Руководства, Инструкции, Бланки

руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет img-1

руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет

Рейтинг: 4.9/5.0 (1831 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция

Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства?

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Кроме федеральной инспекции труда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют следующие органы:

1. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда – соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

2. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

3. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008 № 313-ФЗ). Ст. 353–355

На каком основании профсоюзные инспекторы труда проводят проверки образовательных учреждений? Каковы при этом их полномочия?

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, профсоюзы имеют право контролировать соблюдение образовательным учреждением трудового законодательства, выполнение условий коллективных договоров, соглашений и т. п.

Для осуществления такого контроля профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются соответствующими полномочиями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке вправе беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза.

При этом профсоюзные инспекторы труда имеют право: контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, профсоюзные инспекторы могут защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве, а также предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Еще одно важное полномочие профсоюзного инспектора – обращение в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008 № 313-ФЗ). Ст. 370

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах" >>

Другие статьи

114 Принципы деятельности, полномочия задачи Федеральной инспекции труда

114 Принципы деятельности, полномочия задачи Федеральной инспекции труда

Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми

актами Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда (принципы деятельности, основные задачи, основные полномочия)

Федеральная инспекция труда (принципы деятельности, основные задачи, основные полномочия)

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Правительством РФ. Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:
  1. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  2. обеспечение соблюдения работодателями положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Полномочия. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности; анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению; осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях; реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Проверка является одной из форм контроля и назначается либо проводится Федеральной инспекцией труда в отношении организаций, обязанных соблюдать трудовое законодательство.

Обследование - действия со стороны должностных лиц Федеральной инспекции труда по выявлению нарушений трудового законодательства и прав работника.

Институт экономики и права Ивана Кушнира

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА - это

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА это:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в трудовой сфере (государственных инспекций труда в субъектах РФ).

Основные полномочия Федеральной инспекции труда (ФИТ) установлены в ст. 356 ТК РФ. В своей деятельности ФИТ руководствуется Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 и Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324. Руководство деятельностью ФИТ осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Полномочия и порядок работы входящих в систему ФИТ государственных инспекций труда в субъектах РФ конкретизированы в Положениях о государственной инспекции труда в субъекте РФ (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), утверждаемых в установленном порядке приказами руководителя Федеральной службы по труду и занятости — главного государственного инспектора труда РФ.

Основными задачами ФИТ являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные УТ;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих пункты трудового права.

ФИТ в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия :

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях ;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;

осуществляет контроль и надзор за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;

осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве ;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и к безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и др. организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ.

В соответствии со ст. 365 ТК РФ ФИТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с др. специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, др. организациями.

Российская энциклопедия по охране труда. — М. НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007 .

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА" в других словарях:

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих… … Официальная терминология

Федеральная Инспекция Труда (Рострудинспекция) — орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда, созданный при Министерстве труда и социального развития РФ, Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев,… … Словарь бизнес-терминов

Федеральная инспекция труда (государственная инспекция труда) — орган федерального государственного межотраслевого надзора в сфере труда общей компетенции. Реализует полномочия государства по защите прав работников в социально трудовых отношениях. Это единая централизованная система, состоящая из федерального … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (РОСТРУДИНСПЕКЦИЯ) — орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда, созданный при Министерстве труда и социального развития РФ, Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев,… … Энциклопедия трудового права

Государственная инспекция труда в Московской области — Тип Федеральный орган власти Год основания В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.05.1994 года № 850 Расположение 115582, г.Москва, ул.Домодедовская, 24 3 … Википедия

Охрана труда — Охрана труда  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… … Википедия

Надзор И Контроль За Соблюдением Законов И Иных Нормативных Правовых Актов О Труде И Охране Труда — функция, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами, а также общественными организациями в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда. В соответствии со ст.244 КЗоТ государственный надзор и контроль в… … Словарь бизнес-терминов

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА — функция, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами, а также общественными организациями в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда. В соответствии со ст.244 КЗоТ государственный надзор и контроль в… … Энциклопедия трудового права

Дела об административных правонарушениях, рассматриваемые федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда — федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда; нарушение… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

Постановление Правительства РФ от N 78 - О федеральной инспекции труда - (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Положение
о федеральной инспекции труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ. функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг - Федеральной службе по труду и занятости. правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков - Федеральной службе по финансовым рынкам. функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом - Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию

1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда.

Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции:

1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;

5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

9. Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

ГАРАНТ:

См. Положение о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда, утвержденное приказом Минтруда РФ от 26 марта 2001 г. N 42

Изменения,
которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)

Информация об изменениях:

Утверждаются Положение о федеральной инспекции труда и изменения, которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Определяется, что Федеральная инспекция труда есть единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда за всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Положением о федеральной инспекции труда определяются ее структура, права, и функции. В Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве вводятся изменения, связанные с созданием Федеральной инспекции труда.

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 февраля 2000 г. N 29, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 6, ст. 760, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г. N 2

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 11 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 5

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Статья 354 ТК РФ

Статья 354 ТК РФ. Федеральная инспекция труда

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 354 ТК РФ. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Вернуться к оглавлению. Трудовой кодекс РФ в действующей (последней) редакции


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.

Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности и задачи

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ).
Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:
¦ обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
¦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
¦ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
¦ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Задачи Федеральной инспекции труда сформулированы также в ст. 355 ТК РФ.

23.3. Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности и задачи - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Правовое положение государственной инспекции труда - ЮРКОМ 74

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти. уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов :

  • уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина ;
  • законности;
  • объективности;
  • независимости;
  • гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия федеральной инспекции труда В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
  • осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет соответствующую информацию в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • ведет прием и рассматривает заявления. письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.