Руководства, Инструкции, Бланки

руководство и лидерство в малых группах. кратко img-1

руководство и лидерство в малых группах. кратко

Рейтинг: 5.0/5.0 (1807 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство и лидерство в малой группе - Студопедия

Руководство и лидерство в малой группе

Социальная роль личности

Распределение ролей между членами группы в значительной мере облегчает задачу функционирования группы. быстроту, точность, эффективность решения групповых задач. Так, во всякой группе существуют полярные амплуа лидера и отверженного. а между ними можно выделить довольно много других ролей различной направленности и содержания.

Роль – это социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

В 1957 г. Р. Шиндлер выделил 5 основных групповых ролей.

1) лидер – который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;

2) эксперт. имеющий нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально

3) конформист – пассивный и легко приспосабливающийся член группы.

4) аутсайдер – самый «крайний» член, который отстает от группы в силу какого-то отличия или страха.

5) противник, оппозиционер. активно выступающий против лидера

Выделяются также и другие, менее распространенные групповые роли, например:

6) роль мученика – взывающего о помощи и одновременно отказывающегося от нее;

7) моралиста – искренне считающего себя правым в любой ситуации группового действия;

11) педант и многие другие.

Любая группа всегда стремится к расширению репертуара ролей.

Понятия «руководство» и «лидерство» рассматриваются как взаимозависимые и взаимопроникающие. Подчеркивается общность функций руководителя и лидера и различие в происхождении позиций .

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом членов группы или отдельных ее участников. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей. является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров. занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Лидерство как явление, порожденное социально-психологическими механизмами, следует отличать от руководства. в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм.

Оно обеспечивает выполнение группой таких задач как: целеполагание, поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам, принятие решений, контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.

Различают три стиля руководства. демократический, либеральный и авторитарный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативности людей, расширением взаимного контроля.

Авторитарный стиль связан с повышением роли руководителя. Он обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать или не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием.

Либеральный стиль (попустительский) характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов группы, предоставляя им самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами группы, пускают развитие дел на самотек.

Исследования показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных трех основных типов.

Другие статьи

Лидерство и руководство в малых группах

Лидерство и руководство в малых группах

В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты.

Лидерство - это психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских».

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера.

Е. Хартли в рамках ситуационной теории предложил четыре «модели». Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Большинство отечественных исследований лидерства феномен лидерства в малых группах рассматривает в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р. Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием

В экспериментах К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта были описаны «авторитарный», «демократический» и «попустительский» стили руководства. Данная терминология вносит ряд трудностей в исследования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Так, вводятся определения «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль.

Авторитарный стиль: деловые, краткие распоряжения, дела в группе планируются заранее, запреты без снисхождения, с угрозой. Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Четкий язык, неприветливый тон. Голос руководится — решающий. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера — вне группы.

Демократический стиль: Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. Не сухая речь, а товарищеский тон. За реализацию предложений отвечают все. Похвала и порицание — с советами. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Распоряжения и запреты — с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы.

Попустительский стиль: Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой. Отсутствие похвалы, порицаний. Лидер не дает указаний. Никакого сотрудничества. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидера. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы.

В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.

Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Все темы данного раздела:

Место социальной психологии в системе научного знания
Социальная психология – научная дисциплина, родившаяся «на стыке» двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социа

Структура современной социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е. отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает: · психологич

История формирования социально-психологических идей
По мнению Г.М.Андреевой, и с ней солидарны другие известные социальные психологи, история социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологиче

Политическая психология
Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми и вопросы о том, кто, кому и почему должен подчинят

Экономическая психология
Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии. Среди психологов проблемы экономической пс

Этническая психология
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. В истории исследований по этнической и кросскультурной психологи

Методология и методы социально-психологического исследования
Любое исследование, поясняет в своем учебнике А.Л.Журавлев, начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследова

Проблема группы в социальной психологии
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана ка

Основные характеристики группы
К элементарным параметрам любой группы относятся: · композиция группы (или ее состав), · структура группы, · групповые процессы, · групповые нормы и ценности,

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, у

Стихийные группы и массовые движения
При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединен

Социальные движения
Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Со

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за т

Определение малой группы и ее границы
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возн

Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой д

Динамические процессы в малой группе
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально- пси

Образование малой группы
Поскольку реальные малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами,

Феномен группового давления
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Групповая сплоченность
В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический

Процесс принятия группового решения
Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения — одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого реше

Эффективность групповой деятельности
Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффек

Социально-психологические аспекты развития группы
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан

Психологическая теория коллектива
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Важнейший признак коллектива, по А.С.Макаренко, — это не любая совместная деятельность, а социально

Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
Одна из наиболее развернутых попыток сформулировать стадии и ступени развития группы, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А. В. Петровским. Она представляет группу как сос

Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для судеб самой социальной психо

Психология межгрупповых отношений
Первые эксперименты в области межгрупповых отношений были проведены М. Шерифом в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь

Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности
Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет иссл

Общественные отношения и межличностные отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо,

Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Категория «об

Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения) Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обменивают

Средства коммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно по

Невербальная коммуникация
Невербальныйвид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деят

Типы взаимодействий
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий
Бейлс свел все наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «

Точность межличностной перцепции
В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности друг

Межличностная аттракция
Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений
Основоположником психологии отношений в России былА. Ф. Лазурский. Однако свою известность психология отношений получила во многом благодаря трудам В. Н. Мясищева.

Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки
Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе. Для разработки социальной психологии личности большое значение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодействи

Комплексный подход к изучению личности
Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Анализируя особенности современного на

Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности
Социально-психологические представления о личности с позициисубъектно-деятельностного подходасодержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Единым логическим основанием, основной идеей, основ

Деятельностный подход к психологии личности
Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методологических принципов отечественной социальной психологии личности. Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев счит

Стадии процесса социализации
В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации с

Личность и социальная установка
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке со

Система социальных установок
Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую

Иерархическая структура системы социальных установок
С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в извес

Тема 6. Социально-психологические аспекты социальной роли личности
1 Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию [Текст] / Х. Абельс. – Спб: «Алетейя», 2000. – С. 187-243. 2 Андреева, Г.М. Социальная психологи

Тема 8. Изучение процессов влияния группы на поведение личности
1 Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М. МГУ, 1990. – С. 57-102. 2 Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высши

Тема 14. Система отношений как результат социального развития личности.
1 Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М. Аспект пресс, 2001. – С. 211-237. 2 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст

Тема 17. Критерии выделения различных типов личности и методы их диагностики
1 Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно. –М. 2001. – С. 265-311. 2 Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М. Черо, 1997. 3 Ку

Тема 2. Подчинение и самоопределение личности
Факторы подчинения личности. Влияние формальных авторитетов. Экспериментирование с подчинением и самоопределением в тренинговых ситуациях. Студенты участвуют в тренинговом упражнении «Противостояни

Социальная психология шпоры Петрушихина

/ Социальная психология шпоры Петрушихина

В отечественной соц.пси. исследованием сплоченности занимался А.В. Петровский. Он использовал часть единой концепции, названной ранее "стратометрической концепцией групповой активности". Основная идея заключается в том, что структуру малой группы можно представить себе как состоящую из 3 страт (можно рассм. как 3 уровня развития гр. спл.): 1)внешний ур. эмоцион. межличн. отношения(эмоциональная часть); 2) ценностно-ориентационное единство(отношения как совместная деятельность, совпадение ценностей); 3) ур. ядро групп. структуры (разделение целей и мотивов, общность выбора в группе)

Эксперимент А.И.Донцова . Проведен в 14 московских шк. Цель. Выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике. Итог. 2 пласта сплоченности: 1) сплоч. при оценке "эталонного ученика"; 2) при оценке реальных учеников. Вывод. общность оценок реальных учеников выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем регистрируемая как совпадение мнений. Однако. при оценке коллег выше оказалось ценностное представление, чем оценка друг друга. Вывод. эталонный коллега в большей степени оказался общей ценностью, следовательно интеграция группы осуществляется в ходе совместной деят. Итог: возникнув благодаря внеш. обст. малая группа переживает длит. процесс становления в кач-ве псих. общности, т.к. гр. сплоч. развив-ся посредством усвоения ценностей чл. гр.

Билет 20. Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Различия лидера и руководителя: ( Б.Д.Парыгин ):

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Однако, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

К.Левин, Р.Липпит и Р.Уайт проводили эксперимент в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (что речь идет о взрослых руководителях) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: "авторитарный", "демократический" и "попустительский (либеральный)

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчиненных. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.

Методы руководства: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишения льгот. В общении с сотрудниками используются четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненным. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, стимулирует инициативу, информирует коллектив. Общение доброжелательное и вежливое.

Либеральный стиль характеризуется минимальной степенью участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложить свои функции и ответственность на других.

Подчиненные предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Общение с подчиненными руководитель ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов.

Билет 21. Процесс принятия группового решения

Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные.

Разработаны различные методы принятия групповых решений.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. Эта проблема была изучена Левиным.

Эксперимент был осуществлен в США в годы Второй мировой войны. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось кол-во пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались субпродукты, однако домохозяйки отказывались их покупать. Цель эксперимента состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы – выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссию. Было создано 6 групп, нескольким из которых были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по тем же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения, в группах с дискуссиями – 32%.

На лекции домохозяйки слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в групповую норму. Такой эффект стал возможным, потому что решение не было навязано, а было принято самой группой.

В ходе различных экспериментов были выявлены две важные закономерности :

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление разной инф-ции;
2) если решение инициировано группой, то оно явл. логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму.

Формы групповой дискуссии, стимулирующие принятие решения :

«брейнсторминг» («мозговая атака»)

метод синектики (соединения разнородного) и др.

Группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений по решению обсуждаемой проблемы. На этом этапе авторов никто не подвергает критике. На втором этапе вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Считалось, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы.

Можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение должно оказаться усреднением решений отдельных членов группы. Но это положение не подтвердилось в тех случаях, когда в принимаемое решение включало в себя момент риска. Был обнаружен феномен, получивший название «сдвига риска».

В эксперименте испытуемым предлагается набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»); либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность – ценность – высокая («журавль в небе»). Члены групп на первой фазе индивидуально выполняли задания; на второй проводили групповую дискуссию и принимали коллективное решение; на третьей снова принимали индивидуальные решения. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще, и при повторном индивидуальном решение также наблюдался сдвиг в сторону риска.

При групповом решении идет сдвиг в сторону риска (чаще выбирался «журавль в небе»).

Были предложены две гипотезы :

1) сдвиг в сторону риска обусловлен разделением (диффузией) ответственности;
2) риск вообще интерпретируется как ценность в обществе.

Но был обнаружен и обратный эффект: в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности .

Проводимые эксперименты выявили важный факт. при принятии группового решения не обязательно происходит нормализация, решение не всегда явл. «средним».

Групповое решение приводит вообще к «сдвигу выбора», т.е. к поляризации мнений в группе. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами.

Существуют два объяснения поляризации :

1) нормативное – человеку свойственно сравнивать себя с другими, сохраняя при этом позитивный образ «Я». Осуществляется сдвиг в сторону ранее существовавшего мнения.

2) информационное – групповая дискуссия генерирует аргументы; если они в пользу какого-то члена группы, то он еще сильнее склоняется к своему, ранее сущ. мнению, т.е. оно поляризуется. Если же аргументы противоречат ранее сущ. мнению, то оно решительно сдвигается в противоположную сторону, т.е. опять осущ. поляризация.

Сравнение групп, принятия решений и индивидуального :

Установлено, что преимущество того или иного решения зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения. Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «группомыслие» - стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов принятия правильного решения.

Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группомыслия» явл.

очень высокая сплоченность группы

ярко выраженное наличие «мы-чувства»

изоляция группы от альтернативного источника инф-ции

высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы

Феномен «группомыслия» снижает качество групповых решений . т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблемы объективно; группа становится жертвой своего единодушия.

Билет 22. Проблема развития группы в социальной психологии .

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности.

для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их

включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия»

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и «индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов. Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам.

23. Социально-психологическая структура малой группы

Кратко - малая группа - это группа, в которой обществ. отнош. выступают в форме непосредственных личных контактов.

Нижний предел малой гр. до сих пор вызывает споры ученых(диада или триада). в диаде формир. чисто эмоциональный контакт, тогда как в триаде появляется наблюдатель (3ий), что позволяет отличить межличностный конфликт(2оих) от деятельного начала. Но для аппарата математической теории игр подходит в большинстве случаев и диадическое взаимодействие.

Верхний предел Изначально этим пределом считалось "магическое число" 7+2(объем оперативной памяти мозга), предложенное Дж. Миллером. Но это не подтвердилось экспериментально, и на практике показано, что верхним пределом могут быть и 20 человек, а в исследованиях Морено, автора социо-метрической методики, упоминаются группы и по 30-40 человек(шк. классы).

3 Наиболее распространенные классификации . 1) первичные и вторичные; 2)формальные, неформальные; 3) группы членства и референтные группы. 1) Впервые было предложено Ч. Кули. первичные - семья, друзья, соседи; вторичные - общение через посредников(люди, средства связи) 2) Впервые предложено Э. Мэйо. формальные - четко заданы позиции членов, предписанные групп. нормами. Отношения опред. системой ролей и статусов( вертикаль власти); неформальные - складываются стихийно или в форм. гр. нет предпис. ролей и статусов, объединяет их общий интерес. 3) Впервые введена Г. Хайменом. Референтные гр. - такие гр, в кот. индвиды не включены реально, но принимают их нормы. В дальнейшем Г.Келли выделил 2 их функции: сравнительную (гр. как эталон сравнения с ней) и нормативную (для нормативной оценки индивида). В н. вр. реф группа - группа, противостоящая группе членства / возникающая внутри группы членства(особо значимый круг лиц, промежуточный ориентир). Это дает толчок к изучению вопроса о том, почему индивиды покидают свою группу членства( шк. класс, спортивная секция, семья) и начинают ориентироваться не на те нормы, которые в ней приняты.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между индивидами. Особое знач. - 1) положение, занимаемое индвидом в сис-ме коммуникаций. (доступ к инфе, циркулирующей в группе, объем важной инфы,); 2)направленность и интенсивность коммуникаций в группе. Комм. структуры бывают: централизованными (фронтальная, радиальная, иерархическая) ( общение через 1 центрального индивида, что способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач) децентрализованными (цепная, круговая, полная) (равномерное участие в коммуникации, успешное решение сложных, творческих задач)

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индивидами, распред гр. ролей(типичного поведения) Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора, «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. В общем. роли, связанные с решением задач; роли, связанные с оказанием поддержки.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Типы соц. власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. в основе система связей и феномен лидерства.

24. Определение и классификация больших социальных групп.

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Большие группы разделяются на два вида: стихийные(толпа, публика, масса) и устойчивые(профессиональные, гендерные, этнические, возрастные) .

К стихийным группам относятся: толпа, масса, публика. Они различаются по степени организованности.

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

Основные характеристики больших групп:

-Психологический склад (социальный характер, обычаи, традиции, нравы)

- Эмоциональный склад( потребности, интересы)

Способы воздействия в больших группах:

25.Психологические проблемы стихийных групп и массовых движений .

Стихийные гр. - это кратковр. объединения большого числа лиц с различн. интересами, но по опред. поводу и демонстр. совместные действ. Общественное мнение - фактор формирования. Классификация: 1) Толпа(зеваки) - ежеминутна, часто приводит к агрессивным формам; 2) Масса(митинги, манифесты) - более устойчива, лидер заявлен сразу; 3) Публика - масса, собравшаяся ради опред. зрелища(матч, концерт), более менее соблюдает нормы, управляема, но чуть что, сразу "вспыхивает"

Побудитель к действию - сплав сплетен, слухов и суждений, происходит групповое стимулирование действий, личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах:

1) Заражение (интегрирует массы людей - религиозные экстазы, психозы, ритуальные танцы) - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям; шокирующее известие(избыток или недостаток инфы про него) -- взаимное многократное отражение -- паника. Существует стимул заражения, который можно использовать для повышения эффективности воздействия и введения массы в экстаз.(аплодисменты)

2) Внушение( суггестия) - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Суггестор - внушающий, Суггеренд - внушаемый. Явление сопротивления внушающему называется контрсуггестией. Существует обратная зависимость внушения от возраста, чем старще человек, тем хуже он поддается внушению. И чем лучше себя человек чувствует, тем хуже он поддается внушению. Важную роль играет "эффект доверия " - если суггестор обладает опред. для вас авторитетом, ему легче будет вам что-нибудь внушить. Метод создания имиджа - строится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рекламы/политики в том и состоит, чтобы обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа.

3) Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Теория подражания принадлежит Г. Тарду - фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Прогресс и освоение новых технол. происходит путем подражания. Особое значение подр. имеет в развитии ребенка. Исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания(разраб.Н.Миллером, Д.Доллардом и А.Бандурой). А.Бандура описывает 3 способа следования подкрепленному поведению "модели", т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему. (связь механизмов подражания, заражения, внушения)

Соц конфликты - объясн. противореч. между возможными направлениями подражания. Их природа = природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Их анализ позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д.

Социальное движение (в рамках массовых движений) - достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. (за мир, за равноправие, за смещение авторитета и т.п.). Общие черты . 1)база- обществ. мнение; 2) имеет цель; 3) формулируется программа со ст. разработанности; 4) отдает себе отчет в использ. средствах(деньги, насилие); 5) реализуется в проявл. массового поведения(митинги, демонстрации и т.д.). Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. которая и дает импульс возникновению движения.