Руководства, Инструкции, Бланки

положение об антиалкогольной политике образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (364 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Не могу найти! антиалкогольная и антинаркотическая политика на предприятии

Голосование: не могу найти! антиалкогольная и антинаркотическая политика на предприятии

Свиток: Антиалкогольная и антинаркотическая политика


Антиалкогольная и антинаркотическая политика

Политика определяет требования направленные на исключение употребления сотрудниками ТОО «Компас-Сервис» алкоголя и наркотических средств на рабочем месте и в рабочее время.

Антиалкогольная и антинаркотическая политика направлена на:
• недопущение несчастных случаев при производстве работ, связанных с алкогольным опьянением или в наркотическом состоянии;
• предупреждение совершения преступлений в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
• организация контроля со стороны руководства для пресечения возможности употребления персоналом алкоголя и наркотических средств;
• создание условий исключающих возможность употребления персоналом алкоголя и наркотических средств;
• пропаганду здорового образа жизни;
• исключение употребления алкоголя и наркотических средств в ТОО «Компас-Сервис».

Пути реализации антиалкогольной и антинаркотической политики ТОО «Компас-Сервис»
• нормирование и планирование рабочего времени исключающие возможность употребление алкоголя и наркотических средств;
• при проведении инструктажа перед началом работ инструктировать персонал об опасности употребления алкоголя и наркотиков и возможных последствий;
• постоянный контроль за персоналом во время выполнения работ во
избежание нарушения работниками требований настоящей политики.
• снабжение литературой, пропагандирующей негативное влияние на здоровье
и производственную деятельность работников употребление алкоголя и
наркотических средств.

Выполнение Политики предотвратит несчастные случаи и совершение преступлений работниками при производственной деятельности в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств.
Руководство ТОО «Компас-Сервис» берет на себя ответственность за соблюдение данной Политики и принимает обязательства по постоянному ужесточению мер административного или дисциплинарного наказания за употребление алкоголя и наркотиков персоналом ТОО.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

« Первая ← Пред. 1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться .

© 2006—2016, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

положение об антиалкогольной политике образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положение об антиалкогольной политике образец

    Главная > Разъяснения > Финансовые вопросы > Вопрос. В организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка, а уже работающих работников заставляют подписать документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение акта? (Консультация эксперта, 2007)

    Вопрос. В организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка, а уже работающих работников заставляют подписать документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение акта? (Консультация эксперта, 2007)

    Вопрос: В организации за подписью руководителя организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации как в рабочее, так и в нерабочее время или же появление в офисе компании в состоянии опьянения даже в нерабочее время работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с указанным документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, а уже работающих работников заставляют подписать указанный документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение такого акта?
    Ответ: Документ, называемый "Антиалкогольная политика компании", относится к категории локальных нормативных актов, то есть актов, содержащих нормы права и издаваемых руководством организации в пределах предоставленных ему полномочий. Такой акт относится к источникам трудового законодательства только в том случае, если содержит нормы трудового права, то есть нормы, регулирующие трудовые отношения (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ) или иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, других (ст. 1 ТК РФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права; нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
    В указанном локальном нормативном акте очевидной ошибкой является условие о его подписании всеми работниками, по общему правилу введение локального нормативного акта не требует его подписания работниками. Для применения локального нормативного акта необходима такая процедура, как ознакомление с его положениями тех, кому акт предназначен.
    Ознакомление работников с положениями локального нормативного акта может осуществляться в различных формах (в устной, письменной, комбинированной), разными способами и иметь или не иметь письменное закрепление.
    Отказ лица, принимаемого на работу, проставить отметку об ознакомлении с антиалкогольной политикой компании (в листе ознакомления, ином документе) не может являться основанием для отказа работодателя в заключении трудового договора: согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора; необоснованным отказом будет признан отказ по причинам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Отказ работника засвидетельствовать ознакомление с антиалкогольной политикой компании не может иметь каких-либо правовых последствий.
    Меры ответственности, установленные данным локальным нормативным актом, искажены по сравнению с предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Так, пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает ответственность работника за появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
    Разъяснение по применению данной нормы дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63). Согласно п. 42 Постановления при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса, суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию.
    Отношения вне рабочего времени, то есть времени, которое работник вправе использовать по своему усмотрению, не являются трудовыми и не могут регулироваться трудовым законодательством и тем более локальным нормативным актом.
    Нежелательность появления работников в состоянии алкогольного опьянения, а тем более распития спиртных напитков решается с помощью других правомерных средств. Например, путем введения пропускной системы, при которой появление на рабочем месте вне установленного рабочего времени конкретного работника будет просто невозможно. Если нахождение работника на территории организации в нерабочее время должно быть ограничено, то для этого не обязательно вводить антиалкогольную политику, а достаточно отразить запрет на появление работника на территории организации за пределами рабочего времени в таком локальном нормативном акте, как правила внутреннего трудового распорядка.
    Л.В.Щур-Труханович
    Консультационно-аналитический центр
    по бухгалтерскому учету
    и налогообложению
    28.02.2007

    Положение об антиалкогольной политике образец

    Корпоративный семинар «Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
    Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база. Подготовка организации к применению профессиональных стандартов. Кадровые технологии, зависящие от введения профессиональных стандартов. Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов. Порядок приведения в соответствие наименований должностей в компании с профстандартами и квалификационными справочниками, корректировка должностных инструкций. Рекрутмент. Процедура отказа в приеме на работу. Изменение системы оплаты труда. Корректировка штатного расписания. Процедура подтверждения квалификации. Повышение квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами. Организация обучения работника в случае несоответствия профстандарту. Порядок перевода работника на другую должность или расторжение трудового договора по результатам оценки.

    ФОРУМ

    29 Сен, 2016 г. - 09:00

    26 Сен, 2016 г. - 14:48

    29 Сен, 2016 г. - 08:22

    О сайте
    Обсуждения, касающиеся работы сайта. Здесь Вы можете задавать вопросы о том, как пользоваться тем или иным сервисом.
    Модераторы Skate. luna198. Евгений К.

    08 Сен, 2016 г. - 16:53

    Исследовательская работа

    Исследовательская работа

    Голенева Анна Александровна

    Россия, Тюменской область, город Заводоуковск.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Заводоуковского городского округа

    «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

    Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия — это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых. Однако, несмотря на это, сегодня в России существует множество неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема алкоголизации нации, и, прежде всего, молодого поколения.

    Автор убеждает, что современное законодательство недостаточно защищает молодежь по вопросу ответственности за продажу алкогольных напитков, дает рекомендации по организации антиалкогольной политики, отвечает на ряд важных вопросов: "Причины молодёжного алкоголизма", "Решение проблемы алкогольной зависимости молодёжи" и др.

    «Антиалкогольная политика и молодёжь»

    Голенева Анна Александровна

    Россия, Тюменской область, город Заводоуковск.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Заводоуковского городского округа

    «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

    В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. от детства до старости.

    Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.

    Проблема употребления учащимися алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами. За последнее время алкоголизм значительно помолодел. В старших классах школ и колледжах вошли в моду вечеринки с пивом, и никого уже не удивляют подростки на улице, распивающие легкие алкогольные напитки. Купить алкоголь для них не проблема, многие торговые точки в погоне за прибылью продают его даже детям, нарушая при этом закон.

    Особенно гибельно злоупотребление алкоголя в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни - алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям.

    Цель исследования - изучение современного законодательства по совершенствованию федеральной и региональной антиалкогольной политики как средство общесоциальной профилактики пьянства.

    1.Изучить российское антиалкогольное законодательство.

    2. Рассмотреть молодёжный алкоголизм как социальную проблему.

    3.Сформулировать предложения по совершенствованию антиалкогольной политики.

    Предмет исследования - современное антиалкогольное законодательство.

    Объект исследования - федеральная антиалкогольная политика.

    Гипотеза - если мы изучим государственную антиалкогольную политику, то сможем увидеть, насколько законодательно защищена молодёжь по вопросу злоупотребления алкоголя и проведения антиалкогольной политики среди молодёжи и подростков.

    Россия, Тюменской область, город Заводоуковск.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Заводоуковского городского округа

    «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

    1этап – подготовительный этап, состоящий из постановки проблемы, направлений деятельности и сбора информации.

    2 этап – организационный. Включает в себя поиск активных участников проекта.

    3-этап – информационно-аналитический. Проводится поиск материалов, анкетирование участников, формирование четкой картины предстоящей работы, направлений деятельности, выработки методов реализации проекта.

    4 этап – прогностический. Вырабатываются предполагаемые результаты, структурируется сам проект и разрабатываются методологическое и методическое обеспечение.

    5 этап – этап реализации.

    6 этап – заключительный. Подводятся итоги проведенной работы. К созданному проекту добавляются презентация.

    - нормативно - правовые акты;

    - изучение опубликованных материалов и их анализ;

    - сопоставительный, сравнительный, текстуальный методы;

    - социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование.

    Для выполнения работы я использовал следующую литературу:

    1.Олег Трутнев. Госдума одобрила ограничения на продажу алкоголя // http://www.kommersant.ru/doc/1686585
    2.Мария Глушенкова, Максим Кваша. Цирк с акцизами// Коммерсантъ Деньги, №20 (827), 23.05.2011// http://www.kommersant.ru/doc/1634237
    3. Пресс-конференция начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области // http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/. cmsArticle
    4. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области // http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/. cmsArticle
    5. Судебная практика Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области за 2011 год // http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/. cmsArticle
    6. Информация ГУВД о реализации мероприятий программы «Основные направления деятельности по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тюменской области» // http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/. cmsArticle
    7. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1743от28.04.2011«К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь»// http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111563

    11.Административный Кодекс РФ.

    12.Уголовный Кодекс РФ.

    Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия — это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых. Однако, несмотря на это, сегодня в России существует множество неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема алкоголизации нации, и, прежде всего, молодого поколения. Проблема молодежного алкоголизма в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни молодого человека.

    Об этом говорят и результаты анкетирования, проведённого в ходе подготовки работы. Было опрошено 83 старшеклассника МАОУ "СОШ №1" г.Заводоуковска. Всем ученикам предлагалось ответить на вопрос: "Какие проблемы вы считаете наиболее актуальными для современной молодёжи?" Анализ анкет показал, что 49 (59%) учеников на первое место ставят проблему алкоголизма. Среди других выделяют интернет - зависимость (38.5%), трудоустройства молодых специалистов (35%), решение жилищного вопроса для молодых семей (30%) (Приложение №1).

    Негативное воздействие на состояние национальной безопасности усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России. Уже с ХVI века планомерно и агрессивно насаждается миф об извечном русском пьянстве. Однако в исторических документах нет ни малейшего упоминания о производстве или ввозе
    на Русь алкогольных изделий. И в Средневековье Россия вступила, как
    и вышла из него, трезвой. Наш народ на протяжении столетий был одним
    из самых трезвых народов Европы, вплоть до 1960-х годов ХХ века. Тогда был преодолён критический уровень потребления алкоголя в 8 литров
    на душу населения в год, за которым следует необратимое угасание этноса.
    В настоящее время уровень потребления алкоголя в 18 литров привёл
    к такому кризису общественного здоровья, который Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала беспрецедентным для индустриально развитой страны в мирное время.

    Потребление алкоголя в России достигает по разным оценкам 13-15 литров на душу

    населения, является одним из самых высоких в мире. Не менее четвертой части от этого объема составляет фальсифицированный высокотоксичный алкоголь, часто технический и не предназначенный для внутреннего употребления людьми. Влияние этих негативных факторов усугубляется дискомфортностью образа жизни и неполноценным питанием большинства населения страны. Для сравнения потребление алкогольных напитков достигает в пересчете на абсолютный алкоголь 13,5 л во Франции, 9-12 л в Эстонии, 10 л - в Чешской республике, 7,2 л - в США.

    Ежегодно в России от злоупотребления алкоголем умирает порядка 60 тысяч человек. В

    большей степени смерти случаются не столько от случайных отравлений алкоголем, а от последствий его чрезмерного потребления – сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а так же травм, полученных в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению статистики всех жизненных реалий нет, но мы можем посмотреть другие, не менее интересные сведения Росстата, согласно которым в 2013 году Россия недосчиталась 8000 своих граждан, умерших от случайных отравлений алкоголем. Особая значимость данной цифры заключается в том, что в незначительном для демографии страны количестве смертей скрываются ушедшие из жизни абсолютно здоровые люди, отравившиеся даже одной рюмкой злокачественного зелья. (Приложение №2).

    Сегодня алкоголь является активным соучастником тяжких преступлений, зачастую сопряженных с убийством. Так, за 2012 год выявлено более 270 тысяч лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, а это более 30% всех совершенных преступлений. (Приложение №3).

    Тема сохранения и улучшения здоровья населения Российской Федерации сейчас особенно актуальна и выходит на первое место среди приоритетных отраслей, требующих государственного регулирования. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет массовое распространение алкоголизма как одну из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации. Концепция демографической политики Российской Федерации
    на период до 2025 года в качестве основных задач называет укрепление здоровья населения. В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, алкоголизм является одним из факторов демографического и социального кризиса в России
    и представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, общества, государства.

    Молодёжь и алкоголизм.

    В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. от детства до старости.

    Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.

    Проблема употребления учащимися алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами. За последнее время алкоголизм значительно помолодел. В старших классах школ и колледжах вошли в моду вечеринки с пивом, и никого уже не удивляют подростки на улице, распивающие легкие алкогольные напитки. Купить алкоголь для них не проблема, многие торговые точки в погоне за прибылью продают его даже детям, нарушая при этом закон.

    Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

    Главные причины употребления алкоголя:

    • Социальные факторы повышенного риска – это неблагополучная семья, неправильное воспитание, компания алкоголизирующихся сверстников.
      Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.
    • Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.
    • Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

    1. Негативные межличностные отношения внутри семьи;

    2. Чрезмерная опека со стороны родителей;

    4. Поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д

    Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни - алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям.

    С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, аморальное поведение, самоубийства. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет.

    Алкоголь отнимает у России будущее – ее молодежь, которая все больше втягивается в употребление алкоголя. Еще в 2002 г. было установлено, что 80,8% молодежи в возрасте 11–24 лет употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90%. Девушки – будущие матери – не отстают от юношей. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет.

    Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Алкоголизм как заболевание у подростков встречается не часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. У подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростка формирование хронического алкоголизма происходит в 3- 4 раза быстрее, это связано с анатомо-физиологическим строением молодого организма.

    В подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения. Употребление алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю алкогольную дозу сразу, что влечет за собой быстрое развитие запойного пьянства.

    Алкоголизация - это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Ранняя алкоголизация рассматривается как нарушение поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции.

    Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого должна сводится к постепенному искоренению причин массового пьянства, миниминизации его негативных последствий. Основным направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение) пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для появления и действия причин.

    Антиалкогольная политика в РФ.

    Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:

    - во - первых, достижение положительных результатов в антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;

    - во - вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;

    - в-третьих, значение усиления эффективности антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.

    С учётом того, что пьянство - это социальное зло, то борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.

    Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средство общесоциальной профилактики пьянства.

    Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке такой работы её многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно - правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной доктрины.

    Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение последствий (включая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предовращение её употребления молодёжью. более эффективный контроль за производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.

    Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве её регионов. основными целями антиалкогольной политики должны стать:

    - всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения,

    формирование антиалкогольного общественного мнения;

    - последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;

    - предотвращение, устранение или смягчение социально-негативных, включая криминальные, последствий потребления алкогольной продукции среди населения;

    - обеспечение защиты интересов граждан, семей, общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;

    - осуществление защиты здоровья населения, особенно молодёжи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.

    Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и её субъектов, органы муниципального самоуправления, общественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане - активисты.

    В качестве первого организационного шага, обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую направленность координации, необходимо привлечь к работе Государственного комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер; руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.

    Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий, комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих заседаниях рассматривала подготовленные документы и ход проведения антиалкогольной политики.

    Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основной деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкогольной политики государства является Конституция РФ, обновлённое законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного кодекса). С учётом того, что современная правовая основа страдает отсутствием многих норм и значительно отстаёт от реалий российской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона "Об основах антиалкогольной политики Российской Федерации", других правовых актов федеральных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится при строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение, воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и правовых норм.

    Учитывая множественность и иерархию субъектов антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:

    - научно обоснованная разработка комплекса мероприятий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодёжи с использованием всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой информации, театра и кино;

    - действенное обеспечение государственной монополии на оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;

    - разработка мер по государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);

    - разработка комплекса мер по предупреждению социально - негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и судов;

    - обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;

    - обеспечение медицинской помощи населению, медико - социальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;

    - разработка нормативно - правовой базы для профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач антиалкогольной политики.

    Основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:

    - разработка и реализация в рамках Комплексной антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к ведению и территорий субъектов федерации;

    - проведение культурно - просветительных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно у детей, молодёжи, женщин, чётких антиалкогольных убеждений;

    - осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголем;

    - привлечение к ответственности юридических и физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.

    Важным направлением антиалкогольной политики является обеспечение действенного государственного и общественного контроля за реализацией алкогольной продукции и ограничения её производства. В связи с этим, необходимо усилить требования экспертизы винно - водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено.

    Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е формирование у населения представлений о полезности и допустимости её употребления по случаю торжеств и других актов.

    Перечисленные основные направления антиалкогольной политики, удачно сочетать с формами общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной политики.

    Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране, неэффективность применения административных и уголовных наказаний, назрела серьёзная необходимость повышения действительности применения уголовно - правовых, административно - правовых, гражданско - правовых и семейно - правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на почве пьянства.

    В этой связи особо нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. В Уголовном Кодексе, введённом с 1 января 1997 года, учтены многие международно - признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости.

    Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. и введённый с 1 января 2007 г. с модельным Уголовным кодексом, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17 февраля 1996 г. следует сделать вывод: российские законодатели учли многие рекомендации, которые способствовали бы более эффективной профилактической работе правоохранительных органов.

    Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст.23 УК РФ), законодательно закреплено применение положение о том, что состояние опьянения в новом УК РФ (общая часть) признаётся обстоятельством, отягчающим наказание (ст.63 УК РФ 1. Отягчающими обстоятельствами признаются: д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения).

    В УК РФ не предусмотрены статьи по принудительному медицинскому лечению лиц, совершивших преступление ( СТ 97 УК РФ. 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: 2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства.

    Ст. 151.1 УК РФ. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции

    носит недостаточных характер, т.к. применить наказание к продавцу можно при условии: наказуемой признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней. Таким образом, состав по конструкции является формальным, момент окончания преступления зависит от срока привлечения к административной ответственности за совершение деяния в первый раз. Сама мера наказания предусматривает только штрафные санкции, что при существующей ситуации кажется недостаточным, т.к продажа алкогольной продукции несовершеннолетним продолжается.
    Особого внимания заслуживает борьба с распространением привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодёжи. которая ведётся недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди несовершеннолетних.

    В соответствии с законодательством есть правовая норма, регулирующая борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употреблении и злоупотреблении спиртными напитками. Важной целью антиалкогольной политики - помочь правовыми средствами сохранить здоровое подрастающее поколение, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.

    Однако в следственной и судебной практике практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: "Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, влечёт уголовную ответственность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа" В новом УК РФ данная статья изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (систематическое употребление).

    По - видимому, следует учитывать, что недооценка общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодёжи и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

    В системе правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающих на общественный порядок и связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в семье.

    Анализируя статьи Административного кодекса РФ можно прийти к выводу, что основными мерами наказания связанными с употреблением, продажей алкогольной продукции является штраф, при том что, штрафные санкции достаточно серьёзные.

    Вот, например, в статье 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, считается, что совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции:

    1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

    2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями

    несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Действительность дел говорит, что данные мероприятия недостаточно эффективны, т.к. продолжается вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя.

    Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Данная статья Административного кодекса РФ является действительно эффективной, т.к. только более серьёзное наказание чаще всего останавливает людей от совершения правонарушения.

    Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам полиции. В числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует выделить:

    - пресечение распития спиртных напитков, а также нахождения в пьяном виде в общественных местах;

    - установление притонов и лиц, предоставляющих помещение для наркоманов, токсиманов, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;

    - выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли винно - водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртных напитков;

    - предупреждение семейно - бытового пьянства;

    - целенаправленная антиалкогольная пропаганда.

    Среди категорий профилактируемых, необходимо уделить подросткам и молодёжи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.

    Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды.

    Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодёжь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды необходимы разработка Концепции антиалкогольного воспитания, просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений за здоровый образ жизни, учёных; обеспечение через СМИ активного противодействия пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций.

    Антиалкогольная пропаганда в молодёжной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой.

    Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодёжи во всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет.

    Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя» был принят депутатами Государственной Думы РФ, одобрен Советом Федерации РФ и подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в середине июля 2011 года. Законодательный документ вступает в силу в два этапа: первая его часть вступила с июля 2012 года, вторая основная с 01 января 2015 года.

    Закон о запрете спиртных напитков от 2015 года является основным направлением введения строгих ограничений в сфере производства, разлива и реализации пива, в том числе, его распития в местах общественного пользования. В соответствии с содержанием документа с июля 2012 года нельзя употреблять пиво, равно как и другие спиртные напитки во всех общественных местах, включая рынки, остановки, парки, ярмарки, пляжи и даже подъезды жилых домов. Запрещено пить пиво на вокзалах, в зонах отдыха, на военных объектах, на территориях учебных заведений и других местах массового скопления людей. Употреблять пиво разрешается только в барах, ресторанах, кафе и других, специально отведенных для этого местах.

    С июля 2012 года запрещена торговля пивом в павильонах и магазинах, которые расположены недалеко от учреждений общеобразовательного или спортивного типа, в том числе, это касается школ, интернатов, детских домов, техникумов, училищ и университетов. Более того, нельзя торговать пивом в ларьках и киосках, если его крепость превышает 5 градусов, такие спиртные напитки можно реализовывать только в стационарных магазинах.

    Однако, наиболее важнейшими изменениями в жизни общества стали нормы закона о запрете спиртных напитков, которые вступили в силу с января 2015 года. С этого времени действуют следующие требования: пиво, которое имеет крепость более 7 градусов, следует разливать в тару не более 0.33л; алкогольную продукцию, в том числе пиво разрешается реализовывать только в магазинах, общая площадь которых составляет не менее 50 м 2. Другими словами, законодательный акт полностью запрещает продажу спиртных напитков, в том числе пива любой крепости, в киосках, ларьках и небольших павильонах. Также в данном пункте, закон устанавливает дополнительные требования к торговому помещению от 50 м 2 – для реализации пива или других спиртосодержащих напитков в магазине должны быть установлены кассовые аппараты, охранные системы сигнализации и обязательно должно присутствовать наличие надежного сейфа.

    Кроме того, с января 2015 года запрещается реализация спиртных напитков, в том числе пива в ночное время. С 23:00 до 08:00 пиво нельзя купить ни в каких магазинах и торговых помещениях, исключением является лишь развлекательно-танцевальные учреждения, рестораны, бары, кафе, клубы и прочие специализированные места.

    Запрещающие нормы законодательного документа коснулись и рекламы: с января 2015 запрещается размещения рекламы пива, и естественно, других алкогольных напитков на страницах газет и журналов, также нельзя рекламировать пиво в иных печатных изданиях, на радио и телевидении.

    Положительным моментом принятия закона о запрете на спиртные напитки от 2015 года стало возможность осуществлять деятельность по производству и обороту пивных напитков без специального лицензирования, поскольку документ отнес этот вид деятельности к соответствующей категории, отличной от деятельности по производству других видов алкогольной продукции

    Учитывая, что алкоголь является главным фактором катастрофической убыли населения России, а также требует огромных затрат на устранение последствий, связанных с его употреблением, в целях обеспечения национальной безопасности необходимо совместными усилиями реализовать Федеральный закон о первоочередных мерах государственной антиалкогольной политики и обеспечить его неукоснительно исполнение.

    На уровне Стратегии национальной безопасности необходимо закрепить здоровье нации, снижение смертности и увеличение рождаемости населения в качестве стратегических национальных приоритетов. Необходимо внести изменения в Федеральный закон
    «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», установив приоритетность защиты жизни и здоровья граждан по отношению
    к экономическим интересам участников алкогольного рынка. Также нуждается в изменениях Федеральный закон «О рекламе», который должен закреплять недопустимость рекламы алкогольных изделий всех видов.

    В настоящее время в России реализуется антиалкогольная кампания, содержание которой раскрывается в Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на территории РФ до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р. Данная концепция разрабатывалась при непосредственном участии действующего Президента РФ Владимира Владимировича Путина.

    Проведение антиалкогольной кампании предусмотрено проводить в два этапа. На первом этапе, который закончился в 2012 году, было запланировано создание единого органа, регулирующего алкогольный рынок. Так, в 2009 году появилась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Далее антиалкогольная кампания предусматривает создание на уровне регионов социально-ориентированных программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции. И наконец, первый этап кампании заложил принцип приоритета жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка.

    Первый этап антиалкогольной кампании позади, будем считать его достигнутым. Настало время задуматься о выполнении второго этапа, запланированного на 2013-2020 годы. Здесь главным индикатором становится сокращение доли нелегального рынка, которая на сегодняшний момент составляет порядка 40%. Кроме того, в стране должен осуществиться ориентир большей части населения на здоровый образ жизни с отказом от алкоголя и табака. Данный индикатор будет достигнут за счет создания благоприятной социально-экономической обстановки, запуска на федеральном телевидении социальной рекламы и проведения пропаганды здорового образа жизни, как на общероссийском, так и на региональном уровне.

    Перспектива антиалкогольной кампании.

    Общество не стоит на месте, так и антиалкогольная кампания находится в постоянном развитии. Государством принимаются дальнейшие шаги, направленные на деалкоголизацию общества, которые не предусмотрены концепцией, но и не идут с ней в разрез. Так с начала 2014 года вступили положения федерального закона № 365-ФЗ, которые предусматривают ужесточение ответственности в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Теперь за продажу алкоголя несовершеннолетним можно получить не только штраф, но и лишиться свободы на срок до 2-х лет. Кроме того, практически в 2-3 раза увеличилась и сумма самих штрафов за нарушение «алкогольного» законодательства. Если раньше организация, уклонившая от предоставления декларации по алкоголю, платила штраф в размере 30 тысяч рублей, то теперь придется раскошелиться уже на 100 тысяч, а если не представлены все 5 деклараций? Получается кругленькая сумма!

    В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:

    Первоочередные меры по реализации государственной антиалкогольной политики должны включать:

    1.Алкогольными изделиями считать, как это принято во всем мире, любые алкогольные изделия с объемным содержанием спирта более 1,5 процента.

    2. Запрещение любой рекламы алкогольных изделий, кроме мест их специализированного производства и специализированной продажи.

    3. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    4. Запрет на торговлю алкогольными изделиями в местах массового скопления людей, на всех видах транспорта, а также во время проведения массовых мероприятий.

    5. Запрещение торговли алкогольными изделиями на территории и вблизи (ближе 300 метров) детских, учебных, лечебных, культурных и спортивных учреждений. Эти учреждения и прилегающие к ним территории должны стать безусловными зонами трезвости.

    6.Внедрение в общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы разделов, касающихся изучения воздействия на организм человека употребления алкоголя по разработанным Международной академией трезвости учебникам «Уроки культуры здоровья».