Руководства, Инструкции, Бланки

образец положение о подвижном характере работы img-1

образец положение о подвижном характере работы

Рейтинг: 4.2/5.0 (1836 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о разъездном характере работы

Положение о разъездном характере работы

1.1. Положение о разъездном характере работы (далее – Положение) является локальным нормативным актом общества с ограниченной ответственностью «Альфа» (далее – Общество или Работодатель), разработанным и принятым в соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. 8, 166, 168.1 ТК РФ).

1.2. Разъездной характер работы устанавливается сотрудникам, регулярно выполняющим должностные обязанности за пределами организации. Перечень работ, профессий и должностей таких сотрудников устанавливается приказом генерального директора.

1.3. Сотрудникам, имеющим разъездной характер работы, гарантируется сохранение места работы (должности) и заработка, а также возмещение расходов, связанных с разъездным характером работы:

– расходы на проезд;

– расходы по найму жилого помещения;

– компенсация за разъездной характер работы в размере, устанавливаемом приказом генерального директора;

– иные расходы, произведенные сотрудником с разрешения или ведома Общества.

1.4. На сотрудника, имеющего разъездной характер работы, распространяется общий режим рабочего времени и времени отдыха, установленный в Обществе.

1.5. Если сотрудник, имеющий разъездной характер работы, направляется в поездку в выходной или праздничный день либо был специально направлен для работы в выходной или праздничный день, ему предоставляется другой день отдыха.

1.6. Сотрудник, имеющий разъездной характер работы, может быть направлен в служебную командировку (в т. ч. зарубежную), если цель командировки прямо не связана с его основной трудовой функцией (например, участие в совещании, обмен опытом и т. п.).

2. Сотрудники, постоянная работа которых имеет разъездной характер

2.1. Перечень должностей и профессий сотрудников Общества, постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается приказом генерального директора.

2.2. Разъездной характер работы может быть установлен сотруднику как при его приеме на работу на должность (по профессии), установленную приказом генерального директора, так и в процессе работы у Работодателя при переводе сотрудника на такую должность (профессию).

2.3. Условия, определяющие разъездной характер работы конкретного сотрудника, подлежат обязательному включению в трудовой договор.

2.4. Если при заключении (изменении) трудового договора с сотрудником, занимающим предусмотренную приказом генерального директора должность (профессию), в трудовой договор не были включены условия о разъездном характере работы, то его содержание должно быть дополнено необходимыми условиями соглашением сторон, заключаемым в письменной форме и являющимся неотъемлемой частью трудового договора.

2.5. Отсутствие в трудовом договоре с сотрудником, занимающим должность (выполняющим работу по профессии), указанную в приказе генерального директора, условий о разъездном характере работы не освобождает работодателя от предоставления сотруднику гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Положением, при направлении сотрудника в служебную поездку.

2.6. На работу, предусмотренную приказом генерального директора, не могут быть приняты (переведены) лица, которым разъездной характер работы противопоказан в соответствии с медицинским заключением.

2.7. В случае выявления у сотрудника, постоянная работа которого имеет разъездной характер, в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения указанной работы сотрудник подлежит отстранению от работы, обусловленной трудовым договором, и переводу на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе сотрудника от перевода либо отсутствия у Работодателя соответствующей работы трудовой договор с сотрудником подлежит прекращению в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

3. Порядок компенсации расходов, связанных с разъездным характером работы

3.1. Сотруднику, имеющему разъездной характер работы, ежемесячно выдается маршрутный лист, форма которого определяется отдельным приказом генерального директора.

Регистрация и выдача маршрутных листов осуществляется отделом кадров.

3.2. Сотруднику, имеющему разъездной характер работы, перед поездкой выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения, и компенсация.

3.3. Для окончательного расчета надлежаще оформленный маршрутный лист сотрудник обязан сдать в бухгалтерию не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. К маршрутному листу сотрудник прилагает соответствующие проездные документы, квитанции по оплате гостиниц, жилых помещений и иные расходы.

3.4. Компенсация за разъездной характер работы выплачивается в соответствии с маршрутным листом сотрудника (за каждый день нахождения в разъездах).

3.5. Расходы по найму жилого помещения возмещаются сотруднику, имеющему разъездной характер работы, со дня его прибытия и по день выезда в размере фактических затрат. В пределах норм подлежат возмещению также затраты сотрудника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах. Расходы по найму жилого помещения за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, возмещаются в размерах, предусмотренных настоящим пунктом.

3.6. Расходы по проезду к месту работы и обратно к месту постоянной работы возмещаются сотруднику, имеющему разъездной характер работы, в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая дополнительные услуги: сервисные сборы, плату за пользование постельными принадлежностями. Сотруднику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

3.7. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, имеющего разъездной характер работы, ему на общем основании выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за период болезни, подтвержденный листком нетрудоспособности, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда сотрудник находится на стационарном лечении) и выплачивается компенсация в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к работе или вернуться к месту своего постоянного места жительства, но не свыше двух месяцев.

4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно.

4.2. Настоящее Положение применяется к трудовым отношениям, возникшим до вступления его в действие.

Видео

Другие статьи

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ( разъездная работа, подвижной характер работы, работа, осуществляемая в пути ) и место рабо

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Трудовое право Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ("разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути") и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ("разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути") и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа водителя, занятого на регулярных междугородных перевозках, носит характер осуществляемой в пути. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 57 и частью второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором. Законодательного определения понятий "разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути" нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает.
В отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, примечание к п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места, но есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников и т.п.
В рассматриваемой ситуации работа водителя заключается в управлении движущимся транспортным средством и перевозке грузов на дальние расстояния, в результате чего он не имеет возможность ежедневного возвращения к месту жительства, поэтому его работа носит характер осуществляемой в пути. Аналогичное положение содержится в приложении N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков", где водители грузовых автомобилей, работающие на регулярных междугородных перевозках, отнесены к работникам, постоянная работа которых протекает в пути.
Что касается условия трудового договора о месте работы, то согласно абзацу второму части второй ст. 57 ТК РФ оно является одним из обязательных для включения в трудовой договор. Также частью четвертой ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в том числе и об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте.
Из чего следует, что уточнение места работы до его конкретного местонахождения является правом, а не обязанностью сторон. В общем же случае трудовой договор в качестве условия о месте работы должен содержать лишь условие о местности (определенный населенный пункт в соответствии с утвержденным административно-территориальным делением), в которой находится работодатель.
Также трудовое законодательство различает понятия "рабочее место" и "место работы". Рабочее место - это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации, то есть где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая ст. 209 ТК РФ). То есть транспортное средство является рабочим местом водителя.
При этом, как указывалось выше, обязательным для включения в трудовой договор является лишь условие о месте работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, указывать в трудовом договоре марку, регистрационный номер автомобиля не требуется. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

20 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разъездной характер работы

Разъездной характер работы

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12

Согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути), подлежат обязательному включению в трудовой договор. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение работы, имеющей разъездной характер. Кто же такие "разъездные работники"? Курьеры? Водители? Или, может, экспедиторы? Попробуем разобраться.

Признаки разъездного характера

Как известно, служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Сразу же напомним определение служебной командировки. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Теперь рассмотрим те нормативно-правовые акты, где приведена хоть какая-то характеристика разъездной работы. Так, согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утв. Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3) разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Теперь обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87. В нем указано, что подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. При этом разъездной характер работ устанавливают сотрудникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
Среди специалистов бытует и такое определение разъездной работы: это работа, выполнение которой связано с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам либо от одного населенного пункта к другому.
С точки зрения чиновников, работа в следующих должностях и отраслях может носить разъездной либо подвижной характер:
- некоторые работники эксплуатационных предприятий и организаций связи (Перечень должностей, профессий и категорий работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы, утвержденный Приказом Минсвязи СССР от 14.02.1961 N 88);
- некоторые работники речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог (Перечни профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579);
- экспедиторы; работники, занятые на техобслуживании и ремонте автотранспортных средств на линии; работники, непосредственно занятые организацией и контролем за работой транспорта на строительных объектах (Перечень профессий, должностей и категорий работников автомобильного и железнодорожного транспорта, занятых в строительно-монтажных организациях Министерства энергетики и электрификации СССР, которым выплачиваются надбавки за разъездной характер работы и за служебные поездки в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.10.1988 N 554/25-39);
- экипажи судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности (Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2007 N Ф03-А24/07-2/1487, ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 N А42-2218/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2006 N Ф08-801/2006-351А);
- менеджеры-экспедиторы (Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2006 N КА-А40/9961-06, 22.09.2006 N КА-А40/9065-06).
Учтите, что разовые поездки сотрудников к разъездному характеру работы не имеют никакого отношения. Например, поездки водителей грузовых автомобилей, которые не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, следует рассматривать как служебные командировки (Письмо Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168).
Получается, что отличие разъездной работы от командировок в следующем: разъездная работа непосредственно входит в составную часть трудовой функции работника.
На основании сказанного определим, что разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок. Таким образом, "разъездными" работниками являются курьеры, снабженцы, торговые агенты, почтальоны и т.д.
К работе, осуществляемой в пути, относится работа, выполняемая при движении транспортного средства. Работниками "в пути" считаются, например, проводники, экспедиторы, кондукторы.
Подвижной характер работы связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. Поэтому "подвижными" работниками можно назвать лесозаготовителей, строителей, монтажников и т.д.

Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса РФ конкретный перечень работ, профессий, должностей разъездных работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (см. пример 1). На наш взгляд, лучше всего закрепить этот перечень в приказе, поскольку внести изменения в тот же коллективный договор гораздо сложнее.

Общество с ограниченной ответственностью "КУРЬЕР"
ООО "КУРЬЕР"

Об утверждении перечня должностей работников, постоянная работа которых имеет развернутый характер или протекает в пути.

Во исполнение положений ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер, считать:
- курьера.
2. Работниками, постоянная работа которых протекает в пути, считать:
- экспедитора по перевозке грузов.

Генеральный директор Аношкин С.В. Аношкин

Учтите, что на разъездной характер служебной деятельности работника должно быть указание и в его должностной инструкции (либо в приложении к трудовому договору, содержащем перечень должностных обязанностей работника). Такой вывод сделали чиновники в Письме ФНС России от 18.05.2005 N 04-2-03/67.

Судебно-арбитражная практика. Для арбитров Московского округа подтверждением разъездного характера деятельности сотрудников УП "Мосгортепло" послужили должностные инструкции указанных лиц. Представители организации отметили, что деятельность, которую осуществляет теплоснабжающее предприятие, предполагает большое количество поездок работников в пределах города для заключения договоров теплоснабжения, снятия показаний счетчиков, мелкого ремонта тепло- и электросетей, что и было зафиксировано в должностных инструкциях работников (Постановление ФАС от 02.02.2006 N КА-А41/14222-05).

Подведем небольшой итог сказанному. Итак, если в организации работают "разъездные" сотрудники, то при проверке трудовые и налоговые инспекторы могут потребовать:
- трудовой договор, где указано на разъездной характер работы;
- должностные инструкции, в которых прописаны обязанности сотрудника, связанные со служебными поездками;
- приказ, где закреплен перечень "разъездных" работников;
- коллективный договор или положение о поездках работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, где утверждены конкретные размеры и порядок возмещения затрат, связанных со служебными поездками.

Для некоторых категорий работников Трудовой кодекс предполагает некие гарантии и компенсации, связанные с "нестандартными" условиями их работы. Поскольку "разъездных" работников по праву можно отнести к таким "особым" категориям, для них существует два вида компенсационных выплат (см. схему).

Первые - это выплаты, связанные с особыми условиями труда, которые являются элементами оплаты труда (ст. 129 ТК РФ).
Второй вид компенсаций - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
Рассмотрим их подробнее.

Еще в 2004 г. Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 был отменен единственный нормативный акт, регулирующий порядок выплаты и размер надбавок за подвижной и разъездной характер работы. Речь идет о Постановлении от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации".
В настоящее время размеры надбавок зависят исключительно от "щедрости" руководства организации. Правда, при установлении "разъездных" доплат работодателям, не отказавшимся от присоединения к отраслевому соглашению, придется еще учесть и его положения (ст. ст. 8, 45 и 48 ТК РФ).

Перечень Отраслевых соглашений, в которых прописаны
положения о доплатах и надбавках за разъездной характер
работы


Старцев
Ответственное лицо: ------------- В.И. Старцев

Милохов 16.12.2008
Проверил: Начальник отдела N 2 ------------- С.А. Милохов ----------

Нередки случаи, когда работникам вменяется заполнение отчетов о служебных поездках. Все эти документы организация разрабатывает самостоятельно с учетом своих потребностей.

Справка. Учтите, что документы, для которых не предусмотрена унифицированная форма, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"):
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.

Для учета денежных средств, связанных со служебными поездками, достаточно составить авансовый отчет по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55. Далее этот отчет проверяется в бухгалтерии и утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. При этом остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации, а перерасход выдается подотчетному лицу.

Справка. Не забывайте, что компенсация расходов сотрудников, чья работа носит разъездной характер, не может быть произведена на основании командировочного удостоверения (Письмо Минфина России от 25.10.2007 N 03-03-06/1/735). Ведь, как мы уже писали, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

С.С.Полятков
Главный бухгалтер
ЗАО "Инс-ТРЕЙД"
Подписано в печать
28.11.2008

Оглавление:
Признаки разъездного характера
Оформляем документы
Компенсационные выплаты
Надбавки
Возмещаемые расходы
Порядок возмещения

Источник публикации
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12
Название документа
Статья: "Разъездные" проблемы
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12)
Номер в ИБ
120599

Если работник всегда в разъездах

Если работник всегда в разъездах

Практически в каждом учреждении есть сотрудники, которые основную часть своего рабочего времени проводят в разъездах, – это не только водители, но и, например, инспекторы контролирующих органов, которые выезжают в другие организации для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В чем особенность такого режима работы? Нужно ли оформлять командировки для кратковременных разъездов по городу? Какие гарантии и компенсации полагаются в связи с таким режимом работы? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.

Виды разъездной работы

В статье 168.1 ТК РФвыделены виды работы, при которых сотрудники постоянно не находятся на своих рабочих местах, а вынуждены перемещаться, в частности:

  • работа в полевых условиях;
  • работа в экспедиционных условиях;
  • работа в пути;
  • работа разъездного характера.

К сожалению, сам Трудовой кодекс никак не определяет данные виды работ, поэтому придется обратиться к иным нормативным актам. Так, в силу ранее действующего Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах. полевыми считаются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Про экспедиционные работы можно узнать из гл. 41 ГК РФ. Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правил транспортно-экспедиционной деятельности. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 №554. Проанализировав данные нормативные акты, можно сказать, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.

Для определения понятия работы в пути обратимся к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 №579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков». согласно которому это работа, выполняемая при движении транспортного средства. В силу названного постановления обычно работу в пути осуществляют кондукторы, водители, контролеры пассажирского транспорта, лоцманы и пр.

Характеристика работ разъездного характера приведена в приказах МЧС РФ от 10.01.2008 №3 и МВД РФ от 05.10.2006 №780 . В частности, разъездным считается режим работы, при котором работник осуществляет регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков) при возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

Отличие работ разъездного характера от командировки

Как видим, из определений видов разъездной работы четкие критерии отнесения к работе в пути или полевым работам выделить нельзя. И может получиться так, что одна и та же работа подпадет под несколько определений, например, работа водителя может быть в пути, носить разъездной или экспедиционный характер. Но это не страшно – главное не перепутать разъездную работу со служебными командировками.

Определение служебной командировки дано в ст. 166 ТК РФ – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Обращено внимание на то, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Есть отдельное Положение об особенностях направления работников в служебные командировки. утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749. При этом ст. 167 ТК РФ командированному работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, – по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 №729 . распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

Порядок оформления командировок установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки и Постановлением №1 . Для этого работодатели используют:

  • приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а);
  • служебное задание (унифицированная форма Т-10а);
  • командировочное удостоверение (Т-10).

То есть командировка носит эпизодический характер, а направление в служебные поездки осуществляется по мере необходимости, в то время как разъезды сотрудников выполняются регулярно и являются частью их трудовой функции.

Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259 , можно только с их письменного согласия.

Кроме этого, согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. То есть если работник будет постоянно находиться в пути, об этом обязательно нужно сделать оговорку в трудовом договоре. А вот с командировками все гораздо проще – законодатель не обязывает предусматривать возможность направления в такие служебные поездки в трудовом договоре.

Заметим, что работник с разъездным характером работы, как и другие сотрудники, может направляться в командировки. Например, Минфин в Письмеот 01.06.2005 № 03-05-01-04/168 указал, что если поездки водителей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Однако в этом же письме ведомство обратило внимание на особенность междугородных перевозок: если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Водителям грузовых автомобилей в таких случаях выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути .

Помните: если в трудовом договоре с водителем установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет служебной командировкой. Соответственно, работодателю необходимо будет оформить служебное задание, приказ и другие документы.

Оформляем документы при разъездном характере работы

Первым делом следует сказать, что согласно требованиям ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей сотрудников, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, а также работающих в полевых условиях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Мы рекомендуем делать это приказом, так как в коллективный договор изменения (в случае чего) внести гораздо сложнее.

Муниципальное казенное учреждение

администрации сельского поселения Приполярный»

18.03.2014 п. Приполярный

об утверждении перечня должностей работников,

постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

– рабочий по обслуживанию зданий и сооружений.

Директор Парамонов И. П. Парамонов

Повторим, что в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре. Если решение об установлении разъездного характера работы конкретному работнику будет принято в течение трудовой деятельности, необходимо заключить с ним об этом дополнительное соглашение к трудовому договору.

Помимо перечня должностей, профессий и работ лиц, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, рекомендуем разработать локальный нормативный акт, например Положение о разъездном характере работ, в котором прописать понятие этих работ, установить компенсационные выплаты, определить формы документов, которыми будут подтверждаться разъезды, а также порядок осуществления расчетов с сотрудником. Такое положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

Поскольку документооборот при разъездном характере работ работодатель разрабатывает и утверждает самостоятельно, рекомендуем воспользоваться формами из Постановления №1. например, на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

Водителям выдается путевой лист, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78 (в зависимости от типа автомобиля различаются формы). А организации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта должны в работе использовать Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Путевые листы регистрируются в журнале, форма которого утверждена названным постановлением и хранится в организации не менее пяти лет.

Маршрутный или путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца, и сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т. д.).

Вопрос о заполнении табеля учета рабочего времени в отношении лиц, работающих в пути или имеющих разъездной, экспедиционный характер работы, до сих пор остается открытым. Полагаем, что если работа носит разъездной характер и сотруднику установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле рабочее время следует отмечать кодом «Я», так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте.

Компенсации за разъездной режим работы

На основании ст. 168.1 ТК РФ лицам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Могут они устанавливаться и трудовым договором.

Определяя конкретные размеры доплат, обращайте внимание на действующие отраслевые соглашения и помните, что доплаты не могут быть ниже, чем сказано в нормативных актах. Например, в силу Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 – 2016 годы за подвижной характер работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области производится доплата 40%, в других районах страны – 30% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. А в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, – до 20% тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц – до 15% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

А вот в финансируемых из федерального бюджета подведомственных Росморречфлоту учреждениях в сфере внутреннего водного транспорта возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных работникам плавсостава, привлекаемым с места постоянного жительства к месту отстоя судов для выполнения ремонтных работ, а также работ по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянного жительства, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 – 2016 годы. утвержденное Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 04.07.2013).

В организациях, которые не приняли участие в подписании каких-либо соглашений и не присоединились к ним либо на которые не распространяют свое действие нормативные правовые акты РФ или субъектов РФ, надбавки устанавливает работодатель.

Подводя итог, заметим, что сотрудники, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, в полевых условиях, выполняют свои обязанности в особых условиях. За это трудовым законодательством им предусмотрены определенные надбавки и компенсации. А вот для установления конкретных размеров компенсаций, перечня должностей работников с таким режимом работы и форм документов, позволяющих вести учет поездок сотрудников, работодатель разрабатывает отдельное Положение самостоятельно с учетом действующих нормативных актов и отраслевых соглашений.

  1. Утверждено Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1994 № 56.
  2. «Об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
  3. «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации».
  4. «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
  5. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  6. Утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 12.11.2013.

эксперт журнала «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»