Руководства, Инструкции, Бланки

профессиограмма юриста образец img-1

профессиограмма юриста образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1877 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Профессиограмма и ее назначение - Студопедия

Профессиограмма и ее назначение

Рассмотренные ПВК составляют перечень основных требований профессии и специальности к юристу. Важно, чтобы психофизиологические и личностные качества человека, выбирающего профессию юриста, максимально приблизились к этим требованиям. Степень развитости отдельных профессионально важных свойств разнится по юридическим специальностям и зависит от конкретного вида деятельности.

По параметрам ПВК строится профессиограмма юриста.

Профе́ссиогра́мма - от лат. рrofessio - специальность + gramma - запись - представляет систему: 1) признаков, описывающих профессию и специальность, 2) требований, которые профессия предъявляет к работнику, и 3) психологических характеристик, которым должен соответствовать специалист конкретной профессии. Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров относится к началу XX в. когда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим специалисты автомобильных заводов Форда пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам[90].

Профессиограмма описывает особенности и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, представляет разработанную научно-обоснованную систему норм и требований профессии к конкретным видам деятельности, а также к индивидуальным личностным свойствам специалиста, позволяющим выполнять эффективно требования профессии, которая вместе с тем создает условия, необходимые для развития личности самого специалиста.

До последнего времени профессиограммы чаще всего разрабатывались в крупных промышленных организациях для массовых профессий, но в последнее время их составлением активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. К тому же формирование профессиограммы становится актуальным в связи с требованиями ФГОС ВПО последнего поколения.

Основными отличиями профессиограммы от должностной инструкции являются отсутствие декларативности, т.е. разделов, содержащих сведения о правах и ответственности работника, наличие описания условий труда на рабочем месте, большой объем требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма наряду с тарифно-квалификационными справочниками характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников особо важных профессий.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста - это субьект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Из профессиограммы человек получает информацию о действительном содержании труда и о необходимых психологических качествах, без которых трудно соответствовать профессии и должности.

Профессиограмма позволяет человеку понять 1) суть выбранной профессии, 2) чем он будет конкретно заниматься как специалист в данной области, 3) каковы условия труда, 4) какой уровень подготовки должен быть, 5) возможности трудоустройства по данной профессии, 6) размер заработка и материально-финансового обеспечения и степень комфортности жизни, 7) возможности карьерного роста, 8) общественный престиж выбранной профессии, 9) отрицательные стороны профессии, её трудности и возможные ошибки, риски и экстремально-стрессовые ситуации, 10) влияние профессии на семейную жизнь.

Знание и понимание требований профессии позволяют человеку правильно сориентироваться в выборе профессии, избежать ошибок, которые крадут годы жизни и нередко роковым образом сказываются на судьбе человека и его семьи. Чем раньше человек ознакомится и поймет требования профессии и примерит их к себе, тем правильнее будет его выбор. Выбор профессии - не легкое дело, это переломный момент - определиться с местом в жизни, принимая решение и делая собственный, личный выбор, Решая проблему выбора будущей профессии, человек должен четко представлять собственные возможности и то, что потребует и что даст профессия. Успех и счастье находятся в собственных руках человека.

С этой сложнейшей проблемой сталкивается, прежде всего, каждый молодой человек - вчерашний школьник, которому предстоит определиться с выбором вуза, находясь под прессом неизвестности и/или обстоятельств: семейная династия, по призванию, по совету близких и друзей, по географическому признаку - вуз расположен недалеко от дома, по стечению обстоятельств, по возможностям родителей. В отличии от вчерашнего школьника в старшем возрасте выбор будущей профессии или смена профессии осуществляется сознательно.

Помощь в выборе профессии может оказать научно-обоснованная программа профессиональной ориентации молодежи.

На практике профессиограмма, представляя в обобщенном виде эталонную модель специалиста, способствует лучшему подбору сотрудников, а человеку - сделать единственно правильный выбор профессии.

Профессиограммма юриста - это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны его профессиональной деятельности, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.

Создание профессиограмм юридической профессии является частью деонтологической характеристики труда юриста. Каждая юридическая профессия, помимо общих требований, предъявляет юристу практику - следователю, прокурору, судье, нотариусу, арбитру и другим - специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Главными характеристиками понятия "профессиограмма" являются ее тип и содержание. В соответствии с типологией профессий Е.А. Климова[91] по предмету труда выделяет пять типов профессиограмм. В частности:

«Человек – человек» - обслуживание, обучение и воспитание, управление, сервис и

услуги, правовая защита, продажи и коммерция;

«Человек – техника» - создание, конструирование, монтаж, сборка, наладка,

эксплуатация технических устройств;

«Человек – знак» - работа с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами,

картами, схемами, звуковыми сигналами;

«Человек – природа» - изучение, наблюдение, сохранение живой и неживой природы,

уход за растениями и животными, профилактика и их лечение;

художественный образ» - создание, проектирование, моделирование художественных

Профессия юриста относится к типу «Человек – человек», поскольку связана с деятельностью, где требуются знания и учения по осуществлению деятельности, связанной с разнообразными задачами по предоставлению услуг в сфере правового обеспечения и защиты прав граждан. Нельзя не уточнить, что работа в сфере юридических практик не может быть обеспечена без такого типа профессиограммы как «человек – знак».

Содержание профессиограммы характеризует суть данной профессии, конкретные виды работ сотрудника, условия труда, требования, предъявляемые к уровню подготовки работников, способности, необходимые для успешного овладения профессией, условия трудоустройства обладателя данной профессии, возможную заработную плату, возможности для карьерного роста и др. В качестве наиболее общего подхода к содержанию профессиограммы можно привести следующий пример:

1) презентация профессии - общие сведения, вид экономической деятельности, распространенность, варианты специализации, перспективы развития профессии;

2) тип профессии - предмет труда;

3) класс профессии – характер труда, степень сложности и квалификации;

4) содержание деятельности - характеристика процесса труда, виды профессиональных трудностей, формы организации труда, характер социальных связей, рабочее место;

5) требования к знаниям и умениям специалиста - знания, умения, навыки; общий уровень интеллекта; степень владения словом, числом; пространственная ориентация; моторная координация; склонность к исследовательской деятельности; специфические особенности;

6) требования к индивидуальным особенностям специалиста – восприятие, мышление, внимание, память; эмоционально-волевые качества; деловые качества;

7) качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности - личностные и медицинские;

8) условия труда - микроклиматические условия; освещение и температура; режим труда и отдыха; травматизм и профессиональные заболевания; работа в помещении или на воздухе; монотонность и темп труда; медицинские показания; льготы и компенсации;

9) пути получения профессии – типы учебных заведений; формы подготовки; продолжительность обучения; условия поступления; уровень полученной квалификации;

10) Перспективы карьерного роста .

Попробуем составить юридическую профессиограмму, используя приведенные выше ее общие признаки (см. табл. 5.4)..

Другие статьи

Профессиограмма: Юрисконсульт

Профессиограмма: Юрисконсульт

Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов, постановлений, правил и т. п. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию (будь то отказ работников магазина вернуть деньги за некачественный товар, раздел имущества между супругами при разводе, угроза увольнения с работы или еще что-нибудь подобное), прежде всего нужно ориентироваться как раз на законы, имеющиеся по соответствующим поводам.

Именно этим цивилизованное общество отличается от живущего по обычаям дикарей, где правым считается тот, кто сильнее (или кто богаче). Юрисконсульт помогает отдельным людям и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т. п.

Юрисконсульты работают в специализированных юридических консультациях, в органах государственной власти, в различных организациях, где часто возникают юридические вопросы. Как правило, юрисконсульты специализируются на какой-то конкретной области права (уголовное, трудовое, семейное, имущественное и т. п.).

Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Юрисконсульту требуется прекрасное знание действующего законодательства, специфики делопроизводства в различных органах власти. Его работа требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, ему нужно не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное юридически грамотное разъяснение со ссылкой на конкретные параграфы действующих законов и подзаконных актов. Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости, ведь клиенты зачастую находятся в стрессе и склонны необоснованно предъявлять свои претензии юрисконсульту, когда закон оказывается не на их стороне.

Уровень доходов юрисконсультов довольно высокий (в полтора-два раза превышает среднюю зарплату в промышленности), однако трудоустроиться непросто, так как в связи с модой и престижностью юридического образования рынок труда оказался перенасыщен такими специалистами.

Перспективы для карьерного роста средние. По мере накопления успешного опыта работы возрастают возможности для трудоустройства в крупные престижные фирмы, а также для привлечения частных клиентов. Возможен рост по административной линии (например, можно стать главным юристом на крупном предприятии), переход к другим юридическим специальностям (так, опыт работы юрисконсультом позволяет претендовать на должность судьи), поступление на государственную службу. Создание успешного бизнеса в сфере оказания юридических услуг в настоящее время довольно сложно (в связи с перенасыщенностью этого рынка), однако прекрасное знание законодательства послужит хорошим подспорьем при управлении любым бизнесом.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА ЮРИСТА, Профессиограмма труда юриста

В результате изучения главы 8 студент должен:

• профессиограмму труда юриста;

• профессиональную пригодность личности к юридической деятельности;

• методы профессиональной психодиагностики, предрасположенности личности к юридической деятельности;

• основные признаки профессиональной деформации юриста;

• общеметодические рекомендации профессионально-психологической подготовки юриста к экстремальным ситуациям;

• применять медицинские и психологические показания для установления профессиограммы труда юриста;

• определять, обладает ли юрист профессионально-необходимыми психологическими качествами;

• анализировать результаты психодиагностики юриста;

• проводить аттестацию юриста по конкретной специальности (оценка профессиональных качеств, профессиональный отбор и др.);

• анализировать выявленные факты профессиональной деформации юриста;

• организовывать психологическую разгрузку сотрудникам после работы в сложных ситуациях;

• способами установления индивидуальных особенностей личности и их соответствия профессии юриста;

• основными элементами юридической профессиограммы (познавательными, организаторскими и др.);

• способностью устанавливать признаками профессиональной деформации юриста.

Профессиограмма труда юриста. Профессиональная пригодность личности к юридической деятельности Профессиограмма труда юриста

Психологическое исследование профессии юриста является непременным условием научной организации труда.

Профессия – род трудовой деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Эффективность деятельности юриста зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.).

Профессиограмма есть оформленный результат профессиографии, которая представляет собой описание и классификацию существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинским и психологическим показателям.

Юридические профессиограммы – это комплексное отражение основных сторон деятельности и качеств личности.

Работа по каждой юридической специальности включает в себя познавательную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную деятельность.

Познавательная деятельность состоит в установлении, нахождении необходимых фактов, а также мысленном оперировании их совокупностью. В ходе познавательной деятельности решаются многочисленные задачи. Обязательной операцией здесь является построение мыслительной модели, необходимы также анализ и синтез информации об объекте, проведение различных экспериментов и т.д.

Конструктивная деятельность включает в себя текущий и завершающий анализ всей собранной информации, создание на этой основе версий и планов. В процессе конструктивной деятельности намечаются пути, способы, средства и сроки выполнения действий и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

Организаторская деятельность юриста состоит из упорядочивания собственной работы и деятельности других лиц. Она направлена на обеспечение высокой эффективности коллективных усилий участников процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, оснащение их техническими средствами для закрепления результатов выполненной работы. Для успешного осуществления организаторской деятельности юрист должен обладать необходимыми знаниями и навыками.

Коммуникативная деятельность в первую очередь связана с получением информации непосредственно от людей и требует установления с ними психологического контакта, а потому юрист должен обладать общительностью, чуткостью, умением слушать и вести беседу, эмоциональной устойчивостью, внимательностью и прочими качествами активного общения. В процессе коммуникативной деятельности проявляются и отрицательные черты личности – невыдержанность, неприветливость, неумение слушать, излагать свои мысли и др.

Удостоверительная деятельность заключается в приведении всей добытой информации в специальную предусмотренную законом форму – протокол, постановление и т.д. В правовой литературе встречаются высказывания о нецелесообразности выделения удостоверительной деятельности в самостоятельный вид. Представляется, однако, что удостоверительная деятельность, сопутствующая всей работе юриста, отличается от любых других видов деятельности и имеет право на независимое существование.

Воспитательная деятельность есть целенаправленное познание личности и воздействие на нее. Она реализуется прежде всего в виде воздействия на личность или на определенный коллектив. Эффективность воспитательной деятельности зависит от объема сведений о личностных качествах субъекта, своевременного вступления с ним в контакт, а также от психофизиологических качеств юриста. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее проявляются особенности его личности.

В сфере юриспруденции каждый из рассмотренных видов деятельности может выступать и самостоятельно, и в тесной взаимосвязи с другими видами. Перечисленные виды деятельности не являются застывшими навсегда данными. Элементы психологической структуры одного вида деятельности могут перемещаться в структуру другой деятельности. Например, организаторская деятельность предполагает присутствие элементов воспитательной деятельности.

Важнейшим структурным элементом юридической профессиограммы являются профессионально необходимые психологические качества юриста, которые формируются в процессе обучения, практической деятельности и повышения квалификации.

Профессиональная пригодность является свойством личности, формирующимся в процессе деятельности (обучения, работы на производстве и т.д.). Однако нельзя отрицать необходимость изучения природных предпосылок профессиональной пригодности, исследования всех физиологических, психологических и социальных факторов. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и пути ее формирования с учетом природных задатков личности имеют большое теоретическое и практическое значение.

В современном обществе удовлетворенность человека своей профессией зависит не только от индивидуальных склонностей, но и от общественной оценки престижа профессии. Престиж профессии юриста (следователя, сотрудника уголовного розыска, судьи, адвоката и др.) достаточно высок. Это обусловлено ее политической и государственной значимостью, большим воспитательным воздействием, процессуальной самостоятельностью и независимостью юриста, творческим характером его работы.

Психологическая характеристика профессиональной пригодности юриста составляется с учетом двух критериев: успешного овладения профессией и степени удовлетворения человека своим трудом.

Организационный процесс подготовки к юридической деятельности состоит из нескольких последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования.

Профориентация – это знание особенностей профессии, а также необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности. Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и правоохранительных органов по приему абитуриентов, распределению студентов по специальностям, направлению молодых специалистов на работу в правоохранительные органы.

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально- психологических особенностей личности, ее способностей к определенному виду деятельности. Профессиональная психодиагностика приобретает все большее значение в нашем обществе в связи с повышением интереса к роли "человеческого фактора" в народном хозяйстве и образовании. В науке сформированы теоретические основы данной проблемы, разработан достаточный арсенал таких средств ее решения, как бланковые и аппаратные тесты, опросники, статистические методы анализа результатов исследования. Однако система адекватного применения этих знаний еще не сложилась. В настоящее время идут активные поиски эффективных методов психологической диагностики, которые позволили бы определять уровень развития и давать качественную характеристику личности.

Особое внимание уделяется профессиональному отбору. С этой целью осуществляется экспертиза профессиональной пригодности персонала, которая состоит из изучения психологических и психофизиологических качеств человека и их экспертной оценки.

Основными методами психологической диагностики личности при отборе персонала в органы правосудия являются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод А. В. Петровского, метод "креативного поля" Д. Б. Богоявленской, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, шкала тревоги Дж. Тейлора, шкала творчества (шкала "Т").

Психодиагностика психологических и психофизиологических качеств должна осуществляться на всех ступенях карьеры юриста (поступление на работу, переводы, повышения в должности и т.д.).

Анализ результатов психодиагностики юриста дает возможность прогнозировать профессиональную пригодность и является базой для формирования будущего специалиста, воспитания у него профессионально необходимых и психологических качеств.

Психологи утверждают, что профессионально необходимые качества юриста можно воспитывать. Прежде всего необходимо формировать морально-волевые и интеллектуальные качества.

Воспитание интеллектуальных качеств – это большой объем универсальных знаний, гибкость ума и богатство речи, внимательность, наблюдательность, бдительность, оперативность мышления и др.

Морально-волевые качества формируются этикой и психологией. Проблема этического воспитания юриста является центральной. Основными направлениями этики юриста являются: определение уровня этического сознания и поведения; разработки критерия эффективности воспитания этического сознания; анализ этики взаимоотношений участников воспитательного воздействия.

Этическое воспитание формирует моральный облик юриста.

Профессиограмма труда юриста


Главная | О нас | Обратная связь

Профессиограмма труда юриста. Профессиональная пригодность личности к юридической деятельности.

Профессиграмма труда юриста. Психологическое исследование профессии юриста является неприменным условием научной организации труда.

Эффективность труда юриста зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.)

Профессиограмма - оформленный результат профессиографии, часть которого - психограмма. Профессиография - это описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинском и психологическим показателям.

Юридические профессиограммы - это комплексное отражение основных сторон деятельности и качеств личности, которые в ней реализуются.[170]

Деятельность каждой юридической специальности включает в себя следующие компоненты (элементы): социальную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную.

Социальная деятельность - это политическая, государственная деятельность юриста (следователя, судьи и др.), направленная на борьбу с преступностью, правовую пропаганду, перевоспитание преступника и др.

Познавательная деятельность - это установление, нахождение необходимых фактов, а также мысленное оперирование их совокупностью.

В ходе познавательной деятельности решаются многочисленные задачи. Обязательной операцией здесь является построение мыслительной модели. Познавательная деятельность включает в себя анализ и синтез информации об объекте, проведение различных экспериментов и т.д.

Познание может быть направлено на выяснение событий прошлого, исследование настоящего, прогнозирование еще только развивающихся событий (выявление будущего). Например, познавательная деятельность следователя при осмотре места происшествия предполагает активный мыслительный анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств. В процессе осмотра он решает множество разнообразных мыслительных задач, позволяющих соотносить воспринятое с объектами, содержащими доказательственную информацию. Здесь большое значение придается умению следователя решать сложные задачи в условиях дефицита информации, времени, благоприятных условий. Немалую роль играют также его интуиция и фантазия. Итогом познавательной деятельности следователя при осмотре места происшествия является определение наличия (или отсутствия) причинной связи между обнаруженными доказательствами и расследуемым преступным событием.

Познавательная деятельность судьи связана с максимальным использованием возможностей судебных процессов и обобщения судебной практики для предупреждения нарушенной законности.

Мыслительная деятельность прокурора в первую очередь направлена на вскрытие причин нарушений закона. Мышление позволяет ему понять смысл происходящего, быстро и правильно принимать решения, максимально использовать специальные познания, своевременно отыскивать ошибки и искажения в поступивших ему сообщениях, материалах и т.д.

Познавательная деятельность адвоката направлена на отыскание и предъявление следователю, суду обоснованных и убедительных доказательств, объясняющих причины и мотивы поведения подзащитного. Адвокат должен досконально продумать все вопросы, которые необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного разбирательства.

Конструктивная деятельность включает в себя текущий и завершающий анализ всей собранной информации, создание на этой основе версий и планов. Версии - это предположения о прошлых событиях, план - предположения о событиях будущего.

В процессе конструктивной деятельности сотрудники правоохранительных органов мысленно намечают пути, способы, средства и сроки выполнения определенных действий и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Конструктивная деятельность всегда содержит следующие обязательные структурные элементы:

а.) источники информации (внешний облик человека, одежда, мимика, голос и др.);

б.) каналы передачи информации (речь, жесты, письменные изображения);

в.) каналы приема информации;

г.) контроль за передачей информации;

д.) переработка информации.

Каждая юридическая специальность имеет свои нюансы конструктивной деятельности.

В конструктивной деятельности судьи реализуются его интеллект, память, воображение и интуиция. Юристконсульт участвует в составлении договоров, изучает и визирует их тексты, ведет претензионную работу, выступает в арбитраже по преддоговорным спорам, готовит материалы по спорам об исполнении хозяйственных договоров. Конструктивная сторона деятельности оперативного работника уголовного розыска заключается в мысленном воссоздании картины события преступления, разработке основных версий по делу и составлении плана, направленного на успешное раскрытие преступления. Конструктивная деятельность адвоката связана с активным формированием общей концепции защиты, разработкой тактических направлений (приемов) защиты и применением защиты.

Организаторская деятельность юриста состоит из упорядочивания собственной работы и деятельности других лиц.

Первая во многом определяется самоорганизованностью, организаторскими способностями и навыками. Сотрудники правоохранительных органов (следователь, оперативный работник, инспектор ГИБДД и др.) самостоятельно принимают решения и реализуют их, по своему усмотрению распоряжаются бюджетом времени, выбирают наиболее эффективные пути и средства для достижения намеченной цели.

Успешное осуществление организаторской деятельности предполагает умелое сочетание следственной, оперативно-розыскной и иной работы с целью получения необходимой информации. Например, при осмотре места происшествия организаторская работа следователя (работника дознания) направлена на реализацию плана процессуального действия, оказание помощи пострадавшему, устранение вредных последствий преступного посягательства, снижение психологической нагрузки на участников осмотра, нейтрализацию отрицательных воздействий со стороны заинтересованных или любопытных граждан, устранение негативного на участников осмотра «фона преступления».

При производстве обыска организаторская деятельность проявляется в способности следователя (работника дознания) осуществлять наблюдение за обыскиванием, своевременно фиксировать его психофизиологические реакции на действия участников обыска.

Организаторская деятельность направлена на обеспечение высокой эффективности коллективных усилий участников процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, оснащение их техническими средствами для закрепления результатов выполненной работы; она также предполагает активную координацию действий работников правоохранительных органов с различными учреждениями (например, экспертными) и отдельными лицами (аудиторами, специалистами и др.).

Для успешного осуществления организаторской деятельности юрист должен обладать необходимыми знаниями и навыками.

Организаторская деятельность судьи проявляется в руководстве ходом судебного разбирательства. При этом реализуются такие его личностные качества, как самоорганизованность, собранность, настойчивость, целеустремленность, умение отрегулировать работу всех лиц, находящихся в сфере судебного процесса.

Организаторская деятельность участкового инспектора касается его собственного поведения и действий других лиц, особенно в случаях, когда нужна помощь и поддержка населения.

Коммуникативная деятельность связана с получением информации непосредственно от людей и требует установления с ними психического контакта, в связи с чем юрист должен обладать общительностью, чуткостью, умением слушать и вести беседу, эмоциональной устойчивостью, внимательностью и прочими качествами активного общения. В процессе коммуникативной деятельности проявляются и отрицательные черты личности (невыдержанность, неприветливость, неумение слушать, излагать свои мысли и др.).

Следователь должен обладать незаурядными способностями собеседника. Результаты выполнения любого процессуального действия зависят от психологического контакта между следователем и иными лицами, участвующими в расследовании. Эффективность коммуникативной деятельности прямо пропорциональна умению следователя использовать разнообразные тактические и психологические приемы для установления контакта.

Коммуникативная сторона деятельности судьи реализуется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Судья создает деловой настрой в судебном заседании, как организатор следит за своевременным снятием психологического напряжения и устранением повышенной нервозности участников судебного следствия. Он должен хорошо знать психологию личности, уметь вызвать подсудимого, потерпевшего, свидетеля на откровенность и создать деловой психологический климат в судебном заседании.

Коммуникативная деятельность юристконсульта построена на авторитете, активных служебных контактах, организации деловых отношений.

Оперуполномоченный уголовного розыска регулярно общался с различными лицами с целью получения информации о личности преступника, его связях, планах, местонахождении и т.д.

Участковый инспектор постоянно выполняет действия по установлению и поддержанию контактов с людьми. Он должен не только профессионально выполнять свои служебные обязанности, но и уметь найти подход к любому человеку, завоевать его доверие, т.е. обладать простыми общечеловеческими качествами.

Удостоверительная деятельность - это приведение всей добытой информации в специальную предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т.д. Удостоверительная деятельность следователя зависит от многих факторов субъективного характера: знаний, профессионального опыта, интеллекта, навыков владения техническими средствами (кино-, фото-, видеоаппаратурой и т.д.).

В правовой литературе встречаются высказывания о нецелесообразности выделения удостоверительной деятельности в самостоятельный вид. Представляется, однако, что удостоверительная деятельность, сопутствующая всей работе юриста, отличается от любых других видов деятельности и имеет право на независимое существование.

В процессе удостоверительной деятельности следователь переводит добытую информацию в письменную или наглядную форму.

Удостоверительная деятельность судьи состоит в отражении всей полученной информации в протоколе, приговоре, определении и др. Умение сформировать свои мысли в устной и письменной речи важно также для прокурора.

Удостоверительная деятельность участкового инспектора представляет собой не только сбор информации (например, показаний свидетелей). но и обязательную фиксацию всех данных в протоколе.

Удостоверительная деятельность требует от юриста (следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, адвоката и др.) аккуратности, точности, лаконичности, пунктуальности, внимательности, безупречности языка в грамматическом, стилистическом, правовом отношениях.

Воспитательная деятельность есть целенаправленное познавание личности и воздействие на нее. Она обусловлена уголовно-процессуальной, административной, иной регламентацией деятельности юриста и реализуется прежде всего в виде воздействия на личность или на определенный коллектив. Эффективность воспитательной деятельности зависит от объема сведений о личностных качествах субъекта, своевременного вступления с ним в контакт, а также от собственных психофизиологических качеств юриста.

Обнаружение особенностей психических явлений (процессов, свойств, состояний), происходящих при познавательной, конструктивной, коммуникативной и других видах деятельности по интенсификации правосудия.

Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее проявляются особенности его личности. «Психические свойства личности - не изначальная данность - они формируются и развиваются в процессе ее деятельности», - отмечал С.Л. Рубинштейн.[171]

В сфере юриспруденции каждый из рассмотренных видов деятельности может выступать и самостоятельно, и в тесной взаимосвязи с другими видами, и, наконец, в качестве вспомогательного, обеспечивающего иной вид деятельности. А.В. Дулов подчеркивал, что каждый из перечисленных видов осуществления правосудия «может входить и в психологическую структуру других видов деятельности человека, однако особенность содержания каждого компонента структуры, их совокупность и взаимосвязь составляют специфическую особенность именно психологической структуры деятельности по осуществлению правосудия».[172]

Профессиональная пригодность является свойством личности, формирующимся в процессе деятельности (период обучения, работы на производстве и т.д.).

Однако нельзя отрицать необходимость изучения природных предпосылок профессиональной пригодности, исследования всех физиологических, психологических и социальных факторов. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и пути ее формирования с учетом природных задатков личности имеют большое теоретическое и практическое значение.

В современном обществе удовлетворенность человека своей профессией зависит не только от индивидуальных склонностей, обусловленных врожденными чертами личности, но и от общественной оценки престижа профессии.

Престиж профессии юриста (следователя, сотрудника уголовного розыска, судьи, адвоката и др.) достаточно высок. Это обусловлено политической и государственной значимостью профессии, ее большим воспитательным воздействием, процессуальной самостоятельностью и независимостью юриста, разнообразием и творческим характером его работы.

Психологическая характеристика профессиональной пригодности юриста составляется с учетом двух критериев: а.) успешного овладения профессией; б.) степени удовлетворения человека своим трудом.

Организационный процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из нескольких последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования.

Профориентация - это знание особенностей профессии, а также необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности. Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и правоохранительных органов по приему абитуриентов, распределению студентов по специальностям, направлению молодых специалистов на работу в правоохранительные органы.

В настоящее время идут активные поиски эффективных методов психологической диагностики, которые позволили бы определять уровень развития и давать качественную характеристику личности.

Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, ее способностей к определенному виду деятельности.

Профессиональная психодиагностика приобретает все большее значение в нашем обществе в связи с повышением интереса к роли «человеческого фактора» в народном хозяйстве и образовании. В науке сформированы теоретические основы данной проблемы (Гурвич, 1970; Климов, 1998; Назимов, 1972; Пушкин, 1965), разработан достаточный арсенал таких средств ее решения, как бланковые и аппаратные тесты, опросники, статистические методы анализа результатов исследования (Агеев, Базаров, Скворцов, 1986; Бородина, 1985; Кулагин, 1984; Общая психодиагностика, 1987 и др.), но не сложилась еще система адекватного применения этих знаний.

Основными методами психологической диагностики личности при отборе персонала в органы правосудия являются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод В.А. Петровского, метод «креативного поля» Д.В. Богоявленского, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, школа тревоги М.А. Тейлора, школа творчества (Т), тест ММР.

Каждый из этих способов (методов) имеет свои достоинства и недостатки.

Метод наблюдения считается в психологии основным и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и др.) психолог судит об индивидуальных психологических особенностях личности. Наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и опираться на объективные показатели, полученные в результате применения данного метода в различных условиях.

Экспериментальный метод предполагает проведение опытов с целью получения информации о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах личности. Экспериментатор может, варьируя условия опыта, получить разнообразные сведения о психических особенностях испытуемого. В психологии применяются два типа эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений (например, комплекса приборов для психофизиологических исследований).

В процессе исследования личности применяется метод ассоциативного эксперимента. Он используется психологами, психиатрами и лингвистами при изучении закономерностей мышления и механизма усвоения речи. Особенно эффективен метод ассоциации при подборе людей для работы в правоохранительных органах. Он позволяет определить специфические черты мышления, степень самообладания, уровень противостояния напряжению и другие личностные свойства, которые крайне необходимы юристу.

Сущность метода ассоциативного эксперимента заключается в следующем: а.) испытуемому предлагается ограничится одним ответным словом на слово-стимул; б.) испытуемый произносит ответные слова до тех пор, пока экспериментатор не прервет его.

Ассоциации испытуемого можно и направлять.

Существует также ситуативный вид ассоциации, когда одно слово может актуализировать целую ситуацию, которой человек еще до вербализации дает эмоциональную оценку. Если затем испытуемому предлагается высказать первое пришедшее на ум слово, это значит, что он должен охарактеризовать одним словом свою ситуацию. Л.И. Аувяэрт и Я.М. Бельчиков считают, что при использовании ассоциативного эксперимента целесообразно использовать полиграф, регистрирующий одновременно несколько параметров физиологических реакций.[173] Представляется, что подобное высказывание заслуживает внимания.

Сущность анкетного метода заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы. Анкетный метод позволяет достаточно легко и быстро получить значительное количество материала, но к его недостаткам относится отсутствие непосредственного момента общения.

При разработке анкеты по оценке качеств специалиста учитываются образование и опыт, эффективность работы (учебы), социальные особенности личности и др.

В современной психологии, в том числе при определении психологической пригодности лиц к работе в правоохранительных органах, активно используется методтестирования. В отличие от анкетного метода тестирование позволяет непосредственно измерять различные функциональные свойства. Английское слово «тест» переводится на русский язык как «испытание, проверка, критерий». Конкретное значение зависит от контекста: идет ли речь о людях, машинах или документах. «Тестом называют стандартизированное и обычно краткое и ограниченное во времени психофизиологическое испытание, предназначенное для установления в практических целях межиндивидуальных различий по интеллекту и так называемым специальным способностям, выраженных в сравнительных величинах».[174]

Отношение к психологическим тестам разное. Одни утверждают, что тесты являются эффективным инструментом для определения тех или иных способностей личности, важных для профессиональной ориентации, другие считают их обманом, псевдонаучной выдумкой.

К слову, в США, например, тестированию уделяют значительное внимание. Так, для отбора офицеров полиции используются тесты, определяющие интеллектуальные и личностные качества: шкала Стенфорда-Бина; методика Векслера; тесты Хенмана-Нильсона; тест Отиса (ТАТ), Мэррея, Иннесотский многофазный личностный вопросник (ММР), различные ситуационные тесты. Следует подчеркнуть, что практика тестирования в Соединенных Штатах основана больше на математическом анализе данных, нежели на психологии личности.

Конечно, тестовая методика приблизительна, может привести к ошибке и полностью полагаться на нее нельзя. На наш взгляд, психодиагностика должна использовать психологические тесты, сочетая их с длительными наблюдениями, лабораторными и естественными экспериментами.

Опросник Айзенка применяется для диагностики черт личности, проявляющихся в поведении и отражающих особенности отдельных типов темперамента. Методика Айзенка относится к тому направлению в исследованиях индивидуальности человека, которое стремится выделить минимальное число факторов, определяющих индивидуальные различия людей.

По основным шкалам ММР применяется для диагностики черт личности, проявляющихся в поведении и отражающих особенности отдельных типов темперамента. Методика Айзенека относится к тому направлению в исследованиях индивидуальности человека, которое стремится выделить минимальное число факторов, определяющих индивидуальные различия людей.

По основным шкалам ММР выявляются инициативность, контактность, общительность, социальная приспособленность, гибкость ума, кругозор, воображение, настойчивость, трудолюбие и др.[175]

Шкала «Т» позволяет выявить такие психологические особенности личности, как целеустремленность, настойчивость, самоотдача в работе, наличие четкой позиции в дискуссии, сдержанность, чувство реальности, умение руководить собой, противостоять давлению извне и т.д.[176]

Метод деловых игр используется с целью определения у его участников навыков, умений в сфере правоохранительной деятельности, способностей анализировать следственную, оперативную, судебную и иную ситуацию, отделяя важное от второстепенного, а также для развития в каждом участнике максимума личной инициативы, способности устанавливать деловой и эмоциональный контакт и осознавать свое место в системе межличностных отношений.

Метод интервью является разновидностью метода беседы. где ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы, обычно заранее подготовленные. В литературе метод беседы модифицируется в метод расспроса.[177] Представляется, что такая рекомендация вполне целесообразна применительно к правовой деятельности.

Направленность личности будущего юриста (абитуриента) изучается посредством собеседования, позволяющего определить особенности мировоззрения, жизненные ценности (общественные, профессиональные и др.), отношение к нравственно-этическим категориям, к избранной профессии и т.д.

В.Л. Васильев отмечает, что в ходе собеседования можно определить тип профессиональной мотивации: адекватный, ситуативный, конформистский, компенсаторный и криминальный.[178] Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку в основе любого поведения человека всегда лежит несколько мотивов.

Важнейшим структурным элементом юридической профессиограммы являются профессионально необходимые психологические качества юриста, которые формулируются в процессе обучения, практической деятельности и повышении квалификации.