Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обращению с отходами 4 5 класса опасности img-1

инструкция по обращению с отходами 4 5 класса опасности

Рейтинг: 4.1/5.0 (1823 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Отходы 5 класса опасности: перечень, утилизация

Отходы 5 класса опасности: перечень, утилизация

В наше время происходит стремительный рост численности населения планеты. А это ведет к увеличению объемов потребляемых ресурсов. В результате человечество предстало перед новой проблемой, связанной с ростом количества разного рода отходов. Не все выброшенные предметы и вещества удается утилизировать. Большая часть отходов перевозится на мусорные свалки, которые со временем могут стать поводом к экологической катастрофе.

Что такое отходы

Согласно законодательству, отходы – это все предметы, материалы и вещества, образовавшиеся в результате производства или эксплуатации, а также товары, которые потеряли потребительскую ценность, непригодны для дальнейшего использования и должны быть утилизированы или уничтожены. Опасные отходы – это вещества и предметы, физические, биологические и химические свойства которых вредны для живых существ и требуют специальной обработки и утилизации.

Классификация отходов по классу опасности

В зависимости от уровня воздействия на организм человека все бытовые и промышленные отходы подразделяют на группы. Для разных объектов загрязнение (твердые предметы, жидкие вещества, опасные испарения и т. д.) определены отдельные классы опасности. Законодательством РФ установлено 5 классов отходов жизнедеятельности человека и производственных процессов:

  • 1 класс – чрезвычайные отходы. Уровень негативного воздействия на живые существа таких объектов очень высокий. Накопление отходов 1 класса постепенно приводит к разрушению экологии, которое невозможно исправить.
  • 2 класс – высокоопасные отходы. Степень воздействия на окружающую среду обозначается как высокая. Эта группа отходов сильно нарушает экосистему, срок восстановления которой составляет более 30 лет после устранения воздействия разрушающего фактора.
  • 3 класс – умеренно опасные отходы и вещества. Уровень разрушения оценивается как средний, а период восстановления внешней среды может длиться не менее 10 лет.
  • 4 класс – малоопасные отходы. Степень воздействия на природную среду характеризуется как низкая, для восстановления экологического баланса понадобится не менее 3 лет после устранения вредного фактора.
  • 5 класс – неопасные отходы. Предметы и вещества этой группы воздействуют на экологию в низкой степени, практически не нарушая ее компонентов.

Отходы 4, 5 класса опасности являются наиболее безвредными для человеческого здоровья.

Что относится к 5 классу

На территории России к 5 классу опасности относят следующие отходы:

  • скорлупа от яиц;
  • стружка и опилки натуральной древесины;
  • деревянная тара;
  • отрезки картона, бумаги, гофрокартона;
  • соломенная и древесная зола;
  • непригодная к использованию керамика;
  • строительный щебень, который потерял потребительскую ценность;
  • битый строительный кирпич;
  • отходы гипса;
  • использованные абразивные круги;
  • котельная накипь;
  • отходы цемента в твердой форме;
  • чугунный, стальной металлолом, непригодные к эксплуатации остатки черных металлов и алюминия;
  • стальная стружка;
  • железные бочки;
  • пластмассовые изделия;
  • полиэтиленовые отходы – пленка, пакеты;
  • крупногабаритные жилищные отходы;
  • крупный бытовой мусор разных предприятий и организаций;
  • пищевые отходы ресторанов, кафе;
  • мусор после уборки больших территорий и помещений оптово-розничной торговли;
  • отработанные и бракованные электрические лампы;
  • отходы изолированных кабелей и проводов;
  • мусор после уборки учебно-воспитательных, культурных и спортивных учреждений.

Все отходы 5 класса опасности, перечень которых указан выше, хорошо знакомы каждому человеку. Все они фактически являются продуктами жизнедеятельности человечества.

Особенности хранения отходов

Хранение отходов 5 класса опасности осуществляется согласно нормативным требованиям. Так, для временного хранения мусора должны быть сконструированы специальные площадки. Важные требования к таким местам:

  • они должны располагаться с наиболее ветреной стороны здания;
  • над площадкой должен быть навес, который будет защищать отходы от атмосферных осадков;
  • поверхность территории должна иметь стойкое покрытие (например, цементное);
  • по периметру территории обязательно должна быть сеть ливнестоков со специальными очистными конструкциями.

Запрещается соединять ливнестоки территории с городской дождевой канализацией или сбрасывать загрязненные воды в ближайшие водоемы.

Обращение с отходами на уровне района, города или области регулируется местными органами власти при условии, что региональные нормативные акты не противоречат федеральным законам.

Транспортировка отходов

Вывоз отходов 5 класса опасности осуществляется лицензированными предприятиями. Сроки и частота вывоза с территорий временного хранения регламентируется лимитами накопления, которые установлены соответствующим проектом.

Перевозить отходы можно только специально предназначенным для этого транспортом, который должен иметь определенное обозначение. Отходы 5 и 4 класса перевозятся на свалки. Там они могут находиться до того времени, пока их не возьмет на утилизацию перерабатывающее предприятие.

Утилизация бытовых и промышленных отходов

Использование отходов 5 класса опасности – серьезная задача, решением которой должны заниматься не только перерабатывающие предприятия, а целое государство. Переработка промышленного и бытового мусора важна не только для сохранения окружающей среды. Этот процесс имеет промышленную ценность. Так, во время сжигания или сбраживания органических веществ образуется энергия и сырье для производства компостов, строительных материалов и т. д.

В России отходы 5 класса опасности, перечень которых указан выше, перерабатывают отдельные предприятия. Они имеют специальную лицензию на транспортировку и утилизацию таких веществ и предметов. Единственный тип материала, на обработку которого не требуется разрешения, – пластик. В этом случае достаточно получить справку о принадлежности отходов к определенному классу. Такой документ выдает аккредитованная лаборатория после проведения идентификации отходов.

Мировая практика утилизации мусора

Многие страны предпочитают использовать мусоросжигательные машины. Они не только позволяют уничтожать отходы, но и дают возможность преобразовывать тепло в полезную энергию. Наибольший эффект от утилизации 5 класса отходов можно получить при использовании комплексной технологии – переработки материала одного типа и сжигания мусора другого вида. Мировые специалисты в этой области утверждают, что в ближайшем будущем переработка отходов 5 класса с производством электрической и тепловой энергии будет главным способом утилизации. Они предполагают, что государства должны создавать мусоросжигательные установки, на которых будет происходит сортировка и размещение отходов 5 класса опасности для последующей обработки. То есть будут создаваться целые системы по переработке, в структуре которых станут работать специализированные заводы по утилизации отдельных видов сырья – стекла, бумаги, дерева, металла и т. д.

Особенно актуален вопрос утилизации в странах с ограниченной территорией. Например, в Швеции запрещено проводить захоронение отходов. В этой стране мусор используется как источник сырья и топлива. Поэтому размещение отходов 5 класса опасности на свалках там даже не рассматривается. Местные власти считают бытовой и промышленный мусор рентабельным ресурсом, на котором можно неплохо зарабатывать. Сейчас Швеция использует перерабатывающие технологии, позволяющие обеспечить теплом и энергией целые города.

Почему нужно перерабатывать отходы 5 класса опасности

Перечень отходов этой группы составлен экспертами после тщательных исследований и анализов. Таким образом, их безопасность доказана и задокументирована определенными организациями. Несмотря на это, утилизация отходов 5 класса необходима. Хотя предметы и вещества этой группы не причиняют ощутимого вреда природе и человеку, они представляют совсем другую угрозу.

Дело в том, что количество таких отходов каждый день непрерывно растет. Использованные вещи, просроченные продукты, разная тара и упаковка – все это очень скоро попадает на свалку. Поэтому утилизация отходов 5 класса опасности считается проблемой всего современного общества и требует грамотной организации, чтобы предотвратить глобальные экологические катастрофы в будущем.

Контрабанда отходов

Казалось бы, утилизация безопасных отходов не является первоочередным вопросом, которым должно заниматься государство. Но на самом деле этот процесс требует пристального контроля высших государственных структур. Дело в том, что некоторые предприятия пытаются утилизировать вместе отходы 4, 5 класса опасности. Переработка отходов 5 класса стоит намного дешевле, чем предметов и веществ 4 группы. И многие организации этим пользуются. Органы государственного контроля ведут пристальное наблюдение за соблюдением требований законов и в случае нарушений могут оштрафовать. Поэтому лучше придерживаться правил экологической безопасности и грамотно распределять отходы 5 класса опасности. Перечень таких веществ и материалов обязаны знать предприятия всех направлений.

Другие статьи

Инструкция по обращению с отходами опилок, загрязненными маслами, Инструкция (форма) от 17 мая 2016 года

Инструкция по обращению с отходами опилок, загрязненными маслами

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" .

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Класс опасности отходов - характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объект размещения отходов - объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Инструкция по обращению с отходами опилок, загрязненными маслами

Перечень отходов 4 класса опасности: определение и особенности

Особенности и перечень отходов 4 класса опасности

При работе с отходами производства и потребления важно иметь представление о степени их опасности. Согласно Приказу № 511 от 15 июня 2001 года Министерства природных ресурсов Российской Федерации все отходы разделяются на 5 классов, от 1 до 5 понижается степень опасности.

Определение класса опасности

Для определения класса опасности применяется 3 метода:

Для определения проводятся исследования токсичности на 2 – 3 видах животных или с/х культур.

Заключается в оценке результатов полного исследования продукта и, исходя из данных о токсикологических свойствах компонентов.

Определение происходит на основе результатов компьютерного исследования.

IV класс вредности

Более подробно остановимся на IV классе – это малоопасные отработки. Им свойственна низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба составляет не менее 3 лет.

Отходы, относящиеся к IV классу, объединены в общий перечень в Федеральном классификационном каталоге отходов от 2014 года. В нем указана следующая информация: наименование отхода по ФККО 2002, код отхода по ФККО 2002 и соответствующая обновленная информация от 2014 года.

В этом перечне можно найти следующие виды продуктов IV класса:

  • Различные древесные отходы с пропиткой.
  • Разнородные бумажные и картонные остатки.
  • Пыль щебеночная, известковая, абразивная.
  • Песок, загрязненный нефтесодержащими продуктами.
  • Отработанный загрязненный уголь.
  • Отслужившие шины, покрышки и камеры.
  • Строительный мусор .
Особенности отходов IV класса

Эта группа соответствует следующим показателям вредности:

  1. Предельно допустимая концентрация опасных веществ в воздухе рабочей территории более 10 мг/м 3 .
  2. Средняя смертельная концентрация в воздухе более 50 000 мг/м 3 .
  3. Радиус острого воздействия более 54 метров.

К описываемому классу, в основном, относятся продукты, содержащие нефть. Их утилизация производится с соблюдением индивидуальных правил. Они установлены нормативно — правовыми актами:

  • ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления » от 24.06.1998 года.
  • ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года.
  • ФЗ №52 «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1995 года.

За несоблюдение установленных норм предусмотрены штрафы.

Инструкция по обращению с остатками

Виды отходов определяют способы обращения с ними.

Инструкция по обращению с отходами – это документ, в котором отражен список мероприятий, по переработке отходов без вреда для экологии.

Инструкция составляется исходя из сферы деятельности предприятия. Персонал, несущий ответственность за соблюдение требований, должен быть компетентным в этой области.

Инструкция содержит информацию о следующих действиях:

  • Сбор и сортировка остатков, исходя из вида продукта.
  • Оформление требуемой документации.
  • Проведение ежегодного инструктажа по работе с отходами для заинтересованных сотрудников.
  • Учет отходов и периодическая инвентаризация.
  • Организация мест временного хранения, обезвреживания и переработки отходов.
  • Своевременная транспортировка и соблюдение ее условий.
  • Использование инновационных технологий, благодаря которым уменьшается объем остатков.
  • Контроль высокого качества осуществления всех мероприятий.

Инструкция по обращению с отходами 5 класса опасности - Справочная информация

Инструкция по обращению с отходами 5 класса опасности

Ответ: В соответствии с пунктом 5. Таким образом, когда будет произведен сбор подписей, Вам необходимо направить их и письменное обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Московской области бульвар Строителей, д. Стружки, опилки и отходы, полученные при ручной и механической обработке древесины, следует убирать от рабочего места по мере их накопления в течение рабочей смены и по окончании работы. Очень мелкие пылевидные капельки ртути до 0,5-1мм могут собираться влажной фильтровальной или газетной бумагой влажными салфетками. При одновременном хранении нескольких видов отходов следует учитывать их совместимость. Передача отхода осуществляется в транспортной таре контейнере, коробке, ящике. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за исключением статистической отчетности далее — Отчетность. Емкости устанавливают крышками пробками вверх, при этом крышки пробки должны находиться на своем месте и быть плотно закрыты завинчены 4. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля надзора и муниципального контроля», лицензированию подлежит только обезвреживание и размещение отходов. Первое и обязательное условие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это разработать инструкцию по обращению с отходами, если иное не предусмотрено договором передачи в собственность.

По степени воздействия на организм относится к веществам 2-го класса опасности. Только приказы, перечня для юр. Передача отхода осуществляется в транспортной таре контейнере, коробке, ящике. После сдачи отходов на бытовой полигон лицо, ответственное за вывоз отходов, получает контрольный талон. Гидрофобные частицы нефтепродуктов затрудняют поступление влаги к корням растений, что приводит к их физиологическим изменениям. На основании Вашего обращения дано поручение в Управление Росприроднадзора по Челябинской области о проведении проверки фактов нарушения природоохранного законодательства. Эти работы следует проводить в средствах индивидуальной защиты противогазах, респираторах, перчатках и т. В соответствии с пунктом 3 Порядка его действие не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.

Рассматриваю вопрос об открытии предприятия по переработке и утилизации твердых бытовых отходов.

Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления | ДРУГ

По последним замечаниям Природнадзора, Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение будут согласовываться и выдаваться лимиты на размещение отходов, только при условии соблюдения указанных требований. Является ли Гаражно — строительный кооператив плательщиком экологического сбора за загрязнение окружающей среды, если бытовой мусор вывозится специализированной организацией по смешанному договору поставка + оказание услуг с переходом права собственности на мусор в момент загрузки транспортного средства специализированной организации по адресу нахождения кооператива? Контроль за отходами осуществляется: — при сборе, хранении, транспортировании, использовании, обезвреживании и захоронении должны соблюдаться действующие экологические, санитарно-эпидемиологические, технические нормы и правила обращения с отходами; — за сбор, учет, размещение, обезвреживание, использование, транспортирование, захоронение отходов несет ответственность инженер-эколог. Обратите внимание, что к приобретенному на безвозмездной основе металлолому, вероятно, можно отнести и лом, оставшийся у подрядчика при замене труб, право собственности на который принадлежит собственнику труб, а не подрядной организации, производившей их замену. Мне непонятно: почему для установлении истины до сих пор не назначена и не проведена соответствующая экологическая экспертиза, которая помогла бы устранить имеющиеся противоречия. Скажите пожалуйста, с какого времени Росприроднадзор планирует начать рассмотрение проектов ПДВ, ПНОЛРО, НДС и выдачу Разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и Лимиты размещения отходов.

Контейнер для хранения ламп при разбитии необходимо обработать 10% раствором перманганата калия или подкисленным раствором соляной кислотой 5 мл кислоты на 1 л раствора. Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. При образовании отхода немедленно после удаления отработанной ртутьсодержащей лампы из светильника каждая отработанная ртутьсодержащая лампа или люминесцентная трубка должна быть упакована в индивидуальную заводскую тару из гофрокартона защищена от случайных механических повреждений внутренней упаковкой. Выздоровление наступает через 1 неделю при отравлении средней тяжести без осложнений.

Контроль за отходами Батуринец Александра Андреевна, г. Ответ: Уважаемый Павел Владимирович! Вопрос: Как на практике должен реализовываться ФЗ-89? Контроль за отходами Е. Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. В этом случае паспорта оформляются на каждую площадку или делается один общий комплект? Нежелательно его особо длительное хранение. Инициативную группу, для обращения в прокуратуру, мне собрать не удается.


  • Православные стихи о семье - Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за исключением статистической отчетности определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 16.
  • Стихи подруге на свадьбу трогательные - Контроль за отходами, Экологическая экспертиза и разрешительная деятельность Тимофеева Альбина Васильевна, Санкт-Петербург Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужна ли организации лицензия, и на какие виды деятельности конкретно, если организация планирует заниматься куплей-продажей ртути, в т. При хранении отработанные аккумуляторные батареи устанавливают крышками вверх, при этом пробки на отработанных аккумуляторах должны находиться на своем месте и быть плотно завинчены.
  • Расписание электричек орша минск в мартюхово - Температура самовоспламенения нефтепродуктов зависит как от их фракционного, так и от химического состава, чем тяжелее нефтепродукты по фракционному составу, тем ниже их температура самовоспламенения. К работам, связанным со сбором, хранением, транспортировкой промышленных отходов, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие инструктаж по технике без-опасности и пожарной безопасности, знающие токсичные и взрывопожарные свойства отходов, опасные факторы, которые могут возникнуть при выполнении работы, и меры по оказанию первой помощи.

Общие требования к обращению с отходами

Общие требования к обращению с отходами Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г. сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 1 июля 2016 г. N 379

См. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. N 1062

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

ГАРАНТ:

См. ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов", утв. приказом Росстандарта от 15 декабря 2009 г. N 1092-ст

См. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенные в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2016 г.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

ГАРАНТ:

См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке. установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке. определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8. вступающим в силу с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

2. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях: ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1

Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьёй 13.2, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:

значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.

2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:

стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

стимулирование утилизации отходов;

выявление мест несанкционированного размещения отходов;

предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

3. Перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.

4. Региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) настоящий Федеральный закон дополнен статьёй 13.3, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 13.3. Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

1. В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ в пункт 3 статьи 13.3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

4. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

5. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.

6. Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. N 541

2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

4. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ наименование статьи 15 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

ГАРАНТ:

Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами см. приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в наименование статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Статья 16. Требования к транспортированию отходов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона