Категория: Инструкции
Должностная инструкция по должности учитель - логопед разработана в соотвествии с действующим законодательством (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н, Постановление Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» (с изменениями от 15, 28 января, 5 февраля, 3 марта, 5 апреля, 12 июля, 4 ноября 1993 г. 28 декабря 1994 г. 31 января, 4 февраля 1997 г. 1 июня, 12 августа 1998 г. 4 августа 2000 г. 24 октября 2005 г. 24 ноября 2008 г.), Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. № 88), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164).
Скачать:1. Общие положения
1.1. Учитель - логопед относится к категории специалистов. Учитель - логопед является педагогическим работником.
1.2. На должность учителя - логопеда принимается лицо:
1.2.1. В возрасте не моложе 18 лет;
1.2.2. Имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области дефектологии, подтвержденное документом установленной формы (диплом) без предъявления требований к стажу работы;
1.2.3. Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.4. Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.5. Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.6. Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.7. Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);
1.2.8. Прошедшие вводный инструктаж по охране труда и медицинский осмотр.
1.3. Учитель - логопед назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом заведующего ДОУ.
1.4. Учитель - логопед подчиняется заведующему ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
1.5. Учитель - логопед работает непосредственно под руководством заместителя заведующего по ВиМР.
1.6. При организации воспитательно-образовательного процесса учитель - логопед обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха, периодичность прохождения медицинских осмотров.
1.7. Учитель - логопед при исполнении трудовых обязанностей проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже 1 раза в 6 месяцев, а также при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой при выполнении разовых заданий, не связанных с основной работой.
1.8. В своей деятельности учитель - логопед руководствуется следующими документами:
1.8.1. Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Типовое положении о дошкольном образовательном учреждении, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ;
1.8.2. Указы президента РФ, решения Правительства РФ, нормативно-методические документы Министерства образования РФ, Министерства образования Московской области и администрации Ступинского муниципального района;
1.8.3. Конвенция о правах ребенка;
1.8.4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений» и Программа проведения производственного контроля за соблюдением СанПиНов;
1.8.5. Устав, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, Коллективный договор ДОУ;
1.8.6. Локальные акты, регламентирующие работу ДОУ (Образовательная программа, внутренние приказы и распоряжения, договор с родителями, режим дня, учебный план, режим НОД, положения о Наблюдательном совете, Совете педагогов, инструкции по ОТ; другие локальные акты, не противоречащие Уставу ДОУ);
1.8.7. Трудовой договор и настоящая должностная инструкция, а так же другие нормативно-правовые документы.
1.9. Учитель - логопед должен знать:
1.9.1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
1.9.2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
1.9.3. Декларацию прав и свобод человека;
1.9.4. Конвенцию о правах ребенка;
1.9.5. возрастную и специальную педагогику и психологию;
1.9.6. анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
1.9.7. методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
1.9.8. нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
1.9.9. программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
1.9.10. новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
1.9.11. теорию и методы управления образовательными системами;
1.9.12. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
1.9.13. основы экологии, экономики, социологии;
1.9.14. трудовое законодательство;
1.9.15. педагогическую этику;
1.9.16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
1.9.17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
1.9.18. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
1.9.19. основы трудового законодательства;
1.9.20. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, санитарно-гигиенические нормы;
основы доврачебной медицинской помощи;
1.9.21. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
1.10. Рабочим местом учителя - логопеда является кабинет учителя-логопеда.
1.11. Продолжительность рабочего времени учителя - логопеда – 20 часов в неделю, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующим ДОУ.
1.12. График работы учителя - логопеда составляет заместитель заведующего по ВиМР и утверждает заведующий ДОУ.
1.13. Продолжительность ежегодного очередного отпуска – 56 календарных дней, согласно графика отпусков, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующим ДОУ.
1.14. В период отсутствия учителя - логопеда (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей (законных представителей), для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи.
2.3. Взаимодействие с семьей и педагогами в области образования и логопедии.
2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателей и родителей или их законных представителей по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
Учитель - логопед исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи.
3.2. Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения речи.
3.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.
3.4. Проводит групповую и индивидуальную НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает НОД.
3.6. Консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации.
3.8. Реализует образовательные программы.
3.9. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.
3.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральным государственным требованиям.
3.11. Проводит НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
3.12. Обучает родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха.
3.13. Направляет детей на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.14. Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит до сведения педагогов и родителей (законных представителей).
3.15. Разрабатывает и использует:
- коррекционные программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;
- рекомендации для родителей (законных представителей) по общему развитию речи;
- рекомендации по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению;
3.16. Использует соответствующие наглядные пособия и стимульные материалы для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.17. Своевременно и четко ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
3.18. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
3.19. Самостоятельно планирует свою работу на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы ДОУ.
3.20. Представляет отчеты о своей работе заведующему ДОУ, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.
3.21. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
3.22. Передает руководителю дошкольного учреждения (заместителю по воспитательно-образовательной работе) информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
3.23. Сотрудничает с семьями воспитанников соответственно Договору с родителями.
3.24. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах.
3.25. С уважением и заботой относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.26. Выполняет требования заведующего, заместителя заведующего по ВиМР, старшей медсестры, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
3.27. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
3.28. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей и всего коллектива.
Служит образцом правильной, грамотной речи, способствует формированию общей культуры речи.
3.29. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, на огороде и др.
3.30. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
3.31. Проходит обязательный медицинский осмотр в нерабочее время согласно графику.
3.32. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
3.33. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3.34. Соблюдает права и свободы воспитанников.
3.35. Своевременно информирует руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
3.36. Своевременно информирует руководителя, дежурного администратора о всех чрезвычайных происшествиях в ДОУ, связанных с жизнью и здоровьем детей.
3.37. Неукоснительно выполняет требования нормативно-правовых документов регламентирующих трудовую деятельность воспитателя (см. п.1.8 настоящей должностной инструкции).
3.38. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников», «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенические требования, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника.
Учитель - логопед в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать участие в:
4.1.1. Разработке образовательной политике и стратегии ДОУ, в создании соответствующих документов;
4.1.2. Подготовке и работе совета педагогов, методических объединений;
4.1.3. Всех смотрах-конкурсах ДОУ и района;
4.1.4. Инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
4.1.5. Семинарах, тренингах, организуемых на базе ДОУ и информационно-методического центра.
4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.4. Вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы.
4.5. Повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов ДОУ.
4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
4.8. Другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5.1. Учитель - логопед несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности.
5.2. Учитель - логопед несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества учреждения, находящегося на рабочем месте.
5.3. Учитель - логопед экспериментальной группы несет ответственность за выполнение опытно-экспериментальных задач и их результативность (в виде личных отчетов).
5.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель - логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.5. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель - логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.6. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.7. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель - логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случае, предусмотренных административным законодательством.
5.8. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
Настоящую должностную инструкцию разработал(а):
Заместитель заведующего по ВиМР ______________
«___» ___________________ 201_ года
По теме: методические разработки, презентации и конспектыДолжностные инструкции музыкального руководителя
Предлагаю должностные инструкции, по которым я работаю.
должностная инструкция логопеда
Должностная инструкция учителя-логопедадошкольного образовательного учреждения 1. Общие положения.1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образован.
Должностная инструкция учителя-логопеда
Должностная инструкция учителя-логопеда.
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда.
Должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ
Общие положения, требования, права, обязанности, ответственность.
Должностная инструкция учителя-логопеда
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с законом РФ«Об образовании», на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопе-да, утвержденной приказом Минобразован.
Должностные обязанности учителя-логопеда в ДОУ.
Книга поможет школьному учителю-логопеду найти ответы на многие вопросы: планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями; ведение отчетной документации с учетом современных требований; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация развивающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях произношения звуков, по развитию связной речи, при нарушениях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регламентирующую работу школьного логопеда.
Раздел 1 Организация работы
учителя-логопеда на школьном логопункте
Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа-- это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламентирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения), логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.
Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов Iступени начального общего образования и трех-восьми классовIступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).
Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения-- не более 20 человек. Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования
речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.
Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.
Групповые занятия проводятся:
• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетический дефект, --не менее 1-2 раз в неделю;
• с заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводиться не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися учащимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время перемен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подготовки к следующему занятию и др.
Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжительность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.
Темы групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачам-специалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, предусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.
На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников» оплата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета'20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому положению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документации. В часы консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать учащихся с целью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррекции фонетических нарушений, проводить консультации с родителями и учителями по специфическим вопросам и др.
Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.
Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: • надбавка к заработной плате (в размере 20%) на основании Письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработной платы работников образовательных учреждений»;
• продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» (приложение 2);
• порядок пенсионного обеспечения на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;
• учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- основание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);
• учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на основании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» и др.
Должностные обязанности учителя-логопеда общеобразовательной школы
На основании должностных инструкций педагогических работников, тарифно-квалификационных характеристик, а также нормативных документов, регламенти-
рующих работу учителей-логопедов (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения), составляется должностная инструкция, в соответствии с которой и осуществляет свою деятельность учите ль-логопед того или иного учреждения. Должностная инструкция должна быть утверждена руководителем учебного учреждения и согласована с профсоюзным комитетом.
Должностная инструкция учителя-логопеда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе тарифно-квалификационной характеристики (приложение 10) учителя-логопеда, утвержденной Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г, № 463/1268 по согласованию с Минтруда РФ (Постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, без предъявления требований к стажу педагогической работы.
1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от занимаемой должности директором образовательного учреждения.
1.4. Учитель-логопед подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. Оплата труда учителя-логопеда производится из расчета 20 астрономических часов, из которых 2 часа отводится для консультативной работы и оформления документации.
1.6. Учитель-логопед должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации;
- решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания детей;
- Конвенцию о правах ребенка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
Учитель-логопед в процессе работы:
2.1. Обследует учащихся, определяет структуру и степень выраженности речевой патологии.
2.2. Комплектует группы с учетом структуры речевого дефекта.
2.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на максимальную коррекцию нарушенных речевых функций.
2.4. Осуществляет систематическую связь с учителями, работающими с учащимися, посещающими логопедические занятия.
2.5. Консультирует учителей и родителей (лиц, их заменяющих) по узко-профессиональным вопросам.
2.6. Ведет необходимую документацию:
- журнал обследования речи;
- список учащихся с нарушениями речи;
- расписание логопедических занятий;
- речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия;
- журнал учета посещаемости;
- годовой план учебно-методической работы;
- перспективное и поурочное планирование коррекционной работы.
2.7. Участвует в работе педагогических советов, в проведении родительских собраний.
2.8. Составляет ежегодный отчет о работе за учебный год, предоставляет его администрации школы.
2.9. Способствует формированию общей культуры личности.
2.10. Соблюдает права и свободы учащихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
2.11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.12. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.
В каникулярное время учитель-логопед:
- выявляет учащихся, нуждающихся в логопедической помощи;
— участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
- участвует в семинарах, практических конференциях различного уровня;
- проводит профилактическую работу по предупреждению различных речевых нарушений;
- ведет пропаганду логопедических знаний среди работников образования и родителей;
- оформляет необходимую документацию;
- готовит дидактический и наглядный материал для занятий.
Учитель-логопед имеет право:
3.1. Повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном законодательством.
3.2. Самостоятельно выбирать формы и методы работы, исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
3.3. Участвовать в управлении школой в порядке, установленном Уставом школы; участвовать в работе педсовета школы.
3.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
3.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы. Давать по ним объяснения.
3.6. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования за исключением случаев, предусмотренных законом.
3.7. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя в случае дисциплинарного или административного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
3.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
3.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся в школе.
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
4.2. За применение, в том числе неоднократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального поступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.3. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
5.1. Учитель-логопед работает по графику, утвержденному директором школы.
5.2. Поддерживает тесный контакт с педагогическим коллективом школы и других образовательных учреждений.
5.3. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.
Работа учителя-логопеда в каникулярное времяКаникулярное время учитель-логопед может использовать для углубленного обследования устной и письменной речи учащихся.
Так, в период осенних каникул целесообразно провести анализ письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи по коррекции письма. При наличии свободных мест в соответствующей группе выявленные учащиеся могут быть зачислены на логопедические занятия.
В период зимних и весенних каникул можно приступить к анализу письменных работ учащихся 1 классов. Во время весенних каникул необходимо разработать мероприятия по реализации преемственности в деятельности логопедических служб различного типа учреждений (школ, детских садов, детских поликлиник).
Также каникулярное время может активно использоваться для участия в работе городских методических объединений учителей-логопедов, для участия в семинарах, практических конференциях различного уровня; для проведения профилактической работы по предупреждению различных речевых нарушений; для ведения пропаган-
ды логопедических знаний среди работников образования и родителей посредством выступлений на педагогических советах, методических объединениях учителей, родительских собраниях; для организации индивидуального консультирования по специфическим вопросам.
Определенную часть времени учитель-логопед использует для оформления и внесения изменений в необходимую документацию, готовит и систематизирует различный дидактический и наглядный материал для проведения коррекционной работы. Целесообразно каникулярное время использовать и для осуществления научной деятельности, для самообразования и повышения своей квалификаций.
Время летних каникул может активно использоваться для работы с будущими первоклассниками. Учитель-логопед может принимать участие в комплектовании 1 классов, выявляя при этом детей с нарушениями в развитии речевых и неречевых функций. В случае необходимости направлять детей на консультацию к узким специалистам (психиатру, детскому неврологу, отоларингологу и др.), давать родителям рекомендации по индивидуальной работе с детьми с учетом выявленных недостатков.
Если в районе школы, где находится логопедический пункт, нет логопеда в детской поликлинике, а также логопедических пунктов при массовых, детских садах, учитель-логопед может организовать занятия по коррекции звукопроизношения с учащимися, уже зачисленными в 1 классы школы.
Раздел 2Обследованиекак одно из важнейших направлений
работы учителя-логопеда и документация,
сопряженная с ним
Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом (схема 1).
Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:
• диагностика — обследование состояния устной и письменной речи;
• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
• работа по повышению квалификации и самообразование и др.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Основными задачами диагностики являются: • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
• определение структуры речевого дефекта;
• формулировка речевого диагноза;
• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в журнале обследования устной и письменной речи (табл. 1).
Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:
Ф.П. — фонематические процессы;
З.Б.А. — звуко-буквенный анализ;
Г.С.Р. — грамматический строй речи;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ФНР — фонетическое недоразвитие речи;
НЧиП - нарушения чтения и письма;
м/з- межзубное произношение;
г/з- - губно-зубное произношение;
г/г-- губно-губное произношение;
гор л.- горловое произношение;
бок.- боковое произношение;
одн.- одноударное произношение;
н/а- - неавтоматизированное произношение;
v - наличие "ошибок;
! — стойкие, часто встречающиеся ошибки.
Такой журнал ведется на каждый класс. Это позволяет получить не только подробную информацию о речевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помогает сотрудничать с учителями и осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кроме того, такой журнал позволяет контролировать передвижения учащихся и отслеживать динамику и результативность логопедической работы.
Все учащиеся с выявленными в результате обследования нарушениями речи регистрируются в списке, который мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о количестве учащихся с различными видами речевой патологии, а также комплектовать группы с учетом структуры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление ежегодных цифровых отчетов.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Методическое объединение учителей-логопедов общеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).
Первая страница речевой карты заполняется логопедом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые записываются со слов родителей. Вторая страница заполняется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каждого учащегося, выявленные в процессе обследования.
Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень знаний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного логопедического заключения, так и для установления первичности или вторичности речевого недоразвития.
Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффективность. Фиксируются особенности речевой среды.
Прежде чем начать обследование речи, учитель-логопед должен убедиться в сохранности других функций (слуха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, грамматического строя речи и словарного запаса.
Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведенческие особенности учащихся: способность к переключению, наблюдательность, организованность, самостоятельность, подвижность, импульсивность и т. д.