Категория: Бланки/Образцы
Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И. ребёнка ____________________________________
Класс: 1 класс. Возраст: _________________________
Симптомы нормальной адаптации.
Похожие работы: Программа организации процесса адаптации к школьному обучению учащихся первых, пятых, десятых классовкоррекции признаков дезадаптации (разработана картаадаптациипервоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Педагоги используют. ребенка на ПМПК. Приложение №3. Картаадаптациипервоклассника. Ф.И. ребёнка______________________ Класс_______ возраст_______ Симптомы.
Диагностика адаптациипервоклассников к школедетей: первоклассников с недостаточным уровнем адаптациипервоклассников с частичной адаптацией Детей. Оборудование: предметные, сюжетные картинки ; профиль артикуляции; индивидуальные. Игра “Назови картинку ”. - Посмотрите на картинки. назовите слова.
Основная образовательная программа
Изучение данных медицинской карты. Наблюдение за ребенком в период адаптации. При поступлении ребенка. спортивных мероприятий для детей 5-7 лет и первоклассников школы № 24. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Дополнительное образование.
4. Карта Лондона 5. Достопримечательности Лондона 6. Карта -схема Нью-Йорка 7. Карта -схема Вашингтона. психолог 5. Исследование адаптации учащихся к школе. 1) адаптация учащихся 5-х классов. 2) адаптацияпервоклассников. 3) адаптация учащихся третьей.
Январь Ноябрь Диагностика по методике «Карта интересов» Выявление общего уровня и направленности. по результатам диагностики готовности первоклассников к обучению в школе и адаптации Создание комфортных психологических условий.
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, отношения, обязанности. Адаптация. Латинский язык: Самоназвание: Lingua Latina. Страны: Западная и Южная Европа, Ближний Восток. Диагностика адаптации учащихся 5-ых классов к среднему звену Изготовление бланков для методик Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о Диагностика адаптации первоклассников к школе. Скачать: программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий.
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой. Психолога в школе · Бланки и картотека для диагностики Карта адаптации Адаптация к общению со сверстниками и учителем Проблема адаптации первоклассников к школе · Особенности первоклассников с различным. Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить Нет необходимости заполнять карту на всех учащихся класса. В статье рассматривается процесс адаптации ребенка в первом классе в. первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей 514. «Карта наблюдений Дж.Стотта» — это список однозначных Автомобилист.org. Клуб любителей автомобилей. Регистрация. Во времена, когда люди не были. Обследование первоклассников. в период адаптации. ПЛАН. проведения психологического исследования первоклассников. в период адаптации. Администрирование школы 1; 2; 3 … 43 … 81 8-е марта 2010/11. Авторы: Антонова Светлана.
Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза. Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, Карта наблюдений Т.Стотта, Выявление особенностей поведения учащегося в групповой форме с использованием бланков с текстом методики, или. Ющему первоклассников, приходится карты. 1. Адаптация – сложный, многофак торный процесс включения задавая пример, помогает адаптиро. Готовности первоклассников Чувашской Республики к обучению в начальной школе. 17 колонка – Цена адаптации ребенка к школе – совпадает с согласно данных медицинской карты и требуют постоянного контроля.
Запись в 1-й класс начинается с 01 февраля 2016 года обязательно иметь полный пакет документов. Комплексная программа психологического сопровождения адаптации первоклассников адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации. по карте: Занятие 11 :Новогодний сюрприз": Цель занятия: ориентация в Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии. Название: Организация психологической службы в школе Раздел: Рефераты по психологии. 02.04.2016: Не выходите на весенний лёд! Перед вскрытием рек, озер, водоемов лед слабеет. Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека Тест Керна-Йирасека. В целях обеспечения доступности для граждан информации об общественных финансах помимо. Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по адаптации ребенка к школе Карта наблюдения за процессом адаптации адаптации первоклассников к школе · Особенности первоклассников. Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников 3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской) перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий. Программа организации процесса адаптации первоклассников к детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Большинство авторов, исследующих проблемы адаптации, приводит различные батареи методик, позволяющие осуществить глубокий анализ вариантов и причин дезадаптации, выстроить соответствующие стратегии коррекционной и развивающей работы [1,2,4,6]. Однако, как правило, все эти подходы объединяет одно обстоятельство: речь идет об углубленном индивидуальном обследовании.
Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители?) и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога? Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, – в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере (тот вариант, когда адаптация к школе происходит за счет развития личности и здоровья ребенка). Не секрет, что нередко ребенка приводят к психологу тогда, когда риск дезадаптации благодаря неадекватному педагогическому воздействию со стороны родителей, а иногда, к сожалению, и учителя, стал реальностью.
Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед школьным психологом задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.
По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:
Таким образом, для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:
Процедуры диагностики и способы обработки данных
1.Опрос родителей. <Приложение 1 >. Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.
Текст опросника приведен в приложении, установить его авторство не представляется возможным, так как он опубликован в добром десятке пособий с незначительными вариациями.
Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. На мой взгляд, нецелесообразно использовать при опросе такие формулировки, как “признаки детской нервности”, так как это вызывает неадекватную реакцию родителей. Лучше просто перечислить ее конкретные проявления.
Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:
Полученную информацию целесообразно интерпретировать вместе с учителем в следующих трех категориях:
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.
Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3 >. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:
Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.
И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.
Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Адаптация первоклассников
Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р.
адаптация первоклассника
Адаптация- естественое состояние человека, проявляющаяся к приспособлении к новым условиям жизни. новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям. От успешной адапптац.
ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени.
Адаптация первоклассников к первому году обучения.
Статья об успешной адаптации первоклассников первого года обучения.
Технологические карты по адаптации первоклассников к школе.
Технологические карты помогут учителю отслеживать динамику готовности ребёнка к школе и адаптации в первом классе.
Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.
Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз.
08.09.2011 17:31 Psyadmin Хиты: 17483 Тесты
Название: Диагностика первоклассников: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе.
Год издания: 2000 - 11
Формат: doc в rar. архиве
Размер: 3,34 Мб
Качество: хорошее
Поступление в школу сопряжено с необходимостью адаптации ребенка к изменившимся условиям жизни. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и собственно психологическом. Психологическая адаптация определяется активностью личности и предполагает не только "встраивание" младшего школьника в новую социальную систему, но и преобразование некоторых важных элементов среды в соответствии с потребностями и возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Важнейшим условием успешной адаптации является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от ситуации. Именно в первые месяцы пребывания детей в школе складываются новые формы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми, а также определяются направления личностной самореализации в школе. В период адаптации к образовательному учреждению закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка. Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов. Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.
Представленная подборка «Диагностика первоклассников: диагностика адаптации » содержит материалы направленные на диагностику адаптации первоклассников к обучению в школе.
Содержание подборки «Диагностика первоклассников: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе»:Наблюдение в первом классе
Ссылка на скачивание доступна только зарегистрированным пользователям сайта.
1. Адекватно общается с учителем, с одноклассниками_____
2. Проявляет заинтересованность учебной деятельностью_____
3. Выполняет организационные требования______
4. Легко включается в работу____
5. Управление вниманием____
6. Легко переключается в деятельности____
7. Контролирует результаты____
8. Проявляет познавательную активность_____
9. Принимает руководство к действию после 1-2 объяснений_______
10. Полностью выполняет указания учителя______
11. Дает полные ответы на вопросы______
12. Ориентируется на листе бумаги______
13. Работает продуктивно______
14. Сохраняет работоспособность до конца занятий_______
15. Держит рабочий темп_____
16. Не показывает усталости: вялости, заторможенности, зевоты, двигательной заторможенности, эмоциональной возбужденности
17. Регулирует поведение_________
18. Имеет оптимальный эмоциональный тонус________
19. Адекватно реагирует на неудачу или похвалу_______
20. Отсутствуют мышечные зажимы, чрезмерная напряженность, общая тревожность, неуверенность
21. Не требует периодической эмоциональной поддержки_______
22. Может работать самостоятельно______
23. Использует усилия для преодоление трудностей_______
24. Пытается выполнить задачу до конца_____
25. Обладает элементами учебной деятельности:
- Понимает учебную задачу
- Ориентируется в задании
- Держит задачу в памяти
- Выделяет способ выполнения
- Переносит его на другой материал
Диагностика адаптации в 1 классе
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Большинство авторов, исследующих проблемы адаптации, приводит различные батареи методик, позволяющие осуществить глубокий анализ вариантов и причин дезадаптации, выстроить соответствующие стратегии коррекционной и развивающей работы [1,2,4,6]. Однако, как правило, все эти подходы объединяет одно обстоятельство: речь идет об углубленном индивидуальном обследовании.
Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители?) и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога? Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, – в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере (тот вариант, когда адаптация к школе происходит за счет развития личности и здоровья ребенка). Не секрет, что нередко ребенка приводят к психологу тогда, когда риск дезадаптации благодаря неадекватному педагогическому воздействию со стороны родителей, а иногда, к сожалению, и учителя, стал реальностью.
Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед школьным психологом задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.
По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:
Физиологическая подстройка организма
Отсутствие заболеваний в период адаптации
Отсутствие психосоматической симптоматики
Анализ медицинской статистики
Способность организма к энергозатратам
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Освоение способов и приемов новой деятельности
Усвоение программы обучения
Экспертная оценка учителя
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации
Эмоционально положительное восприятие процесса учения
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками
1.Опрос родителей.. Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.
Текст опросника приведен в приложении, установить его авторство не представляется возможным, так как он опубликован в добром десятке пособий с незначительными вариациями.
Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. На мой взгляд, нецелесообразно использовать при опросе такие формулировки, как “признаки детской нервности”, так как это вызывает неадекватную реакцию родителей. Лучше просто перечислить ее конкретные проявления.
Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Литература.
По мнению Битяновой М.Р. адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [1].
Важно понимать, что невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо разъяснять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Привыкание ребенка к школе длиться от 2-3 месяцев до 1,5 лет. Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.).
Самоукина Н.В. выделяет следующие условия адаптации ребенка к школе [5].
Смена социальной позиции ребенка (из дошкольника в ученика). Новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным, большие нагрузки.
Смена ведущей деятельности (игровую - сюжетные и ролевые игры, фантазия, импровизация на учебную - запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу).
Психологическая адаптация через социальное окружение. Учитель (от отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, последствия - плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам). Класс (насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников). Семья (необходимость в эмоционально комфортной обстановке дома).
Острая проблемой является сдерживание двигательной активности инициативного ребенка и активизация вялых и пассивных детей.
С началом обучения в школе у детей могут возникать специфические реакции: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.
Также необходимо учитывать уровень развития и организации психических процессов детей данного возраста. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук у них еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько ребенок управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет
Пути и способы поддержки и помощи ребенка в адаптационный период
Основные пути развития внимания - это разнообразная деятельность на уроке, возможность самостоятельной и творческой работы, что вызывает непосредственный интерес к материалу. Воспитание произвольного внимания также сводится к тренировке волевых усилий, а воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Игры: «Лабиринт», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди лишнее» и другие.
Ребенку тяжело преодолевать трудности, если у него нет достаточного запаса нервных и физических сил. Основной путь воспитания воли школьника - систематически организуемая учителями и родителями тренировка детьми волевого усилия. Демонстрация волевого поведения собственным примером и примерами любимых героев мультфильмов и кинофильмов. Немалую помощь оказывает физкультура, спорт и правильный режим, организация труда и отдыха.
Привычка доводить начатое дело до конца.
- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;
- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи
Лепка, вырезание ножницами, застегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков, сборка и разборка мелких деталей набора «Конструктор».
Игра «в школу» с близкими является очень эффективным домашним заданием, выполняемым к тому же с интересом и носящим развивающий характер.
Все родственники должны поддерживать игру «в учителя». Позиция учителя позволяет создать условия для развития интереса к познанию.
Искренне интересоваться школьной жизнью, расспрашивать о школе.
Делиться своим школьным опытом. «Всеми своими «достоинствами» делиться не надо!» (например, «я всю жизнь был такой и ничего»).
Поощрение (хвалить ребенка не самого по себе, а какую-то его черту поведения, результат его деятельности).
Создавать ситуации успеха (длительный неуспех обычно приводит к снижению самооценки, к проявлению тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками).
Трудности личностного характера
Поиграйте с ребенком! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на ваш взгляд, ему не хватает. Например, если ваш ребенок излишне пуглив, дайте ему сыграть роль злого персонажа, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого героя и почувствует, что общаться с окружающими можно и мирно.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________
Фамилия, имя класс дата