Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для психолога в социальной сфере img-1

инструкция по охране труда для психолога в социальной сфере

Рейтинг: 4.2/5.0 (1868 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для логопеда (дефектолога, педагога-психолога)

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Инструкция по охране труда
для логопеда (дефектолога, педагога-психолога)

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе логопедом (дефектологом, педагогом-психологом) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет. прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе логопедом (дефектологом, педагогом-психологом) со­блюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные ре­жимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете возможно воздействие на работающих и детей следующих опасных факторов:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинета;
- нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близоруко­сти у детей при неправильном подборе размеров детской мебели;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудо­вании кабинета и технических средств обучения.
1.4. Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направле­ния эвакуации при пожаре.
1.5. При несчастном случае немедленно сообщить об этом админист­рации учреждения.
1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содер­жать в чистоте рабочее место.
1.7. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ох­ране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, под­вергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение кабинета и убедиться в исправ­ной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не менее 300 лк. (20 Вт/кв.м.), при лампах нака­ливания не менее 150 дк. (48 Вт/кв.м.).
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: све­тильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; электрические коммутационные коробки должны быть закрыты, а электророзетки - фальшвилками; корпуса и крышки вы­ключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголен­ных контактов.
2.3. При использовании на занятиях технических средств обучения убе­диться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, от­крыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание каби­нета закончить за 30 мин. до прихода детей.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответст­вует установленным санитарным нормам.
2.6. Стекла окон и светильники в кабинете должны очищаться от пы­ли и грязи не реже двух раз в год.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Рассаживать за столы детей необходимо в соответствии с их ростом.
3.2. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми соблюдать установленную их продолжительность в зависимости от воз­раста детей.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок на занятиях, следить за тем, чтобы дети выполняли все указания руководителя.
3.4. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения заня­тий без разрешения руководителя.
3.5. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.6. В случае применения на занятиях технических средств обучения руководствоваться «Инструкцией по охране труда при использовании тех­нических средств обучения».
3.7. В перерывах между занятиями в отсутствии детей периодически осуществлять проветривание кабинета, при этом рамы окон фиксировать в открытом положении крючками.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить на­пряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сде­лать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) мас­саж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавше­го в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить от электросети технические средства обучения.
5.2. Проветрить кабинет, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

МБДОУ - Детский сад 50 - Дюймовочка - ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для педагога-психолога

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для педагога-психолога

1. Общие требования по охране труда.

1.1 К работе педагогом-психологом допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, прошедшие медицинский осмотр.

1.2 Педагог-психолог в своей работе должен:

- знать и выполнять свои должностные обязанности, инструкции по охране труда, жизни и здоровья детей, технике безопасности, пожарной безопасности;

- пройти вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать установленные режимы труда и отдыха (согласно графику работы);

- выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место;

- обеспечивать режим соблюдения норм и правил охраны труда, жизни и здоровья детей во время организации образовательного процесса с воспитанниками,

1.3 При работе в должности педагога-психолога возможно воздействие следующих вредных производственных факторов:

- поражение электрическим током при включении электроосвещения;

- поражение током при включении и пользовании аппаратурой ТСО;

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, а также зрительное утомление

при длительной работе с документами и на компьютере;

- ионизирующие, неионизирующие излучения и электромагнитные поля при работе на компьютере;

- поражение электрическим током при использовании неисправных электрических приборов.

1.4 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом заведующему МБДОУ, при неисправности оборудования прекратить работу и сообщить заведующему, его заместителю по АХР.

1.5 Педагог-психолог обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, пути эвакуации при возникновении пожара.

1.6 В процессе работы педагог-психолог обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать гигиенические требования к организации и проведению образовательного процесса с воспитанниками.

1.7 Педагог-психолог, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования по охране труда перед началом работы.

2.1 Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе светильников.

Наименьшая освещённость рабочего места должна составлять: при люминесцентных лампах - не менее 300 лк (20 Вт/кв.м), при лампах накаливания - не менее 150лк(48 Вт/кв.м).

2.2 Убедиться в исправности электрооборудования в кабинете:

- светильники должны быть надёжно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;

- коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки - фальшвилками;

- корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3 Проветрить помещение и подготовить к работе необходимый материал и

2.4 Перед использованием в работе электрических приборов, ТСО и оргтехники (компьютер, ксерокс и др.) убедиться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.

3. Требования по охране труда во время работы.

3.1 Соблюдать порядок и не загромождать рабочее место, эвакуационные выходы посторонними предметами.

3.2 При недостаточной освещённости рабочего места для дополнительного его освещения пользоваться настольной лампой.

3.3 При работе с использованием оргтехники, ТСО соблюдать меры безопасности от поражения электрическим током:

- не подключать к электросети и не отключать от неё приборы мокрыми и влажными руками;

- соблюдать последовательность включения и выключения оргтехники, ТСО), не нарушать технологические процессы;

- не оставлять включенные в электросеть приборы без присмотра, особенно при работе принтера, ксерокса.

3.4 При работе с использованием компьютера руководствоваться «Инструкцией по охране труда при работе на персональном компьютере», а при работе с использованием ксерокса - «Инструкцией но охране труда при работе копировально-множительного аппарата» .

3.5 Для поддержания здорового микроклимата следует через каждые 2 ч работы проветривать помещение.

3.6 При длительной работе с документами и на компьютере с целью снижения утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления через каждый час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнения для глаз, физкультурные паузы и минутки.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1 В случае возникновения аварийных ситуаций необходимо срочно принять меры, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, позвонив по телефону 03.

4.2 Не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.

4.3 В случае появления неисправности в работе компьютера, ксерокса, ТСО посторонний шум, искрение и запах гари) немедленно отключить электроприбор от электросети и сообщить об этом заведующему, его заместителю по АХР. Работу продолжать только после устранения возникшей неисправности .

4.4 При возникновении пожара немедленно сообщить об этом заведующему и в ближайшую пожарную часть по телефону 01, начать эвакуацию воспитанников на эвакуационную площадку СОШ №18.

4.5 При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом заведующему.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.l Проветрить кабинет, закрыть форточку.

5.2 Привести в порядок рабочее место.

5.3 Выключить электроприборы, оргтехнику и аппаратуру ТСО.

5.4 Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

5.5 Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить заведующему, зам. зав. по АХР.

Разработала: заместитель заведующего по административно – хозяйственной работе ______Н.А. Бычкова

Инструкция по охране труда для психолога в социальной сфере

по охране труда для логопеда

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе логопедом (дефектологом, педагогом- психологом) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При работе логопедом (дефектологом, педагогом-психологом) соблюдать правила внутрен­него трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете возможно воздействие на работающих и детей следующих опас­ных факторов:

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинета;

- нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости у детей при непра­вильном подборе размеров детской мебели;

- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и технических средств обучения.

1.4. Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения первичных средств пожаротушения и на правления эвакуации при пожаре.

1.5. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения.

1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.7. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутренне­го трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение кабинета и убедиться в исправной работе светильни­ков. Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не менее 300 лк (20 Вт/кв. м), при лампах накаливания не менее 150 лк (48 Вт/кв. м).

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; электриче­ские коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки - фалыпвилками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. При использовании на занятиях технических средств обучения убедиться в их ис­правности и целостности подводящих кабелей и электровилок.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание кабинета закончить за 30 мин. до прихода детей.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответствует установленным санитарным нормам.

2.6. Стекла окон и светильники в кабинете должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Рассаживать за столы детей необходимо в соответствии с их ростом.

3.2. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми соблюдатьустановленнуюихпродолжительность в зависимости от возраста детей.

3.3. Поддерживать дисциплину и порядок на занятиях, следить за тем, чтобы дети вы­полняли все указания руководителя.

3.4. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения занятий без разрешения руководителя.

3.5. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не рас­ставлять на подоконниках цветы.

3.6. В случае применения на занятиях технических средств обучения руководствоваться «Инструкцией по охране труда при использовании технических средств обучения».

3.7. В перерывах между занятиями в отсутствии детей периодически осуществлять про­ветривание кабинета, при этом рамы окон фиксировать в открытом положении крючками.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к ту­шению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации уч­реждения.

4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и от­править пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1.Отключить от электросети технические средства обучения.

5.2.Проветрить кабинет, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе __________________ /Егоренков Н.Н./

Дата «____» ______________ 2012 г.

С инструкцией по ОТ ознакомлена ____________________ /Н.В.Фролова/

My CMS

Рейтинг:   0  /  5

Должностная инструкция педагога психолога

I. Общие положения

1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению ______________.
4. Педагог-психолог должен знать:
4.1. Конституцию РФ.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Декларацию прав и свобод человека.
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
4.9. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно _____________ (директору учреждения; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог:
1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

III. Права педагога-психолога

Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации

Нравится 0 Плохо 0

Инструкция по охране труда для психолога школы


Настоящая инструкция по охране труда психолога предназначена для использования педагогом-психологом (практическим психологом) в своей деятельности в общеобразовательной школе.

1. Общие требования безопасности в кабинете психолога
1.1. К самостоятельной работе психологом допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, ознакомились с инструкцией по охране труда для педагога-психолога школы. прошли инструктаж по охране труда и технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе школьный психолог должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха в учреждении.
1.3. При работе в кабинете психолога возможно воздействие на работающих и детей следующих опасных факторов:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинета психолога;
  • нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров детской мебели (стола и стула);
  • поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании, мультимедийного оборудования кабинета и технических средств.

1.4. Находящиеся в кабинете школьного психолога обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и направления эвакуации при пожаре.
1.5. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения, дежурному администратору.
1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, четко соблюдать требования инструкции по охране труда для педагога-психолога школы.
1.7. Психолог должен строго соблюдать должностную инструкцию психолога школы. инструкции по охране труда при работе с компьютером, принтером, ксероксом, мультимедийным проектором.
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда и технике безопасности, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы психолога
2.1. Включить полностью освещение кабинета и убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете психолога должна быть:

  • при люминесцентных лампах не менее 300 лк. (20 Вт/кв.м.);
  • при лампах накаливания не менее 150 дк. (48 Вт/кв.м.).

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета психолога:

  • светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;
  • электрические коммутационные коробки должны быть полностью закрыты;
  • электророзетки должны быть оборудованы фальшвилками;
  • корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь каких-либо трещин, сколов, физических повреждений, а также оголенных контактов.

2.3. При использовании на занятиях технических средств обучения убедиться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета психолога и проветрить его, открыв окна и двери. Включить искусственную вентиляцию при ее наличии. Проветривание кабинета закончить за 30 мин. до прихода учащихся.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответствует установленным санитарным нормам.
2.6. Стекла окон и светильники в кабинете должны очищаться от пы¬ли и грязи не реже двух раз в год.

3. Требования безопасности во время работы педагога-психолога
3.1. Рассаживать за столы детей необходимо в соответствии с их ростом, столы должны быть промаркированы согласно ростомеру.
3.2. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми соблюдать установленную их продолжительность в зависимости от возраста детей.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок на занятиях, следить за тем, чтобы дети выполняли все указания практического психолога.
3.4. Не разрешать учащимся самовольно покидать место проведения занятий без разрешения.
3.5. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.6. В случае применения на занятиях технических средств обучения, мультимедийного проектора руководствоваться «Инструкцией по охране труда при использовании технических средств обучения».
3.7. В перерывах между занятиями в отсутствии детей периодически осуществлять проветривание кабинета, при этом рамы окон фиксировать.

4. Требования безопасности в кабинете практического психолога в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из кабинета психолога, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медсестру, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса, далее отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы школьного психолога
5.1. Отключить от электросети все технические средства обучения.
5.2. Проветрить кабинет психолога, закрыть окна и выключить свет.

Инструкцию по охране труда для психолога разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ) _________ Кумысин Е.Н.
«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлен(а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Все для учителя

Инструкции по охране труда педагога-психолога

Инструкции по охране труда педагога-психолога

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4»

Согласовано
Председатель профсоюзного комитета
____________ И.Ю. Тимофеева
«____» ___________

Утверждаю
Директор гимназии № 4
___________ Т.В. Шамардина
«____» ___________

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для педагога-психолога

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе педагога-психолога допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе педагогу-психологу необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми возможно воздействие на работающих и учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности помещения;
- нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- травмы при проведении подвижных занятий, при падении на мокром и скользком полу;
- поражение электрическим током при использовании неисправных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов.
1.4. В кабинете педагога-психолога, где проводятся индивидуальные занятия с детьми, должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.5. Педагог-психолог обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при возникновении ЧС.
1.6. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения, врачу гимназии.
1.7. В процессе занятий и мероприятий педагог-психолог и обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. В случае пропуска рабочего дня педагог-психолог обязан представить соответствующий документ, объясняющий причину отсутствия.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
При проведении групповых и индивидуальных занятий с учащимися в своем или учебном кабинете педагог-психолог должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года – 22-240 С. в теплый период – 23-250 С. относительная влажность воздуха – 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 – 200 С.
2.6. Включить видеомонитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ
3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Во избежание получения травмы учащиеся не должны самостоятельно открывать и закрывать мультимедийный экран.
3.9. Во время уроков психологии следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу №121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Педагог-психолог должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии и врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом педагогу-психологу.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания педагога-психолога.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ИЛИ РАБОТЫ:
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

"Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем".Ну зачем психологу инструкция по охране труда? Ну, если Вам так нравиться проведите раз в 3 года проверку знаний по ОТ. да и хватит.

Раздел 2

Раздел 2. Охрана труда и безопасность в деятельности психолога

Раздел 2. Охрана труда и безопасность в деятельности психолога

2.1. Профессиограмма психолога

Важным заданием вузов является формирование у студентов сознательного ответственного отношения к проблеме сохранения жизни и здоровья в современной жизненной среде. Потому освещение комплекса вопросов по охране труда в дипломных работах студентов является обязательным требованием сегодняшнего дня, что подтверждается Приказом МОН и Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда (№ 969/922/216 21.10.2010). Основная часть методических рекомендаций по охране труда касается, в основном, политехнических и строительных специальностей. Проблемы охраны труда работников социально-педагогической сферы отражены слабо. Поэтому актуальным является углубление знаний по охране труда применительно к социально-педагогической сфере, т.к. основные места работы психолога находятся именно здесь.

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические.

В модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

- квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Рассмотрим профессиограмму психолога [2].

Психолог относится к группе профессий, работающих с людьми (группа «человек-человек» по Е.А.Климову).

Место работы и основные задачи деятельности психолога:y а промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Требования к профессионально важным качествам:

Должны быть хорошо развиты коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

Деятельность психолога регулируется:

- документами общей нормативной базы, применимыми ко всем работающим людям,

- специальными актами, касающимися социально-педагогических сфер деятельности,

- специальными актами, регламентирующими деятельность психолога [2].

Психолог должен хорошо представлять содержание нормативно- правовой базы своей деятельности.

Ведущими специальными актами, регламентирующими деятельность психолога, являются: Положення про психологічну службу системи освіти України, Про внесення змін до Положення про психологічну службу системи освіти України (Наказ МОН № 616 від 02.07.09 р.), Етичним кодексом психолога України, (затверджений 20.12 1990 р.), Должностной инструкцией психолога (образец в приложении 1).

Психолог, работающий в социально-педагогической сфере, должен уметь проанализировать условия труда и адекватно на них реагировать.

Важным условием охраны труда в социально-воспитательной сфере является профилактика таких феноменов как:

- феномен «выгорания» (сгорания) – высокие информационные и психоэмоциональные нагрузки приводят к хронической апатии, усталости и т.д.;

- синдром «кароши» - мгновенная смерть на рабочем месте как результат приложения рабочих усилий в ситуации, когда работнику не здоровится;

- посттравматический синдром - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека.

2.2. Охрана труда психолога и безопасность

жизнедеятельности людей, с которыми он работает

Так как работа специалиста психолога связана с людьми, то выше описанный феномен «выгорания» (сгорания) является типичным для деятельности психолога. Законодательно предусмотрено оптимальное распределение рабочего времени психолога между разными видами деятельности: Лист МОНмолодьспорт № 1/9-683 від 26.09.12 р. «Розподіл робочого часу практичних психологів та соціальних педагогів». Лишь половина рабочего времени психолога в неделю планируется на работу с людьми, другая половина времени посвящена другим видам деятельности. Предполагается, что при таком распределении времени созданы достаточные организационные условия для того, чтобы негативные последствия феномена сгорания не проявлялись.

Еще один вид деятельности психолога должен нормативно регулироваться с точки зрения законов охраны труда. Обработка информации исследований, печатание «Заключений» и «Справок» по результатам исследования, разработка программ тренингов и т.д. предполагает достаточно длительную работу психолога на компьютере. Тем не менее, длительность работы за компьютером должна быть ограничена. В приложении 2 представлен образец «Инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере». В частности, продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. Обязательны регламентированные перерывы, отвлечения на другие виды работ.

Клиентами психолога, работающего в социально-педагогической сфере, традиционно являются дети разных возрастов, их родители, работники данных учреждений (другие категории клиентов встречаются достаточно редко). Из–за специфики работы деятельность психолога относят к «помогающим профессиям». Поэтому охрана жизнедеятельности клиентов и помощь в этом является одной из задач профессии психолога. Психолог во время работы с клиентом отвечает не только за жизнь, но и за его психологическое состояние.

В Этическом кодексе психолога выделены принципы взаимодействия с клиентами (Приложение 3). Один из них: конфиденциальность. Нарушение этого принципа может повлечь у некоторых клиентов тяжелые эмоциональные состояния и неверные действия и т.д. Один из законов, регулирующих отношения в этой области - Закон України «Про захист персональних даних» (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2010, № 34, ст. 481) <Із змінами, внесеними згідно із Законами № 4452-VI від 23.02.2012, ВВР, 2012, № 50, ст.564 № 5491-VI від 20.11.2012.

Психологу следует также обращать внимание на общие условия деятельности и условия ее безопасности (это касается как деятельности самого психолога, так и лиц, с которыми он профессионально работает).

В своей работе психологу необходимо выделять, профессионально анализировать и своевременно реагировать на проблемы физического и психологического здоровья. Вот некоторые из них.

1.Оптимальные с гигиенической позиции режимы труда специалистов социально-педагогической сферы детей учеников, воспитанников интернатов, студентов, курсантов и т.д.

2.Определение допустимых и оптимальных параметров для организации условий воспитания, проживания, обучения, организации рабочего места, природного и искусственного освещения, микроклимата помещений.

3.Требования к организации и исполнению научно-исследовательской работы и к основным мерам по безопасности в использовании технических средств (в том числе и требования к использованию персональных компьютеров и другой оргтехники).

4. Причины и условия возникновения травм несчастных случаев или профессиональных заболеваний в учреждениях социально-воспитательной сферы.

5. Требования к пожарной и электробезопасности, определение необходимых мер их предупреждения и профилактики [2].

Более того, администрация учреждений может привлекать психолога для экспертизы психологической составляющей обозначенных проблем.

2.3. Основные принципы и мероприятия по охране труда в социально-педагогической сфере

Система работы по охране труда в социально-педагогическая сфере состоит из четырех компонентов: планирование, обучение, контроль, анализ.

Обучение основам охраны труда осуществляется в виде инструктажей. Инструктажи по вопросам охраны труда проводятся согласно Типовому положению. Инструктажи по вопросам безопасности жизнедеятельности, содержащие вопросы здравоохранения, пожарной, радиационной безопасности, безопасности дорожного движения, реагирования на чрезвычайные ситуации, безопасности быта и т.д. проводятся с участниками учебно-воспитательного процесса в соответствии с Положением об обучении.

Контроль за соблюдением техники безопасности педагогическими и социальными работниками на рабочем месте осуществляется на основании следующих принципов:

- действующего законодательства по охране труда;
- правил внутришкольного трудового распорядка;
- должностных инструкций и инструкций по охране труда;
- правил обращения с оборудованием;
- правил использования средств коллективной и индивидуальной защиты [1].

В любом учреждении социально-педагогической сферы должен быть План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, а психолог (как и всякий работник учреждения) должен быть знаком с ним. В любом учреждении социально-педагогической сферы должны быть типовые Памятки по соблюдению правил безопасности: пожарной, электробезопасности должны они быть и в кабинете психолога. Психолог должен следить за соблюдением этих правил в своей деятельности и в деятельности своих клиентов (например, детей).

Выделяют следующие виды несчастных случаев в учреждениях социально-педагогической сферы:

- с работниками на рабочем месте - производственного характера;
- с детьми (учащимися) во время учебно-воспитательного процесса;
- с работниками и учащимися в быту [1].

Действия по поводу несчастных случаев.

1. Несчастные случаи, профессиональные заболевания, аварии на производстве расследуются в соответствии с НПАОП 0.00-4.03-04 "Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. N 1112.
2. Несчастные случаи, которые произошли с воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса, расследуются в соответствии с Положением о порядке расследования несчастных случаев, произошедших во время учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины 31.08.2001 г. N 616, зарегистрированного в Минюсте Украины 28.12.2001р. за № 1093/6284.

3. Несчастные случаи, которые произошли с воспитанниками, работниками в быту, расследуются в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.03.2001 г. N 270.

Роль психолога в этих ситуациях – работа режиме «скорой психологической помощи», оказание поддержки и незамедлительное проведение других психологических мероприятий по оптимизации состояния.

Выводы по второму разделу

1. Рассмотрено содержание профессиограммы практического психолога, его профессионально-должностные требования. Психолог относится к группе профессий, работающих с людьми. Проанализированы особенности охраны труда психолога и условия безопасности жизнедеятельности его клиентов.

2. Отмечено, что важным условием охраны труда в социально-воспитательной сфере является профилактика таких феноменов как: феномен «выгорания»; посттравматический синдром.

3. Раскрыты основные принципы и мероприятия по охране труда в социально-педагогической сфере.

1. Сисоєнко, Н. В. Роздiл «Охорона працi» у випускних роботах студентiв /Н. В.Сисоєнко, Л. З.Пакушина, Н. П. Черненко // Вiсник Черкаського унiверситету.– Черкаси:Черк ун-т, 2012.– №19 (232) – С. 88–92.

2. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – Спб: Питер, 2008. – 464 с.