Руководства, Инструкции, Бланки

основные принципы руководства вс рф img-1

основные принципы руководства вс рф

Рейтинг: 5.0/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студопедия

СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общее руководство ВС РФ (и другими воинскими формированиями и органами) осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону об обороне (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), им является Президент Российской Федерации .

Реализуя свои полномочия, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения ВС РФ, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития армии, других войск и воинских формирований, план их применения, мобилизационный план, которым определяется порядок работы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Российской Федерации Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также планы размещения на территории страны объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, Верховный главнокомандующий утверждает их структуру и состав, структуру и состав других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Эти документы — законы армейской и флотской жизни.

Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФЗ «О военном положении» (Закон о военном положении) вводит в действие нормативные Правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с Законом о военном положении. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в Отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент Российской Федерации наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении ВС РФ, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Основные его функции — разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской федерации и Закон об обороне четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования войск за пределами территории Российской федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные закбны в области обороны.

Государственная Дума — представительный орган всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства Российской Федерации в этой сфере сформулировано в Законе об обороне. Согласно этому Закону, Правительство Российской Федерации:

■ разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

■ организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

■ организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

■ определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

■ определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

■ организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны через Минобороны России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. Он издает по наиболее важным вопросам жизни и деятельности приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет ВС РФ через Минобороны России и Генеральный штаб Российской Федерации.

Минобороны России участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства ВС РФ. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основной орган оперативного управления войсками и силами флота — Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, план строительства ВС РФ и координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план ВС РФ. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности он организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской федерации и др.

В структуру центрального аппарата Минобороны России входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Минобороны России входят Главные командования видами Вооруженных Сил Российской Федерации. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и.служб. Во главе вида ВС РФ стоит главнокомандующий, он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы ВС РФ.

Другие статьи

Цели применения ВС РФ

Цели применения ВС РФ.

Основные формы ВС РФ.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Пленка №1/2)

стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;

операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;

контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.

цели применения ВС РФ.

Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

• в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

• в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

• во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

• в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

3. Основные принципы развития военной организации государстваОсновные принципы развития военной организации государства:

• адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

• единоначалие на правовой основе;

• достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

• единство обучения и воспитания;

• реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

-способность осуществить стратегическое сдерживание;

-высокая боевая и мобилизационная готовность;

-высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

-высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать задачи развития Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприятий являются ликвидация дублирующих звеньев и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.

Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 142 | Нарушение авторских прав

Исполнение приказа или распоряжения, как обстоятельство, исключающее преступность деяния в условиях военной службы

Одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил РФ, а также руководства ими и организации взаимоотношений между военнослужащими выступает единоначалие. Единоначалие подразумевает наделение командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, которая, в том числе, выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Подчиненный же, в соответствие с данным принципом, обязан беспрекословно выполнять приказы начальника (ст.ст. 31 и 32 Устава внутренней службы ВС РФ). Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия (ст. 9 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Посягательство на установленный порядок подчиненности подрывает воинскую дисциплину и причиняет вред боеспособности войск и флота.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение особенностей действия в условиях военной службы такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как исполнение приказа или распоряжения. Статья 42 УК РФ следующим образом сформулировала данное обстоятельство: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность".

Хотя ст. 42 УК РФ и содержится в Общей части УК РФ, историческое толкование позволяет сделать вывод о ее отношении, в первую очередь, к военной службе.
Так, впервые аналогичная конструкция появилась еще в ст. 69 Воинского устава о наказаниях 1869 г. "В случае совершения, по приказанию начальства, деяния, признанного судом преступным, подчиненные подлежат ответственности только тогда, когда они превысили данное им приказание или же, исполняя приказание начальника, не могли не видеть, что оно им предписывает нарушить присягу и верность службе, или совершить деяние, явно преступное". В том же ключе принцип единоначалия истолковывает и Устав дисциплинарный 1869 г. в ст. 3: "При беспрекословном исполнении подчиненным приказаний начальника, он один отвечает за последствия своего приказания, кроме случаев, в военных законах именно указанных (Воин. Уст. О Нак. ст. 69)".
Советская власть, продолжая эти традиции, в ст. 10 Устава внутренней службы 1918 г. закрепила: "Подчиненный должен исполнять все приказания своих начальников (кроме явно преступных)…". Эта преемственность наблюдалась во Временном Уставе внутренней службы РККА 1924 г. и Уставе внутренней службы РККА 1937 г. а также в Дисциплинарном уставе 1919 г. Временном Дисциплинарном уставе 1925 г. И только в 1940 г. в Дисциплинарном уставе КА появилось положение: "Приказ командира и начальника - закон для подчиненного: Неисполнение приказа является преступлением и карается судом военного трибунала (ст. 8)", отрицавшее возможность оценки подчиненным незаконности приказа. Это положение просуществовало в Общевоинских уставах до 1991 г.
Как следует из содержания ст. 42 УК РФ, ее порядок действия зависит от того, являются ли приказ или распоряжение заведомо незаконными, в связи с чем необходимо уяснить понятия приказа и распоряжения, требований, предъявляемых к ним, и что означает их "заведомая незаконность".

Понятие приказа не определятся ни в одном из нормативно-правовых актов, за исключением ст. 36 Устава внутренней службы ВС РФ, которая указывает: "приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение".
Устав внутренней службы ВС РФ равнозначно с приказом использует и такое понятие, как приказание.
Приказание - форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона (ст. 37 УВС ВС РФ).
Таким образом, приказ (приказание) являются разновидностью распоряжения, т.е. распорядительного акта, исходящего от субъекта управления, обращенного к другим лицам, находящимся в сфере данных управленческих отношений. Вместе с тем приказ, в отличие от распоряжения (в широком смысле этого слова), которое может содержать довольно широкий круг требований, относящихся как к подчиненным, так и иным лицам, попадающим в сферу регулирования тех или иных управленческих отношений, имеет специфические видовые отличия.
1. Приказ всегда отдается по службе и только подчиненным.
2. Приказ обязательно содержит какое-либо конкретное требование. Это требование может выражаться в совершении определенных действий (либо воздержании от определенных поступков), соблюдении определенных правил (например, правил техники безопасности) либо установлении определенного порядка (например, распорядка дня в воинской части, являющегося обязательным для всех военнослужащих данной части).
3. Приказ всегда должен отвечать требованиям, которые имеют законодательное закрепление. Так, анализ ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 30, 31, 36-42 УВС ВС РФ, ст. 9 ДУ ВС РФ, Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержденной Приказом МО РФ N 170 от 23 мая 1999 г.) дает возможность определить обязательные признаки приказа.
Признаки приказа, имеющие уголовно-правовое значение:
1. Приказ должен соответствовать законам, воинским уставам, а также соответствующим руководствам, наставлениям, положениям, инструкциям, письменным приказам прямых начальников применительно к требованиям Общевоинских уставов (ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 21, 30, 37, 38, 40 УВС ВС РФ).
2. Приказ должен отдаваться в связи с исполнением обязанностей военной службы, т.е. должен быть связан с военной службой.
В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. Под исполнением военнослужащими обязанностей военной службы понимается: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в учениях и в походах кораблей; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке или на лечении; следование к месту службы, лечения или обратно; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке; защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства. Не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершающие предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния; совершающие самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства; при нахождении вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске, а также при самовольном нахождении вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев нахождения в плену, в положении заложника или интернированного, иных действий, признанных судом совершенными в интересах общества и государства. При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства (ст.ст. 7, 21 УВС ВС РФ).
3. Приказ отдается только в том порядке и тем способом, которые предусмотрены для данного вида приказа.
Приказ может отдаваться: письменно, устно или по техническим средствам, причем каждый из способов является равно обязательным для исполнителя. Письменные приказы отдаются только правомочными командирами (начальниками) в пределах своей компетенции по строго определенному кругу вопросов и оформляются в соответствии и установленной формой. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками) (ст.ст. 36, 37, 40, 65 УВС ВС РФ, Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ N 170 от 23 мая 1999 г.).
4. Приказ может отдаваться как одному, так и нескольким подчиненным (ст. 36 УВС ВС РФ).
5. Приказ должен быть реально исполнимым (ст.ст. 38, 40 УВС ВС РФ).
6. Приказ должен быть сформулирован ясно, без допущения двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного (ст. 38 УВС ВС РФ).
7. Приказ отдается только в порядке подчиненности (ст.ст. 15, 30, 31, 39, 40 УВС ВС РФ).
8. Приказ не должен унижать человеческое достоинство подчиненного (ст. 31 УВС ВС РФ).
Следует иметь в виду, что соблюдение требований к приказу со стороны начальника, рассмотренных выше, делают его обязательным для исполнения подчиненным и неисполнение такого приказа влечет ответственность подчиненного по ст. 332 УК РФ. Если же в результате исполнения такого приказа будет причинен вред охраняемым уголовным законом интересам, то при определенных обстоятельствах ответственность за него будет нести начальник, отдавший такой приказ (ч. 1 ст. 42 УК РФ).
Заведомо (т.е. очевидно для подчиненного) незаконным следует считать приказ, который противоречит законам, Общевоинским уставам и другим ведомственным нормативно-правовым актам, отдан не по службе и не в интересах службы, ненадлежащему лицу и с грубым нарушением обязательной формы, реально неисполним и унижает человеческое достоинство подчиненного.
Если признак "заведомости" отсутствует, действуют правила ч. 1 ст. 42 УК РФ, гарантирующие подчиненному освобождение от уголовной ответственности.
Если же приказ начальника заведомо незаконный, ч. 2 ст. 42 УК РФ предусматривает два возможных варианта поведения подчиненного в такой ситуации:
1. Исполнение такого приказа. В этом случае подчиненный может нести уголовную ответственность лишь за совершение умышленного преступления во исполнение приказа начальника. Содеянное будет образовывать классическое соучастие в преступлении, причем начальник, отдавший такой приказ, в зависимости от фактически содеянного, может нести ответственность как организатор или как соисполнитель преступления, совершенного подчиненным. Безусловно, сам приказ подлежит самостоятельной уголовно-правовой оценке как злоупотребление начальником должностными полномочиями или как превышение должностных полномочий по ст. 285 или 286 УК РФ (хотя это не в полной мере отражает общественную опасность и специфику совершенного начальником преступления). Вместе с тем п. "ж" ст. 61 УК РФ установил в качестве обстоятельства, смягчающего наказание подчиненного, исполнение приказа, что, безусловно, является правовой гарантией его безопасности.
2. Неисполнение такого приказа. В этом случае уголовная ответственность подчиненного по ст. 332 УК РФ исключается (ч. 2 ст. 42 УК РФ).
Подводя итоги, следует сделать следующие выводы:
а) необходимо законодательно (в примечании к ст. 42 УК РФ) дать определение понятий законного приказа или распоряжения для их учета как обстоятельств, исключающих преступность деяния;
б) следует ввести в Уголовный кодекс РФ в качестве альтернативы ст. 332 УК РФ "Неисполнение приказа" специальное воинское должностное преступление: "Отдание заведомо незаконного приказа".

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Запись создана: Суббота, 26 Ноябрь 2011 в 7:23 и находится в рубриках Новости. Современность. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв. или trackback с вашего собственного сайта.

Система руководства и управления Вооруженными Силами

Система руководства и управления Вооруженными Силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону "Об обороне" им является Президент России .

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом "Об обороне", Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон "Об обороне" четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ "Об обороне". Согласно этому закону Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства Обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра, подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию, наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками, обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.

Единоначалие - основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина - важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2016 год. (0.079 с).