Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по составлению плана мероприятий по локализации и ликвидации img-1

инструкция по составлению плана мероприятий по локализации и ликвидации

Рейтинг: 4.3/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, разработка ПЛАС по новым правилам -

Новости

08.09.2016
Национальный лифтовый союз и общественный совет при Минстрое России разработали проект Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов. Подробнее >>

08.09.2016
7 сентября 2016 года на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России обсуждался проект порядка безопасного использования и содержания лифтов.Подробнее >>

06.09.2016
6 сентября 2016 года в силу вступил закон, предусматривающий серьезные изменения в ФЗ № 225 о страховании опасных объектов.Подробнее >>

Нам доверяют Разработка ПМЛАС по новым правилам

Закажите онлайн
скидка -15%

Скачайте образец Плана мероприятий по ликвидации аварий на ОПО 2015-2016 г.

Разработка ПМЛАС по новым правилам для ОПО I-III кл. опасности

Получите бесплатную консультацию эксперта!

Звоните по тел. (495) 796-16-94


С начала 2014 года к опасным производственным объектам предъявляются все новые и новые требования. Во-первых, решился вопрос с классификацией ОПО и порядком государственного надзора за их эксплуатацией. Во-вторых, изменился характер документального обеспечения работы на ОПО. В частности, введен ряд новых документов (системы управления промышленной безопасностью, обоснование безопасности ОПО), а также обновлены требования к существующим нормативно-техническим актам, таким, как План мероприятий по локализации и ликвидации авариных ситуаций (ранее – ПЛАС), Положение о производственном контроле (ППК). Как самостоятельный документ выделено Положение о техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО (ранее было лишь отдельным разделом в ППК).

В данной статье мы обсудим новые правила разработки и согласования такого документа, как План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛАС).

Действующее положение о подготовке этого документа (утв. Постановлением Правительства РФ № 730 от 26.08.2013 ) вступило в силу с 1 января 2014г. Согласно обновленным нормам ПМЛАС разрабатывается для целей обеспечения готовности организаций, обслуживающих ОПО, к действиям по локализации и/или ликвидации последствий аварий на данных объектах.

Так, план мероприятий выступает очень важной частью общего пакета мер и документов для безопасной, надежной и законной эксплуатации ОПО на территории РФ. К нему примыкают ПЛАРН (для компаний нефтяной отрасли), ППК, Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО и т.д.

Следует обратить внимание, что в связи с новой классификацией ОПО планмероприятийлокализации и ликвидации аварий имеет новые сроки действия (п. 5 Положения о разработке ПМЛАС). Он определятся типом и классом опасного объекта и составляет:
  • для угольных шахт и ОПО, где проводятся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;
  • для ОПО, где проводятся открытые горные работы либо работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;
  • для ОПО I категории опасности – 2 года;
  • для ОПО II категории опасности – 3 года;
  • для ОПО III категории опасности – 5 лет.
Разрабатывать План мероприятий по локализации и ликвидации аварий для объектов IV категории опасности не требуется.

Каждый владелец ОПО должен иметь в виду, что план мероприятий по ликвидации аварий – документ временного характера и должен периодически пересматриваться. Пункт 7 положения о разработке ПМЛАС сообщает, что аудит этого нормативного акта нужно проводить:

1. Не менее чем за 15 дней до истечения срока его действия (сроки действия ПМЛАС см. выше);

2. Не позже, чем через 1 месяц после:
  • реконструкции, технического перевооружения ОПО или изменения технологии производства (эксплуатации);
  • внесения корректив в применяемые на ОПО методики (методы) измерений или типы средств измерений (в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ);
  • внесения изменений в систему управления технологическими процессами на ОПО;
  • введения новых или закрытия уже отработанных участков горных выработок, а также внесения корректив в схемы вентиляции и после изменения путей выхода работников при аварии;
3. Исходя из результатов технического расследования причин аварии на ОПО (по факту принятия соответствующего Акта).

Кроме того, План мероприятий по ликвидации аварий на ОПО должен быть пересмотрен по предписанию Ростехнадзора, особенно если ведомство обнаружило несоответствие информации, содержащейся в ПМЛАС, и сведений, полученных в ходе проведения надзорных мероприятий.

Подготовка практически всех документов в сфере промышленной безопасности ОПО является обязательной и регулируется законом. Так, необходимость и порядок разработки ПМЛАС определяются:
  • Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства от 26.08.2013г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора от 26.12.2012г. № 781 «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
Документ будет важен и для самих владельцев ОПО, ведь с его помощью можно будет быстро и с минимальными потерями ликвидировать последствия аварий на объекте. Как показывает практика, далеко не все собственники опасных объектов четко представляют, как действовать в кризисных и проблемных ситуациях, какие меры предпринимать в первую очередь, с какими ведомствами и организациями взаимодействовать.

К тому же, наличие свежего и согласованного ПМЛАС является важным условием получения Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО .

Как проходит разработка ПМЛАС

Разработка плана по ликвидации аварий ложится на плечи владельца ОПО или обслуживающей организации. В документ должны быть включены:
  • Потенциальные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО.
  • Алгоритм первоочередных действий при получении сигнала об аварии на ОПО.
  • Информация о достаточном количестве сил и средств, применяемых для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и соответствующих задачам устранения инцидентов. Важно при этом указать, нужно ли привлекать профессиональные аварийно-спасательные формирования.
  • Схема взаимодействия указанных выше сил и средств, а также их состав и дислокация.
  • Порядок обеспечения постоянной готовности к ликвидации последствий аварий на ОПО с указанием организаций, которые ответственны за поддержание сил и средств в установленной степени готовности.
  • Сведения об организации управления, связи и оповещения при аварии на ОПО.
  • Информация о системе взаимного обмена информацией между организациями, участвующими в локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Порядок действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по ликвидации аварийных ситуаций.
  • Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности местного населения.
  • Сведения об организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации аварий на ОПО.
Как правило, ПМЛАС утверждается руководителем (либо техническим директором) предприятия, эксплуатирующего ОПО, и согласовываются с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание ОПО.

План мероприятий по ликвидации аварий состоит из титульного листа, общих и специальных разделов.

Общие разделы ПМЛАС содержат характеристику ОПО; сценарии возникновения и развития аварий, а также источники (места) возникновения инцидентов. Также в общей части документа нужно указать характеристики аварийности и травматизма, присущие ОПО.

Специальные разделы ПМЛАС формируются на основании данных, включенных в общие части документа, и регламентируют порядок действий в случае аварии на ОПО согласно требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области ПБ. В специальные разделы также включается собственно перечень мероприятий и расчетно-пояснительная записка. Средний объем ПМЛАС, разработанного по всем правилам, составляет 80 страниц.

Практический опыт показывает, что разработку ПМЛАС лучше доверить квалифицированным специалистам. Собственный персонал заказчика редко сталкивается с подготовкой подобных документов и может допустить оплошности, которые дорого обойдутся при возникновении реальной аварии.

Сотрудники «МТК Эксперт» возьмут на себя подготовку ПМЛАС для вашего опасного объекта – в короткие сроки и по самой выгодной цене. Узнайте подробности по телефону (495) 796-16-94 или эл. почте: expert@mtk-exp.ru

Стоимость услуг по разработке ПМЛАС

Когда предприятию требуется разработка ПЛАС, цена зависит от следующих факторов:
  • технологические характеристики ОПО (сложность технологических процессов);
  • сложность запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите сотрудников предприятия;
  • срочность работ по подготовке ПМЛАС;
  • исходное состояние сведений об опасном производственном объекте.
Специалисты «МТК Эксперт» предалагют своим Заказчикам выгодную стоимость разработки ПМЛАС – от 45 тыс. рублей .

С этим материалом также смотрят:

Другие статьи

Разработка ПМЛЛПА

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

Разработка с "нуля", а так же корректировка действующего, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 730 (вступило в действие с 1 января 2014г).

Инженерно – консалтинговый центр «ЭкспертПро» обладает высококвалифицированными специалистами и большим опытом разработки документов в области промышленной безопасности для промышленных предприятий России, в т.ч. разработки Плана по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (ПМЛЛПА, ранее - ПЛА - план ликвидации аварий, ПЛАС - план ликвидации аварийных ситуаций).

Успешно разрабатываем Планы мероприятий для предприятий расположенных во всех регионах России

Разработка плана мероприятий (ПЛАС, ПМЛЛПА)

К обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные объекты I, II, III классов опасности, в части подготовленности к возможным авариям, относится планирование и осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Для чего нужно разрабатывать План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО:

прогнозирование различных вариантов возникновения и дальнейшего развития аварийных ситуаций;

установление уровня готовности предприятия к локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

планирование согласованных действий производственного и оперативного персонала предприятия и аварийно-спасательных формирований по ликвидации и локализации аварий;

определять порядок оповещения производственного и оперативного персонала, должностных лиц организации, спецподразделений, органов федеральной исполнительной власти и других органов об аварии;

разработать мероприятия, повышающие противоаварийную защиту и снижающих масштабы последствий;

оценка достаточности принятых мер по предупреждению возникновения аварийных ситуаций.

Срок действия Планов мероприятий составляет:

В каких случаях План мероприятий корректируется (пересматривается):

Особенности разработкиПлана ликвидации аварий на ОПО

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов только I, II, III классов опасности.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий для опасных производственных объектов разрабатывается единым, в случае если 2 (два) и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках. В остальных случаях План локализации и ликвидации аварий разрабатывается на каждый объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласование Плана мероприятий

В соответствии с Постановлением Правительства от 26.08.2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», План мероприятий должен утверждаться руководителем (или заместителем руководителя) эксплуатирующей ОПО организацией, при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ согласовании с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание опасных производственных объектов.

Экспертиза промышленной безопасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий с 2013 г. не требуется.

Преимущества работы с нами:

минимальная стоимость работ – в связи с востребованностью наших услуг, мы не пытаемся «навариться» на «редких» Клиентах,

максимально короткие сроки разработки – наши специалисты обладают достаточным опытом работы, а так же необходимыми знаниями в области промышленной безопасности для того, чтобы оперативно принимать решения по возникающим в ходе работ вопросам,

учет специфики организации при разработке – мы не работаем по «шаблонам»,

бесплатные консультации – обширные знания в области промышленной безопасности по вопросу эксплуатации ОПО, постоянное отслеживание изменений в законодательстве, а так же периодическое повышение квалификации наших сотрудников позволяет нам помочь в решении вопросов Наших Клиентов.

Штраф за отсутствие Плана мероприятий

Ответственность за отсутствие на предприятии Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО определена ст. 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

п.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

п.3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание 1. В соответствии с Постановлением Правительства от 10.06.2013 г. № 492, отсутствие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах может относится к грубым нарушениям лицензионных требований, повлекшим за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Примечание 2. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( индивидуальные предприниматели ), несут административную ответственность как юридические лица.

Вопросы вы можете задать нам по телефону

Или задайте вопрос через сайт Отправить вопрос

Актуально о промышленной безопасности: План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - новый документ?

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Как мы все знаем, с 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах", которое устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию.

Кроме того, ранее, в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 № 781 были утверждены «Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах». В этом документе содержатся рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий (ПЛА). его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению.

В Федеральном законе № 116-ФЗ четко прописано наименование обязательного документа: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. К тому же существует четкий порядок их разработки.

Так что же здесь имеется ввиду?
В чем разница между планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и планом локализации и ликвидации аварий. Если внимательно посмотреть на основные положения, требования и рекомендации при разработке этих двух документов, по сути, ясно, что это практически одно и то же:

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

План локализации и ликвидации аварий

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах

ПЛА разрабатывается для каждого ОПО с целью:

- определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО; - разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

План мероприятий предусматривает возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте

- на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий ;

- на постадийном анализе сценариев развития аварий

План мероприятий предусматривает достаточное количество сил и средств. используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований

ПЛА разрабатывается для каждого ОПО с целью выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте.

ПЛА основывается на оценке достаточности принятых или планируемых мер. препятствующих возникновению и развитию аварий

План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В оперативной части ПЛА приводятся место возникновения аварии и стадии ее развития, опознавательные признаки аварии, способы и средства локализации и ликвидации аварии, исполнители и порядок их действий.

Поэтому, если на предприятии имеется ПЛА, разработанный с учетом «Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах», то разработка нового документа под названием «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» в общем, ни к чему новому не приведет. Зачем дублировать однотипные документы?

Если проанализировать наименования документов, то можно сделать вывод, что разница между ними в том, что один разрабатывается для планирования ликвидации аварий. а другой – для планирования ликвидации последствий аварий. Но если задуматься, по сути, ликвидация аварии – это и есть ликвидация ее последствий. Возможно именно поэтому, в Федеральном законе № 116-ФЗ приводится именно такая формулировка, к тому же в «Рекомендациях по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» есть четкое указание, что ПЛА разрабатывается в том числе и с целью разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Недавно появилась еще одна любопытная статья-анализ по этой теме, однако там придерживаются другого мнения по обозначенному вопросу, и более того, введена новая аббревиатура для плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО – ПМЛПА.

Инструкция по составлению плана мероприятий по локализации и ликвидации

Что такое «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО» и чем отличается от других планов - ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН ?

Сейчас, в связи с изменениями Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» нормативная база сильно меняется и к перечисленным выше "планам" (ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН) добавился новый - "План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий".
Попробуем разобраться в этой терминологии, так как легко запутаться во всех "планах", к тому же существуют также планы развития горных работ и планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности.

Почти всем организациям, у кого есть ОПО, приходилось сталкиваться с такими понятиями, как ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН ("планы").

Сейчас, в связи с изменениями Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» нормативная база сильно меняется и к перечисленным выше "планам" (ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН) добавился новый - "План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий".

Попробуем разобраться в этой терминологии, так как легко запутаться во всех "планах", к тому же существуют также планы развития горных работ и планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности.

Для начала расшифруем:

ПМЛА - план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

ПЛА - план локализации и ликвидации аварий (встречается также план ликвидации аварий)

ПЛАРН - план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

ПЛАС - план локализации и ликвидации аварийных ситуаций

Чтобы дальше не запутываться в этих терминах, сразу сделаем вывод, что сейчас для владельцев ОПО в основном необходимо разработать и иметь два документа - это ПМЛА и ПЛА (контролирует Ростехнадзор), и для некоторых ПЛАРН (контролирует МЧС).

Основная разница между этими двумя документами в том, что ПЛА разрабатывается для каждого ОПО, а ПМЛПА, как бы учитывая все ПЛА, разрабатывается в целом для организации.

Далее рассмотрим для каких ОПО нужны эти планы. Будем рассматривать ситуацию с учетом новых правил, разработанных Ростехнадзором, зпрегистрированных Минюстом, но еще не вступивших в силу.

Таблица "планов" на ОПО:

ПЛА - план локализации и ликвидации аварий (замена ПЛАС)

Комментарии

Добрый день, Господа!

Я правильно понимаю, что по вашему мнению ПЛА должен разрабатываться на каждый ОПО предприятия (допустим их 5 шт.), затем на основании этих 5 планов разрабатывается ПЛМПА? Т.е. в общем на предприятии будет 6 документов, которые разрабатываются с одной и той же целью - обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий (такая формулировка есть и в Приказе № 781 и в ПП № 730).

Еще хотелось бы уточнить, нет ли у вас информации по процедуре согласования ПЛА и ПЛМПА? На данный момент, насколько мне известно, согласованием данных документов занимается ГУ МЧС, ведь аварии и ЧС - это их юрисдикция.

Заранее спасибо за ответ.

Тут надо отметить еще один момент, что ПЛА нужен на каждый ОПО, независимо от класса опасности (включая IV), а план мероприятий требуется только на ОПО I, II и III классов опасности.

Соответственно, если ОПО 5 шт. конечно надо 5 ПЛА, так как признаки опасности наверное у ОПО разные,но если ОПО однотипные, то и ПЛА будут однотипные. В итоге 6 документов для одной цели, но по содержанию немного отличаются, в ПЛА больше расчетной части, в плане мероприятий выводы, описательная часть конечно будет дублироваться.

"ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий."

"Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов."

Про МЧС у меня нет информации, может быть тут путаница в том, что профессиональные аварийно-спасательные службы часто распологаются при МЧС.

Согласование каждого документа производится со всеми специализированными службами, задействованными при локализации и ликвидации аварий (последствий аварий) - профессиональными аварийно-спасательными формированиями, с которыми заключены договора владельцами ОПО

В продолжении темы - в чем разница между ПЛА и Планами мероприятий:

Если заметили, то ПЛА разрабатывается на основе методических указаний, разработанных Ростехнадзором, а ПЛМПА на основе положения, утвержденного постановлением Правительства РФ.

И подход в этих документах разный: в ПЛА помимо прочего идет речь о комплексе мер по предупреждению аварий на ОПО (обучение сотрудников, установка автоматики и т.д.), а в плане мероприятий только о "последствиях" аварий. Оно и понятно, ведь задача Ростехнадзора как раз предупреждать аварии.

Здравствуйте!
Меня очень смущает Ваше утверждение по поводу того, что ПЛА разрабатывается для каждого ОПО, а План мероприятий (вы его здесь называете как ПМЛПА) составляется единый для всей организации.
Основываясь на Положении о разработке Планов мероприятий (Приказ Ростехнадзора №730 от 26.08.2013), п.4:
План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных
производственных объектов. (прошу обратить внимание - для одного объекта!)
В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном
участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать
единый план мероприятий.

Соответственно, ПМЛПА равно как и ПЛА, разрабатывается для каждого объекта, имеющего 1, 2 или 3 класс опасности.

Журнал "Безопасность труда в промышленности" за февраль 2014г.

На вопрос читателя отвечает генеральный директор ЗАО НТЦ ПБ проф. д-р техн.наук Е.В. Кловач:

"Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащейПоложению.

Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами."

Правильно ли я понимаю, что даже ПМЛПА на объекты I класса опасности нужно согласовывать только с аварийно-спасательными формированиями, с которыми заключен договор?

А вы разрабатываете ПМЛПА. ОПО 3 кл. - газовая котельная в г. Иваново

План мероприятий разрабатываем. Обращайтесь 8(4922)47-10-31.

РД 11-561-03 Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах

РД 11-561-03 Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехна
д зор России)

Нормативные докуме н ты по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в металлургической промышленности

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ
(ЛОКАЛИЗАЦИИ) АВАРИЙ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ
И КОКСОХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВАХ

Федеральное государственное унитарное предп риятие
«Научно-технически й центр по безопасности в промышленности
Госго рт ехнад зора России»

Инструк ц ия по соста влению планов ликвид ации (локализац ии) аварий в металлургических и коксохимических производствах издана по ин ициати ве Г осго рт ехн ад зо ра России на ос нован ии Федерального закона от 21. 07.97 № 11 6-ФЗ «О промышленн ой безопасности опасных произв одственных объектов » и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 .07.98 № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности», в соот ветст ви и с компетенцией Госго рте хн ад зо ра России, определенной постановление м Правительства Российской Федерации от 03.1 2.01 № 841 «Об утв ерждении Положения о Феде ральном горном и промышленном надзоре России».

Настоящая Инструкция является переработанно й и дополненной редакцией Инструкции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургич еских и коксохимических производствах (РД 11 -47- 94), пересмотр которой связан с принятием новых законодательных актов, внедрением новой техники и технологий и изменением требований других нормативных документов.

Настоя щ ая Инструкц ия разработана творческим коллективом, состоящим из спец иал истов металлургических и коксохимических предприятий, Управления Центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, От дела по надзору в металлургической промышленности.

В связи с введением в действие настоя щ ей Инструкции после ее официального оп убликования признается не действующ ей на территории Российской Федерации Инструкция по составлению планов ликвидац ии (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах (РД 11-47 -94) (приказ Госгортехнадзора России от 17.07.03 № 157).

I. Общие положения. 3

II. Принципиальная технологическая схема объекта. 5

III. План размещения основных технических устройств и помещений. 5

IV. Оперативная часть ПЛА. 5

Приложение 1. Типовой анализ опасности на металлургических объектах. 6

Приложение 2. Протокол технического совещания по разработке (пересмотру) плана ликвидации (локализации) аварии. 7

Приложение 3. Форма титульного листа плана ликвидации (локализации) аварий. 8

Приложение 4. Форма оперативной части ПЛА. 8

Приложение 5. Рекомендации по проведению учебных тревог в соответствии с планом ликвидации (локализации) аварий. 9

Приложение 6. Список должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации. 11

Приложение 7. Специальный пропуск к месту аварии. 12

Приложение 8. Журнал регистрации ознакомления работающих с планами ликвидации аварий. 12

Приложение 9. Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действия. 12

поста н овлением Госгортехн адзора

России от 22.05.03 № 36,

Министерством юсти ц ии

Российской Федера ц ии 09.06.03 г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ (ЛОКАЛИЗАЦИИ)
АВАРИЙ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И КОКСОХИМИЧЕСКИХ
ПРОИЗВОДСТВАХ*

* Печатается по «Российской газете» от 21 июня 2003 г. № 120/1.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.1 0.02 № 61- А, зарегистрированным Минюстом России 28.11. 02 г. регистрационный № 3968 (Российская газета, 05.12.02, № 231), Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 21 .06.0 2 № 35, зарегистрированным Минюстом России 11 .09.02 г. регистрационный № 3786 (Российская газета, 02.1 0.02, № 18 6), Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.02.01 № 9, не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 13.06.01 № 07/5740-АК).

И н струкция распространяется на металлургические и коксохимические производства и объекты независимо от их организационно-правов ых форм и форм собственности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В металлургических и коксохимических организациях для каждого газоопасного и взр ы вопожароопасн ого производства, цеха, отделения, участка, технического устройства, а также для всей организации в целом (за исключением горнодобывающих производств) должны быть разработаны в соответствии с настоящей Инструкцией планы ликвидации (локализации) аварий (ПЛА). ПЛА должны учитывать возможные воздействия аварий, а также стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы) на объекты организаций.

1.2. Перечень производств и отдельных объектов, для которых разрабатываются планы ликвидации аварий, утверждается техническим руководителем организации по согласованию с территориальным органом Госгортехна д зора России.

1. 3. Планы ликвидации аварий должны состоять из двух частей:

в первой части предусматр ив аются мероприятия по защите персонала и действия по ликвидации аварий в пределах организации;

во второй части предусматриваются мероприятия по защите населения и ликвидации последствий аварий за пределами организации. При этом персонал организации или объекта включается в состав соответствующего подразделения, осуществляющего ликвидацию (локализацию) аварии.

Для вновь вводимых производств и отдельных объектов ПЛА разрабатываются при проектировании объекта.

1. 4. ПЛА должны определить конкретные технические средства и действия производственного персонала и специальных подразделений по ликвидации аварии на отдель ных стадиях ее развития в пределах участка, цеха, организации или близлежащей территории, а также по защите персонала и населения от последствий аварии.

1.5. ПЛА разрабатываются для каждого производства, цеха, отделения и участка их руководителями и согласовываются руководителями соответствующих служб.

1.6. ПЛА рассматриваются комиссией руководителей и специа ли стов организации и утверждаются техническим руководителем организации (приложение 2).

Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛА возлагается на технического руководителя организации.

1.7. ПЛА должны пересматриваться не реже одного раза в два года и утверждаться за один месяц до окончания срока действия предыдущего ПЛА.

При изменениях технологического процесса, его метрологического обеспечения, конструкции технических устройств или структурных реорганизаций подразделений, а также при наличии выявленных при расследовании аварийных ситуаций, допо лн ительных данных, в том числе на аналогичных производствах и объектах, ПЛА подлежат корректировке в пятидневный срок.

С внесенными в ПЛА изменениями и дополнениями должны быть ознакомлены в суточный срок под расписку все специалисты и рабочие соответствующих подразделений.

1.8. Форма титульного листа ПЛА должна соответствовать приложению 3.

1.9. ПЛА должны содержать:

принципиальную технологическую схему объекта;

план размещения основных технических устройств и помещений;

оперативную часть, составляемую по форме согласно приложению 4.

1 .1 0. К ПЛА прилагаются:

список лиц и исполнителей, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана, с указанием домашних адресов и телефонов;

перечень газоопасных и взр ы вопожароопасны х мест;

перечень работ технологического, ремонтного и восстановительного характера с указанием степ е ни опасности;

перечень технических и материальных средств, средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, а также мест их хранения с указанием количества и основных характеристик;

распределение обязанностей ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации аварийных ситуаций и аварий;

инструкцию по безопасной остановке объекта;

список должностных лиц организации, специальных подразделений, представителя Госгортехна д зора России и других органов, которые должны быть немедленно извещены об аварии (приложение 6);

схему оповещения должностных лиц организации. территориальных органов Госгортехнадзора России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;

порядок взаимодействия специальных подразделений в случае, когда возможное развитие аварии на потенциально опасном производстве организации и близлежащем к нему другом объект е (как в самой организации, так и на территории других организаций) может привести к негативным воздействиям на персонал, население и окружающую среду;

акты проверки исправност и вентиляционных устройств, запасных выходов, исправности, наличия и достаточности средств для ликвидации аварий и спасения людей, противопожарного оборудования и средств пожаротушения, аварийного освещения, сигнализации, блокировок и связи;

акты проверки исправности гидравлических затворов канализационных сетей в цехе и на объектах;

акты проверки исправности объектов, технических устройств и коммуникаций промышленных газов (топливных и технологических). схем блокир овки и сигнализации.

1.11. Предусмотренные ПЛА техн ические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий не допускается использовать для других целей.

1.12. В течение года в цехах, участках (в каждой производственной смене) должны проводиться учебно-тренировочные занятия по возможным аварийным ситуациям. Занятия предусматриваются оперативной частью ПЛА по графикам, утвержденным техническим руководителем организации.

1.13. Не реже одного раза в год по одной или несколь ким позициям оперативной части каждого из разрабатываемых в организации ПЛА должны проводиться в разные периоды года и в разное время суток учебные тревоги по графикам и планам, утвержденным техническим руководителем организации.

1.14. Учебны е т ревоги по ПЛА дл я одного и группы технологических объектов, входящих в состав цеха, проводятся под руководством начальника цеха.

Учебны е т ревоги по ПЛА, разработанному для организации или группы технологических объектов, входящих в состав различных цехов, проводятся под руководством технического руководителя организации.

Учебные тревоги проводятся с участием производственного персонала, ГСС и других служб в случае, когда их действия предусматриваются оперативной частью плана. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги должны быть проведены детальное изучение допущенных ошибок и внеплановая проверка знаний работников, допустивших ошибочные действия.

1 .1 5. Графики учебных тревог разрабатываются производственным отделом организации совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб, согласовываются с газоспасательной службой, а также с территориальным штабом ГО и другими организациями при необходимости их совместных действий.

1.16. ПЛА и изменения к нему должны быть изучены ад минист ративно-техническ им и производственным персоналом, участвующим в ликвидации аварий, личным составом ГСС, членами ДГСД.

Ознакомление с П ЛА должно оформляться под расписку. Знания П ЛА проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог и учебно-тренировочных занятий у руководителей и специалистов, а также у рабочих при допуске их к самостоятельной работе.

Внеплановая проверка знаний проводится при внесении изменений в ПЛА, при переводе на другое рабочее место, по предложениям органов государственного надзора, а также в случае ошибочных действий при проведении учебной тревоги.

Лица, не знающие действий по ПЛА в части, относящейся к их производственной деятельности, к работе не допускаются.

Проведение учебных тревог по ПЛА осуществляется в соответствии с рекомендациями приложения 5.

1 .1 7. ПЛА должны находиться у технического руководителя организации, диспетчера организации, в производственном (производственно-техническом отделе), у руководителей производственных подразделений, у начальника ГСС, лица, возглавляющего ДГСД, при необходимости - у начальника пожарной части и в территориальном штабе ГО.

Выписки из ПЛА и перечень мероприятий, относящихся к производствам взаимозависимых цехов и участков, должны находиться в соответствующих производственных подразделениях.

II. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА

В принципиальной технологической схеме объекта должны быть указаны основные технологические параметры и характеристики технических устройств, трубопроводных коммуникаций с указанием технологических потоков, параметров арматуры, условиями срабатывания систем противоаварийной защиты.

Условные обозначения, используемые в данной схеме, должны соответствовать обозначениям проектной документации.

III. ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ПОМЕЩЕНИЙ

На плане должны быть нанесены помещения и места размещения технических и материальных средств спасения людей, противопожарных средств, средств связи и оповещения, системы противоавар ийн ой защиты, пультов управления, места размещения основных т ехни ческих устройств, систем вентиляции, отключающей арматуры, эвакуационных выходов, мест подъезда и маневрирования спецтехники, а также зоны возможного воздействия последствий аварии.

IV. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПЛА

4 .1. Оперативная часть ПЛА разрабатывается для координации действий обслуживающего персонала производственного объекта и спасателей при возникновении аварийной ситуации, ликвидации аварии, предупреждению ее распространения на другие объекты организации и за ее пределы, защиты и спасения людей.

4.2. В оперативной части плана ликвидации аварий кроме вопросов, изложенных в приложении 4, должно быть указано место расположения командного пункта по ликвидации аварии, оборудованное техническими средствами передачи и фиксирования команд и докладов, поступающих в процессе ликвидации аварии.

4.3. При разработке оперативной части плана необходимо предусмотреть согласованность действий производственного персонала участка, цеха, производства, организации, членов газоспасательных, пожарных и медицинских подразделений, персонала смежных или технологически связанных цехов, а в случае необходимости - специальных подразделений и служб, привлекаемых к совместным действиям.

4.4. При составлении планов ликвидации аварий следует также учитывать возможные нарушения нормальных производственных условий и режима работы: отключение электроэнерги и, прекращение работы систем вентиляции, прекращение подачи энергоресурсов (сырье, топливо, газы, вода, пар и др.), нарушение технологического процесса или режима работы технических устройств и коммуникаций.

Кроме того, к видам аварий, на которые должны составляться П Л А, следует относить: взрывы и возгорания технических устройств и коммуникаций; разрушение металлоконструкций, прогар горна, заплечиков, распара, шахты холодильников, футеровки и брони доменной печи, выход расплава; разлив бензола, хлора и других взрывоопасных и вредных веществ, жидких продуктов разделений воздуха; пропуски, разрывы и обрушения газопроводов топли вны х и технологических газов, а также стихийные бедствия.

4.5. В оперативной части ПЛА должен быть указан ответственный руководитель работ по ликвидации аварий и спасению людей.

В зависимости от масштабов аварий ответственным руководителем работ могут являться руководитель цеха, производства или технический руководитель организации, а также лица, определенные для руководства работами, до прибытия на место аварии ответственных руководителей.

4.6. Выписки из оперативной части ПЛА должн ы быть вывешены на видном месте в подразделениях организации для постоянного ознакомления с ним всего производственного персонала. Места размещения выписки определяются руководителем подразделения.

4.7. В приложениях к данно й И нструк ции приведены рекомендуемы е формы по оформлению:

типового анализа опасности на металлургических объектах (приложение 1);

списка должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации (приложение 6);

специального пропуска к месту аварии (приложение 7);

журнала регистрации ознакомления работающих с планами ликвидации аварий (приложение 8);

распределения обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действий (приложение 9).

Приложение 1 Типовой анализ опасности на металлургических объектах Приложение 2

_________________________ технический руководитель организации

(на именован ие организации) __________________________________

«___» _____________________ 200__ г.

ПРОТОКОЛ
технического совещания по разработке (пересмотру) плана ликвидации (локализации) аварии

________________________________________________________________ на 200___ г.

(наименование цеха. отделения)

«___» _____________________ 200___ г.

Комиссия в составе ______________________________________________________

(должности, Ф.И.О. членов комиссии)

произвела проверку (пересмотр) разработанного в ______________________________

(наименование цеха. отделения)

плана ликвидации возможных аварий на газоопасных, взр ы вопожароопасны х производствах _____________________________________________________________

(наименование объектов, агрегатов, установок)

_______________________________________________________________ на 200__ год.

При этом комиссия установила: план ликвида ц ии возможных аварий и необходимые приложения _______________________________________________________________

(перечислить необходимые приложения)

разработаны в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации (локализации) аварий.

План ликвидации (локализации) аварий соответствует фактическому положению технологии и организации производства в ___________________________________ __

(наименование цеха, отделения, участка, установки)

и обеспе чив ает безопасные условия работы технологического и другого персонала при спасении людей и ликвидации (локализации) аварий.

Комиссия устанавливает (продлевает) срок действия плана ликвидации аварий

(наимен ование ц еха, отделения)

______________________________________ на 200__ год ________________________

Приложение 3 Форма титульного листа План ликвидации (локализации) аварий Приложение 4 Форма оперативной части ПЛА Приложение 5 Рекомендации по проведению учебных тревог в соответствии с планом ликвидации (локализации) аварий

В ходе проведения в организациях систематических учебных тревог по планам ликвидации возможных аварий проверяются: правильность составления этих планов; тренировки персонала; отработка взаимодействий работников производства с газоспасате ль ной, пожарной и другими службами; готовность персонала цехов, отделений, производств, установок для организации в целом и газоспасательной службы к спасению людей, застигнутых аварией; обеспеченность производств газозащитными и индивидуальными средствами защиты и средствами ликвидации аварий.

При проведении учебных тревог проверяются:

1. Качество плана ликвидации возможных аварий, в том числе:

а) вс е л и возможные аварии, свойственные данному производству и месту их возникновения, предусмотрены планом;

б) правильность выполнения первоначальных действий по локализации аварий, предусмотренных планом;

в) практическая возможность выполнения мероприятий плана по спасению людей;

г) соответствие очередности мероприятий и последовательности аварий, обеспечивающих спасение людей, ликвидацию аварий и безопасность переключения или сброса нагрузок и т.д.;

д) практическая возможность ликвидации аварии в начальной стадии ее возникновения указанными в плане способами и средствами.

2. По дг отовленность организации (производства, цеха, участка, установки) к ликвидации возможных аварий, в том числе:

а) наличие и исправность средств и способов опове щ ения об аварии;

б) возможность обеспечения быстрейшего выхода людей из загазованного помещения и опасной зоны (наличие и состояние запасных выходов, газозащитных средств в аварийных шкафах);

в) доступность мест нахождения средств спасения людей и ликвидации аварий (аварийных шкафов);

г) наличие аварийного запаса технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты, своевременность проверки их готовности к немедлен н ому использованию по назначению;

д) знание руководящими работниками и специалистами, рабочими и газоспасателями устройства и назначения средств, указанных в п. 2 «г», а также умение ими пользоваться;

е) организация изучения плана ликвидации аварий и знание его рабочими, руководящими работниками и специалистами обязанностей, касающихся их в случае возникновения аварии на участке их работы;

ж) подготовленность начальников цехов, смен, мастеров, а также диспетчеров к руководству ликвидацией аварии в отсутствие технического руководителя организации;

з) организованность и слаженность в работе газоспасателей, цехового персонала, добровольных дружин, пожарной части, адми н истративно-хозяйственного персонала и других служб.

3. Готовность газоспасательной службы, добровольных газоспасательных дружин, других организаций и координация их работы, в т ом числе:

а) время прибытия дежурной смены (бригады) газоспасателей и членов добровольной газоспасательной дружины, а также время сбора свободных от дежурства газоспасателей;

б) правильность и своевременность выставления постов безопасности.

Учебные тревоги в цехах (производствах) проводятся на основании графика, утвержденного техническим руководителем организации, или по требованию надзорных органов.

Учебные тревоги следует проводить по заранее составленному плану. План проведения учебной тревоги разрабат ыв ается по одной из позиций плана ликвидации аварии начальником цеха совместно с представителем отдела производственного контроля и начал ьником газоспасательного подразделения и утверждается техническим руководителем организации.

В каждом конкретном случае при составлении плана и организации проведения учебной тревоги необходимо учитывать характер и технологию производства, чтобы проведение учебных тревог не имело следующих последствий:

а) не привело к нарушению технологического режима и не вызвало перерыва в нормальной работе участка, установки или цеха;

б) не повлекло за собой остановку или задержку смежных цехов или участков;

в) не вызвало повышения концентрации ядовитых и взрывчатых газов, паров, пыли;

г) не вызвало опасности загазованности, взрыва, возгорания или утечки продукта.

Для предотвращения подобных последствий в плане проведения учебной тревоги необходимо предусмотреть конкретные меры:

а) указать все места у технических устройств, в которых действия персонала по отключению, переключению, снижению давления или других действий производиться не должны, хотя они и предусмотрены ПЛА;

б) четко определить обязанности каждого участника проверки и выделить представителей из числа ответственных лиц для предупреждения действий со стороны дежурного персонала (руководящих работников, специалистов и рабочих), которые во время аварии планом предусмотрено не проводить;

в) определить, в какой форме объявляется учебная тревога (включением аварийной сирены, сообщением по телефону, устным сообщением, в письменном виде или другим установленным способом);

г) определить, кто объявляет тревогу, а если по телефону, устным сообщением или в письменном виде, то и кому из дежурного персонала.

В производствах, где проведение учебной тревоги невозможно или опасно, проверка правильности мероприятий, предусмотрен ны х планом ликвидации аварий, и усвоения их персоналом цеха прои зводится опросом, а действия проверяются с использованием аншлагов «открыто», «закрыто» и других, набор которых должен б ыть приготовлен для этой цели.

Для сообщения об учебной аварии лицам из других организаций, подлежащим обязательному оповещению, телефонистке или д и спетчеру даю т спи сок лиц для оповещения их о проведении учебной тревоги.

Проведен и е учебн ых тревог должно производиться по возможности таким образом, чтобы до объявлен ия тревоги об учебной авари и, кроме проверяющих лиц, диспетчера и телефонистки, ни кто н е знал, что тревога учебная.

После окончания учебной тревоги руководитель, проводивший учеб н ую тревогу, совместно с лицами, принимавшими участие в ее проведении, и административно-техническим персоналом производственного объекта проводит разбор учебной тревоги и подводит итоги хода ликвидации аварии.

По материалам проверки и разбора составляется акт, в котором отмечаются все выявленные недостатки и намечаются мероприятия по их устранению с указанием сроков исполнения и ответственных лиц за их вы п олнение, на основании которого руководитель организации издает приказ об устранении отмеченных недостатков или нарушений правил безопасности и внесении соответствующих исправлений или дополнений в план ликвидации аварий.

Контроль за своевременным проведением учебных тревог и выполнением мероприятий. указанных в актах по результатам проведения этих тревог, осуществляется техническим руководителем организации.

Приложение 6 СПИСОК
должностных лиц и служб, которые должны быть немедленно извещены об аварии диспетчером организации
Приложение 7 Специальный пропуск к месту аварии Приложение 8 ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ
ознакомления работающих с планами ликвидации аварий
Приложение 9 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ, И ПОРЯДОК ИХ ДЕЙСТВИЯ

I. Общие положения

1.1. Ответственн ым руководителем работ по ликвидации крупных аварий, охватывающих несколько цехов или угрожающих другим цехам, является технический руководитель организации (в его отсутс твие - заместитель), а при авариях в отдельном цехе - начальник этого цеха (заместитель).

Не допускается в мешательство в действие ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

1 .2. При неправильных действиях ответственного руководителя вышестоящий непосредственный начальник (технический руководитель организации) имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое лицо.

1.3. До прибытия ответственного руководителя спасением людей и ликвидацией аварии руководит соответственно диспетчер (дежурный) организации или начальник смены (сменный мастер).

1. 4. Непосредственное руководство ведением спасательных работ осущ ествляе т лицо, назначенное техническим руководителем организации, или начальник газоспасательной службы. До его прибытия на место аварии эти обязанности выполняет старш ий смены газоспасательной станции. В организациях, на которых отсутствует газоспасательная служба, непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляют ответственный руководитель или лицо из числа специалистов, на которое возложены эти обязанности в соответствии с оперативной частью ПЛА.

1.5. До прибытия на место пожарных подразделений работы по тушению пожара выполняет персонал цеха, отделения, смены, участка под руководством начальника смены (сменного мастера).

1. 6. Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

1. 7. При направлении рабочих на выполнение аварийных работ в газоопасных местах каждую бригаду должны возглавлять специалист цеха и работник газоспасательной службы.

Организация и ведение газоопасных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями промышленной безопасности в газовом хозяйстве.

II. Обязанности и действия должностных лиц, участвующих в ликвидации аварий

2.1. Обязанности ответственного руководителя работ по ликвидации аварии

2 .1.1. Прибыв на место аварии и ознакомившись с обстановкой, немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий, и руководить работами по спасению людей и ликвидации аварии.

2 .1 .2. Организовать командный пункт, сообщить о месте его расположения диспетчеру организации, всем исполнителям и постоянно находиться на нем 1.

1 В период ликвида ц ии аварии на командном пункте могут находиться только лиц а, непосредственно участвующие в ликвидации аварии.

2.1.3. Проверить, вызваны ли газоспасательная служба, другие службы, участвующие в ликвидации аварии, должностные лица и службы согласно приложению 6.

2.1.4. Выявить число людей. застигнутых аварией, и их местонахождение.

2.1.5. Контролировать выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью ПЛА, и своих распоряжений и заданий.

2 .1. 6. Дать соответствующие распоряжения руководителям взаимосвязанных по коммуникациям соседних производств, цехов и отделений.

2 .1 .7. При авариях, дл ительн ость ликви дации которых составляет более одного часа, сов местно с руководителями цехов и газоспасательной службы разработать оперативный план по спасению людей. В соответствии с планом дать задание на выполнение предусмотренных мероприятий газоспасательной службе, другим службам и должностным лицам, участвующим в ликвидации аварии.

2 .1. 8. Дать указания об удалении или эвакуации людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении охранных постов на подступ ах к авари йной з оне.

2 .1 .9. При необходимости обратиться за помощью в территориальные органы РСЧС и другие службы.

2 .1.1 0. Назначить ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии (приложение 8).

2 .1.11. По сле лик видации аварии дать разрешение на проведение восстановительных работ и подготовку производства к пуску.

2.2. Обязан ности диспетчера (дежурного)

2.2.1. Получив сообщение об аварии, лично известить лиц и службы по списку согласно приложению 6.

2.2.2. При аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации или его заместителя выпо лн ять обязанности ответственного руководителя, организовать работы по спасению людей и ли квидации аварии в соответствии с планом ликвидации аварий конкретного производства.

Командным пунктом по ликвидации аварии в данном случае является рабочее место диспетчера.

2.2.3. При необходимости принять дополнительные меры для спасения людей и ликвидации аварии в начальный период, а также и для прекращения распространения аварии и организации нового командного пункта.

2.2.4. По прибытии технического руководителя организации проинформировать его о состоянии работ по спасению людей и ликвидации аварии, о месте нахождения нового командного пункта и поступить в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

2.3. Обязанности руководителя организации

2.3 .1. Получив сообщение об аварии, немедленно прибыть в организацию и сообщить об этом ответственному руководителю работ.

2.3.2. Организовать оказание своевременной помощи пострадавшим.

2.3.3. В соответствии с запросом ответственного руководителя принять необходимые меры по привлечению специалистов и опытных рабочих в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с ликвидацией (локализацией) аварии, а та к же по своевременной доставке технических и материальных средств.

2.3.4. Обеспечить работу аварийных и материальных складов, доставку необходимых средств спасения людей, технических и материальных средств к месту аварии.

2.3.5. Руководить работой транспорта, привлеченного для ликвидации аварии.

2.3.6. При аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовать питание и отдых газоспасателей.

2.3.7. Ин формировать соответствующие службы и органы надзора о характере аварии и ходе спасательных и восстановительных работ.

2.4. Обязанности руководителя газоспасательных работ (руководителя газоспасательной службы)

2.4.1. Руководить спасательными работами в соответствии с заданиями ответственного руководителя и оперативным планом.

2.4.2. Организовать при необходимости доставку к месту аварии дополнительных газоспасателей. свободных от работы, и создать временный газоспасатель ный пост.

2.4.3. Обеспечить всех лиц, выделенных ответственным руководителем в помощь газоспасательной службе, газозащитной аппаратурой, инструмен том и материалами (из аварийного запаса газоспасательной службы), необходимыми для выполнения спасательных и газоопасных работ.

2.4.4. Поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить дежурные посты из персонала газоспасательной службы и рабочих организации.

Вход в загазованный участок разрешает только руководитель газоспасательных работ.

2.4.5. Систематически информировать ответственного руководителя о ходе спасательных работ.

2.4.6. До прибытия на место аварии ответственного руководителя самостоятельно проводить работы в соответствии с ПЛА.

2.5. Обяза нности руководителя цеха, в котором произошла авария

2.5.1. Выполнять обязанности ответственного руководителя, руководствуясь ПЛА.

2.5.2. В других случаях выполнять распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

2.6. Обязанности нач альника смены (сменного мастера) цеха, в котором произошла авария

2.6 .1. Лично или через ответственных подчиненных немедленно вызвать на место аварии газоспасательную службу и пожарную службу (при необходимости) и сообщить об аварии диспетчеру (дежурному) организации.

2.6.2. Немедленно (до п рибытия от ветст венного руководителя) организовать и начать работы по спасению людей и ликвидации аварии в соответствии с ПЛА и с учетом сложившейся ситуации.

2 .7. Обязанности заместителя руководителя цеха (технолога цеха), в котором произошла авария

2.7 .1. Организовать бригаду из числа аппаратчиков, операторов, газовщиков и других необходимы х специал истов, обученных работе в газозащитной аппаратуре, и руководить их действиями.

2.7.2. По указанию ответственного руководителя определить состояние технологического процесса и технических устройств с целью предупреждения возможного развития аварии и создания необходимых условий для ее ликвидации.

2.7.3. В зависимости от обстановки обеспечить поддержание нормального хода технологического процесса или перевода его на режим остановки (прекращения).

В случаях отсутствия руководителя цеха заместитель руководителя цеха (технолог) выполняет обязанности ответственного руководителя.

2.8. Обязанности производственных мастеров, бригадиров и старших рабочих цеха, в котором произошла авария

2.8. 1. Немедленно сообщить об аварии диспетчеру организации.

2.8.2. Принять меры по выводу людей из опасной зоны и ликвидации аварии в соответствии с П Л А.

2.8.3. При необходимости в целях предупреждения возможного развития аварии отключить технические устройства (аппараты, установки, агрегаты и др.) и коммуникации данного технологического процесса.

2.8.4. Находясь вне территории организации и узнав об аварии, немедленно прибыть к ответственному руководителю работ для получения задания по ликвидации аварии.

2.9. Обязанности руководителей технических служб организации (гл авн ого механика, главного э нергетика, главного электрика и др.)

2 .9.1. Обеспечить организацию бригад специалистов (мастеров, электриков, слесарей и др.) из числа работник ов соответствующих служб и установить их постоянное дежурство для выполнения работ по ликвидации аварии и восстановлению нормальной работы производства.

2.9.2. По указанию ответственного руководителя обеспечить:

включение или отключение электроэнергии и других источников энергоснабжения;

нормальную работу электромеханического и энергетического оборудования, средств связи, сигнализации, водяных, газовых, тепловых сетей и других инженерных коммуникаций.

2.1 0. Обязанности руководителей, мастеров, бригадиров и старших рабочих других цехов

2 .1 0.1. Н аходясь в момент аварии в организации и получив известие об аварии, выполнять мероприятия, предусмотренные П ЛА, и докладывать о своих действиях ответственному руководителю.

2 .1 0.2. Находясь вне территории организации и узнав об аварии, немедленно прибыть к ответственному руководителю для получения заданий по ликвидации аварии.

Еще бесплатно скачать