Категория: Инструкции
В наше время происходит стремительный рост численности населения планеты. А это ведет к увеличению объемов потребляемых ресурсов. В результате человечество предстало перед новой проблемой, связанной с ростом количества разного рода отходов. Не все выброшенные предметы и вещества удается утилизировать. Большая часть отходов перевозится на мусорные свалки, которые со временем могут стать поводом к экологической катастрофе.
Что такое отходыСогласно законодательству, отходы – это все предметы, материалы и вещества, образовавшиеся в результате производства или эксплуатации, а также товары, которые потеряли потребительскую ценность, непригодны для дальнейшего использования и должны быть утилизированы или уничтожены. Опасные отходы – это вещества и предметы, физические, биологические и химические свойства которых вредны для живых существ и требуют специальной обработки и утилизации.
Классификация отходов по классу опасностиВ зависимости от уровня воздействия на организм человека все бытовые и промышленные отходы подразделяют на группы. Для разных объектов загрязнение (твердые предметы, жидкие вещества, опасные испарения и т. д.) определены отдельные классы опасности. Законодательством РФ установлено 5 классов отходов жизнедеятельности человека и производственных процессов:
Отходы 4, 5 класса опасности являются наиболее безвредными для человеческого здоровья.
Что относится к 5 классуНа территории России к 5 классу опасности относят следующие отходы:
Все отходы 5 класса опасности, перечень которых указан выше, хорошо знакомы каждому человеку. Все они фактически являются продуктами жизнедеятельности человечества.
Особенности хранения отходовХранение отходов 5 класса опасности осуществляется согласно нормативным требованиям. Так, для временного хранения мусора должны быть сконструированы специальные площадки. Важные требования к таким местам:
Запрещается соединять ливнестоки территории с городской дождевой канализацией или сбрасывать загрязненные воды в ближайшие водоемы.
Обращение с отходами на уровне района, города или области регулируется местными органами власти при условии, что региональные нормативные акты не противоречат федеральным законам.
Транспортировка отходовВывоз отходов 5 класса опасности осуществляется лицензированными предприятиями. Сроки и частота вывоза с территорий временного хранения регламентируется лимитами накопления, которые установлены соответствующим проектом.
Перевозить отходы можно только специально предназначенным для этого транспортом, который должен иметь определенное обозначение. Отходы 5 и 4 класса перевозятся на свалки. Там они могут находиться до того времени, пока их не возьмет на утилизацию перерабатывающее предприятие.
Утилизация бытовых и промышленных отходовИспользование отходов 5 класса опасности – серьезная задача, решением которой должны заниматься не только перерабатывающие предприятия, а целое государство. Переработка промышленного и бытового мусора важна не только для сохранения окружающей среды. Этот процесс имеет промышленную ценность. Так, во время сжигания или сбраживания органических веществ образуется энергия и сырье для производства компостов, строительных материалов и т. д.
В России отходы 5 класса опасности, перечень которых указан выше, перерабатывают отдельные предприятия. Они имеют специальную лицензию на транспортировку и утилизацию таких веществ и предметов. Единственный тип материала, на обработку которого не требуется разрешения, – пластик. В этом случае достаточно получить справку о принадлежности отходов к определенному классу. Такой документ выдает аккредитованная лаборатория после проведения идентификации отходов.
Мировая практика утилизации мусораМногие страны предпочитают использовать мусоросжигательные машины. Они не только позволяют уничтожать отходы, но и дают возможность преобразовывать тепло в полезную энергию. Наибольший эффект от утилизации 5 класса отходов можно получить при использовании комплексной технологии – переработки материала одного типа и сжигания мусора другого вида. Мировые специалисты в этой области утверждают, что в ближайшем будущем переработка отходов 5 класса с производством электрической и тепловой энергии будет главным способом утилизации. Они предполагают, что государства должны создавать мусоросжигательные установки, на которых будет происходит сортировка и размещение отходов 5 класса опасности для последующей обработки. То есть будут создаваться целые системы по переработке, в структуре которых станут работать специализированные заводы по утилизации отдельных видов сырья – стекла, бумаги, дерева, металла и т. д.
Особенно актуален вопрос утилизации в странах с ограниченной территорией. Например, в Швеции запрещено проводить захоронение отходов. В этой стране мусор используется как источник сырья и топлива. Поэтому размещение отходов 5 класса опасности на свалках там даже не рассматривается. Местные власти считают бытовой и промышленный мусор рентабельным ресурсом, на котором можно неплохо зарабатывать. Сейчас Швеция использует перерабатывающие технологии, позволяющие обеспечить теплом и энергией целые города.
Почему нужно перерабатывать отходы 5 класса опасностиПеречень отходов этой группы составлен экспертами после тщательных исследований и анализов. Таким образом, их безопасность доказана и задокументирована определенными организациями. Несмотря на это, утилизация отходов 5 класса необходима. Хотя предметы и вещества этой группы не причиняют ощутимого вреда природе и человеку, они представляют совсем другую угрозу.
Дело в том, что количество таких отходов каждый день непрерывно растет. Использованные вещи, просроченные продукты, разная тара и упаковка – все это очень скоро попадает на свалку. Поэтому утилизация отходов 5 класса опасности считается проблемой всего современного общества и требует грамотной организации, чтобы предотвратить глобальные экологические катастрофы в будущем.
Контрабанда отходовКазалось бы, утилизация безопасных отходов не является первоочередным вопросом, которым должно заниматься государство. Но на самом деле этот процесс требует пристального контроля высших государственных структур. Дело в том, что некоторые предприятия пытаются утилизировать вместе отходы 4, 5 класса опасности. Переработка отходов 5 класса стоит намного дешевле, чем предметов и веществ 4 группы. И многие организации этим пользуются. Органы государственного контроля ведут пристальное наблюдение за соблюдением требований законов и в случае нарушений могут оштрафовать. Поэтому лучше придерживаться правил экологической безопасности и грамотно распределять отходы 5 класса опасности. Перечень таких веществ и материалов обязаны знать предприятия всех направлений.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" .
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Класс опасности отходов - характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объект размещения отходов - объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
При работе с отходами производства и потребления важно иметь представление о степени их опасности. Согласно Приказу № 511 от 15 июня 2001 года Министерства природных ресурсов Российской Федерации все отходы разделяются на 5 классов, от 1 до 5 понижается степень опасности.
Определение класса опасностиДля определения класса опасности применяется 3 метода:
Для определения проводятся исследования токсичности на 2 – 3 видах животных или с/х культур.
Заключается в оценке результатов полного исследования продукта и, исходя из данных о токсикологических свойствах компонентов.
Определение происходит на основе результатов компьютерного исследования.
IV класс вредностиБолее подробно остановимся на IV классе – это малоопасные отработки. Им свойственна низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба составляет не менее 3 лет.
Отходы, относящиеся к IV классу, объединены в общий перечень в Федеральном классификационном каталоге отходов от 2014 года. В нем указана следующая информация: наименование отхода по ФККО 2002, код отхода по ФККО 2002 и соответствующая обновленная информация от 2014 года.
В этом перечне можно найти следующие виды продуктов IV класса:
Эта группа соответствует следующим показателям вредности:
К описываемому классу, в основном, относятся продукты, содержащие нефть. Их утилизация производится с соблюдением индивидуальных правил. Они установлены нормативно — правовыми актами:
За несоблюдение установленных норм предусмотрены штрафы.
Инструкция по обращению с остаткамиВиды отходов определяют способы обращения с ними.
Инструкция по обращению с отходами – это документ, в котором отражен список мероприятий, по переработке отходов без вреда для экологии.
Инструкция составляется исходя из сферы деятельности предприятия. Персонал, несущий ответственность за соблюдение требований, должен быть компетентным в этой области.
Инструкция содержит информацию о следующих действиях:
Ответ: В соответствии с пунктом 5. Таким образом, когда будет произведен сбор подписей, Вам необходимо направить их и письменное обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Московской области бульвар Строителей, д. Стружки, опилки и отходы, полученные при ручной и механической обработке древесины, следует убирать от рабочего места по мере их накопления в течение рабочей смены и по окончании работы. Очень мелкие пылевидные капельки ртути до 0,5-1мм могут собираться влажной фильтровальной или газетной бумагой влажными салфетками. При одновременном хранении нескольких видов отходов следует учитывать их совместимость. Передача отхода осуществляется в транспортной таре контейнере, коробке, ящике. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за исключением статистической отчетности далее — Отчетность. Емкости устанавливают крышками пробками вверх, при этом крышки пробки должны находиться на своем месте и быть плотно закрыты завинчены 4. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля надзора и муниципального контроля», лицензированию подлежит только обезвреживание и размещение отходов. Первое и обязательное условие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это разработать инструкцию по обращению с отходами, если иное не предусмотрено договором передачи в собственность.
По степени воздействия на организм относится к веществам 2-го класса опасности. Только приказы, перечня для юр. Передача отхода осуществляется в транспортной таре контейнере, коробке, ящике. После сдачи отходов на бытовой полигон лицо, ответственное за вывоз отходов, получает контрольный талон. Гидрофобные частицы нефтепродуктов затрудняют поступление влаги к корням растений, что приводит к их физиологическим изменениям. На основании Вашего обращения дано поручение в Управление Росприроднадзора по Челябинской области о проведении проверки фактов нарушения природоохранного законодательства. Эти работы следует проводить в средствах индивидуальной защиты противогазах, респираторах, перчатках и т. В соответствии с пунктом 3 Порядка его действие не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.
Рассматриваю вопрос об открытии предприятия по переработке и утилизации твердых бытовых отходов.
Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления | ДРУГПо последним замечаниям Природнадзора, Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение будут согласовываться и выдаваться лимиты на размещение отходов, только при условии соблюдения указанных требований. Является ли Гаражно — строительный кооператив плательщиком экологического сбора за загрязнение окружающей среды, если бытовой мусор вывозится специализированной организацией по смешанному договору поставка + оказание услуг с переходом права собственности на мусор в момент загрузки транспортного средства специализированной организации по адресу нахождения кооператива? Контроль за отходами осуществляется: — при сборе, хранении, транспортировании, использовании, обезвреживании и захоронении должны соблюдаться действующие экологические, санитарно-эпидемиологические, технические нормы и правила обращения с отходами; — за сбор, учет, размещение, обезвреживание, использование, транспортирование, захоронение отходов несет ответственность инженер-эколог. Обратите внимание, что к приобретенному на безвозмездной основе металлолому, вероятно, можно отнести и лом, оставшийся у подрядчика при замене труб, право собственности на который принадлежит собственнику труб, а не подрядной организации, производившей их замену. Мне непонятно: почему для установлении истины до сих пор не назначена и не проведена соответствующая экологическая экспертиза, которая помогла бы устранить имеющиеся противоречия. Скажите пожалуйста, с какого времени Росприроднадзор планирует начать рассмотрение проектов ПДВ, ПНОЛРО, НДС и выдачу Разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и Лимиты размещения отходов.
Контейнер для хранения ламп при разбитии необходимо обработать 10% раствором перманганата калия или подкисленным раствором соляной кислотой 5 мл кислоты на 1 л раствора. Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. При образовании отхода немедленно после удаления отработанной ртутьсодержащей лампы из светильника каждая отработанная ртутьсодержащая лампа или люминесцентная трубка должна быть упакована в индивидуальную заводскую тару из гофрокартона защищена от случайных механических повреждений внутренней упаковкой. Выздоровление наступает через 1 неделю при отравлении средней тяжести без осложнений.
Контроль за отходами Батуринец Александра Андреевна, г. Ответ: Уважаемый Павел Владимирович! Вопрос: Как на практике должен реализовываться ФЗ-89? Контроль за отходами Е. Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. В этом случае паспорта оформляются на каждую площадку или делается один общий комплект? Нежелательно его особо длительное хранение. Инициативную группу, для обращения в прокуратуру, мне собрать не удается.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г. сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
ГАРАНТ:См. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 1 июля 2016 г. N 379
См. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. N 1062
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
Информация об изменениях:Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.
1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
ГАРАНТ:См. ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов", утв. приказом Росстандарта от 15 декабря 2009 г. N 1092-ст
См. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенные в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст
Информация об изменениях:Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.
2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
ГАРАНТ:См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке. установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке. определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8. вступающим в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
2. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях: ГАРАНТ:См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 13.1 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьёй 13.2, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:
значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.
2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:
стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
стимулирование утилизации отходов;
выявление мест несанкционированного размещения отходов;
предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
3. Перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.
4. Региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) настоящий Федеральный закон дополнен статьёй 13.3, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 13.3. Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
1. В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ в пункт 3 статьи 13.3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);
данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;
данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
4. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
5. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
6. Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:См. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. N 541
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
4. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ наименование статьи 15 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
ГАРАНТ:Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами см. приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в наименование статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Информация об изменениях:Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
ГАРАНТ:См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона