Руководства, Инструкции, Бланки

научный паспорт музейного предмета образец img-1

научный паспорт музейного предмета образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1802 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Научный паспорт музейного предмета образец

11. Научный паспорт музейного предмета.

Научные паспорта составляются на все музейные предметы и коллекции, которые представляют наибольший интерес с точки зрения их познавательной, исторической, политической, научной, художественной ценности. Научный паспорт предмета является исходным документом для всякой научно-исследовательской работы, ведущейся над музейными экспонатами. В практике работы наших музеев области научные паспорта составляются на предметы этнографии,изделия прикладного и изобразительного искусства.

Источниками информации при составлении паспорта являются сам предмет, техническая документация и литература, каталоги других музеев, статьи в газетах и журналах, рекламные, информациннные и архивные материалы, план комплектования коллекции музея, инвентарная книга, а также сведения, полученные в результате консультации со специалистами, коллекционерами…

Научный паспорт представляет собой унифицированнуюформу описания предмета. Объем сведений в каждой графе должен обеспечивать достаточно полноценную и лаконичную характеристику предметас выделением признаков, определяющих его музейное значение.

Научная карточка. Она содержит сведения о происхождении предмета, его датировке, авторах, фабричных марках и знаках, описание формы и украшений и т. д. Источники для записей этих данных различны – это сведения, полученные в результате непосредственного изучения самой вещи, данные каталогов, актов закупочной комиссии, протоколов, поступлений предметов и коллекций, полевых описей экспедиций, отчетов командировок, сведения, исходящие от бывших владельцев, опубликованные материалы, текстовые и иллюстрированные. Научная карточка не только закрепляет сведения о предмете, но и открывает возможности для более глубокого изучения его. Она позволяет упорядочить и привести в определенную стройную систему самые разнохарактерные данные, полученные в результате исследования предмета. На основе научных карточек создается широкая система карточек, необходимых для всесторонней оценки исторического и художественного значения изучаемого собрания. Научная карточка должна иметь фотографию музейного предмета или зарисовку внешнего вида. Фотография предмета должна быть снята так, чтобы тот характерный признак был выявлен на снимке с наибольшей отчетливостью.

13. Световой режим.

Его главная цель – регулирование доступа световых и ультрафиолетовых лучей к музейным предметам. Свет способен вызывать физические и фотохимические изменения. Степень воздействия света на предмет зависит от материала, из которого сделан предмет, окрашен ли предмет искусственно или имеет природный цвет, свето- и цветостойкости красок, использованных для окрашивания, продолжительности и интенсивности воздействия светового излучения.

По светостойкости материалы делят на 3 группы:

1) с высокой светостойкостью (низкой светочувствительностью): металлы, нецветной камень, гипс, неглазурованная керамика, бесцветное стекло, неокрашенная синтетическая ткань (или окрашенная некоторыми синтетическими красителями) и т.п.;

2) со средней светостойкостью (средней светочувствительностью): кость, кожа, мех, неокрашенные и небеленые натуральные ткани, окрашенная синтетическая ткань, дерево, глазурованная керамика, эмаль, масляная и темперная живопись и т.д.;

3) с низкой светостойкостью (высокой светочувствительностью): фотография, главным образом, цветная, а среди цветных – особенно выполненная на фототехнике «Polaroid», акварель, пастель, бумага, беленая и окрашенная натуральная ткань (особенно, если краситель натуральный).

Чем темнее предмет, тем выше его способность поглощать световые лучи, а, следовательно, и быть подверженным воздействию света. Что касается красителей, то нормы светостойкости зависят не только от цвета, но и от типа краски: масло, акварель, гуашь, темпера и т.д. а также от примесей (у каждого производителя, как и у художников, самостоятельно делающих краски, эти примеси свои). Для красителей, чей производитель неизвестен или не известны данные по светостойкости, можно решить данный вопрос при помощи экспертизы.

Предметы с высокой светостойкостью требуют только предохранения от прямого попадания солнечного света. Уровень освещенности для них не должен превышать 150 люкс. Это связано с опасностью повышенного воздействия не только света, но и ультрафиолетового излучения. Среднесветостойкие материалы требуют особого режима: уменьшение освещенности или полное затемнение. Так, дерево в основном требует затемнения, потому его рекомендуют одевать в чехлы. Масляная и темперная живопись без света не могут, потому их не очехляют (при длительном недостатке света масло и темпера темнеют). Белый мех, кость также требуют освещения, поскольку в темноте они желтеют. Уровень освещенности для них не должен превышать 75 люкс. Высоко светочувствительные (с малой светостойкостью) предметы рекомендуется хранить в затененном помещении в защищенном от света оборудовании. Норма освещенности в отечественном музееведении для высокосветочувствительных материалов – от 50 люкс до 75 люкс. Возможны ситуации, когда высокосветочувствительные предметы должны храниться в полной изоляции от света (в этих случаях предмету рекомендовано только закрытое, фондовое хранение, а в экспозицию, особенно длительную, лучше помещать копию).

В зарубежном музееведении стандарты вырабатывают, как правило, сами музеи. Для светочувствительных объектов рекомендуют низкую освещенность: 50 люкс; для среднесветостойких – 150–200 люкс; а о высокосветостойких объектах говорится, что они выдержат освещенность и до 300 люкс включительно. При этом устанавливаются нормы соотношения контрастности, которые призваны обозначить разницу между самой ярко освещенной и самой мало освещенной поверхностями предмета. Показатель соотношения контрастности принимается 6:1. Нормы ультрафиолетового излучения варьируются до 75 микроватт на люмен (в зарубежном музееведении происходит процесс снижения допустимого уровня ультрафиолетового излучения до 10 микроватт на люмен, что связано с внедрением новых ультрафиолетовых фильтров, встроенных во флуоресцентные лампы, а также новых видов пленки и ламината для оконного стекла и экспозиционного оборудования). При хранении в экспозиции важно не только определить параметры светового, ультрафиолетового излучения, нормы соотношения контрастности, но и продолжительность экспонирования. Светочувствительные объекты советуют время от времени изымать из экспозиции, чтобы уменьшить общее количество часов, в течение которых они подвергаются воздействию этих факторов. Для светочувствительных экспонатов параметры освещенности определяются в 60000–120000 люксов-часов в год.

Видео

Другие статьи

Научный паспорт музейного предмета образец

19. Вторая ступень учета - регистрация музейных предметов в инвентарных книгах (инвентаризация)

19.1. Вторая ступень учета - регистрация музейных предметов основного фонда в инвентарных книгах (инвентаризация).

Инвентаризация представляет собой развернутое описание визуальных характеристик предмета, позволяющее идентифицировать предмет и индивидуализировать его в ряду аналогичных ему предметов.

На данной ступени учета научное изучение музейного предмета не предусматривается.

19.2 Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах производится ответственным хранителем после составления паспорта музейного предмета в который вносятся сведения, соответствующие данным первой ступени учета, а также дается развернутое описание визуальных характеристик предмета и подробное описание состояние сохранности.

В дальнейшем в паспорте музейного предмета последовательно фиксируются результаты научного изучения, реставрации и использования музейного предмета (приложение 27).

Музей вправе самостоятельно определить форму паспорта с учетом особенностей конкретного вида музейного предмета.

Паспорт подписывается лицом, составившим описание, визируется главным хранителем, утверждается заместителем директора по научной работе.

При отсутствии в музее должности заместителя директора по научной работе паспорт утверждается директором.

19.3. Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах должна быть осуществлена в срок не более 3 месяцев с момента их приема на ответственное хранение.

19.4. Инвентарные книги ведутся по фондовым коллекциям в соответствии с систематизацией основного фонда музея и в зависимости от количественного состава каждой коллекции.

Шифры фондовых коллекций, а также формы паспортов музейных предметов утверждаются ЭФЗК музея

19.5. В музеях с большим объемом и разнообразным составом фондов, как правило, выделяются следующие фондовые коллекции :

древнерусская живопись (иконопись);

графика оригинальная (рисунки в различной технике);

графика печатная (гравюры и литографии, плакаты и т.п.);

архитектурные детали и фрагменты;

предметы из керамики и стекла;

предметы из металла;

мебель и предметы из дерева;

Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее - тема научной статьи по культуре и культурологии, читайте бес

Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее The scientific description of museum objects at the Novosibirsk State Regional museum Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология » Аннотация
научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Трофимова Татьяна Андреевна

В данной статье раскрывается проблема научного описания музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее, выявлены основные этапы учета и научного описания музейных предметов в исторической динамике и научной рефлексии.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 24.00.03, author — Trofimova Tatyana Andreevna, Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History

In this article the problem of scientific descriptions of museum objects at the Novosibirsk State museum. As a result, identified the main stages of accounting and scientific description of museum objects in the historical dynamics and scientific reflection.

Научная статья по специальности " Музейное дело. Музееведение " из научного журнала "Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение", Трофимова Татьяна Андреевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Трофимова Татьяна Андреевна Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. №2 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-opisanie-muzeynyh-predmetov-v-novosibirskom-gosudarstvennom-kraevedcheskom-muzee (дата обращения: 28.09.2016).

Трофимова Татьяна Андреевна "Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее" Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-opisanie-muzeynyh-predmetov-v-novosibirskom-gosudarstvennom-kraevedcheskom-muzee (дата обращения: 28.09.2016).

Трофимова Татьяна Андреевна (2012). Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-opisanie-muzeynyh-predmetov-v-novosibirskom-gosudarstvennom-kraevedcheskom-muzee (дата обращения: 28.09.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Трофимова Татьяна Андреевна Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. №2 (6) С.129-134.

Трофимова Татьяна Андреевна "Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее" Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение (2012).

Трофимова Татьяна Андреевна (2012). Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение

Реставрационный паспорт музейного предмета

Реставрационный паспорт музейного предмета

11. Состояние сохранности после проведенных реставрационных работ (описание изменений технического состояния, внешних изменений предмета после реставрации, уточнение атрибуций и пр.): _______________________________________

12. Заключение Реставрационного совета (выписка из протокола, № и дата протокола): _________________________________________________________________

Ответственный хранитель: _________________________________________

13. Рекомендации по условиям хранения предмета: ____________________

14. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы, картограммы и пр.) ____________________________________________________________

15. Акт возврата из реставрации: ___________________________________

16.Наблюдения за предметом после реставрации: _____________________

реставрационным отделом подпись расшифровка подписи

Главный хранитель подпись расшифровка подписи

Настоящий акт составлен в том, что музей в лице: ________________

(главный хранитель, заведующий отделом (сектором) учета, ответственный хранитель)

принял. а _______________________________________________________

в лице своего представителя _______________________________________

передал во временное пользование для_______________________________

на основании договора от ___________________ №____________________

на срок ______________________следующие музейные предметы:

наименование и краткое описание предметов, материал, техника, размеры, проба, масса драгметаллов, кол-во и масса драгоценных камней

Акт выдачи музейных предметов во временное пользование

Настоящий акт составлен в том, что музей в лице ________________

(главный хранитель, заведующий отделом (сектором) учета, заведующий отделом,

действующих в соответствии с договором от «____»________20___ №_____

(федеральный орган, учредитель)

выдали. а _____________________________________________________

в лице своего представителя _______________________________________

действующего на основании доверенности от «_____»________ №______

принял во временное пользование на срок ____________________ следующие музейные предметы:

наименование и краткое описание предмета, материал, техника, размеры, проба и масса драгоценных металлов, кол-во и масса драгоценных камней в каратах

Всего в настоящий список внесено ______________________________________________ музейных предметов (цифрой и прописью)

с общей страховой оценкой ______________________________________________________ ((цифрой и прописью)

из них ________________________предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе:

золото ______________ предметов общей массой _________ г;

серебро _____________ предметов общей массой __________ г;

алмазы _____________ шт. общей массой _________карат и т.д.

Передали подписи (с расшифровкой)

Принял подпись (с расшифровкой)

(в качестве образца)

Акт № ____ от «___» ________20____

Методические рекомендации «Школа музейного хранителя»

There are no translations available.

Государственный учет, научное описание и хранение музейных предметов

Введение

Музейные предметы, образующие основной фонд, являются составной частью общегосударственного музейного фонда. Предметы искусства, старины и народного быта, находящегося в музеях и хранилищах, как вошедшие в музейный фонд и охраняемые государственными средствами, признаются государственным достоянием.

«Уходя в прошлое, любая эпоха оставляет за собой след в виде материальной и духовной культуры на основе, которой и складывается общественный исторический опыт. Его свидетельствами являются памятники культуры, совокупность которых составляет национальное достояние любого общества определяет его материальный и духовный потенциал». Поэтому музейная деятельность во всем её многообразии основывается на изучении и использовании музейных предметов – памятников материальной и духовной культуры.

Значительный опыт, накопленный музеями в изучении музейных коллекций и выявлении их общественной значимости, позволил более четко определить цели и задачи музейного фонда Р. К. Они нашли отражение в «Положении о музейном фонде Р.К.» от 1993 года

Задачи музейных фондов.

Памятники истории, материальной и духовной культуры, переданные государством на хранение в музеи, составляют неотъемлимую часть мирового культурного наследия.Поэтому на нас музейных работников возлагаются большие и ответственные задачи в вопросах хранения и учета памятников истории и культуры. Музейные фонды составляют огромную материальную ценность и требуют бережного хранения и точного учета. Учет музейных фондов преследует двоякую цель:

1-ая задача заключается в охране государственной собственности;

2-ая в раскрытии научного и художественного значения музейных коллекций и отдельных музейных предметов, в научном описании. При отсутствии научного и художественного определения музейные коллекции могут потерять значение музейных предметов, превратиться в ненужный материал, засоряющий музейные фонды. Правильно организованный учет музейных коллекций является одним из самых необходимых условий нормального функционирования всякого музея и для выполнения задач в области экспозиционной, научно-исследовательской работы.

В процессе государственного учета и научной обработки музейных фондов предусматриваются следующие этапы работы:

  • Первичная обработка экспонатов (актирование и запись в книгу поступлений или главную инвентарную книгу), имеющая целью их документальную охрану.
  • Инвентаризация экспонатов, т. е. их научная регистрация (классификация и научное определение с занесением в инвентарь), проводится в целях юридической охраны экспонатов.
  • Составление научно-справочной документации, для обеспечения научной и справочной работы с коллекциями (картотеки – именная, тематическая, предметная).
  • Научная паспортизация, имеющая целью полное, научное описание экспоната. Научные паспорта составляются на уникальные, реликвийные экспонаты: в облмузее – на предметы этнографии, изделия прикладного, изобразительного искусства.
Первичный учет и первичная обработка музейных предметов.

Оформление приема экспонатов производится немедленно по их поступлении, хранение в музее экспонатов неоформленных актами приема и незарегистрированных в книге первичного учета категорически запрещается. Первый этап музейного учета состоит из трех операций:

  • Актирование музейного предмета.
  • Запись в книгу первичного учета (книги поступлений или главная инвентарная книга).
  • Шифровка музейного предмета.

Все поступления и выдача музейных предметов оформляются в музеях соответствующими актами приема-сдачи. Акт прием-сдачи является государственным юридическим документом. Поэтому к его составлению следует относиться очень внимательно. Акты составляются по установленной форме, в 3-х экземплярах, утверждаются директором музея, скрепляются печатью. Фамилии сдающих и принимающих экспонаты должны быть написаны четко и разборчиво в скобках, никаких исправлений в актах не допускается.

Следует отметить, что актированием музейных предметов решается задача не только охранно-юридическая, но и научного характера, поэтому при составлении акта приема-сдачи необходимо отразить как можно больше сведений о происхождении предмета, его принадлежности, связях с определенными событиями или лицами, о времени их изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления и т. п. Эти сведения отражаются в «легенде», которая хранится при соответствующем акте поступления. Все акты музейных предметов нумеруются порядковыми номерами. В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются и опечатываются печатью.

Книга первичного учета.

Акты приема-сдачи служат основанием для записи в книгу поступления. В музее 2 книги поступлений: для учета музейных предметов основного фонда – главная инвентарная книга и для книга учета предметов научно-вспомогательного фонда. Книги поступлений, как государственный документ охранного порядка в соответствии с требованиями инструкции, до её заполнения должна быть пронумерована, прошнурована и проставлена печать организации. Порядковые номера книги поступлений с шифром музея (ком) проставляется на самом предмете или на прикрепленной к нему этикетке, порядковый номер экспоната проставляется на акте приема.

Научная инвентаризация

Научной инвентаризации подлежат только предметы основного фонда. В книгах научного инвентаря в областном историко-краеведческом музее научное описание ведется по типам источников – документального, фотоматериалов, объемного, изобразительного,археологии, негативов, драг.металлов, нумизматики. Научная инвентаризация предусматривает наиболее полное освещение различного рода дополнительных сведений для научного определения музейного предмета. Книги научного инвентаря являются источником развернутых, научно обоснованных, и проверенных данных об основном фонде музея. Научное описание музейных предметов проводится в соответствии с типовыми схемами описания памятников материальной культуры, письменных источников.

Прежде всего, описание следует начинать с предметного слова: например грамота почетная, плакат печатный, знамя переходящее, костюм мужской, куропатка серая. Описание предметов материальной культуры, в том числе декоративно-прикладного искусства. В наименованиии музейного предмета или группы предметов указывается их практическое назначение, авторское название, если оно известно. Место изготовления: указывается страна, область, район, (губерния, уезд), город, деревня. Дается полное название государственного (казенного или частного предприятия), завода.

Материал и техника изготовления: В тех случаях, когда предмет выполнен из нескольких материалов, указывается преобладающий (основной). Отмечается – ручным или механическим способом выполнен предмет и кратко указываются особенности технологии производства.

Автор предмета:Обозначаются фамилия, инициалы, даты жизни, основные сведения об авторе.

Легенда или история бытования предмета: Здесь даются сведения об этнической и социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, в том, кому он принадлежал, раскрывается мемориальное значение предмета.

Источник и время поступления: Здесь указывается дата поступления, как и от кого поступил предмет в данный музей (в результате экспедиции, через закупочную комиссию,в дар и т. д.)

Описание документальных материалов начинать с наименования автора документа или составителя, а документов, не имеющих определенного автора – с названия данного документа, издания и его выходных данных.

Например: грамота Николаеву С. И.— от администрации участка № 4

Датировка: 1970г 10 апреля

Материал и техника: бумага плотная, типографская печать, в цвете или специальная бумага, картон, возможно в плотной папке (обложка) красного цвета, типографская печать.

Графа описание: — содержит следующие записи: грамота почетная Николаеву С. И. – начальнику участка № 4 шахты № 18 за высокие производственные показатели от предприятия. Грамота выполнена на спецбланке, установленного образца, типографским способом в цвете (красный, бордо, желтый), заполнена машинописным текстом, заверена круглыми печатями и соответствующими подписями.

Например: Удостоверение Николаеву С.И

Графа описание – удостоверение Д 917622 Николаеву С.И в том, что он Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28.08.54 № 234–575 награжден медалью «За трудовую доблесть».

Удостоверение установленного образца, выполнена на спецбумаге, типографским способом (госзнак), состоит из 10 стр. В удостоверении помещенеы извлечения из положении о медалях СССР. Заполнено удостоверение от руки фиолетовыми чернилами, заверена круглой печатью и подписью секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Выдано17.09.54г

Описание художественных памятников (живописи, скульптуры, графики и т.д) начинается с указанием имени, отчества, дат жизни художника. Дальше указывается название произведения и описывается сюжет. Например: Серов В. А. Портрет Ерловой М. Н. 1905г. в рост, три четверти холста, техника — масло. В случае если автор неизвестен, то запись начинается со слов: «неизвестный художник», «Весенний сев» — распаханное поле, на переднем плане двухрядная сеялка, на заднем плане вправо две избы. Бумага. Акварель.

Описание портретных фотографий. начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, с указанием года, места съемки, дается подробное описание типовых признаков портрета. Запись фотоотпечатков групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются заснятые в группе лица (снимок групповой, семейный) или (снимок групповой, делегаты Х съезда КП Казахстана). Описание портретного снимка: Ф.И.О, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, вслед за этим дается описание типовых признаков портрета: погрудной или поясной, в рост, полуобот влево или вправо или в фас и т. д. Описание портрета – пример: Трухин П. М. – генеральный директор комбината «Карагандауголь», Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии 1972г. награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции. Снимок погрудной, глянцевый, в фас, без головного убора, в темном пиджаке, белой рубашке, с галстуком.

Яркий пример тщательного научного описания можно привести на примере одной фотографии из фондов областного музея: фото Славгородский П. В. (слева) – участник 77-го артиллирийского полка, сформированного в Караганде в 1941–42 гг. рядом Мирошниченко, Давиденко, фото групповое, погрудное. В легенде о фотографии даны следующие данные – Славгородский П. В. 1918г.р. гвардии старший сержант, 77-го арт.полка, 29-ой дивизии, впоследствии 72-ой гв.дивизии. Славгородский приехал в Караганду в 1931 году вместе с родителями, в 1938 году окончил Щучинское педучилище и был направлен в Атбасар, откуда в декабре 1941 года призван в Армию. Направили учиться в арт.полк, который квартировался в Майкудуке. Стал командиром минометного расчета, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги». Командующий дивизией – Николай Николаевич Павлов, полковник в отставке, живет в Москве (сведения 1970г). В конце 1941- апреле 1942г формировались в Караганде два полка артиллирийский и пехотный (минометное и противотанковое подразделение). 77-й арт.полк входил в состав 29 дивизии, штаб которой находился в в Акмолинске. В апреле дивизия была направлена в 1-ую резервную армию, дислоцированную под Тулой. В июне на станции Абганеро принял первый бой. Затем дивизия сражалась под Сталинградом. За героизм в боях под Сталинградом полк награжден орденом Красного Знамени и присвоено звание – гвардейской. Затем в сентябре 1943г. войска 29-ой дивизии освободили г. Красноград, за что дивизия стала именоваться 72-ой гвардейской Красноградской дивизией. 7 августа 1944г. дивизия участвовалав освобождении г. Кировограда, 16 августа 1944г. форсирование Днепра. В августе дивизия вступила на территорию Румынии, освобождали Венгрию, Словакию. Свой победный путь окончила в Братиславе.При описании только одной фотографии сделан анализ исторической хроники целой дивизии, даны очень четкие описания боевого пути, также в легенде есть сведения о тех людях, что рядом со снятым лицом на фотографии. Эта информация сделана для последующих поколений, интересующимися боевой славой своих земляков — карагандинцев.

Описание фотоотпечатков и негативов . изображающих различные события, производственные процессы, виды местностей, начинается с наименования сюжета, с последующим описанием необходимых деталей, отмечается обстановка, где производилась съемка, время, место и дата фотографии, назвать по возможности фамилию фотографа.

Описание естественно-исторических предметов надо начинать с видового названия (лютик едкий, ворона серая). Описание должно включать русские и латинские названия и все данные полевых этикеток.

Вес и размер даются в единицах метрической системы, как правил, сначала измеряется по вертикали, затем по горизонтали.

  • Для зоологических чучел — размер указывается в высоту без подставки;
  • для препаратов в банках – дается размер банки;
  • для энтомологических коллекций – размер ящика;
  • для ботанических коллекций – гербария, размер гербарного листа.
  • Объемные предметы измеряются по глубине, сферические и круглые диаметр.
  • Взвешиванию подлежат предметы из драгоценных металлов, драгоценные камни и жемчуг. Взвешиванию подлежат также ценные образцы минералов и крупные друзы кристаллов.

Сохранность. Эта графа фиксирует сохранность предмета при поступлении в музей. При отсутствии дефектов обязательно отмечается полная сохранность. Все конкретные дефекты предмета перечисляются с указанием места и размера повреждения (порывы, пятна от клея, следы наклеивания,пожелтевшие и т. д.).

Графа «Стоимость » или указывается цена, если закуплено, или дар.

Составление научно-справочной документации. Картотеки.

Акты приема-сдачи, книги поступлений, книги научного инвентаря являются документами ограниченного пользования. Для получения необходимых справок и проведения научной работы с фондами во всех государственных музеях ведутся специальные картотеки, позволяющие получить наиболее и глубокие сведения о хранящихся в музее памятниках естественной истории, материальной и духовной культуры. в государственных музеях на каждый предмет основного фонда составляется научная карточка в зависимости от типа источников. Карточки систематизируются по отделам музея, группируются в соответствии с принятой систематизацией музейных предметов.

В облмузее имеются картотеки именные, тематическая, предметная, составлены топографические описи.

Именная картотека строится алфавитном порядке. Систематизирует, классифицирует музейные памятники соответственно их принадлежности тем или иным лицам: Героям Соц. Труда, Лауреаты гос. премии, Герои Советского Союза, деятели науки и техники, писатели, художники, артисты и т.д

Тематическая картотека создается в соответствии с профилем музея, разделами и темами экспозиции. Например:

  • дореволюционный период,
  • установление советской власти, коллективизация,
  • Великая Отечественная война,
  • угольная промышленность,
  • черная металлургия,
  • цветная металлургия,
  • сельское хозяйство,
  • наука,
  • народное образование,
  • здравоохранение,
  • культура,
  • физкультура и спорт,
  • экология,
  • Карлаг,
  • советская демократия,
  • градостроение,т. д.

Предметная картотека – обеспечивает возможность наведения справок о музейном предмете (предметы археологии, нумизматики, зоологической, геологической коллекции).

Кроме того, на все места хранения в хранилищах составляются топографические описи.

Научная паспортизация

Научные паспорта составляются на все музейные предметы и коллекции, которые представляют наибольший интерес с точки зрения их познавательной, исторической, политической, научной, художественной ценности. Научный паспорт предмета является исходным документом для всякой научно-исследовательской работы, ведущейся над музейными экспонатами. В практике работы наших музеев области научные паспорта составляются на предметы этнографии,изделия прикладного и изобразительного искусства.

Источниками информации при составлении паспорта являются сам предмет, техническая документация и литература, каталоги других музеев, статьи в газетах и журналах, рекламные, информациннные и архивные материалы, план комплектования коллекции музея, инвентарная книга, а также сведения, полученные в результате консультации со специалистами, коллекционерами…

Научный паспорт представляет собой унифицированнуюформу описания предмета. Объем сведений в каждой графе должен обеспечивать достаточно полноценную и лаконичную характеристику предметас выделением признаков, определяющих его музейное значение.

Научная карточка. Она содержит сведения о происхождении предмета, его датировке, авторах, фабричных марках и знаках, описание формы и украшений и т. д. Источники для записей этих данных различны – это сведения, полученные в результате непосредственного изучения самой вещи, данные каталогов, актов закупочной комиссии, протоколов, поступлений предметов и коллекций, полевых описей экспедиций, отчетов командировок, сведения, исходящие от бывших владельцев, опубликованные материалы, текстовые и иллюстрированные. Научная карточка не только закрепляет сведения о предмете, но и открывает возможности для более глубокого изучения его. Она позволяет упорядочить и привести в определенную стройную систему самые разнохарактерные данные, полученные в результате исследования предмета. На основе научных карточек создается широкая система карточек, необходимых для всесторонней оценки исторического и художественного значения изучаемого собрания. Научная карточка должна иметь фотографию музейного предмета или зарисовку внешнего вида. Фотография предмета должна быть снята так, чтобы тот характерный признак был выявлен на снимке с наибольшей отчетливостью.

Музейная выставка

Практически ни один музей не ограничивается подготовкой и постоянным совершенствованием своей основной стационарной экспозиции, но и создает многочисленные выставки -самые различные по тематике, типу, месту экспонирования.

Выставки музейные представляют собой музейную экспозицию, т.е целенаправленную демонстрацию на основе определенной научной концепции музейных предметов, подлинных памятников истории и культуры. Специфика музейной выставки состоит в том, что она экспонирует. Основу экспозиционных материалов должны составлять музейные предметы или их воспроизведения. Музейная выставка представляет собой экспозицию временного характера, посвященную актуальной теме. Темы могут быть различными: значительныепамятные и юбилейные даты по истории страны, тема может бвть актуальной только в региональном отношении – юбилей местного предприятия, имеющего важное значение для развития региона, края, республики. Выставки могут быть — новых поступлений, выставка частной коллекций, которая приобретается музеем, тематическая выставка на предприятии или в учебных заведениях, выставки фотографий.

Музейные выставки разделяются по тематике, по методу экспонирования (тематические, систематические, коллекционные), по месту экспонирования (стационарные и передвижные, музейные и внемузейные). Тематическая структура обусловливает определенные разделы выставки: титульный лист, оглавление (смысловая нагрузка ведущего текста, эпиграфа, высказывания, определяющего все содержание темы), документы, свидетельствующие об основной деятельности исторической личности, хроника общественной деятельности, этапы личной жизни. Завершающий этап – подготовка путеводителя по выставке, специальная информация для СМИ, телевидения. Музейныевыставки играют огромную научно-просветительскую роль, выполняющими музеями с использованием музейных средств пропагады и рекламной деятельности музейного предмета.

Условия хранения, температурно-влажностный режим

От условий хранения музейных предметов зависит их сохранность. Важнейшим условиям правильногохранения поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.

Для достижения этих условий необходимо начинать топку возможно ранней осенью, постепенно увеличивая ее интенсивность, сообразуясь с погодой, и кончать топку возможно поздней весной, постепенно уменьшая ее интенсивность. Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.

Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18 ± 1°С.

Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов 55% ± 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами- 50-65%.

В помещениях микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т. д.

Возрастающая роль музейных и культурных учреждений на современном этапе отмечалась в Послании Президента Р. К. Н. А. Назарбаева, 2003г. где в специальной среднесрочной программе «Культурное наследие», намечена программа по изучению, сохранению материальной и духовной культуры народов Казахстана, поиск новых путей сотрудничества мировых культур стран СНГ и мира. В программе приведены целый ряд масштабных проектов, цели которых четко обозначены:

«Во-первых, создать целостную систему изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.

Во-вторых, обеспечить воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников. имеющих особое значение для национальной истории.

В-третьих, обобщить многовековой опыт национальной литературы и письменности и создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

В-четвертых, создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы».

  • Послание Президента Р. К. Н. Назарбаева 2003г.
  • Кондратьев В. В. сборник научных трудов.

3. «Музейное дело в СССР», г. Москва. 1987г.

  • Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, М. 1984г.
  • Материалы из фондов областного историко-краеведческого музея.

Акты приемки-сдачи, легенды о предметах.

Книги документального, фотофонда, объемного фонда, нумизматики.

Составитель: Орыспаева М. К.гл.хранитель облмузея

Музейное дело в СССР, Москва.1987г, сборник научных трудов, стр5.

Конкретные примеры описания музейных предметов


Главная | О нас | Обратная связь

Конкретные примеры описания музейных предметов

Описание вещественных музейных предметов

Юный музейщик должен уметь давать характеристику вещественным музейным предметам, которые вносятся в инвентарную книгу. Описание – это не только описание визуальных характеристик предмета. Для краеведческих музеев, музеев исторического профиля, каковыми в большинстве своём являются школьные музеи, важными являются и другие сведения о предмете: время создания, бытования, находки, источник поступления, история создания и жизни предмета до его поступления в фонды музея.

Вещественные памятники – тип источника, который включает в себя все движимые предметы материального мира, в которых овеществлена деятельность людей. Они несут информацию об истории и культуре, хозяйственной деятельности, социальной организации, о быте людей, религии и т.д. Вещественные источники включают в себя также движимые объекты природы (образцы пород и минералов, гербарии, коллекции насекомых и др.).

Вещественные источники подразделяются на виды: по функциональному назначению (орудия труда, оружие, одежда, предметы быта, деньги и т.д.), по материалу (дерево, камень, металл, стекло, керамика и т.д.). Описание вещественных памятников всегда вызывает определённые трудности даже у музейных работников. Тем не менее, иметь общее представление об этом направлении фондовой работы нужно иметь.

Вашему вниманию представлена памятка с примерами описания вещественных музейных предметов.

Общим правилом является указание следующих параметров.

3. Автор, изготовитель (например, название предприятия выпустившего предмет), издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).

4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд. ; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр. имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описание общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя пропущенный фрагмент многоточием.

5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки (для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. Например, «СССР, РСФСР, Либкнехтовский район, с.Казьминское». В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности. Например, «РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, в 2,5 км к югу от села Новая Деревня, по правому берегу р.Большой Зеленчук, выше балки Кизиловой».

6.Дата создания, бытования, события, находки. Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Например, «Награждение – 2015г. 10 апреля»; «Событие – 1943 г.», «Изготовление – 1985г. Бытование – 1980-е годы». Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках. например, «не позднее ноября 1987» (?); «1-е десятилетие ХХ века» (?). Для археологических предметов кроме даты находки указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования. Например, «200 млн. лет».

7.Материал, техника изготовления. В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования. Например. Для костяной иглы: «кость – резьба, сверление, шлифовка». Если предмет состоит из нескольких различных материалов, указывается каждый из них с техникой обработки. Если состав металла невозможно определить точно, можно ограничиться общей характеристикой. Например, для металла – «белый металл», «жёлтый металл». Для ткани – «ткань х/б», шёлк» и пр.

8. Размеры.Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах. В сервизах, наборах указываются размеры только одного из аналогичных предметов. У трёхмерных предметов вначале измеряется высота, затем ширина и глубина. У круглых предметов указывается диаметр с указанием «D». У овальных предметов (зеркало, блюдо, знак) измеряется сначала больший, затем меньший диаметр. Для ваз, тарелок, чашек, а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей в целых кусках или отрезах измеряется сначала ширина куска (постоянная величина), а затем длина. Для предметов одежды даются следующие размеры:

· для костюмов – ширина плеч или пояса, длина;

· для рубашки, верхней одежды и пр. – объём ворота, ширина подола, длина;

· для юбки - пояс и ширина подола, длина;

· для брюк – пояс, длина;

· для головных уборов – высота и максимальный диаметр;

· для обуви – общая длина и высота предмета

9. Сохранность. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп. Указываются места особенно значительных повреждений, например, «Обломан правый верхний угол, левый край покрыт ржавчиной»; «Ручка отбита. Имеется» или «Ручка отбита. Утрачена». При отсутствии видимых дефектов, если предмет хорошо сохранился, пишется «Видимые повреждения отсутствуют», «Видимых повреждений не обнаружено», или «В сохранности».

10. Источник и способ поступления. Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении. Сотрудники музея должны проверять сведения дарителя и дополнять легенду информацией, полученной в ходе изучения предмета.

Конкретные примеры описания музейных предметов

Учётный номер: ______

Наименование предмета: Самовар настольный электрический «45 лет Победы»

Автор/Изготовитель: Предприятие «Салют»

Дата создания/изготовления предмета: 1990

Место создания: СССР, РСФСР, г.Куйбышев.

Описание предмета: Тулово самовара в форме шара белого металла с крышкой в форме полусферы с конфоркой (место для чайника) в форме розетки. На крышке две фигурные рукоятки чёрной пластмассы. На тулове по бокам две прикреплённые петлевидные металлические ручки с чёрными пластмассовыми веретенообразными рукоятками. Впереди кран белого металла с фигурной ручкой и чёрной пластмассовой шаровидной рукояткой. Тулово держится на ножке с основанием квадратной формы с четырьмя подножками в форме лап и гнездом для электропровода. На тулове с двух сторон по периметру рельефная надпись «45 лет Победы». Спереди на тулове штампованное изображение Спасской башни Московского Кремля со звездой, четырьмя звёздочками салюта и одним цветком. Под изображением надпись «1945/1990». На дне основания клейма, обозначающие аббревиатуру предприятия-изготовителя «ТУ1-01 0293-75»/1990г. «3л/220В 1КВГ» / и цена «Ц.60р.».

История (легенда): Принадлежал семье профессора кафедры отечественной истории МГУ Иванова Ивана Ивановича (1928г.р.).

Время и место бытования: 1990-2001гг. Москва

Материал, техника: белый металл – штамповка, сварка, клёпка, гравировка. Пластмасса – штамповка.

Размеры: 34*25*33 см.

Сохранность: На конфорке, кране и ручке к крану – тёмная плёнка окислов металла.

Источник поступления: Дар музею от Иванова Ивана Ивановича. Акт № … от …. 2001г.

Учётный номер: ______

Наименование предмета: Вымпел переходящий «Лучшему звену»

Автор/Изготовитель: Не установлен

Дата создания/изготовления предмета: 1962

Место создания: СССР, РСФСР, Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Казьминское

Описание предмета: Вымпел прямоугольный, двойной, двусторонний, красного цвета. Украшен бахромой из желтых шёлковых нитей. Вверху по краю карман, в который продет металлический стержень с двумя деревянными точёными навершиями - «шишечками», выкрашенными бронзовой краской. К стержню слева и справа привязан жёлтый витой шёлковый шнур с двумя кистями на концах.

Лицевая сторона – в верхнем левом углу изображение пятиконечной звезды и колоса, справа текст на русском языке «Колхоз «Ударник»» Ниже текст золотистой краской «Лучшему звену. 1962».

Оборотная сторона – вверху в центре, пятиконечная звезда, ниже текст на русском языке желтой краской «Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье». Изображения и текст выполнены золотистой краской.

История (легенда): Был вручён звену по выращиванию кукурузы за урожай 95 ц в початках с площади в 30 га.

Время и место бытования: колхоз «Ударник», 1962

Материал, техника: Ткань х/б. – шитье. Краска золотистая, жёлтая, шёлковая нить; металл, дерево – токарная обработка, печать по трафарету, роспись, плетение.

Размеры: 60*35 см. Длина металлического стержня с навершием 47 см.

Сохранность: Загрязнение, пятна, трещины, мелкие сколы бронзовой краски, значительная осыпь желтой краски.

Источник поступления: Получен от секретаря партийного комитета колхоза «Ударник» Петрова Ивана Сидоровича. Дарение. Акт № … от … 1995.