Категория: Бланки/Образцы
Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.
Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.
Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.
Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов:
– бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи” (Приложение 1) ;
– “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ” (Приложение 2) .
Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.
Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише), значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.
Дата зачисления на логопедический пункт xx.xx.xxxx
РЕЧЕВАЯ КАРТА
на младшего школьника с ОНР
Фамилия, имя Иванов Иван Дата рождения xx.xx.xxxx
Класс 1 «X» Домашний адрес город…………, улица ………, дом …
Сведения о родителях мать Иванова Мария Ивановна, 35 лет, домохозяйка
Анамнез: первые слова в 2 года предложения в 3 года зрение без патологии слух без патологии
Речевая среда и социальные условия речевое окружение благополучное: билингвизма в семье нет, у членов семьи дефектов произношения не наблюдается.
Заключение психоневролога здоров (по данным медицинской карты)
Обращались ли ранее к логопеду, результаты к логопеду до школы не обращались
Интонационно – мелодическая сторона речи нарушена: речь невыразительная, наблюдаются затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения
темп медленный
голос маломодулированный
тембр хриплый
ритм в самостоятельной речи присутствуют слова с неправильно интонационно выделяемым
ударным слогом
дыхание без особенностей
Состояние артикуляционного аппарата:
губы толстые, малоподвижные
зубы крупные
прикус нормальный
язык широкий, мясистый
нёбо твёрдое и мягкое нёбо без патологических особенностей (расщелин нет),
подвижность артикуляционного аппарата в целом малоподвижный, наблюдается гипотонус мышц языка и губ в состоянии покоя и при двигательных нагрузках; объём движений низкий, переключаемость слабая; усилена саливация при двигательных нагрузках
Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука общая моторика неловкая, мелкая моторика недостаточно развита, ведущая рука - правая
Состояние произношения звуков: отсутствует звук «л», «р-рь» в самостоятельной речи (устойчивый характер нарушения)
Сформированность фонематических процессов недостаточно сформированы: смешивает согласные звуки «с-з, т-д, в-ф, п-б, д-т» по звонкости-глухости (устойчивый характер смешения)
Повтори слова: коса-коза коса-коса том-дом том-том миска-мишка миска-миска
бочка-почка почка-почка сова-софа сова-сова
Анализ звукового состава слова:
Выделение первого гласного звука в слове: утка, Оля, Ира, Аня, город, банка «У», «И», «А», «ГО», «БА»
Выделение последнего звука в слове: пух, луна, руки «П», «Н», «К»
Придумай слово с заданным звуком: ж, с, ч «жук», «оса», «цветок»
Звуковой синтез: д, о, м; у, т, к, а; р, у, к, а «дом», «утка», «рука»
Звуковой анализ: мак м, а, к муха м, х стол с, о, т
Произношение слов сложной слоговой структуры проговаривает, усвоил трёхсложные слова со стечением согласных на границе слогов, упрощает стечения согласных в многосложных словах
Крокодил крокодил велосипед велосипед милиционер милицанер аквариум аквариум
Слухоречевая память: Повтори предложение:
На ёлке зажглись разноцветные лампочки На ёлке зажлись лампы.
Состояние словаря ограничен бытовой лексикой, преимущественно употребляет существительные и глаголы, пассивный словарь с трудом активизируется: смешивает слова, близкие по звуковому сходству и по ситуативному сходству, наблюдается малое количество бытовых обобщающих понятий и их смешение («животные» = «птицы», «овощи» = «фрукты»), не использует слова в переносном значении и не улавливает их смысл
Предметный словарь:
Объясни значение слов холодильник, пылесос, трамвай «ХОЛОДИЛЬНИК» - «Там еда лежит, кефир и мясо»; «ПЫЛЕСОС» - «Он пылесосит всё в доме»; «ТРАМВАЙ» - «Трамвай большой и ездит»
Называние частей предметов (у машины, у дерева) «У машины – колесо, двери, крыша, огоньки»; «У дерева – листочки, ветки, большие эти ветки»
Словарь признаков:
подбор прилагательных к существительным: лимон (какой?) круглый, хороший
лиса (какая?) жёлтая платье (какое?) девочкино
Подбор антонимов: высокий - маленький весёлый - плачет длинный - маленький
Образование прилагательных от существительных: ложка из дерева, ручка из пластмассы, мяч из резины «деревянная», «пласмассная», «резиновый»
Глагольный словарь:
Кто что делает? Учитель «учит» повар «кушать готовит» врач «уколы делает»
Обследование грамматического строя речи в самостоятельной речи употребляет простые нераспространённые предложения, состоящие из 4-6 слов; наблюдаются отдельные аграмматизмы (нарушение употребления существительных в родительном падеже во множественном числе, согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными в среднем роде); в предложениях часто нарушен порядок слов, наблюдаются пропуски предлогов в самостоятельной речи
Употребление имён существительных единственного и множественного числа в разных падежах:
чем режут хлеб? «ножом» кого боятся мыши? «кошку»
Родительный падеж множественного числа имён существительных:
Много (нет) чего? окно «окнов» стул «стулов» лампа «лампочки»
Образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей? шерсть чья? «лисы», «лисы»
Образование уменьшительно – ласкательных форм: ёлка «ёлочка»_ гриб «грибочек»_
Согласование прилагательных с существительными: (синее небо, синий шарф, синяя юбка) «синяя небо», «синий шарф», «синяя юбка»
Согласование существительных с числительными: ухо «одно ухо», «два уши», «пять ух»
Употребление предлогов употребляет простые предлоги «в, у, на», наблюдаются пропуски предлогов
Связная речь составляет небольшой рассказ из 4-5 предложений по серии сюжетных картинок, а на заданную тему и рассказ-описание составить не может; при составлении рассказа требуется стимуляция в виде вопросов; рассказ соответствует теме, но не все предложения связаны между собой; наблюдается однообразная связь между предложениями.
Запись ответа:
Саша устал. Саша спит. Потом мама ушла. Он проснулся.
Потом проснулся и плачет. Вот дождь на улице. Мама пришла и купила мяч.
Заключение учителя-логопеда: Общее недоразвитие речи (III уровень).
Дата выпуска _______________
Учитель-логопед ____________
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ КАРТ
В графе анамнестических данных указываем следующие общие данные, полученные в процессе обследования:
В графе неречевых психических функций указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:
Нормы: манипуляция с предметами – до 2 лет; процессуальные игровые действия – с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); процессуальная игра с элементами замысла – от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); сюжетная игра – к 3 годам.
Анализ уровня развития игры: использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); характер замыслов (разнообразный, однообразный); характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).
Анализ. повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).
Выводы: внимание устойчивое (неустойчивое); взгляд фиксирует (не фиксирует); переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); с явлениями генерализации; общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); слабая концентрация внимания; общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
В графе о состоянии моторики указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:
Исследуем: способность к удержанию мимической позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движения и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкенезии.
Выводы: состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики); сглаженность носогубных складок; оральные синкинезии; асимметрия лица; гиперкинезы лица; сохранность функции.
Исследуем: способность к удержанию артикуляционной позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движений и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкинезии.
Выводы: сохранность функции; состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность); подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена); неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия); состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен); наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная):
* - подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении
* - движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка
* - тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.
Выводы. Статическая координация – позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки. Динамическая координация – пробу выполняет с попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождаются движениями мышц лица); двигательная память удовлетворительная; отмечены признаки леворукости; ориентировка в пространстве слабая (достаточная).
Исследуется: объем, координацию, точность, темп, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому, активность.
Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, некоординированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.
В графе анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:
В графе состояния звукопроизношения указывается характер нарушения:
В графе состояния дыхательной функции, процессов жевания и глотания:
1. Указывая характер дыхательной функции. отмечается: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).
2. Указывая характер процессов жевания. отмечается:
3. Указывая характер процессов глотания. отмечается: при нормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклонятся голова; заметно характерное напряжение мимический мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстника), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающимся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).
В графе состояния голосовой функции отмечаются основные
В графе состояния просодической организации звукового потока (просодика)
отмечаются ее следующие характеристики:
В графе фонематических процессов
В графе состояния слоговой структуры слова отмечается степень и уровень нарушения слоговой структуры слова:
В графе словарного запаса отмечается объем словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность употребления слов; характер трудностей.
Выводы: объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).
В графе состояния грамматического строя речи отмечается:
Выводы: морфологические и синтаксические аграмматизмы; владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме; ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов; нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении); своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).
В графе импрессивной речи отмечается понимание ребенком речи на уровне диалога:
Оценивается: умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен; легко входит в контакт /контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении /активен; малоактивен.
Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.
В графе экспрессивная речь:
1. Отмечаем состояние диалогической речи. т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:
Выводы: высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета); средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое); низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).
2. Состояние монологической речи:
Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).
Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).
Выводы: высокий уровень (в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение; соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр. от описания основных свойств – к второстепенным и др.).; соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.); удовлетворительный уровень (рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета; отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной – двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний); недостаточный уровень (рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений); низкий уровень (рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета; описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков; не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер; отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения; ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно).
В графе логопедическое заключение [1] рекомендуется указать характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций, поскольку:
Варианты пересечения двух классификаций
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Примерные формулировки логопедических характеристик
[1] По Р.И.Лалаевой из «Методических рекомендаций по логопедической диагностике»