Категория: Инструкции
Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы :
В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф – есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, выраженном в четко установленной денежной сумме либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период .
Таким образом, закон предусматривает два способа исчисления штрафа.
Применительно к первому способу исчисления штрафа он ограничен размерами от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, а применительно ко второму – размером, соответствующим части заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. При этом законодатель указывает, что штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначать штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.
Штраф оказывает психологическое воздействие на осужденного, подтверждая упрек государства лицу, совершившему преступление, и влечет существенные материальные последствия, которые делают невыгодными и опасными для преступника совершение преступных действий (бездействия).
Под иным доходом понимается такой вид доходов, который не является заработной платой. Поскольку в статье говорится не об «иных доходах», а об «ином доходе», суд может назначать штраф в пределах одного из вида дохода, не обращаясь к остальным.
Штраф может применяться в качестве основного и дополнительного наказания. Особенностями штрафа как основного наказания является следующее: во-первых, исполнение штрафа одноактно; во-вторых, он не влечет за собой каких-либо иных, кроме материальных, ущемлений в правах осужденного; в-третьих, он не может назначаться условно.
Современное уголовное законодательство не содержит указания на ситуацию, когда лицо не может по уважительным причинам уплатить штраф. Суд при назначении в качестве наказания штрафа, сразу же должен учитывать возможности имущественного положения осужденного. Об этом прямо указывается в ч. 3 ст. 46 УК РФ.
В качествен основного наказания, штраф назначается:
1) когда он указан в качестве такового (как единственная или альтернативная мера) в санкции применяемой статьи УК;
2) в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
3) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
4) при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ);
5) судом надзорной или кассационной инстанции вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения.
Замена штрафа лишением свободы и лишения свободы штрафом, ни в каких других случаях не допускается. Суд при назначении по нескольким преступлениям или нескольким приговорам таких видов наказаний, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и штраф, каждый из них приводится в исполнение самостоятельно.
Если виновный до судебного разбирательства находился под стражей, суд при назначении штрафа в качестве основного наказания, учитывая срок содержания под стражей, может либо смягчить назначенное наказание, либо полностью от него освободить.
В действующем уголовном законодательстве штраф находится на первом месте среди других видов и широко применяется в санкциях Особенной части УК, как в качестве основного, так и в качестве дополнительных видов наказания.
В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться с любой основной мерой уголовного виновного, за исключением исправительных работ и только в случаях, если в статьях Особенной части УК РФ он предусмотрен как дополнительное наказание за соответствующее преступление.
Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты . обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.
Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты . а также осужденный, в отношении которого суд в соответствии с частью второй настоящей статьи принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный законом срок.
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного законом, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в пределах санкции предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
В новом УК количество штрафных санкций в Особенной части резко увеличено.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью .
В соответствии со ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - есть запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью .
Этот вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает как в виде основного, так и в виде дополнительного наказания.
Основанием назначения данного вида наказания является:
- в качестве основного – прямое установление его в санкциях Особенной части УК;
- в качестве дополнительного это наказание может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту или ограничению свободы, обязательным, исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части.
Как показывает судебная практика, этот вид наказания применяется, как правило, к работникам транспорта, должностным лицам, в ведении которых находятся материальные ценности, к некоторым видам работников торговли, а также к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, к чиновникам государственной или муниципальной службы, на которых возложены обязанности принимать юридически значимые решения и т.п.
Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны, как для организаций (государственных, общественных или частных), в которой работает осужденный, так и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, которые в течение трех дней после получения копии приговора суда обязаны либо освободить осужденного от занимаемой должности, либо аннулировать соответствующее разрешение и изъять лицензию. В случае увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании и на какой срок он лишается права занимать определенные должности или заниматься каким видом деятельности.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет – в качестве дополнительного наказания.
Уголовный кодекс определяет порядок исчисления сроков этого наказания. При назначении его в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. При назначении в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбытия указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград .
Согласно ст. 48 УК РФ лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград применяется с учетом личности виновного при осуждении за совершение тяжких или особо тяжких преступлений .
Карательные свойства этого наказания проявляются: в моральном воздействии на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него; возможное ограничение профессиональной деятельности осужденного, поскольку она может быть связана с наличием определенного специального или воинского звания и – поскольку лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывающего наказание, - сохраняет свое негативное действие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости. Этот вид наказания оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие, так как оно может привести к потере возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные и почетные звания, государственные награды.
Перечень воинских званий определен Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе от 11 февраля 1993 г. в соответствии, с которым звания высших офицеров (генералов) присваиваются Президентом Российской Федерации.
Специальные звания (например, в милиции) и иные звания, в частности классные чины (например, в прокуратуре и судебных органах), присваиваются отдельным категориям государственных служащих Российской Федерации в соответствии с законодательством и положениями о прохождении соответствующего вида государственной службы.
К почетным званиям относятся. заслуженный или народный артист; народный учитель РФ; заслуженный деятель науки и техники РФ; заслуженный юрист РФ и другие в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждения положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации от 30 декабря 1995г. № 1341.
Наказание в виде лишения почетного звания не распространяется на все виды званий, носящих квалификационный характер, то есть подтверждающие признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды.
Государственными наградами в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. является: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.
Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его запись о лишении осужденного указанных звания, чина, наград, а также принять меры по лишению осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае осуждения гражданина за тяжкое преступление. Такой порядок распространяется и на граждан, удостоенных государственных наград СССР.
и постпенитенциарная адаптация
Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы
Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.
Для достижения указанной цели необходимо:
совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний - исправительных и обязательных работ;
придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;
привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.
В связи с расширением правоприменительной практики судов по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
Для достижения указанных целей предусматривается реализация следующих мер:
разработка законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за условно-досрочно освобожденными лицами. При разработке таких нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;
оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций, создание таких инспекций в районных, городских административно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, организация "опорных пунктов" уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.
В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы:
закрепление норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
обеспечение и внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;
обеспечение уголовно-исполнительных инспекций аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;
придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества;
улучшение материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их собственными помещениями.
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы следующих мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы:
предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;
создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы
В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:
обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;
принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;
расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;
повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;
использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Степашин Виталий Михайлович Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-nakazaniy-ne-svyazannyh-s-lisheniem-svobody (дата обращения: 28.09.2016).
Степашин Виталий Михайлович "Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы" Вестник Омского университета. Серия «Право» (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-nakazaniy-ne-svyazannyh-s-lisheniem-svobody (дата обращения: 28.09.2016).
Степашин Виталий Михайлович (2008). Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Вестник Омского университета. Серия «Право» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-nakazaniy-ne-svyazannyh-s-lisheniem-svobody (дата обращения: 28.09.2016).
Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Степашин Виталий Михайлович Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2008. №4 С.169-173.
Степашин Виталий Михайлович "Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы" Вестник Омского университета. Серия «Право» (2008).
Степашин Виталий Михайлович (2008). Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Вестник Омского университета. Серия «Право»
2.1Альтернативные виды наказания
2.2Основные и дополнительные виды наказания не связанные с лишением свободы
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как дополнительный вид наказания Заключение Библиографический список Введение В современных условиях одной из важнейших задач является назначение справедливого наказания всем лицам, совершившим преступления. Проведенные обобщения судебной практики показывают, что ошибки назначения наказания составляют около 64% выявленных случаев ошибочного применения уголовного закона: это и неправильный учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, ошибки определения вида исправительного учреждения при назначении лишения свободы, неправильное назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров и т.д 1 Уголовное законодательство и правоприменительная практика развиваются по пути расширения наказаний не связанных с изоляцией осуждённых от общества. Они занимают всё более значимое место. Сегодня в целом по стране их доля достигает 60% в общем числе наказаний, назначаемых судом. Из 256 статей Уголовного кодекса Российской Федерации 192 (75%) предусматривают возможность применения альтернативных наказаний, большая часть которых исполняется уголовно-исполнительными инспекциями. На важность гуманизации уголовного законодательства и системы наказаний обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В этом контексте активизировалась правотворческая деятельность, о чём свидетельствует принятие Федерального закона от 9 марта 2001г. №25 и Федерального закона Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которыми внесены изменения в ряд зак онодательных актов Российской Федерации, направленные на смягчение уголовно-правовых норм, а также нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.Исполнение уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в Российской Федерации осуществляют 1958 уголовно-исполнительных инспекций с численностью персонала 4 тыс. человек. Ежегодно по учётам указанных учреждений проходит порядка 1,3 млн. осуждённых. Нагрузка на одного сотрудника приближается к 200 подучётным, а в ряде инспекций - к 300 и более.
Учитывая высокую нагрузку на персонал инспекций, а также социальную значимость и много плановость решаемых ими задач, залогом их успешной работы может и должно быть самое широкое участие общественности, благотворительных фондов и других организаций, способных оказать помощь в социальной реабилитации оступившихся граждан.
В соответствии со ст.43 УК РФ определены цели наказаний, основной из которых является исправление осужденных. Этой цели призвана служить вся система исправительных учреждений для лиц, осужденных к лишению свободы. Но беда в том, что эти учреждения по своему характеру и существующим там условиям содержания менее всего способны кого-то исправить и как следствие этого совершении новых преступлений. Еще более века назад немецкий юрист Фридрих фон Лист сформировал криминологический закон, актуальный и сегодня, что рецидивная преступность является преимущественно пенитенциарной по своему происхождению.
Следовательно, в целях более эффективного исправления лиц, совершивших преступления, необходимо еще более дифференцировать принципы назначения наказания, усовершенствовать саму систему отправления правосудия, максимально сократить число тех, кто лишается свободы, и разработать более широкую систему альтернативных мер уголовного наказания.
Для реализации указанных обстоятельств у нас имеется достаточная законодательная база. Лишь 1/3 преступлений от общего состава преступлений в уголовном законе, предусматривает наказание в виде лишения свободы. По остальным же есть возможность назначения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Однако, нужно признаться в том, что уголовная политика в нашем государстве носит заметный карательный характер. По числу заключенных (более 700 на 100 тыс. населения) Россия занимает 1-ое место в мире. Лишение свободы как уголовное наказание в России используется в 3-4 раза чаще, чем в Европе.
Тем не менее, наказание в виде реального лишения свободы все же не занимает главного места в системе мер уголовно-правового характера, назначаемых судами. По итогам судебной практики 2002г. в России осуждение к лишению свободы на определенный срок составило 31,1% всех судебных приговоров, а вместе с осужденными к пожизненному лишению свободы 31,9%. Следовательно, примерно 68,1% всех мер, назначавшихся судами, - это меры, не связанные с реальным лишением свободы. Существование таких наказаний в УК России и их применение отвечает стандартным минимальным правилам ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила») и Европейским правилам общинных (альтернативных) санкций и мер (Совет Европы, 1992г.). В их число входят главным образом условное осуждение (468,1тыс. осужденных в 2002г. или 54,5 % ); исправительные работы (63,1тыс. осужденных, или 5,0%). Штраф, который по УК РФ может применяться и как дополнительное наказание, назначался 6,1% осужденных. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялся (в качестве основного) крайне редко (в 2002г. к нему было осуждено по России всего 0,1 тыс. человек или 0,01%).
Расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, способно стать влиятельным «противовесом» тюремному заключению. Однако, это невозможно без надлежащей организации исполнения альтернативных мер, в т.ч. обязательных работ, вселяющей в судей уверенность в эффективности этих мер с позиции целей, установленных Уголовным Кодексом.
Объектом исследования дипломной работы является проблемы института альтернативных мер наказания.
Предметом исследования является коллизии уголовного и уголовно-исполнительного законодательства при назначении данных наказаний.
Целью дипломной работы является внесение предложений в уголовно и уголовно-исполнительное законодательство в области наказаний не связанных с изоляцией от общества.
На наш взгляд выбранная тема дипломной работы является актуальной, так как на сегодняшний день в государственной политике очень успешно применяется программа гуманизации наказания и широко обсуждаются вопросы по применению наказаний не связанных с лишением свободы. Важно отметить, что именно наказания не связанные с изоляцией от общества наиболее востребованными в новой системе УИС демократической России, исходя из:
Ш а) экономических соображений так как затраты на исполнения наказаний слишком высоки;
Ш б) компенсационных, так как наказание в виде тюремного заключения не гарантирует, что правонарушитель может компенсировать потерпевшему нанесенный ущерб;
Ш в) исправительных так как известны последствия «тюремного» заключения;
Ш г) уголовно-правовой политики так как известны общие тенденции в направлении либерализации и гуманизации в процессе поиска методов борьбы с преступностью 1 .
По нашему мнению уже через 7 лет лишение свободы будет намного реже применятся, чем сейчас. В связи с этим мы хотим предложить свои изменения по назначению наказаний несвязанных с лишением свободы о которых пойдёт речь далее в дипломной работе.
ГлаваI.Институт альтернативных мер уголовного наказания
1.1История возникновения и развития альтернативных мер наказания
Современная уголовная политика нашего государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это прежде всего в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствовании регламентации исполнения.
Статьей 44 Уголовного кодекса РФ предусмотрено новое для законодательства России наказание - обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Это наказание было известно уголовному законодательству России конца XIX - начала XX века как общественные работы. Нормативную базу такого наказания составляли Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. (далее - Общие положения о крестьянах), Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г. (далее - Сельский судебный устав), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. (далее - Устав о наказаниях) и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции.
Согласно ст. 101 и 102 Общих положений о крестьянах общественные работы сроком до 6 дней назначали волостные или крестьянские суды при следующих условиях: состояние подсудимого в сословии крестьян; принадлежность обвиняемого крестьянина к волости; «маловажность проступка»; совершение проступка на территории волости в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию; совершение проступка без участия лиц других состояний или сословий, а также когда данные проступки не находятся в связи с преступлениями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов). Под крестьянским сословием понимали не только лиц, вышедших из крепостной зависимости, и бывших государственных и удельных крестьян, но также бессрочно отпускных, временно отпускных и отставных нижних чинов, приписанных к сельским обществам крестьян, крестьян-торговцев, занимающихся торговлей по промысловым свидетельствам, не приписанных к городскому сословию и не вышедших из крестьянского сословия в установленном законом порядке, дворовых людей, приписанных к волости, и др.
Принадлежность обвиняемого крестьянина к волости подразумевала ответственность именно перед тем крестьянским судом, в волости которого он совершил проступок.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью имеет, как вид наказания, свои истоки -- карательные системы Древнего Рима, древних германцев, средневекового французского законодательства, российского законодательства в царствование Петра I. Общество отказывало преступнику в доверии, лишало его тех прав, которыми он пользовался ранее. Личность уничтожалась не в физическом, а в юридическом смысле. Преступник становился бесправным. Древнем Риме, например, его, лишали всех человеческих и общественных прав навечно. Лишался он также на вечные времена способности к приобретению прав. У древних германцев преступник, совершивший тяжкое преступление, изгонялся из общества, в котором жил -- приравнивался к зверям. Во французском законодательстве бесправие было смягчено и означало гражданскую смерть, осуждённый утрачивал всё своё имущество, лишался права на получение какого-нибудь имущества, например, наследства, терял право распоряжаться имуществом.
В России подобная мера была введена постановлениями Петра I о шельмовании. Ошельмованный публично объявлялся вором, шельмой, исключался из общества добрых людей, не мог быть приводим к верноподданнической присяге, имя его прибивалось к виселице или над ним переламывалась шпага (в случае принадлежности к дворянскому сословию).
Исправительные работы как самостоятельный вид наказания появился в уголовном праве России в 1917 году. Инструкция Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке провдения заседаний», впервые установила наказание в виде исправительных работ. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые), отпадали или возникали некоторые право ограничения но основные черты оставались неизменными. Необходимо отметить что на протяжении истории развития наказания в виде исправительных работ уровень кары в этом наказании постепенно снижался, но возрастала профилактическая направленность.
1.2 Меры уголовного наказания,не связанные с лишением свободы
Российскому уголовному законодательству прошлых столетий всегда было присуще стремление группировать наказания. Так, согласно Уложению 1845 года все наказания делятся на общие и особенные (первые применяются ко всем гражданам, вторые -- к некоторым особым классам лиц, за преступные деяния военнослужащих и должностных лиц); на главные и дополнительные (последние присоединяются к первым, увеличивая их строгость). Общие главные наказания делились на уголовные и исправительные.
«Мысль о таком разделении наказаний принадлежит графу Блудову. Он говорит: подобно тому, как преступления бывают весьма тяжкие и более или менее легкие, так и по отношении к разным лицам сообразно с их преступным характером должны применяться различные наказания: по отношению к закоренелым злодеям, которые должны быть исторгнуты из общества, должны применяться уголовные наказания, по отношению к преступникам, подающим ещё надежду на исправление, -- исправительные. Но строго говоря уголовное наказание есть только одно -- смертная казнь; во всех остальных наказаниях, даже уголовных, преступник не исторгается из общества бесповоротно.» 1
Дополнительные наказания делились на сопровождающие главные уголовные наказания (лишение всех прав состояния) и на сопровождающие главные исправительные наказания (лишение всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ).
Российское уголовное законодательство 20 столетия продолжило развитие в этом направлений Статья 22 УК РСФСР 1960 года закрепляло деление мер наказаний на основные и дополнительные. Также градация наказаний на основные и дополнительные закреплена в статье 45 действующего УК Российской Федерации.
Сочетание основных и дополнительных наказаний при их назначении с учетом тяжести совершенного преступления и личности преступника должно обеспечивать возможность исправления осуждённого и достаточность наказания. Применяя дополнительное наказание, необходимо минимизировать вред, который может быть причинен не преступнику, а его близким.
Основные виды наказаний могут назначаться только самостоятельно и не могут присоединяться или сочетаться друг с другом. Они всегда указаны в санкциях статей Особенной части УК. При этом санкция статьи Особенной части УК может предусматривать несколько основных видов наказаний, а суд может применить только один вид основного наказания. Назначение основного вида наказания, который не указан в санкции статьи Особенной части УК, возможно только при назначении наказания с соблюдением требований ст. 64 УК, если суд придет к выводу о необходимости назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен санкцией статьи.
В качестве основных, законодатель предусмотрел самые строгие виды наказаний, которые указаны ст. 44 УК: -- обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определен срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве основных и дополнительных. Если в санкциях Особенной части УК эти наказания указаны в качестве основных, то к ним могут присоединяться дополнительные наказания, независимо от того, указаны они в санкции или нет (например ч.2ст.291УК).
При назначении одного из этих основных видов наказания возможно применение дополнительного вид наказания, не предусмотренного санкцией статьи -- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться только в случаях, когда он прямо указан в санкции статьи Особенной части УК. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 1999 года № 40:«лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусматривается санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания». (БВС РФ. 1999. № 8) 1 .
В качестве дополнительных, законодатель предусмотрел виды наказаний, которые указаны в ст. 44 УК: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Дополнительные виды наказаний могут назначаться только в сочетании с основными и не могут применяться самостоятельно. Они не всегда указаны в санкциях статей Особенной части УК.
Если дополнительное наказание указано в санкции статьи с основным видом наказания, то применение дополнительного наказания при назначении наказания обязательно. Однако, при такой санкции статьи, возможно и неприменение дополнительного наказания при наличии оснований с соблюдением требований ст. 64 УК, если суд придет к выводу о не применении дополнительного вида на предусмотренного в качестве обязательного. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 года № 40 отменяется: «Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то неприменение этого дополнительного наказания может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью». (БВС РФ. 1999. №8) 2 .
Законодатель установил возможность назначения основного наказания с дополнительным наказанием или без такового (например, ч. 2 ст. 159 УК -- Мошенничество), санкция части данной статьи предусматривает назначение основного наказания в виде лишения свободы с применением дополнительно вида наказания. Социальное положение преступников в обществе разное и такое сочетание наказаний позволяет назначать наказание строго индивидуально (например, при совершении преступления группой лиц). У суда имеется возможность выбора применения или не применения дополнительного наказания. Лишь бы выбор сделанный судом при постановлении приговора отвечал требованиям достижения целей наказаний.
Такой вид дополнительного наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, не предусмотрен в санкциях Особенной части УК. Это наказание может быть назначено с учетом личности преступника за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 года № 40, обратил внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы:
Ш все виды наказания рассматриваемые в этой главе претерпевали изменения в соответствии с историческими этапами, и не сразу становились такими какими мы их видим в УК РФ 1996года.
Ш с каждым столетием всё явно выделяется гуманистический подход к наказаниям не связанным с лишением свободы.
Глава II.Сущность наказаний, не связанныхс лишением свободы
2.1 Альтернативные виды наказания.Обязательныеработы
Обязательные работы - это основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от основной работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, предоставляемых органами местного самоуправления. Данный вид наказания исполняется уголовно-исполнительными инспекциями в течение определенного судом времени.
Содержание рассматриваемого наказания составляет совокупность карательных и воспитательных элементов, которым будет подвергнут осужденный к обязательным работам преступник. Сущность обязательных работ заключается в их свойстве достигать целей наказания: исправления преступника и предупреждения совершение преступлений как им, так и другими лицами.
Обязательные работы - наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества, поэтому элементы кары не достигают в них той остроты проявления, как при осуждении, например, к лишению свободы или аресту.
Во-первых, обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения осужденного в его личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как арест, ограничение свободы, или лишение свободы.
Во-вторых, не происходит резкого изменения правового положения лица, отбывающего обязательные работы. И все же обязательные работы, как вид уголовного наказания, содержат элементы кары - государственного принуждения, причиняющего преступнику определенные тяготы и лишения.
Кара в обязательных работах, как и в любом другом наказании, выражается, прежде всего, в самом факте осуждения лица, то есть выраженной в приговоре отрицательной оценке поведения лица со стороны государства. Наказание - это публичное осуждение лица, которое нередко причиняет осужденному моральные страдания. А.Б. Сахаров справедливо отмечал, что это свойство уголовного наказания нужно всемерно поддерживать и развивать путем воспитания соответствующего общественного мнения 1 .
Осужденные к обязательным работам остаются в том коллективе, где они постоянно работают или учатся, а также попадают в коллектив, где отбывают наказание, что накладывает определенный отпечаток на психологию осужденного. Осуждение его поступка со стороны авторитетных для него людей способно заставить осужденного в ряде случаев по-новому посмотреть на свои жизненные позиции, отказаться от многих его привычек и взглядов. Вот почему, по нашему мнению, приговор суда необходимо доводить до сведения не только коллектива, где осужденный к обязательным работам отбывает наказание, но и администрации и товарищей по работе (учебе), по месту его постоянной работы либо обучения. Разумеется, привлечение внимания общественности к осуждению лица прежде всего должно иметь воспитательные цели. Вместе с тем. как нам представляется, оно будет причинять осужденному серьезные моральные страдания. Нельзя согласиться с авторами, которые считают, что никаких карательных моментов факт опубликования приговора суда не содержит 2. Достаточно вспомнить долго существовавший в УК РСФСР вид наказания "Общественное порицание", которое, в принципе, не располагало иными карательными элементами.