Руководства, Инструкции, Бланки

образец заполнения речевая карта логопеда img-1

образец заполнения речевая карта логопеда

Рейтинг: 4.0/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оформление речевой карты

Оформление речевой карты

Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.

Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов:
– бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи” (Приложение 1) ;
– “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ” (Приложение 2) .

Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.

Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише), значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.

  1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд.Дом “Образование плюс”, 2009.
  2. Грибова О.Е. “Технология организации логопедического обследования” Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008.
  3. Злобенко М.П. Ерофеева О.Н. Морозова И.В. Мишуткина Э.П. “Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста” Г. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2010.
  4. Козырь Т.В. “Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении” Ж “Дошкольная педагогика № 4 (июль, август), 2003.
  5. Короткова Н.А. Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж “Ребенок в детском саду” № 3,2005 г, № 4, 2005.
  6. Логинова В.И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997.
  7. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика Москва. “Просвещение”, 1988.
  8. Микляева Н.В. “Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста”. Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007.
  9. Никитина Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. “ Логопед” № 2, 2010.
  10. Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.
  11. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск. 2005.
  12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.
  13. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. “Академ А”. 1996.
  14. Фотекова Т.А. “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” Москва .Аркти, 2000.

Другие статьи

Исонова Н

Каталог статей

Дата зачисления на логопедический пункт xx.xx.xxxx

РЕЧЕВАЯ КАРТА
на младшего школьника с ОНР

Фамилия, имя Иванов Иван Дата рождения xx.xx.xxxx
Класс 1 «X» Домашний адрес город…………, улица ………, дом …
Сведения о родителях мать Иванова Мария Ивановна, 35 лет, домохозяйка
Анамнез: первые слова в 2 года предложения в 3 года зрение без патологии слух без патологии
Речевая среда и социальные условия речевое окружение благополучное: билингвизма в семье нет, у членов семьи дефектов произношения не наблюдается.
Заключение психоневролога здоров (по данным медицинской карты)
Обращались ли ранее к логопеду, результаты к логопеду до школы не обращались
Интонационно – мелодическая сторона речи нарушена: речь невыразительная, наблюдаются затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения
темп медленный
голос маломодулированный
тембр хриплый
ритм в самостоятельной речи присутствуют слова с неправильно интонационно выделяемым
ударным слогом
дыхание без особенностей
Состояние артикуляционного аппарата:
губы толстые, малоподвижные
зубы крупные
прикус нормальный
язык широкий, мясистый
нёбо твёрдое и мягкое нёбо без патологических особенностей (расщелин нет),
подвижность артикуляционного аппарата в целом малоподвижный, наблюдается гипотонус мышц языка и губ в состоянии покоя и при двигательных нагрузках; объём движений низкий, переключаемость слабая; усилена саливация при двигательных нагрузках
Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука общая моторика неловкая, мелкая моторика недостаточно развита, ведущая рука - правая
Состояние произношения звуков: отсутствует звук «л», «р-рь» в самостоятельной речи (устойчивый характер нарушения)
Сформированность фонематических процессов недостаточно сформированы: смешивает согласные звуки «с-з, т-д, в-ф, п-б, д-т» по звонкости-глухости (устойчивый характер смешения)
Повтори слова: коса-коза коса-коса том-дом том-том миска-мишка миска-миска
бочка-почка почка-почка сова-софа сова-сова
Анализ звукового состава слова:
Выделение первого гласного звука в слове: утка, Оля, Ира, Аня, город, банка «У», «И», «А», «ГО», «БА»
Выделение последнего звука в слове: пух, луна, руки «П», «Н», «К»
Придумай слово с заданным звуком: ж, с, ч «жук», «оса», «цветок»
Звуковой синтез: д, о, м; у, т, к, а; р, у, к, а «дом», «утка», «рука»
Звуковой анализ: мак м, а, к муха м, х стол с, о, т
Произношение слов сложной слоговой структуры проговаривает, усвоил трёхсложные слова со стечением согласных на границе слогов, упрощает стечения согласных в многосложных словах
Крокодил крокодил велосипед велосипед милиционер милицанер аквариум аквариум
Слухоречевая память: Повтори предложение:
На ёлке зажглись разноцветные лампочки На ёлке зажлись лампы.
Состояние словаря ограничен бытовой лексикой, преимущественно употребляет существительные и глаголы, пассивный словарь с трудом активизируется: смешивает слова, близкие по звуковому сходству и по ситуативному сходству, наблюдается малое количество бытовых обобщающих понятий и их смешение («животные» = «птицы», «овощи» = «фрукты»), не использует слова в переносном значении и не улавливает их смысл
Предметный словарь:
Объясни значение слов холодильник, пылесос, трамвай «ХОЛОДИЛЬНИК» - «Там еда лежит, кефир и мясо»; «ПЫЛЕСОС» - «Он пылесосит всё в доме»; «ТРАМВАЙ» - «Трамвай большой и ездит»
Называние частей предметов (у машины, у дерева) «У машины – колесо, двери, крыша, огоньки»; «У дерева – листочки, ветки, большие эти ветки»
Словарь признаков:
подбор прилагательных к существительным: лимон (какой?) круглый, хороший
лиса (какая?) жёлтая платье (какое?) девочкино
Подбор антонимов: высокий - маленький весёлый - плачет длинный - маленький
Образование прилагательных от существительных: ложка из дерева, ручка из пластмассы, мяч из резины «деревянная», «пласмассная», «резиновый»
Глагольный словарь:
Кто что делает? Учитель «учит» повар «кушать готовит» врач «уколы делает»
Обследование грамматического строя речи в самостоятельной речи употребляет простые нераспространённые предложения, состоящие из 4-6 слов; наблюдаются отдельные аграмматизмы (нарушение употребления существительных в родительном падеже во множественном числе, согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными в среднем роде); в предложениях часто нарушен порядок слов, наблюдаются пропуски предлогов в самостоятельной речи
Употребление имён существительных единственного и множественного числа в разных падежах:
чем режут хлеб? «ножом» кого боятся мыши? «кошку»
Родительный падеж множественного числа имён существительных:
Много (нет) чего? окно «окнов» стул «стулов» лампа «лампочки»
Образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей? шерсть чья? «лисы», «лисы»
Образование уменьшительно – ласкательных форм: ёлка «ёлочка»_ гриб «грибочек»_
Согласование прилагательных с существительными: (синее небо, синий шарф, синяя юбка) «синяя небо», «синий шарф», «синяя юбка»
Согласование существительных с числительными: ухо «одно ухо», «два уши», «пять ух»
Употребление предлогов употребляет простые предлоги «в, у, на», наблюдаются пропуски предлогов
Связная речь составляет небольшой рассказ из 4-5 предложений по серии сюжетных картинок, а на заданную тему и рассказ-описание составить не может; при составлении рассказа требуется стимуляция в виде вопросов; рассказ соответствует теме, но не все предложения связаны между собой; наблюдается однообразная связь между предложениями.
Запись ответа:
Саша устал. Саша спит. Потом мама ушла. Он проснулся.
Потом проснулся и плачет. Вот дождь на улице. Мама пришла и купила мяч.

Заключение учителя-логопеда: Общее недоразвитие речи (III уровень).

Дата выпуска _______________
Учитель-логопед ____________

Консультация по логопедии по теме: Заполнение речевых карт

Консультация по логопедии по теме:
Заполнение речевых карт
Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ КАРТ

В графе анамнестических данных указываем следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

  • Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца.
  • Речевая среда (5-ый, 6-ой г.ж.): благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении.
  • Характер протекания беременности: от которой по счету беременности ребенок; исход предыдущей (-их) беременности (-ей); токсикоз (1-й, 2-й половины беременности); хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.); простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности); психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.; применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические); влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.); повышенный фон радиационного излучения; употребление алкоголя, никотина, наркотиков.
  • Характер протекания родов: нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); наличие асфиксий (белая, синяя); резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); вес и рост ребенка при рождении.
  • Когда закричал ребенок. сразу, не сразу; характер крика – слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный.
  • Ранний постнатальный период: характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических данных проводится анкетирование родителей.
  • Раннее психомоторное развитие: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.
  • Нервно-психическое, соматическое состояние, состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы).
  • Характер раннего речевого развития ребенка: время появления гуления (в норме с 3-х мес.); время появления лепета (в норме с 6 мес.); характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексов, бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); первые слова (в норме около года); первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

В графе неречевых психических функций указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

  • Общительность: легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм.
  • Характер игровой деятельности: для детей от 2 до 4 лет: манипулятивная, предметная, процессуальная, с элементом замысла, сюжетная, ролевая.

Нормы: манипуляция с предметами – до 2 лет; процессуальные игровые действия – с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); процессуальная игра с элементами замысла – от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); сюжетная игра – к 3 годам.

Анализ уровня развития игры: использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); характер замыслов (разнообразный, однообразный); характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).

  • Индивидуальные особенности ребенка: особенности эмоционально-волевой сферы (фон настроения – нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач. Эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня)); личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству); некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный; быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление).
  • Особенности внимания: объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение.

Анализ. повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).

Выводы: внимание устойчивое (неустойчивое); взгляд фиксирует (не фиксирует); переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); с явлениями генерализации; общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); слабая концентрация внимания; общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

  • Особенности мышления: познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития; сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции); преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
  • Особенности памяти: запоминание произвольное /непроизвольное; быстрое запоминание /медленное, с трудом; снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).
  • Работоспособность на занятиях: быстро или медленно включается в работу; переключение с одного вида работы на другой (легко или с трудом); сосредоточен или часто отвлекается; темп работы (задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно); причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.); продуктивность работы (быстрая утомляемость); в чем проявляется утомление (замедление темпа, ухудшение качества, полное прекращение работы); субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.); когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия).

В графе о состоянии моторики указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

  • Состояние произвольной мимической моторики: отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

Исследуем: способность к удержанию мимической позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движения и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкенезии.

Выводы: состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики); сглаженность носогубных складок; оральные синкинезии; асимметрия лица; гиперкинезы лица; сохранность функции.

  • Состояния артикуляционной моторики: отмечаются особенности артикуляции: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничена, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Исследуем: способность к удержанию артикуляционной позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движений и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкинезии.

Выводы: сохранность функции; состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность); подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена); неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия); состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен); наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная):

* - подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

* - движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

* - тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

  • Состояния общей произвольной моторики: объем движений (полный /неполный); точность выполнения (неточные /точные); самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых); координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует); темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный); активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность); качество движений (моторная напряженность, скованность); переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими). Отмечаем особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

Выводы. Статическая координация – позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки. Динамическая координация – пробу выполняет с попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождаются движениями мышц лица); двигательная память удовлетворительная; отмечены признаки леворукости; ориентировка в пространстве слабая (достаточная).

  • Состояние ручной моторики: определяется кинетическая и кинестетическая основа движений (сохранность функций; недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность).

Исследуется: объем, координацию, точность, темп, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому, активность.

Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, некоординированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.

  • Ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр и т.п.

В графе анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

  • Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия.
  • Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение.
  • Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.
  • Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;
  • Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла.
  • Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная.
  • Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки.
  • Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.
  • Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

В графе состояния звукопроизношения указывается характер нарушения:

  • Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
  • Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

В графе состояния дыхательной функции, процессов жевания и глотания:

1. Указывая характер дыхательной функции. отмечается: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).

  • Тип физиологического дыхания: носовое; ротовое; смешанное.
  • Вид физиологического дыхания: ключичное /верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное /нижнереберное; смешанное.
  • Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
  • Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна (N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
  • Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный); длительность и интенсивность (норма; недостаточная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность (сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).

2. Указывая характер процессов жевания. отмечается:

  • Откусывание. не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтального отдела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны.
  • Собственно процесс жевания. отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможность ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение.

3. Указывая характер процессов глотания. отмечается: при нормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклонятся голова; заметно характерное напряжение мимический мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстника), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающимся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).

В графе состояния голосовой функции отмечаются основные

  • Голос: сильный, звонкий; нормальный; чрезмерно громкий; чрезмерно тихий; с носовым оттенком; гнусавый; глухой; монотонный.
  • Способность модулировать голос: по высоте – высокий /низкий; по силе – глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; напряженный; дрожащий.
  • Атака голоса: твердая, мягкая.
  • Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна (N); нарушена.

В графе состояния просодической организации звукового потока (просодика)

отмечаются ее следующие характеристики:

  • Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
  • Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
  • Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
  • Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
  • Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

В графе фонематических процессов

  • Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
  • Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован): определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце); выделение ударного гласного в начале слова; определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце); определение согласного звука в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных); определение согласного звука по отношению к другим звукам.
  • Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован): составление слов из последовательно предъявляемых звуков.
  • Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы): нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук; подбор слов с заданным звуком; составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).

В графе состояния слоговой структуры слова отмечается степень и уровень нарушения слоговой структуры слова:

  • Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
  • Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

В графе словарного запаса отмечается объем словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность употребления слов; характер трудностей.

Выводы: объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

В графе состояния грамматического строя речи отмечается:

  • Состояние функции словоизменения: изменение имен существительных по числам; изменение имен существительных по падежам; употребление формы родительного падежа множественного числа (с 5 лет); употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действий; согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета – с 3 лет); согласование имен существительных с числительными два и пять .
  • Состояние функции словообразования: образование названий детенышей животных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных (с 6 лет); образование приставочных глаголов.

Выводы: морфологические и синтаксические аграмматизмы; владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме; ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов; нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении); своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

В графе импрессивной речи отмечается понимание ребенком речи на уровне диалога:

Оценивается: умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен; легко входит в контакт /контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении /активен; малоактивен.

Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.

В графе экспрессивная речь:

1. Отмечаем состояние диалогической речи. т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:

  • Анализ и оценка речевого поведения детей: умение участвовать в разговоре; умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор; умение самому задавать вопросы; разнообразие и точность словаря; характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; грамматическое и фонетическое оформление фраз; способы реализации речевых средств.

Выводы: высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета); средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое); низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).

2. Состояние монологической речи:

  • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам: отмечается способность к самостоятельному употреблению смысловых предикативных отношений; умение передать их в виде соответствующей по структуре фразы, при отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик?»): особенности составления фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма).
  • Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. отмечается полнота рассказа; точность отражения в рассказе основных свойств предмета; наличие логико-смысловой организации сообщения; последовательность в описании признаков и деталей предмета; использование языковых средств словесной характеристики.

Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).

  • Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа): полнота передачи содержания текста; наличие смысловых пропусков, повторов; соблюдение логической последовательности изложения; наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа; связность рассказывания; соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).

Выводы: высокий уровень (в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение; соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр. от описания основных свойств – к второстепенным и др.).; соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.); удовлетворительный уровень (рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета; отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной – двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний); недостаточный уровень (рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений); низкий уровень (рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета; описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков; не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер; отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения; ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно).

В графе логопедическое заключение [1] рекомендуется указать характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций, поскольку:

  • Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
  • фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
  • фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
  • л ексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
  • общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
  • Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
  • - дислалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - нарушения голоса,
  • - ринолалия.
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
  • - дислалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - ринолалия.
  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
  • - выход из моторной (сенсорной) алалии,
  • - по типу задержки речевого развития,
  • - при ЗПР,
  • - невыясненного патогенеза.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
  • - моторная алалия,
  • - сенсорная алалия,
  • - сенсомоторная алалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - по типу задержки речевого развития,
  • - при ЗПР,
  • - невыясненного патогенеза.
  • Нарушение темпа и ритма речи:
  • - заикание,
  • - тахилалия,
  • - брадилалия,
  • - спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Примерные формулировки логопедических характеристик

  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

[1] По Р.И.Лалаевой из «Методических рекомендаций по логопедической диагностике»