Руководства, Инструкции, Бланки

образец план реабилитации семьи находящейся в социально опасном положении img-1

образец план реабилитации семьи находящейся в социально опасном положении

Рейтинг: 4.8/5.0 (1863 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в со

Страница 3 из 11

Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении

Если причиной неопределенности гражданского статуса членов семьи является утеря, порча или несвоевременное оформление документа, то необходимо: направить клиента в консультативную службу, органы внутренних дел, социальные службы, где ему дадут грамотную юридическую консультацию; совместно с клиентом разработать план действий по оформлению документов; своевременно осуществлять контроль за выполнением каждого пункта плана.
Как правило, в семьях, ведущих асоциальный образ жизни, не задумываются о том, что документы важны не только для того, чтобы устроиться на работу, но и для того, чтобы отправить ребенка в школу, определить в детский сад. При помощи юриста центра, социального педагога, инспектора паспортно-визовой службы при УВД семья сможет оформить необходимые документы.
Так, при утрате гражданского статуса, связанной с утерей, порчей или неоформленностью документа (паспорта, прописки и т.д.) социальный педагог направляет клиента в ЖЭУ, ЗАГС по месту жительства. Специалисты подробно объясняют клиенту, какие документы необходимо собрать для того, чтобы получить новый документ. Если какие-то вопросы остаются нерешенными, можно посоветовать обратиться в паспортно-визовую службу при УВД, за консультацией – к юристу. Утерянное свидетельство о рождении восстановят в ЗАГСе по месту рождения.
Основными причинами малообеспеченности являются: а)низкооплачиваемая работа; б)безработица одного или нескольких трудоспособных членов семьи; в)неоформленность социальных льгот и пособий. Наиболее часто встречающиеся из них - это безработица и низкооплачиваемая работа.
Для их решения привлекаются специалисты центра занятости, которые могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки.
Нередко семья при обращении к специалисту по социальной работе, формулируя проблемы, связанные с малообеспеченностью, сообщает, что среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума и из-за этого семья не может приобрести необходимые вещи, школьные принадлежности для ребенка. Специалист, выявив причины малообеспеченности семьи, может не только содействовать оказанию ей материальной помощи, но и провести работу, направленную на преодоление этой проблемы (помочь в устройстве на вышеоплачиваемую, постоянную или временную работу).
Итак, если причиной малообеспеченности является низкооплачиваемая работа или безработица трудоспособных членов семьи, специалист направляет клиентов в центр занятости населения для постановки на учет по безработице или поиска вышеоплачиваемой работы. Достаточно часто члены семей, находящихся в СОП, не торопятся трудоустраиваться, поэтому социальный педагог подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, школу, родственников и т.д. для оказания позитивного влияния на его сознание.
Однако, как показывает практика, найти место работы еще недостаточно для решения проблемы. Часто безработные члены семьи, находящейся в социально опасном положении, уже давно ведут асоциальный образ жизни (пьянство, криминал и т.д.) и имеют низкую мотивацию к труду.
Если проблема безработицы связана с невостребованностью профессии на рынке труда (в т.ч. по причине физических или возрастных ограничений клиента), специалист может посоветовать семье обратиться в центр занятости населения с целью переквалифицикации по другому профилю для дальнейшего трудоустройства.
При отсутствии у клиента профессионального образования специалист может направить его на консультацию в центр занятости населения, где ему окажут содействие в обучении, чтобы в результате человек получил профессию и устроился на работу.
Кроме этого, специалисту по социальной работе вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки), общественных организаций необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.
Ожидаемый результат всей этой деятельности - выход на работу всех трудоспособных членов семьи либо их устройство на более высокооплачиваемую работу.
Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий работнику центра необходимо направить клиента в управление социальной защиты населения либо в отдел пенсионного обеспечения населения по месту жительства к специалисту по начислению пенсий, пособий, льгот, который консультирует и помогает в их оформлении Специалист социозащитного учреждения может сам дать консультацию клиенту в рамках своей компетентности, помочь собрать или восстановить некоторые справки по начислению пособия, пенсии (имеются в виду детские пособия, пенсии по случаю потери кормильца).
Неудовлетворительные жилищные условия могут возникнуть в семье при нехватке материальных средств для ремонта квартиры или при отсутствии своего жилья.
Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.
Кроме того, социальный работник должен знать, что если существует или может возникнуть угроза утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), то своевременное ходатайство в органы опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним позволит избежать проблему его "бездомности" в дальнейшем.
Если же жилье требует ремонта, то социальный работник может попытаться оказать содействие членам семьи в решении этой проблемы.
В случае серьезного разрушения жилья (сломаны печи, сгнил пол, разрушена канализация и тому подобное), после обследования жилищно-бытовых условий и составление акта специалист направляет клиента в органы социальной защиты населения с целью оформления целевой материальной помощи для проведения ремонта. Также специалист может использовать возможность обратиться с ходатайством в организации, где работают или работали родители, взрослые члены семьи, в администрацию муниципалитета, к депутату или к частным предпринимателям, спонсорам с просьбой помочь в проведении семьей ремонта жилья. Возможно, потребуется связаться с руководством организации, в которой работают члены семьи, с просьбой помочь отремонтировать жилье за счет организации или переселить ее в другое ведомственное помещение (если жилье является собственностью предприятия).
При этом, учитывая контингент семьи, специалист по социальной работе должен взять на себя ответственность за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, а в дальнейшем - за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи должен быть регулярным.
Причинами нарушения здоровья детей или взрослых могут быть врожденные патологии, нерациональное питание, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, неблагоприятная экологическая обстановка, инвалидность и др.
При выявлении дезадаптированных семей с нарушениями здоровья (инвалидность, хронические заболевания, часто или длительно болеющие члены семьи) социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры. При наличии инвалидности клиенту может быть оказана помощь во внеочередном освидетельствовании для переоформления на другую группу (если для этого есть необходимые показатели).
При индивидуальных психических расстройствах у клиента с ним должен работать психолог или врач-психиатр, который проведет диагностику, по ее результатам назначит лечение или курс занятий, мероприятий по восстановлению психического состояния.
При работе с асоциальной семьей приходится сталкиваться с проблемой ее безразличия к наличию психических заболеваний у родственников. Поэтому необходимо вмешательство специалиста по социальной работе, если психическое заболевание наблюдается у ребенка. В зависимости от заболевания (по рекомендации врача - психиатра) специалист организует необходимые условия ухода за ребенком в домашних условиях (содействует льготному приобретению медикаментов, предметов обихода и т.п.), содействует в оформлении несовершеннолетнего в стационарное учреждение.
Если нарушения здоровья связаны с нерациональным, неполноценным питанием (это одна из наиболее часто встречающихся причин), после составления акта обследования жилищно-бытовых условий семьи ее членов необходимо направить в органы социальной защиты населения для получения бесплатных талонов на питание в социальной столовой, для оформления адресной социальной помощи. Специалист по социальной работе может ходатайствовать перед администрацией школы, детского сада о постановке ребенка из такой семьи на бесплатное питание. Возможно проведение разъяснительной работы с благотворительными организациями о предоставлении такой семье разовой помощи в виде продуктового набора.
В случае нарушения здоровья, вызванного несоблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания, специалистом по социальной работе (возможно, вместе с представителями школы, администрации, КДН) проводится целенаправленная работа с членами семьи по наведению порядка в доме и его поддержании.
Если в доме завелись грызуны (мыши, хомяки или крысы), хозяевам дается совет обратиться за помощью в санэпидемстанцию с просьбой обработать жилище, чтобы очистить его от грызунов, насекомых, инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Если семья не стремится изменить ситуацию, то в целях защиты здоровья несовершеннолетних привлекаются участковые медицинские работники, специалисты санэпидемстанции для санитарной обработки помещения.
Когда нарушения здоровья связаны с неблагоприятной экологической средой жизнедеятельности клиентов, социальный педагог может рекомендовать семье обратиться в больницу для консультации по поводу постоянных заболеваний ее членов. После выяснения причин заболевания и оценки возможности их устранения специалист по социальной работе вместе с членами семьи либо с представителями других организаций и учреждений, заинтересованных в сохранении и поддержании здоровья детей, организуют работу по преодолению этих причин, снижению факторов риска.
Причинами семейной дезадаптации являются:
-личностные психологические особенности членов семьи;
-низкий уровень педагогической компетентности взрослых;
-недостаток внимания к ребенку со стороны родителей;
-различия в жизненных установках и статусе (у мужа образование высшее, а у жены - начальное, или наоборот);
-разногласия на национальной или религиозной почве;
-неумение конструктивно разрешать конфликты.
Для их разрешения клиенты могут обратиться за помощью к психологу, социальным педагогам. Но чаще всего у членов асоциальных семей нет потребности идти к указанным специалистам, куда-либо еще, поэтому, например, проблемы недостатка внимания к ребенку со стороны родителей и низкого уровня педагогической компетентности взрослых должны компенсировать совместные действия специалистов.
При семейной дезадаптации специалист по социальной работе мотивирует семью на обращение в психологическую службу, где
клиента проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат
выходить из конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции;
порекомендуют посетить тренинговые занятия, где проигрывают всемозможные конфликтные ситуации (это помогает легче справляться с трудностями в реальной жизни);
клиент может посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие нагрузку, напряженность.
Деятельность социального педагога при работе с семьей (в отличие от деятельности специалиста по социальной работе) обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательная включает в себя помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем в детско-родительских отношениях и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в семейном воспитании относятся: отсутствие единых требований в воспитании ребенка со стороны матери и других членов семьи, безразличие к ребенку, чрезмерная строгость, перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения, ссоры в семье, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком, применение физических наказаний и др.
Поэтому социальный педагог должен запланировать вместе с администрацией образовательных учреждений, учителями, психологом социальной службы включение в тематику родительских собраний, встреч беседы, занятия по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений.
Причиной духовно-нравственной деградации семьи может быть низкий культурно-образовательный уровень родителей, низкая культура семейного воспитания, деформация системы ценностных ориентации.
Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны клиента, так и со стороны специалистов социальной службы, но разрешение проблем семьи не терпит отлагательств.
Социальный педагог (специалист по социальной работе) в план работы с семьей обязательно должен включить мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду лучших семейных традиций, развитие семейного творчества.
При выявлении духовно-нравственной деградации семьи специалист в беседе с ее членами может ненавязчиво расспросить о корнях рода (откуда они, кто их дедушки, бабушки, чем занимались и т.д.), выяснить общие положительные интересы семьи. В дальнейшем, опираясь на наиболее интересную информацию, специалист по социальной работе (социальный педагог) будет привлекать членов семьи на совместные мероприятия, проводимые в рамках школьных праздников, приглашать на экскурсии, в театры, на концерты.
Перспективной формой работы с семьей являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, в спортивных мероприятиях, где родители пополнят свои знания о воспитании ребенка. Подобные семейные мероприятия содействуют укрепление семьи, ее сплочению. Психолог, проводя занятия клуба, поможет восстановить их мотивацию на здоровый образ жизни.
Регулярный социально-психологический патронаж, беседы специалистов с членами семьи особенно значимы для ее духовно-нравственного воспитания. А к беседе можно привлекать представителей разных организаций, в т.ч. религиозных и общественных.
Практика показывает, что если семья проживает в небольшом населенном пункте (деревня, село, поселок), большой вклад в нравственное воспитание семьи и переоценку жизненных приоритетов вносит общественное мнение. Семью приглашают на сход граждан, местный общественный совет, за семьей осуществляется общественный контроль. Организатором и координатором такой работы выступает социальный педагог.
Специалист по социальной работе (социальный педагог) оказывает помощь несовершеннолетним в преодолении школьной дезадаптации.
При работе со школьной дезадаптацией несовершеннолетних, связанной с отсутствием мотивации на получение знаний или низким ее уровнем, социальный педагог должен выявить причины отставания ребенка в школе в беседе с несовершеннолетним, при встрече с учителями, которые преподают в данном классе, со школьным психологом, классным руководителем. Социальный педагог обращается к учителям с просьбой уделять больше внимания данному ученику. Делится информацией о его семье, об условиях жизни и возможностях ребенка заниматься дома. Обсуждает особенности его личности и развития, возможно, объясняет учителю, что именно для этого несовершеннолетнего момент похвалы или поощрения за выполненную по его возможностям работу послужит в дальнейшем стимулом для вовлечения в общественную деятельность коллектива, а также стимулом для учебы. Социальный работник просит у учителя найти время для дополнительных занятий с ребенком. Можно вместе с психологом провести несколько занятий по восстановлению взаимоотношений подростка со сверстниками, с подключением всего класса, преподавателей на групповые тренинги и т.д. Компенсация для ребенка может быть найдена и в спорте, музыке, искусстве и т.д.
Работа с несовершеннолетними по месту жительства открывает большие возможности для изучения причин негативного поведения подростков, их отрицательного отношения к учебе, труду, дает возможность выбора наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на детей.
Социальный педагог лично осуществляет патронаж семьи несовершеннолетнего до тех пор, пока в ней не наступят позитивные изменения.
Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.
Многие дети бегут из дома из-за жестокого обращения с ними, унижения их человеческою достоинства. Подростки получают увечья, становятся жертвами различною рода посягательств. Нищета, постоянное пьянство родителей, отсутствие заботы и внимания со стороны близких приводят к тому, что дети слоняются на улицах, не посещают учебные заведения, совершают антиобщественные деяния, многие совсем уходят из семьи, детских интернатов, кончают жизнь самоубийством.
Созданы учреждения, службы, которые призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, без средств к существованию.
В профилактике и борьбе с правонарушениями и безнадзорностью несовершеннолетних важное место занимает организация досуга по месту жительства, поскольку характер проведения свободного времени и ценностные ориентации молодого поколения в сфере досуга во многом отражают нравственную и социальную направленность подростка и его поведение вообще. Свободное время занимает наиболее продолжительный период в жизни ребенка, поэтому социальный педагог обязан помочь несовершеннолетнему плотнее и содержательнее организовать свое свободное время.
В этом социальному работнику окажут помощь специалисты учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения и пр.
Специалист по социальной работе может оказать содействие в посещении ребенком из социально неблагополучной семьи отделения дневного пребывания несовершеннолетних при центрах социальною обслуживания населения или в помещении его на временное проживание в стационарное отделение, где с ним будет организована комплексная реабилитационная работа. С ребенком станут работать квалифицированные специалисты по оказанию ему медико-психолого-педагогической помощи. По завершении реабилитационной работы с детьми и подростками медико-психолого-педагогическая комиссия (консилиум) разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе специалистов с несовершеннолетним по месту его жизнеустройства.
Во время нахождения детей и подростков на реабилитации в центрах социального обслуживания (социальных приютах) социальный педагог параллельно работает с семьей по возвращению ребенка в семью или по взятию его под опеку. Для этого специалист осуществляет:
патронаж семьи;
поиск родственников (если нет перспективы возращения ребенка в кровную семью);
сбор необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства (свидетельство о рождении, копия смерти одного из родителей либо обоих, копия суда о лишении родителей родительских прав, копия приговора суда и т.д.), для установления статуса несовершеннолетнего.
При организации помощи семье, находящейся в социально опасном положении, специалист должен помнить об иждивенческих и маргинальных настроениях ее членов. Поэтому важное значение приобретает "воспитательная" работа с такой семьей, направленная на повышение мотивации по изменению сложившейся ситуации собственными силами, изыскание внутренних резервов семейного коллектива.
Положительный опыт другой семьи, разные формы "поощрения", стимулирования (морально, материально и т.п.), а также специфические формы воздействия с привлечением участкового инспектора милиции, инспектора ИДН, представителя общественной организации и др. - все это в профессиональном арсенале специалиста по работе с семьей.
К сожалению, деятельность специалиста, работающего с семьей, особенно с семьей, находящейся в социально опасном положении, не всегда венчается успехом и зачастую приносит разочарование. Но специалист должен помнить сам и все время напоминать клиентам, что цель их совместных усилий и желание положительных изменений прежде всего вызваны необходимостью создания благоприятных условий для роста и развития ребенка.
Если в семье выявлена проблема алкоголизма, токсикомании или наркомании несовершеннолетноего или взрослого члена семьи, специалисту желательно убедить клиента в необходимости пройти курс лечения и реабилитации, отказаться от прежней жизни, от старых друзей, сходить на консультацию к психологу или психотерапевту, наркологу.
Если наркоманом или токсикоманом является ребенок, то специалист обязан ориентировать семью обратиться к психологу для выяснения причин, которые привели несовершеннолетнего к этому, оказать содействие в его устройстве в наркологический диспансер для лечения, а затем реабилитации.
В асоциальной семье вряд ли кто-то станет заниматься лечением себя или своего ребенка из-за отсутствия денег или потому, что "больного" устраивает такая жизнь; поэтому специалистам приходится брать на себя "родительские" обязанности и в первую очередь помогать ребенку. В этом случае социальный работник совместно с участковым инспектором милиции, ИДН, классным руководителем школы обращаются в органы здравоохранения (наркологический стационар, наркологический диспансер) или в реабилитационные учреждения, где "зависимым" будет предложен курс восстановления здоровья.
После реабилитации несовершеннолетнему необходимы социальный контроль и сопровождение. Нужно обязательно предложить семье, чтобы ребенок либо посещал кружок, который ему нравится, либо занимался интересным для него делом; больше уделять ему внимания, стараться не оставлять одного. Специалисту нужно будет регулярно осуществлять патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов.
В том случае, если семья останется безразлична к судьбе ребенка, то решение вопроса его спасения возможно в судебном порядке: ограничение, лишение родительских прав и передача несовершеннолетнего под опеку других родственников или государства (оформление в интернатное учреждение). Чтобы этого не произошло, специалисты могут параллельно с реабилитацией несовершеннолетнею проводить ряд мероприятий с семьей, направленных на ее "воспитание", мотивацию на участие в судьбе ребенка.
Возможный вариант, который может предпринять социальный работник, это предложить "закодировать" взрослого больного или несовершеннолетнего и посодействовать ему в этом. А поскольку в асоциальной семье нет и не будет денег для "кодирования", нужно будет искать помощи у общественных организаций, обращаться в органы или учреждения социальной защиты населения, по месту работы кого-то из членов семьи, чтобы добиться разовой материальной помощи на лечение.
Органы здравоохранения могут оказать профилактическую и амбулаторную помощь в лечении заболевания.
Психологи помогут устранить его психологические "корни" и окажут психологическую поддержку.
Алкогольная и другая зависимость от ПАВ одного члена семьи порождает созависимость других. Это серьезная психологическая проблема, также требующая психокоррекции.
Результатом комплексной работы специалистов станет излечение больного или его временное воздержание от принятия наркотиков, алкоголя. Если больные члены семьи не соглашаются на добровольное лечение, то команде специалистов приходится принимать крайние меры (изъятие из семьи несовершеннолетних и помещение их в детские социальные учреждения).

Главное меню Это интересно Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Copyright © 2009 - 2016 Ваш психолог. Работа психолога в школе.


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.

Видео

Другие статьи

Методическая разработка на тему: Программа реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении

Методическая разработка на тему:
Программа реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилита.

отчет о выполнении программы реабилитации

по работе с трудными.

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящийся в социально - опасном положении

Комплексная работа всех специалистов.

Программа реабилитации детей с ОВЗ

Основная цель программы: наладить взаимовыгодное взаимодействие между личностью ребенка и обществом, научить его жить в коллективе для улучшения качества жизни каждого.

Презентация к докладу "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год.

Работа с семьями.

Программа реабилитации семьи, находящейся в социальноопасном положении

Программа реабилитации семьи, находящейся в социальноопасном положении

1. Пояснительная записка

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального работника и администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Данная программа составлена на основе комплексно – целевой программы «Развитие МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2007 – 2012 годы.
Программа направлена:
  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
  • на стимулирование положительных изменений в семье;
  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

1.2. Нормативно-правовая база

Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; закон Алтайского края от 15.12.2002 года №86-ЗС «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

2.2 Задачи:
  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • организовать просветительскую работу среди родителей;
  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
  1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
  2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
  3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
  4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Алтайского края в работе с семьей.
  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
2.5. Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу
  1. Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.
  3. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
  4. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.

3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

Программа реабилитации семьи, находящейся в социально- опасном положении Цель

МОУ «Салтыковская СОШ»
Программа реабилитации

семьи ____________________. находящейся в социально- опасном положении


Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:

  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

  • организовать просветительскую работу среди родителей;

  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;

  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,

  • на стимулирование положительных изменений в семье;

  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;

  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Саратовской области в работе с семьей.

  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.


Задачи, коррекционной, реабилитационной работы


1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.


1. Обследование жилищно-бытовых условий.

2. Изучение образа жизни семьи.

3. Изучение прошлого семьи.

4. Изучение особенностей личности членов семьи.

5. Выяснение общих проблем семьи.

6. Выяснение особенностей семейного воспитания.

7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

8. Выяснение близкого окружения семьи.

9. Изучение целей, ожиданий семьи.


Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.


2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация


1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психолого-педагогической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семьи, оказавшейся в социально опасной ситуации.

3. Пропагандирование здорового образа жизни


Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.


2.2. Социальная реабилитация


1. Организация правовой защиты.

2. Оказание материальной помощи.

3. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.


Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.


3. Анализ коррекционной работы


Проведение аналитической работы.


Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.


План социально-педагогической поддержки семьи, находящейся

в трудной жизненной ситуации (СОП)

2013 – 2014 учебный год

Об утверждении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении,

Пятница, 30 Января 2009 г.

Об утверждении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и состава Муниципального социально-реабилитационного консилиума

На основании Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденного Постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 5 ноября 2007 года N 12-07, в целях совершенствования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих индивидуальную реабилитационную работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении (Приложение N 1). Определить срок начала действия данного Положения с 1 января 2009 года.

2. Утвердить следующий состав Муниципального социально-реабилитационного консилиума (МСРК):

Хасанов Айдар Абдулхакович - заместитель Руководителя Исполкома Кайбицкого муниципального района;

Алеева Фирдания Фаритовна - ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кайбицкого муниципального района;

Сафина Нурия Салиховна - ведущий специалист-эксперт отдела социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Кайбицком районе (по согласованию);

Нуруллина Светлана Ивановна - заместитель директора Центра социального обслуживания населения "Омет" (по согласованию);

Галиуллина Гузель Рашитовна - заведующий отделением социальной помощи семье и детям ЦСОН "Омет" (по согласованию);

Яруллина Зульфия Мансуровна - психолог отделения социальной помощи семье и детям ЦСОН "Омет" (по согласованию);

Гарафутдинова Зульфия Равиловна - главный специалист отдела опеки и попечительства Исполкома Кайбицкого муниципального района;

Маланьева Ильсияр Насрулловна - инспектор подразделения по делам несовершеннолетних Кайбицкого районного отдела внутренних дел (по согласованию);

Сафиуллина Венера Маратовна - ведущий специалист Информационно-методического центра отдела образования Кайбицкого муниципального района;

Сафиуллина Гульнара Ильдусовна - заместитель главного врача МБУЗ "Кайбицкая центральная районная больница" по медицинскому обслуживанию населения;

Габдрахманова Гулина Заудатовна - начальник отдела молодежной политики, физической культуры и спорта Исполкома Кайбицкого муниципального района;

Багавиева Гульнара Салимулловна - старший инспектор Центра занятости населения МТЗ и СЗ РТ в Кайбицком районе (по согласованию).

3. Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений в своей деятельности строго руководствоваться данным Положением о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также своевременно предоставлять сведения, необходимые для учета социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Контроль над исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета Р.Х.Малову.

Утверждено Постановлением Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ от 30 января 2009 г. N 36

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНИРОВАНИЯ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Положения, утвержденного Постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 5 ноября 2007 года N 12-07. Положение разработано в целях упорядочения взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих в рамках межведомственной муниципальной системы социального патронирования на территории Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан индивидуальную реабилитационную работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

1.2. Социальное патронирование - система социального сопровождения и оказания необходимой помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.

В межведомственную муниципальную систему социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, отнесены функционирующие на территории Кайбицкого муниципального района органы и учреждения, реализующие систему социально-педагогических, организационно-правовых, медико-психологических и иных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП);

орган социальной защиты и подведомственные учреждения социального обслуживания семьи и детей;

орган опеки и попечительства;

орган внутренних дел;

отдел образования и подведомственные образовательные учреждения;

орган здравоохранения и подведомственные учреждения здравоохранения;

отдел по делам молодежи, спорту и туризму и подведомственные учреждения.

1.3. Настоящим Положением в качестве основных понятий определяются следующие:

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, - правовой акт, устанавливающий комплекс организационно-правовых, социально-педагогических, медико-психологических и иных мер, реализация которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает вывод несовершеннолетнего и/или его семьи из социально опасного положения;

муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) - межведомственный коллегиальный орган, созданный по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кайбицкого муниципального района на базе отдела социальной защиты с целью разработки и реализации индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

1.4. Для организации делопроизводства и документооборота в межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, применяются следующие бланки документов установленного образца:

- Регистрационная карта семей и детей, находящихся в социально опасном положений (для постановки на районный (городской) учет) (приложение N 1);

- Информационная карта о снятии семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации с районного (городского) учета (приложение N 2);

- Карта "социального риска" Кайбицкого района (по итогам месяца) (приложение N 3);

- Индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении (приложение N 4);

- Примерная форма ежеквартального отчета о работе Муниципального социально-реабилитационного консилиума Кайбицкого района (приложение N 5).

2. Содержание деятельности субъектов межведомственной муниципальной системы социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении

2.1. Выявление, сбор документированной информации и учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, на территории Кайбицкого муниципального района осуществляется всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики в пределах компетенции, предусмотренной законодательством.

2.2. Основаниями для постановки на районный учет семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации, служат:

- уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;

- жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;

- вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;

- совершение по отношению к несовершеннолетнему или другим членам семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;

- совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;

- употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;

- употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;

2.2. Руководители органа системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности представляют в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП):

- в недельный срок со дня выявления сведения о выявленных и впервые поставленных на учет семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с указанием формы организации реабилитационной работы с семьей и детьми (ведомственной/межведомственной) по форме согласно приложению 1;

- ежемесячно по состоянию на конец отчетного месяца сведения о снятых с учета семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 2.

2.3. КДНиЗП на основе представляемой органами системы профилактики информации ежемесячно:

- осуществляет мониторинг выявленных и впервые поставленных на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также снятых с учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с достигнутыми результатами реабилитации;

- выделяет на территориях муниципального образования целевые группы семей и детей с признаками социально опасного положения, находящихся на ведомственном патронате;

- выделяет целевую группу из числа выявленных семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации, для организации межведомственного муниципального социального патроната;

- формирует карту "социального риска" муниципального образования по итогам месяца по форме согласно приложению 3 для рассмотрения и анализа на заседаниях КДН.

2.4. Постановление КДН является основанием организации межведомственного муниципального социального патронирования семьи и детей, находящихся в социально опасном положении.

3. Организация деятельности муниципального социально-реабилитационного консилиума

3.1. Для организации межведомственного муниципального социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, создается муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК).

К работе МСРК по решению руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних привлекаются практические работники различных ведомств и учреждений: медицинские работники, наркологи, представители органов и учреждений образования, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органов.

3.2. Задачами МСРК являются:

- определение и учет индивидуальных особенностей семей и детей, находящихся в социально опасном положении, условий и обстоятельств их жизни, комплекса необходимых мероприятий (организационно-правовых, социально-педагогических, медико-психологических и иной направленности), предлагающихся для выведения несовершеннолетнего и/или семьи из социально опасного положения;

- разработка и реализация индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 4;

- обсуждение совместной индивидуальной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;

- корректировка и дополнение индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, включая максимальное предварительное уточнение социальной ситуации несовершеннолетнего.

3.3. Заседания МСРК по рассмотрению материалов, переданных КДНиЗП для работы, проводятся 2 раза в месяц. Участники МСРК оповещаются о дате и времени его проведения территориальным органом социальной защиты не позднее чем за 2 дня.

3.4. Заседанию предшествуют дополнительные диагностические мероприятия, осуществляемые специалистами отделения социальной помощи семье и детям и органом, представляющим материалы и информацию на несовершеннолетнего и его семью в КДНиЗП.

3.5. Заседание МСРК считается правомочным, если в нем участвует 50% его постоянных членов.

3.6. В процессе заседания МСРК заслушивается характеристика социальной ситуации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, докладываются и обсуждаются предложения в индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении.

3.7. Решение МСРК о включении или не включении тех или иных мероприятий в индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, принимается методом консенсуса. При наличии принципиальных разногласий особое мнение меньшинства, в т.ч. несовершеннолетнего и/или его родителей (законных представителей), протоколируется.

3.8. С момента утверждения МСРК индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, он имеет законную силу и является основным документом, на основании которого производится работа с семьей различными ведомствами. Копии индивидуального плана межведомственных мероприятий о реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, выдаются всем членам Межведомственного консилиума.

3.9. Снятие с межведомственного муниципального социального патронирования проводится по предложению МСРК на основании следующих результатов:

- оптимизация семейных отношений, преодоление фактов семейного неблагополучия;

- устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

- восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем, улучшение поведения несовершеннолетнего;

- достижение активного приспособления несовершеннолетнего к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Без достижения положительных результатов реабилитации семьи и детей:

- достижение детьми возраста 18 лет,

- лишение родительских прав,

- смерть родителей, детей,

3.10. Функции координации и контроля за деятельностью МСРК возлагаются на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Кайбицкого муниципального района.

На плановых и/или внеплановых заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится анализ и рассмотрение тех или иных аспектов функционирования системы межведомственного муниципального социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

МСРК ежемесячно направляет в КДНиЗП Кайбицкого муниципального района отчет о работе по форме согласно приложению 5.

Категория семьи (нужное подчеркнуть)

Жилищные условия (нужное подчеркнуть)

Санитарное состояние жилья (нужное подчеркнуть)

Основания для постановки семьи на учет (нужное подчеркнуть):

1. уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

2. злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;

3. жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;

4. вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;

5. совершение по отношению к несовершеннолетнему или другим членам семьи со стороны одного из родителей (законных представителей) противоправных деяний;

6. совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;

7. употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;

8. употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;

9. беспризорный несовершеннолетний.

Осуществление реабилитационных мероприятий (нужное подчеркнуть):

Похожие документы:
  • Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Новошешминский муниципальный район" от 19.06.2009 N 79 Об обеспечении исполнения "Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении"
  • Письмо Минобрнауки РТ от 10.01.2008 N 68/8 О направлении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении
  • Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Дрожжановский муниципальный район" от 09.04.2009 N 152 О создании межведомственного муниципального социально-реабилитационного консилиума
  • Следующий документ Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Буинский муниципальный район" от 31.01.2009 N 35-а
  • Предыдущий документ Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Черемшанский муниципальный район" от 29.01.2009 N 6
Похожие документы Популярные документы

Об утверждении нормативных затрат организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и санаторных образовательных организаций, находящихся в ведении Республики Татарстан, на 2015 год

О проекте закона Республики Татарстан N 591-4 "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О профилактике наркомании и токсикомании

О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

О назначении публичных слушаний в г. Казани по проекту решения Казанской городской Думы "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г. Казани) на территории Авиастроительного...

О проекте закона Республики Татарстан N 584-4 "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Метки