Руководства, Инструкции, Бланки

постановление об установлении личности обвиняемого образец img-1

постановление об установлении личности обвиняемого образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Постановление о приводе подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего) (образец заполнения): образец, бланк, шаблон

Постановление о приводе подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего) (образец заполнения)

Следователь следственного отделения Кормиловского РОВД Энской области лейтенант юстиции Сидоров М.К. рассмотрев материалы уголовного дела N 1256741,

установил:

Признанный потерпевшим Шевчук Игорь Иванович, проживающий по адресу: Энская обл. р.п. Кормиловка, ул. Маяковская, д. 1, кв. 6, дважды вызывался для участия в очной ставке с обвиняемым Иванчуком И.Т. повестками, но ни разу в РОВД не явился. Им не было сообщено уважительных причин своей неявки.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 6 ст. 42 и ст. 113 <1> УПК РФ,

постановил:

1. Потерпевшего Шевчука Игоря Ивановича, прож. Энская обл. р.п. Кормиловка, ул. Маяковская, д. 1, кв. 6, подвергнуть приводу к следователю следственного отделения Кормиловского РОВД Энской области лейтенанту юстиции Сидорову М.К. 17 июля 201* г. к 10 час. 00 мин.

2. Постановление о приводе потерпевшего Шевчука Игоря Ивановича направить для исполнения начальнику Кормиловского РОВД Энской области.

Постановление о приводе мне объявлено 17 июля 201* г. в 9 ч 00 мин.

Приложения к документу:

Другие статьи

ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ - Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки документов, юридическая литера


Изменение и дополнение обвинения. Поскольку после привлечения лица в качестве обвиняемого продолжается предварительное следствие, постольку могут быть установлены обстоятельства, влекущие необходимость изменить предъявленное обвинение.
Порядок изменения и дополнения обвинения установлен ст. 175 УПК.
Если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь в соответствии со ст. 171 УПК выносит новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявляет его обвиняемому в порядке, установленном ст. 172 УПК.
Изменения ранее предъявленного обвинения могут носить различный характер: касаться фактических обстоятельств, их юридической (уголовно-правовой) оценки, влиять на квалификацию действий обвиняемого и т. п.
Предъявление нового обвинения производится в случаях, если установлены фактические обстоятельства, ухудшающие положение обвиняемого или влекущие изменение квалификации, независимо от того, применяется при этом закон о менее тяжком или о более тяжком преступлении. В частности, обвинение должно быть предъявлено вновь, если применяется другая статья (часть или пункт статьи), санкция которой предусматривает возможность более строгого наказания; в формулировку обвинения включаются обстоятельства, отягчающие ответственность обвиняемого; осуществляется изменение формулировки обвинения, отличающегося от ранее предъявленного по объекту посягательства, форме вины и т. д.
Обвинение дополняется, если установлены новые преступления или эпизоды преступной деятельности обвиняемого либо установлены обстоятельства, указывающие на то, что деяние должно квалифицироваться по совокупности, и др.
Новое обвинение предъявляется и в тех случаях, когда при сохранении квалификации деяния необходимо по-иному изложить фактические обстоятельства.
Для предъявления нового обвинения следователь составляет новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого, в описательной части которого формулируется обвинение в полном объеме, включая новые эпизоды и обстоятельства совершения преступления.
Обвиняемый должен быть допрошен обо всех обстоятельствах совершения преступления, изложенных в описательной части вновь предъявляемого постановления о привлечении в качестве обвиняемого, в том числе и об обстоятельствах, о которых он уже давал показания. Такой порядок является одной из гарантий права обвиняемого на защиту от предъявленного обвинения.
Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (ч. 2 ст. 175 УПК).
Частичное прекращение уголовного преследования производится тогда, когда в ходе дальнейшего производства по уголовному делу не находят своего подтверждения один или несколько эпизодов преступной деятельности, инкриминированных обвиняемому, а также в случаях, когда необоснованной оказывается квалификация содеянного по совокупности или отпадают некоторые квалифицирующие признаки и т. п.
В случае частичного прекращения уголовного преследования новое обвинение не предъявляется, за исключением случаев, когда это влечет за собой изменение ранее предъявленного обвинения.
Отмена прокурором постановления о частичном прекращении уголовного преследования не означает восстановления первоначального обвинения. Поскольку обвиняемый был уведомлен об улучшении своего положения, постольку ему должно быть предъявлено обвинение в полном объеме с тем, чтобы он мог реализовать свое право на защиту с учетом данного обстоятельства.скачать dle 11.0 фильмы бесплатно

Похожие новости Комментарии (0) Навигация

Глава 22

Глава 22. Изучение личности подозреваемых, обвиняемых § 1. Понятие, значение и правовое регулирование изучения личности подозреваемого, обвиняемого

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования преступления является важным направлением деятельности следователя. Оно вызвано необходимостью правильной квалификации деяния, правильного выбора предусмотренных законом процессуальных процедур, тактики проведения следственных действий, средств и методов расследования.

Уголовно-процессуальный закон не приводит перечня обстоятельств, относящихся к личности подозреваемого (обвиняемого), подлежащих установлению в ходе расследования по уголовному делу.

Впервые в юридической литературе А.Р. Ратинов выделил в изучении личности обвиняемого четыре направления:

Криминалистический аспект изучения личности подозреваемого (обвиняемого) обусловлен необходимостью эффективной организации работы следователя в различных следственных ситуациях, принятия с учетом особенностей личности подозреваемого (обвиняемого) тактических решений, выбора наиболее эффективных тактических приемов производства следственных действий.

Уголовно-правовая характеристика личности обвиняемого учитывается судом при определении вида и размера наказания (ст. 60 УК РФ), в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. 61, 63, 64 УК РФ), при решении вопроса об условном осуждении (ст. 73 УК РФ), при решении вопроса об освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Следовательно она должна найти отражение в материалах уголовного дела.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание и непосредственно связанных с характеристикой личности обвиняемого, судом могут быть признаны перечисленные в ч. 1 ст. 61 УК РФ: несовершеннолетие, беременность, наличие малолетних детей, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания к потерпевшему, совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Статья 63 УК РФ содержит обстоятельства, отягчающие наказание и связанные с характеристикой личности обвиняемого. К ним следует отнести: совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также совершение преступления из мести. Установление и доказательство наличия перечисленных обстоятельств – задача следователя.

Криминология исследует «личность преступника» через ее преступное поведение, устанавливая ее социально-психологические свойства, причины, формирования антиобщественной установки. Эти свойства многочисленны по своему содержанию (физические, психические, моральные, социальные).

В отличие от изучаемой следователем личности подозреваемого (обвиняемого), характеристика личности преступника не сводится к выявлению признаков субъекта преступления. Психические, моральные, социальные признака лица, совершившего преступление, не ограничиваются конструкцией состава преступления. Однако и они могут иметь уголовно-правовое значение, влияя на индивидуализацию наказания и на возможность освобождение от такового.

В процессе расследования личность подозреваемого (обвиняемого) изучается с точки зрения ее соответствия признакам субъекта преступления. Для того, чтобы возбудить уголовное дело в отношении конкретного лица и производить расследование, следователю необходимо убедиться в том, что данное физическое лицо является вменяемым и достигло возраста уголовной ответственности. При отсутствии данных обязательных – общих признаков уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по соответствующему основанию (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Однако, помимо указанных обязательных признаков субъекта преступления, следователю надлежит исследовать и другие, вытекающие из диспозиций норм Особенной части Уголовного кодекса РФ, являющиеся признаками специального субъекта. Например, таким, дополнительным признаком будет являться «материнство» для привлечения женщины к уголовной ответственности по ст. 109 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка); а субъектом преступлений против военной службы могут быть только военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В уголовном процессе подозреваемый (обвиняемый) является участником, обладающим не только уголовно-правовой, но и уголовно-процессуальной характеристикой. При наличии в уголовном деле такого участника уголовного процесса, как подозреваемый (обвиняемый), следователь обязан собирать о нем такие данные, которые входят в предмет доказывания, предусмотренный ст. 73 УПК РФ, в том числе данные, характеризующие личность обвиняемого.

Каковы же необходимый объем и содержание данных, характеризующих личность подозреваемого (обвиняемого), с точки зрения их уголовно-правовой характеристики, необходимых для обеспечения прав и законных интересов указанных участников уголовного процесса и решения иных вопросов уголовно-процессуального характера, возникающих в процессе производства по делу.

УПК РФ содержит ряд норм, определяющих содержание деятельности следователя по изучению личности подозреваемого (обвиняемого).

Так еще на этапе доследственной проверки, следователь собирает сведения о правовом статусе лица, в отношении которого производятся те или иные процессуальные действия.

Своевременное получение достоверных сведений о правовом статусе соответствующего лица необходимо, поскольку процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось.

Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ст. 3 УПК РФ).

Значительным для следователя является получение сведений о языке, которым владеет подозреваемый (обвиняемый). Уголовное судопроизводство в России ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации. Поэтому участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч.1, 2 ст. 18 УПК РФ).

Нуждающимися в услугах переводчика могут признаваться также немые, глухие, слепо-глухо-немые. Очевидно, что для надлежащего обеспечения указанных прав участника уголовного судопроизводства, до начала производства соответствующих следственных и процессуальных действий следователю надлежит выяснить соответствующие обстоятельства и решить вопрос об участии в деле переводчика.

Сведения о возрасте и дееспособности обвиняемого наряду с некоторыми иными обстоятельствами имеют значение для решения вопроса о привлечение соответствующих лиц в качестве гражданских ответчиков по делу (ст. 54 УПК РФ). Если обвиняемый является несовершеннолетним или недееспособным, гражданскую ответственность за вред, причиненный преступлением, несут иные лица: родители, усыновители, попечители, опекуны. Следовательно, обязанностью следователя в данном случае является установление в ходе расследования необходимых сведений о возрасте обвиняемого, его дееспособности, доходах, наличии имущества, родителях, усыновителях, опекунах и попечителях. Если обвиняемый является совершеннолетним и дееспособным, он сам несет не только уголовную ответственность, но и гражданскую ответственность за вред, причиненный совершенным им преступлением.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (ст. 426 УПК РФ).

Именно через законных представителей, либо через администрацию по месту его работы или учебы, согласно ст. 424 УПК РФ, вызывается к следователю несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый. Характеристики личности подозреваемого (обвиняемого) УПК РФ учитывает при установлении условий обязательного участия в производстве по уголовному делу защитника. К таким условиям, связанным с особенностями личности подозреваемого, обвиняемого, ст. 51 УПК РФ относит:

несовершеннолетие подозреваемого, обвиняемого;

их невозможность самостоятельно осуществлять свое право на защиту в силу физических или психических недостатков;

незнание ими языка, на котором ведется производство по уголовному делу.

Сведения о возрасте подозреваемого (обвиняемого) имеют значение для решения вопроса о выделении уголовного дела. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело – в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ требуется обязательное установления возраста несовершеннолетнего, числа, месяца и года его рождения; условий жизни и воспитания, уровня психического развития и иных особенностей его личности; влияния на него старших по возрасту лиц (ст. 421 УПК РФ).

При производстве с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого следственного действия, как допрос, следователь обязан применять особые правила. Такой допрос не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день; в нем принимает участие защитник; если же подозреваемый или обвиняемый не достиг 16-ти лет, либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, следователю надлежит обеспечить обязательное участие в следственном действии педагога или психолога, как это предусмотрено ч. 3 ст. 425 УПК РФ.

Если следователь установил наличие у задержанного или заключенного под стражу подозреваемого (обвиняемого) оставшихся без присмотра и помощи несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постоянном уходе, то необходимо принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или специальные учреждения (ч. 1 ст. 160 УПК РФ).

Положения ст. 96 УПК РФ, указывают на то, что уже на этапе возбуждения уголовного дела следователю необходимо установить многие обстоятельства, касающиеся личности предполагаемого подозреваемого, или даже лица, которое он еще только намеревается задерживать после возбуждения уголовного дела. Так как не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого следователь уведомляет кого-то из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников задержанного.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, уведомляется посольство или консульство этого государства. Перечисленные обстоятельства, непосредственно связанные с личностью подозреваемого, в обязательном порядке подлежат установлению следователем. В противном случае, сложно соблюсти процессуальный порядок уведомления о задержании подозреваемого, его права.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания подозреваемого, согласно части 4 статьи 96 УПК РФ, уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Аналогичная ситуация, связанная с незамедлительным уведомлением родственников и (или) командования воинской части, может сложиться в дальнейшем, при избрании в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) заключения под стражу.

При избрании меры пресечения следователю также надлежит собирать и учитывать сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), к которым ст. 99 УПК РФ относит: его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Например, наличие на иждивении несовершеннолетних детей или беспомощных родителей, ограниченную дееспособность, наличие прежних судимостей и другие.

Сведения о личности подозреваемого (обвиняемого) могут влиять на вид меры пресечения, которая может быть избрана в отношении данных участников уголовного процесса.

Например, избрать в качестве меры пресечения, в соответствии с положениями ст. 104 УПК РФ, наблюдение командования воинской части, следователь может лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого, являющегося военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы. Такая мера пресечения, как заключение под стражу, в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого может быть избрана судом в случае совершения ими тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях – преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 423 УПК РФ, при решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ.

Глава 14 УПК РФ регламентирует порядок и правила применения иных мер процессуального принуждения. Применяя указанные меры в отношении подозреваемого или обвиняемого следователь, а в дальнейшем и суд, обязаны учитывать характеристики личности последних.

Приводу, как предусматривает ч. 6 ст. 113 УПК РФ не подлежат несовершеннолетние в возрасте до 14-ти лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит установлению врачом.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 114 УПК РФ, при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.

Однако, в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, ч. 5 ст. 114 УПК РФ предусматривает иную процедуру. В данном случае Генеральный прокурор Российской Федерации направляет представление о временном отстранении от должности указанного лица Президенту Российской Федерации, который принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо отказе в этом.

Данные о личности подозреваемого, обвиняемого в некоторых случаях имеют значение для определения подследственности. Статья 151 УПК РФ устанавливает, что уголовное дело о преступлениях в отношении ряда лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью, расследуют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ.

С характеристиками личности подозреваемого или обвиняемого, его должностным, служебным положением, его особым правовым статусом в государстве связан персональный признак подследственности. Как предусматривает п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении лиц в связи с их служебной деятельностью, производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ.

УПК РФ предусматривает различные основания прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого и обвиняемого. Остановимся на тех из них, которые непосредственно связаны с особенностями личности подозреваемого (обвиняемого).

Согласно ч. 3 ст. 27 УПК РФ, уголовное преследование прекращается (по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего лица, которое хотя и достигло такого возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Также уголовное преследование прекращается по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, соответственно:

при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

при отказе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия не лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказе Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Установление персональных данных подозреваемых и обвиняемых

Установление персональных данных подозреваемых и обвиняемых

В ходе досудебного производства субъекты уголовной юрисдикции зачастую сталкиваются с трудностями в получении и процессуальном закреплении юридически значимых сведений, содержащих персональные данные о лицах, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. К таким данным в первую очередь можно отнести фамилию, имя, отчество и дату рождения.

Обозначенная проблема представляется наиболее актуальной при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в случае отсутствия в распоряжении следствия документов, удостоверяющих их личность.

По смыслу отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РФ (ч. 1 ст.73, ч.3 ст.166, ч.2 ст.171, ч.2 ст.174 и др.) установление личности лица, совершившего преступление, является одним из обязательных условий для привлечения его к уголовной ответственности. Правда, наряду с этими требованиями в силу отдельных положений уголовно-процессуального законодательства допускается задержание и заключение под стражу лица, личность которого не установлена (ч. 2 ст.91 и п.2 ч.1ст. 108 УПК РФ).

С учетом перечисленных обстоятельств можно сделать вывод, что отсутствие юридически значимых персональных данных о личности подозреваемого, обвиняемого препятствует решению задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Отечественной правоприменительной практикой выработаны различные формы решения вопроса установления персональных данных фигурантов по уголовным делам. Условно их можно классифицировать как непроцессуальные и процессуальные. Представляется целесообразным вкратце проанализировать их с точки зрения содержания и правовой природы.

Разыскные средства установления данных о личности

Основной объем работы по установлению персональных данных в целях установления личности правонарушителя протекает в рамках оперативно-разыскной деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 12.08.95 №?144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). В рамках этой работы проводятся оперативно-разыскные мероприятия, среди которых можно выделить опрос, наведение справок и отождествление личности.

Исходя из положений ст. 13 Закона об ОРД, осуществление оперативно-разыскных мероприятий относится к компетенции сотрудников оперативных аппаратов. Одновременно с этим следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство, по нашему мнению, вносит неопределенность в вопросе исключительного характера данной компетенции. Так, в п.38 ст.5 УПК РФ раскрывается содержание термина «розыскные меры». Исходя из дефиниции, под последними понимаются меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст.?5 УПК РФ).
В настоящее время получила достаточное распространение практика, в силу которой в помощь следователю на все время проведения предварительного следствия органом дознания выделяется оперативный сотрудник, в обязанности которого входит оказание следователю содействия в расследовании преступления, в том числе путем проведения по его поручению как отдельных оперативно-разыскных мероприятий, так и следственных действий (например, допроса), направленных на установление личности подозреваемого (обвиняемого). Однако учитывая то обстоятельство, что необходимость установления персональных данных лица, задержанного в порядке ст.?91 УПК РФ, может возникнуть и на стадии возбуждения уголовного дела, полагаем необходимым отметить следующие обстоятельства.

В силу имеющихся пробелов в нормативно-правовом регулировании статус следователя, по нашему наблюдению, не содержит такого процессуального правомочия как дача письменных поручений органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий в рамках доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела). В этой связи представляется целесообразным предложить дополнить часть вторую ст.?38 УПК РФ положением, предусматривающим закрепление за следователем полномочий давать органу дознания в порядке, установленном УПК РФ, письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

Использование криминалистических и справочных учетов

Как упоминалось выше, одним из наиболее результативных способов установления персональных данных неизвестного лица в рамках оперативно-разыскной деятельности является наведение справок, представляющее собой получение официальных данных из различных информационных систем.

Информационной основой данной деятельности служат адресно-справочные учеты, данные картотек ФМС России, в том числе по заявлениям о выдаче паспорта, а также учеты МВД России, ФСБ России, Минюста России, МИД России, Минобороны России, органов записи актов гражданского состояния и других учреждений, в том числе консульских.

Самые крупные массивы оперативно-справочной, разыскной, криминалистической и экспертно-криминалистической информации,
используемой в работе по установлению личности, ведутся в органах внутренних дел. Централизованное оснащение регионов современными комплексами обработки персональных данных позволило интегрировать в органах внутренних дел информационные ресурсы не только на региональном, но и на федеральном уровнях.

В рамках данной работы в состав сформированного интегрированного банка федерального уровня «ИБД-Ф» включена межведомственная автоматизированная система ведения Регистра интегрированного информационного фонда, обеспечивающая накопление и интеграцию сведений о физических и юридических лицах, представляющих интерес для всех правоохранительных органов. Его использование дало возможность по одному запросу оперативного работника, следователя или дознавателя получать имеющуюся в автоматизированных учетах информацию о лице в виде своеобразного досье.

Правовой основой формирования и ведения соответствующих массивов информации в форме картотек, электронных баз данных и т. п.?являются «статусные» нормативные правовые акты органов государственной власти, а также нормативные правовые акты, устанавливающие общие правила обработки различных видов персональных данных. В последней группе можно отметить федеральные законы от 25.07.98 №?128-ФЗ
«О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», от 27.07.2006 №?152-ФЗ

«О персональных данных» и от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Более детальные вопросы организации формирования, ведения и использования соответствующих учетов регламентированы в ведомственных нормативных правовых актах, часть которых имеет гриф ограниченного пользования.

Такие данные о физическом лице, как его фамилия, имя, отчество, являются лишь некоторыми персональными данными, которые, как известно, у некоторых людей в течение жизни изменяются. Сведениями, с намного большей степенью надежности удостоверяющими личность человека, являются данные с биометрическими параметрами, которые в силу своей индивидуальности остаются неизменными на протяжении всей жизни (например, папиллярные узоры пальцев рук).

В целях идентификации личности правонарушителя может использоваться и другая сугубо индивидуальная информация, проявляющаяся в признаках внешности, запахе, голосе человека и т. п.

В силу возрастных изменений, условий окружающей среды, профессиональной деятельности и других причин изменение данных параметров, безусловно, не исключается. Вместе с тем с учетом сложившейся методологической базы на перечисленные биометрические параметры можно с уверенностью распространять такие свойства, как индивидуальность и относительная устойчивость.

Учет биометрических параметров человека

Современные возможности биометрии используются не только в правоохранительной области. Технологии идентификации или, выражаясь точнее, аутентификации человека на основе его биометрических параметров1 нашли свое применение в сфере информационной безопасности бизнеса (введение многоступенчатой защиты информации и контроля доступа к платежным системам через сканирование геометрии ладони, отпечатка пальца, произнесение секретного слова); в защите средств коммуникации (проверка владельцев мобильных телефонов, ноутбуков по отпечатку пальца); в системах голосования (биометрическая информация используется вместо карточек для голосования); в медицине (биометрия применяется для аутентификации медицинских работников при получении доступа к закрытым данным и для электронной подписи записей в истории болезни) и т. д.

Необходимо особо подчеркнуть, что важным преимуществом идентификации (аутентификации) на основе биометрических параметров является возможность ее практически полной автоматизации.

С точки зрения эффективности на современном этапе наиболее перспективным методом идентификации личности, который используется в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (ЭКП ОВД России), является метод ДНК-анализа. Он позволяет провести идентификацию практически со 100%-ной вероятностью на основе данных дезоксинуклеиновой кислоты (ДНК), содержащейся в клетках тканей и выделений человека. Получаемая в ходе проведения ДНК-исследований геномная информация состоит из буквенно-цифрового кода.

Следует отметить, что предусмотренным в настоящее время набором реактивов исследуются не гены, а отдельные участки ДНК, не характеризующие физиологические особенности человека, к которым относятся цвет глаз, склонность к определенным заболеваниям и т. п.?(в отличие от генов), хотя научные разработки в этом направлении специалистами ведутся.

Использование на законодательной основе геномной информации, в том числе путем создания соответствующих баз данных геномной информации, осуществляется правоохранительными органами многих европейских стран, США, Канады, Сингапура и других государств2. Можно обратиться к положительному опыту Великобритании, где с прошлого века существует национальная база данных ДНК.

Отметим, что по имеющимся сведениям, процент раскрываемости преступлений по «горячим следам» в этой стране без использования метода ДНК-анализа составлял около 13%, с использованием ДНК-анализа — 31%, а с использованием ДНК-анализа и базы данных ДНК— уже 60%.
По информации английских криминалистов, принявших участие в специализированном международном форуме по идентификации человека, прошедшем в США в 2007 г. с помощью созданной в Великобритании базы данных ДНК, содержащей информацию о примерно 6 млн генотипов, в настоящее время еженедельно раскрывается до 800 преступлений, по которым с мест происшествий изымался генетический (биологический) материал. Использование базы данных ДНК позволило не только значительно увеличить общий процент раскрываемости, но и раскрыть преступления, считавшиеся в этой стране долгое время «бесперспективными».

Возможности современных приборов позволяют использовать для исследования ДНК минимальное количество биологического материала. В настоящее время стало возможным в короткие сроки исследовать микроследы биологического происхождения и объекты с сильно разрушенной ДНК, такие как единичные волосы, следы потожировых выделений, перхоть, микроследы слюны и крови и т. п.

Государственная геномная регистрация

Необходимость правового регулирования обработки геномной информации в правоохранительных целях обусловила принятие в нашей стране Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Данный федеральный закон определил цели, принципы и виды государственной геномной регистрации в России, установил основные требования к ее проведению, а также порядку учета, хранения, использования и уничтожения биологического материала.

Положениями ст.7 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что в результате проведения обязательной государственной геномной регистрации в МВД России поэтапно будет сформирована федеральная база данных геномной информации (ФБДГИ):

— по лицам, осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также по всем категориям преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности;
— по неустановленным лицам, биологический материал которых изъят в ходе проведения следственных действий (осмотров мест происшествий, выемок, обысков и т. п.).

Обязательной государственной геномной регистрации также подлежат неопознанные трупы.
Учитывая традиционно высокий уровень рецидивной преступности в нашей стране, выражаем надежду, что ФБДГИ по мере своего формирования может выступать в качестве эффективного средства информационного обеспечения установления личности подозреваемых, обвиняемых по соответствующим биометрическим параметрам.

Обвиняемый под псевдонимом

В качестве другого аспекта исследуемого вопроса можно обозначить проблему привлечения как к уголовной, так и административной ответственности лиц, ранее не попадавших в поле зрения правоохранительных органов и скрывающих данные о себе.

В настоящее время среди процессуалистов обсуждается идея о целесообразности включения в УПК РФ нормы, предусматривающей возможность вынесения следователем постановления об избрании лицу псевдонима в случае, если в результате принятых мер данные о личности подозреваемого, обвиняемого установить не удалось. Думается, что данные предложения заслуживают подробного анализа, а может быть, и законодательного решения.

Некоторыми опрошенными по данному вопросу следователями со значительном опытом работы высказано опасение, что появление соответствующей новеллы в УПК РФ может негативно сказаться на качестве и объеме проводимой работы по установлению личности подозреваемых, обвиняемых. При этом в практической деятельности прогнозируется подмена комплекса трудоемких оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий, направленных на установление личности, практикой «безболезненного» избрания псевдонима в отношении подозреваемых, обвиняемых, персональные данные о которых неизвестны.

Часть другой группы опрошенных респондентов из числа сотрудников следственных органов, апеллируя к сложившейся международной практике, в первую очередь в странах с англо-саксонской системой права, высказала положительную оценку указанной идеи.
Анализируя аргументацию второй точки зрения, нельзя не заметить, что в отличие от российского уголовного процесса в американском уголовном судопроизводстве не предусмотрена процессуальная фигура подозреваемого. Лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, именуется обвиняемым.

По смыслу американского уголовно-процессуального права арест обвиняемого является квинтэссенцией такого процессуального действия, как возбуждение уголовного преследования. Наряду с этим в литературе действительно отмечается, что, как правило, в тех случаях, когда имя обвиняемого неизвестно, в приказе об аресте указывается вымышленное имя – Джон До (John Doe) или Джейн До (Jane Doe), в зависимости от пола обвиняемого. Вместе с псевдонимом обвиняемого для большей достоверности обычно указывается адрес его местонахождения.

С учетом особенностей российского уголовно-процессуального права вызывают некоторые сомнения изменения УПК РФ, связанные с легализацией механизма привлечения к ответственности лица, совершившего правонарушение, если установить его личность не удалось, только присвоением ему псевдонима. Соответствующее лицо может обладать дипломатическим статусом, не позволяющим привлекать его к ответственности, особым статусом (специальный субъект), устанавливающим особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого. В случае присвоения подозреваемому (обвиняемому) псевдонима не исключено и нарушение требований о подследственности и подсудности (например, в случае привлечения к ответственности военнослужащего, который скрывает свой статус).

С другой стороны, не вызывает вопросов уже закрепленное в УПК РФ положение о возможности применения вымышленного имени (псевдонима) в качестве одного из элементов института обеспечения безопасности отдельных участников уголовного процесса.

В завершение автор выражает надежду, что высказанные в рамках данной статьи предложения покажутся интересными как для ученых, правоприменителей, так и субъектов права законодательной инициативы, поскольку согласованность правовых норм в уголовно-процессуальном законодательстве способствует привлечению к уголовной ответственности подозреваемых, обвиняемых исключительно в соответствии с назначением уголовного судопроизводства.

Горянов Юрий Игоревич,
помощник начальника центра по правовой работе Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)

Приказ Федеральной миграционной службы от 8 ноября 2013 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной миграционной службы от 8 ноября 2013 г. № 473 “Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства”

Обзор документа

Приказ Федеральной миграционной службы от 8 ноября 2013 г. № 473 “Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства”

В соответствии с пунктом 14 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»* - приказываю:

1. Форму бланка заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение № 1).

2. Форму бланка справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению (приложение № 2).

3. Форму бланка протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение № 3).

4. Форму бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение № 4).

5. Форму бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии (приложение № 5).

6. Форму бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение № 6).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2006, № 30, ст. 3286; № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 21; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29, 50; № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2318, 2321; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7043, 7061; № 50, ст. 7342, 7352; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6396, 6397; № 53, ст. 7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309, 2310; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3470, 3477; № 30, ст. 4037, 4040, 4057.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2013 г.
Регистрационный № 30944

Приложение № 1
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 8 ноября 2013 г. № 473

бланка заявления об установлении личности иностранного гражданина

или лица без гражданства

(наименование территориального органа

Федеральной миграционной службы)

Регистрационный номер __________________________________

(заполняется должностным лицом при

приеме заявления к рассмотрению)