Руководства, Инструкции, Бланки

образцы бланков документов утверждаются руководителем посредством img-1

образцы бланков документов утверждаются руководителем посредством

Рейтинг: 4.1/5.0 (1831 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец локального нормативного акта организации - Организация деятельности - Каталог образцов - Образец документа

Разработка локальных нормативных актов

Разработка локальных нормативных актов (ЛНА)

(правил, положений, инструкций)

В Вашей организации нет локальных нормативных актов?

Закажите у нас их разработку!

Хотите чтобы Ваши работники работали по Вашим правилам?

Закажите у нас их разработку!

Если Вам нужны готовые схемы, шаблоны, примеры и образцы локальных нормативных актов для самостоятельной их разработки, приглашаем на семинар "Локальные нормативные акты организации. Регламентирование трудовых отношений" .

Каждая компания должна иметь определенный набор правил, положений и инструкций, необходимых для эффективного ее функционирования. Они нужны для того, чтобы перевести управление персоналом на автоматический" режим. Да и проверяющие органы (прокуратура и трудовая инспекция) при проверке их запрашивают в первую очередь. Так как для проверяющих недостаточно, чтобы в организации фактически соблюдались трудовые права работников. Необходимо, чтобы это было документально оформлено. При этом обращают внимание не только на содержание трудовых актов, но и на грамотное их оформление.

Локальные нормативные акты (правила, положения, инструкции) определяют общие принципы работы организации, устанавливают режим труда и отдыха работников, должностные функции работников, систему оплаты труда и оценки персонала, основные права и обязанности сторон трудового договора.

Разрабатываются ЛНА в соответствии с действующим трудовым законодательством, с учетом специфики и особенностей организации. При этом работодатель должен использовать возможности своих полномочий в полной мере, но не превышать их пределы.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников, по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению.

Первая сложность в разработке локальных нормативных актов состоит в том, что единого списка локальных нормативных актов в законодательстве не существует. Указания на тот или иной локальный нормативный акт разбросаны по различным статьям трудового законодательства.

Перечень локальных нормативных актов

1) обязательные локальные нормативные акты (названные в трудовом законодательстве)

1. Коллективный договор

2. Структура и штатное расписание

3. Правила внутреннего трудового распорядка

4. Положение об оплате труда

5. Положение о конфиденциальной информации (коммерческой тайне)

6. Положение о защите персональных данных

7. Должностные инструкции

8. График предоставления отпусков

9. Антикоррупционная политика

10. Кодекс этики и служебного поведения

11. Положение о служебных командировках.

2) локальные нормативные акты рекомендательного характера (не названы в законодательстве, но необходимы в управлении)

1. Положение о структурных подразделениях.

2. Положение о поощрении персонала.

3. Положение об отпусках.

4. Положение об адаптации персонала.

5. Положение об аттестации персонала.

6. Положение о персонале.

7. Положение об организации обучения и повышении квалификации персонала.

3) документы, необходимые для организации кадрового делопроизводства:

1. Инструкция по ведению кадрового делопроизводства.

2. Табель форм первичных учетных документов по личному составу.

3. Регистрационные книги (журналы).

Однако не достаточно просто иметь документы по указанному списку. Важное условие - каждый документ должен обладать юридической силой. То есть его содержание, механизм разработки и утверждения не должны противоречить закону, а при оформлении все необходимые реквизиты должны быть в наличии.

Иными словами, принимая локальный нормативный акт, руководитель организации должен быть озадачен его содержанием, формой и процедурой принятия. Без специальной подготовки решить эти вопросы бывает достаточно сложно. Так как на практике зачастую приходится сталкиваться с различными проблемами, нюансами и подводными камнями.

Мы являемся специалистами в трудовых отношениях и готовы оказать Вам содействие в разработке локальных нормативных актов. Мы гарантируем качественную разработку документов в кратчайшие сроки.

Так же предлагаем провести кадровый аудит и проверить насколько правила, положения и инструкции компании соответствуют современным требованиям к локальным нормативным актам.

Заказать разработку локальных нормативных актов Вы можете по телефону. (343) 382-48-49, +7 (932) 61-27-929, пишите на e-mail: ponomarevconsalt@yandex.ru

Узнать больше об услуге кадровый аудит можно здесь.

Локальные нормативные акты организации

Трудовой год позади, скоро для большинства закончатся новогодние каникулы и мы с новыми силами приступим к работе. В бухгалтерии кипит работа по подготовке годовой отчетности, а затем следом и отчетность за первый квартал 2012 года. А в кадрах организации тоже не спокойно. Необходимо подготовить все необходимые приказы, просмотреть сроки трудовых договоров со срочниками и руководителями организации, пролистать локальные нормативные акты, может быть они требуют внесения изменения или корректировки, а возможно и необходимо разработать новые.

Трудовое законодательство предоставляет работодателям (организациям и индивидуальным предпринимателям) право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Локальный нормативный акт - это фактически "закон", действующий в рамках конкретной организации. Такой документ обязателен для всех работников организации, если в самом локальном акте не установлено иное.

Теперь надо определиться, какие именно документы относятся к локальным нормативным актам.

Трудовое законодательство не дает четкого определения локального нормативного акта организации, поэтому возникают вопросы относительно принадлежности того или иного организационно-распорядительного документа к нормативным актам.

Выделим основные признаки локального нормативного акта.

Первое - это документ, принимаемый работодателем.

Второе - локальный нормативный акт содержит нормы трудового права.

Третье - это документ, обладающий нормативностью, а именно рассчитанный на многократное применение и обязательный для неопределенного круга лиц. То есть в документе не называется конкретный работник или персонально определенный работник. Документ распространяет свое действие на всех сотрудников организации либо на определенную в документе часть работников организации.

С учетом изложенного, приказы работодателя в отношении работников являются правоприменительными документами и не относятся к локальным нормативным актам.

Таким образом, локальные нормативные акты можно определить как акты работодателя, имеющие в своем содержании правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на обязательность наличия у работодателя других организационно-распорядительных и индивидуально-правоприменительных документов.

К таким обязательным документам в первую очередь относятся:

- штатное расписание (ст. 57 ТК РФ)

- график отпусков (ст. 123 ТК РФ)

- табель учета рабочего времени (ст. 91 ТК РФ)

- приказ об утверждении расчетного листка (ст. 136 ТК РФ)

- приказы работодателя, в частности:

- о приеме работника(ов) на работу (формы N Т-1, N Т-1а),

- о переводе работника(ов) на другую работу (формы N Т-5, N Т-5а),

- о предоставлении отпуска работнику (ам) (формы N Т-6, N Т-6а)

- о прекращении (расторжении) трудового договора с работником(ами) (увольнении) (формы N Т-8, N Т-8а),

- о направлении работника(ов) в командировку (формы N Т-9, N Т-9а),

- о поощрении работника(ов) (форма N Т-11, N Т-11а),

- и другие приказы.

Вернемся к локальным нормативным актам.

Имейте в виду, что обязанность соблюдать правила, установленные локальным нормативным актом, распространяется не только на работников, но и на работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Локальные акты организации можно условно разделить на следующие виды:

- акты, которые должны быть в организации в обязательном порядке

- акты, наличие которых в организации не обязательно.

Также локальные акты различаются по процедуре их утверждения.

Отдельные локальные нормативные акты организации должны утверждаться с учетом мнения профсоюзного органа организации.

Другие локальные акты руководитель организации может утвердить самостоятельно.

Хотелось бы отметить, что не существует типовых форм локальных нормативных актов. Условия, указываемые в локальном акте конкретной организации, индивидуальны, которые каждый работодатель может доработать с учетом своих требований. Поэтому универсальных форм, которые могли бы применять любые работодатели, не существует.

Идеальный документ: локальный нормативный акт

Локальное нормотворчество - ответственный и сложный фронт работы. Организация деятельности по принятию локального нормативного акта заключается в том, чтобы грамотно распределить обязанности между сотрудниками: одни специалисты станут авторами документа, другие проверят его на соответствие правовым нормам, третьи правильно оформят, ну а руководителю останется только все проверить и утвердить. Внутренние документы регулируют самые разные сферы деятельности, а значит, за их разработку и оформление могут отвечать различные подразделения, в т. ч. и кадровая служба. Воспользовавшись нашими советами о том, как составить идеальный локальный нормативный акт, вы будете готовы к любому, даже самому сложному заданию руководства.

Локальные нормативные акты, конкретизируя нормы трудового законодательства применительно к особенностям отдельного работодателя, создают организационно-правовую базу для индивидуального подхода к каждому работнику.

КОГДА СОЗДАЕТСЯ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

Трудовое законодательство предусматривает перечень локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, не предусмотренные ТК РФ, но необходимые ему для регулирования трудовых отношений (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299), представляющем собой перечень документов, разрешенных к применению в деятельности любой организации, документы, относимые ТК РФ к локальным нормативным актам, включены в класс 0200000 Унифицированная система организационно-распорядительной документации, подраздел 02520005 (табл. 1 ).

Извлечение из ОК-011-23

При подготовке локальных нормативных актов необходимо учитывать, что работники, ответственные за подготовку проектов локальных нормативных актов, определяются работодателем.

Специалисты кадровой службы, как правило:

  • подготавливают проекты правил внутреннего трудового распорядка, положений о персональных данных работников, об аттестации работников, о повышении квалификации работников, об адаптации работников, о кадровой службе, должностных инструкций работников кадровой службы, графика отпусков
  • участвуют в разработке штатного расписания, положения об оплате труда, графиков сменности и гибких графиков работы и др. ФОРМА ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

    При подготовке проекта локального нормативного акта составляется содержательная часть документа и определяется порядок его оформления с учетом наличия или отсутствия унифицированной формы документа, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

    Следует отметить, что большинство локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, оформляются с использованием форм, имеющих рекомендательный характер.

    Штатное расписание и график отпусков имеют унифицированные формы, входящие в состав Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (соответственно формы № Т-3 и № Т-7).

    Словарь кадровика

    Как известно, график отпусков на следующий календарный год утверждается ежегодно. В нашей организации довольно часто меняется и штатное расписание. Получается, что мы, отдел кадров, работаем с этими документами практически постоянно. Обязательны ли для применения унифицированные формы графика и штатного расписания? Можно ли обойтись без них, а разработать собственные формы?

    Альбом форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты был разработан НИПИ статистической информации Госкомстата России во исполнение постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 О первичных учетных документах. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров распространяются на организации независимо от формы собственности, а формы по учету рабочего времени и расчетам с персоналом по оплате труда - на организации независимо от формы собственности, кроме бюджетных учреждений. Письмом Минюста России от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД названное постановление Госкомстата России признано не нуждающимся в государственной регистрации.

    Несмотря на необязательный характер данных унифицированных форм, специалистам кадровых служб следует учитывать, что их применение имеет ряд существенных преимуществ.

    Преимущество 1. Не требуется разрабатывать формы кадровых документов.

    Преимущество 2. Исключаются ошибки при документировании процедур, выполняемых кадровой службой.

    Преимущество 3. Сокращается время, затрачиваемое на составление и оформление документов.

    Преимущество 4. Не возникает претензий к работникам кадровых служб со стороны инспекторов ГИТ.

    Следует учитывать, что унифицированные формы являются типовыми и нередко требуют определенной привязки к особенностям работы с персоналом в конкретной организации, например внесения дополнительных реквизитов. При этом нужно помнить: все имеющиеся в унифицированных формах реквизиты, в т. ч. номер и код формы, а также наименование документа, должны оставаться без изменений (их удаление из документов не допускается ).

    Форматы бланков унифицированных документов являются рекомендуемыми и могут изменяться по усмотрению работодателя. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм допускается: вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значимости показателей и требующейся для них площади листа документа включать дополнительные строки и графы, вкладные листы (вкладыши) для удобства размещения и обработки необходимой информации.

    Например, унифицированная форма графика отпусков (форма № Т-7) требует включения дополнительного реквизита, подтверждающего факт ознакомления работников с данным документом после утверждения его работодателем (дополнительной графы, или строки ниже реквизита Подпись, или приложения в виде листа ознакомления). Это обусловлено тем, что согласно абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (приложение 1 ).

    Обратите внимание Вы можете внести дополнения в унифицированные формы локальных нормативных актов, издав соответствующий приказ по основной деятельности

    Дополнения в унифицированные формы документов вносятся посредством издания соответствующего приказа по основной деятельности (приложение 2) (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

    С позиций управленческого подхода и с учетом положений теории до-кументоведения локальные нормативные акты относятся к управленческой документации и входят в состав документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД). В структуре данного классификатора эти документы отнесены к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД).

    В конце этого года учредители планируют провести реорганизацию нашего предприятия в форме разделения. Меня обещают назначить начальником отдела кадров новой организации, и уже сейчас мне необходимо подготовить некоторые внутренние документы. Мы определились с абсолютно обязательными локальными нормативными актами. Так, будет разработано штатное расписание, график отпусков на следующий календарный год (так как реорганизация закончится до нового года). Необходимо также подготовить проект Правил внутреннего трудового распорядка, которыми пока решено регулировать все основные вопросы деятельности. Чтобы не повторять организационных ошибок, хотим разработать также пакет положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Подскажите, существуют ли какие-либо типовые формы для названных документов?

    С конца 1970-х годов специалисты ВНИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) неоднократно занимались разработкой унифицированных форм организационно-распорядительных документов, что нашло отражение в следующих альбомах форм:

  • Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению (1980 г. с последующей переработкой в 1993 г.)
  • Государственная система документационного обеспечения управления. Сборник плакатов и учебные формы основных организационно-распорядительных документов (1991 г.).

    В названных разработках специалистами в области документоведения были рекомендованы унифицированные формы таких локальных нормативных актов, как Правила внутреннего трудового распорядка (приложение 3 ), положение о структурном подразделении организации (приложение 4 ), должностная инструкция (приложение 5 ) и др. Эти формы вполне могут быть использованы и в современных условиях.

    По аналогии с Правилами внутреннего трудового распорядка можно оформлять положения об оплате труда, о порядке обработки персональных данных, об аттестации работников и др.

    ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

    В настоящее время имеется немало специальных изданий, где приведены образцы локальных нормативных актов. В некоторых отраслях и крупных организациях можно найти типовые и примерные документы, отражающие специфику отрасли или ведомства. Тем не менее в повседневной жизни редко встречаются идеально составленные и оформленные организационные документы. При этом особенно сильно хромает оформительская сторона процедуры подготовки и утверждения внутренних документов организации. Действительно, содержание локальных актов во многом обусловлено нормативными правовыми актами, на которые ориентируются составители, а вот с формой документов авторы либо незнакомы, либо игнорируют ее как вещь несущественную.

    Между тем текст, как бы хорошо и грамотно он ни был составлен, становится документом только после придания ему юридической силы. Сама же процедура придания документу юридической силы связана с оформлением его определенных составных частей (реквизитов), располагаемых до или после текста.

    Локальные нормативные акты, как правило, являются многостраничными документами со сложной структурой. Как и в любом документе, в локальных актах можно выделить следующие составные части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

    Заголовочная часть

    Локальные акты оформляются на бланках (бланк конкретного документа, п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов далее - ГОСТ Р 6.30-2003), включающих:

  • наименование организации
  • наименование вида документа
  • дату регистрации
  • регистрационный номер
  • место составления документа.

    Наименование организации указывается в бланке документа в строгом соответствии с тем, которое закреплено в ее учредительных документах, включая сокращенное и наименование на иностранном языке. При наличии сокращенного наименования организации сначала указывается полное, а затем, ниже или за ним, - сокращенное (в скобках).

    Обратите внимание Дата регистрации - это дата утверждения документа

    Наименование вида документа указывается на всех служебных документах, кроме писем. Наименование локального нормативного акта пишется после наименования организации прописными буквами: ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.

    В бланке локального нормативного акта обозначаются места расположения переменных реквизитов: дата регистрации и регистрационный номер документа .

    Реквизиты бланка, как правило, имеют угловое расположение.

    Содержательная часть

    Сложность подготовки организационных документов и большой объем различной информации в них вызывают необходимость четкой регламентации не только формы, но и содержания таких документов. Приступая к составлению текста локальных нормативных актов, неплохо для начала определиться с его структурой - выделить обязательные разделы содержательной части. Текст внутри разделов обычно делится на пункты и подпункты, может содержать таблицы и схемы.

    Обратите внимание: в типовых формах, предложенных специалистами ВНИИДАД, примерная структура текста определена (конечно же, ее можно изменить). При составлении организационных документов по типовым формам следует придерживаться следующего правила: сначала раскрываются разделы, а затем - при необходимости - добавляются дополнительные сведения, отражающие специфику деятельности конкретной организации.

    Разрабатываем в своей организации положения о структурных подразделениях. Подскажите, пожалуйста, какие разделы следует предусмотреть в этих документах?

    Положение о структурном подразделении (приложение 4) определяет правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделения. Поэтому текст Положения должен включать разделы, указанные в структуре текста типовой формы положения (табл. 2). При необходимости вы можете добавить в тексты положений сведения, отражающие специфику деятельности вашей организации: например режим работы структурных подразделений, порядок их реорганизации или ликвидации и т. п.

    Обратите внимание: в соответствии с требованиями п. 3.20 ГОСТ Р 6.30-2003 в документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений, используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа: отдел осуществляет функции, в состав отдела входят и т. п.

    Содержание Положения о структурном подразделении

    Содержательная часть документа включает и такие реквизиты, как заголовок к тексту и отметка о наличии приложений.

    Заголовок к тексту должен грамматически согласовываться с наименованием локального акта (например: Правила внутреннего трудового распорядка, Должностная инструкция инспектора по кадрам ) или формулироваться с помощью предлога о (об) (например: Положение об организации испытания при приеме на работу, Положение о порядке обработки персональных данных ).

    К локальному нормативному акту могут быть приложены документы. В этом случае оформляется отметка о наличии приложения. Такая отметка может иметь несколько вариантов оформления - в зависимости от конкретной ситуации (табл. 3 ).

    Итак, отметка о наличии приложения включает: слово Приложение, которое всегда употребляется в единственном числе, независимо от количества прилагаемых документов указание на количество листов и экземпляров прилагаемого документа (л. экз.) и - при необходимости - наименование приложенных документов.

    Документы-приложения должны иметь соответствующую отметку, указывающую на их связь с основным документом. Эта отметка ставится в правом верхнем углу документа-приложения и включает: слово Приложение, при необходимости его номер (со знаком №), наименование, дату и номер основного документа (приложение 7 ).

    Допускается печатать ПРИЛОЖЕНИЕ № прописными буквами, а также центрировать его вместе с наименованием документа, его датой и регистрационным номером относительно самой длинной строки.

    Варианты оформления отметки о наличии приложения

    Оформляющая часть

    Оформляющая часть документа содержит совокупность реквизитов, подтверждающих подлинность документа и достоверность содержащихся в нем сведений. В оформляющей части располагаются также вспомогательные делопроизводственные отметки на документах, облегчающие работу с ними.

    В пределах этой части локального нормативного акта группируются следующие реквизиты:

  • подпись составителя
  • визы согласования документа
  • отметка об исполнении документа и направлении его в дело.

    Проект локального нормативного акта подписывается его разработчиком. Реквизит Подпись (п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003) включает: наименование должности лица, подписывающего документ (без указания наименования организации, если документ оформляется на бланке) личную подпись этого лица расшифровку личной подписи (инициалы и фамилия).

    Отделу кадров было поручено разработать и представить на утверждение руководителю Положение об аттестации работников. После всех согласований и доработок текста документ готов к утверждению руководителем организации, но начальник отдела кадров, который должен был его подписать, заболел. Может ли подписать Положение другой сотрудник?

    Если должностное лицо, подпись которого предусмотрена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает его заместитель или лицо, исполняющее его обязанности. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия. Обратите внимание: не допускается подписывать документы с предлогом за или с проставлением косой черты перед наименованием должности, а также заменять должность лица, подписывающего документ, записью И. о. начальника отдела кадров.

    Проекты локальных нормативных актов, как правило, согласовываются с отдельными работниками организации по усмотрению работодателя (например, заместителями руководителя организации, руководителями структурных подразделений, бухгалтерией, юристом). Согласование проекта документа с работниками организации оформляется визой согласования (п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-2003), включающей: подпись и должность визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату подписания.

    При согласовании документа возможны возражения со стороны визирующего, несогласие с представленным текстом или его частями. В этом случае виза согласования дополняется надписями: Не согласен, Возражаю, Замечания прилагаются и т. п.

    При наличии у визирующего замечаний к тексту, как правило, оформляется приложение: замечания излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу. В дальнейшем проект документа дорабатывают до окончательного варианта.

    Локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями. Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.

    Факт учета мнения представительного органа работников оформляется в документе с помощью специального грифа.

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. В этом случае на документе оформляется соответствующий гриф согласования.

    УТВЕРЖДЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

    При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит Гриф утверждения документа (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003).

    Локальный нормативный акт может утверждаться посредством издания работодателем соответствующего распорядительного документа (приложение 6), на который в дальнейшем делается ссылка в грифе утверждения.

    Также локальный нормативный акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

    РЕГИСТРАЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

    Для всех документов, требующих учета, исполнения и использования в справочных целях, обязательна регистрация. Так называется запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения (ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28).

    Документ регистрируется в день его утверждения руководителем организации или иным уполномоченным представителем работодателя. Регистрационные формы разрабатываются работодателем самостоятельно.

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ С ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ

    В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Особые правила предусмотрены для случаев ознакомления с локальными нормативными актами лиц, поступающих на работу. Будущий работник знакомится с локальными нормативными актами при заключении трудового договора (до его подписания).

    Письменным подтверждением того факта, что содержание акта доведено до сведения работника, служит виза ознакомления. Она включает наименование должности работника, его личную подпись, ее расшифровку и дату.

    Какие есть способы ознакомления работников под роспись с локальными нормативными актами?

    Способы ознакомления работников с локальными нормативными актами законом не предусмотрены. Главное, чтобы при этом соблюдалось требование ознакомления работника с документом под роспись и работодатель имел письменные доказательства соблюдения этой процедуры.

    В случае когда локальный нормативный акт имеет отношение к небольшому кругу работников, целесообразно оформлять визы ознакомления непосредственно на самом документе (приложение 5 ).

    Кроме того, к локальному нормативному акту можно приложить отдельный лист для оформления всех необходимых виз ознакомления (лист ознакомления) (приложение 7 ). Такой способ удобен в тех случаях, когда с документом необходимо ознакомить большое число работников. К тому же лист никогда не потеряется, поскольку является приложением к локальному нормативному акту, а значит, хранится вместе с ним как его неотъемлемая часть.

    Для оформления виз ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя могут применяться специально разработанные учетные формы. В этом случае работники после ознакомления с содержанием того или иного документа оформляют соответствующую визу не на самом документе и не в приложении к нему, а в отдельной форме.

    ХРАНЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

    НА № 12&lsquo2010 В соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, локальные нормативные акты, как правило, хранятся постоянно (табл. 4 ).

    Сроки хранения локальных нормативных актов

    Оригиналы локальных нормативных актов хранятся, как правило, в канцелярии или в ином подразделении, отвечающем за документационное обеспечение деятельности организации. Целесообразно хранить копии документов в тех подразделениях, которые руководствуются их положениями в своей работе.

    Идеальный документ: локальный нормативный акт

    Локальное нормотворчество - ответственный и сложный «фронт» работы.

    Организация деятельности по принятию локального нормативного акта заключается в том, чтобы грамотно распределить обязанности между сотрудниками: одни специалисты станут авторами документа, другие проверят его на соответствие правовым нормам, третьи правильно оформят, ну а руководителю останется только все проверить и утвердить. Внутренние документы регулируют самые разные сферы деятельности, а значит, за их разработку и оформление могут отвечать различные подразделения, в т.ч. и кадровая служба. Воспользовавшись нашими советами о том, как составить идеальный локальный нормативный акт, вы будете готовы к любому, даже самому сложному заданию руководства.

    Локальные нормативные акты, конкретизируя нормы трудового законодательства применительно к особенностям отдельного работодателя, создают организационно-правовую базу для индивидуального подхода к каждому работнику.

    КОГДА СОЗДАЕТСЯ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

    Трудовое законодательство предусматривает перечень локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, не предусмотренные ТК РФ, но необходимые ему для регулирования трудовых отношений (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

    В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299), представляющем собой перечень документов, разрешенных к применению в деятельности любой организации, документы, относимые ТК РФ к локальным нормативным актам, включены в класс 0200000 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации», подраздел 02520005 (табл. 1).

    Таблица 1 Извлечение из ОК-011-23

    локальные нормативные акты организации образец

    К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка (статья 190 ТК РФ), графики Вопрос от пользователя: sovka1982 Какие являются обязательными в компании? Вопрос от пользователя: Soboleva Если сменилось название или сменился генеральный директор, а сам ЛНА в тексте не изменился. Образовательная организация вправе самостоятельно установить образцы документов об образовании и (или) квалификации по Локальный акт образовательной должен быть основан на законодательстве совокупности нормативных правовых актов, регулирующих Организация разрабатывает самостоятельно с учетом направления деятельности. См. заполнения листа ознакомления. Кроме того, отметку об ознакомлении можно сделать и в трудовом договоре. — документы, которые разрабатываются для регламентации трудовых отношений в данной организации. Примерами таких документов являются положение о персонале, положение о комиссии по трудовым спорам, положения о структурных В разделе можно скачать приказа о внесении изменений в с рекомендациями по составлению. в регистрируется в журнале приказов (распоряжений) и хранится в постоянно, как документ по К заявлению о приеме поступающий прилагает документ государственного образца об образовании или его ксерокопию, 6 актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. по составлению локальных нормативных актов ДОУ (организации). · В методических рекомендациях представлены примерные образцы некоторых локальных нормативных актов и других документов, с учетом пожеланий руководителей образовательных учреждений О школе: акты. обновлено 27.09.2012. Основные. Положение об школьного логопедического пункта (.doc). Положение о бухгалтерии МБОУ СОШ №40 г. Кирова (.doc). акты, регламентирующие особенности образовательного процесса. Приказ утверждающий форму/образец справки о периоде обучения в ОО. (ЛНА) — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями Выделяются и ненормативные (индивидуальные, распорядительные) акты. 1) юридически оформляет конкретное решение администрации организации 2) применяется однократно. Примеры > Образцы документов. работодателя. Автор Dream Yulya, 13 Сен 2004 13:11. Можете добавить также документы. отражающие специфику деятельности вашей (наверняка что-то разрабатывалось и утверждалось). * * * В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации.

    На эту тему предлагаем вам также скачать: конституция 77.

  • Видео

    Другие статьи

    Реквизит «гриф утверждения документа»

    Реквизит «Гриф утверждения документа»

    Гриф утверждения проставляется на документах, требующих дополнительного удостоверения их подлинности и достоверности. Принято ставить гриф утверждения на следующих управ­ленческих документах 18 :

    Акты (проверок и ревизий; приема законченных строительством объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, учреждений, предприятий и т.д.).

    Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ; технические и т.д.).

    Инструкции (правила) — (должностные; по делопроизводству; технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).

    Нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологического проектирования; численности работников и т.д.).

    Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно-исследовательских работах и т.д.).

    Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения материалов и т.д.).

    Планы (производственные; строительно-монтажных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; кооперированных поставок продукции; рас пределения продукции по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета и т.д.).

    Положения (об организации; структурном подразделении; премировании и т.д.).

    Программы (проведения работ и мероприятий, командировок и т.д.).

    Расценки на производство работ.

    Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, помещений, сооружений, использования средств фонда предприятия; на подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное строительство и т.д.).

    Стандарты (государственные, отраслевые, республиканские, технические условия).

    Структура и штатная численность.

    Формы унифицированных документов.

    Штатные расписания и изменения к ним.

    Гриф утверждения в таких документах, как структура и штатная численность, штатное расписание, дополнительно удостоверяется печатью.

    Документы могут утверждаться руководителем организации, его заместителями, главными специалистами и другими должностными лицами, которым делегированы соответствующие полномочия.

    При утверждении документа должностным лицом гриф содержит слово УТВЕРЖДАЮ, наименование должности лица, утверждающего документ, личную подпись, ее расшифровку и дату, например:

    Дата в грифе утверждения проставляется от руки или частично заготавливается при печатании документа. В последнем случае от руки проставляется только число или число и месяц, например:

    МаксимовК.П. Максимов

    Документ может утверждаться посредством издания или составления другого документа. При утверждении документа по­становлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего доку­мента в творительном падеже, его даты, номера 19. например:

    В грифе утверждения допускается центрировать элементы относительно самой длинной строки 20. например:

    Решением общего собрания

    протокол от 01.07.2001 № 1

    Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу документа. При наличии на документе нескольких грифов утверждения они располагаются параллельно (слева и справа), на одном уровне, например:

    Указания по исполнению полученного документа фиксируются в форме резолюции, включающей фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения и срок исполнения. Резолюция обязательно подписывается и датируется, например:

    Если исполнителей документа несколько, они все указываются в резолюции. При этом один из исполнителей назначается ответственным и указывается в списке первым (без пометки «ответственный»).

    Резолюция проставляется в правом верхнем углу документа между реквизитами «Адресат» и «Текст». При необходимости написания второй и последующих резолюций они проставляются на любом свободном месте лицевой стороны документа. Допускается писать резолюции на отдельных листах бумаги. При создании таких листков-резолюций их подшивают в дело вместе с письмом (не приклеивая к письму и не скрепляя их с письмом металлической скобой или скрепкой).

    2.3 Реквизиты содержательной части документа

    Реквизит «Заголовок к тексту»

    Краткое содержание документа указывается в заголовке к тексту. Заголовок грамматически согласовывается с наименованием вида документа, например:приказ о реорганизации структуры предприятия, протокол собрания акционеров, должностная инструкция секретаря-референта, положение о канцелярии, правила внутреннего трудового распорядка.

    Заголовок к тексту располагается в левом верхнем углу документа после реквизитов бланка. Такое размещение заголовка сохраняется и при продольном расположении реквизитов бланка документа.

    Заголовок к тексту не указывается на документах формата А5 21 ,

    Реквизит «Отметка о контроле»

    Реквизит проставляется только на тех документах, исполнение которых взято на контроль. Отметка включает букву «К» или слово «Контроль», поставленные цветным карандашом или специальным штампом. Отметка располагается на левом поле документа напротив реквизита «Заголовок к тексту».

    Реквизит «Текст документа»

    Содержательная часть документа чаще всего бывает представлена связным текстом, а при необходимости имеет форму таблицы или анкеты. Для служебных документов возможно со­четание текстовых и табличных форм изложения содержания.

    Текст документа по структуре, принятым формулировкам, устойчивым синтаксическим конструкциям непосредственно связан с видом (письмо, приказ, протокол, акт и т.д.) и разновидностью документа (приказ по основной деятельности или приказ по личному составу, письмо-предложение или гарантийное письмо, акт ревизии кассы или акт о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения и т.д.).

    Вместе с тем можно выделить общие требования к текстам служебных документов:

    краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования;

    объективность и достоверность информации;

    составление, по возможности, простых, т.е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения работы с ними;

    структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как: введение, доказательство, заключение;

    широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций.

    Особое внимание следует уделить языку и стилю служебных документов, т.к. при составлении текстов документов используется деловой стиль со специфическими признаками 22 :

    нейтральный (без эмоциональной окраски) тон изложения;

    точность и ясность изложения (исключение образных слов и выражений, использование уточнений и дополнений и т.д.);

    краткость текста, исключение повторов, излишних подробностей и т.д.;

    употребление устойчивых, шаблонных словосочетаний (сообщаем, что в период. направляем на рассмотрение и утверждение. проверкой установлено, что. );

    ограниченная сочетаемость слов (вносить предложения, а не давать предложения; предоставить кредит, а не выдать кредит; обладать правом, а не владеть правом; вступать в силу, а не входить в силу);

    использование отглагольных существительных (оказать содействие, а не посодействовать; оказать поддержку, а не поддержать; произвести ремонт, а не отремонтировать);

    безличный характер изложения текста;

    употребление специальных терминов;

    использование сокращенных слов;

    использование универсальных слов с неопределенным значением;

    исключение из текста архаизмов (сего года, при сем направляем);

    исключение заимствованных слов, имеющих аналог в русском языке (продлить, а не пролонгировать) и др.

    Тексты большого объема принято делить на разделы, пункты, подпункты, применяя нумерацию арабскими цифрами с точками после них.

    Наиболее краткой и наглядной формой изложения сведений в документе является таблица. Над таблицей помещается заголовок, отражающий ее содержание. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны согласовываться с заголовками.

    Если таблицу печатают более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах печатают только номера граф. Если таблиц в документе несколько, то над таблицей справа пишут слово «Таблица» и указывают ее порядковый номер (без знака №). В тексте документа должны быть ссылки на все содержащиеся в нем таблицы.

    Реквизит «Отметка о наличии приложения»

    Если документ имеет приложение, названное в тексте, то отметка о наличии приложения оформляется по следующей форме:

    Приложение: на 3 л. в 2 экз.

    Если документ имеет приложения, не названные в тексте, их перечисляют с указанием наименования, количества листов в каждом приложении и количества экземпляров, например:

    Приложение: 1. Акт сдачи-приемки выполненных

    хоздоговорных работ на 3 л. в 2 экз.

    2. Перечень объектов для внедрения

    системы на 5 л. в 3 экз.

    При наличии нескольких приложений, полностью названных в тексте, указывают только вид документа, количество листов и количество экземпляров, например:

    Приложение: 1. Акт на 3 л. в 2 экз.

    2. Перечень на 5 л. в 3 экз.

    Слово «Приложение», независимо от количества прилагаемых документов, всегда употребляется в единственном числе.

    Если приложение направляется не во все указанные в документе адреса, отметку о наличии приложения оформляют по форме:

    Приложение: на 5 л. в 2 экз. в первый адрес.

    Если приложения сброшюрованы, количество листов не указывают, например:

    Приложение: брошюра в 1 экз.

    При большом количестве приложений их названия, как правило, не перечисляют в самом сопроводительном письме после слова «Приложение». В этом случае удобнее оформить опись приложений на отдельном листе в произвольной форме, например:

    приложений к письму от ___________ № ___________

    Опись подписывается составителем и датируется. В сопроводительном письме делается следующая отметка:

    Приложение: по описи.

    Если прилагаемый документ тоже имеет приложение, то отметка о наличии приложения делается по форме:

    Приложение: письмо ЗАО «Стройдеталь»

    и приложение к нему, всего на 3 л.

    Документы-приложения должны иметь соответствующую отметку, указывающую на их связь с основным документом. Эта отметка ставится в правом верхнем углу документа-приложения и включает: слово «Приложение», при необходимости его номер (со знаком №), наименование, дату и номер основного документа, например:

    к приказу директора

    Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки 23. например:

    к приказу директора завода

    2.4 Реквизиты оформляющей части документа

    В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписывающего документ (полное, т.е. с наименованием организации, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное, без наименования организации, на документе, оформленном на бланке), личная подпись и ее расшифровка, например:

    При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности, например:

    Если документ подписывается несколькими равными по должности лицами, их подписи располагают на одном уровне, например:

    Если должностное лицо, подпись которого была предусмотрена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности или его заместитель. При этом не допускается ставить предлог «За», надпись от руки «Зам.» или косую черту перед наименованием должности 24. При замене подписи руководителя на подпись другого ответственного должностного лица указывается фактическая должность сотрудника, подписавшего документ, например:

    Допускается в реквизите «Подпись» центровка наименования должности лица, подписавшего документ, относительно самой длинной строки 25. например:

    Реквизит «Гриф согласования документа»

    Согласование проекта текста документа со специалистами соответствующего профиля - это процедура, сопровождающая подготовку почти каждого организационно-распорядительного документа. В ходе согласования документа его текст корректируется и изменяется на основе замечаний, уточнений, дополнений, вносимых специалистами в первоначальный вариант документа. Процедура согласования документа — одна из важных составных частей процесса принятия и оформления управленческих решений.

    Круг должностных лиц, привлекаемых к согласованию документов, определяется, как правило, индивидуально, исходя из конкретной управленческой ситуации. Однако при документировании типовых, повторяющихся ситуаций, сопровождающихся подготовкой документов определенных видов, целесообразно указывать в инструкциях по делопроизводству, с кем согласовываются документы конкретных видов и разновидностей. Эта информация в дальнейшем должна быть внесена в должностные инструкции сотрудников, в раздел «Должностные обязанности».

    Согласование осуществляется как с должностными лицами внутри предприятия (внутреннее согласование), так и с должностными лицами других организаций (внешнее согласование). Внешним считается также согласование документа с коллегиальными органами общественных объединений (с профсоюзными комитетами, с советами трудовых коллективов и т.п.).

    Внутреннее и внешнее согласование выражаются в разных формах: для внутреннего согласования используется визирование документов, для внешнего - оформляется гриф согласования.

    Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, наименования должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки и даты, например:

    При согласовании документа с коллегиальным органом делается ссылка на протокол заседания, в ходе которого было принято решение о согласовании документа.

    Распространенной ошибкой в практике работы многих организаций является неверное оформление процедуры согласования документа с профсоюзным органом, когда в грифе согласования проставляется личная подпись председателя профкома. Оформленный таким образом гриф согласования подтверждает факт согласования документа лично с председателем профкома, а не с самим профкомом, как коллегиальным органом. Таким образом, при согласовании документа с коллегиальным органом в грифе согласования указывают наименование документа в име­нительном падеже, его дату и номер, например:

    Если согласование документа осуществляется посредством издания другого документа, то в грифе согласования указывается вид документа, его автор (наименование организации), дата и номер, например:

    Письмо Госстандарта РФ

    Гриф согласования располагают ниже реквизита «Подпись» а если грифов несколько, то на отдельном листе согласования. При этом на документе делается отметка: «Лист согласована прилагается».

    Внешнее согласование, в зависимости от содержания документа, рекомендуется осуществлять в следующей очередности 27

    с организациями, интересы которых затрагивает документ

    с организациями, занимающимися научными исследованиями в области, к которой имеет отношение содержание документа;

    с общественными организациями (при необходимости);

    с органами государственного контроля (надзора) в определенной области (санитария, экология, пожарный надзор и т.п.

    с вышестоящими или межотраслевыми органами в случаях, когда законодательством предусмотрена возможность совершения управленческих действий только с разрешения этих органов.

    Реквизит «Визы согласования документа»

    Реквизит «Виза» используют для внутреннего согласования документов.

    Виза включает: должность визирующего, личную подпись, ее расшифровку и дату, например:

    При согласовании документа возможны возражения со стороны визирующего, несогласие с представленным текстом или его частями. В этом случае виза дополняется надписями: «Не согласен», «Возражаю», «С п.7 не согласен», «Замечания прилагаются» и т.п. например:

    Для документа, подлинник которого остается в организации, низы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа. Для документа, подлинник которого отправляется из организации, визы проставляются в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования с указанием, к какому документу этот лист относится: наименование документа, его автор, дата и номер. Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложения 28 .

    Внутреннее согласование документа целесообразно прово­дить в следующей последовательности 29 :

    руководитель структурного подразделения, где составлен документ;

    заинтересованные должностные лица других подразделений организации;

    общественные организации (при необходимости);

    руководитель финансовой или бухгалтерской службы;

    заместитель руководителя организации, курирующий данное направление деятельности;

    руководитель юридической службы или юрисконсульт организации.

    Реквизит «Виза» используется и при оформлении процедуры ознакомления с документом.

    Виза ознакомления служит письменным подтверждением факта доведения документа до сведения работника и начинается словами: «С приказом (актом, протоколом, должностной инструкцией и т.д.) ознакомлен». Виза ознакомления включает личную подпись работника, ее расшифровку и дату, например:

    При необходимости виза ознакомления может включать наименование должности работника, например:

    Визы ознакомления располагаются ниже реквизита «Подпись»,

    Оттиск печати ставится на наиболее важных документах, подтверждая их подлинность. Подпись ответственного лица заверяется печатью на документах, удостоверяющих права должностных лиц, фиксирующих факт расходования денежных средств и материальных ценностей, а также на документах, специально предусмотренных правовыми актами. Принято удостоверять печатью следующие виды и разновидности управленческих документов 30 :

    Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.).

    Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т.д.).

    Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений о производстве работ и т.д.).

    Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т.д.).

    Заключения и отзывы. Заявления (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.).

    Исполнительные листы. Командировочные удостоверения. Нормы расхода.

    Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций.

    Представления и ходатайства(о награждении орденами и медалями; премиями и т.д.).

    Письмагарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.).

    Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные (сводные, в банк; на получение инвалюты со счетов; перевод валюты, на импорт и т.д.).

    Положения об организациях.

    Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк).

    Сметы расходов (на содержание аппарата управления; на калькуляцию к договору и т.д.).

    Справки (лимитные; о выплате страховых сумм; использовании бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате и т.д.).

    Спецификации (изделий, продукции и т.д.).

    Печати делятся на гербовые (имеющие изображение Государственного герба РФ или гербов субъектов РФ) и простые. В негосударственных организациях используются простые круглые печати.

    ГОСТ Р 6.30-97 не содержит прямого указания о том, как правильно расположить оттиск печати па документе. Однако в Методических рекомендациях на основе ГОСТ Р 6.30-97 отмечено, что оттиск печати ставится таким образом, чтобы он захватывал часть наименования должности лица, подписавшего документ 31. например:

    Оттиск печати не ставится на личной подписи руководителя и ее расшифровке. Отдельные виды документов имеют установленное место для простановки печати, обозначенное буквами «М.П.» или надписью «Место печати» (например: бухгалтерские документы, личные документы граждан и др.).

    Реквизит «Отметка о заверении копии»

    Второй и последующие экземпляры документа, напечатанные под копирку или ксерокопированные, обязательно заверяются по установленной форме.

    Отметка о заверении копии проставляется ниже реквизита «Подпись» и включает заверительную надпись «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись, ее расшифровку и дату заверения, например:

    ГОСТ Р 6.30-97 допускает заверение копий документов печатью, определяемой по усмотрению организации.

    В упрощенном виде, без указания должности заверителя и даты заверения, может быть заверена копия исходящего документа, остающаяся в организации.

    При пересылке копии документа в другую организацию или выдаче ее на руки заверенную копию удостоверяют печатью.

    Реквизит «Отметка об исполнителе»

    Отметка об исполнителе указывает, кто из специалистов организации составлял текст документа, подписанный в дальнейшем руководителем. Отметка необходима для рациональной организации работы с документом в ходе его исполнения: для запроса дополнительной информации, уточнения отдельных данных, предварительного обсуждения с партнером ответных действий и т.п.

    Отметка об исполнителе включает фамилию составителя документа (или фамилию, имя и отчество для удобства последующего обращения к исполнителю) без надписи «Исп.» и номер его служебного телефона без надписей «тел.» или «т.», например:

    Емельянов Петр Васильевич 145-22-34

    Отметка об исполнителе располагается на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

    При необходимости отметка об исполнителе может быть дополнена сведениями о сотруднике, оформлявшем документ на пишущей машинке или компьютере (о секретаре, машинистке, операторе ЭВМ и т.п.). В эти сведения включают: начальные буквы имени и фамилии сотрудника, количество изготовленных экземпляров документа, дату распечатки документа, например:

    Авдеева Ольга Петровна

    Реквизит «Отметка об исполнении документа

    и направлении его в дело»

    Отметка проставляется на исполненных документах, подлежащих списанию в дело для последующего хранения и использования в справочных целях.

    Отметка включает: краткие сведения об исполнении, если отсутствует документ, свидетельствующий об исполнении; при наличии такого документа — ссылку на его дату и номер; слова «В дело»; номер дела, в котором будет храниться документ.

    Отметка должна быть подписана и датирована исполнителем документа или руководителем структурного подразделения организации, в котором исполнен документ, например:

    Отметка об исполнении документа и направлении его в дело проставляется в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа документа.

    Реквизит «Отметка о поступлении документа в организацию»

    Отметка о поступлении проставляется на входящих документах с помощью специального регистрационного штампа или от руки. В регистрационный штамп входят: наименование организации — получателя документа, место для даты поступления и место для регистрационного индекса:

    При отсутствии такого штампа от руки пишутся регистрационный номер и дата поступления документа (при необходимости — часы и минуты).

    Отметка располагается в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа документа.

    Реквизит «Идентификатор электронной копии документа»

    Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каж дой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в организации 32 .

    На внутренних и исходящих документах эта отметка про­ставляется в момент подготовки документа на компьютере, на входящих документах отметку проставляет секретарь, вносящий сведения о документах в компьютер.

    2.5 Требования к бланкам документов

    Отдельные реквизиты являются абсолютно обязательными для каждого документа, независимо от его вида. Отсутствие таких реквизитов в документе лишает его юридической силы.

    К обязательным реквизитам прежде всего относятся постоянные реквизиты, входящие в состав бланка документа. Эти реквизиты заранее наносятся на стандартный лист бумаги типографским способом или с помощью специального штампа и образуют официальный (фирменный) бланк документа.

    Для документов временного срока хранения допускается использовать ксерокопии бланков, а также бланки, создаваемые вместе с текстом и другими реквизитами документа на персональном компьютере 33 .

    ГОСТ Р 6.30-97 устанавливает три вида служебных бланков для организационно-распорядительных документов:

    бланк конкретного вида документа, кроме письма.

    Общий бланк используется при изготовлении любых документов, кроме писем. Такой бланк включает наименование организации, к которому могут добавляться: герб, эмблема, наименование вышестоящей организации, например.

    Рис. 1. Общий бланк организации

    Особое выделение письма как вида документа и разработка специального бланка письма связаны со спецификой письма, предназначенного для отправки в другие организации и содержащего в связи с этим адресные данные предприятия. Другие виды ОРД являются, как правило, внутренними документами и не требуют адресной информации в составе бланка.


    Бланк письма включает реквизиты: наименование организации, справочные данные об организации, код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). В бланке письма обозначаются места расположения реквизитов: дата документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа. Бланк письма может содержать также изображение герба или эмблемы и наименование вышестоящей организации. Реквизиты бланка письма могут иметь угловое или продольное расположение, например:

    Рис. 2. Бланк письма с угловым расположением реквизитов

    Рис. 3. Бланк письма с продольным расположением реквизитов

    Если правом подписи документов обладает не только руководитель организации, но и руководители структурных подразделений, а также отдельные должностные лица, то организация может иметь бланки писем структурных подразделений и должностных лиц, например:

    Рис.4.Бланк письма структурного подразделения организации

    Рис. 5. Бланк письма должностного лица

    Рис. 6. Бланк конкретного вида документа


    Бланк конкретного вида документа включает реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, место составления или издания документа. В бланке данного типа обозначаются места расположения реквизитов: дата документа, регистрационный номер документа. Бланк конкретного вида документа может содержать изображение герба или эмблемы, наименование вышестоящей организации и код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД), например:


    Организации субъектов Российской Федерации, как правило, используют в качестве государственного языка не только русский, но и национальный язык, поэтому бланки этих организаций являются двуязычными. На двух языках, русском и национальном, печатают реквизиты: наименование организации, справочные данные об организации, место составления или издания документа.

    При изготовлении служебных бланков используют два основных стандартных формата бумаги: А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Допускается использование бланков форматов A3 (420 х 297 мм) и А6 (148 х 105 мм). На бланках формата А6 оформляют резолюции (поручения).

    Бланки документов должны иметь поля не менее, мм 34. левое и нижнее - 20; правое - 10; верхнее — 15.

    При печатании бланков должны применяться типографские шрифты по требованиям соответствующих ГОСТов. Ограничительные отметки для полей и отдельных реквизитов наносятся на бланк в виде уголков или других обозначений. Допускается наносить на бланки отметки для фальцовки и пробивки отверстий дыроколами.

    Особый порядок работы установлен ГОСТ Р 6.30-97 при использовании в организации гербовых бланков, подлежащих уче­ту. Эти бланки должны быть пронумерованы типографским способом или нумератором. Каждый вид гербовых бланков учитывается отдельно в регистрационной форме (в журнале или на карточке) с использованием следующих реквизитов 35 :

    при поступлении бланков:

    наименование вида гербового бланка;

    номер сопроводительного документа;

    наименование организации - поставщика гербовых бланков;

    Похожие работы:

    Рабочая учебная программа

    Оформлениеорганизационно -распорядительнойдокументации с применением ГОСТ Р 6.30 – 2003. Изучение требований к оформлениюреквизитов. Бланки, формы, образцы документов. Тема 5. Основные.

    Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки специальности «Менеджмент организации», утверждённого Минобразованием РФ.

    требованиям ГОСТа Р 6. 30-2003 (унифицированная система организационно -распорядительнойдокументации. Требования к оформлению документов). Настоящий стандарт распространяется на организационно -распорядительные.

    Основные правила (1)

    Понятие и основные виды организационно -методического руководства и контроля 7.1.1. Организационно. Основныетребования к проектной и рабочей документации. ГОСТ 21.1О3-83. Основные.

    требования к оформлениюорганизационно -распорядительной (административной) документации зафиксированы в государственном стандарте ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Система организационно -распорядительнойдокументации. Требования.

    А. М. Горького Л. Н. Мазур информационное обеспечение управления основные тенденции развития Учебное пособие

    организационных и технических проектах, приказах, распоряжениях и др. Формируемая при этом организационно -распорядительнаядокументация. основныхтребований. оформления данных, удовлетворяющих запросу (шапка документа, реквизиты.