Руководства, Инструкции, Бланки

редакционное задание журналиста образец img-1

редакционное задание журналиста образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1808 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Творческий конкурс на направлении «Журналистика»

Творческий конкурс на направлении «Журналистика»

Зачем это нужно? Творческий конкурс – это, пожалуй, основное вступительное испытание для абитуриентов, желающих обучаться по направлению «Журналистика». Никакой другой экзамен не может заменить его в плане проверки готовности абитуриента к работе в средствах массовой информации в будущем. Профессия журналиста требует творческих способностей, а также целенаправленного развития этих способностей. На экзамене приемная комиссия должна увидеть:

  • умеет ли абитуриент находить убедительный фактический материал для раскрытия темы, связанной не с литературными произведениями, а с реальной действительностью, и при этом насколько интересно – то есть как раз творчески – он способен преподнести выбранную фактуру в письменном тексте;
  • какова общая эрудиция абитуриента, каковы его познания о наиболее значимых сферах современного общества, насколько он ориентируется в социальной действительности;
  • продукцию каких средств массовой информации читает-смотрит-слушает абитуриент и как он объясняет свои предпочтения, кто из действующих журналистов кажется ему настоящим профессионалом и почему, что он знает об их творчестве и в целом – каково его представление о будущей профессии;
  • есть ли у абитуриента собственный профессиональный опыт, выражающийся в сотрудничестве со СМИ и подготовке информационных материалов для них.

Таким образом, необходимость учитывать специфику журналистской деятельности приводит к тому, что в перечне вступительных испытаний наряду с привычными экзаменами появляется нетрадиционный – творческий конкурс. Факультету журналистики он нужен так же, как, например, театральной студии нужны специфические испытания, проверяющие актерские способности поступающего.

Первый тур. Творческий конкурс состоит из трех туров. Первый – проверка публикаций абитуриента в средствах массовой информации (их должно быть, как минимум, пять). Рассматриваются только публикации в официально зарегистрированных СМИ (в периодических изданиях, на теле- и радиоканалах, в интернет-СМИ). Каждая публикация должна быть заверена печатью редакции и визой одного из ее руководителей (редактора, заместителя редактора и т.п.). Газетные публикации сдаются в приемную комиссию вместе с другими документами в виде вырезок, телевизионные и радиоматериалы расшифровываются на бумаге, фотоматериалы могут быть дополнены оригиналами снимков.

Публикации проверяются еще до начала вступительных испытаний. При этом обращается внимание на социальную значимость затрагиваемых тем, умение собрать убедительные факты для раскрытия темы, подметить выразительные детали, выстроить текст интересно и в соответствии с излагаемым материалом. Учитывается также жанровое разнообразие публикаций. От абитуриента, естественно, не требуют знания системы журналистских жанров, однако понять, что журналистские материалы различаются не только по тематике, но и по построению текстов, он вполне в состоянии. В случае если публикации отсутствуют, абитуриент допускается к участию во втором туре творческого конкурса, но за первый тур получает 0 баллов.

Второй тур экзамена – творческое сочинение. В отличие от классического сочинения по литературе оно не связано с какими-либо литературными произведениями или авторами, а приближено к жанрам и тематике журналистских текстов. Например, одной из типичных тем является тема о человеке («Расскажу о человеке», «Такой уж он (она) человек», «Мы сидели за одной партой» и т.п.). Подразумевается, что абитуриент должен создать образ реального, хорошо знакомого ему человека, что близко к задачам публицистического жанра очерка (зарисовки). Абитуриента никак не ограничивают в объеме (он задается лишь ориентировочно – 4 тетрадных страницы) и построении текста – все определяется авторским замыслом.

Основные критерии оценки творческого сочинения очень близки к критериям оценки публикаций. Первый критерий условно можно обозначить как «содержание сочинения». Здесь учитывается, насколько убедителен фактический материал, на котором раскрывается тема, насколько аргументированы суждения абитуриента, насколько последовательно и доказательно он выражает идею своего текста. Второй критерий можно обозначить как «форма сочинения». Обращается внимание на построение текста (начало, концовка, интересные сюжетные «ходы»), наличие индивидуального стиля письма и т.д. Третий критерий (при оценке публикаций это жанровое разнообразие) при оценке сочинений – грамотность. На экзамене сочинение абитуриента по первым двум критериям оценивают преподаватели журналистских дисциплин, по третьему критерию – преподаватели-лингвисты. Таким образом, творческий конкурс из школьных дисциплин «пересекается» с русским языком, но проверяется при этом не знание правил, а владение языком на практике.

Творческое сочинение является наиболее важным этапом вступительного испытания (за него можно получить самое большое количество баллов), потому что в сочинении лучше всего проявляются индивидуальные способности абитуриента. Написанные им журналистские тексты при публикации в редакциях часто правят (иногда сильно), к тому же на них влияет стиль и творческая манера, характерные для публикаций данного СМИ в целом.

Третий тур творческого конкурса представляет собой собеседование по предлагаемому абитуриентам списку вопросов. Сюда входят вопросы для проверки социальной ориентации поступающего (они касаются различных общественных сфер и их взаимодействия с журналистикой) и вопросы профессиональной ориентации. Вопросы профессиональной ориентации могут потребовать от поступающего поразмышлять об особенностях современной журналистики, о профессиональной этике журналиста, о современных отечественных СМИ и творчестве любимых журналистов и т.д. От вчерашнего школьника никто не ждет глубокого теоретизирования со ссылками на научные авторитеты. От него ждут продуманного изложения собственных наблюдений, оценок и, разумеется, их аргументации. Комиссия обязательно сопоставляет высказываемые на собеседовании суждения абитуриента с уровнем его публикаций. Не секрет, что в редакциях иногда так «помогают» будущим журналистам, что в итоге опубликованные материалы создают завышенное представление о профессиональном уровне абитуриента.

Экзамен «Творческий конкурс» проходит в два дня. В первый день поступающие пишут сочинение. В тот же день оно будет проверено (напомним, что публикации абитуриентов проверяются еще до начала экзамена). Во второй день проводится собеседование, по окончании которого абитуриент узнает общую оценку за экзамен. Максимально возможная оценка – 100 баллов. Распределение баллов по турам творческого конкурса, перечень вопросов к собеседованию и другая информация об экзамене представлена в Программе творческого конкурса. которую можно (нужно!) прочитать и скачать в этом же разделе нашего сайта.

Другие статьи

Редакционное задание

Редакционное задание

Редакционное задание является формально необязательным, но на практике часто истребуемым документом представителя СМИ
Документ могут использовать:

  • представители СМИ средство массовой информации
  • избирательные комиссии всех уровней
  • местная администрация
  • полиция
  • прокуратура
  • следственные органы
  • суд


При совмещении на одном листе редакционного удостоверения и редакционного задания для уменьшения объема ручной работы целесообразно в задании графу для вписывания имени журналиста заменять оборотом «Предъявитель сего» или аналогичным.

(бланк СМИ средство массовой информации )


(имярек) направляется для освещения работы избирательных комиссий всех уровней в период подготовки, проведения и подведения итогов (наименование выборов или «выборов на территории. в период. ») как представитель средства массовой информации (журналист). Для выполнения настоящего редакционного задания журналисту поручается осуществлять наблюдение за деятельностью избирательных комиссий и ходом голосования, получать документы (в том числе копии протоколов об итогах голосования), производить аудиозапись, фото- и видеосъемку, брать интервью и производить иные действия на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124?I «О средствах массовой информации». статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67?ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иных законодательных актов.

подпись, расшифровка подписи

Редакционное задание журналиста образец

/ лекция

Особенности журналистского труда

Характеристики редакции печатного периодического издания определяются рядом субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся воля учредителя, владельца газеты, цели, которые он ставит перед редакцией, решения ее руководителей. Объективными факторами являются реальные условия, в которых редакции приходится выпускать газету, требования законов Российской Федерации, относящихся к СМИ, нормы общечеловеческой и журналистской этики. И не в последнем счете – особенности журналистского труда.

Эти особенности не зависят от воли и решений ни руководителей редакции, ни журналистов, готовящих материалы для газеты или другого печатного издания. Тот, кто с ними не считается, обречен на неудачу. Поэтому их надо знать и учитывать в своей работе – как в процессе руководства коллективом и его структурами, так и на всех этапах создания журналистского произведения и номера газеты. Определить эти особенности легче всего, сравнив труд журналиста с трудом представителей других видов творческой деятельности в области духовного производства.

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельности, прежде всего – публицистической, редакторской и организаторской. Журналист-публицист – это специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Он пишет по заданию редакции или на предложенную им тему, владеет всеми (или хотя бы большинством) жанрами публицистики. Роль публициста предполагает сочетание у него способностей к исследованию, изучению жизни, к ее логическому осмыслению и образному отображению, к литературному творчеству. Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных критериев профессионального мастерства журналиста, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора. Ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать свои произведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для очередного номера газеты занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа журналиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь использовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к публикации и ответить автору. Это относится не только к бумажным письмам, но и к электронной почте, приходящей в редакцию по Интернету.

Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он поддерживает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство группой его товарищей по редакции при проведении какой-либо коллективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, связанная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу, – дежурство на выпуске номера, участие в редакционных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д. Значение этой деятельности возрастает для руководителя отдела, который планирует работу своих корреспондентов и контролирует ее выполнение.

Заметим, что для руководителей редакции – главного редактора, его заместителя, ответственного секретаря – организаторские обязанности становятся основной и важнейшей частью их деятельности. Однако для остальных творческих работников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся важнейшей особенностью их деятельности. У других представителей литературного труда – писателей – мы также наблюдаем сочетание творческой деятельности – литературного письма – с редакторской работой. Но их смена происходит в ином темпе. И писателю не приходится заниматься организаторской работой.

Почти всегда журналист сам создает свое произведение – репортаж, статью или очерк. Процесс его работы над своим текстом подразделяется, в принципе, на этапы, характерные и для создания литературно-художественных произведений. Как и писатель, журналист сам находит материал для своего выступления в печати, тщательно разрабатывает тему. И для него самым ответственным моментом является творческий акт – написание текста. Здесь он может рассчитывать только на собственные силы и способности, – создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Подобно писателю он старательно отделывает, правит свой репортаж или статью, нередко переписывает.

Но в отличие от писателя или художника журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь элементом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения – выпуска газеты. Успех индивидуальной деятельности журналиста зависит и от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе, от стремления и способности руководствоваться в своем личном творчестве задачами, стоящими перед его редакцией, учитывать направление и характер деятельности других ее сотрудников.

Более того, некоторые моменты и даже целые этапы процесса создания журналистского произведения приобретают черты коллективного труда. Это относится уже к выбору темы будущего выступления. Темы многих статей, корреспонденции, очерков и других публикаций определяются не только в результате личного предложения, заявки журналиста, которая затем подвергается коллективному и подчас длительному обсуждению – в отделе, на планерках и летучках, в редколлегии и т.д. но и руководителями журналиста – редактором, ответственным секретарем, заведующим отделом – в форме редакционного задания, в соответствии с планом работы редакции. Это задание, учитывающее место и роль будущего произведения в газете, подчас дает все основные его характеристики, указывая не только тему, но и объект отображения, характер и форму выступления, время его предполагаемой публикации и даже называя его возможных героев. Оно сообщает журналисту разностороннюю информацию о том, чего от него ждет редакция.

Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно широкие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глубокой ее разработки, использования свежих фактов и др. Автор может столкнуться в жизни с реальной ситуацией, расходящейся с редакционным замыслом. В этом случае он решает, чем именно его выступление будет отличаться от задания. Основной стимул, которым он руководствуется, – воссоздать в газете правдивую картину действительности в соответствии с задачами, стоящими перед его периодическим изданием.

Коллективный характер работы над индивидуальным журналистским произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции – корректировкой хода выполнения задания. На последующих этапах работы это выступает на первый план. Заведующий отделом, в котором работает автор, и сотрудник редакционного секретариата могут совершенствовать авторский текст, выделяя главное, удаляя ошибочные положения, заменяя неудачный заголовок и т.п. Все эти изменения в тексте по идее производятся в содружестве с автором, в любом случае – с его ведома. Публикация, появившаяся в результате в газете, представляет собой индивидуально-коллективное произведение.

Исследователи журналистики утверждают, что она по самой своей природе – коллективистский тип творчества, что коллективизм пронизывает все стороны деятельности журналиста. С использованием в процессе подготовки и выпуска периодического издания Интернета и других новых технических средств значение этой особенности журналистского труда еще более возрастает.

Как индивидуальное, так и коллективное творчество в области журналистики ограничено рамками периодического издания – конкретной газеты, задачами и планами редакции. Документальность журналистики ограничивает это творчество и рамками реальных фактов и ситуаций, которые изучает и отображает журналист.

Это закономерное ограничение, но не сужение творчества журналиста. Объект приложения его творческих сил ничем не ограничен. Это вся окружающая его действительность, вся жизнь – как отдельного человека, так и всего общества. Их изучение требует отдачи всех творческих способностей журналиста. Эффективность его деятельности определяется вместе с тем ее производственным характером. Редакция газеты – это не только творческий, но и производственный коллектив. Он работает по общередакционному плану и производственному графику. Это определяет характер работы и каждого члена редакционного коллектива, в первую очередь каждого журналиста. В определенное, известное ему время он обязан предъявить руководству свою продукцию – произведение заранее обусловленного характера и объема. Без этого невозможен выпуск периодического издания.

Только исходя из производственно-творческого характера журналистского труда, можно моделировать и планировать работу редакции.

Эта особенность журналистского труда резко отличает его от деятельности писателя, художника или композитора. Как правило, они не ограничены требованиями производственного процесса и связанного с ним творческого задания, намного свободнее в выборе темы своего произведения и ее интерпретации. Лишь работа архитекторов, большинство которых входят в коллективы архитектурных мастерских, имеет с этой стороны немало общего с трудом журналиста.

Оперативность и непрерывность

Фактор времени играет огромную роль в процессе духовного производства. Планирование редакционной деятельности, производственно-творческий характер труда означают для сотрудника редакции необходимость точно выдерживать срок представления своего произведения. Этот срок, установленный редакционным заданием, обусловливает степень глубины разработки темы журналистом, совершенствования формы его произведения. И если он нарушит этот срок, уменьшится актуальность его выступления и публикация в газете окажется нецелесообразной.

Сжатые сроки не снижают, однако, требований к уровню журналистского произведения – к его содержанию и форме. Нередко журналисту приходится дорабатывать и даже переписывать свою статью или корреспонденцию. Но в любом случае у него не будет для этого даже небольшой части того времени, которым располагает ученый или писатель. Автору проблемной статьи или очеркисту обычно предоставляют для подготовки своего произведения от силы две-три недели. И нередко репортер собирает материал для своего репортажа и пишет его в течение нескольких часов – в очередной номер.

Быстрота передачи социальной информации массовой аудитории, оперативность журналистского труда приводят, однако, и к некоторым нежелательным последствиям. Из-за недостатка времени журналист не может изучать действительность с той же глубиной и обстоятельностью, как это делает, например, ученый. Это не означает, конечно, что сотрудник редакции имеет право сдавать руководителю отдела или ведущему редактору небрежно написанную поверхностную корреспонденцию. Наоборот, это означает лишь, что он обязан в отпущенное ему время разработать тему своего выступления с наиболее возможной доказательностью и придать ему возможно более совершенную форму.

На самом деле журналист работает постоянно. Бесконечна цепь редакционных заданий, не прерывается творческий процесс их выполнения. Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает сотрудник редакции, чувство его ответственности перед читателем. Даже покинув редакцию и возвратившись домой, он чаще всего продолжает заниматься своими профессиональными заботами – обдумывает характер предстоящей встречи, набрасывает план очередного печатного выступления или ищет заголовок для своей корреспонденции. Колеблется лишь интенсивность этой нагрузки – в зависимости от сложности получаемых заданий. Степенью этой интенсивности, непрерывностью своего труда журналисты резко выделяются среди представителей других видов творческой деятельности.

Сочетание универсальности со специализацией

Несмотря на всю сложность процессов, происходящих в обществе, и невозможность для одного человека высказываться с одинаковой компетентностью по всем вопросам, относящимся к различным областям жизни, признаком профессионального мастерства журналиста все еще остается его умение выступать на разные темы и в разных жанрах. Опытного газетчика и в наши дни отличает способность быстро «переключаться», переходить от одного редакционного задания к другому. Разумеется, степень подобной разносторонности интересов и умения журналиста в значительной мере зависит от типа издания, в котором он выступает, а также от его места в редакции, должности, которую он занимает. Так, собственный корреспондент газеты вынужден быть универсалом – ему приходится писать на самые разные темы и в разных жанрах публицистики. И работа журналистов небольших региональных – городских и районных газет чаще всего приобретает универсальный характер. Но в редакциях крупных периодических изданий сотрудники все чаще приходят к специализации – в соответствии с типом и характером отделов, в которых они работают, – постепенно находя свое тематическое направление, а подчас и свой жанр.

Непрерывный процесс разделения труда в обществе, возникновение и развитие новых областей и отраслей производства и профессий требуют от журналистов специализации. Она дает возможность углубленного изучения какой-либо одной или нескольких смежных областей жизни, овладения специальными знаниями, без которых в наши дни невозможно компетентное журналистское выступление.

Под компетентностью журналиста мы понимаем и общую его осведомленность во всем круге вопросов, связанных с избранной темой газетного выступления, и знакомство с различными сторонами освещаемого предмета. Это тот круг общих и специальных знаний автора, который позволяет ему составить свое мнение о конкретной ситуации, прийти к определенному выводу, изучить актуальную проблему и предложить пути и методы ее решения. Лишь достаточная компетентность журналиста обеспечивает доказательность и убедительность его произведения, высокий уровень его воздействия на аудиторию.

Однако приходится считаться с объективным ограничением уровня компетентности журналиста. В самом деле, обычно он не в состоянии судить о каком-либо событии или явлении с той же компетентностью, с какой это делает специалист в данной области. Он не может, например, определить перспективы нового открытия в области биологии – у него не хватает для этого научных знаний, которыми обладает ученый-биолог. Не в состоянии он указать по той же причине и преимущества нового лекарства – ему приходится советоваться, консультироваться со специалистом. Это ограничение его компетентности объясняется, с одной стороны, постоянным недостатком времени, находящегося в его распоряжении. И с другой стороны, – постоянной сменой редакционных заданий. Если специалист – ученый, инженер, рабочий – постоянно углубляет и закрепляет свои знания и опыт, то журналист работает над разными темами и переходит от одной области знаний к другой. Это мешает углубленному изучению и анализу конкретной ситуации и собранного материала. И все же, несмотря на эти ограничения, компетентность журналиста должна быть достаточной для того, чтобы обратить внимание читателя на актуальность, важность освещаемого события или ситуации, помочь ему, сообщая новую информацию, понять их значение и прийти к определенному выводу.

Обеспечение достаточно высокого уровня компетентности журналиста – нелегкая, но, как показывает практика, выполнимая задача. Каждый решает ее, используя свои возможности, знания и опыт. Этому помогает специфический подход журналиста к фактам и явлениям действительности – с позиций их общественной значимости, возможность охватить конкретную ситуацию, оценить проблему в целом, в комплексе, чего обычно лишен узкий специалист. Способствует журналисту и его профессиональный опыт, приемы быстрого накопления информации, получения у специалистов знаний, необходимых для выполнения задания на новую тему, ознакомление со связанными с нею прежними публикациями в прессе и т.п. Но наилучшие возможности для повышения компетентности журналиста дает ему специализация. Постоянное целеустремленное изучение всех аспектов какой-либо области жизни позволяет ему высказываться с достаточной компетентностью, подчас не уступая специалистам. Об этом свидетельствует практика многих известных журналистов: Ю. Черниченко, специализировавшегося в освещении проблем сельского хозяйства, А. Гудимова, анализировавшего ситуации, возникавшие в различных областях экономики, и др.

Заметим вместе с тем, что в широком тематическом комплексе публикаций современной газетной прессы в России, охватывающем все стороны жизни нашего общества и государства, особое значение имеют два важнейших тематических направления. Это политика и экономика. О чем бы ни писали наши журналисты – универсалы или специализирующиеся в освещении какой-либо области жизни, работающие в редакциях самых разнотипных газет, – о спорте или искусстве, о медицине или школьном образовании, их публикации в конце концов оказываются связанными с политическими или экономическими проблемами. Эти две темы тесно связаны, переплетаются и оказывают сильнейшее влияние на освещение ситуаций и проблем, возникающих в любой тематической области. Потому что от политики и экономики зависят в конце концов развитие этих ситуаций и решение этих проблем.

СТРУКТУРА РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА

Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура редакции должна способствовать управлению всеми ее подразделениями и их безотказной деятельности. С одной стороны, она должна быть достаточно стабильной, сохраняя неизменными основные ее элементы. Иначе невозможно обеспечить эффективную ритмичную работу коллектива. Но, с другой стороны, она должна быть достаточно гибкой, позволять вносить в нее изменения – упразднением некоторых ее звеньев или созданием новых подразделений – в соответствии с изменением реальной ситуации, в которой выходит газета. Добиться органичного сочетания этих двух сторон структуры редакции – сложная задача, всегда стоящая перед ее руководителями.

Одно из условий достижения оптимальной для данного издания системной структуры редакции – продуманное разделение труда в ее коллективе.

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. Первая из них – творческая часть редакции. В нее входят журналисты, которые выполняют функцию подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внередакционными авторами, компоновки готовых материалов газеты в отдельные ее выпуски, обеспечения их дизайна – иллюстрирования и верстки, руководства редакцией и процессом производства номера и т.д. К ней примыкаеттехническая часть коллектива. Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д.

С возникновением в нашей стране информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива. Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.

В результате в редакционном коллективе формируются три функциональные группы. С понижением уровня этой структуры функциональное разделение труда приобретает все более специализированный характер. Каждая из трех групп разделяется на несколько подразделений. Так, творческая часть редакции формируется из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят: редакторах – главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат. Второе – звено исполнения, которое охватывает корреспондентов, сгруппированных в отделы редакции, обозревателей, специальных и собственных корреспондентов газеты. Внутри каждого из звеньев происходит дальнейшее разделение труда. Например, редакторат и редколлегия осуществляют общее руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом. Важнейшими элементами звена исполнения являются творческие отделы, где создаются тексты и иллюстрации, публикуемые в газете. В технической части редакции функциональное разделение труда приводит к образованию ряда служб – корректорской, компьютерного центра, редакционной библиотеки и др. А работники коммерческой части коллектива сосредоточены в ее подразделениях – отделах рекламы, распространения, маркетинга и других, где и решают стоящие перед ними специфические задачи.

Ролевая структура редакции

Функционирование редакционного коллектива во многом зависит и от места, которое занимает в нем каждый работник, и от роли, которую он в нем играет. При организации работы редакции приходится учитывать не только ее системную структуру, но и ролевую структуру коллектива.

Различают несколько видов ролевой структуры. Первый и важнейший – так называемая формальная ролевая структура редакционного коллектива. Она соответствует штатному расписанию редакции. Предусмотренные им должности, связанные с выполнением определенных обязанностей, обусловливают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем руководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каждый штатный работник редакции, занимая определенное место в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представлять себе свои обязанности. Ему может помочь в этом Положение об обязанностях сотрудников редакции – документ, который нередко разрабатывают в коллективах, выпускающих печатные периодические издания. Он позволяет легче и быстрее войти в коллектив редакции ее новым работникам, предотвратить возникновение психологических конфликтов, связанных со служебными отношениями.

Если какие-либо элементы формальной ролевой структуры редакции бездействуют (например, в редакции есть вакантные должности), это отрицательно сказывается на работе всего коллектива, приводит к перегрузке сотрудников. Не случайно о журналисте в редакции судят не только по результатам его труда, но и по его месту – должности и роли в этом коллективе. И не случайно также, что одной из эффективных форм стимулирования сотрудников редакции является их продвижение по должностной лестнице, перемещение на более высокие должности по штатному расписанию, предполагающее и больший служебный авторитет, и большую меру ответственности, и, разумеется, более высокий уровень материального поощрения.

Формальная ролевая структура редакционного коллектива, поскольку она связана со штатным расписанием, – одна из наиболее устойчивых форм его структурирования. Но при необходимости в нее вносят изменения – пересматривают штатное расписание, вводят новые должности, перемещают сотрудников из одного подразделения в другое. Во многих редакциях количество нештатных сотрудников превышает количество штатных, – эта формальная ролевая структура приобретает новые качества. Служебные отношения между штатными работниками упрощаются, а их отношения с нештатными сотрудниками регулируются в зависимости от роли, которую нештатники играют в подготовке и выпуске периодического издания.

Но сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. Между ними возникает множество связей – дружеских, по творческим интересам и др. В процессе личных контактов, в ходе совместной работы в коллективе возникают определенные отношения, не всегда совпадающие со служебными отношениями, обусловленными формальной ролевой структурой редакции. Все больший авторитет получают самые способные, опытные, инициативные работники, готовые помочь товарищу. Независимо от их должности к ним приходят за советом, к их высказываниям на летучке прислушиваются. Наряду с формальным лидером – официальным руководителем – в коллективе может выдвинуться и неформальный лидер. При этом не исключено возникновение служебных, психологических конфликтов, которые всегда отрицательно сказываются на моральном климате коллектива. Так проявляется вторая – неформальная сторона ролевой структуры редакции. Иногда ее называют неформальной ролевой структурой.

Стремясь создать хорошо сработавшийся, как говорят социологи, гомфотерный коллектив, его руководители должны установить оптимальное соотношение между обеими сторонами ролевой структуры. Изучать своих людей, выдвигать вперед самых авторитетных, способных, умелых работников, поручать им самые сложные задания, поощрять их и выдвигать на более ответственные и вышеоплачиваемые должности. Таким образом, обе стороны ролевой структуры редакции взаимосвязаны и, влияя друг на друга, приводят к качественному улучшению ее состава.

ЦЕЛЬ ИЗДАНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ГАЗЕТЫ

Под типом печатного периодического издания обычно понимают совокупность его характеристик, которыми оно отличается от других изданий. Этот тип включает характеристики как содержания издания, тематики его публикаций, так и его дизайна, внешнего лица. Исследователи типологии СМИ согласны с тем, что важнейшими факторами, определяющими типологические особенности газеты, являются, во-первых, цель издания и ее концепция и, во-вторых, ее читательская аудитория.

Цель издания газеты устанавливает ее учредитель. В дальнейшем ее конкретизирует главный редактор газеты, определяющий редакционную политику, и ее генеральный менеджер, отвечающий за экономический менеджмент редакции. Этой главной целью может стать информационное обслуживание граждан – читателей газеты в границах региона ее распространения. Тогда на первый план среди типологических особенностей газеты выходят ее признаки как информационного издания. Такая газета играет роль средства поддержания непрерывных контактов между гражданами, выражения и формирования их личного и общественного мнения и одновременно их контактов с властью, государственными органами. К достижению такой цели стремятся как общенациональные качественные издания – «Известия», «Труд» и др. так и многие региональные и местные газеты – с общими для них типологическими особенностями.

Идiотъ - Письменное редакционное задание

Девятову я, конечно, тоже позвонил. Объяснил — так, мол, и так, пять лет назад я работал в Ъ и ходил писать заметку про акцию НБП у приемной администрации на Новой площади (Девятов сказал, что не помнит такой акции) и больше в лапы ФСО не попадал никогда. У журналистов тогда переписали документы и никого задерживать не стали, но с тех пор каждый раз, когда я прихожу по какому-нибудь делу в здание, охраняемое ФСО (сегодня это был Совет федерации), мне вахтер говорит, что у него сломался сканер или компьютер, полчаса не отдает мне паспорт, а потом говорит (не мне, а тому, к кому я иду), что я экстремист, и что я в базе данных. И вот, говорю я Девятову, меня интересует, что мне надо сделать, чтобы из этой базы меня исключили.

Девятов мне в ответ говорит — мол, вы же были на той акции не как журналист. А как кто? — спрашиваю я при том что я писал заметку, со мной был фотограф и т.п. А что, — отвечает Девятов, — у вас с собой было письменное редакционное задание ?

Какое, — спрашиваю я, — письменное задание? Ну как же, — говорит Девятов, — вот Алексей Алексеевич Венедиктов своим, если они идут на мероприятия, так скажем, к лимоновцам, всегда выписывает местные командировки. и никаких проблем не возникает.
Олег Кашин

Какой странный человек этот Девятов. Вот, например, федеральный Закон о Средствах Массовой Информации.

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

И всё! Редакционное удостоверение. Пресс-карта. Никаких “местных командировок” и “письменных редакционных заданий” журналист иметь не обязан.

Впрочем, ФСО закон не писан, это у нас все знают. Легализованная банда в Кремле сидит. Все приличные люди оттуда давно в частные конторы ушли, одни подонки остали.

p.s. интеревно, Девятов — это от “девятое управление”?

Высер сделан Пятница, марта 13, 2009 в 13:23:00 Рубрики: жызнь. Подпишитесь на RSS 2.0 ленту комментариев. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.

Как составить задание редакции журналистам для освещения хода голосования и подсчета голосов на избирательных участках?

Как составить задание редакции журналистам для освещения хода голосования и подсчета голосов на избирательных участках?

Ответ:
При составлении редакционного задания необходимо учесть следующее:
1. Задание редакции необходимо отпечатать на фирменном бланке редакции, с указанием адреса и реквизитов редакции СМИ;
2. Вписать всю необходимую информацию;
3. Необходимо задание редакции зарегистрировать в журнале исходящей документации, проставив исходящий номер и дату на этом документе;
4. Задание редакции нужно отпечатать в двух экземплярах, обязательно подписать у главного редактора, поставить печать и дату;
5. Помните, что помимо наличия задания редакции, у журналистов, работающих на избирательных участках и освещающих выборы в день голосования, должно быть еще при себе служебное удостоверение.

Задание редакции можно составить по этому образцу:
ЗАДАНИЕ РЕДАКЦИИ
ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ХОДА ГОЛОСОВАНИЯ
НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ №_____
(образец)
Для освещения хода голосования и подсчета голосов избирателей на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам, и очередных выборах депутатов маслихатов РК, назначенных на 15 января 2012 года, на избирательном участке №______ (указать номер участка и название населенного пункта) направляем следующих представителей нашей редакции:
1. Журналист __________________________________(полностью имя, фамилия, отчество, номер служебного удостоверения и дата выдачи);
2. Оператор (фотокорреспондент) ________________________________________(полностью имя, фамилия, отчество, номер служебного удостоверения и дата выдачи).
Просим обеспечить их присутствие на избирательном участке №_____ в соответствии с положениями Конституционного Закона РК «О выборах в Республике Казахстан» и не препятствовать осуществлению ими профессиональной деятельности, направленной на получение и распространение информации о ходе голосования на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан.

_____________________
(подпись главного редактора, дата, печать)

Другие материалы

Творческие задания для журналистов

Творческие задания для журналистов

1. «Живая речь». Студентам предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек «живой» речи (например, в автобусе, на улице, в столовой), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики.

Цель упражнения – овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. «Время». Студенты самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +/- 5 минут считается нормой.

3. «Фраза-картинка». В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист обязан создать «эффект присутствия». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание – «показать» фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. «Реплики». Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. «Жесты и мимика ». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. «Вкусные слова. » Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. «Ассоциации». Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА–МЫШЬ–АДМИРАЛ, ШЕЯ–ГИРЯ–АУКЦИОН, ФЕРЗЬ–БАЯН–КОНСЕНСУС, СЕССИЯ–-ЗИГЗАГ–ТЕЛЕФОН.

Цель – научиться делать «мостики»-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. «Сказка». Студенты выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения – уточнение смысла понятия «журналистская информация».

10. «Три газеты». Студенты делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и так называемое «желтое». Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также – лексикой) своего издания. Цель упражнения – определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. «Стоп-кадр». К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного-трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40–50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. «Одно. ». Студентом выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения – поиск социального смысла в частном случае.

13. «Главная улица». Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения – уточнение методики работы в разных жанрах.

14. «Письмо в редакцию». Студенты пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. «Приметы времени». По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: «Бедственное положение образования», «Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет», «В стране царит милицейский произвол» и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА. Цель – умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. «Два взгляда». Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на СВОБОДНЫЙ СЕКС. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ. Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. «Впрок». Студенты методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения – овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

18. «Описание». Не называя имени, описать с помощью местоимения третьего лица любую известную личность, чтобы по чертам внешности или манерам поведения можно было угадать, о ком идет речь. Каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют героя. Описать любое местное здание, которое является достопримечательностью или выделяется своей архитектурой, при этом студенты не называют само здание. Затем каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют здание.

19. «Как». Сравнения с «как» (словно, будто) делают текст ярче и образнее. Студентам предлагается создать образ, используя сравнение через «как». Для этого преподаватель заранее готовит список слов, к которым студенты должны подобрать сравнение. Вариант второй – студенты придумывают несколько заголовков, в которых используют сравнение с «как», к ранее опубликованному тексту.

20. «Диалог». Описать известную в регионе личность (чиновник, спортсмен, актер и т.д.) с помощью диалога двух старушек, отца и сына, представителей молодежи и т.д.

21. «Существительное + глагол». Используя только глаголы и существительные, описать сцену, как мужчина с похмелья утром бреется в ванной, торопясь на работу.

22. «На рассуждение». Написать текст из 10–15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала мухе» (варианты могут быть различными).

23. «Резюме». Дописать уже опубликованную в газете заметку одним предложением-рассуждением. Сравнить результаты.

24. «Общий заголовок». Одновременно всем студентам написать короткий текст на разные темы (политика, экономика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Мороз крепчал». Заголовок должен быть обыгран в тексте.

25. «Символическая цифра ». Написать зарисовку о человеке, используя в качестве основы символическую цифру, обобщающую его жизненный путь.

26. «Заголовки». К предложенному преподавателем тексту написать несколько заголовков, разных по типу. Затем к каждому из заголовков сделать подзаголовок, уточняющий или детализирующий сказанное.

27. «Лид». К выданному преподавателем тексту, написать несколько разных лидов, например, лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид.

28. Организация деловой игры

Деловые игры широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  • Журналистское произведение как тип текста.
  • Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  • Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  • Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  • Оперативное отражение действительности в журналистике.
  • Журналистское творчество и культура.
  • Закономерности журналистского творчества.
  • Право и этика журналиста.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный Вами материал – статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный вами материал – очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала. Соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание студентам, играющим роль сотрудников редакции:

оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.