Руководства, Инструкции, Бланки

анализ итоговой контрольной работы по физике 8 класс образец img-1

анализ итоговой контрольной работы по физике 8 класс образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1863 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Итоговая контрольная работа по физике в 8 классе за первое полугодие - Оценка знаний учащихся - Физика и астрономия

Итоговая контрольная работа по физике в 8 классе за первое полугодие

Читайте новые статьи

Для работы нужен только компьютер с интернетом и WI-FI, телефон с камерой и QR коды-карточки. Ученики поднимают карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, и телефон учителя считывает коды сразу всех учеников. Тестирование моментально выявляет правильные и неправильные ответы каждого из учеников и онлайн отображает статистику ответов на тест по классу и пофамильно, при этом всю информацию легко и удобно вывести на экран при помощи проектора.

Как вы представляете себе типичного современного студента? Модная одежда, представляющая собой собирательных образ разных культур и направлений, ассиметричная прическа, пирсинг, чрезмерная раскованность и обязательный атрибут — наушники. Единственное, что зачастую отличает подростков друг от друга — музыка, которая из этих наушников доносится.

Видеосъемка перестает быть уделом родителей, решивших запечатлеть ребенка на линейке или на сцене, и становится неотъемлемой частью повседневной школьной жизни. Стоит ли спорить с новым трендом или лучше взять его на вооружение? Совместима ли видеосъемка с образовательным процессом или ей суждено оставаться экзотической бабочкой, случайно залетевшей в школьный класс? Рассмотрим ситуацию объективно.

В своей практике мне приходилось иметь дело с цифровыми лабораториями «Архимед», «Радуга», а с конца 2015 г. в нашем учебном учреждении появилась цифровая лаборатория SenseDisc по биологии и химии. На фоне остальной продукции лаборатория SenseDisc выглядит привлекательной по целому ряду причин, которые описаны в этой статье.

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с компьютером, и датчики, регистрирующие значения различных физических величин: температуры, pH водного раствора, электропроводности, давления, влажности и др.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Анализ итоговой контрольной работы по физике в 8-ых классах за 2014

Анализ итоговой контрольной работы по физике в 8-ых классах за 2014/2015 учебный год.

Лучшие результаты в 8 «А» классе.

Успеваемость в сравнении с промежуточным контролем за первое полугодие стала выше на 8%, качество знаний выросло на 6%.

Успеваемость в сравнении с промежуточным контролем за первое полугодие стала выше на 5%, качество знаний выросло на 18%.

Успеваемость в сравнении с промежуточным контролем за первое полугодие стала выше на12%, качество знаний выросло на 5%.

В целом по восьмой параллели: успеваемость выросла на 6,7%, качество знаний выросло на 10%.

В результате анализа:

Полностью выполнили все 12 заданий

(н)-не приступили к выполнению заданий, и допустили ошибки.

В части А, практически все учащиеся приступили к заданиям, но многие допустили ошибки в процессе выполнения. Наибольшее затруднение вызвало задание на тему «электромагнитные явления».

В части В, многие учащиеся не приступили к заданиям, т.к. были расчетные задания с применением формул: Закона Ома для участка цепи, закона Джоуля - Ленца. Учащиеся применяют формулы, но допускают расчетные ошибки.

В части С, единицы учащихся приступили к заданиям и выполнили без ошибок.

Неумение учащихся применять знания на практике.

Причины не очень высокого качества знаний по предмету:

Разный уровень обученности и воспитанности

Низкая концентрация внимания

Неумение учащихся применять знания на практике

Виды педагогической деятельности для повышения качества знаний:

1. Реализация личной проблемной темы преподавателя.

2. Индивидуальная работа с учащимися:

* Индивидуальные домашние задания

* дополнительные занятия и консультации

* задания ориентированные на личностные особенности учащихся

3. Развитие заинтересованности к предмету:

* творческие работы (доклады, рефераты, сообщения)

* олимпиады, научные конференции

4. Открытая оценка.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Анализ выполнения контрольных работ по физике

Анализ выполнения контрольных работ по физике

Средний балл: 2,8

Учащиеся выполняли задачи:

А. с заданиями выбором ответа- 1- 4;

В. задачи на соответствие;

С. задача на развёрнутый ответ;

Класс слабый. К. р. рассчитан на среднего ученика. Затруднения- при решении задач на соответствие. Допускаются ошибки при преобразовании выражений. Плохая каллиграфия. Неаккуратно оформляются решения задач, хотя знают алгоритм решения и оформления задач. Не переведены единицы измерения в систему СИ. Хомушку Чадаган. Балдан Айдын- очень слабые знания, много пробелов в чтении и письме. Наблюдается улучшение у Хомушку Саглай.

Дата проведения: _25 мая 2015 г_ Количество учащихся: 7 человек.

Контрольную работу выполнили 7 человек.

Учитель физики: Кенден-оол Валентина Кужугетовна.

Таблица 1. Результаты выполнения контрольной работы.

Максимальное количество баллов: 13

А. с заданиями выбором ответа- 1- 4;

В. задачи на соответствие;

С. задача на развёрнутый ответ;

Дата проведен18 мая 2015 г. Количество учащихся: 4 человек.

Контрольную работу выполнили 4 человек.

Учитель физики: Кенден-оол Валентина Кужугетовна.

Класс средний. К. р. рассчитан на среднего ученика. Затруднения- при решении задач с развёрнутым ответом и на чтение графиков. Допускаются ошибки при преобразовании выражений.

Таблица 1. Результаты выполнения контрольной работы.

Максимальное количество баллов: 13

Учащиеся выполняли задачи:

А. с заданиями выбором ответа- 1- 4;

В. задачи на соответствие;

С. задача на развёрнутый ответ;

Класс с хорошей мотивацией к учёбе. К. р. рассчитан на среднего ученика. Умеют организовать свою работу, хорошо ориентируются в применении физических законов в различных ситуациях. Затруднения- при решении задач на чтение графиков. Допускаются ошибки при преобразовании выражений.

В 7 классе провести индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися- Б. Айдын, Х Чадаган, О. Белек.

- Особо уделить внимание на решение задач на чтение, построение графиков.

- Увеличить время на практическую часть урока- решение качественных задач.

- Систематически провести тематические проверочные работы.

3. В рабочую программу включить практикумы по решению физических задач.

Анализ составила учитель физики Кенден-оол Валентина Кужугетовна.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Контрольная работа по физике в 8 классе в форме ГИА

Контрольная работа по физике в 8 классе в форме ГИА

Тестовые задания по физике для срезовой контрольной работы обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания физического образования, программой по физике для основной общеобразовательной школы, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы и на основе контрольно-измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации.

Целью данной тестовой работы является контроль степени усвоения учащимися 9 класса основных понятий, формул, законов по теме «Электрические явления» курса физики; умений соотносить понятия с особенностями и свойствами тел, явлений, процессов; применять формулы и законы физики для анализа процессов на качественном уровне и при решении графических и расчетных задач.

На выполнение срезовой контрольной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из трех частей и включает 25 заданий.

Часть 1 содержит 18 заданий (1 – 18). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (19–21). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

Часть 3 содержит 4 задания (22–25), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе. Задание 22 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

К каждому из заданий 1 – 18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити легкий шарик из алюминиевой фольги. Заряд шарика:

Верными являются утверждения:

2. К положительно заряженному электроскопу поднесли, не касаясь его, диэлектрическую палочку. При этом листочки электроскопа разошлись на заметно меньший угол. Заряд палочки может быть

1) только положительным

2) только отрицательным

3) и положительным, и отрицательным

3. Какое из указанных веществ является проводником?

4. Как изменяется сила, действующая на заряженную гильзу со стороны электрического поля заряженного тела, при увеличении расстояния между гильзой и телом?

4) зависит от природы и размеров тела, создающего поле

5. Ядро атома калия содержит

1) 19 протонов, 20 нейтронов

2) 19 протонов, 39 нейтронов

3) 20 протонов, 19 нейтронов

4) 20 протонов, 39 нейтронов

6. К одному из незаряженных электрометров, соединённых проводником, поднесли положительно заряженную палочку. Как распределится заряд на электрометрах?

1) оба электрометра будут заряжены отрицательно

2) оба электрометра будут заряжены положительно

3) на электрометре 1 будет избыточный положительный заряд, на электрометре 2 – избыточный отрицательный заряд

4) на электрометре 1 будет избыточный отрицательный заряд, на электрометре 2 – избыточный положительный заряд.

7. В таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Какое значение напряжения должно стоять в пустой клетке?

Прочитайте текст и выполните задания 16 – 18

Электрический ток в металлах

В течение года электрический ток пропускался через три последовательно соединенных с тщательно отшлифованными торцами металлических цилиндра (Сu, Al, Pb ) одинакового радиуса. Никаких, даже микроскопических, следов переноса вещества не обнаружилось: следовательно, ионы в металлах не участвуют в переносе электричества, а перенос заряда в металлах осуществляется частицами, которые являются общими для всех металлов.

Если в металле имеются подвижные, слабо связанные с решеткой носители тока, то при резком торможении проводника эти частицы должны по инерции смещаться вперед, как смещаются вперед пассажиры, стоящие в вагоне при его торможении. Результатом смещения зарядов должен быть импульс тока; по направлению тока можно опреде­лить знак носителей тока, а зная размеры и сопротивление проводника, можно вы­числить удельный заряд носителей. Оказалось, что значения удель­ного заряда и массы носителей тока и электронов, движущихся в вакууме, со­впадали. Таким образом, было оконча­тельно доказано, что носителями электри­ческого тока в металлах являются свобод­ные электроны.

Валентные электроны, сравнительно слабо связанные с атомными ядрами, отрываются от атомов металла, становятся «свободными» и могут перемещаться по всему объему. Таким образом, в узлах кристаллической решетки располагаются ионы металла, и между ними хаотически движутся свободные электроны.

Согласно электронной теории, сопротивление металлов обусловлено соударениями свободных электронов с ионами кристаллической решетки. Подвижность свободных электронов с увеличением температуры уменьшается, сопротивление металлов при нагревании увеличивается.

Зависимость сопротивления и удельного сопротивления металлов от температуры:

где ?и?0,RиR0 соответственно удельные сопротивления и сопротивления проводника при t и 0 o С; ?температурный коэффициент сопротивления.

16. Носителями тока в металлах являются…

2) положительные ионы

3) электроны и положительные ионы

4) металлы не проводят электрический ток

17. С ростом температуры сопротивление металла растет, т.к.

1) увеличивается подвижность свободных электронов

2) уменьшается подвижность свободных электронов

3) увеличивается подвижность положительных ионов

4) уменьшается подвижность положительных ионов

18. Удельное сопротивление меди при 20 o С равно 1,7 · 10 -8 Ом · м. Температурный коэффициент сопротивления для меди равен 0,0043 0 С -1. Сопротивление меди при 40 0 С равно…

1) 1,6 · 10 -8 Ом · м

2) 1,7 · 10 -8 Ом · м

3) 1,8 · 10 -8 Ом · м

4) 3,4 · 10 -8 Ом · м

Ответом к каждому из заданий 19 – 21 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры могут повторяться.

19. Установите соответствие между физической величиной и формулой для её вычисления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В) мощность тока

Используя табличные данные, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) сопротивление алюминиевой проволоки длиной 2 м и площадью поперечного сечения 4 мм 2 равно 5,6 Ом

2) если вольфрамовую и латунную проволоки одинаковой длины и одинакового сечения соединить последовательно, то большее количество теплоты будет выделяться на вольфрамовой проволоке

3) если вольфрамовую и латунную проволоки одинаковой длины и одинакового сечения соединить параллельно, то меньшее количество теплоты будет выделяться на латунной проволоке

4) если никелиновую и медную проволоки одинаковой длины и одинакового сечения соединить последовательно, то больший ток будет течь через никелиновую проволоку

5) если никелиновую и медную проволоки одинаковой длины и одинакового сечения соединить последовательно, то падение напряжения будет больше на никелиновой проволоке

Для ответа на задания части 3 (задания 22 – 25) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ к нему.

22. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

Задание 23 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать в себя не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

23. На вертикально расположенной доске закреплена электрическая схема (см. рисунок), состоящая из источника тока, лампы, упругой стальной пластины АВ. К одному концу пластины подвесили гирю, из-за чего пластина изогнулась и разомкнула цепь. Что будет наблюдаться в электрической цепи, когда доска начнёт свободно падать? Ответ поясните.

Для заданий 24 – 25 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи, запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а так же математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

24. Нагреватель включен последовательно с реостатом сопротивлением 7,5 Ом в сеть напряжением 220 В. Каково сопротивление нагревателя, если мощность электрического тока в реостате составляет 480 В?

25. Электродвигатель подъемного крана поднимает груз массой 1 т на высоту 18 м за 50 с. КПД установки составляет 50%. Чему равна сила тока, протекающего через электродвигатель?

Ответы и критерии оценки выполнения заданий варианта 1

За верное выполнение каждого из заданий 1 – 18 выставляется 1 балл.

Содержание критерия оценивания заданий 24 - 25

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких – либо числовых расчетов.

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла.

К каждому из заданий 1 – 18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. На рисунке изображены три пары заряженных легких одинаковых шариков, подвешенных на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком(-их) случае(-ях) заряд второго шарика может быть отрицателен?

2. К положительно заряженному электроскопу поднесли, не касаясь его, диэлектрическую палочку. При этом листочки электроскопа разошлись на заметно больший угол. Заряд палочки может быть

1) только положительным

2) только отрицательным

3) и положительным, и отрицательным

3. Какое из приведенных веществ является диэлектриком?

2) раствор поваренной соли

4. Электрическое поле действует на положительные заряды с силой, направленной…

3) перпендикулярно полю

4) это зависит от свойств поля

5. В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов. Сколько в ядре протонов?

Сколько электронов имеет нейтральный атом?

1) 11 протонов, 23 электрона

2) 35 протонов, 11электронов

3) 11 протонов, 12 электронов

4) 11 протонов, 11 электронов

6. К незаряженному электрометру поднесли положительно заряженную палочку. Какой заряд приобретут шар и стрелка электрометра?

1) шар и стрелка будут заряжены отрицательно
2) шар и стрелка будут заряжены положительно
3) на шаре будет избыточный положительный заряд, на стрелке – избыточный отрицательный заряд
4) на шаре будет избыточный отрицательный заряд, на стрелке - избыточный положительный заряд

7. Какой вид имеет для проводника график зависимости силы тока от напряжения?

4) сила тока с напряжением не связана

8. Рассчитайте общее сопротивление цепи, показанной на рисунке, если сопротивление каждого резистора равно 8 Ом.

9. Если при напряжении 10 В на участке цепи сила тока в цепи равна 2 А, то сопротивление этого участка равно…

10. Сопротивление медной проволоки площадью поперечного сечения 2 мм 2 и длиной 1000 м равно…

11. Электрическая цепь состоит из двух параллельно соединенных резисторов, сопротивление которых R1 = 10 Ом, R2 = 5 Ом. Сила тока во втором резисторе 2 А. Чему равна сила тока в неразветвленной части цепи?

12. При измерении силы тока и напряжения параллельно электрической лампе…

1) включается только амперметр

2) включается только вольтметр

3) включается амперметр и вольтметр

4) не включается ни амперметр, ни вольтметр


13. В электрическую цепь включены четыре резистора. Какие из них включены последовательно?

14. При напряжении 10 В на участке цепи и силе тока 3 А работа электрического тока на участке цепи за 2 мин равна…

15. При переменном напряжении 400 В сила тока в электродвигателе составила 92 А. Мощность тока в обмотках электродвигателя равна…

Прочитайте текст и выполните задания 16 – 18

Особый случай параллельного соединения проводников – короткое замыкание. Это параллельное включение в цепь проводника с очень маленьким сопротивлением

Рассмотрим, как это может произойти.

Пусть лампы и выключатель соединены так, как показано на схемах. Обратите внимание, что выключатель и вторая лампа соединены параллельно, кроме того, замкнутый выключатель на правой схеме – проводник с очень маленьким сопротивлением. Следовательно, согласно определению, на правой схеме существует короткое замыкание лампы.

Пусть, например, напряжение источника тока подобрано так, что при разомкнутом выключателе обе лампы светятся не очень ярко – в полнакала (поэтому на первой схеме они наполовину закрашены). Если же выключатель замкнуть, то левая лампа будет гореть ярко, а правая лампа вообще погаснет. Таким образом, увеличение яркости левой лампы указывает нам, что при существовании в цепи короткого замыкания сила тока резко возрастает. Согласно закону Джоуля-Ленца, возрастание силы тока может привести к перегреванию проводов и возникновению пожара.

Почему левая лампа загорается ярче? При параллельном соединении проводников их общее сопротивление становится меньше меньшего из них, то есть даже меньше, чем сопротивление выключателя (у которого оно и так почти равно нулю). Согласно закону Ома, уменьшение сопротивления приводит к возрастанию силы тока. А возрастание тока, согласно закону Джоуля-Ленца, приводит к более сильному накалу спирали левой лампы.

Почему гаснет правая лампа? Поскольку при параллельном соединении проводников напряжение на каждом из них одинаково, то напряжения на правой лампе и на выключателе одинаковы. По закону Ома

Как мы выяснили в предыдущем абзаце, сопротивление этого соединения почти равно нулю, то есть R0. Подставляя ноль в формулу, получим:

То есть, напряжение на выключателе и лампочке равно нулю (точнее, очень маленькое). Такого напряжения явно недостаточно, чтобы поддерживать свечение лампы, поэтому она гаснет.

Для защиты электроприборов от короткого замыкания применяют предохранители. Их назначение – отключать электроэнергию в случае, если ток возрастает больше допустимой величины. Существуют плавкие предохранители. В них основной деталью является тонкая (диаметром около 0,1 мм) проволочка из олова или свинца. В случае сильного возрастания тока она плавится, размыкая цепь. В отличие от «многоразовых» автоматических предохранителей, плавкие предохранители являются одноразовыми электроприборами.

Если предположить, что провода, подводящие ток к квартирной проводке, сделаны из алюминия и имеют диаметр 1 мм, то площадь сечения свинцовой проволочки окажется в 100 раз меньше. Кроме того, заглянув в таблицу, мы увидим, что удельное сопротивление свинца примерно в 10 раз больше, чем у алюминия. Следовательно, сопротивление проволочки примерно в 1000 раз больше сопротивления алюминиевого провода такой же длины. Поскольку провод и предохранитель (то есть проволочка) соединены последовательно, то сила тока в них одинакова. Так как по закону Джоуля-Ленца

следовательно, количество теплоты, выделяющееся в проволочке, в каждый момент времени в 1000 раз больше, чем в проводе. Именно поэтому проволочка плавится, а электропроводка остаётся в сохранности.

16. На каком действии электрического тока основано устройство плавкого предохранителя?

2) на химическом

4) на всех перечисленных выше

17. Почему при коротком замыкании возникает большая сила тока?

1) при этом очень мало сопротивление цепи

2) при этом очень велико сопротивление цепи

3) цепь вообще разрывается

4) резко возрастает напряжение на участке цепи

18. Что может быть причиной резкого увеличения силы тока в цепи?

1) короткое замыкание

2) одновременное включение мощных потребителей электроэнергии

3) первые два фактора

4) отсутствие предохранителей в цепи

Ответом к каждому из заданий 19 – 21 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры могут повторяться.

19. Укажите соответствие между физическими величинами и единицами измерений этих величин. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21. На рисунке представлена графическая связь силы тока и напряжения на двух резисторах. Используя графические данные, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) сопротивление первого резистора в 2 раза меньше, чем второго

2) сопротивление первого резистора равно 16 Ом

3) если резисторы соединить последовательно, то при напряжении 10 В ток через резисторы будет равен 1,5 А

4) работа тока силой 2А, текущего через второй резистор, за 2 с равна 64 Дж

5) если резисторы соединить параллельно, то при напряжении 8 В ток через первый резистор будет равен 3А

Для ответа на задания части 3 (задания 22 – 25) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ к нему.

22. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2. проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Задание 23 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать в себя не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

23. Незаряженный проводящий легкий шарик висит на шелковой нити между заряженным кондуктором электрофорной машины и незаряженной проводящей пластиной. Что произойдет, если к шарику приблизить кондуктор электрофорной машины? Ответ поясните.

Для заданий 24 – 25 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи, запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а так же математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

24. Нагревательный элемент, рассчитанный на напряжение 120 В, имеет номинальную мощность 480 Вт. Спираль элемента изготовлена из никелиновой проволоки, имеющей длину 18 м. Чему равна площадь поперечного сечения проволоки?

25. Подъемный кран поднимает равномерно груз массой 0,5 т на высоту 28,5 м за 30 с. Чему равен КПД двигателя крана, если сила тока, потребляемая краном, равна 25 А, а напряжение на обмотке его двигателя 380 В?

Ответы и критерии оценки выполнения заданий варианта 2

За верное выполнение каждого из заданий 1 – 18 выставляется 1 балл.

Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом

22.Характеристика оборудования.

При выполнении задания используется комплект оборудования № 5 в составе:

• источник тока (4,5 В)

• резисторы 12 Ом и 6 Ом, обозначенные R1 и R2

• вольтметр (погрешность измерения 0,2 В)

• ключ и соединительные провода.

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1) Схема экспериментальной установки:


2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.

Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.

Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ = 4,1 В.

3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.

С учетом погрешности измерений сумма напряжений на концах цепи из

двух резисторов находится в интервале от 3,8 В до 4,6 В.

Измеренное значение общего напряжения 4,1 В попадает в этот интервал

Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах

равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.

Измерение напряжений считается верным, если значение U попадает

в интервал ±0,2 (B ) к указанным значениям.

Содержание критерия оценивания задания 22

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

1) схематичный рисунок экспериментальной установки;

2) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае –напряжение для трёх измерений );

3) сделаны расчеты и сформулированный правильный вывод.

Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но

– допущена ошибка в единицах измерения при представлении результатов измерения физической величины;

– допущена ошибка при указании интервала возможных значений физической величины с учетом погрешности её определения;

– допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены результаты прямых измерений величин, но не сформулирован вывод.

Сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях.

Записаны только правильные результаты прямых измерений.

Сделан рисунок экспериментальной установки и частично приведены результаты верных прямых измерений.

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

23. Образец возможного ответа

1) Шарик придет в колебательное движение

2) При соприкосновении с кондуктором электрофорной машины шарик получит электрический заряд, например отрицательный, и оттолкнется от кондуктора. Прикоснувшись к проводящей пластине, шарик передаст ей большую часть отрицательного заряда и оттолкнется от нее. Затем он опять коснется кондуктора электрофорной машины, и процесс повторится.

Содержание критерия оценивания задания 23

Представлен правильный ответ, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.

Содержание критерия оценивания заданий 24 - 25

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких – либо числовых расчетов.

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла.

контрольных измерительных материалов для проведения

срезовой контрольной работы

по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших

основные общеобразовательные программы

основного общего образования

1. Назначение срезовой контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений по теме «Электрические явления».

Содержание срезовой контрольной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».)

2. Структура срезовой контрольной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).

Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.

Часть 2 включает 3 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр. Задания 19 и 20 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задание 21 предполагает выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 3 содержит 4 задания, для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 22 представляет собой практическую работу, для выполнения которой необходимо использовать лабораторное оборудование.

Распределение заданий по частям срезовой контрольной работы

мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 36

3. Распределение заданий срезовой контрольной работы по содержанию

При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В срезовой работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения раздела курса физики основной школы «Электрические явления».

Общее количество заданий в срезовой работе приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.

4. Распределение заданий срезовой контрольной работы по видам проверяемой деятельности.

Срезовая работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

Понимание смысла понятий.

Понимание смысла физических явлений.

Понимание смысла физических величин.

Понимание смысла физических законов.

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

Решение задач различного типа и уровня сложности.

Работа с информацией физического содержания.

В таблице 2 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Задания для срезовой работы по физике характеризуются по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.

5. Распределение заданий срезовой контрольной работы по уровню сложности.

В срезовой работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в первую часть работы (14 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (задания 19 и 20). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Задания повышенного уровня распределены между всеми частями работы: четыре задания с выбором ответа, одно задание с кратким ответом и одно задание с развернутым ответом. Все они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать качественные и расчетные задачи.

Задания части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации, а также проводить экспериментальные исследования. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Максималь -ный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 36

6. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий различной частей работы составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 2 до 5 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 6 до 15 минут;

3) для заданий высокого уровня сложности – от 20 до 30 минут.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 180 минут.

7. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в бланке ответ совпадает с верным ответом. Задания 19 – 21 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Задания с развернутым ответом оцениваются двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение экспериментального задания составляет 4 балла, за решение расчетных задач высокого уровня сложности – 3 балла, за решение качественной задачи – 2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

В контрольном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 г.

Нижнюю границу для выставления отметки «3» рекомендуется устанавливать равной 9 баллам. Предложенная нижняя граница баллов может быть снижена, но не ниже чем до 8 баллов.

8. Условия проведения и проверки

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

срезовой контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы основного обще-

го образования, для проведения срезовой контрольной работы

Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Раздел 1. Элементы содержания, проверяемые на срезовой контрольной работе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по физике.

В первом столбце таблицы указываются коды элементов содержания, для проверки которых создаются тестовые задания.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов

Закон сохранения электрического заряда

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические

заряды. Проводники и диэлектрики

Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение

Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников

Работа и мощность электрического тока

Закон Джоуля – Ленца

Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по физике, освоение которых проверяется в ходе срезовой контрольной работы.

В первом столбце таблицы указываются коды требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями контрольной работы.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле.

Знание и понимание смысла физических величин: работа, мощность, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока.

Знание и понимание смысла физических законов: Ньютона, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца.

Умение описывать и объяснять физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока.

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу)

и выводы описанного опыта или наблюдения

Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой

Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика

Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока)

Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

Решение задач различного типа и уровня сложности

Понимание текстов физического содержания

Понимание смысла использованных в тексте физических терминов

Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста

Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста

Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о электрических явлениях

Умение применять физические знания: обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока.