Руководства, Инструкции, Бланки

это действие служащее образцом для подражания img-1

это действие служащее образцом для подражания

Рейтинг: 4.4/5.0 (1901 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План-конспект урока по теме: Учитесь быть толерантными

План-конспект урока по теме:
Учитесь быть толерантными
Предварительный просмотр:

Учитесь быть толерантными. Мастер- класс

-Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по «Стране Толерантности». Я хотела показать цветок толерантности. но он у меня упал и все слова перепутались. Помогите мне, пожалуйста, построить всё- таки цветок толерантности.

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

Как вы думаете. можно ли воспитать эти качества у дошкольников? Какие методы вы будете применять для воспитания этих качеств?


Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.
Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изучаемого материала воспитателем и активная деятельность у воспитанников.
Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.
Цели беседы:
- оценка событий и поступков явлений;
- формирование у воспитанников отношения к окружающей действительности.


Пример - действие, служащее образцом для подражания.

Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.
Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после
примера.
Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков.

Поручение- сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на воспитанника заботы о ком-либо.
Поощрение - используется воспитателем в качестве «подбадривания» воспитанника. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в дошкольника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Как вы сказали, что самое сложное это метод- упражнений. Как мы знаем из педагогики, что упражнять дошкольников лучше всего в игре, т.к. игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому путешествуя по стране толерантности, мы поделимся своим опытом поиграем и споём, подарим радость и внимание своим коллегам.

Звучит песня «Голубой вагон» ( имитируют движение поезда).

Воспитатель подготовительной к школе группы

Хочу поделиться играми, которые мы используем на развитие интереса к партнёру по общению

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Воспитатель: немного расскажу об играх которые мы используем на на развитие умения входить в контакт, вести диалог

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» — «Хорошо». «Как идут дела?» — «Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Воспитатель: хочу познакомить вас. какие мы используем игры на развитие навыков

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

как говорят плечи «Я не знаю»;

как говорит палец «Иди сюда»;

как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

как говорит голова «Да» и «Нет»;

как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Воспитатель. хочу познакомить вас с играми на телесный контакт. который помогает ребёнку сблизиться и понять своих сверстников.

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Подводя итог. мне хотелось бы сказать, что Детский коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

– Мы познакомились с понятием «толерантность».

– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие мастер- классы?

– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Давайте друзья встанем в круг толерантности, обнимите правой рукой человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём песню «О дружбе».

В конце мне хотелось бы вам раздать правила толерантного общения.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.
Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изучаемого материала воспитателем и активная деятельность у воспитанников.
Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.
Цели беседы:
- оценка событий и поступков явлений;
- формирование у воспитанников отношения к окружающей действительности.


Пример - действие, служащее образцом для подражания.

Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.
Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после
примера.
Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков.

Поручение- сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на воспитанника заботы о ком-либо.
Поощрение - используется воспитателем в качестве «подбадривания» воспитанника. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в дошкольника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие
  3. Отстаивай свое мнение тактично
  4. Ищи лучшие аргументы
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  6. Стремись учитывать интересы других

Диета для тех, кто хочет стать толерантным
Понедельник Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
Среда Сделай для кого-нибудь доброе дело так ,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.
Четверг Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
Пятница Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом
Суббота Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твоего друга
Воскресенье Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним

Другие статьи

Примеры для подражания из жизни

Примеры для подражания из жизни

Психологи утверждают, что существует множество способов самореализации. Каждый может выбрать для себя идеальный вариант, чтобы полностью изменить жизнь в лучшую сторону. Одним из таких способов специалисты называют подражание. Конечно, желательно, чтобы объект подражания был выше вас по статусу или старше по возрасту. Такой человек наверняка обладает большим опытом, который он способен передать. Примеры для подражания найти очень легко – для этого не нужно методично читать биографии известных людей. Возможно, такой пример находится рядом с вами – это кто-то более успешный, человек, у которого можно многому научиться.

Психология подражания

Подражать – значит копировать образ жизни и привычки другого человека. Часто бывает, что молодежь выбирает для себя неправильный идеал. Избрав его, молодые люди стремятся к нему всем существом, и порой такие действия могут сильно испортить жизнь. Необходимо правильно выбирать примеры для подражания – люди, которые смогли добиться определенных высот или стоят на пути к их достижению, – вот достойные кандидаты. Но стоит запомнить, что полное копирование в этой ситуации не пойдет вам на пользу, поскольку каждый человек обладает индивидуальным складом ума, возможностями и физическими данными. Обычный обыватель не сможет, насмотревшись на гибких гимнасток, так же быстро сесть на шпагат. На это необходимо время, которое должно быть потрачено на достижение желаемого результата – это и будет самым лучшим способом саморазвития. Также можно заимствовать понемногу желаемых качеств от каждой личности: бегать по утрам, как ваш сосед, готовить каждый день вкусные деликатесы, как это делает подруга, или изучать языки, которыми увлекается коллега по работе. Только помните: за копированием чужих интересов и предпочтений нельзя терять собственное «Я». Эта методика является лишь способом работы над собой, а когда задача будет выполнена, то необходимо найти собственный путь, который будет идеально подходит именно вам.

Примеры для подражания для подростков

Особенно сильно чужому влиянию поддаются подростки. Они еще лишены жизненного опыта, в пубертатный период их душевное и физическое состояние претерпевает ряд потрясений, порой приводя подростка к необдуманным и глупым решениям. Очень важно, чтобы ребенок нашел для себя правильный пример, человека, благодаря которому он станет лучше.

Искать отдаленные идеалы нет необходимости – наверняка среди одноклассников или близких знакомых есть такой человек. Вы смотрите и удивляетесь, как он может выполнять так много разных дел и в то же время оставаться бодрым и успешным в учебе. Просто он сам себя натренировал или, возможно, также брал пример с более успешных людей. Понаблюдайте за ним, выучите привычки и тонкости характера. Если он посещает какие-то спортивные секции или всегда подготовлен к урокам, то попробуйте делать то же самое. Будьте уверены, что хуже от этого не будет – нужно научиться жить чужой жизнь, чтобы правильно построить собственную.

Также хорошим примером для подростков могут стать их собственные родители. Если они успешны и добились всего, чего когда-то хотели, то это может стать отличным стимулом для ребенка. Особое внимание стоит уделить знакомым, которые окончили школу и поступили в престижные вузы. На их фоне подросток не захочет выглядеть ущербным, поэтому будет стараться достичь того же результата или даже лучше.

Примеры для подражания для школьников

Детей школьного возраста очень сложно направить на истинный путь. Они живут так, как считают нужным, но если им всю жизнь твердили о хорошей учебе, то они будут стараться делать уроки качественно. Но в этой, казалось-бы, положительной черте есть свои недостатки – значит подросток очень быстро поддается чужому влиянию, победить которое не в силах даже родители. Для таких детей особенно необходим наглядный пример, возможно, таким идеалом может стать учитель, который пользуется авторитетом. Преподаватели иногда делятся частичкой своей биографии со своими учениками, поэтому часто дети стараются подражать именно им.

Конечно, существуют и другие примеры для подражания. В школьном возрасте ими могут стать персонажи мультфильмов или главные герои книг. Во втором случае существует обширная группа личностей, которым можно подражать. Большинство русских классиков в своих произведениях описывают высоконравственных особ, которые, несмотря на все трудности жизни, остаются верными своим принципам. Таких примеров великое множество: Петя Иванов из повести С. Прокофьевой, Андрей Болконский из романа–эпопеи «Война и мир». Их можно перечислять очень долго, главное, заглянуть в книгу и найти для себя идеальный вариант.

Примеры для подражания из истории

Всемирная история также богата выдающимися людьми, с которых можно и даже необходимо брать пример. Так, отличными объектами для подражания служат великие ученые, благодаря которым наш мир сильно поменялся. Искать их можно начинать с античной эпохи. Например, Аристотель – человек, чьи мысли популярны по сей день. Его учение пережило несколько тысяч лет, и даже сейчас люди пишут книги и готовят диссертации, используя его труды.

В выборе выдающихся личностей нужно руководствоваться желанием совершить достойный поступок, который люди будут помнить всегда. Пытайтесь и, возможно, именно ваши идеи принесут в мир что-то новое. Тогда даже спустя тысячи лет человечество не забудет о вашем существовании, и потомки будут стремиться достичь таких же высот.

Примеры для подражания в России

Наша страна всегда славилась тем, что на ее территории рождается большое количество талантливых людей. Взять хотя бы Золотой век литературы, когда за такое, казалось-бы, короткое время десятки литераторов оставили выдающийся след. Это Пушкин, которого считают истинным «лучом» русской литературы, Лермонтов и Гоголь, Толстой и Достоевский, а также многие другие.

Примеры для подражания найти в России очень легко – для этого необходимо выбрать одну выдающуюся личность, коими так богата земля русская. Это может быть писатель, политический деятель, спортсмен или балерина – все они, безусловно, талантливы и их биографии являются отличной мотивацией.

Примеры для подражания: знаменитости

Наверное, одним из лучших примеров для личной мотивации будут служить знаменитости. Ведь они не просто люди, которых знают во всем мире – они еще и очень упорные и сильные личности. Многие из них добились славы собственными силами, например, актеры, которые ждали результатов очередных проб. Далеко не все верили в них, пророчили провалы. Несмотря ни на что им удалось добиться своего места в этой жизни, а их имена всегда будут помнить, поскольку фильмы и песни будут жить вечно.

Путь к успеху Стивена

Личность Стивена Спилберга знакома всем ведь его фильмы являются одними из лучших в истории кино. Как известно, его путь к успеху был очень тернист. После окончания школы он собрал документы для поступления в вуз, чтобы получить профессию режиссера, но не прошел вступительные экзамены и был отправлен восвояси. Но парень не стал опускать руки – на следующий год он опять попытался поступить на тот же факультет, но снова потерпел фиаско. Если бы та попытка оказалась последней, возможно, мы бы никогда не увидели его знаменитых фильмов. Но, к счастью, молодой Стивен не собирался сдаваться и на третий раз все же поступил в вуз своей мечты, а профессия, приобретенная в его стенах, принесла режиссеру миллионы долларов.

История Мэрилин

История Мэрилин Монро также не лишена провалов. Ее карьера начиналась с мелких ролей или вовсе игры в массовке. Долгое время режиссеры считали ее некрасивой и неталантливой актрисой, поэтому не пропускали девушку дальше второстепенных ролей. Но, как нам известно из ее биографии, Мэрилин стала секс-символом, заработала целое состояние, за ней ухаживали знаменитости. Благодаря своему упорству она смогла добиться небывалых высот, а ее имя до сих пор ассоциируется с красотой и обаянием.

Примеры для подражания для девушки

Порой девушкам просто необходимо быть на кого-то похожим, но они не могут выбрать для себя идеал. Хотя рядом точно есть люди, которые подойдут для этой роли. Например, лучшая подруга, у которой всегда все получается быстро и правильно, да и жизнь складывается очень удачно. Часто девушки просто завидуют таким подругам, считая, что все их заслуги — это лишь дар небес или невероятный уровень удачи.

Кстати, завидовать можно, а иногда даже необходимо, только это чувство должно быть «белым» и безобидным. Не стоит корить человека за то, что он более успешен, лучше попытаться добиться еще больших результатов самостоятельно. Возьмите в качестве примера более удачливую подругу. Повторите за ней некоторые привычки: регулярный уход за собой, трудолюбие и упорное движение к цели, например. Взяв все это за основу, вы сможете создать свой собственный фундамент, который приведет к лучшей жизни.

Изменить то, что не устраивает, в состоянии каждый человек, главное, избавиться от лени и выбрать правильную цель. Примеры для подражания – это люди, которые уже добились определенных успехов или стоят на пути к их достижению. Наблюдая за ними, заимствуя необходимые именно вам качества, неустанно работая над собой, можно значительно изменить собственную жизнь в сторону улучшения.

Это действие служащее образцом для подражания

/ ответы

Каждый исследователь был ребенком, подростком, старшим школьником, студентом, педагогом-практиком. В силу этого у него годами накапливался огромный опыт отношений, переживаний. Он на собственном опыте может проследить определенную динамику в развитии различных понятий, суждений, поступков в разных си­туациях и др. Нельзя ограничиваться только собственным опытом в исследовании, но нельзя и игнорировать его. Он может послужить исходной позицией исследователя, одним из элементов для срав­нения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, проис­ходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических про­цессах.

Педагогика — это наука, так как она имеет свой предмет (целостный педагогический процесс, составляющими которого яв­ляются обучение и воспитание); обширную информацию об этом предмете, свидетельством чего является система педагогических наук, понятийный аппарат, обозначающий высокую степень систематизированности имеющейся информации; описание зако­номерностей, характеризующих целостный педагогический про­цесс и отраженных в структурировании педагогических знаний, она занимается педагогическим прогнозированием, что невоз­можно без исследования педагогических проблем, имеющего свою логику, методы, методику.

Процесс исследования педагогической проблемы.

определение области познания: науки, ее раздела, направления.

- анализ литературы с целью определения путей решения проблемы - изучение литературы, определение «белого пятна» (предмета, проблемы).

- изучение опыта, состояние вопроса на практике - анализ опыта с целью определения путей решения проблемы.

- определение темы - создание рабочей гипотезы, определение методики исследования.

- проверка гипотезы через определенную методику ( а)организация опытной работы; б)эксперимент – серия частных экспериментов).

- анализ полученных данных, построение выводов.

- рекомендации выводов и предложений.

- изучение практики их использования.

- проверка в условиях массовой школы (образовательных учреждений).

Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения.

Учитывая большую сложность и многосторонность явлений целостного педагогического процесса, трудность определения устойчивых связей, зависимостей, отношений между ними, мы придерживаемся мнения, что в педагогике целесообразнее употреблять термин "закономерность", а не "закон", хотя в истории педагогики, в отечественной современной науке этот вопрос остается открытым. Я. А. Коменский широко использовал в своих произведениях термин "закон". А. Дистервег также использовал термин "закон" в рассмот­рении педагогических явлений

Современные отечественные исследователи также пытаются формировать педагогические законы: например, В. П. Беспалько предлагает "Закон сохранения в дидактике"; С. Р. Репин — "Закон предельного развития"; Г. И. Рябов — "Закон эффективности обу­чения"; Б. Т. Лихачев формулирует целый ряд законов.

Однако большинство педагогов в разные времена использова­ли и используют термин "закономерность", под которым понимаются связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

Среди основных закономерностей целостного педагогического процесса мы выделяем следующие:

1. Педагогический процесс носит целенаправленный, двусторонний, целостный характер.

Процесс образования, развития и формирования личности невозможен без ее активной деятельности.

Развитие компонентов, характеризующих личность, взаимосвязано и взаимообусловлено. В реальном процессе формирования личности эти компоненты выступают в самых различных комбинациях.

Компоненты педагогического процесса не равнозначны по отношению друг к другу, существуют их определенная соподчиненность, взаимосвязь и взаимообусловленность; проникая друг в друга в самых различных комбинациях, они составляют единый педагогический процесс.

5. Педагогический процесс протекает импульсивно, некоторы­ми дозами, которые представляют собой определенные ограничен­ные содержанием и временем циклы, педагогический процесс дис­кретен и длителен во времени функционирования.

Принцип — это исходное, начальное положение, которым ру­ководствуется педагог в своей практической деятельности и пове­дении. То есть принцип отличается от закономерности тем, что он зависит от личности: она принимает или отвергает его; закономерность же проявляется независимо от воли личности: она может лишь учитывать ее при организации деятельности.

Большой вклад в разработку педагогических принципов внес Я. А. Коменский. В "Великой дидактике" он детально раскрывает принципы наглядности, сознательности, последовательности, проч­ности усвоения знания. И. Г. Песталоцци развивает указанные принципы и выдвигает принцип развивающего обучения. А. Дис­тервег создает дидактику развивающего обучения и излагает ее в 33 законах (по сути принципах) и правилах. И. Гербарт убеждает в необходимости принципа воспитывающего обучения. К. Д. У шинский обосновывает педагогические принципы с точки зрения психо­логии. Таким образом, принципы в педагогике также имеют свою историю; их создал не отдельный педагог, а сформировались они в результате опыта, теоретических обобщений.

Исходя из понимания целостности педагогического процесса, мы рассматриваем педагогические принципы в системе, состоящей из двух взаимосвязанных блоков: дидактических принципов и принципов воспитания. То есть система педагогических принци­пов — это единство принципов обучения и воспитания, реализуе­мых в целостном педагогическом процессе.

Принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности усвоения знаний.

Принципы воспитания: учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей, целеустремленности, воспитания в коллективе и через коллектив, гуманизация педагогического процесса.

Например, принцип научности. Его суть заключается в том, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знаний, ПП при этом строится строго на научной основе. Систематичность – систематическое расположение материала как в целом по предмету, так и на каждом уроке; изложение знаний в системе; последовательность в работе с детьми. Сознательность и активность – сознательное и активное отношение школьников к ПП; развитие самостоятельности и творчества учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании. Наглядность – обеспечение связи между конкретным и абстрактным, между предметами реального мира и абстрактным мышлением, приближающим процесс познания к живому созерцанию реального мира. Доступность – содержание и способы взаимодействия в ПП должны быть понятными и посильными для учащихся. Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей – каждая личность развивается по своему пути, имеет собственные интересы, склонности, способности, особенности характера; следовательно, содержание, формы, средства, способы взаимодействия в ПП должны быть особенные с каждым из воспитанников. Воспитание в коллективе и через коллектив – организация коллектива учащихся с целью создания условий для самореализации каждой отдельной личности, для научения учащихся жить в социуме, сочетать в себе индивидуализм и коллективизм. Гуманизация педагогического процесса – любовь к детям – основа организация ПП; отказ от наказания как метода взаимодействия с детьми. Наказание как мера воздействия может быть допустима лишь в исключительных случаях как к отдельной личности.

Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Тема 8. Формы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.

Тема 9. Общее понятие о системе методов. Классификации методов обучения и их характеристика.

Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Система педагогических методов — это единство мето­дов обучения и воспитания, реализуемых в ЦПП.

Классификация методов обучения:

- по источнику информации (словесные, наглядные, практические);

- по способу усвоения (информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский);

- по способу деятельности учителя и ученика (методы устного изложения, работа учащихся, наблюдения учащихся);

- по дидактической цели (методы сообщения новых данных, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний);

- соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К.Бабанского – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).

Система педагогических методов

А) формирование знание, понятий, суждений, убеждений (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, работа с книгой);

Б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание);

В) развитие переживаний, отношений (соревнование, поощрение, наказание), наблюдение

Лекция. Рассказ или лекция учителя спо­собствуют накоплению в активной памяти учащихся определенно­го материала, последующее обобщение которого открывает путь к формированию понятий и правил. Эти методы будут эффективны в том случае, когда устное изложение учебного материала отлича­ется целенаправленностью в его

Работа с книгой также направлена на формирование знаний, понятий, суждений, убеждений и используется как в учебной» и так и во внеучебной деятельности.

Таким образом, методы формирования сознания имеют исключительно большое значение в целостном педагогическом процессе и полностью отвечают цели, содержанию, а также принципам педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Упражнение — это многократное выполнение определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков. Как педагогический метод упражнение используется при выработке умений читать, писать, считать и т. п. а также умении вести себя с людьми, навыков ответственного отношения к учебе и др.

Поручение — возложение на учащегося (воспитанника) ис­полнения чего-либо (заботу о ком-то, о чем-то). К поручениям можно отнести практические, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий, графические работы и пр. Поручение, возложенное на ученика учителем (воспитателем, взрослым), избранное им самим или исходящее от коллектива, формирует навыки обществен­ного поведения, вырабатывает привычки учебной деятельности, за­каляет характер и волю.

Пример — это действие, служащее образцом для подражания.Подражать — значит делать по какому-то образцу. При помощи этих способов взаимодействия вырабатываются навыки, умения, привычки, связанные с учебной деятельностью, а также нравствен­ные, трудовые, физические и пр. формируется воля, характер.

Соревнование — форма деятельности, при которой участву­ющие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве. Этот метод в современных условиях приобретает особое значение, ибо жизнь в условиях рынка — это постоянное состязание, это по­беда более высокой квалификации, это превосходство определен­ных личностных качеств и свойств личности

Поощрение заключается в том, что учитель (воспитатель), выявив положительное в поведении, действиях ребенка, стимули­рует его образование, развитие в этом направлении. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует самообразование самовоспитание, развивает чувство собственно­го достоинства. К поощрениям можно отнести одобрение, похвалу, благодарность, г да рок, грамоту, медаль и др.

Наказание — это мера воздействия против грубого нарушения норм поведения и деятельности, направленная на преодоление недостатков в личности ученика (воспитанника).

Недопустимо физическое наказание, наказание хладнокровное, без гнева, наказание в присутствии других, угроза наказанием, наказание уроками, чтением, работой, наказание больных или еще не совсем оправившихся после болезни детей, наказание в виде физической, душевной травмы, любой неудачи; наказание, когда сам взрослый не в духе, огорчен и пр. наказание личности, а не ее поведения, действий.

Как уже отмечалось, соревнование, поощрение и особенно на­казание — это методы дополнительные, когда другие уже не действуют. Теория гуманистической педагогики отвергает наказание совсем; теоретически с этим нельзя не согласиться, но практически наказание неизбежно входит в общение с детьми, именно в прак­тике необходимо помнить слова древних: "Все есть не зло, все есть ле­карство.

Тема 10. Общее понятие педагогических технологий. Характеристика основных групп педагогических технологий.

Понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало наиболее эффективные и экономичные способы изготовления продукции.

Понятие «Педагогическая технология» прошло определенную эволюцию:

Iпериод (40-е – сер. 50-х г.) – термин «технологии в образовании»означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

IIпериод (сер. 50-х – 60-е г.) – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

IIIпериод (70-е г.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

IVпериод ( с начала 80-х г.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Понятие «педагогическая технология»:

Ориентирует на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе (его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»);

Означает технологию построения самого учебного процесса. В основе второго направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую эффективную систему обучения. обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.

Существуют различные точки зрения на возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, осуществляемую в процессе производства продукции, что противоречит индивидуализации учебного процесса, отсутствует единый подход к определению понятий «педагогическая технология».

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – означает системность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В структуру образовательных технологий входят:

Концептуальная основа (руководящие идеи, принципы, способствующие пониманию, трактовке ее построения и функционирования);

Содержательная часть (цели, содержание обучения, включающее ориентацию на личностные структуры и объем и характер содержания обучения, дидактическую структуру учебного плана, программы).

Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)

Основания для типологизации технологий

Приоритет педагогики отношений; всестороннее воспитание.

Тема 11. Сущность и содержание процесса воспитания в структуре целостного педагогического процесса.

Основными характеристиками педагогического процесса являются его целенаправленность, двусторонность и целостность.

Целенаправленность – т.е. процесс предполагает наличие педагогов (людей), которые знают, под влиянием каких факторов формируется личность, знают особенности развивающейся личности. Они способствуют организации д-ти воспитанника, оказывают прямое воздействие на личность воспитуемого с целью создать необходимые для него и для социума, в котором он развивается, качества, свойства, знания, привычки и т.д. Т.е. педагогический процесс всегда целенаправленный, организуемый и управляемый сознанием.

Двусторонность – с одной стороны педагог, д-ть которого заключается в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов д-ти для образования, развития и формирования личности; с другой стороны – ученик (воспитанник), д-ть которого направлена на принятие (или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса) тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.

Вычленяя из педагогического процесса 2 стороны, мы имеем в виду, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости.

Целостность. Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образовательная, развивающая, воспитательная.

Образовательная – реализуется в большей степени в процессе обучения. Компоненты образования – знания, умения, навыки. Знания – понимание и сохранение в памяти основных фактов науки и вытекающих из них выводов, законов, теорий и др. теоретических обобщений.Умения – владение способами применять усвоенные знания на практике; часто умения называют знаниями в действии.Навыки – упрочившееся благодаря упражнениям умение (умение, доведенное до автоматизма).

Развивающая – 1) педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны опережать развитие, служить источником нового в развитии; 2) педагогический процесс строится с учётом достигнутого уровня развития учащегося; 3) педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития ребёнка.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной и двигательной сфер.

Воспитательная – эта ф-ия более объёмная. Личность характеризуется совокупностью 3 компонентов: сознания, чувств, поведения. И если первые 2 ф-ии «работают» с отдельными компонентами, то воспитательная «заботится» о целостности, гармонии личности, тем самым, являясь ведущей и корректирующей среди 3 названных ф-ий.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в различные виды д-ти; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика (не только учебного материала, но и используемого во внеучебной д-ти); требует разнообразия форм, средств, методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация этой ф-ии происходит в обучении и воспитании.

К сожалению, в практике чаще всего педагоги ограничиваются реализацией образовательной ф-ии. Только грамотный педагог высшего класса стремится к реализации всех ф-ий целостности педагогического процесса.

Т.о. обучение и воспитание, имея каждый свою специфику, которая отражает их имманентные свойства, составляют целостный педагогический процесс.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания», - такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский.

По Педкасистому: Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

По Подласому: В широком социальном смыслевоспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом: известные людям знания, умения, навыки, нравственные, этические, правовые нормы, т.е. всё созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества).

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное на человека воздействие со стороны общественных институтов с целью формирование у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных целей, политической ориентации.

Тема 12. Цель воспитания как педагогическая проблема. Система целей воспитания.

Проблема целей воспитания – ключевая. Цель – то, к чему стремится воспитание. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает.

Цель – 1) в глобальном смысле – идеал совершенного человека;

2) ожидаемые изменения в человеке под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Цели воспитания конкретизируются в задачах. Т.е. при практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач.

Задач обычно много – общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы одна всегда. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы.

Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании ещё индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба. Но, тем не менее, он – член общества, и его подчинённость обществу, зависимость его благополучия от общественного положения факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной (индивидуальной) целей есть важное условие решения проблемы цели воспитания в педагогике.

Кроме того, конкретная цель д-ти воспитателя (учителя) в структуре своей содержит ряд частных целей (задач): цель изучения курса, крупного раздела учебной дисциплины, цель отдельного занятия, урока, воспитательного мероприятия.

Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определённой иерархической структурой:

- общая цель воспитания;

- цель воспитания детей определённого возраста;

- цель воспитательной д-ти учебно-воспитательного заведения;

- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;

- воспитательные цели отдельных занятий и мероприятий.

Классификация целей м.б. проведена и на другой основе, например, Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:

- общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление д-ти всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической д-ти вообще);

- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;