Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда при ремонте автомобиля img-1

инструкция по охране труда при ремонте автомобиля

Рейтинг: 4.2/5.0 (1858 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда при техническом обслуживании автомобилей

Инструкция по охране труда при техническом обслуживании автомобилей Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию автомобилей (далее персонал) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

инструктаж по пожарной безопасности;

первичный инструктаж на рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 20 часовой программе);

инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения обязанностей персонала по техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение о присвоении им квалификации, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

2. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен проходить:

повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);

диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.1996 г.

3. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте;

использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты;

уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

содержать рабочее место в чистоте и порядке;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков надписей и сигналов;

проходить по территории к месту работы по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам, переходам;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта.

4. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

5. Выполняя трудовые обязанности, персонал обязан соблюдать следующие требования:

ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;

не подниматься и не опускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;

не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

6. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

ходить по пешеходным дорожкам;

переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;

при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

7. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

8. При обнаружении загорания или в случае пожара:

сообщить в пожарную охрану и администрации;

приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

При угрозе жизни покинуть помещение.

9. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

10. При техническом обслуживании автомобилей на персонал могут воздействовать следующие производственные вредные факторы:

вывешенный автомобиль или его агрегаты;

горячая вода и пар;

оборудование, инструмент, приспособления;

падение персонала в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории;

столкновение и наезд на людей внутрицеховым транспортом;

горячие поверхности двигателя, системы охлаждения.

11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательств

12. В соответствии с “Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим” персонал при техническом обслуживании автомобилей должен использовать СИЗ: костюм хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, очки защитные.

При работе с этилированным бензином дополнительно: фартук прорезиненный, перчатки резиновые.

На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

13. При нахождении на железнодорожных путях персонал обязан соблюдать следующие требования:

к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями “Служебный проход”

проходить вдоль путей только по обочине;

переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося состава;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тормозными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;

при сходе с тормозной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

обходить группы вагонов или локомотива, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания ограждающих светофоры, звуковые сигналы и предупреждающие сигналы.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

15. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42 В, а переносных электроламп 12 В.

16. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.

17. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее 2-х специальных башмаков.

18. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью “Двигатель не пускать – работают люди”. На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и этого устройства.

19. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

20. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящиеся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

21. Поверхность верстака должна быть гладкой, обитой листовой сталью. На верстаке должны быть установлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 метра.

22. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

23. Приступить к среднему и капитальному ремонту автомобиля можно только после освобождения бензобаков и бензопроводов от остатков бензина.

24. Ознакомиться с предстоящей работой, продумать порядок ее выполнения.

25. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

26. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами)

27. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

28. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь реборды.

29. Автомобили, работающие на газовом топлив, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перехода их на работу на бензин.

30. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность.

31. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы или ее питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит на специально отведенном месте, а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

32. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен полностью слит, а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

33. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя, выхлопную трубу необходимо соединить с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов.

34. При работе на поворотном стенде (опрокидователе)необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и топливо из топливных баков, жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

35. При вывешивании части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных, необходимо вначале поставить под неподнимаемые колеса специальные упоры, затем вывесить автомобиль, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

36. Перед работой грузоподъемными приспособлениями (талями) проверить их исправность и убедиться в надежности тормоза, строп и цепи, подняв груз на небольшую высоту.

37. При ремонте или техническом обслуживании автомобиля вывесить на рулевое колесо табличку: “Двигатель не пускать! Работают люди!”

38. При ремонте поставить автомобиль на козелки и убедиться, что они надежно установлены. При работе под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника использовать лежаки.

39. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

40. Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

41. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

42. При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

43. Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

44. В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

45. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

46. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

47. При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

48. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

49. Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

работать лежа на полу(земле) без лежака;

выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме стационарных;

подкладывать под вывешенный автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешевания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;.

поднимать (вывешевать автомобиль за буксирные приспособления путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

поднимать грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

оставлять инструмент и детали на краях смотровой канавы;

работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, без специального дополнительного упора;

использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;

работать с поврежденным или неправильно установленными упорами;

пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без предварительного его освобождения от груза;

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

сдувать пыль и опилки сжатым воздухом.

51. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями и лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

52. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями;

хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах больше сменной потребности;

заправлять автомобиль топливом;

хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений;

хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

53. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

поднять капот для проветривания;

выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений;

проверять герметичность газовой системы питания азотом, сжатым воздухом;

предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

крепить шланги на штуцерах хомутиками.

54. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками.

55. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:

подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

устанавливать газопроводы кустарного изготовления;

использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

56. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

57. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;

убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

58. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

59. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

60. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.

61. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха

62. Паяльные лампы и пневматический инструмент разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.

подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их установки;

направлять струю воздуха на себя или других при работе пневматическим инструментом;

устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ другими рычагами.

64. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции.

65. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов и молотков с медными бойками.

66. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки автомобиля на подставки

67. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо установлено в пазе диска. Во избежание травмирования вылетающем диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

68. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки.

69. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

70. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

71. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

72. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

73. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

74. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

75. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

76. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

77. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

78. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы с автомобиля направить на проверку в специальную мастерскую.

Поделиться "Инструкция по охране труда при техническом обслуживании автомобилей"

Related Posts
  • Инструкция по охране труда для монтажника
  • Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту промышленной вентиляции и кондиционирования
  • Инструкция по охране труда для обойщика салонов автобусов
  • Инструкция по охране труда для слесаря по монтажу технологического оборудования
  • Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту оборудования
  • Инструкция по охране труда при тонировании стекол автомобилей

Другие статьи

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _____

ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1.1. К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей (далее - слесарем) допускаются лица не мо­ложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

- предварительный медицинский осмотр (при уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допус­кается к выполнению трудовых обязанностей);

- обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

- первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и обо­рудованием допускаются слесари, прошедшие соответству­ющее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями сле­саря, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2. Слесарь обязан:

1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охра­не труда, пожарной безопасности и правила внутреннего тру­дового распорядка.

1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуаль­ные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты.

1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей.

1.2.4. Выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допус­ку после прохождения целевого инструктажа.

1.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а так­же приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.4. Опасными и вредными производственными фактора­ми для слесаря при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта автомобилей являются:

- падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т.д.;

- падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонте гидроподъемника;

- падение опрокидывающейся кабины грузового автомобиля;

- падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

- падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву;

- движущиеся части узлов и агрегатов;

- наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере;

- термические факторы (пожары при сливе горюче-смазочных материалов с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);

- осколки металла, отлетающего при выпрессовке и запрессовке шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;

- наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида выхлопные газы двигателя и т.п.);

- пониженная температура воздуха в холодный период года;

- поражение электрическим током;

- неудобная рабочая поза;

- острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

1.5. Работник должен быть обеспечен средствами инди­видуальной защиты. Согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта» слесарю по ремонту автомобилей выдаются:

- костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

- ботинки кожаные (срок носки – 12 месяцев);

- берет (срок носки – 12 месяцев);

- рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

- очки защитные (до износа).

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту на осмотровых канавах, подъемниках, эстакадах дополнительно выдается:

- каска строительная (дежурная).

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, перенесению и промывке деталей двигателей и при работе с этилированным бензином выдаются:

- костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

- фартук прорезиненный (срок носки – 6 месяцев);

- сапоги резиновые (срок носки – 12 месяцев);

- рукавицы резиновые (срок носки – 6 месяцев);

- рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

- очки защитные (до износа).

При выполнении наружных работ зимой, а также в помещениях при температуре в них ниже допустимой дополнительно выдаются:

- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев);

- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.6. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.7. При несчастном случае следует оказать помощь по­страдавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к ава­рии.

1.8. При обнаружении неисправности оборудования, при­способлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудо­вание и инструменты запрещается.

1.9. Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:

- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

- не садиться и не облокачиваться на случайные предме­ты и ограждения;

- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям элек­тротехнических установок;

- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

- не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.10. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!" имеет право снять только тот работник, который его установил. Зап­рещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью "Не включать - работают люди!".

1.11. При передвижении по территории необходимо со­блюдать следующие требования:

- ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

- переходить железнодорожные пути и автомобильные до­роги в установленных местах;

- при выходе из здания убедиться в отсутствии движуще­гося транспорта.

1.12. Для питья следует употреблять воду из сатурато­ров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.13. Принимать пищу следует в оборудованных помеще­ниях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.14. Выполнение работ повышенной опасности произво­дится по наряду-допуску после прохождения целевого инст­руктажа.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты техничес­кого обслуживания и ремонта осуществляется под руковод­ством ответственного лица.

После постановки автомобиля на пост необходимо затор­мозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (пе­рекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигате­лем), установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специаль­ных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью "Двигатель не пускать - рабо­тают люди!" На автомобилях, имеющих дублирующее устрой­ство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вы­вешиваться и у этого устройства.

2.3. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пуль­те управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Подъемник не включать - работают люди!"

2.4. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравли­ческого подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.5. Перед проведением работ, связанных с проворачи­ванием коленчатого и карданного валов, необходимо допол­нительно проверить выключение зажигания (перекрытие по­дачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное по­ложение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль сле­дует затормозить стояночным тормозом.

2.6. При необходимости выполнения работ под автомо­билем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эс­такады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.7. При обслуживании и ремонте автомобилей (в том числе двигателей) на высоте более 1 м рабочие должны быть обеспечены и пользоваться специальными подмостями, эстакадами, площадками или лестницами-стремянками.

Применять приставные лестницы не разрешается.

При подъеме по лестнице рабочему запрещается держать в руках инструмент, детали, материалы и другие предметы. Для этой цели должна использоваться сумка или специальные ящики.

Запрещается проводить одновременно работу на лестницах, подмостях, площадках и под ними.

2.8. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поруч­ни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без за­зоров и надежно закреплены. Концы досок должны находить­ся на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40мм.

2.9. Переносные деревянные лестницы-стремянки долж­ны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы ра­бочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего кон­ца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.10. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытека­ние жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.11. Перед началом работы с электроинструментом сле­дует проверить наличие и исправность заземления. При ра­боте электроинструментом с напряжением выше 42 В необхо­димо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стел­лажами).

2.12. Перед тем, как пользоваться переносным светиль­ником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.13. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и раз­личными предметами. На полу канавы должны устанавливать­ся прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эс­такады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

2.14. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточ­ном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.15. Перед въездом необходимо проверить на специаль­ном посту газовую систему питания на герметичность. Въез­жать в помещения с негерметичной газовой системой пита­ния запрещается.

2.16. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также рабо­ты, связанные с устранением неисправностей газовой сис­темы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном мес­те (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.17. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслужива­нию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную тру­бу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии при­мите меры по удалению из помещения отработанных газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную ба­тарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полу­прицепа подъемными механизмами ( домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

- работать лежа на полу (земле) без лежака;

- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прице­пе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и дру­гие случайные предметы;

- устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под плунжер домкрата;

- снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предваритель­ной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузо­ва с установкой козелков под него или раму автомобиля:

- проводить техническое обслуживание и ремонт автомо­биля при работающем двигателе, за исключением отдель­ных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

- поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные при­способления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

- поднимать (даже кратковременно) грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

- работать на неисправном оборудовании, а также с не­исправными инструментами и приспособлениями;

- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосва­ла, самосвального прицепа без специального дополнитель­ного упора;

- использовать случайные подставки и подкладки вмес­то специального дополнительного упора;

- работать с поврежденными или неправильно установ­ленными упорами;

- пускать двигатель и перемещать автомобиль при под­нятом кузове;

- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предва­рительного его освобождения от груза;

- транспортировать агрегаты на тележках, не оборудованных приспособлениями, предотвращающими их падение;

- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомо­биля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего воз­можность падения или самопроизвольного опускания кузова.

3.6. В зоне технического обслуживания и ремонта авто­мобилей запрещается:

- выполнять работы на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности;

- протирать автомобиль и мыть агрегаты, руки и т.д. легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, раствори­телями и т. п.);

- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в коли­чествах больше сменной потребности;

- проводить работы с открытым огнем без специального разрешения и принятия мер противопожарной безопасности;

- заправлять автомобиль топливом;

- хранить чистые обтирочные материалы вместе с исполь­зованными;

- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

- при установке автомобиля на осмотровую канаву перекрывать им основной и запасной выходы из нее;

- устанавливать автомобили с открытыми горловинами баков и при наличии течи из топливной системы.

3.7. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

- поднять капот для проветривания;

- выполнять работы по снятию, установке и ремонту га­зовой аппаратуры только с помощью специальных приспо­соблений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой ап­паратуры разрешается снимать только в остывшем состоя­нии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);

- проверять герметичность газовой системы питания сжа­тым воздухом, азотом или иными инертными газами при зак­рытых расходных и открытом магистральном вентилях;

- предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

- крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.8. Регулировку приборов газовой системы питания не­посредственно на автомобиле следует производить в отдель­ном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

3.9. При проведении технического обслуживания и ре­монта автомобилей, работающих на газовом топливе, зап­рещается:

- подтягивать резьбовые соединения и снимать с авто­мобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находя­щиеся под давлением;

- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжи­женный газ на землю;

- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и труб­ки, использовать замасленные шланги;

- устанавливать газопроводы кустарного производства;

- применять дополнительные рычаги при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей;

- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.10. При работе гаечными ключами необходимо подби­рать их соответственно размерам гаек; правильно наклады­вать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

3.11. При работе зубилом или другим рубящим инструмен­том необходимо пользоваться защитными очками для предох­ранения глаз от поражения металлическими частицами, а так­же надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. Запрещается стоять против обрубаемого конца заготовки.

3.12. Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

3.13. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует уста­навливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - на стеллажи.

3.14. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение. Запрещается направлять струю воздуха на себя или на других.

3.15. Соединять шланги пневматического инструмента и разъе­динять их разрешается после отключения подачи воздуха.

3.16. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим ин­структаж и знающим правила обращения с ними.

3.17. Перед тем, как пользоваться переносными светильниками, необходимо проверить наличие на лампе защитного стеклянного колпака, защитной сетки и исправность кабеля.

3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.19. При замене или доливке масел и жидкостей в агре­гаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.

3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные мас­ленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

3.21. Для работы впереди и сзади автомобиля и для пе­рехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специальными лестницами.

- подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

- переносить электрический инструмент, держа его за ка­бель, а также касаться рукой вращающихся частей до их ос­тановки;

- направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;

- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

3.24. Работа на диагностических и других постах с работа­ющим двигателем разрешается при включенной местной вы­тяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.

3.25. Запрещается работать в производственных помеще­ниях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не включена вентиляция.

3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с дета­лями, загрязненными этилированным бензином, должны ус­танавливаться бачки с керосином.

В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керо­сином, а затем теплой водой с мылом.

3.27. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.

3.28. Работы под поднятыми кузовами машин проводят­ся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.

3.29. Снятие и установку пружин производят специальны­ми съемниками.

3.30. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с мед­ными бойками.

3.31. При ремонте автомобилей с высоким расположе­нием узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять пристав­ные лестницы запрещается.

3.32. Перед началом работ, связанных с проворачива­нием коленчатого или карданного валов, выключить зажига­ние, перекрыть подачу топлива.

3.33. При работе под автомобилем пользуйтесь защит­ными очками, лежаками.

3.34. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.

3.35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной сторо­ны.

3.36. При обкатке двигателя остерегайтесь его враща­ющихся частей.

3.37. Перед накачкой шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установ­лено в пазе диска.

Во избежание травмирования вылетающим диском на­качивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.38. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда под машиной работают люди.

3.39. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

3.40. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите ин­струменты и приспособления.

4.2. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

4.3. Доложите руководителю о возникавших в процес­се работы неисправностях.

4.4. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

4.5. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае отключения электропитания прекратите ра­боту и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может неожиданно появиться.

5.2. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара. При загорании или пожаре помните, что тушить эле­ктроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.3. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после исполь­зования следует ссыпать в металлические ящики с крышка­ми, устанавливаемые вне помещения.

5.4. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на про­верку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)