Руководства, Инструкции, Бланки

речь на предзащиту диссертации образец img-1

речь на предзащиту диссертации образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Несколько слов о прохождении предзащиты (аспирантам выпускных курсов)

Несколько слов о прохождении предзащиты (аспирантам выпускных курсов)

Итак, ваша диссертация готова. Теперь она должна пройти обсуждение на кафедре (предзащиту). Ваша задача – извлечь максимум из обсуждения для доработки.

1. Рецензирование. Вам назначают рецензентов. Вы распечатываете свой опус и несёте его на суд тем, кто взялся (или был назначен) его рецензировать. Любые замечания, советы и пожелания рецензентов надо проговорить и учесть в дальнейшей доработке (это в ваших интересах, и пусть лучше критика будет до защиты, чем на защите).

Как правило, соискатель находится «внутри» диссера и не может взглянуть на него объективно (со стороны). Поэтому внешняя оценка нужна, как бы вы ни были уверены, что у вас всё хорошо. Тем более. что читать и обсуждать работу будут люди, которые уже защитились и знают о требованиях, предъявляемым к диссертации в Совете и в ВАКе.

2. Подготовка к выступлению (позиционированию своей работы). После того как рецензенты дадут свой отзыв (обратную связь о работе на пару страниц), вы готовите раздаточный материал и начинаете работать над докладом*. Я считаю, что лучше делать это параллельно - в виде логично отлаженного диалога. Устная речь отличается от письменной, поэтому то, что написано на бумаге, может оказаться совсем не воспринимаемым на слух. **

* В докладе не рассказать всё, что вы сделали, хотя и хочется! Чтобы рассказать о главном, нужно обобщить материал (стол, стул, сервант – это мебель, а не стол, стул и сервант)! И если обобщение не удаётся приложить на материал диссертации, могу по секрету поделиться своим случайным открытием. Я его назвал «обобщающая функция алкоголя». J Только не переборщите (бокала вина мне вполне достаточно).

* * После того как доклад готов – дайте ему отлежаться, а потом почитайте его ещё несколько раз. Зачитайте доклад знакомым и спросите, что они поняли из вашего вступления и чего не поняли (эт о бывает чаще). Важно знать, где они потеряли нить (это уже проблема недостаточно выстроенной логики и использования не тех слов).

3. Оформление результатов предзащиты и прочих отчётностей.

После обсуждения работы, требуется изготовить выписку о прохождении предзащиты. Её придётся писать самому (в трёх экземплярах). Идите к секретарю или лаборанту и спрашивайте образец выписки. В выписке должны быть количество присутствующих, номер протокола, вопросы и ответы (ФИО тех, кто вам их задавал). Подписи заведующего кафедрой и секретаря кафедры. Поинтересуйтесь о выписке из заседания совета факультета и как её оформлять.

Далее. Оформляете индивидуальный план, лист с аттестацией аспиранта кафедрой (нововведение) и прочие документы. Относите бумаги в отдел аспирантуры. В жаркую пору не оставляйте это действо на последний момент - в отделе аспирантуры бывают жуткие очереди. Бывали случаи, когда приходилось занимать очередь с 8 утра, чтобы успеть в приёмные часы. Также учтите, что бумаги должны быть в нужном количестве и заполнены строго по форме.

С 2008 года в МО, наконец, чётко прописали новое положение, согласно которому после окончания 3-х летнего срока обучения в очной аспирантуре аспирантам отводится один год на защиту диссертации! Но вы должны будете пройти предзащиту в отведённые вам 3 года и тут же встать в очередь на защиту диссертации (в диссертационном совете). Время летит очень быстро. А вакантные места в диссертационных советах не всегда будут свободны по вашему требованию (оч ередь может быть до полугода). Кроме того, есть ещё нюанс. На момент оформления документов, подтверждающих вашу учёную степень после защиты, отсрочка не предоставляется! Так что думайте, что будете делать, пока документы идут из ВАКа. Удачи.

Другие статьи

Процедура публичной защиты магистерской диссертации

Защита магистерской диссертации происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.


Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики.

Знакомя членов Государственной аттестационной комиссии и всех присутствующих в зале с текстом своего доклада, магистрант должен сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, на новых теоретических и прикладных положениях, которые им лично разработаны. При необходимости следует делать ссылки на дополнительно подготовленные чертежи, таблицы и графики. Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы магистрант мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале.

Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публичного выступления. Особенно важно, чтобы речь магистранта была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Магистрант должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории специалистов.

Речь магистранта должны быть не только ясной и уверенной, но и выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если он говорит торопливо, проглатывая окончания слов, или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

Можно дать несколько советов, помогающих магистранту читать текст своего доклада:

  • все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули;
  • подчеркивайте выделяемые слова;
  • оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;
  • повторяйте существительные, избегая местоимений;
  • используйте простые слова и простые утвердительные предложения;
  • не перегружайте текст подчиненными предложениями.

Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды. Это важно для магистранта. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению к нему со стороны членов Государственной аттестационной комиссии.

Магистрант делает свой доклад стоя на трибуне, обращая внимание при помощи указки на какие-либо объекты, изображаемые на плакатах или рисунках. В нужных случаях он сходит с трибуны, чтобы написать какие-либо формулы на доске, объяснить особенности экспоната или в других случаях.

После выступления магистранта председательствующий зачитывает отзыв на выполненную диссертацию официального оппонента и предоставляет слово ее автору для ответа на его замечания и пожелания.

После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в диссертации, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т.п. Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. После окончания дискуссии по желанию магистранта ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации закончена.

На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты и принимается решение об ее оценке. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим эту оценку, сообщает, что защитившемуся присуждается академическая степень магистра, и закрывает совещание.

Рекомендации

Что нужно знать о предзащите диссертации (пример текста, копирайтинг) - Примеры текстов

Что нужно знать о предзащите диссертации (пример текста, копирайтинг) Техническое задание

Заголовок: Что нужно знать о предзащите диссертации

Задача: Написать текст «Что нужно знать о предзащите диссертации»

Ключевые слова: муниципальная собственность диссертация

Краткое описание к статье: Предзащита диссертации - это один из этапов работы над диссертацией, в ходе которой решается: будет ли диссертационная работа допущена к защите

Прежде чем диссертационная работа будет допущена к защите, необходимо чтобы она прошла предварительную экспертизу. Данный этап, в диссертационной практике называется предзащитой.

Предварительная защита означает совсем новый этап в работе над диссертационным исследованием, на данном этапе соискатель демонстрирует свою работу в готовом виде для широкой аудитории лиц. Под такой аудиторией понимаются люди, которые каким-нибудь образом причастны к защите. Хорошо подготовиться к предзащите поможет интернет ресурс, где можно просмотреть каталог диссертаций. По процедуре, предзащита имитирует саму защиту диссертации.

Этапы предварительной экспертизы

1. Диссертант докладывает о своей работе – около 20 минут;

2. Диссертанту задаются вопросы, на которые он отвечает;

3. Выступают рецензенты, которые специально ознакомились с работой;

4. Диссертант отвечает на предложения и замечания от рецензентов;

5. Выступают те, кто участвовал в обсуждении;

6. Диссертант отвечает на замечания выступающих;

7. Подводятся итоги дискуссии, и посредством открытого голосования принимается заключение.

Каталог диссертаций: помощь и полезная информация для предзащиты

Заседание оформляется с помощью протокола, выписка из протокола – это документальное оформление заключение, которое необходимо для того, чтобы осуществлялось дальнейшее движение диссертации. Диссертанту отдается данная выписка, которую подписали председатель и руководитель организации, которая также скреплена печатью.

Положительным считается то заключение, которое означает допуск диссертации к защите без необходимости производить существенные доработки, которые требовалось бы рассматривать повторно. Также диссертант может получить указания по совершению определенных доработок, после выполнения которых, работа будет рекомендована к защите. Также возможен вариант, когда необходимо будет вносить существенные изменения и дополнения, которые будут требовать повторного рассмотрения. Самым тяжелым случаем является решение про полную переделку работы.

После того, как предзащита миновала, диссертант незамедлительно должен внести необходимые изменения, с целью повысить качество работы. В этом ему поможет каталог диссертаций. Все полученные замечания и предложения стоит учитывать в полной мере.

Итоговая информация

Авторство текста принадлежит компании «SD Company ».

Цена: 2.00 $ США за 1000 символов .

Вопрос к тем, кто недавно защитил диссертацию PDA - Littleone 2006-2009

Я дошла до предзащиты, она в среду. Сижу в ступоре и не знаю как начать речь.

Прочитала все рекомендации в инете про составление доклада и все-равно обуяна тупизмом, ибо не одного доклада так и не нашла.

С чего начинать? "Уважаемый председатель и члены комисии" так когда-то я начинала дипломную речь. Но, кажется, тут нет ни председателя, ни комиссии, особенно на предзащите.

Как заканчивать?
Как сделать изящные связки между частями?

Короче, я в ужасе и панике.

Пожалуйста, подскажите. Может у кого-нибудь остался текст речи, чтобы я хоть структуру посмотрела.

Спасибо всем, кто откликнется.

Во-первых - поздравляю:flower. Это уже результат:ded:.

Вы что не были ни на одной предзащите по вашей специальности? Это возможно только если вы постоянно живете и работаете в другом городе.

Это же ваши коллеги - вы их знаете лучше нас. Я могу дать рекомендации только в своей узкой области. У нас формальности не приняты, - чем короче и информативнее речь -тем лучше. Что не ясно - будут уточнять вопросами.

Текст ваш выложен на предзащиту? Кто его читал? Реально и формально?

И, уж, конечно, думать как начать речь -это смешно - рассказывайте про диссер - про цели, задачи и результат.

Про изящные связки думать не нужно -если диссер хорошой и так будет все понятно, если плохой -изящные связки - не спасут.

Я заканчиваю словами - " спасибо за внимание"

У вас есть друзья с вашей кафедры, факультета, отдела? Где вы защищаете диссер? Звоните им.

На предзащитах не была - я соискатель и редко появляюсь в институте, работаю в другом месте, так же и исследование проводила и диссер писала.
Соотв. и друзей там у меня нат. Только научный руководитель, а к нему приставать с такими глупостями я не хочу.

Про кратко и по существу, конечно понятно :)

Что значит - такст выложен на предзащиту? Вы имеете в виде автореферат?

Как закончить - ясно, но как начать?
Глупо, конечно, но "хорошее начало - половина успеха" :)

Что значит - такст выложен на предзащиту? Вы имеете в виде автореферат?

Как закончить - ясно, но как начать?
Глупо, конечно, но "хорошее начало - половина успеха" :)

Ну, как же так нет друзей, но знакомые есть, - вы же сдавали экзамены, ходили на лекции, бумажки же оформляли.

Не автореферат, а текст работы - сам текст, куда вносят замечания. У вас есть статьи?

А начало -я бы повторила еще раз название, для тех, кто прослушал:) "Добрый день, моя работа _____"

Руководство для аспирантов: доклад на предварительной защите

Доклад на предварительной защите

Данное практическое руководство призвано помочь умным и способным, но растерянным молодым аспирантам, сориентировать их, рассказать в целом о том, с чем им придется столкнуться во время обучения. Оно не преследует целью рассказать все тонкости подготовки к самой защите диссертации, а также нюансы оформления документов. Поскольку успешно закончившим аспирантуру считается тот, кто прошел предварительную защиту, а соискатели на ней часто терпят фиаско, ниже приводятся некоторые советы, касающиеся самого доклада.
Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.

Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются требования, аналогичные требованиям к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобы доклад на предварительной защите соответствовал всем этим требованиям — репетицию лучше проводить в условиях, близким к реальным.

На доклад отводится 20 минут, но присутствующие будут вам признательны, если вы сократите это время (хотя бы до 18 минут размеренно докладываемого материала).

Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования, задач, гипотезы, положений, выносимых на защиту. Диссертанты, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект), их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей, что создает представление об объеме проведенных исследований. Сжато излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно сопровождаются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.

Выводы, как правило, не докладываются в целях экономии времени, поэтому на предзащите они могут входить в раздаточный материал, либо печатаются в нескольких экземплярах отдельно. На защите этого делать не нужно, так как к ее моменту должен быть готов автореферат, несколько экземпляров которого находятся в зале защиты. Любой присутствующий на защите имеет право знакомиться с авторефератом (а также задать вопрос диссертанту).

Доклад обычно оканчивается словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».

Время доклада можно распределить следующим образом
  • Вступление — актуальность, цель, задачи исследования, гипотеза, положения выносимые на защиту (2-3 минуты).
  • Методы исследования — 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом (слайдом) и сказать о них лишь несколько слов.
  • Результаты исследования — 12-13 минут.
  • Заключение — 1-2 минуты.

Помимо актуальности работы, докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается, занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают, как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты. Говоря о себе, в докладе принято употреблять безличные формы: «Проведены исследования, получены данные и т.д.». Этим подчеркивается ваша скромность.

Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту). Это сформирует о вас благоприятное впечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена вами самостоятельно. Если вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в ваших руках будет выглядеть несолидно. На защите наиболее верный способ докладывать без бумажки — выучить долад наизусть. причем, очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не вызубривать.

В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за вашими, делайте ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.

Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который вы будете демонстрировать. В противном случае, даже если вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить вас. Не смейтесь — подавляющее большинство диссертантов репетирует свои доклады.

По окончании доклада диссертанту задают вопросы. Вероятно, есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы вам кто-нибудь его задал.

После вашего доклада, выступают рецензенты, которые назначаются, как правило, заведующим кафедры. Желательно, чтобы рецензенты были докторами (или кандидатами) наук, лица без степени рецензентами быть не могут. Рецензент в своем выступлении обязательно должен указать на недостатки работы, отзыв не должен быть исключительно хвалебным. Каждый рецензент в конце своей речи дает заключение, что работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к кандидатским диссертациям, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата таких-то наук по такой-то специальности. Эти заключения (почти дословно) обязательно вносятся в протокол. Кроме того, работа может быть признана требующей исправлений, и в таком случае рекомендация на защиту не дается (необходимо исправить работу и снова проводить предзащиту).

На предзащите необходимо контролировать соблюдение определенных формальностей. Следует вести протокол расширенного заседания кафедры, на котором проходит предзащита (попросите это делать лаборанта кафедры, а также можно воспользоваться диктофоном). В протоколе перечисляются присутствующие с указанием ученых степеней и званий, а также должностей. Далее он ведется по общепринятой форме (слушали. и т.д. постановили рекомендовать к защите. ). Лучше заранее посмотреть форму протокола, чтобы не упустить деталей, а также попросите секретаря ученого совета или методиста аспирантуры показать вам несколько примеров. После окончания предзащиты Вы будете составлять на основании протокола заседания кафедры и записи на диктофоне «Выписку из протокола заседания», которую подписывают председатель и секретарь заседания. Затем выписка визируется руководителем организации (или заместителем по научной работе) и заверяется печатью организации. В выписке должны содержаться: список присутствовавших специалистов на заседании; фамилия, имя и отчество соискателя, тема диссертационной работы, с указанием ученой степени и отрасли наук для соискания; краткое содержание доклада соискателя; вопросы специалистов; краткое содержание выступлений рецензентов и руководителя. В конце выписки приводится заключение, где непременно следует указать: актуальность темы; специальность, которой соответствует диссертация; личное участие автора; научная новизна исследования; практическая значимость результатов работы; достоверность научных положений и результатов проведенных исследований; ценность научных работ, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем, количество и список публикаций, в т.ч. из списка изданий, рекомендованных ВАКом; рекомендации диссертации к защите. Кроме того, если диссертации присваивается ДСП, то в заключении необходимо аргументировать обоснованность присвоения такой пометки («Для служебного пользования»). Выписка из протокола (с положительной рекомендацией к защите) является основанием для принятия вашей диссертации к защите в диссертационном совете.

Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме

Основные ошибки аспирантов на предзащите - Кафедра Промышленных теплоэнергетических систем

Основные ошибки аспирантов на предзащите

Любая кандидатская диссертация выпускается на ученый совет только после положительной предзащиты. Предзащита по праву считается генеральной репетицией основной защиты на ученом совете, и на ней, как правило, выявляются основные спорные моменты диссертации. Однако на кафедральной предзащите аспиранты очень часто, демонстрируя хорошие интересные диссертации, проводят сам доклад не особо хорошо.

Вот несколько типовых ошибок, которые допускаются в процессе предзащиты:
1. Нарушение регламента – превышение отведенного времени. Большинство аспирантов готовы говорить о своей диссертации часами. Но на сообщение отводится не более 20 минут. В попытке соблюсти регламент, аспирант часто большую часть доклада непроизвольно делает длинным вступлением, а результаты, выводы и новое, что получено в диссертации, рассказывает за 5 минут «галопом по Европам».

2. Заголовки не соответствуют содержанию. Самая распространенная ошибка всех презентаций аспирантов — название рукописи, вынесенное в заголовок презентации, не соответствует содержанию самой презентации. Другими словами, презентация содержит много данных, но не отвечает своему заголовку. Это довольно тонкая тема для рассуждений «соответствует или не соответствует содержание заголовку», поэтому чем четче и чем логичней выполнена презентация, тем лучше. Оценить это гораздо проще научному руководителю или другому профессору, чем самому аспиранту.

3. Ошибки на слайдах. Имеются ввиду опечатки, пропуск букв в словах, двойное повторение слов и др. В некоторых случаях формулировки на слайдах могут быть вынесены с нарушением лексики и грамматики русского языка. Понятно, что профессура за пропущенную букву в хорошей диссертации ругаться не будет, но впечатление от доклада значительно снизится.

4. Плохая графика презентации. С развитием технологий у аспирантов появилась возможность украшать свои презентации яркими схемами, графиками и диаграммами. Проблема состоит в том, что вид презентации на мониторе компьютера отличается от ее вида на проекторе (на разных проекторах и презентационных дисплеях). Поэтому все линии, шрифты, цвета в презентации должны быть яркими, контрастными и крупными. Также проблемы возникают, если слайды перегружены большими схемами в огромным количеством элементов и связей между ними. Такие схемы тяжелы для восприятия, на слайд лучше выносить либо упрощенный вариант, либо ключевой фрагмент таких схем.

5. Чтение названий и формулировок со слайдов – допускается только в исключительных случаях. Понятно, что профессура умеет читать и озвучивать написанное на слайдах и в раздаточном материале не нужно. Даже при наличии у аспиранта дефектов речи (заикания), выполнение диссертации на неродном языке (для иностранцев) и другое.
6. Чтение по бумажке – абсолютно не приветствуется ни на предзащите, ни на защите на ученом совете.

7. Жестикуляция и голос – некоторые аспиранты от волнения могут вести себя не так как этого требует мероприятие. Одни могут слишком сильно махать руками, другие могут словно «автоответчик» без единого движения простоять в одном углу аудитории. Одни аспиранты могут говорить весь доклад слишком тихо, а другие громко, но монотонно. Этого следует избегать, тк ухудшает восприятие доклада.

8. Манерность – иногда аспиранты «грешат» лишними вздохами, мол «…здесь все тривиально…», «…путем несложных умозаключений…» и др. Такая манера аспиранта может напоминать не доклад для профессуры, а лекцию для студентов. Это крайне нежелательно, так как не прибавляет защищающемуся важности. А в глазах более мудрых профессоров выглядит смешно.

Подготовка доклада диссертации к предзащите и к ученому совету – это работа, которая требует не меньшей выдержки и терпения, чем написание самой рукописи и оформления сопроводительных документов. Поэтому пожелание всем аспирантам – больше консультируйтесь со своими научными руководителями, обращайтесь к другим профессорам за критическими замечаниями. Чем больше «обратной связи» — тем лучше)

Процедура предзащиты диссертации

Подготовка к рассмотрению и обсуждению диссертации на кафедре

Одним из этапов научной работы аспиранта или соискателя является рассмотрение диссертации на кафедре. Кафедры в Институте, как и в любом другом вузе, являются не только коллективами, объединяющими профессорско-преподавательский состав по определенным направлениям учебной и научной работы, но и базовыми подразделениями по подготовке и начальной аттестации научных кадров.

Аспиранты и соискатели занимаются научной работой и готовят свои диссертации на кафедрах, поэтому именно кафедры обладают правом первичной аттестации (экспертизы) выполненных научных исследований. Заключение кафедры о том, что диссертация завершена и может быть представлена к защите на диссертационном совете, является главным основанием приема диссертации к защите. Такое заключение утверждает ректор Института, тем самым, подтверждая и заслуги претендента, и научную компетенцию кафедры.

Кандидатскую диссертацию на рассмотрение и обсуждение кафедры выносит научный руководитель аспиранта или соискателя, докладывая заведующему кафедрой, что, по его мнению, работа над диссертацией практически завершена. Рассмотрение и обсуждение диссертации не следует путать с докладами аспиранта (соискателя) о ходе работы над диссертацией.

Заведующий кафедрой знакомится с диссертацией и иными представленными материалами, после чего назначает дату ее предварительного рассмотрения на заседании кафедры. Заведующий кафедрой назначает двух рецензентов по диссертации, имеющих ученые степени докторов или кандидатов наук, и являющихся специалистами по направлению представленной диссертации. Обычно рецензентам требуется не менее 2-х недель на детальное ознакомление с диссертацией и формирование отзыва. Поэтому диссертация должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за 2 недели до даты предзащиты.

От рецензентов не требуется, чтобы они представляли отзыв на диссертацию заранее и в письменном виде. Однако в некоторых случаях, когда рецензент не может по какой-либо уважительной причине присутствовать на заседании кафедры, он может дать письменное заключение, которое будет оглашено на заседании.

На обсуждение могут приглашаться и ведущие преподаватели других кафедр, имеющих, как правило, ученую степень доктора наук, и являющиеся специалистами по обсуждаемой научной проблеме.

Если заведующий кафедрой считает, что научное решение аспиранта или соискателя, представленное в диссертации, находится также в сфере научной компетенции другой кафедры. то он инициирует процесс совместного заседания двух заинтересованных кафедр по рассмотрению и обсуждению представленной работы. В этом случае количество рецензентов диссертации может быть увеличено.

Рассмотрение и обсуждение диссертации на кафедре проходят, как правило, неоднократно. Очень часто аспиранты (соискатели) необоснованно полагают, что подготовленные диссертации не имеют серьезных научных изъянов, практически завершены и могут быть сразу рекомендованы к защите на диссертационном совете.

Однако практика показывает, что после первого обсуждения на основании замечаний рецензентов и членов кафедры диссертация претерпевает значительные изменения. После этого аспирант или соискатель докладывает на кафедре вторую и последующие редакции работы до тех пор, пока не будут устранены все принципиальные недостатки, а сама диссертация не будет отвечать всем требованиям ВАК. Обычно между обсуждениями проходит 3-6 месяцев. Прохождение диссертации с ее рекомендацией к защите на совете со второго раза считается хорошим научным результатом.

Для рассмотрения и обсуждения диссертации на кафедре аспирант (соискатель) должен представить полностью подготовленную и оформленную диссертацию в несброшюрованном виде в необходимом количестве экземпляров. Если заведующий кафедрой назначит двух рецензентов, то количество экземпляров работы должно быть не менее трех, с учетом того, что один экземпляр будет предназначен для заведующего кафедрой.

Соискатель ученой степени должен представить на кафедру научные труды (в оригинале), в которых отражено основное содержание проведенного им научного исследования. Публикации по теме диссертации могут состоять из статей, опубликованных в сборниках научных трудов и профессиональных журналах, представлять собой опубликованные материалы и тезисы выступлений автора на конференциях, симпозиумах, семинарах и пр. являться депонированными научными работами, а также учебными пособиями, изданными в вузах, например, в и др. Газетные статьи и заметки диссертанта не считаются научными публикациями.

Следует отметить, что диссертант должен представить не все свои публикации, а только те, которые отражают тему и содержание выполненного диссертационного исследования. Если какая-либо публикация подготовлена, но еще не вышла в свет, то ее указывать нельзя.

Положениями ВАК не определено, сколько опубликованных работ по теме считается достаточным для выхода аспиранта или соискателя на защиту. Важно, чтобы в публикациях были отражены основные научные и практические разработки автора и итоги проведенного исследования.

Несмотря на отсутствие нормативной базы в отношении количества опубликованных по теме диссертации работ, считается, что их должно быть не менее двух, а 4 - 5 работ является вполне приемлемым количеством. Желательно, чтобы из этого числа работ хотя бы 1 - 2 были написаны диссертантом самостоятельно, то есть без соавторства. Не приветствуется отсылка на совместные работы, в которых указано более 4-х авторов реферата.

Еще одним важнейшим атрибутом выполненной работы являются документы, подтверждающие значимость проведенного исследования для науки и практики. Речь идет о результатах внедрения выполненной работы. Автору диссертации следует получить 2-3 справки произвольной формы, из которых следует, что результаты работы были использованы в деятельности каких-либо предприятий и организаций, специфика деятельности которых имеет определенное отношение к теме диссертации. Считается органичным, если, например, одна из двух справок о внедрении дана научным учреждением (подтверждается научный вклад автора), а другая - государственной или коммерческой структурой (подтверждается практическая значимость выполненной работы).

Если разработки претендента на обладание ученой степенью были внедрены в учебный процесс по одной или нескольким дисциплинам, то дополнительно можно получить справку о внедрении результатов научных исследований в учебный процесс, подписанную проректором ИЭСО по учебной работе.

Предварительная экспертиза - обсуждение диссертации на кафедре

Процедура рассмотрения и обсуждения на кафедре по многим позициям совпадает с процедурой защиты диссертации на диссертационном совете. В том числе и по этой причине обсуждение на кафедре называют предзащитой, то есть предварительной защитой диссертации. Выступление диссертанта на кафедре является репетицией научной презентации результатов проведенного исследования.

Обсуждение повестки дня по этому вопросу обычно ведет заведующий кафедрой. Однако в случаях, когда он сам является научным руководителем защищающегося аспиранта или соискателя, заведующий кафедрой не имеет права председательствовать на обсуждении. Тогда роль ведущего предоставляется наиболее уважаемому и авторитетному профессору кафедры, который и должен подписать заключение кафедры в случае положительного итога предварительной защиты диссертации.

Заочное рассмотрение итогов научного исследования в отсутствии диссертанта не допускается.

Председательствующий открывает рассмотрение вопроса в соответствии с повесткой дня. Называется фамилия, имя и отчество аспиранта (соискателя), тема диссертации и специальность, по которой выполнена работа, научный руководитель и рецензенты по диссертации.

Далее слово для доклада об основных положениях диссертации, научных результатах проведенного исследования предоставляется диссертанту. Ему выделяется временной регламент в пределах 15 -20 минут.

После этого каждому из членов кафедры и приглашенных на заседание предоставляется возможность задать вопросы. Вопросы направлены на уточнение положений представленного исследования, личного вклада аспиранта или соискателя в науку, а также практической значимости работы. Количество вопросов диссертанту не ограничено. На этой стадии обсуждения членам кафедры и приглашенным рекомендуется не высказывать свое отношение к работе, а ограничиться выявлением сущности представленных разработок.

Затем слово предоставляется научному руководителю, который, не вдаваясь в суть работы, должен оценить научные и человеческие качества своего ученика.

После этого председательствующий открывает научную дискуссию по работе. Сначала слово предоставляется рецензентам по диссертации, назначенным заведующим кафедрой. Докладчику предоставляется возможность ответить на замечания рецензентов. Затем начинается свободная дискуссия, в которой могут принять участие все присутствующие на заседании без ограничения времени выступления и количества выступающих. Кроме указания на положительные и отрицательные стороны работы, участники прений выражают свое отношение к диссертации, рекомендуя или не рекомендуя ее к защите.

Если у участников обсуждения складывается коллективное мнение о готовности диссертации, то этот вопрос сразу ставится на голосование, участие в котором принимают все члены кафедры, кроме диссертанта. Если работа находит, в целом, позитивные оценки, но выступающие указывают на ряд принципиальных недостатков, то в этом случае выносится решение о практической готовности работе к защите. Диссертанту предлагается устранить выявленные недостатки и доложить работу через определенный промежуток времени. Если замечания и недостатки носят принципиальный характер, и с этим согласно большинство членов кафедры и приглашенных, то аспиранту (соискателю) предлагается продолжить работу над диссертацией.

Любое из предлагаемых решений ставится председательствующим на голосование. Принимается то решение, которое поддержало более половины участников научного совещания. После этого обсуждение вопроса считается закрытым.

Во втором и третьих случаях процедура предварительной экспертизы диссертации на кафедре повторяется заново, но в новые сроки. Для второго варианта исхода (работа в основном готова, но требуется устранить некоторые принципиальные недостатки) может быть принято решение о том, что по степени готовности работы будут доложены только те положения диссертации, на которые было особо указано во время обсуждения.

В итоговом заключении кафедры не должно быть никаких оговорок и условий относительно содержания и качества исследования и рекомендаций

Итоги предварительной экспертизы диссертации оформляются выпиской из протокола заседания кафедры, которая в свою очередь содержит Заключение по работе. Несмотря на то, что заключение принимается кафедрой, оно является официальным заключением организации, в которой была выполнена диссертация. Заключение по диссертациям, выполненным в. утверждается ректором Института. С этим заключением диссертант может защищаться не только в диссертационном совете при. но и в любом другом диссертационном совете России, который принимает на основании решения ВАК кандидатские диссертации по обозначенной специальности.

Заключение должно быть выдано соискателю ученой степени кандидата наук в срок, не позднее двух месяцев со дня экспертизы на кафедре, когда по диссертации было принято окончательное положительное решение.

После этого формальные функции кафедры по подготовке и итоговой аттестации аспиранта или соискателя считаются исчерпанными.

Доклад на защиту магистерской диссертации

Доклад на защиту магистерской диссертации

Итак, Вы написали диссертацию. Или предпочли купить (да-да, ее тоже можно заказать через интернет). В любом случае, работу необходимо публично защитить.

В этой статье мы расскажем, как подготовить достойную защитную речь.

Защита магистерской диссертации не сильно отличается от защиты диплома. Она также проходит в стенах родного института, перед теми же преподавателями (членами ГАК). Даже время на речь отводится одинаковое — примерно 10 минут.

Разница лишь в уровне подготовки студента. Ну и само исследование глубже, разумеется.

Защита магистерской диссертации не сильно отличается от защиты диплома

Доклад по диссертации должен быть набран на компьютере, оформлен по ГОСТу и распечатан. Приблизительный объем текста — 5 страниц.

При этом защитную речь не рекомендуется зачитывать с бумажки. Выпускник магистратуры должен продемонстрировать, что он отлично разбирается в предмете.

Озаботиться подготовкой доклада следует заранее. Текст должен быть готов уже к предзащите. А еще выступление неплохо бы прорепетировать — перед зеркалом, используя секундомер.

Доклад на защите диссертации должен сопровождаться иллюстративными материалами. Это могут быть 10 листов бумаги формата А4 или компьютерная презентация на 10-15 слайдов. В СПбГУ обычно используют и то и другое. А вот в МГУ нередко защищаются «по старинке» — с нарисованными на ватмане плакатами.

Структура доклада

Каждый студент самостоятельно решает, как построить защитную речь. Четкого регламента не существует. Но обычно преподаватель дает некие рекомендации на этот счет.

Например, в СПбГУ предлагают такой план доклада:

  1. Введение
    • докажите актуальность темы
    • насколько этот вопрос освещен в научной литературе?
    • назовите объект исследования, сформулируйте цели и задачи
    • обоснуйте структуру диссертации
  2. Основная часть
    • перечислите методы, которые легли в основу исследования
    • приведите краткий отчет о проделанной работе
  3. Заключение
      сформулируйте основные выводы
    • опишите практическое применение результатов исследования
    • предположите, как будут проходить дальнейшие исследования в этой области

Постарайтесь не затягивать вводную часть. Уделите больше внимания собственным научным достижениям.

Доклад на защиту кандидатской диссертации

Кандидатские диссертации защищаются перед ученым советом. Эти советы учреждаются Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Обычно они формируются при крупных ВУЗах или НИИ. Для каждой специальности — свой совет. Поэтому Вам, возможно, придется выступать в чужом учреждении, или даже ехать в другой город.

Кандидатские диссертации защищаются перед ученым советом

О чем писать?

Здесь соискателю уже не нужно доказывать актуальность темы и приводить историографию. Всё это будет подробно освещено в автореферате и отзывах оппонентов. Упор стоит сделать на собственные изыскания.

Распространенный вариант — построить речь в форме тезисов. Распишите по пунктам все значимые выводы, полученные в результате исследований. Обычно их не больше пяти. И каждый пункт планомерно доказывайте. Не забудьте подчеркнуть практическую ценность.

Эти тезисы еще называют научными положениями. Их следует формулировать кратко — не более трех предложений на каждое утверждение. Доказывать выводы лучше всего при помощи цифр. Даже если работа носит гуманитарный характер (тогда в ход идут результаты статистических исследований).

По нормативам, на защитную речь отводится не более 20 минут.

Доклад на защиту докторской диссертации

Защита докторской диссертации также проходит перед ученым советом. На выступление отводится до 40 минут.

Сам процесс не особо отличается от защиты кандидатской. Писать доклад можно по аналогичной схеме. Особый упор делается на ценность научной работы. Необходимо доказать, что Ваши исследования действительно важны для общества.

Презентация к докладу

Цифры недостаточно просто пробубнить. Надо преподнести их наглядно — в виде графиков и диаграмм. Без иллюстративных материалов на защите не обойтись.

Наиболее удобна компьютерная презентация, выведенная на большой экран. Докладчик может указать нужный элемент рисунка, не отвлекаясь на дополнительные пояснения.

Современные программы позволяют делать весьма зрелищные слайд-шоу. Но увлекаться «украшательством» не стоит. Информация может потеряться на ярком фоне.

Не стоит забывать, что члены ученого совета — люди немолодые и зачастую подслеповатые. Разумно будет распечатать материалы презентации, и вручить копии каждому из присутствующих.

Примеры докладов диссертации

Предложенные выше планы докладов — лишь варианты. Четких правил написания не существует, поэтому защитную речь можно строить любым удобным способом. Структура доклада во многом определяется областью научной деятельности и темой работы.

На нашем сайте собраны образцы различных докладов по диссертациям. Есть тексты и по гуманитарным дисциплинам, и по техническим. Вы можете использовать эти примеры, и на их основе составить собственный доклад.