственность за все, что они делают.

Кредиторы высказывать мнения могут лишь в нескольких случаях, но при этом они должны быть обеспечены залогом:

  1. Во время осмотра;
  2. Когда устанавливается платежеспособность задолжавшего, если ранее осуществился отказ от самого залога или же сам суд отказал в ходатайстве, по окончании наблюдения заносится в дело;
  3. Кредиторы не могут высказывать мнение на собрание, в том случае, если их обеспечили залогом должника, но зато они могут высказываться по всем другим интересующим вопросам, касающиеся повестки дня.

Бывает такое, что принимают решение сразу, вот несколько случаев, когда это происходит:

  1. Если финансовое положение задолжника улучшилось, но в этом случае необходимо обратиться в суд, чтобы изменить сроки;
  2. Изменился план платежей, его еще следует утвердить;
  3. Изменился график вылечивания задолженности, и улучшилось финансовое положение задолжника, график также следует утвердить;
  4. Изменились или появились еще новые требования к административному, конкурсному и внешнему управляющему;
  5. Когда необходимо выбрать арбитражного управляющего некоммерческой компании, на эту роль люди арбитражного суда вбирают арбитражного управляющего;
  6. Если установили все выплаты арбитражному управляющему и, конечно, в том числе и дополнительное вознаграждение, это в качестве компенсации за моральный ущерб и просрочки;
  7. Если арбитражный управляющий увеличил сумму компенсации;
  8. Если предоставляется выбрать реестродержателя из некоммерческой компании;
  9. Если стороны заключили между собой мировое соглашение и обсудили все выплаты;
  10. Если в суд поступило ходатайство о том, что задолжавший остался без денег и ему нечем выплачивать долги, и если было открыто конкурсное производство;
  11. Определить количество людей в комитете кредиторов и выбрать комитет, если они раньше времени прекратил выполнять свои обязательства;
  12. Если компания способна выполнить все необходимые условия в соответствии с договором и при этом решить все вопросы, связанные с долгом по действующим Российским законам о собрании или комитета кредиторов, те вопросы, которые относятся к исключительной части собрания остаются исключением, это соответствует статьей Российской Федерации;
  13. Если был избран представитель собрания.

Те вопросы, относящиеся к исключительной части, что соответствует Федеральному закону Российской Федерации, они не могут решаться с другими представительными органами или лицами.

Требования и исполнения этих требований должника

Уполномоченные органы, а также кредиторы по финансовым обязательствам во время проведения собрания имеют право лишь на несколько количеств голосов, а это пропорционально размеру требований от всех требований, связанные с финансовыми обязанностями. Кроме того, речь будет идти о платежах, которые необходимо будет платить в обязательном порядке, это заносят в реестр требований соответственно дате проведения собрания, не должно ничего выходить за пределы закона.

Если требования были нарушены или не исполнены, то должник обязан будет уплатить неустойку в виде штрафа или пени, а также пени начисляются за просроченные платежи, упущенная выгода или же имущественные санкции и финансовые санкции. Тоже самое будет не только за неисполнения согласно новому договору, но и за просроченные обязательные платежи, все подобные проблемы решается на собрании кредиторов, тогда в этом случае голоса учитывать не будут.

Кредиторы на собрании будут осуществлять или требовать некие действия от должника, в том случае если принимают участие кредиторы в собрании, занимающиеся финансовыми обязательствами и уполномоченные органы. Они есть в реестре требований кредиторов, и имеют право на больше половины голосов от всех голосов, какие предоставляются для кредиторов и уполномоченных органов, их заносят в реестр требований. Когда проводиться второе собрание, то действия осуществлять могут лишь в том случае, если на собрание есть уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, а они в свою очередь занесены в реестр требований, при этом обладают больше, чем тридцать процентов от всех голосов, включенные в реестр. Если, конечно, соблюдено условие, что время и место проведения собрания было уведомлено каждому, это прописано в Федеральном Российском законе.

Согласно третьему пункту, четырнадцатой статьи Федерального закона Российской Федерации, если собрание не было проведено кредиторами или арбитражным управляющим, то его могут провести другие лица, которые не нуждаются в созывах.

Решение собрания кредиторов

По окончании собрания, главный реестр имеет право на:

  1. Регистрировать людей, которые стали участниками собрания;
  2. Проверять, как и насколько были осуществлены различные рода действия;
  3. Следить за порядком во время голосования;
  4. Подсчитывать все голоса;
  5. Когда закончиться голосование составить итоговый протокол.
Итоговый протокол

Итоговый протокол составляется в двух экземплярах, один из них должен отправиться в суд в течение пяти календарных дней, после, при условии, если не установлена другая дата.

Если собрания было проведено соответственно с пятым пунктом, то тогда протокол нужно составить не в двух, а уже в трех экземпляров, один направляется в суд, другой арбитражному управляющему не позднее пяти календарных дней с того момента, когда было проведено собрание, а третий остается у того, кто ввел само собрание.

Плюс к этому необходимо будет приложить еще и следующие копии:

  • Реестра требований именно той даты, которой было проведено собрание;
  • Всех бюллетеней, которые были при голосовании;
  • Документы всех участников собрания, они должны подтверждать права осуществлять какие-либо действия;
  • Материал, который предоставляли участникам собрания;
  • Документы, которые подтверждают, что конкурсные кредиторы и уполномоченные органы получили направленную корреспонденцию о том, где и в какое время будет проводиться собрание;

Еще могут быть и другие, любые документы, их утверждают на основании собрания, это может делать только арбитражный управляющий.

Подлинники документов можно найти у арбитражного управляющего и они находятся до того момента пока не завершиться дело бывают и исключения – по Федеральному закону суд может установить и абсолютно другую дату, существуют и другие случаи, которые предусматриваются законом Российской Федерации. Если собрание по каким-нибудь причинам не состоялось или на нем не приняли решение, то эти сведения необходимо передать арбитражному управляющему в течение пяти рабочих дней после той даты, которой было проведено собрание. Если собрания организовали и провели другие люди, то управляющего должен оповестить об этом, прислав ему протокол и, начиная с даты получения, необходимо его отправить в течение трех дней, не включая выходные и праздничные дни.

К доступу документов, которые не являются подлинниками, должен предоставить арбитражный управляющий, только тем, кто принимал участие на собрании, кроме них еще могут предоставить эти данные другим работающим на этом же предприятии, где и должник, они могут быть участниками собрания и представителями залога.

Помогла статья про банкротство? - Пусть оно обходит Ваш бизнес стороной!

Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

Копирование страницы, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

Подпишитесь на наши новости

Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

Требование о созыве собрания кредиторов - Несостоятельность (банкротство)

lukich 22 Авг 2007

Кредитор, имеющий право требования к должнику более 10 % от общей суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, направил АУ требование о проведении собрания кредиторов, с целью получить отчет о деятельности АУ (в настоящее время ведется конкурсное управление). Реестр на момент отправки требования закрыт. КУ на требование не отреагировал. Прошло уже более трёх недель, хотя в соответствии со ст. 14 ЗоБ собрание проводится не позднее чем в течение трех недель. Дайте пожалуйста совет как лучше поступить кредитору в такой ситуации. Написать жалобу в СРО, ФРС, АС?

Greka 22 Авг 2007

а самому провести такое собрание? Что лучше придумаешь для кредитора. Ну и жалобы не помешают. Совсем бедным АУ не дают жизни злые кредиторы.

lukich 22 Авг 2007

а самому провести такое собрание?

Можно, только цель собрания получить отчет КУ. Приглашать КУ с отчетом к себе?

Smertch 22 Авг 2007

Приглашать КУ с отчетом к себе?

Почему бы и нет. Не явится или отчет не принесет - напишете вторую жалобу.

bearspbbig 26 Авг 2007

это вполне в рамках закона.
и жалобу в АС. туда то на рассмотрение жалобы конкурсный точно прибежит

Добавлено в [mergetime]1188133902[/mergetime]
можно еще в СРО и в ФРС накатать жалобы.
по собственному опыту скажу - неприятно

Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6

Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6.2)

Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:

Стандартное примечание: часть шестой заметки, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.

Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.

Примечание №2: о собрании работников, которое собирается для выбора своего представителя (хотя законодатель не ограничил прямо его компетенцию) в этой заметке не изложено (ст. 12.1 ЗоБ).

I.Общая характеристика собрания кредиторов.

IV.Протокол собрания кредиторов и иные материалы.

VI.Принятие решений собранием кредиторов.

VII.Об оспаривании решений собрания кредиторов (кратко).

Контроль за конкурсным управляющим и кокнусрным производством через собрание (комитет) кредиторов является основным.

Так, конкурсный управляющий обязан ежеквартально отчитываться перед собранием о ходе конкурсного производства, причем состав представляемых сведений может быть расширен по решению собрания кредиторов (п. 3 ст. 133, ст. 143 ЗоБ). Собрание кредиторов также компетентно принимать решения по ключевым вопросам, касающимся проведения конкурсного производства, например, выбор конкурсного управляющего, утверждение порядка реализации имущества должника, заключения мирового соглашения (п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 139 ЗоБ) и прочие вопросы. Вопросы осуществления контроля собранием кредиторов описаны далее - в описании его компетенции.

I.Общая характеристика собрания кредиторов.

Ранее. я уже высказывался о том, чем и почему, по моему мнению, является собрание кредиторов в процедуре конкурсного производства – коллективный (либо единоличный в зависимости от состава кредиторов) орган управления должника.

Деятельность собрания кредиторов, порядок его созыва и проведения, вопросы его компетенции регламентируются ст. ст. 12 - 15 ЗоБ, Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов (далее также - Общие правила проведения собраний кредиторов) [1].

В собрании кредиторов имеют право участвовать.

конкурсные кредиторы. включенные в реестр требований кредиторов - с правом голоса (если конечно в реестр включены не только финансовые санкции);

залоговый кредитор. требования которого включены в реестр требований кредиторов, - с правом голоса по отдельным вопросам (рассматривается ниже) и без права голоса по вопросам, прямо не указанным ЗоБ;

уполномоченный орган по требованиям, включенным в реестр требований кредиторов - с правом голоса (если конечно в реестр включены не только финансовые санкции);

представитель работников должника - без права голоса;

представитель участников должника - без права голоса;

представитель СРО. членом которой является утвержденный арбитражный управляющий, - без права голоса;

представитель органа по контролю (надзору) - без права голоса.

Собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 ст. 14 ЗоБ):

конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, требования которых составляют не менее чем десять процентов от общей суммы требований по денежным требованиям и требованиям об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;

одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Отметим, что залоговый кредитор. несмотря на то, что имеет право голоса в конкурсном производстве лишь по определенным вопросам, также имеет права требовать созыва собрания кредиторов [2] - поскольку он является конкурсным кредитором по денежным обязательствам, включенным в реестр требований кредиторов, а ЗоБ при этом не ставит в зависимость возможность требования созыва собрания от права голоса на собрании по конкретным вопросам.

Из п. п. 2, 3 ст. 14 ЗоБ следует, что если собрание арбитражным управляющим созывается по инициативе лиц, имеющих право на такую инициативу, то он не вправе вносить любые изменения в формулировки вопросов повестки собрания кредиторов, которые обязательно должны содержаться в требовании о созыве собрания; если о проведения собрания кредиторов требуют лица, имеющие такое право, то оно должно быть проведено (а не только разосланы уведомления) конкурсным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения соответствующего требования либо в иной срок, указанный законом (для целей нашей работы таковой отсутствует).

Если в указанный трехнедельный срок собрание кредиторов так и не было проведено, то лицо, требующее созыва, получает право на самостоятельный созыв собрания (п. 5 ст. 12 ЗоБ). Это единственная ситуация (кроме когда управляющий отстранен), когда иные лица, кроме арбитражного управляющего, получают право созыва собрания кредиторов. Более того, из норм предоставляющих соответствующему лицу созывать самостоятельно собрание кредиторов следует, что он не вправе созвать собрание с иной повесткой дня, с которой изначально требовал от арбитражного управляющего проведения собрания кредиторов.

При этом такому лицу целесообразнее одновременно с требованием о проведении собрания просить арбитражного управляющего выслать ему реестр требований кредиторов, а также адреса лиц, имеющих право участвовать на собрании кредиторов, по которым следует направлять корреспонденцию. Это позволит ускорить процесс созыва собрания кредиторов, если арбитражный управляющий уклонился от его проведения.

В случае необходимости соответствующие адреса также можно получить при ознакомлении с материалами банкротного дела в суде.

Если собрание было проведено лицом, требовавшим его созыва, с нарушением указанной выше процедуры. то решения принятые на нем могут быть признаны судом недействительными [3]. Такие решения являются принятыми с нарушением компетенции, поскольку права на созыв и проведение конкретного собрания не возникло. Принятые решения при этом являются не ничтожными, по пп. 3 п. 1 ст. 181.5 ГК РФ, а оспоримыми. поскольку указанная статья говорит о том, что решения являются ничтожными, если иное не предусмотрено законом (т.е. п. 4 ст. 15 ЗоБ).

О собрании кредиторов конкурсный управляющий уведомляет лиц, имеющих право присутствовать на нем почтой (неэлектронной) не позднее чем за 14 (четырнадцать) календарных дней до дня его проведения; желательно выбирать такой способ отправки писем, который позволяет подтвердить факт отправки (например, заказное письмо).

О собрании можно также уведомить соответствующих лиц иным способом. обеспечивающим получение ими уведомления о собрании, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. К таким способам следует отнести телеграмму, уведомление по электронной почте.

Относительно уведомления по электронной почте следует отметить, что отправлять сообщения необходимо на адреса в отношении которых можно подтвердить их принадлежность получателю - например, сам кредитор указал такой адрес на бланке заявления о включении в реестр требований кредиторов, уведомил о наличии такого адреса электронной почты письменно, указал на его на своем официальном сайте.

Судебная практика принимает во внимание уведомление по электронной почте как иной способ уведомления. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.2010 по делу №А27-16157/2003, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2014 по делу №А25-1418/2013, Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2013 по делу №А50-13600/2011.

Если количество лиц, имеющих право участвовать в собрании превышает 500 (пятьсот). то уведомление осуществляется в официальном издании и на сайте ЕФРСБ в силу п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 28 ЗоБ.

Если лица, имеющего право на участие в собрании кредиторов, невозможно надлежащим образом (п. 1 ст. 13 ЗоБ) уведомить персонально в силу того, что отсутствуют необходимые сведения о постоянном или преимущественном проживании или месте нахождения (или по иным причинам), то надлежащим уведомлением считается опубликование соответствующего сообщения как если бы уведомлялось более 500 лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов (абз. 2 п. 2 ст. 13 ЗоБ).

Также о собрании кредиторов публикуется сообщение в ЕФРСБ не менее чем за 14 календарных дней до даты его проведения - такая публикация осуществляется во всех случаях (п. 4 ст. 13 ЗоБ) и должна содержать сведения согласно п. 3 ст. 13 ЗоБ.

Если собрание кредиторов собирается в более короткий срок, чем за 14 дней с момента уведомления лиц, имеющих право участвовать в нем (при использовании иного способа уведомления о нем), то такая публикация должна делать своевременно с даты начала уведомления о созыве.

Лично мое мнение, что срок на публикацию (14 дней) не может препятствовать ускоренному созыву собрания.

Конкурсный управляющий обязан обеспечить возможность ознакомления с материалами. представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 3 ст. 13 ЗоБ).

Собрание кредиторов проводится через личное присутствие лиц. имеющих право на участие в нем, заочное проведение собрания кредиторов, в отличие от комитета кредиторов и собрания работников, не допускается.

Это следует из Общих правил проведения собраний кредиторов - ими не предусмотрена такая форма проведения собрания кредиторов как заочная; при этом из п.п. 5 (порядок регистрации на собрание кредиторов), 7 (порядок проведения собрания кредиторов - не включая регистрацию) явно следует, что собрание должно проходить в очной форме. На это также указано в письме Минэкономразвития РФ от 04.08.2009г. №Д06-2229 "О применении законодательства".

Следовательно, собрание проведенное с нарушением формы не может считаться надлежаще проведенным, а решения принятыми.

Собрание должно иметь кворум - более 50% от включенных в реестр требований по денежным обязательствам и обязательным платежам либо, если это повторно созываемое собрание в порядке п. 4 ст. 12 ЗоБ, более чем 30% при условии, что о собрании лица, имеющие право на участие в нем (хотя ЗоБ говорит лишь о конкурсных кредиторах и уполномоченных органах) уведомлены.

Порядок проведения собрания должен соответствовать Общим правилам проведения собрания кредиторов и включает в себя последовательно следующие основные этапы (мы выделяем этапы имеющие, по нашему мнению, значение и не дублируем полностью указанные Общие правила проведения собрания кредиторов):

регистрация на собрание кредиторов - записи вносятся в журнал регистрации по установленной форме [4] ;

прием от участников собрания заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов - право на их подачу предоставлено участникам собрания в момент прохождения процедуры регистрации на собрание [5] ;

после регистрации определяется кворум и лицо, проводящее собрание, при его наличии открывает собрание:

далее проводится собрание кредиторов на котором оглашается вся необходимая информация, а также проводится голосование по повестке дня и дополнительным вопросам.

после исчерпания повестки дня собрание кредиторов закрывается.

Отдельно отмечу порядок голосования по дополнительным вопросам, заявленным к повестке собрания кредиторов. Из п. п. 7, 9 Общих правил проведения собраний кредиторов следует, что голосование по дополнительным вопросам проводится в следующем порядке:

голосуется основная повестка дня собрания кредиторов (те вопросы, что изначально указаны были в уведомлении о созыве собрания кредиторов);

затем проводится голосование по вопросу о включении соответствующего дополнительного вопроса в повестку дня - и в случае принятия положительного решения по нему;

голосуется сам дополнительный вопрос.

И так, по каждому дополнительному вопросу процедура повторяется. При этом следует учитывать, что решения по вопросам о включении в повестку дня собрания кредиторов и голосование по включенным в повестку дня дополнительным вопросам считаются принятыми при голосовании за них более половины от всех включенных в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 15 ЗоБ), а не от присутствующих.

К сожалению ни ЗоБ, ни Общие правила проведения собрания кредиторов не регламентируют ситуации - что делать, если дополнительные вопросы по своей сути исключают голосование по некоторым вопросам основной повестки дня (например, дополнительный вопрос сводится к отложению/переносу собрания кредиторов). Возможно ли в таком случае сначала голосование по дополнительным вопросам, а затем уже по основной повестке дня - привести аргументы можно как “за”, так и “против”. В пользу голосования по дополнительному вопросу перед рассмотрением основной повестки дня можно положить довод о целесообразности - если вопрос сводится, например, к переносу собрания и голосования по вопросам или об исключении из повестки дня некоторых вопросов, то голосование по нему после основной повестки дня практически лишено смысла. С другой стороны. кредитор заявивший дополнительный вопрос, исключающий голосование по какому-либо вопросу из основной повестки дня, может его сформулировать таким образом, что в случае положительного голосование по нему может преодолеть действие ранее принятого решения по вопросу основной повестки. Даже голосование по вопросу о переносе собрания кредиторов, голосующееся после основной повестке дня не говорит об утрате соответствующим лицом возможности на пересмотр (в виде принятия новых решений) уже принятых решений.

Таким образом следует сделать вывод, что Общие правила проведения собрания кредиторов небезупречны в этом смысле. однако все же и в нынешнем регулировании они не исключают защиты прав лиц, заявляющих дополнительные вопросы.

Если у кредитора есть позиция. которая, как он полагает, должна быть отражена в протоколе, то он может требовать отражения в протоколе краткого содержания своего выступления. А если кредитором представляется пояснения в письменной форме или документов в протоколе указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов [6].

IV.Протокол собрания кредиторов и иные материалы.

По итогам проведения собрания кредиторов лицом, его проводившим, составляется протокол в двух экземплярах, а если собрание проводилось не конкурсным управляющим, то в трех экземплярах (п. 7 ст. 12 ЗоБ):

одни экземпляр - остается у арбитражного управляющего или лица, проводившего собрание кредиторов;

второй экземпляр - для арбитражного суда, куда он с приложениями должен быть направлен в течение пяти рабочих дней;

третий экземпляр (если собрание кредиторов проводило иное лицо - не конкурсный управляющий) - направляется конкурсному управляющем.

В протоколе отражаются сведения. указанные п. 10 Общих правил проведения собраний кредиторов - по сути в протоколе отражаются все сведения о ходе собрания кредиторов и принятых на нем решениях.

Протокол подписывается лицом. его составившим.

К протоколу прикладываются копии материалов по проведенному собранию согласно п. 7 ст. 12 ЗоБ - в таком виде один экземпляр протокола направляется в арбитражный суд и арбитражному управляющему (если собрание не он проводил).

Протокол с оригиналами хранится у арбитражного управляющего до завершения процедуры конкурсного производства и предоставляется по требованию арбитражного суда; кроме того к протоколу и соответствующим материалам (в копиях) по собранию арбитражный управляющий обеспечивает доступ лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю участников должника.

По итогам собрания также осуществляется публикация в ЕФРСБ. содержащая сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов не арбитражным управляющим - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

К компетенции собрания кредиторов отнесены все ключевые вопросы. касающиеся проведения конкурсного производства: выбор конкурсного управляющего, утверждение порядка реализации имущества должника, заключение мирового соглашения и прочие.

Компетенция собрания кредиторов определена п. 2 ст. 12 ЗоБ (исключительная ). При этом компетенция собрания кредиторов не является закрытой [7]. оно может принимать решения по вопросам, прямо ЗоБ не отнесенным к его компетенции с соблюдением условий п. 4 ст. 15 ЗоБ т.е. решение должно быть принято в рамках компетенции и при этом нарушения такими решением прав третьих лиц происходить не должно (п. 4 ст. 15 ЗоБ).

Собрание кредиторов осуществляет контроль за деятельностью конкурсного управляющего, за ходом проведения конкурсного производства в порядке ст. 143 ЗоБ - конкурсный управляющий не реже чем раз в три месяца представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (определенную решением собрания кредиторов).

Таким образом собрание кредиторов ежеквартально оценивает результаты конкурсного производства и через участие в собрании кредиторов каждое лицо, имеющее на это право, вправе ознакомиться с данными сведениями присутствуя на собрании (п. 1 ст. 143 ЗоБ, п. 7 Общих правил проведения собраний кредиторов), у арбитражного управляющего после проведения собрания кредиторов (п. 7 ст. 12 ЗоБ), в арбитражном суде (п. 7 ст. 12 ЗоБ, ст. 41 АПК РФ).

В порядке информирования собрания кредиторов о проведении конкурсного производства управляющим предоставляются на рассмотрение собрания следующие документы:

отчет конкурсного управляющего о своей деятельности ;

отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника по типовой форме.

Указанные документы отчетности перед собранием кредиторов конкурсного управляющего должны соответствовать типовым формам. утвержденным приложениями 4, 5 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003г. №195 соответственно. Они также должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 143 ЗоБ, Общим правилам подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего [8].

Информация, отраженная в отчетах, представляемых собранию кредиторов должна полноценно отражать ход процедуры, а сведения в них изложенные должны подтверждаться соответствующими приложениями к ним (это следует из типовых форм отчетов).

Голосование на собрании кредиторов по вопросу о рассмотрении отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иной информации согласно т. 143 ЗоБ не проводится.

По требованию собрания кредиторов конкурсный управляющий обязан представить ему любую другую информацию (последний абзац п. 2 ст. 143 ЗоБ).

Собрание кредиторов может принять решение об изменении периодичности предоставления отчетов о своей деятельности конкурсным управляющим - обязать управляющего отчитываться реже либо чаще. При этом собрание кредиторов не может обязать конкурсного управляющего представлять на рассмотрение отчет об использовании денежных средств должника чаще чем один раз в месяц (п. 3 ст. 133 ЗоБ).

Из вопросов, входящих в компетенцию собрания кредиторов, которые можно отнести к вопросам непосредственного контроля за процедурой можно отнести вопросы выбора кандидатуры конкурсного управляющего, утверждения порядка реализации имущества должника, внесения изменений в порядок реализации имущества должника, заключения мирового соглашения, о формировании комитета кредиторов.

Принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным к компетенции собрания кредиторов (например, обязать внести какие-либо условия в договор по реализации имущества) оно вправе, однако, если это коллидирует с компетенцией арбитражного управляющего, то оно не является обязательным к исполнению. При рассмотрении вопроса об уклонении арбитражного управляющего от исполнения такого решения будет исследоваться вопрос о том, насколько добросовестно действовал конкурсный управляющий в таком случае, соответствовало ли игнорирование принятого решения общим требованиям, предъявляемым к поведению конкурсного управляющего, не причинило ли вреда должнику и кредиторам его неисполнение.

VI.Принятие решений собранием кредиторов.

Согласно п. 3 ст. 12 ЗоБ конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Требования, подлежащие удовлетворению в порядке п. 3 ст. 137 ЗоБ голосами не обладают (финансовые санкции и т.п.).

ЗоБ устанавливает три варианта, когда решение считается принятым.

Первый вариант - за вопрос должно быть отдано более половины от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр. Это касается вопросов, указанных в п. 2 ст. 15 ЗоБ (решения о комитете кредиторов, открытии процедур, применяемых в деле о банкротстве и т.п.), а также иных вопросов, если это прямо указано ЗоБ.

Второй вариант применим к принятию всех остальных вопросов и к любым решениям на повторном собрании кредиторов, включая и решения по вопросам п. 2 ст. 15 ЗоБ [9]. В этом случае решения считаются принятыми если за них отдано большинство голосов от присутствующих на собрании (п. 1 ст. 15 ЗоБ).

Третий вариант - кумулятивное голосование, при избрании членов комитета кредиторов (п. 2 ст. 18 ЗоБ). Члены комитета кредиторов считаются избранными, если за них отдано большее число голосов по сравнению с количеством голосов, отданным за других участников комитета.

VII.Об оспаривании решений собрания кредиторов (кратко).

Решения собрания кредиторов могут быть признаны недействительными арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве. ЗоБ содержит два основания по которым решения собрания кредиторов могут быть оспорены (п. 4 ст. 15 ЗоБ):

решение принято с нарушением компетенции собрания кредиторов;

решение нарушает права и законные интересы участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц (далее мы таких лиц именуем третьими лицами).

Федеральным законом от 07.05.2013 №100-ФЗ в первую часть ГК РФ введена Глава 9.1 (Подраздел 4). нормы которой также определяют порядок проведения собраний участников гражданско-правового сообщества, а также признание их решений недействительными - т.е. распространяется в субсидиарном порядке и на собрания кредиторов (ст. 181.1 ГК РФ).

Соответственно нормами ФЗ №100-ФЗ от 07.05.2013г. дополнены основания для признания решений собрания кредиторов недействительными.

как оспоримые (недействительны при признании их таковыми судом, ст. 181.4 ГК РФ):

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2);

5) иные нарушения требований закона;

как ничтожные (недействительны независимо от признания их таковыми судом, ст. 181.5 ГК РФ):

1) решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) решение принято при отсутствии необходимого кворума;

3) решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Решения являются ничтожными, если закон не предусматривает их оспоримость (п. 1 ст. 181.5 ГК РФ).

Кратко о соотношении оснований для квалификации решений собрания как ничтожных с основаниями, предусмотренными п. 4 ст. 15 ЗоБ.

Основание ничтожности, предусмотренное пп. 1 п. 1 ст. 181.5 ГК РФ (принятие решения по вопросу, не включенному в повестку дня, если только на собрании не присутствовали все кредиторы ) не может применяться к собраниям кредиторов. поскольку Общими правилами проведения собрания кредиторов установлена возможность внесения дополнительных вопросов в повестку дня во время регистрации на собрание кредиторов (п. п. 6, 7, 8, 9), а п. 2 ст. 15 ЗоБ установлена компетенция собрания кредиторов голосовать по вопросам включения в повестку дня дополнительных вопросов. Учитывая субсидиарный характер норм Главы 9.1 ГК РФ и их противоречие со специальным регулированием - подлежат применению нормы законодательства о несостоятельности.

Более того, даже если не был соблюден порядок включения в повестку дня соответствующих дополнительных вопросов - т.е. перед голосование по дополнительным вопросам не проводилось голосование по их включению в повестку - это не должно являться основанием для квалификации решения как ничтожного. Поскольку формальное нарушение процедуры включения в повестку дня собрания вопроса не должно влечь его порочность, тем более, что за вопрос в любом случае голосуют все кредиторы на собрании и число голосов для его принятия должно быть такое же как и для его включения в повестку дня (п. 2 ст. 15 ЗоБ), при этом защиты чьи-либо прав в случае признания решения недействительным не произойдет. Об этом свидетельствует и судебная практика [10]. Однако, такое решение могло бы быть признано недействительным как оспоримое (пп. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ), если нарушение порядка повлияло на волеизъявление кредитора.

Решение, принятое с выходом за компетенцию собрания кредиторов, в силу специального характера п. 4 ст. 15 ЗоБ является оспоримым, а не ничтожным (хотя имеется практика по признанию их ничтожными [11] ). Вместе с этим следует отметить, что судебная практика исходит из того, что такие решения даже и без их оспаривания могут не исполняться [12] лицами в отношении которых они приняты, например, конкурсным управляющим. Т.е. де-юре формально действующие решения силой, де-факто, не обладают, что приравнивает их к ничтожным.

Решения, принятые при отсутствии кворума либо противоречащие основам правопорядка и нравственности также являются ничтожными ; данные основания не коллидируют с основаниями, предусмотренными п. 4 ст. 15 ЗоБ и могут применяться самостоятельно.

Последнее основание касается не всех решений, а только тех которые имеют очевидную антисоциальную направленность - такие решения нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои [13] ; то есть к таким решениям будут относиться, например, решения об утверждении порядка реализации имущества (например, боеприпасов) в порядке п. 5 ст. 139 ЗоБ, позволяющий его реализовывать любым лицам выразившим желание приобрести такое имущество.

За оспариванием решений, в силу п. 4 ст. 15 ЗоБ, могут обращаться лица. участвующие в деле о банкротстве, лица, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьи лица. При этом п. 3 ст. 181.4 ГК РФ. как сужающий круг лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения собрания не применяется ввиду специального характера п. 4 ст. 15 ЗоБ [14].

Срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения собрания кредиторов составляет двадцать календарных дней с даты принятия такого решения - для лиц, надлежаще уведомленных о проведении собрания; и двадцать календарных дней с момента когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов - для лиц, надлежаще неуведомленных о собрании кредиторов (п. 4 ст. 15 ЗоБ).

Срок на обращение в суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным является сокращенным сроком исковой давности и к нему применимы положения Главы 12 ГК РФ [15]. Следовательно срок исковой давности, предусмотренный п. 5 ст. 181.4 ГК РФ применению к оспариванию собраний кредиторов не подлежит.

Интересным представляется вопрос о применении п. 6 ст. 181.4 ГК РФ - о необходимости инициатора спора письменно заблаговременно уведомлять участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с соответствующим заявлением, а участники гражданско-правового сообщества, соответственно, должны либо присоединиться в заявлению либо воздержаться и потерять право на обращение в суд в последующем даже по иным основаниям (если только суд не признает причины нового обращения уважительными).

Считаю, что в случае оспаривания собрания кредиторов вопрос о применении п. 6 ст. 181.4 ГК РФ должен решаться отрицательно. Пленум ВАС РФ в п. 14 Постановления №35 от 22.06.2012г. дал толкование банкротного законодательства относительно участников обособленных споров в делах о банкротстве; поскольку банкротное законодательство в разрезе данного ему толкования Пленумом ВАС РФ является специальным - применяться должно оно. Тем более, что какого-либо ущемления прав заинтересованных лиц не происходит.

Однако, по моему мнению, норма п. 6 ст. 181.4 ГК РФ о том, что иные участники гражданско-правового сообщества не могут обращаться (без уважительных причин) в суд за оспариванием решения собрания кредиторов после того как по заявлению другого лица спор уже был завершен, полагаем, подлежит применению.

Правовая природа комитета кредиторов раскрывалась ранее.

Между комитетом кредиторов в конкурсном производстве и советом директоров при обычной хозяйственной деятельности должника можно провести аналогию. Регламентируют деятельность комитета кредиторов нормы статей 17, 18 ЗоБ.

Комитет кредиторов в конкурсном производстве представляет собой орган управления должника. который представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего.

Данный орган формируется решением собрания кредиторов и наделяется компетенцией, сверх законодательно установленной, также решением собрания кредиторов (п. 3 ст. 17 ЗоБ).

Образование комитета кредиторов обязательно. если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет пятьдесят и более. если их количество меньше пятидесяти, то собрание кредиторов вправе все равно принять решение об образовании комитета кредиторов.

Состав комитета кредиторов, определяется по итогам голосования на собрании кредиторов через кумулятивное голосование. Быть членами комитета могут быть только физические лица. а государственные и муниципальные служащие избираются только по предложению уполномоченных органов. Избранный состав участников комитета кредиторов в одной процедуре (например, в наблюдении) не меняется при переходе в следующую процедуру (например, в конкурсное производство).

Из пунктов 4 - 6 ст. 17 ЗоБ следует, что количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек; при решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. при этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Участник комитета кредиторов не вправе передать свои права, следующие из такого участия, другому лицу по доверенности (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ №29 от 15.12.2004г.).

Регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом кредиторов. Пока таковой не определен следует применять аналогию права относительно созыва и проведения собрания кредиторов, в части не противоречащей характеру работы комитета кредиторов.

Комитет кредиторов, в отличие от собрания можно проводить в заочной форме - в случае принятия комитетом кредиторов соответствующего решения о такой возможности, об этом свидетельствует и судебная практика [16].

В регламенте комитета кредиторов следует специально оговорить моменты, которые должны отличаться от созыва и проведения собрания кредиторов: порядок уведомления (например, за установить сокращенный срок - за два дня по электронной почте до проведения заседания комитета), порядок голосования (например, поднятием рук вместо бюллетеней) и иные вопросы.

Регламент может быть принят как отдельный документ либо изложен протокольно.

Голосование членов комитета кредиторов по вопросам производится бюллетенями, если иное не предусмотрено решением комитета; поставленный впервые вопрос о формате голосования (бюллетенями или иным образом) решается через голосование бюллетенями.

Заседание комитета кредиторов протоколируется; протокол подписывается председателем комитета кредиторов, а если он не избран то арбитражным управляющим.

Из ст. ст. 17, 18 ЗоБ, Общих правил проведения собрания кредиторов не следует что арбитражный управляющий по умолчанию является лицом, обязанным проводить заседания комитета кредиторов. Однако, в отсутствие председателя комитета по вопросам требующим принятия решения комитетом кредиторов арбитражный управляющий должен инициативно его созвать и провести: например, при отчете о своей деятельности (ст. 143 ЗоБ), утверждении порядка реализации имущества (ст. 139 ЗоБ) и прочее.

Следовательно он должен осуществлять полномочия председателя комитета кредиторов.

Согласно п. 13 Общих правил проведения собрания кредиторов заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Компетенция комитета кредиторов формируется собранием кредиторов. При этом у него есть компетенция по умолчанию, определенная в п. 3 ст. 17 ЗоБ - она не зависит от соответствующего решения собрания кредиторов. Собрание кредиторов может передать ему полномочия по решению вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию собрания.

Закон о несостоятельности прямо не говорит о возможности оспаривания решений комитета кредиторов. Однако судебная практика признавала решения комитета кредиторов недействительными применительно к п. 4 ст. 15 ЗоБ - т.е. применяются по аналогии нормы об оспаривании собрания кредиторов [17]. Сейчас же, с учетом действия Главы 9.1 ГК РФ полагаем, что в отсутствие иного регулирования также подлежат применению нормы данной главы.

[1] утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004г. №56

[2] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу №А67-6051/2013

[3] Определение ВАС РФ от 29.10.2013 №ВАС-14678/13 по делу N А12-15493/2011, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015г. по делу №А40-50726/12, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015г. по делу №А56-71285/2012/з.23, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 N 06АП-5192/2013 по делу N А04-7159/2012

[4] Приложение №1 к Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2004г. №235

[5] пп. “г” п. 5 Общих правил проведения собрания кредиторов

[6] п. 11 Общих правил проведения собрания кредиторов

[7] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014г. по делу №А26-7439/2008, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014г. по делу №А40-49589/12-70-130Б, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013г. по делу №А66-9794/2011

[8] утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003г. №299

[9] п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ №60 от 23.07.2009г.

[10] Определение АС Московской области от 11.09.2014г. по делу №А41-41440/13

[11] Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу №А43-11579/2014, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015г. по делу N А07-17528/2014

[12] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014г. по делу №А51-34130/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.2013 по делу №А03-4062/2011

[13] такая трактовка была дана в п. 85 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 23.06.2015г. относительно сделок по ст. 169 ГК РФ

[14] Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу №А53-2415/2013, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015г. по делу N А60-41887/2013

[15] п. 1 Информационного письма от 26.07.2005г. №93

[16] Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу №А29-3281/2012, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А26-7111/2005, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 N 06АП-1192/2009 по делу №А37-3167/2006

[17] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу №А41-26777/11, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу №А41-14628/11