Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по управлению автомобилем с механической коробкой передач img-1

инструкция по управлению автомобилем с механической коробкой передач

Рейтинг: 4.4/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Управление автомобилем с МКПП

Управление автомобилем с МКПП


Органы ножного управления

В автомобиле с МКПП установлены три педали:

- левая педаль сцепления;
- средняя педаль тормоза;
- правая педаль газа.

При управлении следует нажимать на педали газа и тормоза только правой ногой. На педаль сцепления нажимать левой ногой. Важный момент – найти удобное положение правой ноги, чтобы избежать усталости и уменьшить время переноса ноги с педали на педаль. Нога должна стоять на пятке примерно между педалями. Нажатие на педали осуществлять за счёт поворота ноги стоящей на пятке. Левая нога, выжимая педаль сцепления, не касается пола автомобиля. При полном выжиме сцепления левая нога должна быть чуть согнута.

Стояночный тормоз

Обычно расположен справа на полу за рычагом переключения передач или под панелью приборов, в некоторых автомобилях приводится в рабочее положение отдельной ножной педалью с левой стороны. Предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии после остановки.

Обращение со стояночным тормозом:

-для включения стояночного тормоза нажмите кнопку на рукоятке рычага и поднимите его до упора, затем отпустите кнопку – рычаг зафиксируется во включённом положении;
- для снятия со стояночного тормоза слегка поднимите рычаг и нажмите кнопку на рукоятке, а затем, удерживая кнопку нажатой, опустите рычаг в положение выключения (в некоторых автомобилях вместо нажатия на кнопку нужно повернуть рукоятку рычага).

Примечание:

- стояночный тормоз не следует применять для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций (например, выхода из строя тормозной системы).

Управление автомобилем с МКПП

1. Пускайте двигатель, когда рычаг переключения передач находится в положении нейтральной передачи.

2. Прогрейте двигатель (2 – 5 минут).

3. Для движения полностью выжмите педаль сцепления, переведите рычаг переключения передач в положение первой передачи, плавно отпуская педаль сцепления и одновременно (синхронно) плавно нажимая на педаль газа (на тахометре

1800 оборотов в минуту).Машина тронется и плавно поедет.

4. Для остановки автомобиля плавно нажимайте на педаль тормоза до полной остановки, если при этом включена передача, то обязательно выжмите педаль сцепления.

5. При парковке автомобиля действуйте согласно одному из вариантов:

- переведите рукоятку передач в нейтральное положение и поднимите ручной тормоз;
- переведите рукоятку передач в положение 1-й или 2-й передачи или заднего хода.


Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.
Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону
8-921-347-67-57,
мы подберём удобное для Вас время и место встречи.
Мы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!

Другие статьи

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач


Если вам предстоит освоить нюансы управления автомобилем, снабженным механической или ручной коробкой передач, не стоит заранее впадать в отчаяние, ведь трудности, связанные с рядом ее особенностей, зачастую преувеличены. Основной момент, смущающий водителей-новичков, — это наличие трех педалей (вместо двух) и рычага переключения передач. Безусловно, потребуется согласованность и слаженность движений. Зато на вашей стороне будет моральное преимущество над теми водителями, которые умеют ездить лишь на автомобиле с автоматизированным вариантом коробки. Определенным плюсом станет и выбор самого транспортного средства, ведь в ряде случаев, чтобы позволить себе понравившуюся модель с автоматической коробкой передач, придется выложить кругленькую сумму, а такое же авто, только с механикой, стоит дешевле. Поэтому не нужно заранее чувствовать себя побежденной — лучше все же проявить терпение и настойчивость, чтобы преодолеть некоторые трудности на пути к цели.

Что такое механическая коробка передач


Во-первых, давайте выясним, что представляет собой коробка передач, сокращенно КПП, или, как ее часто называют, трансмиссия. Как известно, она выполняет две основные задачи:

  • распределение или, иначе, передачу, крутящего момента от мотора (двигателя) транспортного средства непосредственно к его колесам;
  • изменение объема тяги в зависимости от условий передвижения транспортного средства.

Современные автомобили оснащаются несколькими видами КПП, например: механическими (ручными), автоматическими, роботизированными и вариаторными (бесступенчатыми). Наибольшую популярность получили транспортные средства с механической (МКПП) и автоматической (АКПП) коробками передач.

Между этими вариантами существует целый ряд отличий, поскольку в автомобиле с АКПП управление процессом переключения скоростей полностью берет на себя электронная система, иными словами, компьютер, а в авто с МКПП это происходит только при непосредственном участии водителя.

Ручная (механическая) коробка передач существует уже более ста лет и, конечно же, за свою столь длительную историю она пережила множество изменений и усовершенствований. Ее конструкция по-прежнему проста, надежна, позволяет управлять автомобилем вручную во всех режимах движения, а также, при известном мастерстве водителя, является достаточно экономной в плане расхода топлива.

Азы, необходимые для вождения авто с МКПП


Вот о том, какие секреты помогут новичку быстрее и легче разобраться в тонкостях управления автомобилем с МКПП, и пойдет речь. Для начала нужно четко понять несколько важных моментов:


  1. Левая педаль (сцепление) выжимается строго левой ногой, а за две оставшиеся (тормоз и газ) отвечает правая нога.
  2. Скорости следует переключать, осуществляя поочередный переход от первой ко второй, затем к третьей и так далее. Нельзя, к примеру, переключаться сразу со второй на пятую, если хотите сохранить двигатель автомобиля в исправности как можно дольше.
  3. Сцепление выжимается при каждом переключении передачи.

Это азы, без знания которых научиться водить автомобиль невозможно. Но немаловажным является и освоение плавного начала движения авто, без рывков и глохнущего мотора. Для этого придется потренироваться, так как с первого раза получается далеко не всех. Здесь важно довести движения рук и ног до автоматизма. В теории, чтобы плавно тронуться с места, нужно выполнить ряд манипуляций в следующем порядке:
  • включить зажигание (завести двигатель авто);
  • выжать сцепление;
  • рычаг перевести в положение первой передачи (скорости);
  • плавно нажать на газ и одновременно, тоже без каких-либо рывков, отпустить сцепление.

Если ваши практические действия совпадут с теорией, то автомобиль медленно тронется с места. Если же нет — не беда: Просто запаситесь терпением и попытайтесь снова. И опять, пока не добьетесь результата.

Отдельного внимания заслуживает момент, когда же стоит переключать скорости, ведь все время ехать только на одной невозможно. Для этого нужно знать, что на первой передаче допускается движение со скоростью до 15 км/ч, на второй — до 30 км/ч, на третьей — до 50 км/ч, на четвертой — до 80 км/ч, на пятой скорость ограничивает лишь ваше чувство самосохранения. Для начала хорошей подсказкой послужит спидометр, а дальше вы сможете ориентировать по одному лишь звуку двигателя.

Правильное торможение при разном состоянии дороги


Если вам необходимо притормозить на сухом дорожном покрытии, не нужно для этого переходить от высоких передач к низким. Лучше понизить обороты до минимальных для той же передачи, на которой и осуществлялось движение.

В гололед и дождь ситуация несколько другая. Поскольку дорожное покрытие скользкое, то стабильное положение автомобиля приобретает особую важность. Вам следует полностью сконцентрироваться на дороге, а для повышения устойчивости авто, снабженного механической коробкой, переключиться на более низкую передачу, тем самым снизив скорость. Это позволит проконтролировать угол возможного заноса и вовремя среагировать при возникновении аварийной ситуации.

Помните и тот факт, что для торможения на скользкой дороге вначале следует сбавить обороты, потом отпустить сцепление, осуществить переход на низкую передачу и только после выполнения всех этих действий вновь выжать сцепление. Такой способ называется "торможение двигателем", он не допустит блокировку колес, но замедление движения авто произойдет постепенно. Здесь большую роль играет тщательное соблюдение дистанции между вашей и следующей впереди машиной, и, конечно, скоростной режим.

Плавное вхождение в повороты также способствует безопасности при езде на автомобиле, оборудованном механической или ручной коробкой передач, ведь такой способ может предотвратить занос транспортного средства на скользком дорожном покрытии. В случае, когда ваше авто забуксовало в снегу или на льду, стоит прибегнуть к так называемому методу "раскачивания". Для этого движение вперед сопроводите включением первой передачи, а при движении назад включите, соответственно, заднюю.

Конечно, для новичка эти рекомендации поначалу покажутся сложными и трудновыполнимыми, но регулярные попытки осуществлять их позволят со временем придать вашей манере езды больше легкости и безопасности.


Проще всего управлять машиной, конечно же, с автоматической трансмиссией. И все-таки, если вам только предстоит пройти курс "молодого водителя" и получить права, лучше учиться езде на авто, снабженном механической (ручной) коробкой передач. Почему? Ответ очевиден: научившись справляться с более сложным вариантом управления, вы сможете чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Кстати, во многих зарубежных странах водителю, который прошел обучение и сдал экзамен по вождению авто с коробкой-автомат, строго воспрещается садиться за руль машины с механической трансмиссией. Вывод: не существует легких путей, особенно если это касается искусства управления любым транспортным средством.

Как переключать передачи на механике - как научиться и понять, когда нужно переключать?

Как правильно переключать передачи на механике?

Несмотря на все возрастающую популярность автомобилей с автоматической коробкой передач, механика остается любимой многими водителями. Управление машиной с механической трансмиссией — это основа мастерства водителя.

Поэтому, даже если Вы планируете приобрести машину с автоматом или вариатором, навыки управления механикой окажутся далеко не лишними. Освоить эту науку не так сложно как кажется.

Как переключать передачи на механике?

При управлении автомобилем с механикой водитель переключает скорости самостоятельно. Коробки передач имеют как правило 4 или 5 скоростей, а также заднюю скорость. Во время езды водитель не должен смотреть на коробку передач при смене скоростей, его действия должны быть автоматическими.

Поэтому полезным будет изучить расположение скоростей при выключенном двигателе.

Переключение передач осуществляется одновременно с нажатием педали сцепления. Педаль должна быть нажата до конца.

Особое внимание следует уделить технике нажатия педали сцепления: все действия должны быть плавными и синхронными. Если педаль сцепления резко бросить, автомобиль может заглохнуть или начать дергаться.

Чтобы начать движение на автомобиле с механикой, выполните следующие действия:

  • заведите двигатель, удерживая ногу на педали тормоза. Коробка передач должна находиться в нейтральном положении
  • включите первую передачу. одновременно нажав педаль сцепления
  • плавно без рывков отпускайте педаль сцепления, одновременно нажимая газ
  • продолжайте увеличивать скорость движения с помощью педали газа. полностью отпустив сцепление.

Помните, что если Вам нужно тронуться в гору, лучше сделать это с помощью стояночного тормоза. Отпускайте рычаг непосредственно перед началом движения. Таким образом Вы предотвратите откатывание автомобиля назад.

Переключать передачи необходимо плавно, без резких движений.

Чем быстрее увеличивается скорость движения, тем более активно нужно переходить на более высокие передачи. Когда Вы достигнете совершенства в этой технике и добьетесь плавности хода при езде, момент переключения скоростей станет совершенно незаметным для Ваших пассажиров.

Переключать повышающие передачи необходимо последовательно.

Перескакивать через передачу не запрещено, однако злоупотребление таким маневром может привести к нарушениям в работе трансмиссии. Если же Вы снижаете скорость, то выбрать необходимую передачу можно исходя из условий и интенсивности снижения скорости.

Перескакивание через передачу в таком случае не скажется отрицательно на работе двигателя.

Переключение передач на ходу

Опытный водитель не задумается о переключении скоростей. Для того, чтобы добиться в этом автоматизма, понадобится немного практики.

Чтобы своевременно переключить передачу, ориентируйтесь на скорость движения автомобиля и количество оборотов.

Для каждого авто оптимальный момент смены скоростей индивидуален и зависит от настроек трансмиссии, мощности автомобиля и других технических характеристик.

Общим ориентиром для переключения скорости является момент достижения двигателем оборотов со значением 3000 — 4000.

Для переключения передачи во время движения автомобиля необходимо:

  • выжать сцепление. отпустив при этом педаль газа
  • при полностью выжатом сцеплении переключить рычаг коробки передач в нужное положение
  • плавно отпустить сцепление. продолжая увеличивать скорость автомобиля с помощью педали газа.
Переключения при обгонах

При передвижении по трассе водитель как правило выбирает передачу, позволяющую поддерживать оптимальную скорость движения при минимальном расходе топлива. Обычно это пятая или четвертая передача.

Если возникает необходимость совершить обгон, прежде всего необходимо убедиться в безопасности маневра и отсутствии запрещающих знаков.

Последовательность действий при обгоне следующая:

  • необходимо приблизится к автомобилю, едущему впереди. и уравнять скорость передвижения, соблюдая, конечно, при этом безопасную дистанцию;
  • убедиться в том, что встречная полоса свободна;
  • включить более низкую передачу. Например, если Вы ехали на пятой передаче, включите четвертую;
  • быстро и аккуратно совершить обгон.

Распространенной ошибкой при обгоне является попытка совершить его без переключения передачи на более динамичную.

В этом случае при появлении встречного автомобиля или увеличении скорости попутного резко набрать скорость будет очень сложно. Обгонять таким образом можно только если встречная полоса свободна на достаточно внушительном расстоянии.

Переключения передач при торможении двигателем

Многие опытные водители практикуют осуществление торможения автомобиля с помощью понижающей передачи, который называют по другому: «дауншифтинг».

Этот навык может пригодиться в холодное время года во избежание заноса автомобиля при торможении в условиях гололедицы.

В этом случае необходимо убрать ногу с педали газа, дождаться небольшого снижения оборотов двигателя, выжать педаль сцепления и переключиться на более низкую передачу. Затем постепенно отпустите сцепление и продолжайте движение на более низкой скорости.

Основной сложностью при таком маневре является выявление момента переключения передачи. Особенно затруднительно это в экстремальных ситуациях.

Парковка

При парковке автомобиля необходимо действовать максимально аккуратно и внимательно.

Осуществлять заезд на выбранное место необходимо на наиболее низкой передаче, держа ногу на педали сцепления, чтобы в случае опасного приближения к препятствию или другому автомобилю успеть затормозить.

В экстренной ситуации можно резко нажать тормоз без предварительного нажатия педали сцепления. Это приведет к тому, что машина заглохнет, однако поможет ее резко остановить.

После полной остановки автомобиля заглушите двигатель и включите первую передачу, выжав сцепление. Это предотвратит скатывание машины.

Не лишним будет и поднять рычаг стояночного тормоза. Многие водители, паркуясь на наклонных участках, для обеспечения большей безопасности выкручивают колеса в сторону противоположную углу наклона.

Знакомство с коробкой передач

Для того, чтобы быстрее освоить управление механической коробкой передач, полезным будет разбираться в ее внутреннем устройстве.

Конечно, знать все технические тонкости не обязательно. но понимание общих принципов ее работы будет очень кстати.

Движение автомобиля осуществляется за счет передачи вращения вала двигателя на оси колес. Эта передача как раз и осуществляется системой шестерней механической трансмиссии. У разных автомобилей диаметр передающих шестерней отличается, различными могут быть количество зубьев и передаточное число.

Машина может двигаться с разной скоростью при одинаковой работе вала двигателя.

Таким образом коробка передач регулирует режим работы двигателя в зависимости от количества оборотов и скорости.

Поскольку вал трансмиссии находится в постоянном движении для переключения скорости и необходимо сцепление. Нажатие педали сцепления приводит к разъему шестерней, которые затем начинают работать в новом положении.

Исправная коробка передач должна переключать скорости легко с минимальным усилием, без затруднений и посторонних звуков.

Преимущество механики состоит также и в более низком расходе топлива по сравнению с автоматом. Механическая коробка передач при правильной эксплуатации более безопасна в зимнее время года.

Ошибки новичков при работе с механической коробкой

Основной сложностью для начинающих водителей является достижение автоматизма и синхронности при переключении передачи и нажатии педали сцепления. Даже самый быстрый взгляд на коробку или под ноги может спровоцировать аварийную ситуацию.

Поэтому совершенствовать свои навыки управления механикой необходимо на специально предназначенных для этого автодромах.

Частой ошибкой является резкое отпускание сцепления. Машина может при этом заглохнуть, а систематическое повторение такой ошибки может привести к преждевременному износу двигателя.

Еще одной ошибкой новичков является незнание когда нужно переключать скорости. Чтобы не ошибиться, ориентируйтесь на показания тахометра и спидометра, а также прислушивайтесь к звуку двигателя.

Не следует злоупотреблять нажатием педали сцепления без необходимости, так как это может привести к износу сцепления. Так, на светофоре лучше включать нейтральную передачу.

Соблюдайте осторожность при использовании задней передачи. Помните, что ее нельзя включать до момента полной остановки автомобиля. Будьте аккуратны при движении задним ходом. При резком нажатии на педаль газа Вы можете очень быстро разогнаться.

Необходимо также избавиться от страха перед вождением, не забывая, конечно, о разумной осторожности .

Если Вы чувствуете себя недостаточно уверенно, практикуйтесь на специальных площадках для обучения вождению либо в городе в часы наименьшей активности на дорогах.

Контроль правильного движения по тахометру

Тахометр — это прибор учета, показывающий количество оборотов двигателя. Учитывать показания тахометра необходимо при переключении передач. Оптимальным значением для смены скорости является показатель в 3000 оборотов. Однако на разных автомобилях он может отличаться.

Не допускайте достижения стрелки тахометра красной черты. которая обозначает наиболее высокий показатель оборотов двигателя. Следите также и за тем, чтобы стрелка прибора опускалась слишком низко. В таком случае необходимо включить более низкую передачу.

Учитывая эти несложные правила и овладев искусством управления механической коробкой передач, Вы сможете испытать удовольствие от вождения автомобиля, почувствовать его динамику и мощность.

В условиях плотного городского движения механическая трансмиссия может повлечь некоторый дискомфорт, однако этот недостаток компенсируется возможностью полного контроля над динамикой автомобиля, надежностью, экономичностью и более дешевым сервисным обслуживанием по сравнению с автоматом.

Бесплатная консультация юриста
  • Как переключать скорости на автомобиле?
  • Как работает автомат (АКПП)?
  • Учимся правильно переключать передачи
  • Что такое вариатор на машине и как он работает?
  • Жёсткая сцепка на легковое авто
  • Места, где запрещена остановка
  • Сход — развал: что это такое и зачем он нужен?
  • Проезд перекрестков с круговым движением
  • Как сдать экзамен в ГАИ?

Как правильно ездить на механике - трогаться, переключать передачи, тормозить

Как правильно ездить на механике

Очень часто начинающие водители попадают в нелепые и трудные ситуации из-за того, что не знают, как правильно ездить на механике. Наверное, каждый неоднократно наблюдал картину, в которой автомобиль долго не может начать движение, а стоящие за ним машины, не имея возможности миновать препятствие, сигналят, мигают фарами, чем еще больше вводят в ступор неопытного водителя. На самом деле научится водить машину с механической коробкой передач совсем несложно.

Как правильно трогаться на механике

Для тренировки лучше всего выбрать ровную площадку без уклонов, что позволит избежать произвольного отката. Упростить задачу можно за счет использования стояночного тормоза. Ручник необходимо затянуть еще до запуска двигателя. Это позволит удержать автомобиль на месте в том случае, если водитель не выключил передачу, а также исключит неконтролируемый откат при попытках трогаться в горку.

Ноги на педалях сцепления и газа должны работать в противофазе — при выжиме сцепления газ следует отпустить, и наоборот, при плавном отпускании сцепления нужно плавно добавлять усилие на педаль акселлератора.

Перед тем как начинать трогаться, важно проверить включена передача или нет движениями рычага КПП. Далее требуется выжать до конца педаль сцепления. Это будет дополнительной гарантией того, что автомобиль не поедет после включения зажигания (например, все машины марки «Тойота» не заведутся, пока не будет выжато сцепление). Помимо этого в зимнее время года стартеру будет проще завести двигатель. После того как мотор заработал необходимо включить передачу, отпустить ручник и начинать движение. Чтобы автомобиль резко не рванул с места и не заглох, все действия водитель должен выполнять плавно и спокойно. Отпускать педаль сцепления необходимо до того момента, когда обороты двигателя начнут падать, а машина будет легко вибрировать. В это время требуется плавно нажимать педаль газа, при этом продолжая отпускать сцепление.

Начинающим водителям бывает достаточно тяжело почувствовать момент начала движения. В этом случае могут помочь многократные тренировки. Необходимо запомнить последовательность действий: машина стоит с включенным двигателем, сцепление полностью выжимается, включается передача, водитель начинает плавно отпускать сцепление до момента, когда обороты начнут уменьшаться. Как только это произошло, стоит снова выжать сцепление. Повторять такую тренировку нужно до того времени, пока водитель не будет идеально определять момент трогания. Также полезной будет тренировка по такому же принципу только в режиме «тронулся – остановился». Говорить о том, что навык полностью усвоен, можно будет после того, когда у водителя будет получаться 10 уверенных стартов из 10.

Как переключать передачи на механике

Правильное расположение ног на педалях

Сегодня очень популярными стали машины с автоматическим переключением передач, и начинающие водители отдают предпочтение учиться именно на таких автомобилях. Стоит заметить, что действительно настоящим водителем может стать тот, кто способен управлять машиной с любым видом трансмиссии. Поэтому в автошколах большинство выбирает в качестве учебного транспорта автомобиль с механикой, даже если они уже заранее приобрели или собираются приобрести машину с вариатором или АКПП. Чтобы понять, как ездить на механике, придется много практиковаться. Зато после этого можно будет не думать о типе трансмиссии, и ощущать уверенность за рулем любого автомобиля.

На механической коробке приняты следующие диапазоны переключения скоростей:

  • 0 — 20 км/ч – 1 передача;
  • 20 — 40 км/ч – 2;
  • 40 — 60 км/ч – 3;
  • 60 — 80 км/ч – 4;
  • 80 км/ч и выше – 5.

Стоит понимать, что диапазон скоростей зависит от передаточного числа определенной модели автомобиля, но в любом случае приблизительно отвечает указанной схеме. Переключать передачи необходимо плавными движениями, что не даст автомобилю «клевать» носом и дергаться. Зачастую именно этот признак выдает неопытного водителя за рулем.

Для того чтобы начать движение стоит действовать так:

  1. Полностью выжать сцепление;
  2. Установить рычаг на первую передачу;
  3. Плавно отпускаем сцепление, на определенном этапе удерживаем и затем полностью отпускаем;
  4. После этого плавно газуем и набираем скорость.

Конечно, долго и далеко на этой первой передаче не уедешь (если, конечно, вы не практикуетесь на пустыре).

Переключение на повышенную передачу

С возрастанием скорости возникает необходимость переключения на высокие передачи. Этот процесс осуществляется следующим образом:

  1. Ослабить нажатие на педаль газа и быстро выжать сцепление;
  2. Рычаг КПП переводится сначала в нейтральное положение, а затем включается следующая передача;
  3. Плавно отпускается сцепление и нажимается педаль газа;
  4. Переход на остальные более высокие передачи выполняется по аналогичной схеме.

Чем больше скорость автомобиля, тем быстрее требуется осуществлять подобную операцию. Не рекомендуется перепрыгивать через передачи, это не запрещено, однако, делать это необходимо только при наличии определенного навыка, поскольку шестерни КПП способны быстрее изнашиваться, а двигатель может заглохнуть.

Правильное переключение на пониженную передачу

На более низкую передачу переключение осуществляется таким образом:

  1. Ногу необходимо снять с педали газа и притормозить до нужной скорости;
  2. Далее полностью выжимаем сцепление;
  3. Минуя нейтральную позицию рычага КПП, включаем низшую передачу;
  4. До конца отпускаем сцепление и плавно добавляем газа.

Переход на низкую передачу можно осуществлять, перескакивая через несколько передач (например, с пятой скорости на вторую или на первую). Мотор и КПП от таких действий не пострадают, но, разумеется, включаемая передача должна соответствовать скорости автомобиля.

Как правильно тормозить на механике

Умение правильно тормозить на механике повышает безопасность дорожного движения

Самым эффективным и безопасным способом затормозить и полностью остановиться на мокрой дороге, спуске или при гололеде, будет выполнение следующих действий: необходимо отпустить газ и плавно нажимать тормоз, а уже перед окончательной остановкой выжать сцепление, чтобы автомобиль не заглох. Затем рычаг переключаем в нейтральное положение и отпускаем все педали.

Существует и другой метод, позволяющий понять, как правильно тормозить на механике. Он больше подходит для торможения в хороших погодных условиях на ровной дороге:

  • Отпускаем газ;
  • Выжимаем до упора педаль сцепления;
  • Плавно нажимаем на тормоз до полной остановки.
  • Далее нужно включить нейтралку и отпустить обе педали.

Педаль газа стоит плавно отпускать и не бросать. Покидая автомобиль, пусть даже на короткое время, всегда ставьте его на ручной тормоз.

Как притормаживать на механике

Чтобы притормозить и немного сбросить скорость требуется полностью отпустить газ и слегка нажать на тормоз, сцепление при этом трогать не нужно. Бояться того, что автомобиль заглохнет не стоит. Если планируете притормозить для переключения на пониженную передачу, придется выжимать сцепление.

Правильное торможение двигателем

Такой метод будет полезен на крутых спусках. Главный момент этого способа состоит в переходе с повышенной передачи на пониженную. Даже просто отпустив педаль газа автомобиля, без переключения передачи, скорость моментально снижается. Это происходит из-за включения режима холостого хода. После этого можно переходить на еще более низкую передачу. Отпустив педаль сцепления на газ можно вообще не нажимать. Таким способом усиливается эффект торможения.

Как научиться правильно ездить на машине

Эксплуатация автомобиля с автоматической коробкой передач

Эксплуатация автомобиля с автоматической коробкой передач

Материал из Энциклопедия журнала "За рулем"

Основное преимущество автомобилей с автоматическими коробками передач (АКП) в простоте и легкости управления что особенно удобно в городе с загруженными улицами. Наличие только двух педалей — акселератора (“газа”) и тормоза, исключение необходимости постоянного переключения передач в процессе движения существенно облегчают управление. Срок службы современных коробок–автоматов соизмерим со сроком службы автомобиля, а обслуживание заключается в предотвращении течи масла, контроле его уровня и своевременной замене.

Автомобиль с АКП удобнее в управлении, чем с механической коробкой. Быстрее трогаешься на светофорах, без проблем и насилия над сцеплением забираешься в горку, а значительную часть пути на работу по пробкам можно проехать, не трогая педали газа вообще. Конструктивные особенности АКП предотвращают перегрузку двигателя и ходовой части. Современные автоматические коробки, управляемые бортовым компьютером, самостоятельно подстраиваются под индивидуальную манеру вождения. Такие недостатки, как несколько увеличенный расход топлива и сниженная динамика разгона, которые обычно приписывают “автоматам”, могут быть замечены разве что спортсменами. Современные АКП при умелом использовании ничуть не хуже, а для подавляющего большинства водителей лучше механических коробок.

Содержание Органы управления АКП

В автомобилях с АКП водитель не включает передачи, а задает необходимые режимы переключений с помощью рычага управления (селектора). Cпециальные режимы (см. ниже) включаются кнопками и переключателями, расположенными на рычаге или рядом с ним. Кроме того, работа коробки корректируется в зависимости от манеры водителя обращаться с педалью акселератора.
Селектор АКП имеет четыре основных положения, обозначенные буквами или цифрами (фото 2).
“P” (“Parking”) — включается на стоянке, коробка находится в нейтральном положении, ее выходной вал заблокирован (включен так называемый трансмиссионный тормоз), что предотвращает движение автомобиля.
“R” (“Reverse”) — задний ход.
“N” (“Neutral”) — нейтральное положение, аналогичное такому же положению в механической коробке. В нем колеса и двигатель разъединены, автомобиль не заторможен и может свободно катиться при внешнем воздействии или под уклон.
“D” (“Drive” ) — движение вперед с последовательным автоматическим переключением всех передач в сторону повышения при разгоне и понижения при уменьшении скорости.
Кроме перечисленных, могут быть и другие положения селектора: “4”, “3”, “2”, “1” (“L”). при выборе которых автомобиль будет двигаться вперед:
“4” — на первых четырех передачах (для 5-ти ступенчатых АКП) — используется в городских условиях при плотном потоке, частых ускорениях и торможениях;
“3” — на первых трех передачах — используется на дорогах с небольшими подъемами и спусками и для торможения двигателем (в городе для 4-х ступенчатых АКП);
“2” — на первой и второй передаче — применяется на горных дорогах или в тяжелых условиях, при буксировке прицепа или другого автомобиля (эффективность торможения двигателем выше, чем при положении “3”). На некоторых автомобилях этот режим обеспечивает начало движения со второй передачи, что удобно при трогании с места на скользкой дороге зимой;
“1” (“L”) 1 — только на первой передаче — при движении на крутых подъемах и по бездорожью (особенно с прицепом или во время буксировки другого автомобиля), а также для длительного торможения двигателем. Эффективность торможения на этом режиме максимальная.

Перевести рычаг в любое из этих положений можно на неподвижном автомобиле. В движении не рекомендуется манипулировать селектором, но при необходимости это нужно делать при отпущенной педали газа.
Исключением являются АКП с режимом принудительного переключения передач (система управления “Autostick”– см. ниже), но и в этом случае необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля.

Внимание! Несоблюдение требований инструкции опасно для коробки и двигателя.

Для предотвращения поломок автоматической коробки из-за неправильных перемещений селектора в его ручке предусмотрен фиксатор с кнопкой, не позволяющий случайно допустить ошибку.

Система управления “Autostick ” (“Steptronic ”, “Tiptronic ”)

Система управления Autostick ” (“Steptronic ”, “Tiptronic ”) позволяет в разумных пределах управлять АКП как механической коробкой. На таких автоматических коробках для рычага управления обычно предусмотрен отдельный сектор, в котором его можно отклонять в противоположные стороны, обозначаемые, как правило, “+” и “–” для последовательного включения повышенных или пониженных передач.

Режим “Over Drive” (“OD”, “O/D”) — запрет автоматического включения высшей передачи. Используется при движении с повышенной нагрузкой, в плотном потоке транспорта, с частыми ускорениями и торможениями. Включается/выключается режим с помощью специальной кнопки, о чем свидетельствует индикаторная лампа на панели приборов.
К специальным режимам АКП относятся — спортивный (“S”, “Sport”, “Power”, “PWR”) или экономичный (“E”, “Econ”). В движении выбирается один из них. Первый позволяет более динамично ускоряться и эффективнее тормозить двигателем. Это обеспечивается за счет переключения передач при повышенных оборотах двигателя. Второй — обеспечивает экономию топлива благодаря переключению передач при пониженных оборотах двигателя.
Зимний режим (“WINTER”, “W”, “2nd start”, “Snow”, “d” и т.п.) тоже относится к специальным, он предусматривает начало движения со второй передачи, что снижает вероятность пробуксовки колес на скользкой дороге.
При включении того или иного режима на панели приборов загорается индикаторная лампа (фото 4).

Управление АКП

Во время стоянки рычаг устанавливают в положение “P”. Этого вполне достаточно на относительно ровных участках. На уклонах, для надежного удержания автомобиля на месте, дополнительно включают ручной тормоз.
Вначале рекомендуется затянуть “ручник” и только после этого перевести селектор в стояночное положение.
Пуск двигателя на исправном автомобиле возможен только в случае, если рычаг управления находится в положении “P” или “N” (в случае неисправности при других положениях селектора машина может начать движение). Если рычаг находится в положении “N”. во избежание самопроизвольного трогания с места в момент пуска, желательно нажать педаль тормоза.
Начинать движение желательно после того, как прогреется двигатель (об этом свидетельствует снижение его оборотов).
Перед началом движения следует нажать на педаль тормоза, перевести рычаг управления в нужную позицию (чаще всего для движения в городе используют режим “4” и “D”. а на трассе “D” ). После характерного толчка, свидетельствующего о том, что все элементы внутри АКП пришли в рабочее состояние — аналогично полному отпусканию педали сцепления на механической коробке, отпускают педаль тормоза и начинают движение. Для ускорения используют педаль “газа”.

Внимание! Запрещается нажимать на педали газа и тормоза одновременно, так как при этом возникает перегрев коробки, очень быстро приводящий к выходу ее из строя.

Не рекомендуется во время движения переводить рычаг в положение “N” (например, подкатываясь к перекрестку), поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может привести к заносу автомобиля.
При движении автомобиля вперед категорически запрещается переводить рычаг управления в положения “Р” и “R”. а при движении назад переводить рычаг в любое из положений для движения вперед.
Такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля, удерживая нажатой педаль тормоза. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКП.
Торможение двигателем (на длинных спусках или скользкой дороге) можно обеспечить путем последовательного запрещения верхних передач, перемещая селектор в сторону их понижения до получения необходимого тормозного эффекта.
Внимание! Каждое переключение должно соответствовать пределу скорости, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы обороты двигателя не достигли критической величины.
Для резкого разгона следует полностью нажать на педаль “газа”. Это приведет к автоматическому переключению на одну или две передачи вниз в зависимости от условий движения и ускорению автомобиля — так называемый режим “Kick-down” .
При вынужденных кратковременных остановках. например у светофоров, достаточно отпустить педаль акселератора и нажать на тормоз. Переводить рычаг из положения “D” в положение “N” не следует, так как это приведет к лишним переключениям и дополнительной нагрузке на коробку. Такое переключение целесообразно только в “пробках” в жаркую погоду для предотвращения перегрева АКП.
Не следует удерживать автомобиль на подъеме от скатывания назад, слегка “подгазовывая” педалью акселератора. В таких ситуациях необходимо пользоваться тормозом.
Зимой движение начинается при прогретом двигателе. Для ускорения прогрева рычаг последовательно перемещают во все положения, с задержкой в каждом из них в течение нескольких секунд. Затем, при работе двигателя на холостом ходу, удерживая автомобиль педалью тормоза, устанавливают один из диапазонов движения на несколько минут. В крайнем случае, после некоторого прогрева можно начать движение на пониженной передаче с малой скоростью до разогрева масла.
Маневрирование с небольшой скоростью (например, в ограниченном пространстве) обеспечивается отпусканием и нажатием педали тормоза (педаль “газа” не используется). Все переключения для изменения направления движения осуществляются при полностью заторможенных колесах автомобиля.
При попытке выбраться из грязи или снега путем “раскачивания” автомобиля автоматическая трансмиссия вынуждает не просто переключать селектор “вперед — назад” (как на “механике”), а останавливать машину в точке “зависания” педалью тормоза. Затем селектор переводят в другое положение и только после характерного толчка, свидетельствующего о включении передачи, отпускают педаль тормоза и прибавляют газ. Несоблюдение этого простого правила способно разрушить АКП в течение одной попытки. При движении вперед для ограничения скорости вращения колес лучше выбирать режимы “2” или “1” (“L”) .

Внимание! Категорически запрещается скатываться назад (с прокручиванием колес) при положениях рычага коробки, соответствующих движению вперед .

Для буксировки автомобиля с неисправной АКП предпочтительно использовать эвакуатор.
Если в АКП возникли проблемы, нет никакой уверенности, что работает система смазки трущихся частей. Буксировка в таком случае превратит коробку в конце пути в хлам из погоревших деталей. Косвенно оценить работоспособность системы смазки можно, сравнив уровень масла при работающем и заглушенном двигателе. Если уровень после запуска не падает, о буксировке лучше забыть. Буксировка с работающим двигателем и исправной коробкой осуществляется в положении селектора “N”. При этом следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или правилом “50х50” (буксировка со скоростью не более 50 км/час на расстояние до 50 км).
Иногда в безвыходной ситуации при неработающем двигателе в коробку заливают максимально возможное количество масла, что обеспечивает хоть какую-то смазку всех ее деталей. При отсутствии эвакуатора и необходимости буксировки на большое расстояние лучше всего разъединить трансмиссию.
Для буксировки прицепа используются диапазоны “3”, “2” или “1” (“L”). в зависимости от условий движения.

Контроль технического состояния

Большинство современных автомобилей с АКП имеют электронную систему управления, контролирующую ее работу. В случае каких-либо сбоев она записывает информацию о них в свою память в виде кодов неисправностей 2. Одновременно водитель информируется миганием контрольных ламп “OD OFF”, “HOLD”, “S”, “CHECK TRANS”, “POWER” или высвечиванием надписей “Getriebe Program”, “Gearbox Malfunction”, “Check Engine” и т.д.
Автоматические коробки чувствительны к перегреву, а также недостаточному и завышенному уровню трансмиссионной жидкости 3 (ATF — automatic transmission fluid) — в обиходе “масло для АКП”. Чаще всего недостаточное его количество становится причиной поломок автоматических коробок. Поэтому, для их упреждения, важно вовремя заметить и ликвидировать течь масла, регулярно контролировать его уровень и состояние.
В случае перегрева двигателя очень важно вовремя решить эту проблему, так как масло в АКП охлаждается единой системой охлаждения. Его перегрев — медленная (иногда и не очень) смерть коробки из-за большого количества в ней резиновых манжет, уплотнительных колец, прокладок, которые при перегреве теряют эластичность и не выполняют свои функции.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы обороты холостого хода прогретого двигателя всегда были в норме. Превышение значения 1000 об/мин приводит к быстрому перегреву АКП при удерживании автомобиля на месте педалью тормоза, а также к возникновению ударов при переводе селектора из “P” или “N” в другие положения.
При перемещении селектора в различные положения загрузка коробки (характерный толчок) должна происходить в течение 0,7—1,3 с (в зависимости от автомобиля). Если время превышает 2—3 с — это симптом неисправности и повод обратиться на станцию техобслуживания. Уровень масла проверяют при помощи специального щупа 4 — как в двигателе. На нем может быть нанесено несколько меток. Две верхние (иногда других нет) с насечкой и (или) с надписью “Hot”. соответствующей нормальному уровню прогретого масла. Иногда имеется нижняя метка “холодного” уровня, предназначенная для ориентировочной оценки количества масла. На щупе может быть указано, в каком положении рычага следует осуществлять проверку, а также обозначена рекомендуемая марка масла.
В большинстве случаев контроль осуществляется при прогретой коробке в положении селектора “P” (в некоторых случаях “N” ). Автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке, запускают двигатель и измеряют уровень жидкости. Если уровень масла неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена, это свидетельствует о недостаточном или чрезмерном его количестве, что одинаково негативно отражается на работоспособности автоматической коробки.
Косвенно о состоянии АКП можно судить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. Свежее масло прозрачное, обычно имеет красный цвет (желтый для синтетического масла, хотя есть и красная синтетика), который меняется в процессе работы до желтовато-коричневого. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом — основание для беспокойства.
Для проверки надо капнуть жидкость со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях.
Периодичность замены масла указывается в инструкции к автомобилю для нормальных условий эксплуатации. Но если машина работает в тяжелых условиях (такси, постоянная буксировка прицепа и т.п.), а при проверке выяснилось, что масло потемнело и (или) появился запах гари, необходимо заменить его, не дожидаясь планового срока.
Следует помнить, что отработавшая ATF при замене должна быть прозрачной, а обилие продуктов износа свидетельствует о прогрессирующем повреждении деталей АКП .
Замену лучше доверить квалифицированным специалистам, так как кроме масла обычно меняется фильтр и прокладка поддона АКП. Кроме того, по состоянию отработавшей жидкости и отложениям в поддоне опытный мастер способен достаточно точно оценить состояние коробки в целом.

1 На некоторых марках автомобилей это положение рычага отсутствует.
2 При возникновении сбоев следует обратиться на станцию технического обслуживания, где коды неисправностей можно расшифровать с помощью специальной аппаратуры.
3 Трансмиссионная жидкость, как и моторное масло, бывает минеральной и синтетической.
4 Если щуп отсутствует, значит, замена ATF не требуется. В этом случае, как правило, имеется табличка или наклейка с надписью “в коробку залито масло на весь срок службы”.