Категория: Бланки/Образцы
Дисциплина «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» Форма отчетности: экзамен
1. Концепция бухгалтерской отчетности в России и Международной практике.
БО – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяй-й, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финанс. положении организации в удобной и понятной форме. БО составляется на основе всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического, оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяй-й дея-ти организации. На базе отчетности: оцениваются риски предпринимательской дея-ти, начисляются налоги и рассчитываются дивиденды; принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с теми или иными партнерами; проверяется возможность выдачи кредитов и займов; оценивается финансовое положение потенциальных поставщиков, покупателей, конкурентов.
В РФ нормативное регулирование правил подготовки БО реализуется на четырех уровнях: 1. ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бух/учета и бух/отчетности в РФ»; 2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), другие положения по б/у; 3. приказ Минфина России «О формах бух. отчетности организации», а также другие методические указания и рекомендации Минфина России; 4. реализуется в рамках учетной политики организации. В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению БО, образцы форм БО. БО характеризует состав имущества и обязательств, а также финансовые результаты дея-ти, а также все расчетные взаимоотношения с третьи-ми лицами. Такой подход формирования отчетности связан с тем, что б/учет основан на принципе самостоятельности. БО содержит только стоимостные показатели, а данные отчетности основаны на сплошном учете хозяй-х операций.
При составлении БО в РФ д. соблюдаться следующие требования. достоверности и полноты; нейтральности (д.б. исключено преимущественное удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими); целостности (необходимость включения инфор-ии обо всех хозяйственных операциях организацией в целом и ее подразделениями); последовательности (постоянства в содержании и форме от одного отчетного периода к другому); сопоставимости (сравнение с аналогичными данными за предыдущие периоды); соблюдения отчетного периода; правильного оформления; существенности.
В зависимости от периода различают: промежуточную и годовую отчетность; по объему содержащихся сведений выделяют внутреннюю и внешнюю; по степени обобщения данных различают первичные отчеты и сводные (консолидированные), составленные на основе первичных. В состав промежуточной БО входят: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При сдаче годовой отчетности к формам № 1 и № 2 добавляются: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 6), пояснительная записка, аудиторское заключение.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. В директиве, рассматривающей вопросы финансовой отчетности, содержаться рекомендации по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускаются альтернативные методы: периодич. переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Согласно МСФО финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении, финанс. результатах и движении денеж. средств, полезной широкому кругу пользователей при принятии управленческих решений. Главной задачей финанс. отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации. Фин. отчетность д. включать инф-ю об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах, движении денеж. средств. Эта информация и инф-ия, содержащаяся в приложениях, помогает пользователям прогнозировать способность орга-низации аккумулировать экономические выгоды. Полный комплект фин. отчетности согласно МСФО 1включает: Бух/баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении д/средств, учетную политику и приложения.
2. Отчет о движении, денежных средств, его целевое назначение, техника составления и использование в Международной практике и в России.
Отчет о движении денежных средств должен показывать потоки денежных средств (поступление, направление расходования) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущая деятельность — это деятельность организации, связанная с извлечением прибыли в качестве основной цели. В процессе текущей деятельности денежные средства используются на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, на выплату заработной платы, дивидендов, процентов, на расчеты с бюджетом по налогам и сборам и др. Разница между деньгами, поступившими и израсходованными в рамках текущей деятельности, вписывается в строку «Чистые денежные средства от текущей деятельности». Если результат получится отрицательным, его нужно указать в круглых скобках.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Приток денежных средств от инвестиционной деятельности обусловлен поступлениями от продажи основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов, возвратом кредитов, предоставленных другим организациям, и др. Отток денежных средств в результате инвестиционной деятельности связан с приобретением основных средств и нематериальных активов, приобретением долей участия других организаций, предоставлением кредитов (займов). В строке «Чистые денежные средства по инвестиционной деятельности» указывается разница между денежными средствами, поступившими и израсходованными в рамках инвестиционной деятельности организации.
Инвестиционная деятельность организации обусловлена прежде всего оттоком денежных средств, необходимых для модернизации, реконструкции производства.
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций. Приток денежных средств в результате финансовой деятельности происходит за счет поступления от эмиссии акций и поступления их по ранее выданным векселям. Отток денежных средств от финансовой деятельности происходит при выплате процентов по ценным бумагам, при приобретении собственных акций, при перечислении сумм за оборудование, полученное по договору лизинга. Разница между поступившими и израсходованными по финансовой деятельности деньгами отражается по строке «Чистые денежные средства от финансовой деятельности»
По строке «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов» указывается разница между суммами, поступившими и израсходованными по всем трем видам деятельности организации. Для этого складываются значения строк «Чистые денежные средства от текущей деятельности», «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности», «Чистые денежные средства от финансовой деятельности». Строка «Остаток денежных средств на конец отчетного года» должна быть равна сумме строк «Остаток денежных средств на начало отчетного года» и «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов»
В соответствии с МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» в отчете отражаются изменения не только в наличных денежных средствах, но и в денежных эквивалентах. К денежным эквивалентам относятся краткоср. и высоколикв. инвестиции, свободно обратимые в заранее известную сумму денежных средств с незначительным риском колебаний стоимости. Инвестиции, признаваемые эквивалентами денежных средств, держат на балансе не столько для получения инвестиционного дохода либо контроля над деятельностью объекта инвестиций, сколько для обеспечения исполнения краткосрочных обязательств. К эквивалентам денежных средств относятся инвестиции с кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения.
В российской практике понятия денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о денежных средствах, учитываемых в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Отсутствует требование о раскрытии ограничений на использование отраженных в отчетности денежных средств, а также состава денежных средств.
Существуют значительные расхождения в методах подготовки информации – российские правила предусматривают только прямой метод (нарастающим итогом с начала года), а МСФО - прямой и косвенный. Прямой метод составления отчета предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т.п. Косвенный метод составления отчета дает отражение только части потока денежных средств, не включающего валовые поступления и расходы от основной производственно-хозяйственной деятельности.
Отчет о движении денежных средств обеспечивает предоставление информации, позволяющей оценить эти показатели, а также понять изменения в чистых активах компании, ее финансовую структуру (в том числе ликвидность и платежеспособность), способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов. Включение отчета о движении денежных средств в финансовую отчетность позволяет осуществить моделирование текущей стоимости будущих денежных потоков для сравнительной оценки компаний
3. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России
Сложность и ответственность задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.
I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.
II уровень системы — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.
Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.
После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.
Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 2. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»; 3. ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; 4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; 5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; 6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; 7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»; 8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»; 9. ПБУ 9/99 «Доходы организации»; 10. ПБУ 10/99 «Расходы организации; 11. ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»; 12. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»; 13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; 14. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»; 15. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; 16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; 17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; 18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; 19. ПБУ 19/02«Учет финансовых вложений»; 20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.
III уровень системы - перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.
Они конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.
Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа . в частности, включает: 1. Порядок ведения кассовых операций в РФ; 2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; 3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; 4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; 5. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли; 6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению; 7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам.
IVуровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: 1. приказ об учетной политике организации; 2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 3. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 4. формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 5. утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; 6. график документооборота и технология обработки учетной информации.
Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении предусмотрены Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180.
4. Виды отчетности предприятий: бухгалтерская, статистическая, сегментная (внешняя, внутренняя). Проблемы взаимной увязки показателей различных форм отчетности.
Представляемая организациями отчетность классифицируется по следующим признакам: 1. видам; 2. объему сведений, включаемых в отчеты; 3. назначению; 4. целям, для которых составляются отчеты; 5. периодам, охватываемым отчетностью; 6. степени обобщения данных.
По видам отчетность делится на бухгалтерскую, финансовую, управленческую, налоговую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности организации. Она составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Для составления отчетности используются также данные оперативной и статистической отчетности. Бухгалтерской (финансовой) отчетности присуща более высокая достоверность, так как ее данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением.
Финансовая отчетность представляет собой свод взаимосвязанных показателей, выраженных в денежных единицах, которые характеризуют финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, а также текстовые пояснения к этим показателям. Она представляет собой способ обобщения системных данных бухгалтерского учета, который позволяет представить полезную информацию финансового характера основным группам заинтересованных лиц.
Управленческая отчетность представляет собой комплекс показателей, выраженных в денежных и натуральных единицах, а также аналитических материалов, которые характеризуют результаты,
альтернативы и планы финансово-хозяйственной деятельности организации для целей контроля и управления организацией на любой момент времени.
Налоговая отчетность представляет собой развернутый расчет налоговой базы на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи организации.
Статистическая отчетность — это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых организациями по установленным Госкомстатом России формам в целях формирования сводной официальной статистической информации о соци-. ально-экономическом и демографическом положении страны. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического изучения. Она составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и оперативного учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по единой методике, установленной Госкомстатом России и Минфином России.
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их завершения. В ней содержатся сведения о выполнении планов поставок продукции, соблюдении договоров, финансовом положении организации.
По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее называют
Внутренняя отчетность формируется для целей оперативного и общего управления организацией.
5. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2): содержание, техника составления.
Форма Отчета о прибылях и убытках (ф. №2), рекомендуемая Мин.фин. РФ, предусматривает наличие показателей о фин. результатах деят-ти организации за отчетный период и за аналог. период прошлого года, а также о доходах и расходах, их обеспечивших. При ее заполнении следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»
1) по строке 010 «Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» показываются доходы от обычных видов деятельности организации. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка). Согласно ПБУ 9/99 выручка - это сумма поступлений денежных средств и иного имущества и (или) дебиторской задолженности. В бух. учете выручка отражается на счете 90, субсчет 1 «Выручка». Согласно ПБУ 9/99 выручка признается в бух. учете при наличии условий: организация имеет право получить эту выручку (такое право должно быть подтверждено конкретным договором или иным образом); сумма выручки может быть определена; право собственности перешло к покупателю или работа принята заказчиком.
2) По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются расходы по обычным видам деятельности организации. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг.
В бухгалтерском учете соответствующая информация формируется на счете 90, субсчёт 2 «Себестоимость продаж».
3) По строке 029 «Валовая прибыль» указывается валовая прибыль организации. Она определяется как разность между выручкой от проданных товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров.
4) По строке 030 «Коммерческие расходы» отражаются расходы, связанные со сбытом товаров, продукции, работ, услуг, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу». Эти расходы в соотв. 9 п. «ПБУ» 10/99 распредел-ся м/нереализованными и реализ. товарами, а также вкл. в себестоимость произведённой продукции. В составе комм. расходов могут быть отражены: расходы на рекламу товаров, продукции, работ, услуг; вознаграждения, уплаченные посреднически организациям; расходы на транспортировку продукции до места назначения и др.
5) По строке 040 «Управленческие расходы» показываются общехоз. расходы организации, но только в том случае, если в соответствии с учетной политикой они списываются с кредита сч. 26 «Общехоз. расходы» в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж». Если в соответствии с учетной политикой организации общехоз. расходы списываются с кредита счёта 26 «Общехоз. расходы» в дебет сч.20 «Основное производство», то они включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и отражаются по статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».
6) По строке 050 «Прибыль (убыток)от продаж» отраж. фин. результат предприятия от реализации продукции. Для расчёта этого рез-та необх. из суммы выручки от продажи (строка Выручка) вычесть сумму полной себестоимости проданных товаров, сумму комм. расходов, сумму управл. расходов.
В разделе «Прочие доходы и расходы»
1) по строкам «Проценты к получению» и«Проценты к уплате» отражаются суммы, которые организация д. получить или заплатить за предоставленные или полученные ден. средства (кредиты и займы), а также проценты по облигациям и т. п. (Сч. 51 «Расчётные счета», Сч.91 «Прочие доходы и расходы»).
2) По строке 080 «Доходы от участия в других организациях» показываются: поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ц.б.); доходы, полученные организацией от совместной деятельности.
3) В состав строки 090 «Прочие операционные доходы» вкл. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления от продажи основных средств, материалов, дебиторской задолженности и т. д.
4) По строке 100 «Прочие операционные расходы» отражаются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и др.
К внереализационным доходам организации, которые показываются по строке 120 «Внереализ. доходы», согласно ПБУ 9/99 относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков и др.
Внереализационными расходами. которые отражаются по строке 130 «Внереализ. расходы», согласно ПБУ 10/99 являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году и др.
В бух.учете операционные и внереализационные виды доходов и расходов учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Раздел «Прибыль (убыток) до налогообложения» согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» вкл. в себя отложенные налоговые активы, налог. обязательства и текущий налог на прибыль. Здесь отражается фин. результат деятельности предприятия за отч. налог. период, кот. м. рассчитать: строка прибыль(убыток) от продаж + строка «%% к получению» – строка «%% к уплате» + строка Доходы от участия в других организациях + строка Прочие операционные доходы – строка Прочие операционные расходы + строка внереализационные доходы – Внереализационные расходы.
По строке 141 «Отложенные налоговые активы» отражаются отложенные налоговые активы организации за налоговый период. В бух учете информация формируется на счете 09 «Отложенные налоговые активы».
Строка 142 «Отложенные налоговые обязательства» предназначена для отражения сумм отложенных налоговых обязательств предприятия за отчетный период. Налоговые обязательства, как и отложенные налоговые активы, увеличивают сумму прибыли предприятия. В бух. учете информация формируется на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Составляем годовой отчет с Консультант Плюс
Бухгалтерская отчетность - что такое и чем регулируется?Бухгалтерская отчетность - это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства". Это определение содержится в Федеральном законе России "О бухгалтерском учете".
Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.
Законом 402-ФЗ о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность должна быть.В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично - Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО.
В практическом плане бухгалтерская отчетность - это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям - коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.
Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП). то они не обязаны сдавать бухгалтерские отчеты, как не обязаны вести бухучет. Их основная задача - налоговый учет и отчетность. Также есть предприятия, к которым установлены упрощенные требования по ведению учета и сдаче отчетности по бухгалтерии. Ниже мы также рассмотрим все эти аспекты.
Документы:"О бухгалтерском учете"
Кто обязан вести бухучет и сдавать отчетность?Бухгалтерская отчетность - это результат бухгалтерского учета организации. Таким образом, бухгалтерскую отчетность обязаны формировать и сдавать все те субъекты предпринимательства, которые по законодательству должны вести бухгалтерский учет. А обязанность эта закреплена в Законе "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ (статья 6).
По умолчанию вести бухгалтерский учет обязаны все субъекты предпринимательства. Но есть несколько исключений.
Так, освобождены от ведения бухучета.Подробнее об упрощенном ведении учета и сдаче отчетности читайте в соответствующем разделе данного справочного материала.
Обязанность сдавать отчетность также закреплена в Налоговом кодексе РФ (статья 23), где сказано, что налогоплательщики обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС по месту нахождения организации.
Документы:"О бухгалтерском учете"
Главные правила бухгалтерской отчетности Есть несколько базовых правил, которым должен соответствовать бухгалтерский отчет. Их можно найти в нескольких нормативных документах: Законе 402-ФЗ, ПБУ, Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (им установлены формы отчетности). Это:"О бухгалтерском учете"
"О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)
(ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
Состав годовой бухгалтерской отчетности 2015 Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих компаний должна включать:Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Внимание! Для страховых и кредитных организаций установлены свои формы отчетности. Подробнее о них - см. в соответствующих пунктах данного справочного материала.
Документы:"О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)
Сроки сдачи годовой отчетностиСтатья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2015 году этот день выпадает на четверг, так что никакого переноса срока не будет.
Поскольку сдавать отчет можно разными способами, то встает вопрос, как именно будет считаться дата сдачи отчета:ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.
Документы: ПБУ и МСФОПБУ и МСФО - это стандарты бухгалтерского учета. В чем отличие?
ПБУ - это аббревиатура для "Положения о бухгалтерском учете". Это стандарты бухгалтерского учета России, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. ПБУ - это внутренние документы России, они принимаются Минфином РФ и действуют для коммерческих небанковских организаций (для банков и кредитных организаций используются положения, принимаемые Центробанком РФ).
Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.
МСФО (IFRS) - аббревиатура для "Международных стандартов финансовой отчетности". Эти стандарты принимает организация "Совет по Международным стандартам финансовой отчётности" (IASB), расположенная в Великобритании.
МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.
В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.
Документы:(ред. от 24.03.2000) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.1998 N 1570)
Утратил силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года (Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н).
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 N 20336)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 N 19691)
(ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 N 18008) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2010 N 19171)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ" (ПБУ 11/2008)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2008 N 11749)
(ред. от 20.12.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПБУ 8/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.2001 N 3138) Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н, вступившего в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА" (ПБУ 2/2008)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2008 N 12717)
(ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12523) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011)
(ред. от 27.04.2012) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ" ПБУ 1/94" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.1994 N 658) Утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.
(ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ И ЗАТРАТ ПО ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ" (ПБУ 15/01)" (ред. от 27.11.2006)
(ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788)
(ред. от 18.09.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000"
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ" (ПБУ 12/2000)" Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.12.2010 N 169н, вступающего в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.
(ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ" ПБУ 11/2000" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2000 N 2215)
(ред. от 20.12.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ" (ПБУ 7/98)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1674)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000" Документ утратил силу с момента вступления в силу Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 18.01.2007 N 5н.
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ) НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО" ПБУ 2/94"
(ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 N 2806)
(ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689)
(ред. от 30.12.1999) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673)
(ред. от 27.11.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ" ПБУ 14/2000"
(ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
(ред. от 18.09.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПБУ 20/03" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2004 N 5457)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ" ПБУ 19/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2002 N 4085)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2002 N 4022)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2002 N 3655)
"О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22501)
Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организацийВсе эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.
Документы:"О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)
Подпись руководителя на годовой бухгалтерской отчетности организации обязательна.
С мая 2015 года Минфин исключил подпись главного бухгалтера на отчете (ранее она также ставилась в обязательном порядке).
Документы:"О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2015 N 37103)
Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядкеЗакон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке.
По упрощенной схеме могут вести учет:Критерии отнесения компаний к малым предприятиям указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные: численность сотрудников - не более 250 человек, годовой доход - не более 2 000 000 000 рублей, доля участия других юрлиц в уставном капитале (есть несколько вариантов).
Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.
Что касается собственно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, то все они перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015. Это:На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.
Бухгалтерский отчет некоммерческих организацийУпрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.
Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).
Форма, по которой НКО составляют этот отчет, может быть двух типов:Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).
Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и "упрощенцы".
Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Документы:"О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023)
"О бухгалтерском учете"
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Бухгалтерская отчетность бюджетных организацийОтчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того - для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.
Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом - Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.
Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:(ред. от 26.08.2015) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 N 20558)
Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организацийБухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций - особенная. Она регулируется нормативными документами Банка России. Основополагающими документами являются "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П) и Указание Банка России от 04.09.2013 № 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.
Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.
Документы:(утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) (ред. от 10.11.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2012 N 25350)
"О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 N 15615)
(ред. от 30.11.2014) "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30303)
Аудит бухгалтерской отчетности В ряде случаев законом установлено, что организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Список случаев, когда это обязательно, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В частности, аудит обязателен:Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.
Документы:"Об аудиторской деятельности"
ИнвентаризацияПеред составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию. Это обязательство распространяется на все компании вне зависимости от их режима налогообложения или организационно-правовой формы. Задача инвентаризации - обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Для этого в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации.
Такая инвентаризация - плановая. Для ее проведения руководитель должен утвердить положение об инвентаризации. Сроки проведения такой инвентаризации - с 1 января по 31 декабря отчетного года.
Годовая инвентаризация проводится по всем активам и обязательствам компании, проверка - сплошная.
Есть и другие причины проведения инвентаризации, внеплановые. Они установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Федеральным законом 402-ФЗ и ПБУ 4/99). Это:Подробнее об этих этапах можно прочитать в "Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2015" системы Консультант Плюс.
Документы:"О бухгалтерском учете"
(ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
(ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
Составляем годовой отчет с Консультант ПлюсРазработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал "Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности". Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.
Уникальный инструмент, заложенный в этом материале, - раздел "Взаимоувязка показателей" поможет еще раз проверить свой готовый отчет на корректность деталей.