Категория: Инструкции
1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
1.2. Тьютор относится к категории педагогических работников.
1.3.На должность тьютора назначается лицо:
-имеющее высшее профессиональное (педагогическое) образование и опыт работы с детьми не менее5 лет;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);
- не признанное недееспособным в установленном федеральном законом порядке (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ).
1.4.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность тьютора.
1.5.Назначение на должность тьютора и освобождение от нее производится приказом директора техникума по представлению заместителя директора по УВР.
1.6. За тьютором закрепляются 2 учебных группы обучающихся.
1.7. Тьютор должен знать:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-административное, трудовое законодательство;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
-методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
-теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
-технологии открытого образования и тьюторские технологии;
-методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
-методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, права, социологии;
-организацию финансово-хозяйственной деятельности техникума;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка техникума;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. В своей деятельности тьютор должен руководствоваться:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
-Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
-правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
1.7.На период отпуска и временной нетрудоспособности тьютора его обязанности могут быть возложены на преподавателя или другого инженерно-педагогического работника, работающего в данной учебной группе.
Основными направлениями деятельности тьютора являются:
2.1.Организация деятельности коллектива обучающихся учебной группы.
2.2.Организация учебной работы группы, отдельных студентов и обучающихся.
2.3.Организация внеучебной жизни группы.
2.4.Изучение личности обучающегося и коррекция в воспитании.
2.5.Социальная защита обучающихся.
2.6.Работа с родителями.
3. Должностные обязанности
3.1.Вести журнал учёта успеваемости и посещаемости.
3.2.Вести личные дела обучающихся и следить за их состоянием.
3.3.Организовывать коллектив учебной группы: распределять поручения, работать с активом, направлять обучающихся в студенческий совет техникума, организовывать коллективное творчество.
3.4.Организовывать дежурство по классу, техникуму, столовой, закреплённой территории.
3.5.Следить за соблюдением санитарного состояния закрепленного за группой кабинета и территории.
3.6.Заботиться о внешнем виде обучающихся.
3.7.Организовывать питание обучающихся группы и оформлять необходимые отчётные документы (заявка и др.).
3.8.Осуществлять строгий контроль за посещаемостью и вести учёт обучающихся, не приступивших к учебным занятиям.
3.9.Совместно с родителями контролировать учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, осуществлять совместно с социальным педагогом посещение «трудных» детей на дому. Организовывать проведение профилактических мероприятий с трудновоспитуемыми обучающимися.
3.10.Создавать обстановку, благоприятствующую учебе.
3.11.Координировать деятельность преподавателей, работающих в учебной группе.
3.12.Составлять сводную ведомость успеваемости обучающихся группы, контактировать с родителями по поводу успеваемости.
3.13.Создавать условия для развития наиболее одаренных учащихся и студентов, для развития их познавательных интересов, расширения кругозора (вовлекать в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организовывать экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).
3.14.Привлекать психолога для создания благоприятного психологического климата в учебной группе, по формированию здорового образа жизни и коррекции поведения трудновоспитуемых подростков (цикл бесед, индивидуальные консультации и рекомендации).
3.15.Создавать микроклимат в учебной группе, формировать межличностные отношения, корректировать и регулировать их.
3.16.Организовывать творческие дела в группе с привлечением отдельных обучающихся или всего коллектива учебной группы.
3.17.Организовывать и проводить мероприятия по охране здоровья обучающихся, с учетом отклонений от норм здоровья каждого обучающегося, укреплять здоровье обучающихся, вовлекать обучающихся в физкультурную, спортивную работу.
3.18.Помогать деятельности различных молодёжных общественных организаций и объединений.
3.19.Искать интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определять целесообразность и целенаправленность организации любой встречи тьютора с группой (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), еженедельно проводить классный час.
3.20.Изучать личность обучающихся в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения преподавателей, работающих в учебной группе, и родителей.
3.21.Составлять характеристики обучающихся.
3.22.Организовывать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3.23.Координировать поиск информации обучающимися для самообразования.
3.24. Сопровождать процесс формирования обучающимися их личности (помогать им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
3.25.Выявлять, осуществлять учёт и наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в ИДН ОВД; самостоятельно планировать профилактическую работу с ними с привлечением специалистов; своевременно предоставлять необходимую информацию по запросам вышестоящих органов.
3.26.Обеспечивать охрану и защиту прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничать со службой УВР.
3.27. Совместно с обучающимся, распределять и оценивать имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координировать взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определять перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирать оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
3.28.Выявлять и вести учет социально незащищенных категорий учащихся, детей из неблагополучных семей. Составлять социальный паспорт учебной группы.
3.29.Оказывать помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создать условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводить совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
3.30.Организовать взаимодействия обучающегося с педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействовать генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
3.31.Проводить тематические родительские собрания не реже 1 раз в квартал.
3.32.Изучать условия воспитания детей в семье.
3.33.Работать с родителями индивидуально.
3.34.Привлекать родителей для организации внеучебной деятельности учебной группы.
3.35.Участвовать в работе стипендиальной комиссии.
3.36.Принимать меры и нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
3.37.Организовать взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализировать и обсуждать с ними ход и результаты реализации этих планов.
3.38. Осуществлять мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
3.39.Организовать индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
3.40. Поддерживать познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
3.41.Синтезировать познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствовать наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
3.42.Участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой техникума, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
3.43.Обеспечивать и анализировать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
3.44.Контролировать и оценивать эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.45.Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
3.46. Участвовать в профориентационной работе, в днях профориентации, в работе приемной комиссии по набору в техникум.
3.47.Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.48.Исполнять другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.
Тьютор имеет право:
4.1.Знакомиться с нормативно-правовой документацией по деятельности техникума.
4.2. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых преподавателями-предметниками в группе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости, делать замечания преподавателю в течение урока).
4.3.Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.4. Поощрять обучающихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.5.Требовать от преподавателей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса в группе и об отдельных обучающихся.
Тьютор несет ответственность:
5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины устава и правил внутреннего трудового распорядка техникума, законных распоряжений директора или заместителя директора, за жизнь и здоровье обучающихся, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, Тьютор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.4.За причинение материального ущерба- в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5.За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных – в пределах, установленных действующим законодательством РоссийскойФедерации.
5.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения – в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.
6.1.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие на основании плана воспитательной работы техникума на учебный год. План работы утверждается заместителем директором по учебно-воспитательной работе техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.2.Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней до окончания полугодия и учебного года.
6.3.Получает от заместителя директора по УВР, заведующего отделением, заведующих кафедр информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора техникума.
6.5.Передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ тьютора
На должность тьютора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы не менее 3-х лет.
Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом ректора по представлению начальника учебно-методического отдела.
Тьютор должен знать и руководствоваться в своей работе:
Конституцией РФ, Законами РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и органов управления образованием, методическими и нормативными материалами по правовой деятельности института, Положениями и инструкциями по делопроизводству, Уставом института, правилами внутреннего распорядка.
Тьютор подчиняется начальнику учебно - методического отдела.
На время отсутствия тьютора (болезнь, отпуск и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
Функциями тьютора являются:
- организация процесса индивидуального обучения инвалидов;
- организация персонального сопровождения инвалидов в образовательном пространстве.
- тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.
Тьютор имеет право:
- Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
- Запрашивать лично или по поручению руководства института от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него, с разрешения ректора института.
4. Должностные обязанности
1. Совместно с обучающимся-инвалидом распределять и оценивать имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей.
2. Организовать процесс индивидуальной работы с обучающимся -инвалидом по выявлению, формированию и развитию его познавательных интересов;
3. Координировать поиск информации обучающихся -инвалидов для самообразования; сопровождать процесс формирования их личности (помогать им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
4. Совместно с обучающимся -инвалидом определять перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, выбирать оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
5. Оказывать помощь обучающемуся -инвалиду в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводить совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
6. Организовать взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся -инвалидов.
7. Осуществлять мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся -инвалидами пути своего образования.
8. Организовать индивидуальные и групповые консультации для обучающихся -инвалидов. родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
9. Поддерживать познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
Тьютор несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
- За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ
- За невыполнение правил внутреннего трудового распорядка, режимных мероприятий, мероприятий по технике безопасности и противопожарной безопасности.
6.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ ПО должности
Для выполнения функций и реализации прав тьютор при выполнении возложенных на него должностных обязанностей взаимодействует:
С деканатами факультетов по вопросам:
– получения информации о обучающихся -инвалидах.
Со специалистом УМО по вопросам:
– наличия документации для организации обучения студентов -инвалидов по индивидуальным учебным планам.
С приемной комиссией по вопросам:
- получения информации о поступивших на обучение инвалидах.
и другими подразделениями института – для получения и передачи информации, документов, необходимых для организации учебного процесса инвалидов.
Должностную инструкцию разработал:
Начальник УМО Н.И. Шляхова
«___» ______________ 20___ г.
Проректор по УВР Е.Л. Путренок
«___» ______________ 20___ г.
С настоящей должностной инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр на руки получил (а):
приказом директора БОУ РА «РКЛ»
от «____» __________2012 г № ____
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.
1.2. На должность тьютора может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
1.3. Тьютор назначается и освобождается от должности директором лицея. На период отпуска и временной нетрудоспособности тьютора его обязанности могут быть возложены на педагога-психолога или учителя из числа наиболее опытных педагогов лицея. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора лицея, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.4. Тьютор подчиняется непосредственно директору лицея, заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности тьютор руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, Законами Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, нормативными актами Министерства образования, науки и молодежной политики РА, а также Уставом и локальными актами лицея (в том числе настоящей должностной инструкцией), соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основным направлением деятельности тьютора является:
2.1. Сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения.
3. Должностные обязанности
Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
3.2. Организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения.
3.3. Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
3.4. Сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
3.5. Проводит групповые и индивидуальные консультации обучающихся по вопросам профессионального выбора.
3.6. Проводит диагностику профессиональной направленности обучающихся.
3.7. Организует беседы, классные часы и встречи обучающихся с представителями вузов, представителями различных профессий, со специалистами центра довузовской подготовки.
3.8. Проводит анализ динамики образовательных запросов обучающихся и их готовности к выбору профиля, дает оценку готовности выпускников лицея к принятию решения о выборе профессии.
3.9. Оказывает помощь обучающимся в осознанном выборе стратегии образования, в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования. Поддерживает познавательный интерес обучающихся, анализирует перспективы развития и возможности расширения его диапозона.
3.10. Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
3.11. Курирует образовательный путь обучающихся, как в лицее, так и за его пределами - в открытом образовательном пространстве («Школа-ВУЗ»);
3.12. Организует взаимодействие обучающихся с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителями-предметниками для коррекции индивидуального учебного плана обучающихся;
3.13. Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
3.14. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимися пути своего становления.
3.15. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимися, включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимися деятельности.
3.16. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и лицея), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии.
3.17. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению;
3.18. Участвует в работе педагогического и методического советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой лицея, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.
3.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса.
3.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьютор имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Представлять на рассмотрение директора лицея предложения по вопросам своей деятельности.
4.2. Получать от директора, его заместителей и других специалистов лицея информацию необходимую для осуществления своей деятельности.
4.3. Присутствовать на занятиях, проводимых с обучающимися лицея (без права входить в класс после начала занятий).
4.4. Повышать свою квалификацию.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лицея, законных распоряжений директора лицея, его заместителей и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося тьютор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.4. За виновное причинение лицею или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня, исходя из 36-часовой рабочей недели.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Получает от директора лицея, его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками лицея, заместителями директора лицея.
С должностной инструкцией ознакомлен (а):
По теме: методические разработки, презентации и конспектыДолжностные инструкции учителя иностранного языка
Должностная инструкция для учителя английского языка для размещения в кабинете.
Должностная инструкция учителя-логопеда
Должностная инструкция логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Содержит разделы: общие положения, функции, должностные обязанности, права и ответсвенность.
Здесь описаны обязанности и права учителя информатики.
Памятка учителю математики: должностная инструкция
В работе изложены обязанности и права учителя математики. Регламентирует его деятельность в образовательном учреждении.
Обязанности и права ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.
Должностная инструкция руководителя ОДОД.
В части квалификационных требований к уровню и характеру знаний, навыков, а также к образованию, стажу или опыту работы по специальности.
Должностная инструкция тьютора
1.1. Тьютор относится к категории учителей.
1.2. На должность тьютора назначается лицо высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
1.3. Назначение на должность преподавателя и освобождение от неепроизводится приказом
1.4. Тьютор должен знать:
2. Должностные обязанности
2.1.Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
2.2. координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
2.3. Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
2.4. координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориен- тационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
2.5.Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно- профессиональных траекторий);
2.6.обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
2.7.Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно- исследовательской деятельности с учетом интересов.
2.8.Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
2.9. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности
2.10. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
2.11.Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
2.13.Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов)
2.14. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьютор имеет право:
3.1. представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности;
3.2.получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
3.3. требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Тьютор несет ответственность:
4.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством;
4.2. за правонарушение, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
4.3. за причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
4.4. За ложную информацию, подготовленную для сдачи отчетов в вышестоящие органы.
4.5. За нарушения сроков подачи отчетов педагогического состава
4.6. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.
4.7. За нарушение профессиональной и педагогической этики.
Деятельность тьютора в школе осуществляется в соответствии с рядом локальных актов, в т.ч. Положение об организации тьюторской деятельности; Положение о тьюторе; Должностная инструкция тьютора; Положение об индивидуальной образовательной программе; Положение о социальных практиках, об образовательных стажировках и профессиональных пробах; Положение об индивидуальном учебном плане обучающегося; Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося и др. Здесь вы сможете найти материал, позволяющий самостоятельно разработать положение о тьюторе и его должностную инструкцию, а также их модели.
Основанием для разработки данных локальных актов являются закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).
О структуре . Каждый локальный акт разрабатывается в соответствии с установленной структурой.
Например, Положение имеет следующую структуру:
Положение о тьюторе разрабатывается заместителем директора по УВР, принимается педсоветом или методсоветом (МО) и утверждается директором образовательной организации. С ним работники знакомятся под роспись.
Структура должностной инструкции:
При разработке должностной инструкции тьютора учитываются конкретные образовательные задачи, группы, возрастной состав, направления деятельности образовательной организации, а также модель тьюторского сопровождения, т.е. должностная инструкция является как бы именной. В инструкции по конкретной должности должны быть учтены именно те обязанности, которые возлагаются на данного работника. Например, тьютор-учитель исполняет обязанности тьютора и учителя. Они и должны быть изложены в одной инструкции, а не в двух, ведь часть обязанностей повторяются, а что-то может и не поручаться.
Инструкция разрабатывается заместителем по УВР, принимается методсоветом (МО) тьторов и утверждается директором школы. Работник знакомится с данным документом под роспись.
Об общем. В любом варианте оформления локального акта основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:
Примеры локальных актов (рыба)
1.Примерная модель положения о тьюторе в общеобразовательной организации
Положение о тьюторе
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 Трудовым кодексом, Уставом ОУ.
1.2.Основные понятия:
Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
1.3. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка образовательной организации, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением.
2.Цели и задачи тьютора
2.1.Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции:
3.1. Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.
3.2. Проектировочная. выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.
3.3. Реализационная. оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
2.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся.
3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью:
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
3.2.В процессе организации деятельности тьютор:
Тьютор имеет право:
4.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
4.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
4.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
4.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
4.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
4.7. Участвовать в работе МО тьюторов;
4.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
4.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
5.1.Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением — в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.2.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
Тьютор ведет следующую документацию:
6.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.
7. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями
7.1.Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, руководитель образовательной организации.
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.
Порядок утверждения Положения . Положение рассматривается, принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации. Например, подготовленный проект Положения рассматривается на МО тьторов, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательной организации. После этого с ним знакомятся под личную роспись соответствующие работники образовательной организации.
2.Примерная модель должностной инструкции тьютора
Должностная инструкция тьютора
1.1 Настоящая должностная инструкция (далее — Инструкция) разработана в соответствии законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовым договором тьютора с работодателем.
1.2.Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на других сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3.Тьютор подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе, курирующему тьюторское сопровождение.
1.4. В своей деятельности тьютор руководствуется законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарными номами и правилами при организации образовательного процесса, Уставом, локальными актами образовательной организации, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, настоящей должностной инструкцией. Тьютор соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.5.Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.Требования к знаниям
3.1.Тьютор должен знать:
4.Основные составляющие компетентности тьютора
4.1.Профессиональная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п. методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
4.2.Информационная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест тьютора в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
4.3.Коммуникативная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (законными представителями), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.4.Правовая компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Тьютор имеет право:
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
5.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
5.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
5.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
5.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
5.7. Участвовать в работе МО тьюторов;
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
5.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
Тьютор несет ответственность:
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Правил внутреннего распорядка, законных распоряжений руководителя образовательной организации, его заместителей, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, — дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
6.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса — административную ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
6.3.За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.
7. Взаимоотношения, связи по должности
7.1.Тьютор работает по графику, утвержденному руководителем образовательной организации.
7.2. Тьютор получает от руководителя образовательной организации и его заместителей информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.3.Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, руководителями МО (кафедр), администрацией, педагогами дополнительного образования, медицинским работником образовательной организации, уполномоченным по правам ребенка.
Порядок принятия и утверждения. Должностная инструкция принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации, который может быть, например, таким: рассмотрение на МО тьюторов, принятие педсоветом, утверждение приказом руководителя. С Инструкцией, как с локальным актом образовательной организации, работник должен быть ознакомлен под личную роспись.
При подготовке были использованы материалы интернет-сайтов ряда образовательных учреждений.
Поделиться