Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на ученика с синдромом дауна образец img-1

характеристика на ученика с синдромом дауна образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1894 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна - Ваш доктор Айболит

Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна

Синдром Дауна - это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна на сегодня более чем актуальна.

Для него характерны следующие особенности:

• монголоидный разрез глаз; обычно сочетается с наличием вертикальной кожной складки в области внутреннего угла глаза;

• маленькие закругленные уши;

• уплощенные лицо и затылок; низкая и нечетко выраженная линия роста волос;

• меньший, чем обычно, объем ротовой полости, несколько увеличенный в размере язык с поперечной исчерченностью. В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта;

• короткая шея и укороченные конечности;

• короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем; часто имеется единственная срединная борозда на ладони;

• большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги;

• гипотония - снижение тонуса мышц.

В некоторых случаях вероятность развития синдрома Дауна можно заподозрить еще во время внутриутробного периода на основании результатов анализов крови. При высоком риске заболевания проводится амниоцентез. В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы. Также может быть установлено наличие других ассоциированных заболеваний, например:

• врожденного порока сердца - диагностируется приблизительно у 40% детей с синдромом Дауна;

• врожденной катаракты;

• заболеваний щитовидной железы;

• инфекций уха и дыхательных путей;

• раннего начала болезни Альцгеймера;

• редко - эпилепсии или судорожного синдрома.

В 1959 году французский цитогенетик профессор Лежен доказал, что синдром Дауна является генетической патологией. В норме у человека имеется 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца). Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна при синдроме Дауна кариотип содержит дополнительную хромосому, которая может передаваться от любого из родителей. Хромосомы - это внутриклеточные структуры, заключающие в себе генетический код (ДНК). Наличие дополнительной хромосомы ведет к нарушению нормальных процессов роста и развития. Существует три генетические разновидности синдрома Дауна психолого педагогической характеристики детей с синдромом Дауна, но более 95% больных имеют трисомию по 21-й хромосоме (дополнительную 21-ю хромосому). Причины этого окончательно не выяснены.

По невыясненным причинам вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери - чем она старше, тем больше риск. Возраст отца играет гораздо меньшую роль. Однако большинство детей с синдромом Дауна рождаются у молодых матерей, так как с возрастом снижается фертильность женщины.

Родители ребенка с синдромом Дауна нуждаются в помощи:

• педиатров; патронажных сестер;

• социальных работников. По мере роста ребенок может нуждаться в дополнительных лечебных мероприятиях, включая:

• трудотерапию; речевую терапию.

Важно всегда помнить о возможности наличия заболеваний при психолого педагогической характеристике детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающихся у детей с синдромом Дауна. Часто возникает необходимость в помощи соцработников, которые являются связующим звеном с некоторыми социальными службами. В зависимости от степени снижения интеллекта, ребенок может обучаться на дому. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специальном обучающем подходе. Часто они учатся в специализированных школах. Это обусловлено их пониженной обучаемостью и отставанием от сверстников. Больные дети в некоторых случаях способны освоить часть предметов, однако значительно позже обычного. Регулярные занятия по специальным методикам с такими детьми позволяют добиться неплохих результатов. Многие взрослые с синдромом Дауна имеют психолого педагогическую характеристику и возможность устроиться на работу, некоторые из них вступают в брак. Смертность детей с данным синдромом наиболее высока на первом году жизни в результате дыхательных нарушений и врожденных пороков сердца. Тем не менее, многие люди с синдромом Дауна относительно здоровы, и их продолжительность жизни может составлять 40-60 лет. Рост и развитие ребенка с синдромом Дауна отличаются от здоровых детей. Их окончательный рост ниже нормы, они легко набирают лишний вес.

Дети с синдромом Дауна и психолого педагогической характеристике зачастую достигают определенных этапов развития в более позднем возрасте. Например, они:

• не могут сидеть без опоры до 2,5 лет;

• не умеют ходить до четырех лет;

• не начинают говорить до трех лет;

• не способны контролировать физиологические испражнения до семи лет.

Следует помнить, что, хотя в среднем развитие таких детей замедлено, они могут иметь индивидуальные особенности. Существуют весьма эффективные методы ускорения физического и интеллектуального развития. Большинство таких детей к подростковому возрасту приобретают определенную степень самостоятельности и способны сами мыться и одеваться, а также достаточно внятно разговаривать. Если у пары уже есть ребенок с синдромом Дауна, риск рождения второго ребенка сданной патологией повышается. Поэтому перед планированием повторной беременности важно проведение генетического консультирования.

Антенатальная диагностика и психолого педагогическая характеристика возможна на 16-й неделе гестации. Большинству женщин предлагается сдать анализ крови для выявления синдрома Дауна у плода. При высокой степень риска зачастую предлагается амниоцентез с целью подтверждения наличия хромосомной аномалии. По результатам исследования может возникнуть вопрос о прерывании беременности.

Видео

Другие статьи

Синдром Дауна - Как научить читать детей с синдромом Дауна?

Синдром Дауна - Как научить читать детей с синдромом Дауна? Методика обучения чтению детей больных синдромом Дауна

Намного легче дети с синдромом Дауна учаться читать, если методика чтения для больных синдромом Дауна будет визуальна. Дети с синдромом Дауна лучше обучаются чтению с помощью визуального повторения.

Мы можем быстрее научить ребенка с синдромом Дауна читать с помощью флеш-карт, которые помогут детям многократно увидеть слово и образ- представляющий это слово.

Выбирать слова для обучения чтению детей больных синдромом Дауна нужно короткие и те, которые ребёнку понятны. Это могут быть слова - мама, папа, играть и т.д. Для слова мама и папа, место образа, можно использовать фотографию.

Следующим шагом в обучении детей чтению будет создание флеш- карт. Создавайте карты с образами слов больших размеров- примерно 15х20 см. Шрифт для написания слов нужно использовать большой, так ребёнку будет легче понимать буквы и ребёнок меньше будет путаться. Изучаемое слово нужно написать снизу картинки и оно должно быть чётко различимо.

Чтобы ребёнок больной синдромом Дауна мог обучаться чтению, ему нужно каждый день показывать флеш-карты со словами. Только не нужно его заставлять учиться. Ребёнок должен обучаться чтению только играючи и с хорошим настроением.

Давление на ребёнка больным синдромом Дауна во время обучения чтению оказывать строго запрещено!

По истечению нескольких дней повторения покажите ребёнку карту, а сами молчите. Если ребёнок сможет сам назвать это слово, то вам нужно будет в течении нескольких дней повторить это.

Когда ребёнок научится уверенно называть сам слово, закройте картинку, оставив написанное слово и спросите его - как называется это слово. Если ребёнок не сможет правильно назвать слово, тогда нужно разрешить подсмотреть фотографию. И так нужно делать, пока ребёнок не сможет выучить слово.

По мере изучения слов, вам нужно добавлять новые карты с новыми словами. Но не забывайте время от времени повторять уже изученные слова. Так вы сможете контролировать его память на слова и если что, то повторить забытое слово. Обучить чтению детей больных синдромом Дауна несложно, нужно только запастись терпением и желанием научить его читать.

Как дети больные синдромом Дауна учатся читать, показано в этом видео:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Да, теоретически ребёнка с синдромом Дауна можно научить читать. И таких примеров немало. Дочь российского политического и государственного деятеля Ирины Хакамады - Маша,у которой синдром Дауна,не просто научилась читать, но также рисовала картины, учила английский язык, добилась успехов в спорте - плавании.У ребёнка, которого Вы описываете, тоже есть все предпосылки для успешного развития. К сожалению, в 2-ух словах не объяснить, как учить такого ребёнка читать, но такие методики есть, и есть специалисты, которые ими владеют. Такую консультацию Вы при желании можете получить на сайте Даунсайд Ап у дефектолога Полины Львовны:

в избранное ссылка отблагодарить

Нет ничего не возможного, ребенком нужно заниматься, любить его, вкладывать в него душу и не будет разницы обычный он, или с синдромом Дауна. В первую очередь запаситесь терпением, настройте себя на мысль, что нельзя нервничать и наказывать ребенка за то, что у него что-то не получается. Покажите ребенку, если не понял, то покажите еще раз, потом еще и еще, сделайте перерыв, покажите и объясните на следующий день, если не помогло, то думайте как объяснить по другому, более доступно для ребенка, следите за тем, как он лучше и более правильно воспринимает информацию.

в избранное ссылка отблагодарить

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!

Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!

Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..

Статистика проекта за месяц

Новых пользователей: 8593

Создано вопросов: 37170

Написано ответов: 104245

Начислено баллов репутации: 1422695

Соединение с сервером.

45 минут из жизни учителя-Еремченко Жанна Николаевна-Образец характеристики ребенка на ПМПК

Образец характеристики ребенка на ПМПК

Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети

Образец характеристики ребенка на ПМПК Образец психолого-педагогической характеристики ребенка на ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика ученика подготовительного класса ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска Даричева Ильи Ивановича
Дата рождения: 02.09.2005г.
Домашний адрес: ул. Дружбы д.6.кв.111

1.Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

2. Общая моторика
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

3. Тонкая моторика
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.

4. Особенности восприятия
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

5. Особенности внимания
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

6. Особенности памяти
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.

7. Особенности мышления
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

8. Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

10. Работоспособность
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.

11. Характеристика устной речи
В речи дефекты произношения, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью педагога.

12. Отношение к учебной деятельности
Учебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

На уроках ребенок постоянно грызет карандаши, ручки, рвет тетрали, портит имущество. В группе сверстников бывает агрессивен – набрасывается, душит, бьет кулаками, кидается вещами. Илья не контролирует сое поведение на прогулках, в спальне. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагогов.

20.02. 2013г.
Зам. директора Осипова В.А._________________
Классный руководитель Соловьева Н.В._________

Синдром Дауна

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ" Рефераты Рекомендуем Синдром Дауна

Что такое синдром Дауна?

Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом развитии, но и даже внешне будет значительно от них отличаться. Он не сможет учиться в обычной школе, пойти в институт, устроится на нормальную работу. Для многих семей диагноз «синдром Дауна», который обнаруживается у ребенка, становится приговором судьбы и природы, который не подлежит обжалованию.

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 - 800 новорожденных, причём мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

В нашей стране чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это «неизлечимая болезнь». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: Болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне не корректными и абсурдными.

Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. Синдром Дауна - или синдром трисомии 21-ой хромосомы впервые был описан в 1866 году Джоном Лангдоуном Дауном. Его имя и послужило названием для данного синдрома - синдрома Дауна. Однако лишь 1959 году французский ученый Жером Лежен обнаружил причину синдрома. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.

Причины возникновения синдрома Дауна

В качестве возможных причин синдрома Дауна рассматривались многие факторы, но в настоящие время твердо установлено, что причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома. Лица, страдающие этим расстройством, имеют, как правило, 47 хромосом вместо нормальных 46. Дополнительная хромосома является результатом нарушенного созревания половы клеток. В норме при делении незрелых половых клеток парные хромосомы расходятся, и каждая зрелая половая клетка получает 23 хромосомы. Во время оплодотворения, т.е. слияния материнской и отцовской клетки, нормальный набор хромосом восстанавливается. До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных.

Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Число детей с этим синдромом, появившихся у матерей после 35 лет, значительно выше, чем у более молодых. Для женщин в возрасте 25 лет вероятность рождения ребенка равна 1/1400, до 30 лет - 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года - до 1/60, а в 49 лет - до 1/12. Это связано как с уменьшением гормонального контроля онтогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Индийские ученые обнаружили, что вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна сильно зависит от возраста бабушки по материнской линии: чем старше она была, когда рождала дочь, тем больше вероятность рождения больных внуков. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

Однако синдром Дауна нельзя считать наследственным заболеванием, так как при нем не происходит передача дефектного гена из поколения в поколение, а расстройство возникает на уровне репродуктивного процесса.

Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом - генетиком с помощью анализа крови, показывающее наличие лишней хромосомы.

Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы, что дало основание Л. Дауну называть в 1866 данное заболевание «монголизмом» и предложить ошибочную теорию расовой регрессии, или эволюционного отката. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас.

Помимо уже упоминавшихся особенностей строения глаз у больных с синдромом Дауна выявляются и другие характерные признаки: маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

Интеллект больных обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития колеблется между 20 и 49, хотя в отдельных случаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых больных умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка. В руководствах традиционно описываются такие черты больных с синдромом Дауна, как покорность, позволяющая им хорошо приспосабливаться к больничной жизни, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Однако систематические исследования, проведенные в Англии и США, не подтверждают этот образ.

Предпринимались попытки лечить детей с синдромом Дауна гормонами щитовидной железы и гипофиза, однако эти методы находятся пока на стадии разработки. Как и другие умственно отсталые дети их уровня, больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной жизни.

Особенности развития детейс синдромом Дауна

Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и походить общие для всех этапы развития. Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. Все-таки большинство детей с Синдром Дауна могут научится ходить, говорить, читать, писать, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечивать им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

В медицинской литературе синдром Дауна рассматривается как дифференцированная форма олигофрении и, следовательно, также подразделяется на степени умственной отсталости.

1. Глубокая степень умственной отсталости.

2. Тяжёлая степень умственной отсталости.

3. Средняя или умеренная степень умственной отсталости.

4. Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии.

Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Кроме того в возрасте 11-13 лет у этих детей возникает заикание.

· Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.

· Замедленный темп артикулирования.

· Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.

· Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжёлое заболевание ребёнка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Списокиспользованной литературы

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М, 1994.

2. Байбородова Л.В. Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997.

3. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна. Фактор. 1998.

4. Ворсанова С.Г. Юров Ю.Б. Демидова И.А. Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. Дефектология. - 2001

5. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М. 1991.

6. Маллер А.Р. Родитеям о детях с глубокой умственной отсталостью. Дефектология. 1991.

7. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2000.

8. Современные технологии в педиатрии. Под ред. Е.Т. Лильина. М. 2001.

9. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна. Семья и школа. 1994.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна

Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна.

Среди детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека образуется 47 хромосом. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1: 600 — 900. Половина их появляется на свет с врожденными пороками сердца. В специальных учреждениях эти дети составляют 30 и более процентов от общего состава воспитанников. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой» нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы эрозированные, редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.

Многие из этих детей страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов значительно выше (встречается в 60 — 80 % случаев), чем у детей с другими формами умственной отсталости.

Примерно 50 % детей с синдромом Дауна имеют ту или иную степень близорукости и у 20 % обнаруживается дальнозоркость. У них наблюдаются эпикант, и такие нарушения зрительного анализатора, как астигматизм, косоглазие и др. Эти особенности следует учитывать при организации учебного процесса и выборе методов обучения.

В литературе нет единого взгляда на возможности развития детей с синдромом Дауна. Одни авторы, главным образом психиатры, считают, что психические процессы этих детей формируются крайне медленно и у большинства из них в возрасте 12—14 лет наблюдается остановка в развитии. В работах же дефектологов подчеркивается, что под влиянием специального обучения у детей с синдромом Дауна продолжается хотя и медленное, но определенное совершенствование речи, бытовой ориентации и в особенности трудовых навыков.

У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других воспитанников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. Обнаружены значительные задержки развития основных статических функций (удержания головы, сидения, прямостояния, статической координации), причем отмечается, что, чем функции сложнее, тем значительнее сдвинуты сроки овладения ими. У этих детей намного резче выражены дефекты в сохранении навыков равновесия и устойчивости.

Дети с синдромом Дауна сходны с другими тяжело отсталыми в способности зрительно различать форму предметов, значительно хуже у них результаты стереогностического распознавания объекта. Объясняют это явление более грубым недоразвитием у детей с синдромом Дауна тонких дифференцированных движений пальцев рук.

У этой категории детей резче, чем у других тяжело умственно отсталых, выражено расхождение между пассивным и активным словарем. Последний намного беднее.

При пересказе несложных текстов дети с синдромом Дауна употребляли имен существительных и глаголов в 2 раза, предлогов в 1,5 раза меньше, чем другие дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Лишь имена прилагательные были использованы группами глубоко отсталых в одинаково малом количестве (А.Р. Маллер).

Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции слабы и по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их, хотя наблюдаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий.

(с) Horstmeier, DeAnna (Ph.D.). Teaching Math to People with Down Syndrome and Other Hands-on Learners. Basic Survival Skills. Woodbine House, 2004. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Жан Пиаже. швейцарский психолог, выделяет следующие стадии когнитивного развития (т.е. развития мышления).
(1) Сенсомоторное развитие (в норме младенчество и период примерно до 2 лет). Ребенок изучает мир, трогая его, получая различные ощущения через различные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), передвигаясь и исследуя.
(2) Период подготовки конкретных операций (в норме примерно 2-7 лет). Ребенок осваивает сюжетную игру, подключает воображение и абстрактное мышление. На первый план выходит предметно-изобразительное действие. Если взять два одинаковых куска глины, из первого куска скатать шарик, а из второго сделать «змейку», ребенок скорее всего скажет, что во втором куске было больше глины – в этом суждении он опирается на размер, на бОльшую длину.
(3) Период конкретных логических операций (в норме примерно 7-12 лет). Ребенок учится решать задачи в уме, используя правила логики. Однако он способен это делать пока только на основе конкретной информации, которую он может непосредственно воспринять. Например, он может посчитать количество ягод в своей тарелке и в тарелке брата. Он может затем выполнить операцию сложения и узнать, сколько всего ягод, либо сравнить количество ягод и выяснить, что у брата на две ягодки больше. Однако, если дать ему задачу с абстрактными числами, ребенок может не справиться с подобной задачей. В данной книге объясняется, как заниматься математикой с людьми, мыслящими конкретно, остающимися на этом уровне.
(4) Период формальных операций (в норме от 12 лет и старше). Ребенок способен мыслить абстрактно и не нуждается в иллюстрациях и конкретных, осязаемых примерах.
(Подробнее о концепции интеллекта Ж.Пиаже читайте, например, здесь . )

Какие практические навыки, связанные с математическими понятиями и операциями, рассмотрены в этой книге

- навыки работы с калькулятором
- математические понятия, которые ребенок должен освоить до понятия числа
- простые сравнения
- сопоставление, классификация
- понятие числа
- навык счета
- навык примерного определения количества (малых количеств) без счета «на глаз»
- распознавание цифр
- использование числовой прямой
- счет до больших чисел
- счет с пропуском
- вес разряда
- написание цифр: рисование прямых и кружочков, как научить ребенка писать цифры, как можно обойтись без этого
- порядковые числительные
- расположение чисел по порядку
- слова, используемые для сравнения
- простые графики (по желанию)
- сложение: сложение простых и сложных чисел, сложение с помощью калькулятора, решение задач на сложение
- вычитание: вычитание простых и сложных чисел, вычитание с помощью калькулятора, решение задач на вычитание, как посчитать сдачу в магазине
- понятие времени
- понятие временных отрезков (дни, недели, месяцы)
- расписание
- как определить время по часам
- измерение: длина, емкость (вместимость), вес
- температура
- формы (двумерные и трехмерные)
- последовательности (продолжи ряд…)
- деньги

Прим. Дальнейшие навыки (дроби, умножение и деление, проценты и проч.) рассматриваются в следующей книге того же автора.

Характеристики детей/людей с синдромом Дауна, мешающие освоению математических понятий

Следует отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.

1. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители.

2. У детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие.

3. Люди с синдромом Дауна обычно сталкиваются с трудностями при развитии речи (подробнее об этом см. здесь: особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи ). Хотя они, как правило, понимают больше, чем хотят сказать, им все равно бывает трудно понять, например, задание в учебнике, условие задачи или инструкцию учителя, и еще труднее – объяснить, чего именно они не поняли. Это нередко приводит к тому, что учитель считает ребенка неспособным вообще освоить математику, однако это не так.

4. Человеку с синдромом Дауна трудно понять задания. особенно если они всегда формулируются по-разному. Например, ему нелегко разобраться, что от него требуется в следующих случаях (пример заданий из учебника):

- Впиши пропущенные числа.
- Напиши число меньше на одну единицу.
- Впиши числа в промежутках.
- Расставь числа в правильном порядке.

Ученикам с синдромом Дауна очень помогает, если задачу можно разбить на несколько действий. Например, рассмотрим следующую задачу. «У Яна 1 шоколадка, у Элла 7 шоколадок, а у Хайнца 4 шоколадки. Сколько шоколадок было бы у каждого, если бы они поделили шоколадки поровну?». Задача кажется очень трудной. Но ученик с синдромом Дауна вполне способен с нею справиться, если подсказать ему, что сначала нужно сложить все шоколадки, а затем уже поделить их на три. (Если ребенок еще не освоил деление, он способен выполнить это действие вручную с конкретными шоколадками.)

5. Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.).

6. У детей с синдромом Дауна, как правило, недостаточно повседневного опыта в решении практических математических задач. по сравнению с обычными детьми. Вот несколько примеров. Родители склонны чрезмерно опекать детей с синдромом Дауна, они гораздо позже начинают ходить в магазин за хлебом одни (если вообще начинают), да и отправляясь в магазин сами, родители зачастую предпочитают оставить малыша с синдромом Дауна дома, чтобы он чего не натворил. Таким образом, ребенок лишается возможности посчитать яблоки и апельсины во фруктовом отделе или найти кассу №4. Поскольку дети с синдромом Дауна бывают медлительны, их братья и сестры могут опережать их и считать предметы, называть количество очков в игре и пр. за них. Из-за трудностей с мелкой моторикой и проблем с памятью вы предпочтете внести телефонный номер подруги ребенка с синдромом Дауна в память телефона, вместо того чтобы каждый раз позволять ребенку потренироваться и набрать его самому, и так далее.

7. Дети с синдромом Дауна обычно развиваются с некоторой задержкой. Они проходят все те же стадии развития, что обычные дети, но медленнее. Таким образом, если вернуться к стадиям, выделенным Пиаже (выше), мы можем сказать, что большинство детей с синдромом Дауна в школьном возрасте остаются на стадии конкретного мышления. Если вы покажете ребенку с СД пирог, разрезанный на 6 кусков, и спросите, сколько кусков останется, если взять и съесть два куска, он может ответить правильно. Если же вы дадите ему пример «1 – 2/6», это поставит его в тупик. Еще труднее ребенку с синдромом Дауна даются условные обозначения, например, иксы и игреки, которые могут означать все, что угодно. Люди с синдромом Дауна хорошо справляются с заданиями, практический смысл которых им ясен.

8. Нередко бывает так, что у ученика с синдромом Дауна нет мотивации. т.к. он испытал уже слишком много неудач в попытках освоить сложные математические понятия. Он даже не хочет пытаться. А еще ему может казаться, что математика – чисто абстрактная наука, которая совершенно не пригодится ему в повседневной жизни.
К счастью, интересные задания в игровой форме и реальные ситуации способны исправить эту проблему.

Характеристики учеников с синдромом Дауна, помогающие освоению математических понятий

Следует снова отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.

1. Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами.

2. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание.

3. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков.

4. Дети с синдромом Дауна проходят все те же стадии в освоении понятий, что обычные дети, но медленнее. Им просто нужно намного больше практики. Однако им не нужны бесконечные автоматические повторения и зубрежка, их интересует творческий подход.

5. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами.

6. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Все учителя, пробовавшие подключать к обучению детей с синдромом Дауна их обычных сверстников, отмечали положительные результаты.


Приводимые в книге Деанны Хорстмайер примеры, игры, принципы занятий подходят не только ученикам с синдромом Дауна, но и некоторым людям с аутизмом, СДВГ и умственной отсталостью различной степени и происхождения.

Основные принципы занятий

1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.

2. Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачнкиа, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.

3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Ваня, пожалуйста, собери у своего ряда ножницы».

4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию.

5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку.

6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, - взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, - только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать единицу и семерку, например.

7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом ТРИ клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100».

8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Поговорите с учителем, что делать в таких случаях. Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время.

9. Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения. Проведенный в Великобритании опрос учителей инклюзивных школ показал, что для детей с синдромом Дауна самым эффективным способом регулировать поведение является похвала и выдача каких-то «наград» (наклеек и т.п.). Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя. Дома вы также можете применять систему наград, но дети (любые дети) зачастую не воспринимают родителя как учителя. Попробуйте подключать к обучению братьев и сестер, друзей ребенка или наймите репетитора.

10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ. Старшие дети с синдромом Дауна, особенно если они обучаются вместе с обычными детьми, заранее настроены на неудачу, на то, что у них все будет получаться медленнее. Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше.

11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника ровесников ребенка.

12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять" и другие (обратите внимание, например, на вот этот материал по пальчиковым играм - сколько здесь возможностей для освоения порядковых и количественных числительных! См. также ссылки ниже). Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы (так, известен прием российской учительницы, которая объясняла знак «больше >» как открытую пасть крокодила).

13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано.

14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, веселой атмосфере.

15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых.

16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия.


В данной книге приводится 9 способов адаптации ОБЫЧНЫХ заданий для учеников с синдромом Дауна.

1. Уменьшайте количество заданий.

2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, выполнение каждого задания.

3. Больше помогайте ученику.

4. Приспосабливайте предъявление задания для вашего ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия.

5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор.

6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа = правильного ответа на задачу.

7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы ЧАСТИ сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят ванильное мороженое, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты.

8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он сражается с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития.

Продолжение следует: Математические понятия, осваиваемые ребенком до понятия числа (можно заниматься с ребенком с 2-3 лет).