Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция водителя микроавтобуса img-1

должностная инструкция водителя микроавтобуса

Рейтинг: 5.0/5.0 (1899 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Скачать Должностная инструкция водителя автобуса

Должностная инструкция определяет права и обязанности водителя автобуса.

1 Общие положения
2 Водитель должен знать
3 Обязанности
4 Общие требования безопасности
5 Водителю автобуса запрещается
6 Водитель автобуса имеет право
7 Ответственность водителя автобуса
8 Оценка работы водителя
9 Перечень приложений
Приложение 1. Подготовка и повышение квалификации водителей
Приложение 2. Обязательство
Приложение 3. Инструкция по эксплуатации автобуса
Приложение 4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном
Приложение 5. Памятка водителю по работе с автоинформатором
Приложение 6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)
Приложение 7. Памятка водителю по подготовке автобусов к работе и особенности их эксплуатации в осенне-зимних условиях
Приложение 8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве
Приложение 9. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте
Приложение 10. Типовая инструкция по охране труда для водителя автобуса, работающего на регулярных городских линиях
Приложение 11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов
Приложение 12. Памятка водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе
Приложение 13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия
Приложение 14. Меры безопасности при обращении с топливом, маслами и жидкостями при обслуживании и ремонте техники
Приложение 15. Инструкция по обеспечению безопасности перевозки детей и обслуживанию спецподачи
Приложение 16. Инструкция водителю по работе с аппаратурой АСУ
Приложение 17. Инструкция водителю по работе с радиостанцией Гранит Р-24 АЦ
Приложение 18. Рекомендации водителю автобуса по экономии топливно-смазочных материалов
Приложение 19. Инструкция по отоплению салона
Приложение 20. Рекомендации водителю по уходу за шинами
Приложение 21. Требования по противопожарной безопасности
Приложение 22. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов
Приложение 23. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

10.11.2003 ГУП Мосгортранс

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителя автобуса (микроавтобуса)

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
(МИКРОАВТОБУСА)


I. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса допускаются лица, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 20 часовой программе);
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания с присвоением квалификационной группы I.
Для выполнения обязанностей водителя автобуса (микроавтобуса) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 20 летнего возраста.
1.2. Водитель автобуса должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности- 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Водитель автобуса обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель автобуса должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
выполнять правила дорожного движения ПОТ РО-200-01;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель автобуса должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
остановить автобус и вывести на безопасное расстояние пассажиров;
сообщить в пожарную охрану и администрации;
приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.8.При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9.За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10.Основными опасными и вредными и производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автобуса (микроавтобуса);
горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
повышенный шум и вибрация в автобусе.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности одежды, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса (микроавтобуса) и проверить:
техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автобусов на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
наличие инструмента и приспособлений, а также огнетушителя, мед.аптечки, упоров под колеса, знаков аварийной остановки;
заправку автобуса (микроавтобуса) топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.3. Пуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага коробки передач. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки, брать ее в обхват или применять какие-либо предметы, действующие на нее не допускается. Запрещается пуск двигателя буксированием с помощью других транспортных средств.
2.4. После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации транспортного отдела.
2.6. Заправку автобуса (микроавтобуса) топливом производить после остановки двигателя. Во время заправки машины топливом пассажирам находиться в салоне автобуса (микроавтобуса) запрещается. На территории автозаправочной станции не допускается: курить, производить какие-либо ремонтно-регулировочные работы, заливать топливо в посторонние емкости, открывать крышки бензобака металлическими предметами.
2.7. При работе автобуса на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
операции по приемке, заправке автобуса (микроавтобуса) и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автобуса (микроавтобуса);
продувку бензосистемы производить насосом;
использовать этилированный бензин разрешается только в качестве топлива;
при попадании этилированного бензин на кожу немедленно смыть керосином, а затем теплой водой с мылом;
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью;
при заправке автобуса (микроавтобуса) этилированным бензином необходимо пользоваться прорезиненными фартуками и резиновыми перчатками.
2.8. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов. Снимать и надевать шланг нормоподогрева, только при закрытом вентиле нормоподогрева.
2.9. При обслуживании газобаллонных автобусов водитель обязан произвести осмотр машины с целью обнаружения возможных утечек газа и неисправности газовой аппаратуры, запорной арматуры, проверить крепление газовых баллонов.
2.10. Перед запуском двигателя после длительной стоянки следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым, убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и их соединений. Магистральный и расходный вентили на баллонах следует открывать медленно во избежание гидравлических ударов.
2.11. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автобусов и газовой аппаратуры должен пройти специальную подготовку, сдать экзамен квалификационной комиссии и получить удостоверение установленного образца.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
-должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
-детей должны сопровождать двое взрослых;
-во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
-скорость движения не выше 60 км в час.
-перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
передавать управление автобусом другим лицам;
выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку "Двигатель не включать! Работают люди!" При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить автобус (микроавтобус). В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Автобус (микроавтобус) очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой (маршрутный) лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. После окончания работы руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Должностная инструкция водителя автобуса (рус

Должностная инструкция водителя автобуса (рус.)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА

  1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.
  2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.
  3. Водитель автобуса должен знять:
    - правила дорожного движения;
    - правила технической эксплуатации автобуса;
    - инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
    - способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;
    - порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт троллейбусов и оформления возврата троллейбуса в троллейбусное депо по технической неисправности;
    - способы связи с оперативным персоналом службы движения;
    - обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования;
    - расположение конечных станций маршрутов;
    - особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях;
    - режимы труда и отдыха водителей автобуса;
    - порядок прохождения предрейсовых медосмотров;
    - приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя;
    - правила перевозки пассажиров и багажа;
    - данную должностную инструкцию;
    - другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.
  2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.
  3. Перед выходом на маршрут проверить:
    - внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
    - состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
    - исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
    - работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
    - укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
    - наличие и состояние указателей маршрута.
  4. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.
  5. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.
  6. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.
  7. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.
  8. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.
  9. Водитель автобуса на линии обязан:
    - иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
    - аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
    - на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
    - безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
    - в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
    - по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
    - в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
    - при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.
  10. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:
    - объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
    - на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
    - на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.
  11. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.
  12. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.
  13. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.
  14. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.
  15. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.
  16. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.
  17. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта Украины. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.
  18. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.
  19. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.
  20. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.
  21. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.
  22. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.
  23. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:
    - произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
    - произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора;
    - на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.
  24. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.
  25. По прибытию автобуса в парк:
    - проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
    - произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
    - в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
    - сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
    - зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.
  26. _________________________________________________________________.
  27. _________________________________________________________________.

Водитель автобуса имеет право:
  1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.
  2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.
  3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.
  4. На маршруте допускать отклонения от графика:
    - на городских маршрутах ± 5 минут;
    - на пригородных маршрутах ± 7 минут;
    - на междугородных маршрутах ± 10 минут;
    - на международных маршрутах ± 30 минут.
  5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.
  6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.
  7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.
  8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.
  9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.
  10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.
  11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.
  12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.
  13. Водителю строго запрещается:
    - производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
    - выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
    - передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
    - передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
    - двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
    - во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
    - осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
    - совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
    - изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
    - получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
    - производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
    - оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
    - курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
    - развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава.
  14. проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.
  15. _________________________________________________________________.
  16. _________________________________________________________________.

Водитель автобуса несет ответственность за:
  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

© 2007-2016, Киев, ООО «Джобс Украина» Угода конфіденційності
Сайт по трудоустройству в Украине Jobs.ua поможет Вам найти работу и сотрудников в Киеве и других городах Украины, найти вакансии и резюме в любой сфере.
Все права защищены в соответствии с действующим законодательством Украины. При использовании материалов сайта www.Jobs.ua гиперссылка на данный ресурс обязательна. Администрация может не разделять точку зрения авторов информационных материалов и не несет ответственности за размещаемую пользователями информацию. Надеемся, что поиск работы в Киеве и Украине на Jobs.ua будет приятен и удобен для Вас!

Работа в Украине
вакансии, резюме

Должностная инструкция водителя – образец

Должностная инструкция водителя – образец

Должностная инструкция водителясодержит перечень основных направлений деятельности водителя, его права, ответственность и должностные обязанности. Как правильно составить этот документ, вы узнаете из статьи.

Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция водителя автомобиля составляется работником отдела кадров или лицом, отвечающим за охрану труда на предприятии. После согласования с непосредственным начальником служащего документ утверждается руководителем организации.

Должностная инструкция водителя автомобиля включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
    В этой части инструкции указываются должность и подразделение сотрудника в соответствии со штатным расписанием, принятым на предприятии. Также необходимо прописать квалификационные требования и порядок замещения служащего в случае его отсутствия. Рекомендуем отразить в этом разделе подчиненность водителя для того, чтобы он знал, кто является его непосредственным руководителем.
  2. Функции и задачи.
    Здесь необходимо уточнить основные направления деятельности водителя. В частности, к ним могут относиться: управление автомобилем и обеспечение его своевременной подачи к месту назначения, а также слежение за технической исправностью транспортного средства.
  3. Должностные обязанности.
    Данный раздел включает перечень основных обязанностей, которые водитель должен выполнять в рамках своей деятельности. К таковым, как правило, относятся:
    • обеспечение технической исправности вверенного автомобиля;
    • своевременная подача транспортного средства;
    • слежение за внешним и внутренним состоянием машины, включая мойку/химчистку салона и т. д.
  4. Права.
    В данной части документа содержится комплекс прав, которым наделяется работник для качественного исполнения своих обязанностей. В частности, водитель может иметь право на следующее:
    • требовать от сотрудников предприятия, передвигающихся в закрепленном за ним автомобиле, соблюдения чистоты и порядка;
    • повышать свою квалификацию;
    • вносить руководству предложения об улучшении условия труда и т. д.
  5. Ответственность.
    В этом разделе должностной инструкции указывается на виды ответственности, к которым водитель может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В частности, речь может идти о:
    • материальной ответственности — за несохранность вверенного автомобиля, а также имущества, находящегося в нем;
    • административной ответственности — в случае нарушения правил дорожного движения;
    • уголовной ответственности — при совершении преступления (например, наезда на пешехода, который закончился смертью последнего).
Должностные обязанности водителя легкового служебного автомобиля

Легковой служебный автомобиль предназначен для перевозки конкретных должностных лиц или является собственностью предприятия. Поэтому мы рекомендуем дополнить текст должностной инструкции графиком водителя, который будет соответствовать расписанию перевозимого лица.

К должностным обязанностям водителя легкового служебного автомобиля относятся:

  • подача транспортного средства по первому требованию;
  • содержание машины в чистом виде (включая салон);
  • осуществление движения плавно и т. д.

Водитель также обязан своевременно заправлять машину и осуществлять ее техническое обслуживание.

Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса, как правило, управляет вверенным ему транспортным средством согласно установленному маршруту и графику. Соответственно, он подчиняется указаниям диспетчеров, работающих на предприятии. Поэтому помимо ответственности за вверенный ему автобус он будет отвечать также за жизнь и здоровье перевозимых пассажиров. В связи с чем одной из главных обязанностей будет проверка транспортного средства перед выходом на рейс, в которую входят:

  • осмотр внешнего и внутреннего состояния автобуса;
  • проверка наличия огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки;
  • проверка исправности работы всех выходов, включая аварийный;
  • проверка состояния шин, зеркал и стекол.

Кроме того, водитель автобуса в обязательном порядке заполняет маршрутный лист и проходит проверку на наличие/отсутствие алкоголя в крови.

Зачастую некоторые организации требуют от шоферов находиться на работе в униформе. Поэтому водитель должен следить за тем, чтобы его одежда была опрятной и чистой.

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

Водитель легкового автомобиля, как правило, осуществляет перевозки сотрудников организации или работает в такси. В его должностные обязанности, на наш взгляд, должно быть включено следующее:

  • осмотр автомобиля перед началом работы и в случае выявления недостатков уведомление об этом вышестоящего руководителя;
  • слежение за внешней и внутренней чистотой автомобиля;
  • заполнение маршрутных листов перед началом поездки;
  • прохождение предрейсового медосмотра;
  • заправка автомобиля горюче-смазочными материалами.

Работодатель вправе включить в перечень должностных обязанностей водителя легкового автомобиля дополнительные направления деятельности.

Таким образом, должностная инструкция водителя должна содержать помимо общих прав и обязанностей, характерных для любой профессии, конкретные положения для водителей определенных автомобилей (например, грузовых, легковых и т. д.). Напоминаем, что внесение изменений в документ осуществляется только с согласия сотрудника; в противном случае они не будут иметь юридической силы.