Руководства, Инструкции, Бланки

общее руководство органами внешней разведки осуществляет img-1

общее руководство органами внешней разведки осуществляет

Рейтинг: 4.6/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Организация деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Организация деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Глава II. Организация деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Статья 10. Создание органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.

Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Положения об органах внешней разведки Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Информация об изменениях: Информация об изменениях:

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности".

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Статья 12. Руководство органами внешней разведки Российской Федерации

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи разведывательной деятельности;

2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

4) назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.

Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Органы внешней разведки Российской Федерации для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Руководители и другие должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут устанавливаемую федеральным законом ответственность за разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники указанной информации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 15. Принципы и формы взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации между собой, органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны, а также с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств

Принципы и формы взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями.

Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе международных договоров Российской Федерации, в том числе договоров межведомственного характера.

В рамках установленных взаимоотношений официальные представители органов внешней разведки Российской Федерации направляются в иностранные государства в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти. Возмещение расходов по оказанию такого содействия является расходным обязательством Российской Федерации.

Порядок взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в вопросах, касающихся оказания содействия органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.

Условия взаимоотношений органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими договорами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Другие статьи

Органы внешней разведки Российской Федерации (Батычко В

28. Органы внешней разведки Российской Федерации

Органы внешней разведки в соответствии с Законом «О безопасности» включены в систему органов безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» в редакции Федерального закона от 7 ноября 2000 года осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется Службой внешней разведки и подразделениями, входящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

Службу внешней разведки России — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлектронных средств связи за пределами РФ, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Министерство обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Пограничные органы ФСБ РФ — в сфере охраны государственной границы России, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое место в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки Российской Федерации, являющаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Органы внешней разведки Российской Федерации - Студопедия

Органы внешней разведки Российской Федерации

Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;

– обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;

– обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:

– СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

– ФСБ России – во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:

– определяет задачи разведывательной деятельности;

– контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

– принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– назначает руководителей органов внешней разведки РФ. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу органов внешней разведки РФ относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки - Административное право - Учебные материалы для студентов

Согласно Федеральному закону "О внешней разведке" разведывательную деятельность осуществляю! дна вида федеральных органон исполнительной власти:

а) организационно самостоятельный орган внешней разведки;

б) органы внешней разведки, входящие в структуру других федеральных органов исполнительной власти. К первому виду органов принадлежит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), ко второму - орган внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление), органы внешней разведки федеральной службы безопасности [62. Ст. 10].

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ. При этом он осуществляет следующие виды деятельности: 1) определяет задачи разведывательной деятельности: 2) контролирует и координируй деятельность органов внешней разведки РФ; 3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ; 4) назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

ГРУ Минобороны России как орган внешней разведки осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Законом о службе безопасности.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Органы внешней разведки РФ для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать методы и средства, отвечающие требованиям, установленным федеральным законом. Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ. Содержание нормативных правовых актов по указанным вопросам составляет государственную тайну. Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки РФ в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, а также путем проверки Счетной палатой РФ исполнения утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки РФ. В этих целях в Счетной палате РФ создана специальная группа из числа се членов, которая вправе запрашивать из органов внешней разведки РФ документы по вопросам исполнения смет расходов, заслушивать па закрытых заседаниях отчеты руководителей органов внешней разведки РФ.

Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки РФ конфиденциальное содействие, а также об организации, методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки РФ в предмет прокурорского надзора не входят [62. Ст. 10-13, 24, 25; 197. Ст. 21].

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой

Задачи органов внешней разведки

Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информаци­ей, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение ус­ловий, способствующих успешной реализации политики Российской Федера­ции в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническо­му прогрессу страны.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достиже­ния антигуманных и не предусмотренных законом целей.

Осуществление разведывательной деятельности возложено на:

- Службу внешней разведки Российской Федерации;

- органы разведки Министерства обороны;

- органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

- органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;

- органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На террито­рии Российской Федерации применение этих средств и методов в отноше­нии граждан РФ не допускается.

Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществ­ляет прокуратура. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном за­коном. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет

§ 3. Органы внешней разведки

Органами внешней разведки являются специальные государственные органы, осуществляющие защиту граждан, общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.

Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.

Осуществление разведывательной деятельности возложено на:

- Службу внешней разведки Российской Федерации;

- органы разведки Министерства обороны;

- органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

- органы разведки Федеральной пограничной службы РФ; -

органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.

Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.

§ 3. Органы внешней разведки

Органы Службы внешней разведки РФ и иные субъекты выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений - ЮРКОМ 74

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федераль­ным законом от 10 января 1996 г. « О внешней разведке ».

Согласно ст. 5 закона целями разведывательной деятельности являются:
    1. обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической. оборонной, научно-технической и экологической областях;
    2. обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
    3. содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Пре­зидент.

Разведывательная деятельность ведется органами внешней развед­ки посредством.
    • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потен­циальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностран­ных государств, организаций и лиц;
    • содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Рос­сии.

Добытая специфическими средствами информация подтверждает или опровергает официальную версию и должна помогать руководству страны при принятии соответствующих решений.

Полномочия органов внешней разведки:
    1. установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
    2. осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
    3. использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
    4. взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
    5. заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
    6. взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет

§4. Органы внешней разведки Российской Федерации

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации внешней разведке отводится важное место. Разве­дывательная деятельность осуществляется как самостоятель­ными, так и входящими в структуру других федеральных ор­ганов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом, которым регулируется образование фе­деральных органов исполнительной власти. Решения о созда­нии, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе федерального органа исполнительной власти принима­ются Президентом РФ по представлению руководителя соот­ветствующего федерального органа исполнительной власти; им же утверждается положение об органах внешней разведки РФ.

В пределах своих полномочий разведывательная деятель­ность проводится следующими органами: Службой внешней разведки РФ:

в политической, экономической, военно-стратегической,

научно-технической и экологической сферах;

в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, нахо­

дящимися за пределами территории России, и командиро­

ванных за пределы РФ граждан России, имеющих по роду

своей деятельности допуск к сведениям, составляющим

Органом внешней разведки Министерства обороны РФ:

• в военной, военно-политической, военно-технической, во­

енно-экономической и экологической сферах.

Органом внешней разведки Федерального агентства прави­тельственной связи и информации при Президенте РФ:

• в политической, экономической, военной и научно-техни­

ческой сферах путем использования радиоэлектронных

Органом внешней разведки Федеральной пограничной служ­бы РФ:

в сфере охраны Государственной границы РФ;

в сфере исключительной экономической зоны и континен­

тального шельфа РФ.

Общее руководство органами внешней разведки осуществ­ляет Президент РФ, который:

• определяет задачи разведывательной деятельности;

контролирует и координирует деятельность органов внеш­

принимает в пределах полномочий решения по вопросам^

связанным с внешней разведкой, в том числе по вопросам

целесообразности заключения договоров межведомствен­

ного характера между органами внешней разведки РФги

разведывательными и контрразведывательными службами

• назначает руководителей органов внешней разведки РФ.;

При проведении разведывательной деятельности органам

внешней разведки РФ предоставлено право использовать гласные и негласные методы и средства. Особый характер их применения определяется условиями этой деятельности. По общему правилу методы и средства разведывательной дея­тельности не должны причинять вред жизни и здоровью лю­дей, наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граж­дан РФ на территории России не допускается.

Для достижения целей разведывательной деятельности ор­ганы внешней разведки РФ вправе использовать информаци­онные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, другие раз­решаемые методы и средства. Порядок использования неглас­ных методов и средств разведывательной деятельности опре­деляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ. Содержа­ние нормативных правовых актов по применению негласных методов и средств разведывательной деятельности является государственной тайной.

В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель­ности» осуществляется обеспечение собственной безопасно­сти. Эта работа проводится органами внешней разведки РФ.

Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин России, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья вы­полнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ рас­пространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом особенностей, вы­полняемых указанными военнослужащими функций. Прохож­дение военной службы в органах внешней разведки осуществи ляются по призыву и по контракту. Заключение контрактов с

глава V: органы обеспечения безопасности в Российской федерации

военнослужащими, проходящими военную службу на терри­тории РФ, осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Порядок заключения контрактов со слушателями высших учебных за­ведений органов внешней разведки РФ и с военнослужащими, командируемыми за пределы территории России, и содержа­ние указанных контрактов устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами. Может быть предусмотре­на материальная ответственность сторон за невыполнение

Предельный возраст пребывания на военной службе воен­нослужащего кадрового состава органов внешней разведки устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ, либо руководителем федерального ор­гана исполнительной власти, в структуру которого входит i орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Прези­дентом РФ, но не может быть менее предельного возраста, установленного федеральным законом.

На служащих и рабочих органов внешней разведки рас­пространяются права, обязанности и льготы, предусмотрен­ные законодательством РФ о труде. В целях реализации раз­ведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе от­ношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособны­ми лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфи­денциальное содействие органам внешней разведки РФ. Взаи­моотношения с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки не в праве обращаться за конфи­денциальным содействием к членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, судьям су­дов и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, свя­щеннослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в России религиозных организаций.

Деятельность органов внешней разведки находится под парламентским, президентским, судебным контролем и про­курорским надзором57.

57 См. Федеральный закон О внешней разведке II Российская газета. -

Уточните систему органов внешней разведки.

Кем осуществляется o6fyee руководство органами внеш­

Дайте характеристику основным положениям прохожде­

ния военной службы в органах внешней разведки.

Кем осуществляется контроль за деятельностью органов

внешней разведки Российской Федерации?