Руководства, Инструкции, Бланки

образец написания рекомендательной части диплома

Рейтинг: 4.9/5.0 (1224 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Структура диплома

Структура диплома

Представлены несколько примеров структуры диплома. Такая структура диплома может быть использована при разработке или составлении плана диплома или дипломного проекта.

Элементы структуры диплома

Структура диплома состоит из трех основных частей: введение, основная часть, состоящая из отдельных глав, параграфов, разделов и заключение.

Следует придерживаться такой структуры диплома на ранних этапах составления плана диплома, а впоследствии возможна корректировка отдельных пунктов. Необходимо отметить, что подобные действия можно осуществить самостоятельно.

Итоговая структура диплома подлежит обсуждению с преподавателем, а после рекомендаций научного руководителя можно утверждать окончательный план.

Кроме того структура диплома включает дополнительные элементы, не относящиеся напрямую к тексту диплома: титульный лист, содержание, список литературы и приложения. Это дополнительные элементы, которые можно выделить в структуре диплома. Нормативные документы: задание на диплом, рецензия, отзыв и т.п. - в структуру диплома не входят.

Основная часть в структуре диплома состоит из теоретической, аналитической и практической глав. Раскрытие темы дипломной работы следует начать с внимательного изучения современных научных разработок в тематической области проводимого исследования, установить степень проработанности темы, найти возможные различные точки зрения экономистов по изучаемым в рамках диплома вопросам. Результаты этой части исследования должны быть отражены в теоретической главе в рамках структуры диплома.

Затем, согласно оговоренной структуре, во второй главе необходимо провести подробный анализ фактических данных о состоянии исследуемого объекта в соответствии с предметной направленностью дипломной работы и применительно к теме диплома. На основании проведенного анализа сделать выводы о проблемах, существующих в этой системе. Результаты данного исследования должны найти отражение в аналитической части дипломной работы. Выводы по результатам анализа можно оформить в виде отдельного параграфа в дипломе, либо же вынести их в отдельный раздел второй главы диплома под заголовком "Выводы".

Структура диплома требует наличия практических мероприятий, предложений, рекомендаций, оформленных в виде отдельной главы.

Третья глава носит прикладной характер и направлена на совершенствование исследуемого в дипломе объекта. После проведенного анализа предмета диплома во второй главе, необходимо перейти к выработке самостоятельных предложений по совершенствованию исследуемой (исследуемого) системы (объекта, процесса, явления) и решению выявленных проблем, моделированию последствий внедрения предлагаемых мероприятий, рекомендаций и расчету их экономической эффективности. Это составляет основу структуры проектной главы.

Таким образом, структура диплома состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав: теоретической, аналитической и проектной, заключения, списка использованной литературы и приложений. Непосредственно текст исследования в структуре диплома оформляется в виде введения, основной части и заключения. Использовать дополнительные сведения вне этих разделов нецелесообразно.

Содержание структуры диплома

Структура диплома. представляет собой организованное и сгруппированное изложение материала, преследующее цель раскрыть тему диплома и решить задачи, поставленные во введении дипломной.

Подводя итог, следует выделить основные положения, на которые опирается структура диплома.

1. В структуре диплома выделяются следующие главы:

  • теоретическая глава диплома, включающая параграфы, в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций (не менее 3-х параграфов);
  • аналитическая часть диплома, где раскрываются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и выявляются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса, явления (не менее 3-х параграфов);
  • проектная глава диплома, представляющая собой решение основных проблем с позиций теории и собственных взглядов по изучаемой теме с подробным научным обоснованием, доказательствами и конкретными расчетами на базе аналитических данных 2-й главы, выявленных резервов и другого практического материала (не менее 3-х параграфов).

2. Использование материалов, касающихся основного исследования в дипломе, не допускается за пределами основной части. Так, например, нельзя приводить цифровые данные, таблицы, аналитические справки в рамках введения или заключения.

3. Структура диплома должна быть ориентирована на раскрытие темы и не допускать отступлений. Не рекомендуется также включать в исследование дополнительные аспекты, не касающиеся напрямую темы диплома, ради увеличения объема.

Ниже представлена структура диплома как она должна выглядеть при написании диплома. Основные элементы снабжены пояснениями.

Структура диплома

1. Теоретическая глава диплома (название)

1.1. Определение, выявление предмета исследования. Уточнение применяемой терминологии

1.2. Обзор современного состояния научных разработок в области объекта и предмета исследования

1.3. Обзор методических разработок в проблемной области объекта и предмета исследования

2. Аналитическая глава диплома (название)

2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта

2.2.-2.3. Анализ состояния исследуемой в дипломной работе системы, отношений между структурными элементами, процессов, связей и т.д.

2.4. Выявление тенденций, динамики развития, особенностей и негативных факторов

2.5. Определение резервов и/или формулировка проблем в области совершенствования исследуемого объекта, процесса и/или механизма

3. Проектная глава диплома (название)

3.1.-3.3. Постановка задач, обоснование и содержание проектируемых мероприятий, рекомендаций по совершенствованию

3.4. Разработка плана организационных мер по реализации проектируемых предложений

3.5. Оценка эффективности проектных решений

Список использованной литературы

Структура диплома - примеры Разработка финансовой стратегии предприятия

Глава 1. Содержание, значение и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия

1.1. Структура финансовой стратегии

1.2. Анализ этапов разработки финансовой стратегии предприятия

1.3. Оценка финансового состояния предприятия, как основа финансовой стратегии

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Общий анализ финансового состояния

2.3. Анализ коэффициентов финансового состояния

2.4. Оценка ликвидности баланса

2.5. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности компании

2.6. Оценка финансовых результатов и деловой активности

Глава 3. Разработка финансовой стратегии

3.1.Обоснование направлений стратегии развития компании

3.2. Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности

3.3 Разработка мероприятий по реализации политики сотрудничества с оптовыми покупателями

3.4. Инвестирование в основной капитал, как стратегическое направление развития предприятия

Список использованной литературы

Управление рисками на предприятии

Глава 1. Теоретические и методологические основы управления рисками

1.1. Сущность и структура рисков

1.2. Методология управления рисками

1.3. Содержание отдельных видов рисков и их особенности

1.4. Международный опыт минимизации рисков

Глава 2. Исследование управления рисками в ООО

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО

2.3. Исследование рисков, связанных с деятельностью ООО

2.4. Анализ применяемых методов управления рисками в ООО

Глава 3. Совершенствование системы управления рисками в ООО

3.1. Организация комплексной структуры системы управления рисками на предприятии

3.2. Создание отдела управления риском в организационной структуре предприятия

3.3. Разработка системы минимизации рисков, связанных с деятельностью компании

3.4. Внедрение дополнительных инструментов минимизации рисков для отдельных сфер деятельности предприятия

Список использованной литературы

Совершенствование системы бюджетирования в компании ООО

Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии

1.1. Система бюджетирования: цели, задачи, структура

1.2. Методологические подходы к бюджетированию на предприятии

1.2.1. Основы формирования бюджета

1.2.2. Контроль и анализ исполнения бюджета

1.3. Особенности российской и зарубежной практики бюджетирования

Глава 2. Анализ действующей системы бюджетирования в компании ООО

2.1. Краткая характеристика деятельности компании

2.2. Анализ производственного планирования в компании ООО

2.3. Оценка системы бюджетирования компании

2.4. Анализ организации принятия управленческих решений в компании

Глава 3. Разработка проекта совершенствования системы бюджетирования в компании ООО

3.1. Формирование требований для совершенствования системы бюджетирования в компании

3.2. Разработка структуры Положения о бюджетировании ООО

3.3. Разработка операционных и финансовых бюджетов в компании

3.4. Оценка финансово-экономической эффективности предлагаемого проекта

Список использованной литературы

#1 Максим
28.09.2010 - 17:41

А у нас по методичке в структуре диплома должно быть 4 главы.
Как в этом случае в структуре диплома выделять теорию, аналитику и практику?

Андрей Нестеров
Максим, в зависимости от того, что должны включать в себя эти главы в рамках общей структуры диплома. Т.е. если в дипломе требуется 4 главы, то может быть такая структура диплома:
1. Две главы будут аналитическими, одна теория и одна практика. Например, 1 глава теория, вторая глава - характеристика предприятия, третья глава - анализ процессов в организации в рамках темы диплома, четвертая - практика.
2. Либо же две практические главы, одна теория и одна анализ. Например, если оценку предложенных мероприятий представить отдельно, то она будет четвертой главой в структуре диплома.
Может быть и совсем другая структура диплома. Некоторые дипломы вообще теоретическую главу не содержат. Все зависит от требований к структуре диплома.

#2 Анна
21.05.2012 - 15:54

Спасибо большое! Кажется, эта информация даже помогла.

Андрей Нестеров
Пожалуйста. Желаю удачи с дипломом!

#3 Оксана
11.05.2013 - 10:45

Здравствуйте. Подскажите, в дипломе не всегда ведь три главы? Как скомпоновать структуру диплома, если задание выдано на 5 разделов, но без параграфов? И сколько обычно достаточно предложить рекомендаций в качестве мероприятий? Диплом по маркетингу, структура по заданию такая:
Введение
1. Теоретическая часть (теория, понятия, сущность изучаемого явления)
2. Методологическая часть (используемый инструментарий, методы анализа и т.д.)
3. Исследовательская часть (характеристика рынка, на котором действует предприятие, за последние годы)
4. Аналитическая часть (характеристика предприятия, общий анализ маркетинговой деятельности предприятия, анализ предметной области согласно теме диплома)
5. Проектная часть (рекомендации, мероприятия, предложения в соответствии с темой диплома)
Заключение

Андрей Нестеров
Здравствуйте. Да, в дипломе может быть и иное количество глав, если это предусмотрено методическими указаниями. Структура диплома в этом случае определяется количеством разделов. В задании, которое Вы привели, фактически, указаны и параграфы для каждого из разделов. Количество рекомендаций обычно определяется выявленными в дипломе проблемами.

#4 Светлана
27.01.2015 - 17:30

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста,как правильно составить структуру диплома по теме "Совершенствование маркетинговой деятельности в строительстве"?

Андрей Нестеров
Здравствуйте. 1 глава - теория по теме, 2 глава - анализ маркетинговой деятельности предприятия, 3 глава - проект мероприятий по совершенствованию.

#5 Светлана
27.01.2015 - 17:45

#9 Анастасия
18.04.2015 - 21:37

Здравствуйте! Скажите, должны ли быть во второй главе диплома (аналитической) ссылки на учебники и прочую научную литературу? Просто именно в этой главы описывается предмет исследования в организации, структура организации и выявление проблем. Это чисто самостоятельная работа.

Андрей Нестеров
Здравствуйте. Если ничего не цитируете, то ссылка не ставится. В аналитической главе ссылки могут проставляться, например, если Вы делаете какие то выкладки в подтверждение своих выводов, сравниваете полученные результаты с данными по отрасли, приводите данные Госкомстата и т.п.
Если проводите только анализ - можно ссылаться в таком духе: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проведен по методике Савицкой" - и ставите ссылку к фамилии Савицкой на ее учебник.

#10 snezhа
20.05.2015 - 14:58

как мне правильно составить план дипломной работы на тему: Управление социально-экономическим процессом"/ если я прохожу практику в департаменте образования. помогите, не знаю что делать

Андрей Нестеров
1 глава - теория по теме, 2 глава - анализ по объекту исследования, 3 глава - проект мероприятий по совершенствованию.
В публикации подробно указано, какой должна быть структура дипломной работы.

#11 авьера
24.05.2015 - 18:44

Помогите пожалуйста, если тема "анализ и внедрение нововведений на предприятии". то как лучше назвать 3 главу? Заранее спасибо

Андрей Нестеров
В третьей главе, исходя из темы, должен быть собственно прогноз внедрения нововведений.

#12 авьера
24.05.2015 - 18:46

То есть " анализ и прогнозирование внедпения нововведений на предприятии"

#14 Константин
5.10.2015 - 10:18

как мне правильно составить план дипломной работы на тему: Эффективность лесопромышленного комплекса Приморского края?

Андрей Нестеров
1 глава - теория по теме, 2 глава - анализ по объекту исследования, 3 глава - мероприятия по повышению эффективности. Еще посмотрите вот эту публикацию
Также Вы можете воспользоваться нашими услугами, для этого оформите заказ на подготовку плана дипломной работы

#15 Ирина
17.04.2016 - 07:23

Здравствуйте, подскажите что написать во 2 главе ВКР(практическая часть), тема: профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на примере работы инспекции ПДН?с каких слов начать главу?

Андрей Нестеров
Здравствуйте. Начинать практическую главу можно с характеристики объекта исследования и анализа текущей ситуации. Если вторая глава является эмпирическим исследованием, то начинаться она должна с методологии исследования. Таким образом, в данном случае все зависит от того, на чем именно у Вас будет основана практика.

2006-2016 © NA55555.RU Дипломные и курсовые работы на заказ. ИП Нестеров А.К.
При использовании информации с сайта NA55555.RU ссылка обязательна.

Другие статьи

Основная практическая значимость дипломной работы: пример и рекомендации

Основная практическая значимость дипломной работы: пример и рекомендации

1. Практическая часть дипломной работы: пример написания.

2. Практическая значимость дипломной работы: как написать правильно.

Дипломная работа должна иметь вид оконченного исследования по определенной теме, которая была заявлена во введении. Диплом имеет свою логику и последовательность изложения. Начинается он всегда с теоретической части, наполненной обоснованностью задач и целей, а заканчивается практическим раскрытием выбранной темы.

Практическая часть дипломной работы: пример написания

Перед тем, как приступать к написанию проекта, происходит тренировка на курсовых работах. Поэтому, к моменту создания достаточно объемной научной работы, многие параметры оформления автору уже становятся хорошо знакомыми.

Вторая — практическая часть диплома неизменно опирается на первую главу, задачей которой является качественный анализ теоретических данных. В ходе ее создания должны быть изучены учебные пособия, периодика, разнообразные методические сводки, материалы конференций и прочее. Процесс этот крайне утомительный и трудоемкий, однако, при должном старании, вполне выполнимый.

Главная цель автора при написании первого раздела – подготовить базу для второй главы. Крайне важно, чтобы весь изученный материал прошел через призму своего личного восприятия. Таким образом, он будет преломлен через собственное виденье автора, что заставит его проникнуть в самую суть проблемы и темы работы. Тогда, после детальной проработки теоретического материала, возможно даже создание новых определений и открытие революционных подходов (в идеале).

Практическая значимость дипломной работы: как написать правильно

После длительной подготовки в виде качественного изучения теории есть смысл приступать к практическому разделу. Хорошей базой для него послужат элементы практики, полученные на предыдущих курсах обучения (производственная, научная практика и т.д.). Главная задача этой главы – раскрыть задачи исследования, которые были заявлены в вводной части дипломной работы.

После этого приводятся примеры видимых путей решения заявленных вопросов, а также методы внедрения их на практике. Вторая глава содержит своего рода доказательства, подтверждающие успешное достижение цели и выполнение задач. Здесь хорошую роль сыграют графики, таблицы, диаграммы. Некоторая их весомая часть может быть перенесена в приложения.

Практические рекомендации в дипломной работе занимают большой удельный вес. Они демонстрируют возможность использования полученных результатов на практике, в жизни, поэтому отказываться от них не стоит.

Вторая часть диплома показывает всю глубину усвоения автором полученных им практических навыков, демонстрирует его способность к нестандартному мышлению, умению принимать самостоятельные решения и действовать. Она будто говорит о готовности студента к предстоящей деятельности уже как профессионала.

Рекомендации по написанию дипломной работы

ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Написание дипломной работы является завершающим этапом обучения в вузе и формой итогового контроля знаний и умений студента. То, как студент напишет диплом и какую оценку ему выставит комиссия в ходе защиты, может рассматриваться как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому качество дипломной работы, степень ее самостоятельности, аргументированность и логическое изящество защиты имеют очень большое значение.

С одной стороны, дипломная работа — это расширенное и углубленное подобие курсовой. К выпускному курсу у студента уже имеется опыт написания трех курсовых работ, последнюю из которых он, к тому же, вероятно, защитил на своей кафедре. Следовательно, в общих чертах вы уже представляете себе, как выбрать тему диплома, что с ней делать, как вести себя на защите.

С другой стороны, дипломная работа — это не курсовая. Требования, предъявляемые к ней, на порядок выше, и ее написание намного сложнее.

Примерный объем курсовой работы должен оставлять 15—30 страниц печатного текста, напечатанного через два интервала. Примерный объем диплома двое больше: 48—50 печатных страниц.

Структура плана курсовой работы является простой (план, помимо введения и заключения, состоит из пунктов, соответствующих разделам; обычно разделов бывает два). Структура плана дипломной работы — сложная: в нее входят главы (обычно две), которые, в свою очередь, делятся на параграфы.

Курсовая работа считается успешно выполненной, если студенту удалось в ней на основе анализа рекомендованных источников правильно поставить» и корректно сформулировать проблему. Для курсовой постановки проблемы достаточно. В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения или хотя бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления.

Объем и количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно вдвое меньше, чем соответствующие показатели при написании диплома. Когда вы пишете дипломную работу, в вашу задачу входит рассмотрение истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых в дипломной работе. В курсовой работе все это тоже делается, но в самых общих чертах, вопрос же о методологии и методах исследования вообще опускается.

Итак, вы видите, что различий между курсовой и дипломной работой достаточно. Опыт, приобретенный в процессе написания курсовых, безусловно, вам пригодится. Однако потребуется и много нового, того, чего вы пока не умеете.

Дипломная работа в принципе, как мы уже говорили, может стать продолжением, а развитием курсовых или одной из них, взяв за основу или за отправной пункт исследования ее идеи, накопленные научные материалы. В таком случае происходит переход на новый теоретический уровень разработки той же проблемы. Вы можете даже использовать основной текст курсовой работы в качестве одной из глав, произведя в нем необходимые изменения, чтобы согласовать его с общим замыслом диплома.

Перечислим общие требования, предъявляемые к дипломной работе, и приведем некоторые рекомендации.

Во-первых. все изложение и структура работы должны быть подчинены единой логике реализации поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, уводящего в сторону от основной смысловой нити. Однако определенное количество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и находятся в правильном пропорциональном, соотношении с общим объемом текста. В частности, к структуре работы, отраженной в плане, предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и названий глав и параграфов. Так тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее параграфов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия темы.

Во-вторых. материал должен излагаться логически связно, последовательно, аргументированно. Высказываемые теоретические положения обязательно нужно доказывать или обосновывать.

В-третьих. большое значение имеет стиль использования источников. Работу не следует перегружать цитатами, в особенности пространными. Но это не означает, что изложение совсем не должно опираться на использованную литературу. Но избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование перемежать косвенным, то есть фактически пересказом того или иного места источника. Наконец, в ряде случаев можно ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или иной концепции или точке зрения, воспользовавшись подстраничной сноской.

В-четвертых. рецензент обязательно оценивает культуру изложения, стилистику, использование научной лексики и принятых для научных текстов оборотов. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка. С другой стороны, не надо делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминологии там, где она не является обязательной, канцелярских оборотов письменной речи, слов иностранного происхождения, если их вполне можно заменить привычными слуху русскими синонимами. Обилие малопонятных слов иногда используют как специальный прием, предназначенный для маскировки слабости или вторичности концепции. Поэтому оно часто настораживает рецензента. Опытный глаз легко различает грань между необходимым и чрезмерным количеством иностранных слов и терминов. Хорошо, если изложение будет живым и эмоциональным, однако слишком эмоциональный текст, перенасыщенный риторическими вопросами и восклицаниями, производит не очень хорошее впечатление. Конечно, в работе не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.

Структура дипломной работы состоит из следующих элементов;

1) титульного листа;

6) основной части, состоящей из глав и параграфов;

8) библиографии (списка использованной литературы);

9) приложений (если они имеются).

К каждому из этих элементов предъявляются конкретные требования. Титульный лист должен быть оформлен согласно существующим правилам. Ниже приводится образец его оформления.

Реферат представляет собой текст будущего выступления на защите, который вам придется зачитать перед государственной комиссией и всеми присутствующими. Его объем невелик — не должен превышать одной печатной страницы, а содержание сводится к обоснованию актуальности выбранной темы, краткой характеристике степени.

Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста. Его следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Рекомендации по этому пункту введения практически не отличаются от приведенных нами в разделе «Курсовая работа». Конечно, поскольку дипломная работа по уровню предъявляемых требований находится на качественно другом уровне, по сравнению с курсовой, то и обоснование актуальности должно быть несколько более глубоким. Однако принципиальных различий здесь нет.

После этого необходимо перейти к освещению степени разработанности темы в научной литературе и характеристике используемых источников. По сравнению с аналогичным пунктом введения к курсовой работе это звено введения должно быть гораздо богаче. Следует подробно и полно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также очертить существующие, на ваш взгляд, «белые пятна», пробелы в рассмотрении темы.

Далее формулируется цель исследования, ставятся конкретные задачи, определяемые целью, вычленяется основная проблема, объект и предмет исследования. Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с безукоризненным соблюдением принципа субординации цели и задач. Необходимо, чтобы в конечном счете изложение в целом соответствовало поставленной во введении цели и полностью реализовывало ее. Если выясняется, что готовый текст несколько отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку.

Что касается использованных в работе методологии и методов, то вы должны назвать их и по возможности обосновать применение того или иного метода в решении поставленных перед вами исследовательских задач. Основная часть дипломной работы, как правило, состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на два-три параграфа. Объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами.

Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. Вначале очерчивается основная проблема, показываются ее теоретические истоки, затем рассматриваются различные варианты подходов к ее решению, группируются по принципу методологического сходства точки зрения, оцениваются с позиций автора работы. Далее излагаются собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументированно доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники.

Назначение и содержание второй главы может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне. В таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов — экономических, социологических, исторических и т. д. а также — когда это нужно — математического аппарата.

Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй главы представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

Заключение представляет собой самую маленькую по объему (около 5% всего текста) часть работы. Однако это очень важная ее часть, поскольку именно заключение содержит общие выводы, сделанные студентом по результатам проведенного исследования. Здесь необходимо кратко, но с выверенной логической последовательностью изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе, наконец, показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной.

Библиография, или список использованной литературы, является обязательной частью дипломной работы и помещается после заключения. Ее страницы входят в единую нумерацию страниц текста. Оформление библиографии и ссылок составляет предмет отдельного разговора, и мы коснемся его ниже.

Приложение — это вспомогательная часть дипломной работы, в которую могут входить графики, таблицы, статистически обработанные данные социологических опросов, материалы наблюдений, иной иллюстративный материал. Если в таком приложении нет необходимости, оно может просто отсутствовать. Оно не является обязательной частью дипломной работы. Если же приложение все-таки есть, то оно делается на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. Поскольку написание дипломной работы представляет собой достаточно длительный процесс (занимает почти весь период обучения на выпускном курсе), то многое зависит от того, удачно ли вы организуете ход работы. Время, выделенное на подготовку диплома, является практически свободным от аудиторных занятий, и потому студенту, привыкшему к постоянному контролю знаний и напряженной работе в аудитории, может показаться, что времени слишком много его и можно использовать на отдых и развлечения, подработку, поездки, а к написанию дипломной работы приступить за месяц-другой до срока защиты. Не следует поддаваться таким настроениям. Метод «мозгового штурма» не всегда бывает эффективным и не каждый вообще к нему способен. Лучше применить беспроигрышный вариант: разработать график на весь период до предполагаемого срока защиты и распланировать свое время в соответствии с ним.

Фактически единственным лицом, выполняющим по отношению к студенту-дипломнику контрольные функции, является научный руководитель. К нему студент должен регулярно приходить на консультации.

В обязанности руководителя входит:

– помощь студенту в разработке общего графика на период написания диплома;

– подбор необходимой литературы по выбранной теме;

– проведение регулярных консультаций, в ходе которых студент может задать вопросы, вызвавшие него затруднения, показать тот или иной черновой фрагмент текста, поделиться пришедшими в голову идеями;

– осуществление общего систематического контроля за деятельностью студента и информирование о ходе работы коллектива кафедры

– чтение представленного чернового варианта работы, целиком или по главам, внесение замечаний и рекомендаций, чтение исправленного в соответствии с рекомендациями текста, контроль за его оформлением и помощь в процессе оформления;

– написание подробного отзыва на готовый текст работы, допуск ее к защите, подготовка студента к процедуре защиты;

– присутствие на защите и при необходимости выступление с устной оценкой проделанного студентом труда.

Соответственно и студент-дипломник имеет определенные обязанности в процессе написания работы. Перечислим и их.

вести систематическую подготовительную работу с научной литературой в библиотеках;

при необходимости и возможности воспользоваться правом на научную стажировку в центральных научных библиотеках страны;

поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы;

в установленные сроки и в случае возникшей необходимости отчитываться на кафедре о своей деятельности;

по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой текст научному руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;

в установленный деканатом срок сдать готовый текст дипломной работы на кафедру и рецензенту;

в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступления. Если вы будете придерживаться разработанного графика и добросовестно выполнять свои обязанности студента-дипломника, у вас есть все шансы на успешную защиту.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Студенческая письменная работа оценивается не только по содержанию, актуальности темы и глубине ее научной разработки, но и по методической культуре выполнения, одним из показателей которой является правильная композиция материала.

Выше мы уже кратко перечислили структурные элементы курсовой и дипломной работы и охарактеризовали принятые требования к их содержанию. Теперь остановимся подробнее на том, что принято называть композицией научного текста.

Разумеется, глубина содержания и ценность высказанных идей не пострадают, если вы не воспользуетесь традиционными принципами композиции текста и изложите свои мысли, к примеру, в форме эссе, научного сообщения или доклада, даже в стихотворном произведении или в виде диалога мудреца с простаком, как это было принято у философов древности и средних веков. Однако, ученое сообщество привыкло к устоявшейся традиционной форме композиционной подачи научной текста, предполагающей членение на логически строгие и пропорционально выстроенные введение, основная часть с главами и параграфами и заключение. Такая композиция сейчас является общепринятой и воспользоваться ею гораздо проще, чем предстать перед комиссией.

В действительности же объект исследования — это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Объект шире предмета. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Например, в социологии объектом исследования могут быть определенные социальные группы, а предметом — конкретные взаимодействия между ними. В иных случаях предметом исследования становится какая-то одна сторона объекта, например, те или иные его свойства или особенности, конкретные функции, то есть сам объект в одном из возможных ракурсов рассмотрения.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными). Кроме того, любой исследователь работает в рамках какой-то философской методологии, например, диалектической или феноменологической, что также нужно указать. В любой работе найдет себе место сравнительно-исторический метод, а также традиционные логические методы мышления, такие, как дедукция и индукция.

В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, то есть просто перечисляются по порядку ее элементы.

Содержание основной части работы мы уже рассматривали выше. Оно диктуется требованиями темы. Принципиально важно соблюдать субординацию общей темы работы, названий глав и параграфов. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей их главы. То же самое можно сказать о названиях глав по отношению к теме всей работы. Короче говоря, тема должна быть шире названий отдельных глав, а название главы — шире названий каждого из входящих в нее параграфов.

Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение необходимо строить так, чтобы оно выглядело аргументированным, подаваемые суждения — взвешенными, логическая канва — продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного непосредственно с авторским замыслом.

Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части, в заключении вы снова обращаетесь к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести снова логическую схему исследования. Охарактеризовав пройденный путь, нужно четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. В заключении вы как бы отчитываетесь о проделанной работе и осуществляете синтез на базе проведенного анализа. Написание заключения — очень ответственный этап работы, поскольку в нем необходимо изложить все важное на практически минимальном объеме (напомним, что по правилам заключение составляет от 5 до 10% текста в целом). В заключении автор объективно обрисовывает реально достигнутое в результате проделанной работы приращение знания по предмету исследования.

Это приращение должно быть полностью и исчерпывающе описано в форме последовательности выводов.

Подведя итоги своему исследованию, необходимо перейти к характеристике его научной значимости и возможностей практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые могут также обладать самостоятельным научным значением. По возможности следует указать пути я перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.

Итак, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в вашей работе.

Важными элементами композиции являются библиография и приложения.

Образец оглавления к

дипломной работе на тему: «Специфика ионийской

философии (мифопоэтический аспект)».

Дается с небольшими сокращениями.

Похожие работы: Методические рекомендациипонаписаниюдипломныхработ Для студентов специальности «финансы и кредит»

Методические рекомендациипонаписаниюдипломныхработ Для студентов специальности «финансы и кредит». 8. Работа над рукописью дипломнойработы Собрав и изучив литературные источники и практичес­кий материал, студент приступает к написаниюдипломнойработы.

Методические рекомендациипонаписаниюдипломнойработыпо специальности 350200 "Международные отношения" Владивосток

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Методические рекомендациипонаписаниюдипломнойработыпо специальности 350200 “Международные отношения” Владивосток 2004 ББК 66.4 я 73 Методические рекомендациипо.

Методические рекомендациипонаписаниюдипломныхработ (правила оформления и порядок защиты) для студентов очной и заочной форм обучения

анализа и аудита МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПОНАПИСАНИЮДИПЛОМНЫХРАБОТ (ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И. рекомендаций ; - оформление дипломнойработы в соответствии с установленными требованиями. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙРАБОТЫ И ЕЁ УТВЕРЖДЕНИЕ Выбор темы дипломнойработы.

Методические рекомендациипо выполнению дипломныхработ для студентов экономического факультета Москва 2010

дипломнойработы отражаются основные этапы подготовки и написаниядипломнойработы (Приложение 3). График подготовки дипломнойработы.

Программа комплексного государственного экзамена методические рекомендациипо выполнению дипломнойработы

рекомендаций. Написание текста дипломнойработы и его доработка в соответствии с указаниями научного руководителя. Окончательное оформление текста дипломнойработы. Написание.