Руководства, Инструкции, Бланки

доплата за научное руководство аспирантами img-1

доплата за научное руководство аспирантами

Рейтинг: 4.0/5.0 (1790 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Плата за научное руководство Архив - Портал аспирантов

зачем, простите, вы к нему пошли? Полагаю, что это не было секретом.

Нет, не было секретом. Но ходили разные слухи, что если не платить - научный руководитель теряет интерес и защита может никогда не состояться :(
До выхода на этот форум искренно считала, что у всех так. Спасибо вам все, форумчане, что "раскрыли глаза".
Руководителя я поменяла.

вот видите,как хорошо ,что я подняла на первый взгляд, "глупую тему". Все-таки,каждый труд должен оплачиваться. Тем более в НАШЕЙ СТРАНЕ,ГДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ,УЧЕНОМУ МАЛО ПЛАТЯТ.Спасибо всем за ответы)

Все-таки,каждый труд должен оплачиваться
Несколько не так. Я напомню:
сколько в рублях стоит дать в благодарность науч. руководителю в случае успешной защиты
Поэтому когда говорят
за каждый его даже не шаг, а просто вздох надо платить от 100$
я говорю в адрес такого нецензурные выражения
Что же касается
Вообще, думаю бутылка коньяка за 2-3 года руководства маловато будет. Тысяч 15-20 думаю отдать.
вопрос сложный. Он от многого зависит.
Т.е. после того, как защитились, встает этот вопрос: как, что и т.п. И, конечно, тут многое зависит от личности нр и приложенного им труда. Если вместо труда был один вред - то и говорить не о чем. Если организация сама платит нр за успешную защиту (как у nauczyciel'я, а теперь и у нас), то размер благодарности корректируется на эту цену. Очень может быть, что итоговая сумма будет 0. Это, например, когда нр вроде как и был, и что-то делал, но делал это на отъ**ись. Но, лично я, как бы против подарков нр вообще. Это по своему опыту.

Ink, вы что, считаете, что у НР вообще не должно быть фин мотивации?
Вы что сам, простите, все в вузе делаете за бесплатно?
Если ВУЗ реально платит копейки (или вообще не платит) за научное руководство, то это на НР накладывает какие-то обязанности? Может, хватит совдепии?
Я здесь исключаю мотивацию НР, что называется, из любви к искуству. Но если он реально, по многу часов, занимается своими аспирантами, делает за них основной объем работы, то вы "принциапиально против подарков НР вообще?"
А вы, простите, сами кого нибудь подготовили, что бы оценить труд НР??
Возмущаюсь не из-за подарка (на х. он нужен) - возмущает потребительское отношение к НР

fazotron,
(на х. он нужен)
возмущает
Э, батенька, как Вы разошлись-то. Впервые на моей памяти. Даже приятно, что я всё еще могу жечь глаголом сердца людей :) Ну, давайте по порядку и с расстановкой
вы что, считаете, что у НР вообще не должно быть фин мотивации?
Ну почему же. Вот Вы так прям сходу мотивацию "из любви к искусству" исключили. А меж тем - это моя основная мотивация работы в вузе. В том числе по этому я и занимаюсь со студентами на совесть, а не на от..ись. Но я абсолютно согласен с Вами, что и фин. стимул должен быть. Однако каким он должен быть и за чей счет? С ситуацией когда нр "заставляют" брать аспиранта лично я не встречался. Не хотите - не руководите. Но ведь иметь аспирантов - это престиж, в первую очередь, а затем всё остальное. И тут я считаю, что платить должен вуз, а не аспирант из своей стипендии в 1500р. Или Вы считаете, что вышеназванные 100 $ за чих это обоснованно?
Если ВУЗ реально платит копейки (или вообще не платит) за научное руководство, то это на НР накладывает какие-то обязанности?
Да, накладывает. Аспиранта под дулом пистолета брали или по своей воле? У нас нр пишет, что "согласен" руководить аспирантом. Согласился на имеющихся условиях? Ну вот и всё, - выполняй взятые на себя обязательства.
Может, хватит совдепии?
А это не совдепия. Вот как раз это - рынок. Где на сильных нр, специалистов, есть спрос, а на слабых - нет. Для примера: в моём вузе есть нр А, который получает персональную надбавку в 8 000 руб. в мес. за руководство аспирантами. А есть нр Б, что этих денег не получает. А - доктор, профессор, известный специалист, Б - кандидат, доцент. А - стабильные защиты (и благодарность аспирантов), Б - ни одной успешной защиты за всё время руководства (и плевки, и грязь от аспирантов). Вот Б как раз и пытается всем намекать о благодарности в процессе, а не по факту.
Но если он реально, по многу часов, занимается своими аспирантами, делает за них основной объем работы, то вы "принциапиально против подарков НР вообще?"
Принципиально - да. Еще раз: с пистолетом у головы заставляющим что-то делать никто не стоит. Сделали - спасибо, нет - ну чтож. И такой момент. Я уже говорил, что оценка труда нр самим нр и его аспирантом может существенно отличаться. Нр может и сутки без сна просидеть над статьей своего питомца "улучшая" её. А в итоге окажется, что только ухудшил. Но нр говорит: я ведь сидел, работал, старался. Где благодарность? А аспирант отвечает? Благодарность за то, что вы ухудшили мой труд? И вот еще что. Я не могу предугадать все ситуации во всем их многообразии. Но, зная российский менталитет, я принципиально буду против подарков, дабы исключить коррупционную составляющую. И, тем не менее, я как дарю, так и получаю подарки.
А вы, простите, сами кого нибудь подготовили, что бы оценить труд НР??
А вот не надо такими аргументами спекулировать, не надо. "Сначала добейся" - это аргумент argumentum ad hominem, и тот факт, что как лицо, руководящее аспирантами я характеризуюсь отрицательно (т.е. аспирантами не руководил), никак не влияет на истинность или ложность моей аргументации по теме. Но, если хотите параллелей, то как нр дипломников, курсовых, бакалаврских работ, конференций и пр. я выступал.
возмущает потребительское отношение к НР
не менее возмущает потребительское отношение к аспиранту

возмущает потребительское отношение
возмущает потребительское отношение
Меня тоже возмущает потребительское отношение, в чем бы и с какой бы стороны оно не выражалось.:row::shuffle:

Ink, надоела демагогия. Ну, о каком рынке вы говорите?
На моей памяти во всех вузах, которые знаю (допускаю, что далеко не все), оплата за НР мизерная и равная (то есть отличается только числом аспирантов, а не качеством-числом защит). Что толку, что у меня % высокий, а у многих остальных - низкий, оплата одна. Да, работаю, понятно, не за подарки и не за доплаты - просто потому, что для меня это скорее хобби и из любви к искусству, а финансовое благосостояние обеспечивается основной работой. Но это мое положение. Я в данном случае говорю не о себе. Поскольку здесь форум аспирантов, а не профессоров - то чаще всего слышишь негатив в отношении негодных НР. В ряде случаев, безусловно, справедливых - есть и такие, и немало и во-многом, благодаря и тому финансовому фактору, о котором говорим.
Да, в принципе, никто не заставляет руководить, но ведь и стимулов выкладываться научнику нет никаких (кроме престижных). Платить, конечно, за научное руководство должен вуз, не аспирант. ДОЛЖЕН. И должен адекватно труду НР. Но НЕ ПЛАТИТ
Потребительское отношенние к аспиранту недопустимо, но ведь мы сейчас совсем о другом. Постоянно здесь слышу - НР это не сделал, это не подсказал, это не обеспечил. Вот в этом и проявяляется потреб отношение: НР должен, аспирант только рот открывай, чтобы разжевали и положили.
НР должен быть святее папы римского - может, и к аспиранту надо также относиться?
Ко мне можно не прислушаться в данном вопросе - у каждого свое мнение, но ведь ситуация с научным руководством в вузах катастрофична - неужели непонятно.
А вот аргумент, кого вы сами подготовили очень даже уместен - пока сами не влезете в эту шкуру - будет разговор глухого с немым. Разговор идет не о том, как в книжках написано, или как должно быть, а как есть в жизни

Да, в принципе, никто не заставляет руководить, но ведь и стимулов выкладываться научнику нет никаких (кроме престижных). Платить, конечно, за научное руководство должен вуз, не аспирант. ДОЛЖЕН. И должен адекватно труду НР. Но НЕ ПЛАТИТ
.
Ко мне можно не прислушаться в данном вопросе - у каждого свое мнение, но ведь ситуация с научным руководством в вузах катастрофична - неужели непонятно.


fazotron, рассуждая так, можно далеко зайти - ведь труд преподавателя в любом случае оплачивается по копеечным ставкам. Брать деньги со студентов?

Что ситуация с научным руководством катастрофическая - не спорю. Как катастрофическая ситуация и с аспирантами, которые не понимают и не хотят понимать, что от них требуется, и руководителю приходится тратить гораздо больше сил, чтобы добиться от них хоть чего-то, чем даже 10-15 лет назад. То поколение в вузе было приучено не тупо сдирать с интернета, а хоть как-то обрабатывать источники, у новых поколений этот навык отсутствует начисто, и требование писать самостоятельно повергает в полный ступор. И фактически руководитель выполняется не меньше 50 процентов работы аспиранта - я не про поиск оппонентов говорю, а именно про подготовку текста работы (не редактирование, а саму подготовку).

И если руководитель не берет все это на себя - аспирант думает, что его кинули. Ведь научрук должен делать все. Даже план работы - и тот научрук должен писать.

А аспирант филонит. Как же, он такой хороший, поступил в аспирантуру, содрал статью не с одного сайта, а с двух, даже ссылки поставил - что же научруку не нравится?

надоела демагогия
:confused: А она была?
Ну, о каком рынке вы говорите?
Образовательных услуг. В широком смысле: любо ученный предлагает свои услуги. В данном случае - нр вузу. Вуз оплачивает его услуги. И требует выполнения обязанностей. Обязанности руководить аспирантами нет.
оплата за НР мизерная
я против этого тезиса не возражаю, я согласен
Что толку, что у меня % высокий, а у многих остальных - низкий, оплата одна
Вот прям парой дней раньше я задавался вопросом
Ну вот и смысл мне иметь больше всех на кафедре тех же ВАК-статей, скажем, если мне премий за это не дают?
чаще всего слышишь негатив в отношении негодных НР
Как говорилось в одном мультике
Делай добро и бросай его в воду
Но НЕ ПЛАТИТ
И это основание стрясти с аспиранта бабла? Фазотрон, Вы меня удивляете.
НР должен, аспирант только рот открывай, чтобы разжевали и положили.
Вы сейчас в чём и кого хотите убедить? Что то же потреб. отношение в принципе не должно быть, или что если будут ПЛАТИТЬ, то можно и потерпеть?
НР должен быть святее папы римского - может, и к аспиранту надо также относиться?
Может. С меня, например, три шкуры драли.
неужели непонятно
Понятно. Но что с того? Я Вам бы это и 5 лет назад подтвердил. Актуальность проблемы ясна, решения нет. И тогда, некто, предлагает решение: один источник финансирования (вуз) заменим другим (аспирант). Но аспиранты - в массе своей - бедны. Тогда берем аспирантом какого-нибудь бизнесмена/чиновника, защищаем его, получаем $ как в процессе, так и после, и все довольны. Надо только потом в научном сообществе посетовать на всеобщую коммерциализацию и что в науку всякие чинуши лезут.
пока сами не влезете в эту шкуру
Ага. И соберется десяток докторов и. проблемы не увидит. Все разом согласятся, что "подарки" должны быть и всё. А потом, в императивном порядке, доведут это до сведения аспирантов.
а как есть в жизни
А в жизни по разному бывает. Например, одного профессора избил аспирант, за то, что тот деньги взял, а не защитил.

Я же подчеркнул, ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ ВЫДЕЛЯЮ, что вообще не имел ввиду взимания денег с аспирантов как способа оплаты работы НР. Я о высокомерной фразе Ink, конкретно позвучавшей: "я в принципе против против подарков НР. " Дескать, пусть он, быдло, пашет, подарков он в любом случае недостоин. То есть я о конкретно хамском отношении к труду НР, никак адекватно не оплачиваемому и уж благодарности (в любой приемлемой форме - даже спасибо) по-крайней мере заслуживающему (если, конечно, эта заслуга есть)

То есть я о конкретно хамском отношении к труду НР, никак адекватно не оплачиваемому и уж благодарности (в любой приемлемой форме - даже спасибо) по-крайней мере заслуживающему (если, конечно, эта заслуга есть)

Вот с такой формулировкой согласен полностью

Вот с такой формулировкой согласен полностью Ну не все тут обладают широкой русской душой. Ага, и как-то я уже упоминал про работу за спасибо за интерес (http://aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?p=53758&highlight=%E4%E5%E2%E8%F6%FB+%EF%EE%F0%F2%E0#post5 3758).

На самом деле, соглашусь с Инком и от себя добавлю, что НР должен уделять аспиранту ровно столько время, сколько прописано в положении/уставе вуза = сколько ему выделили на это академических часов (от 75 до 25) и прочих ХЗ благ. Причем как европейские юристы - с хронометром. ;)
А все сверхлимитные услуги в даннром учебном году - оказывать за умеренную плату - от 300 до 1000 р. в час по рыночной цене за репетиторские услуги. Или предложить подождать до будущего года.

Пысы: мне как-то пытались навязать научное руководство - сначало формально. Но я вежливо отказался и послал на юг формально по причине того, что моя специальность кончается на другую цифру. Потом мне ее навязали "неформально". Я формально согласился. Ну и при встрече с аспиранткой объяснил ей, что я формально ее НР не являюсь, и что я типо действую как частное лицо и все такое.

И когда она отказалась со мной выпить чашку кофе под предлогом занятости, то я ей объяснил, что первая консультация бесплатно, а все последующие - за 300 р. в час. Большее я ее не видел и не слышал. Впрочем, никто на кафедре ее уже целый год не наблюдал. Так-то.

НР должен уделять аспиранту ровно столько время, сколько прописано в положении/уставе вуза = сколько ему выделили на это академических часов (от 75 до 25) и прочих ХЗ благ. Причем как европейские юристы - с хронометром. ;)
А все сверхлимитные услуги в даннром учебном году - оказывать за умеренную плату .
Вот это действительно рыночный подход и он, по сути, правилен.
Такой подход все расставляет по местам и убирает благотворительность. Хотя и трудно реализуем
При этом, критерием, все же по настоящему, должно быть не затраты часов, а результат работы.
Однако, это не исключает уважительное, а не хамское отношение к НР о чем я собственно и пишу

Вот это действительно рыночный подход и он, по сути, правилен. Вообще-то я пошутил ;)

Хотя и трудно реализуем Не то слово. Таким методом только можно отшить надоевшего аспиранта, но три копейки заработать вряд-ли удастся.
Ибо быдло-аспиранты с радостью, на блюдечке с голубой каемочкой принесут свои потные тонны тыров за правку диссера и прочие "сопутствующие" услуги. А вот на вышеупомяные просьбы скорее побегут жаловаться на вымогательство.

Добавлено через 3 минуты

При этом, критерием, все же по настоящему, должно быть не затраты часов, а результат работы.
Странное суждение. Впрочем, большинство юристов при заключении договоров на предоставление услуг про результат не упоминают. А в некоторых странах это вообще запрещено. По вполне понятным основаниям ;)

Hulio, я и не говорю, что доплачивать должны аспиранты. Вопрос об адекватности оплаты трудозатратам в принципе. Этот вопрос, впрочем, везде у нас в России
Почему странное? Оценивать надо не часы, которые НР посвятил аспиранту, а конечный результат - выход на защиту и саму защиту

Почему странное? Оценивать надо не часы, которые НР посвятил аспиранту, а конечный результат - выход на защиту и саму защиту
Ну я знаю тысячи десятки случаев, которые особенно участились в наше время всеобщего сокращения штатов, когда НР не "дожил" в вузе до момента защиты. Некоторые не дожили физически.
И Вы сами понимаете, что можно вложить много усилий, но результат защиты все равно будет менее чем предсказуем по многим причинам. И дело не только не в выполнении аспирантом плана и других формальностей, но и в тысяче жизненных причин.

Hulio, я тоже пошутил :)
На самом деле это только побрюзжать

Видео

Другие статьи

Научные руководители аспирантов

Научные руководители аспирантов

Для оказания научной и методической помощи при работе над диссертацией, контроля над выполнением работы, оказания, в случае необходимости, психологической поддержки, выработки рекомендаций по поводу участия аспирантов в учебном процессе аспиранту назначается научный руководитель.

Научным руководителем аспиранта, как правило, назначается сотрудник соответствующей кафедры, имеющий ученую степень и осуществляющий научную и учебно-методическую деятельность.

Научное руководство осуществляется по отраслям наук. Оплата труда научных руководителей аспирантов, зачисленных на бюджетную и внебюджетную формы обучения, производится из расчета, как правило, 50 часов на одного аспиранта в год. Вместе с тем есть примеры, когда оплата труда научных руководителей производится из расчета 75 часов в год на одного аспиранта – гражданина РФ и других государств СНГ и 100 часов в год на одного иностранного аспиранта (государства «дальнего зарубежья»).

Оплата труда научных руководителей/консультантов соискателей производится из расчета 25 часов в год на каждого соискателя в течение срока прикрепления.

Ректор/директор имеет право устанавливать научным руководителям аспирантов доплату без ограничения ее предельных размеров за счет бюджетных или внебюджетных средств.

Научное руководство аспирантами осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (Приказ № 814 от 27 марта 1998 г. Министерства общего и профессионального образования РФ), решениями Ученого совета учебного или научного учреждения.

Научным руководителем аспиранта может стать преподаватель, имеющий ученую степень по тем отраслям наук, по которым проходит подготовка аспирантов.

Научный руководитель назначается приказом по высшему учебному заведению или научно-исследовательскому институту из числа докторов наук или профессоров одновременно с зачислением аспиранта.

В отдельных случаях к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Допуск кандидатов наук, доцентов к научному руководству аспирантами осуществляется приказом по ректора/директора на основании решения Ученого совета.

Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Ученого совета следующий комплект документов:

• личное заявления на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;

• выписку из протокола заседания кафедры о возможности допустить его к научному руководству аспирантами в разрезе научных школ кафедры;

• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений за последние пять лет, подтверждающих развитие своей научной школы.

Кандидаты наук, привлекаемые к научному руководству аспирантами, должны отвечать следующим требованиям:

• иметь утвержденную Ученым советом тему докторской диссертации;

• иметь опубликованные научные работы по теме, предполагаемой к научному руководству;

• тема предполагаемой к научному руководству кандидатской диссертации конкретного аспиранта должна соответствовать научному профилю докторской диссертации научного руководителя.

Региональные преподаватели-консультанты кафедры получают разрешение на научное руководство аспирантами посредством сертификации. Решение о сертификации преподавателей консультантов на право руководства аспирантами принимает Ученый совет высшего учебного заведения/научно-исследовательского института. Региональный преподаватель-консультант, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Ученого совета следующий комплект документов:

• личное заявление на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство и списком потенциальных аспирантов, составленном на основе личных заявлений;

• выписку из протокола заседания кафедры или заседания Учебно-методического совета о возможности допустить преподавателя к научному руководству аспирантами в разрезе научных школ кафедры;

• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений за последние пять лет, подтверждающих развитие своей научной школы;

• копии диплома о присуждении ученой степени доктора или кандидата наук, присвоении ученого звания профессора, доцента (по кафедре или специальности);

• документ, подтверждающий работу в качестве сертифицированного преподавателя данного учебного или научного учреждения (в т.ч. руководство дипломными проектами), как правило, не менее 2 лет.

Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук.

Количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю (не более 5 человек – доктору наук, профессору, и не более 3 человек – кандидату наук, доценту) определяется с его согласия руководством высшего учебного заведения или научного учреждения.

Научный руководитель осуществляет следующие функции:

• определяет цель и задачи диссертационного исследования;

• направляет работу аспиранта в соответствии с выбранной темой;

• координирует подготовку аспиранта для получения необходимых знаний и навыков;

• консультирует аспиранта по теоретическим, методологическим, стилистическим и другим вопросам написания диссертации;

• оценивает проделанную работу и дает заключение о ее соответствии установленным требованиям.

На первом этапе подготовки диссертационной работы научный руководитель консультирует аспиранта в выборе темы, определяет цели и задачи исследования, рассматривает и корректирует индивидуальный план аспиранта и дает рекомендации по списку литературы.

Аспирант периодически (не реже одного раза в месяц) информирует научного руководителя о ходе подготовки диссертации и консультируется по вызывающим затруднение вопросам.

При подготовке к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки научный руководитель рекомендует аспиранту, по какому из разделов курса подготовить реферат, чтобы получить необходимые методологические навыки для работы над диссертацией.

Научный руководитель оказывает аспиранту консультации в выборе направления и списка иностранных источников в разрезе темы диссертационного исследования для подготовки и сдачи экзамена кандидатского минимума по иностранному языку.

После получения окончательного варианта диссертационной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором характеризует качество работы, отмечает ее положительные стороны, особое внимание обращает на не устраненные недостатки, мотивируя возможность или нецелесообразность представления диссертационной работы на защиту в диссертационном совете.

Аспиранты могут обучаться под научным руководством преподавателей кафедр, проживающих в другом регионе РФ и за рубежом.

Вне зависимости от территориальной удаленности научного руководителя научное руководство аспирантами может осуществляться в следующих формах:

• очно, в явочном порядке;

• в режиме теле-, видеоконференции и других форм интерактивной связи;

• заочно (с помощью почтовой переписки, электронной почты и др.)

Научный руководитель несет ответственность за предоставление в аспирантуру учебного и научного учреждения полугодовой отчетности аспирантов о проделанной научной и научно-педагогической работе за отчетной период. Научный руководитель контролирует и несет ответственность за выполнение аспирантом индивидуального плана.

Научный руководитель присутствует на заседаниях кафедры, где проводится аттестация прикрепленных к нему аспирантов.

В целях осуществления контроля над работой аспирантуры Ученый совет систематически заслушивает отчет научных руководителей о ходе руководства по написанию и подготовки диссертаций к защите аспирантов.

В случае желания аспиранта получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», определенную Положением об аспирантуре, научный руководитель способствует прохождению им педагогической практики на кафедре.

Научный руководитель обязан постоянно повышать квалификацию, коммуникационные навыки, стремиться к заимствованию опыта руководства аспирантами у своих коллег, в вузах и научных учреждениях.

• координирует деятельность научных школ и научных направлений на кафедре;

• обеспечивает условия для выполнения научным руководителем своих обязанностей;

• координирует деятельность научных руководителей относительно распределения аспирантов;

• привлекает аспирантов к научной и педагогической работе кафедры;

• контролирует выполнение аспирантами индивидуальных планов;

• контролирует работу научных руководителей.

Доплата за научное руководство аспирантами

Свои отзывы, пожелания и предложения по организации приема и зачисления на обучение в Неофициальный сайт МЭСИ Вы можете оставить на нашем форуме. а также в книге, которая находится в помещении приемной комиссии (каб. 104)

Положение о научном руководителе Общие положения
  1. Научный руководитель назначается аспиранту для оказания научной и методической помощи при работе над диссертацией, контроля над выполнением работы, оказания, в случае необходимости, психологической поддержки, выработки рекомендаций по поводу участия аспирантов в учебном процессе.
  2. Научным руководителем аспиранта МЭСИ является сотрудник кафедры МЭСИ, имеющий ученую степень и осуществляющий научную и учебно-методическую деятельность.
  3. Научное руководство в университете осуществляется по отраслям наук, приведенным в приложении 1.
  4. Оплата труда научных руководителей аспирантов, зачисленных на бюджетную и внебюджетную формы обучения, производится из расчета 50 часов на одного аспиранта в год, в том числе и при утверждении аспиранту двух руководителей (руководителя и консультанта).

Ректор университета имеет право установить научным руководителям доплату без ограничения ее предельных размеров.

  • Научное руководство аспирантами МЭСИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (Приказ № 814 от 27.03.98 Министерства общего и профессионального образования РФ), решениями Ученого МЭСИ и настоящим Положением.
  • Назначение научного руководителя
    1. Научным руководителем аспиранта может стать преподаватель, имеющий ученую степень по тем отраслям наук, по которым проходит подготовка аспирантов в МЭСИ.

    Научный руководитель назначается приказом по МЭСИ из числа докторов наук или профессоров одновременно с зачислением аспиранта.

  • В отдельных случаях к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
  • Допуск к научному руководству аспирантами осуществляется приказом по МЭСИ на основании решения Ученого совета.
  • Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Ученого совета следующий комплект документов:
    • личное заявления на имя ректора МЭСИ с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;
    • выписку из протокола заседания кафедры, о возможности допустить кандидата наук к научному руководству аспирантами в разрезе научных школ кафедры; списка опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений за последние пять лет, подтверждающих развитие своей научной школы.
  • Региональные преподаватели-консультанты кафедры получают разрешение на научное руководство аспирантами посредством сертификации. Решение о сертификации преподавателей консультантов на право руководства аспирантами принимает Ученый совет университета.
  • Региональный преподаватель-консультант, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Ученого совета следующий комплект документов:
    • Личное заявление на имя ректора МЭСИ с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство и списком потенциальных аспирантов, составленном на основе личных заявлений;
    • Выписка из протокола заседания кафедры или заседания Учебно-методического совета о возможности допустить преподавателя к научному руководству аспирантами в разрезе научных школ кафедры;
    • Список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений за последние пять лет, подтверждающих развитие своей научной школы;
    • Копии диплома о присуждении ученой степени доктора или кандидата наук;
    • Копии диплома о присуждении ученого звания профессора, доцента или старшего научного сотрудника;
    Документ, подтверждающий работу в качестве сертифицированного преподавателя Университета (в т. ч. руководство дипломными проектами), как правило, не менее 2 лет;
  • Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта.
  • Осуществление научного руководства
    1. Научный руководитель осуществляет следующие функции:
      • определяет цель и задачи диссертационного исследования;
      • направляет работу аспиранта в соответствии с выбранной темой;
      • координирует подготовку аспиранта для получения необходимых знаний и навыков;
      • консультирует аспиранта по теоретическим, методологическим, стилистическим и другим вопросам написания диссертации; оценивает проделанную работу и дает заключение о ее соответствии установленным требованиям.
    2. На первом этапе подготовки диссертационной работы научный руководитель консультирует аспиранта в выборе темы, определяет цель и задачи исследования рассматривает и корректирует индивидуальный план аспиранта и дает рекомендации по списку литературы.
    3. Аспирант периодически (не реже одного раза в месяц) информирует научного руководителя о ходе подготовки диссертации и консультируется по вызывающим затруднение вопросам.
    4. При подготовке к экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки научный руководитель рекомендует аспиранту, по какому из разделов курса подготовить реферат, чтобы получить необходимые методологические навыки для работы над диссертацией.
    5. Научный руководитель оказывает аспиранту консультации в выборе направления и списка иностранных источников в разрезе темы диссертационного исследования для подготовки и сдачи экзамена кандидатского минимума по иностранному языку.
    6. После получения окончательного варианта диссертационной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором характеризует качество работы, отмечает ее положительные стороны, особое внимание обращает на не устраненные недостатки, мотивируя возможность или нецелесообразность представления диссертационной работы на защиту в специализированном совете.
    7. Аспиранты Университета могут обучаться под научным руководством преподавателей кафедр, проживающих в другом регионе РФ и за рубежом.
    8. Вне зависимости от территориальной удаленности научного руководителя, научное руководство аспирантами может осуществляться в следующих формах:
      • очно, в явочном порядке;
      • в режиме теле(видео)конференции и других форм интерактивной связи; заочно (с помощью почтовой переписки, электронной почты и др.)
    Обязанности научного руководителя
    1. Научный руководитель несет ответственность за предоставление в аспирантуру университета или ее представительства в регионах полугодовой отчетности аспирантов о проделанной научной и научно-педагогической работе за отчетной период.
    2. Научный руководитель контролирует и несет ответственность за выполнение аспирантом индивидуального плана.
    3. Научный руководитель присутствует на заседаниях кафедры, где проводится аттестация прикрепленных к нему аспирантов.
    4. В целях осуществления контроля над работой аспирантуры Ученый совет систематически заслушивает отчет научных руководителей о ходе руководства по написанию и подготовки диссертаций к защите аспирантов.
    5. В случае желания аспиранта получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», определенную Положением об аспирантуре, научный руководитель способствует прохождению им педагогической практики на кафедре.
    6. Научный руководитель обязан постоянно повышать квалификацию, коммуникационные навыки, стремиться к заимствованию опыта руководства аспирантами у своих коллег в МЭСИ, других вузах и научных учреждениях.
    Взаимоотношение заведующего кафедрой с научным руководителем
    1. Заведующий кафедрой:
      • координирует деятельность научных школ и научных направлений на кафедре;
      • обеспечивает условия для выполнения научным руководителем своих обязанностей;
      • координирует деятельность научных руководителей относительно распределения аспирантов;
      • привлекает аспирантов к научной и педагогической работе кафедры;
      • контролирует выполнение аспирантами индивидуальных планов. контролирует работу научных руководителей.
    Приложение 1 Перечень отраслей наук, по которым осуществляется научное руководство в МЭСИ
    • Экономические науки (08.00.00)
    • Информатика, вычислительная техника и автоматизация (05.13.00)
    • Социологические науки (22.00.00)
    • Юридические науки (12.00.00)

    Ответы на часто задаваемые вопросы: Отдел аспирантуры и докторантуры: АлтГТУ

    Отдел аспирантуры и докторантуры

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Кто несет ответственность за подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования?

    Ответственность за работу по подготовке научных и научно-педагогических кадров в сфере послевузовского профессионального образования возложена на федеральный орган управления образованием – Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России решает вопросы, связанные с открытием аспирантуры и докторантуры, реорганизацией и прекращением в случае необходимости их деятельности, осуществляет научно-методическое руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры в образовательных и научных учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

    Какие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашей стране?

    В России существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических кадров:

    • аспирантура (адъюнктура) – очная и заочная;
    • докторантура – очная;
    • соискательство ученой степени кандидата наук;
    • соискательство ученой степени доктора наук;
    • ординатура;
    • интернатура.

    Что такое аспирантура?

    Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

    Подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ Минпромнауки России от 31.01.2001 № 47).

    Каков порядок и процедура открытия аспирантуры?

    Открыть аспирантуру или прекратить ее деятельность в образовательных учреждениях (далее – высшие учебные заведения) или научных учреждениях, организациях независимо от их ведомственной подчиненности может только Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России в этих целях проводит соответствующую экспертизу высшего учебного заведения или научного учреждения, организации, после чего оформляет свое решение приказом.

    Инициатором открытия аспирантуры выступают вузы, научные учреждения, организации и те министерства и ведомства, в ведении которых данные учебные заведения и научные учреждения, организации находятся.

    Пакет документов, направляемых в Минобразование России, оформляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» и инструктивными письмами Минобразования России от 20.05.1997 № 06−52−84ин/25−06 «О предоставлении документов для оформления лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования научным организациям» и от 12.01.1998 №1 «О порядке лицензирования образовательных учреждений и организаций по новым для них образовательным программам послевузовского профессионального образования».

    Кто может поступить в аспирантуру?

    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 в аспирантуру вузов, научных учреждений и организаций принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование (дипломированный специалист, магистр).

    Прием иностранных граждан осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также по индивидуальным договорам, заключаемым вузом, научным учреждением, организацией с юридическими или физическими лицами и предусматривающим оплату стоимости обучения. Граждане, получившие высшее образование за рубежом, кроме диплома, представляют копию свидетельства об его эквивалентности, выданную Минобразованием России.

    Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в аспирантуру российских высших учебных заведений и научных учреждений, организаций в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации (приказ Минобразования России от 27.11.2000 № 3410).

    Каков порядок приема в аспирантуру на договорной основе?

    Порядок приема в аспирантуру на договорной основе аналогичен порядку приема в аспирантуру за счет средств федерального бюджета. Подготовка названных аспирантов осуществляется по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 38−40, 59).

    Должны ли поступающие в аспирантуру на договорной основе сдавать вступительные экзамены или достаточно согласия предполагаемого научного руководителя и собеседования в приемной комиссии?

    Поступающие в аспирантуру сверх контрольных цифр приема по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами сдают вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для диссертационного исследования.

    Какие права и обязанности имеют лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе?

    Лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе, имеют те же права и обязанности, что и лица, принимаемые за счет средств соответствующих бюджетов.

    Необходимо ли заключить договор между аспирантом, обучающимся на внебюджетной основе, и его научным руководителем?

    Взаимоотношения научного руководителя и аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, определяются договором, заключаемым между руководителем вуза, научного учреждения, организации и конкретным юридическим или физическим лицом.

    Имеет ли право вуз требовать дополнительные документы при поступлении в аспирантуру, кроме указанных в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814?

    Нет, не имеет. Нормативным документом в сфере послевузовского профессионального образования для высших учебных заведений и научных учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности является выше названное Положение.

    Какие формы стажировки существуют при поступлении в аспирантуру? Пользуются ли стажеры льготами, освобождающими их от службы в армии?

    Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации могут в соответствии с договорами, заключаемыми с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять предварительную стажировку сроком до одного года, для лиц, поступающих в аспирантуру, с выплатой зарплаты направляющей стороной (Положение о подготовке научно – педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 67).

    Лицам, направленным на стажировку, не предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

    Имеет ли право поступать в аспирантуру специалист, не име­ющий базового образования? Что следует понимать под «профес­сиональным образованием»?

    Поступать в аспирантуру имеет право гражданин, имеющий высшее профессиональное образование (Положение о подготов­ке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Федера­ции, п. 36).
    Под «профессиональным образованием» понимается овладе­ние знаниями по специальности, необходимой для какой-либо определенной деятельности.
    Поступающий в аспирантуру не по профилю специальнос­ти, полученной в высшем учебном заведении, должен владеть знаниями по выбранной специальности в полном объеме тре­бований, предъявляемых к вступительным экзаменам в аспи­рантуру.

    Соискатель ученой степени, имеющий высшее профессио­нальное образование, не соответствующее отрасли науки, по ко­торой выполнено диссертационное исследование, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли на­уки дисциплине (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74).

    Несмотря на то, что нормативными правовыми документами наличие соответствующего базового образования при поступле­нии в аспирантуру не требуется, необходимо помнить, что в со­ответствии с вышеуказанным Положением, к защите диссерта­ции по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам - лица, имеющие высшее ветеринарное образование.

    Нужен ли практический опыт работы (стаж) для поступления в аспирантуру (ординатуру) после окончания вуза по медицинским и педагогическим специальностям?

    Нормативными правовыми документами стаж практической работы при поступлении в аспирантуру не предусмотрен. Суще­ствовавшие ранее ограничения для поступления в аспирантуру (например: стаж, возраст) ныне сняты.

    Если поступающий в аспирантуру не удовлетворен результа­тами вступительных экзаменов, можно ли их пересдать?

    Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сдан­ные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в те­чение календарного года (Положение о подготовке научно-педа­гогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 40).

    Как быть поступающему в аспирантуру, если он не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экзамен?

    В том случае, когда поступающий в аспирантуру не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экза­мен, он может обратиться с заявлением к руководству вуза или научной организации.

    Следует ли проходить процедуру установления эквивалентно­сти диплома о высшем образовании, если он получен в одной из республик СССР до распада СССР?

    Диплом о высшем образовании, полученный в одной из рес­публик СССР до распада СССР, установления эквивалентности не требует.

    Какой язык считается иностранным для лиц из стран СНГ, поступающих в аспирантуру?

    Для лиц, получивших образование в странах СНГ, иностран­ный язык определяется высшим учебным заведением или науч­ным учреждением, организацией, исходя из необходимости вы­полнения аспирантом диссертационного исследования. Русский язык не может рассматриваться как иностранный для лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях Российской Федера­ции, независимо от гражданства.

    Какой язык должен сдавать иностранный гражданин, посту­пающий в аспирантуру?

    Иностранные граждане принимаются в аспирантуру на основе международных договоров и межправительственных соглашений, а также по прямым договорам вузов и научных учреждений, орга­низаций, предусматривающих оплату стоимости подготовки юри­дическими или физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовско­го профессионального образования в Российской Федерации, п. 7). Указанная категория граждан сдает иностранный язык, оп­ределяемый высшим учебным заведением или научным учреж­дением, организацией и необходимый аспиранту для выполне­ния диссертационного исследования.

    Сколько аспирантов может быть у одного научного руководи­теля? Каковы его права и обязанности?

    Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образова­ния в Российской Федерации не ограничивает количество аспи­рантов, прикрепленных к одному научному руководителю. Ко­личество аспирантов, прикрепленных к научному руководителю, определяется с его согласия руководством высшего учебного за­ведения или научного учреждения, организации.

    Задача научного руководителя состоит в том, чтобы оказы­вать научную и методическую помощь аспиранту при написании диссертации и выполнении других видов обязательных для ас­пиранта работ.

    Научный руководитель помогает аспиранту в определении темы диссертации, выработке плана диссертационного исследо­вания, читает и обсуждает с аспирантом материалы диссертации, делает заключение о завершении работы над диссертацией.

    Научный руководитель контролирует выполнение аспиран­том утвержденного индивидуального плана, делает первичное заключение о возможности перевода аспиранта с курса на курс. Его слово является решающим при ежегодной аттестации аспи­ранта, которую проводит кафедра (отдел, сектор, лаборатория).

    Разрешено ли международное руководство аспирантами?

    Научный руководитель утверждается ректором высшего учеб­ного заведения или руководителем научного учреждения, орга­низации из числа докторов наук или профессоров вуза, научного учреждения, организации, заявленных в сведениях о научном руководителе (форма 5а утверждена приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, при­ложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу») при лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования высших учебных заведений и научных учреж­дений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

    Нормативными правовыми документами, действующими в сфере послевузовского профессионального образования, вопро­сы международного руководства аспирантами не регулируются.

    Может ли быть у аспиранта научный руководитель из дру­гого вуза?

    Решение данного вопроса относится к компетенции вуза или научной организации, учреждения.

    Должны ли совпадать научные специальности (в том числе шифры) научного руководителя и аспиранта?

    В связи с внесением изменений в Номенклатуру специаль­ностей научных работников может иметь место несовпадение шифров и названий научных специальностей научного руково­дителя и аспиранта, работающего над диссертацией. Необходимо, чтобы научные труды предполагаемого научного руководи­теля за последние пять лет были выполнены по тематике исследований, соответствующей научной специальности, по которой проходит подготовка аспиранта.

    Имеет ли право аспирант требовать от научного руководи­теля консультаций в письменной форме?

    Нормативные правовые документы, действующие в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, не предусматривают письменную форму консульта­ций научного руководителя по диссертационным исследовани­ям аспирантов и выполняемому ими индивидуальному плану работы.

    Возможно ли иметь двух научных руководителей (или руково­дителя и консультанта), если диссертация выполняется по од­ной научной специальности?

    Нет. Второй научный руководитель (научный консультант) допускается только при наличии смежных специальностей, по которым защищается диссертация (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Фе­дерации, п. 49).

    Чем отличается статус «научный руководитель» и «научный консультант»?

    Статус «научный руководитель» и «научный консультант» никакими документами не определен, но традиционно сложилось, что научный руководитель назначается для руководства кандидатскими диссертациями, а научный консультант — для докторских. Возможно консультирование и по кандидатской диссертации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 18, 49).

    Должны ли утверждаться темы кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете вуза?

    Индивидуальные планы аспирантов, соискателей и докторан­тов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными со­ветами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и науч­ными учреждениями, организациями (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузов­ского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 48,71).

    Является ли обязательной подготовка аспирантов по дисциплинам, необходимым для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»? Нужна ли эта подготовка, если аспирант является преподавателем вуза?

    Если аспиранты, в том числе и работающие на должности пре­подавателя вуза, выражают желание получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», то ректоры высших учебных заведений должны предоставить им возможность выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» (Положение о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 56).

    В соответствии с Временными требованиями к основной об­разовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», могут быть перезачтены теоретические курсы цикла «Факультативные дисциплины», изучавшиеся ранее.

    Возможен ли перевод аспиранта с одной специальности на другую в процессе обучения?

    Да, возможен в исключительных случаях при условии моти­вированного решения руководства вуза или научного учрежде­ния, организации (обязательные условия: вакантное место и пе­ресдача кандидатского экзамена по «новой» научной специальности). При этом необходимо согласовать данное ре­шение с Минобразованием России.

    Имеет ли право ректорат вуза перевести аспиранта – «договорника» на вакантное «бюджетное» место?

    Ректорат вуза имеет право принять решение о переводе аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, на вакантное «бюджетное» место только при наличии средств стипендиально­го фонда.

    Каков порядок перевода аспиранта из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, и с одной формы обучения на другую? Есть ли у аспиранта такое право?

    Да, такое право в отдельных случаях у аспиранта есть. Перевод аспирантов из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, а также с заочной формы обучения на очную, осуществляется по заявлению аспиранта ректором выс­шего учебного заведения или руководителем научного учрежде­ния, организации при наличии у принимающего вуза (учреждения) необходимых средств стипендиального фонда.

    Какие формулировки должны быть в приказах вузов при пере­воде аспиранта из одного вуза в другой?

    Например: аспирант второго года обучения И.И. Петров от­числен в связи с переводом в (название вуза). При этом личное дело аспиранта передается в соответствующий вуз.

    Есть ли основания, по которым вуз может отказать аспи­ранту в переводе в аспирантуру другого вуза?

    Основным условием перевода аспиранта из одного вуза или научного учреждения, организации в другое должно быть согла­сие двух сторон, наличие средств у принимающей стороны (вуза, научного учреждения); в заявлении аспиранта должны быть ука­заны веские уважительные причины перевода. При соблюдении указанных условий причин для отказа не имеется.

    С какого времени начинает выплачиваться стипендия ас­пиранту?

    Стипендия аспиранту начинает выплачиваться со дня зачис­ления, зафиксированного в приказе ректора или руководителя научной организации. В случае, когда аспирант до поступления в аспирантуру работал, то не ранее дня увольнения с предыду­щего места работы и представления трудовой книжки в отдел аспирантуры.

    Каков порядок назначения государственной социальной сти­пендии аспиранту?

    Государственная социальная стипендия для аспирантов не предусмотрена.

    Утверждаются ли квоты на число стипендий Президента Российской Федерации, назначаемых аспирантам, по вузам?

    Нет, не утверждаются. Списки кандидатов на назначение сти­пендий Президента Российской Федерации, получивших рекомендации ученых советов высших учебных заведений, согласовывают­ся с советами ректоров региона (города) и направляются в мини­стерства, ведомства по подчиненности для участия в конкурсе.

    Кто осуществляет в министерствах и ведомствах отбор кан­дидатов из числа аспирантов на получение стипендий Президен­та Российской Федерации и каковы критерии отбора?

    В министерствах и ведомствах создаются из числа работников данного государственного учреждения, представителей государ­ственно-общественных организаций, научной общественности, ведущих научно-педагогических работников экспертные комис­сии, которые на конкурсной основе осуществляют отбор канди­датов на получение стипендий Президента Российской Федера­ции и принимают решение. Списки кандидатов утверждаются на заседаниях коллегий министерств и ведомств и до 1 августа теку­щего года направляются в Минобразование России для подготов­ки соответствующих приказов.

    Основными критериями отбора кандидатов являются: успехи в учебе, подтвержденные соответствующими справками или копи­ями удостоверений о сданных кандидатских экзаменах по форме 2.2; значительные достижения в научно-исследовательской деятельно­сти, подтвержденные дипломами (или другими документами) по­бедителей конкурсов грантов для молодых ученых, всероссийских и международных олимпиад, научных конкурсов, творческих фес­тивалей, свидетельствами о сделанных открытиях, двух и более изоб­ретениях; высокий уровень и значительные объем и количество научных трудов, опубликованных в ведущих научных изданиях Российской Федерации, а также за рубежом.

    Сохраняются ли государственные стипендии для аспирантов, удостоенных стипендий Президента Российской Федерации либо специальных государственных стипендий Правительства Россий­ской Федерации?

    В соответствии с Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах под­держки студентов государственных и муниципальных образова­тельных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (п. 16) государственные стипендии аспирантам, удостоенным стипендий Президента Рос­сийской Федерации либо специальных государственных стипен­дий Правительства Российской Федерации, могут сохраняться и выплачиваться по решению и в порядке, утвержденном уче­ным советом высшего учебного заведения в соответствии с его уставом (рекомендации по применению Типового положения о стипендиальном обеспечении даны в инструктивном письме Минобразования России от 23.01.2002 № 35−55−35ин/02−07, п. 18).

    Какими льготами пользуются аспиранты, обучающиеся на платной основе?

    Льготы аспирантам, обучающимся на платной основе, долж­ны быть предусмотрены в договоре.

    Какими льготами пользуются соискатели, прикрепленные к высшим учебным заведениям, научным учреждениям, организа­циям для подготовки и защиты диссертации?

    Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соискателям, как лицам, соче­тающим основную работу с научной деятельностью, по месту работы предоставляются отпуска с сохранением средней зара­ботной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. Отпуск предоставляется по рекомендации ученого со­вета высшего учебного заведения или научно-технического (на­учного) совета научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в систе­ме послевузовского профессионального образования в Россий­ской Федерации, п. 11). Никакими другими социальными льготами соискатели уче­ной степени кандидата или доктора наук не пользуются.

    Когда аспирантам предоставляются академические отпуска? Какие обстоятельства позволяют аспиранту предоставить академический отпуск?

    Академический отпуск аспирантам не предоставляется. Ас­пирант, отчисленный из аспирантуры, может быть восстановлен на оставшийся (после отчисления) срок обучения при наличии соответствующих средств в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации (Положение о подготовке науч­но-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 50).

    Оплачивается ли аспиранткам отпуск по беременности и родам?

    Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета продлевается приказом ректора высшего учебного заведения илируководителя научного учреждения, организации на время от­пуска по беременности и родам при наличии соответствующего медицинского заключения (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52) и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений выс­шего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 37).

    В какой форме проводятся кандидатские экзамены?

    Форма проведения кандидатских экзаменов определяется экзаменационными комиссиями. По их усмотрению кандидат­ские экзамены могут проводиться по билетам или без билетов.

    Для подготовки ответа соискатель ученой степени использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.

    Уровень знаний соискателя оценивается на: «отлично», «хо­рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Положе­ние о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Рос­сийской Федерации, пп. 88—90).

    Каков состав комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку? Должен ли быть в составе комиссии доктор наук по научной специальности обучающегося при сдаче иностранного языка?

    Состав комиссии по иностранному языку определен Поло­жением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (пп. 83, 84, 86). В состав комиссии по приему кандидатских экзаменов по иностранному языку могут быть включены представители кафедр и подразделений науч­ных учреждений по специальности аспиранта, имеющие уче­ные степени и свободно владеющие соответствующими иност­ранными языками.

    Какой срок действия имеют сданные кандидатские экзамены?

    Нормативными правовыми документами срок действия ра­нее сданных кандидатских экзаменов не установлен, кроме кан­дидатских экзаменов по специальностям, наименования и со­держание которых существенно изменились в связи с введением новой Номенклатуры специальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203 ин/35−23).

    Нужно ли пересдавать кандидатские экзамены гражданам быв­шего СССР, если они были сданы до образования стран, входящих в состав СНГ?

    Нет, не нужно. За исключением кандидатского экзамена по специальной дисциплине, если она претерпела существен­ные изменения в связи с введением новой Номенклатуры спе­циальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203ин/35−23 «О кандидатских экзаменах»).

    Определен ли срок сдачи кандидатского экзамена по специаль­ной дисциплине?

    В соответствии с Положением о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профес­сионального образования в Российской Федерации (п. 87) сроки и продолжительность сессий устанавливаются ректором высше­го учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, осуществляющих прием кандидатских экзаменов. Срок сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине во время проведения сессии определен индивидуальным пла­ном подготовки аспиранта. В случае представления диссертации в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть при­нят вне сроков сессии.

    Какие экзамены сдает соискатель ученой степени кандида­та наук, имеющий высшее профессиональное образование, не со­ответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация?

    Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

    К защите диссертаций по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветери­нарным наукам — лица, имеющие высшее ветеринарное образо­вание (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30.01.2002 № 74).

    До введения в действие новых программ кандидатских экза­менов при приеме кандидатских экзаменов необходимо руковод­ствоваться Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 (инструктивное пись­мо Минобразования России от 11.06.2002 № 36−55−104ин/01−12 «О приеме кандидатских экзаменов в 2002−2003 гг.»).

    Что изменилось в форме удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов в настоящее время?

    В настоящее время форма удостоверения о сдаче кандидат­ских экзаменов не изменена, изменен порядок представления данного документа в Высшую аттестационную комиссию Мин­образования России (Положение о диссертационном совете, ут­вержденное приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1305, приложение № 14, п. 4).

    Нужно ли сдавать кандидатский экзамен по второй научной специальности, если диссертационное исследование идет на сты­ке двух специальностей?

    Нет, не нужно. Аспирант за время обучения обязан сдать кан­дидатские экзамены по философии, иностранному языку и спе­циальной дисциплине (Положение о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 44).

    По какой специальности необходимо сдавать кандидатский экзамен, если диссертационное исследование проводилось на стыке двух научных специальностях?

    Кандидатский экзамен сдается по научной специальности, шифр которой стоит первым в автореферате диссертации на со­искание ученой степени кандидата наук. Вопросы по второй на­учной специальности включаются в дополнительную программу кандидатского экзамена.

    Можно ли указать в автореферате диссертации на соиска­ние ученой степени кандидата или доктора наук сведения о том, что работа выполнена на двух кафедрах?

    Можно. В этом случае заключение по диссертации целесо­образно принимать на совместном заседании двух кафедр или на расширенном заседании одной из кафедр.

    Можно ли принимать кандидатские экзамены на платной (или бесплатной) основе у лиц, не имеющих статуса ни соискателя, ни аспиранта?

    Нет, нельзя. Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, имеющие лицензию на право ведения образова­тельной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, могут принимать кандидатские экзамены у аспиран­тов или соискателей ученой степени кандидата наук. Высшие учеб­ные заведения и научные учреждения, организации, имеющие ас­пирантуру, могут принимать по ходатайству сторонних организаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, кандидатские экзамены у аспирантов и соискателей этих организаций (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, пп. 79, 85).
    Кроме того, студенты, обучающиеся в магистратуре, могут сдавать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, если они предусмотрены в плане подготовки магистра (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кад­ров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 80).

    Действителен ли кандидатский экзамен по иностранному язы­ку у кандидата, например технических наук, при защите канди­датской диссертации по юридическим наукам?

    Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Соискатель ученой степени кандидата наук сдает кандидатский экзамен по иностранно­му языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по отрасли наук экзаме­нующегося (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 83).

    Когда делается приказ о продлении срока обучения в аспирантуре (до окончания срока обучения или после)?

    По сложившейся практике, приказ о продлении срока обучения в аспирантуре делается за три месяца до окончания обуче­ния в пределах средств стипендиального фонда.

    Возможно ли продление срока обучения в заочной аспиранту­ре? Каков порядок продления срока обучения в аспирантуре для лиц, принятых по прямым договорам с оплатой стоимости обу­чения юридическими или физическими лицами?

    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании» (ст. 11) срок обучения в аспирантуре не может превышать по очной форме трех лет, по заочной форме — четырех лет. Порядок продления срока обучения в ас­пирантуре по заочной форме и обучающихся на платной основе находится в ведении высшего учебного заведения и научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52).

    Какой порядок поощрения аспирантов и их научных руководи­телей в случае досрочной защиты аспирантом кандидатской дис­сертации?

    На основании действующего Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации (пп. 60, 61) ректоры высших учебных заведений и руководители научных уч­реждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипенди­ям аспирантов и устанавливать доплату научным руководителям без ограничения их предельных размеров за счет бюджетных и вне­бюджетных средств. Руководство высшего учебного заведения или научного учреждения, организации может оказать аспиранту на основании личного заявления единовременную материальную по­мощь (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и дру­гих формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 33), а также премировать научного руководителя.

    Какие меры могут быть приняты к аспиранту, если он по тем или иным причинам не выполняет свой индивидуальный план работы?

    Все зависит от причин, по которым такое происходит. Если причина уважительная, например, длительная болезнь, то руководство, принимая это во внимание, продлевает при наличии соответствующих медицинских документов время пребывания в аспирантуре на период болезни. Если аспирант не выполняет в установленный срок свой индивидуальный план без уважи­тельных причин, то он отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

    Имеет ли право ректорат вуза не отчислять аспиранта из аспирантуры, если он досрочно защитил диссертацию, но она еще не утверждена ВАК?

    Окончившим аспирантуру считается лицо, полностью выпол­нившее индивидуальный учебный план, сдавшее кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине и защитившее кандидатскую диссертацию. В связи с изложенным аспирант, досрочно защитивший диссертацию, должен быть отчислен из аспирантуры.

    Можно ли при успешном окончании аспирантуры предостав­лять очному аспиранту отпуск? На основании каких документов оплачивается этот отпуск?

    Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка аспи­рантов и докторантов осуществляется в соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах ма­териальной поддержки студентов государственных и муниципаль­ных образовательных учреждений высшего и среднего профессио­нального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487, в пределах бюджетных средств, предусмотренных на обра­зование. В соответствии с данным Типовым положением (п. 21), вступившим в силу с 1 января 2002 г. выплата государственной стипендии аспиранту, докторанту прекращается с месяца, следую­щего за месяцем издания приказа о его отчислении.

    Отчисляются ли очные аспиранты из аспирантуры на время стажировки в зарубежные научные центры?

    Аспиранты очной формы обучения отчисляются из аспиран­туры на время стажировки в зарубежные научные центры с пра­вом восстановления на оставшийся срок обучения.

    Если зарубежная стажировка предусмотрена индивидуальным планом аспиранта, то он не отчисляется, и срок подготовки не продлевается.

    Кому предоставляются «творческие» отпуска?

    Для завершения диссертации на соискание ученой степени кан­дидата или доктора наук работникам предприятий, учреждений, организаций по месту работы предоставляются отпуска (ранее на­зываемые «творческие») с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. От­пуск предоставляется по рекомендации ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных иссле­дований, возможности завершения диссертации за время отпуска. Аспиранты очной и заочной формы обучения, прошедшие полный срок обучения в аспирантуре, правом на получение от­пуска по месту работы для завершения и защиты диссертации не пользуются.

    Кто конкретно и в чем помогает соискателям?

    Соискателям оказывают всестороннюю помощь те высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, которые имеют аспирантуру по соответствующим научным специальностям, располагают необходимой научно-исследовательской, экспериментальной базой и высококвалифицированными на­учными кадрами.

    Оплачивается ли аспиранту педагогическая практика? Каков обязательный минимальный объем часов, затрачиваемый аспи­рантом на прохождение педагогической практики?

    В соответствии с Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессиональ­ного образования по отраслям наук предусмотрена обязатель­ная минимальная педагогическая практика аспирантов в объеме 100 часов. Если позволяют финансовые возможности вуза, аспиранта можно оформить на почасовую оплату труда.

    Как можно оформить на работу аспиранта очной формы обучения?

    Оформить на работу аспиранта очной формы обучения можно по срочному трудовому договору (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 59) либо по совместительству.

    Как и кем осуществляется трудоустройство окончивших ас­пирантуру?

    Трудоустройство окончивших аспирантуру осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

    Имеет ли какие-то преимущества при оплате педагогического труда специалист, окончивший полный курс аспирантуры, но не защитивший диссертацию?

    Входит ли время обучения в аспирантуре в научно-педагоги­ческий стаж при представлении к ученому звания доцента или профессора по кафедре?

    Да, время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы (Положение о подго­товке научно-педагогических и научных кадров в системе после­вузовского профессионального образования в Российской Феде­рации, п. 47).

    Сдан экзамен по истории и философии науки по физико-математической отрасли. Может ли защититься соискатель по техническим наукам?

    Не может. Экзамен по истории и философии науки должен быть сдан по отрасли соответствующей науки.

    Если в комиссии по приему кандидатского по иностранному языку есть доктор филологических наук, обязательно ли в комиссию должен также входить представитель по специальности?

    Включение представителя (доктора наук) в этом случае не обязательно, но желательно, поскольку доктор филологических наук вряд ли является специалистом по соответвующей специальности.

    Если публикация в издании ВАКа была сделана до того, как это издание попало в список ВАК, засчитывается ли такая публикация? На какой момент процедуры защиты (подача заявления, день защиты, день утверждения) считается действительным издание ВАКа?

    Перечень вступает в действие с такого-то по такое-то число. В одном из примечаний говорится, что если работа была прията издательством до изменения в перечне, то она засчитывается. В справке о присуждении можно уточнить в скобках, в соответствии с каким перечнем она засчитывается.

    Соискатель постоянно проживает за рубежом. Где он заверяет личный листок (анкету)?

    Кадровая служба той организации, в которой происходит защита, заверяет подпись руки соискателя.

    Сколько лет должно пройти между защитой кандидатской и докторской диссертаций?

    Нормативные документы не требуют временного интервала между защитой кандидатской и докторской диссертаций. Однако, если докторская диссертация представляется к защите ранее, чем через 5 лет после защиты кандидатской, ВАК, как правило, проявляет к ней более пристальное внимание.

    Какими нормативными документами определяются аудиовизуальные и электронные издания, которые могут быть включены в список опубликованных работ (форма 16)?

    Информационное письмо «Об электронных изданиях» от 21.01.2003 №43−52−06/12, подпись Е.Е. Чепурных.
    www.ed.gov.ru/ed-pr/gost7/lett.html

    Может ли отчет о НИР, имеющий государственную регистрацию, быть приравнен к публикации, с указанием раздела, который выполнил автор?

    К публикациям отчеты о НИР относить нельзя. Госрегистрация позволяет вести учет НИР с целью распределения и формирования последующих заказов для НИР. Вместе с тем, если материалы по НИР пройдут процедуру депонирования, тогда, сформированная из материалов НИР депонированная рукопись приравнивается к авторской публикации.

    Перспективы сохранения в России ученых степеней кандидата наук и доктора наук в рамках Болонской декларации.

    Существующая аттестация будет сохранена.

    На каких условиях могут работать по совместительству аспиранты-бюджетники?

    Работа аспиранта в период обучения не является совместительством и регламентируется п.57 приказа № 814 (при условии выполнения индивидуального плана).

    Обязаны ли аспиранты – очники, обучающиеся на договорной основе, уволиться с места работы при зачислении?

    Всегда ли научный руководитель соискателя степени кандидата наук должен быть утвержден ученым советом?

    Кандидат наук может назначаться научным руководителем по решению ученого совета для конкретного аспиранта (соискателя).